lybs.ru
Мы все больше становимся хозяевами безвыходного положения. / Флориан Боднар


Книга: Аудит - Усач


Тема 1 АУДИТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ, ЕГО ОБЪЕКТЫ И МЕТОД

1.2. Международные стандарты и национальные нормативы аудита

1.3. Виды аудита и его отличие от ревизии

1.4. Предмет, объекты и метод аудита

1.1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В УКРАИНЕ. ЕГО СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

В условиях формирования рыночных отношений и разнообразия форм собственности возникла необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, что вызвало потребность создания хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудита.

В мировой практике аудит получил широкое распространение. Основной предпосылкой аудита является взаимная заинтересованность предприятия (фирмы) в лице его собственников (акционеров), государства в лице налоговой администрации и самого аудитора в обеспечении реальности и достоверности учета и отчетности.

Аудит является обязательной частью цивилизованного функционирования рыночной экономики каждой страны.

Для решения недоразумений между налоговыми органами и руководящими структурами, представляющими интересы собственников по повышению эффективности производства, государственного контроля уже было недостаточно, ведь он защищал лишь интересы государства. Это стало толчком к возникновению независимого контроля, который получил название аудита (от. лат. audio - тот, что выслушивает), то есть такого, что выслушивает отчеты должностных лиц. Аудиторы стали нужны и незаинтересованному стороне - суда, арбитража, которые отстаивали справедливость.

Развитию аудита способствовало также разграничение функций и интересов предпринимателей (менеджеров, администрации, управленцев), когда владелец для руководства своими предприятиями начал нанимать специальный аппарат управления. Для предупреждения недостатков, злоупотреблений, сокрытие затрат и доходов, неправильного распределения прибылей, умышленного присвоения их наемными управляющими владельцы вынуждены прибегать к проверке финансовой отчетности независимым аудитором.

Аудит является независимой экспертизой финансовой отчетности коммерческих предприятий уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью подтверждения ее достоверности для государственных налоговых органов и собственников. Другими словами, аудит - это оказание практической помощи руководству и экономическим службам предприятия относительно ведения дел и управления его финансами, а также по налаживанию бухгалтерского финансового и управленческого учета, предоставление различных консультаций. Аудит также позволяет дать оценку имущества во время приватизации и при акционировании предприятий различных форм собственности.

Аудит, кроме того, охватывает такими основными вопросами: проверка коммерческой и хозяйственно-финансовой деятельности субъектов хозяйствования, финансовой отчетности с точки зрения правильности составления и реальности объявления налогооблагаемой прибыли, а также соблюдения ими действующего законодательства.

По определению Роя Доджа, "аудит - это увлекательный предмет; жаль только, что большой объем официальных публикаций АРС* настолько усложнил... Аудитор не должен быть детективом или заранее быть уверенным, что что-то неправильно. Он не отвечает за халатность ответственного руководителя, который передал ему информацию за отсутствия подозрительных обстоятельств" [30, с. 16, 47].

Выдающийся американский ученый и практик Роберт Монтгомери одним из первых осознал необходимость издание практических пособий и учебников по аудиту. В 1912 г. он опубликовал первую в США книгу по теории и практике аудита, которая выдержала одиннадцать изданий.

Аудитор - чрезвычайно интересная и популярная профессия. Известно, что пальма первенства по вопросам учета принадлежит Италии, а с аудита - Англии, где был создан институт контролеров (аудиторов). Его основная цель - обеспечение финансовой отчетности.

Г. Адамс, автор книги "Основы аудита", приводит классическое высказывание, что касается аудита. Оно неоднократно цитируемое многими учеными, но заслуживает того, чтобы упомянуть его еще раз: "Без аудита нет надежности счетов. Без надежности счетов нет контроля. А без контроля что стоит власть?" [18, с.18].

Первое упоминание об аудиторах относится к 1299 г. С 1844 г. в Великобритании издана серия законов о компаниях, согласно которым последние были обязаны один раз на протяжении года приглашать независимого бухгалтера (аудитора) для проверки и подтверждения отчетности и отчета перед акционерами. Аналогичные решения относительно обязательного независимого аудита было принято во Франции (1867 г.), США (1887 г.), Германии (1931 г.).

Палата лордов (Великобритания) в деле Сараго против Touche Ross (1990) дала такую трактовку роли аудитора: "Функция аудитора сводится к подтверждению, насколько это возможно, того, что финансовая информация о делах компании, представлена ее директорами, точно отражает состояние дел, чтобы, во-первых, защитить саму компанию от последствий необнаруженных ошибок или возможных злоупотреблений и, во-вторых, подать акционерам надежную информацию для изучения ведения дел компании и выражение их коллективных полномочий относительно вознаграждения или отзыва тех, кому было доверено ведение дел". Вместе с тем отмечалось, что "ответственность за представление финансовой отчетности, которая дает правильную и объективную информацию о финансовом состоянии компании, непосредственно возложена на ее директоров. Роль аудиторов заключается в предоставлении владельцам компании независимого отчета о составления баланса и отчетности по прибылям и убыткам, а также о том, дают ли эти документы правильную и объективную информацию о состоянии дел компании на конец финансового года и о ее прибылях и убытках за этот год. их роль, таким образом, скорее исследовательская, чем творческая" [18, с. 18].

Решение по делу Сараго подтвердило, что аудитор не отвечает перед компанией и ее акционерами как организацией в целом. Аудитор не несет ответственности за результаты проверки перед индивидуальными акционерами или другими третьими лицами, он несет ответственность только перед теми людьми, с которыми заключен договор, так как выплачивает вознаграждение аудитору компания, которая находится с ним в договорных отношениях.

Аудиторские услуги широко используют правительства, деловой мир и неприбыльные организации. Теперь в США работают более 45 тыс. аудиторских фирм. Количество занятых в фирме людей колеблется от одного до нескольких тысяч человек. При этом аудиторские фирмы можно сгруппировать в 4 категории: Большая шестерка, другие национальные фирмы, крупные местные и региональные фирмы, малые местные фирмы. Шесть крупнейших американских аудиторских фирм часто называют Большой шестеркой, каждая из них имеет офисы во всех крупных городах США и во многих городах мира, доход, превышающий 500 млн долл. США и значительно больше в других странах. Нью-йоркский персонал одной из этих фирм насчитывает свыше тысячи специалистов.

Фирмы ведут между собой конкурентную борьбу. Каждая из них имеет связь с фирмами в других странах, а потому имеет международный потенциал.

К организационной иерархии в типичной аудиторской фирме принадлежат партнеры, менеджеры, контролеры, старшие или ответственные аудиторы^ и помощники. Новый работник (служащий) конечно начинает как помощник и работает на протяжении двух-трех лет на каждой ступени, пока не получит статуса партнера.

Начиная проверку на предприятии, независимый аудитор получает от его руководства финансовые и другие отчеты, которые содержат прогноз руководства о экономические события. Аудитор начинает свою работу с анализа этих прогнозов. Задача анализа - подтвердить или опровергнуть данные.

Зарубежный опыт показывает, что аудит является обязательным атрибутом рыночной экономики любой страны./Развитие аудита в Украине начался после принятия Закона "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 г. Согласно этого Закона, аудит - это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам. Однако, к сожалению, аудит в Украине еще не получил широкого внедрения. Поэтому в период становления рыночных отношений следует тщательно анализировать зарубежный опыт и применять его на практике с учетом конкретных национальных интересов. Изучению этой проблемы должно помочь как зарубежная, так и отечественная литература, которая аккумулирует такой опыт западных и отечественных аудиторских фирм.

Обязательный аудит в Украине было проведено за 1994, 1995 pp. всеми субъектами предпринимательской деятельности. Это в определенной степени положительно повлияло на решение проблемы адаптации аудиторства в Украине. Однако, начиная с 1996 p., проведение обязательного аудита было отменено большинства субъектов хозяйствования.

Определенный опыт проведения аудита у нас уже накоплен. Это касается прежде всего предприятий, которые приватизируются, а также кор-поратизації, экспертной оценки имущества субъектов предпринимательской деятельности, проверок финансового состояния субъектов хозяйствования, которые переходят на эмиссию ценных бумаг или берут банковские кредиты и т.д.

Согласно принятому в 1995 г. Закона Украины "О научной и научно-технической экспертизе" аудиторы должны дать научно обоснованную оценку результатов аудиторского исследования и научно-технической экспертизы.

К проблемным вопросам аудита следует отнести:

* недостаточное количество методических разработок по аудиторского контроля;

* отсутствие достаточного опыта аудиторской деятельности;

* недостаточное количество квалифицированных аудиторских кадров, а отсюда - и неосвоенный рынок аудиторских услуг;

* отсутствие типовых форм документов по аудиту;

* отсутствие методических рекомендаций по вопросам компьютеризации аудита и т.д.

Вместе с тем внедрение аудита в сферу предпринимательской деятельности имеет в целом для государства существенные преимущества по сравнению с другими формами финансово-хозяйственного контроля, в частности:

* значительная экономия государственных средств, которые тратятся на содержание контрольно-ревизионного аппарата;

* поступление дополнительных средств в бюджет за счет уплаты аудиторскими фирмами (аудиторами-предпринимателями) налогов;

* независимость, конкурентная борьба, профессионализм аудиторов, что способствует повышению качества проверок;

* возможность выбора аудитора заказчиком и т.д.

Аудит призван оказывать помощь представителям страховых компаний, бирж, акционерных обществ, совместных предприятий, коммерческих банков, различных иностранных фирм.

Цель аудита - содействие эффективности работы, рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предпринимательской деятельности для получения максимальной прибыли.

Основными задачами аудита являются:

* проверка финансовой отчетности, расчетов, деклараций и других документов для установления их достоверности и соответствия совершенных хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству;

* выявление и предупреждение (профилактика) нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

* реальность определения финансовых результатов;

* оценка эффективности внутреннего контроля;

* предоставление консультационных услуг по вопросам учета, анализа, права, менеджмента, маркетинга, финансов и т.д.

Если аудитор считает, что поданная отчетность необъективна, или если не может сделать какого-либо вывода (например, из-за нехватки собранных данных), то он обязан уведомить об этом пользователей в своем заключении. Пользователей финансовой (бухгалтерской) информации показано в табл. 1.1. Чтобы правильно интерпретировать значения информации, полученной в процессе аудита, необходимо понимать, что представляет собой бизнес клиента и его отраслевые особенности.

Так, аудит подрядного строительства не может быть выполнено достаточно аккуратно без понимания особенностей этой работы. Невозможно представить себе аудит клиента, который занимается строительством жилья, без знания особенностей строительного производства, а также бухгалтерского учета работ по принципу процентного степени готовности.

1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ АУДИТА

Работа аудитора ведется согласно документов, объединенных в две группы:

а) государственные законодательные акты;

б) аудиторские стандарты (нормативы) и другие регулятивы.

По поручению совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ) Комитет международной аудиторской практики (КМАП) занимается выпуском международных нормативов аудита и сопутствующих работ. В каждой стране должно осуществляться локальное регулирование международных нормативов в соответствии с практикой, сложившейся во время аудита финансовой информации. Такое регулирование может отображаться в национальных нормативах.

Нормативы по услугам аудиторов КМАП выдает в двух сериях: международные нормативы аудита (МНА); международные нормативы сопутствующих аудиту работ (МНА/СР). Аудит проводится для того, чтобы сформировать объективное мнение о системе учета и финансовую отчетность предприятия. В Великобритании, например, нормативы называют нормами, но есть и стандарты аудита.

Аудит должен проводится согласно международных нормативов и международных норм этики профессий бухгалтеров, утвержденных МФБ.

Национальные нормативы аудита, в зависимости от вида аудита подразделяют на национальные нормативы внешнего аудита (ННЗА) и национальные нормативы внутреннего аудита (ННВА). За основу при создании национальных нормативов берутся международные нормативы. Эти нормативы применяют независимо от того, прибыльное или убыточное предприятие, к какой форме собственности оно относится.

Аудиторские стандарты нужны потому, что они позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на должном уровне, заставляют аудиторов постоянно повышать свой научный и профессиональный уровень.

В отличие от стандартов, нормы не предусматривают основных принципов, но содержат указания относительно процедур (например, относительно подготовки аудиторских отчетов). Нормы должны быть убедительными, но без директивного характера. Аудиторы могут не придерживаться норм, но всегда должны объяснить, почему они так делают.

КМАП несет ответственность за выпуск международных нормативов аудита и сопутствующих работ, в том числе за содержание и форму аудиторских отчетов. КМАП считает, что выпуск таких нормативов и их использование будут способствовать обеспечению однородности аудиторской практики, других услуг во всем мире. КМАП при поддержке совета МФБ стимулирует применение этих нормативов в аудиторской практике всех стран. Опубликованные в разных странах мира нормативы отличаются по содержанию и форме. КМАП изучает, обобщает и выпускает нормативы с таким расчетом, что они будут приняты международным сообществом.

Во время аудита финансовой информации или при выполнении сопутствующих работ аудитор должен придерживаться международных норм этики, принятых МФБ.

В разделе МНА "Ответственность за финансовые отчеты" отмечается, что хоть аудитор представляет свое суждение о финансовые отчеты, однако конкретная ответственность за их качество лежит на управленческом аппарате объекта. Эта ответственность предполагает точность или адекватность учетных проводок, внутреннего контроля и т.п.

Во время проведения аудита следует придерживаться основных правил этики профессиональных аудиторов, установленных МФБ. Аудитор должен быть прямолинейным и честным, объективным и не поддаваться давлению со стороны кого-либо, то есть быть полностью независимым, сохранять конфиденциальность информации, иметь необходимый уровень компетентности, знаний, опыта. Аудитору следует воздерживаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетентности.

Под стандартами аудита понимают основные принципы, которых следует придерживаться во время аудиторских проверок. Это помогает аудиторам в выполнении их обязанностей. Аудиторскими стандартами предусмотрены требования к выводам, в которых должны отображаться такие профессиональные качества, как независимость и компетентность.

В общих стандартах, например, отмечается, что проверку осуществляет лицо, которое обладает профессиональными способностями, имеет соответствующую техническую подготовку, соблюдает конфиденциальность, оказывает профессиональное усердие и настойчивость. Кроме того, стандартами оговорено, что аудиторская деятельность должна быть тщательно спланирована. При этом аудитор обязан изучить состояние внутрихозяйственного контроля (внутреннего аудита), что поможет лучше спланировать процедуры осуществления аудита.

Особое значение придается стандартам выводов. В них прежде всего излагается информация о том, что баланс и финансовая отчетность поданные в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского финансового учета и финансовой отчетности. Каждый стандарт характеризуется лаконичностью. Общие требования к структуре стандарта должны включать: вступление, основное содержание, практическую направленность.

Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуется аудитор при проведении проверки: подготовка к проверке, сбор достоверных данных, оценка средств внутреннего аудита. Информация, представленная в аудиторском отчете, должна быть четкой и понятной, необходимой, компетентной, правдивой, объективной.

Решением Аудиторской палаты Украины (АПУ) № 73 от 18.12.1998 г. утверждено 32 национальных нормативах аудита.

Согласно ст. 14 "Полномочия АПУ" раздела III "АПУ" Закона Украины "Об аудиторской деятельности" утверждение норм и стандартов аудита является исключительным правом АПУ и является обязательным для соблюдения предприятиями и организациями. В национальных нормативах аудита преимущественно используется терминология стандартов аудиторов Международной федерации дипломированных бухгалтеров, в связи с чем могут быть разногласия со сроками действующего законодательства и нормативно-правовыми актами Украины.

Начиная с 1 января 1999 г. отменяется действие временных нормативов аудита.

Годовая финансовая отчетность и информация, которая в ней содержится, необходимые и широкому кругу потребителей. Много потребителей финансовой отчетности, что подтверждается аудитором, используют ее как основной источник получения доказательной информации о бизнесе предприятия, поскольку они не имеют практической возможности получить нужную дополнительную подробную информацию. Аудитор подтверждает финансовую отчетность готовится в соответствии с действующей инструкцией по составлению финансовой отчетности в соответствии с международными учетными стандартами (ГОС) или другими имеющимися требованиями к финансовой отчетности, которая должна быть представлена пользователям и расцениваться как финансовая отчетность. Во время проведения аудита аудитор дает высокую, но не абсолютную гарантию того, что проверенная информация не содержит существенных ошибок. Это формулируется в аудиторском отчете как позитивная, разумная гарантия.

Целью аудита финансовой отчетности является высказывание аудитором вывода о том, отвечает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах инструкциям, которые регламентируют порядок подготовки и представления финансовых отчетов.

Во время окончательного формирования аудиторского заключения аудитор получает аудиторские доказательства, дающие ему возможность выработать окончательную мысль, которая будет положена в основу аудиторского заключения.

Аудиторское заключение о надежности финансовой отчетности дает ее пользователям высокую, но не абсолютную аудиторскую гарантию, поскольку последняя недостижима через следующие причины: необходимость суждения, использование выборочных тестов, неполная гарантированность самой системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также то, что большинство имеющихся аудиторских доказательств имеет скорее заверю-вальный, а не убедителен, утвердительный характер. Норматив № 2 "Основные требования к аудиту" определяет требования к аудиту, что их должны неукоснительно, без каких-либо исключений выполнять аудиторы при проведении аудита. Это требования двух основных групп: этические и методологические. Методологические принципы могут в отдельных случаях иметь необязательный характер.

Этические профессиональные требования: независимость, объективность, компетентность, конфиденциальность, доброжелательность.

Методологические требования планирования аудита: обоснованность оценки значимости аудиторских доказательств и систем внутреннего контроля; целесообразность выбора методики и техники аудита, определение критериев существенности и достоверности, соблюдение методики оценки риска и выборочной проверки данных; анализ информации и формулировка выводов; ответственность за сделанный вывод; соблюдение порядка документального оформления; взаимодействие аудиторов; обоснование использования результатов работы другого аудитора или специалиста другой отрасли; полное информирование клиента; контроль качества работы аудитора. Причем требуется документальное оформление всех вопросов, которые аудитор считает важными с точки зрения доказательности факта выполнения процедур аудита, обоснованности принятых решений и оценок, а также того, что аудит проводился в соответствии с требованиями национальных нормативов аудита или иных стандартов и правил.

1.3. ВИДЫ АУДИТА И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ РЕВИЗИИ

Различают аудит добровольный и обязательный. Добровольный (инициативный) аудит проводится по заказу заинтересованной стороны, когда проверку не предусмотрено в установленном порядке.

Обязательный аудит проводится в соответствии с законом, то есть предприятие-заказчик обязано приглашать аудитора для проверки финансово-хозяйственной деятельности. По Закону Украины "Об аудиторской деятельности" и дополнениями к нему установлен объем и порядок осуществления обязательного аудита, а также определен перечень предприятий, подлежащих обязательной аудиторской проверке. Обязательный аудит направлен на защиту интересов предприятий и государства от преднамеренного искажения показателей бухгалтерского баланса и финансовой отчетности субъектов предпринимательской деятельности.

Обязательный аудит можно назвать регламентированным, так как его проведение обусловлено законодательными и нормативными актами, в которых определены категории предприятий, подлежащих обязательной аудиторской проверке (по данным годового отчета о финансово-хозяйственной деятельности перед представлением аудиторского заключения в налоговой администрации, при получении банковского кредита; перед эмиссией ценных бумаг эмитент, согласно правилам Национального банка Украины, подает аудиторское висновокпро свое финансовое состояние и т.д.).

Аудит делится на внутренний и внешний.

Внутренний аудит - независимая оценка деятельности предприятия, определение его платежеспособности и предотвращению банкротства. За внутренний аудит отвечает само предприятие или один из его отделов, то есть контрольный орган предприятия. Руководитель такого контрольного органа (или внутренний аудитор) подчинен руководству предприятия. Внутренний контрольный орган осуществляет аудиторские проверки на самом предприятии или в его подразделениях.

Общую характеристику внутреннего аудита представлены на рис. 1.1.

Будучи на полном содержании предприятия, этот контрольный орган (или сам внутренний аудитор) должен доказать необходимость своего существования, для чего он призван способствовать повышению эффективности работы предприятия, обеспечению его рентабельности и укреплению финансового состояния. Цель внутреннего аудита - совершенствование организации и управления производством, выявление и мобилизация резервов его роста.

Внутренние аудиторы предоставляют своему предприятию результаты анализа, рекомендации, советы. Они работают как в государственном, так и в частном секторе.

Внутренний аудит осуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческого, технологического или финансового соглашения в процессе ее прохождения и после завершения. Он дает экспертную научно обґгрунто-вану оценку хозяйственным операциям и процессам.

Внутренние аудиторы осуществляют проверку внутренней отчетности так же, как внешние аудиторы проверяют внешние финансовые отчеты. Поэтому в проведении внутренних проверок нет существенных различий.

Некоторые виды деятельности внутренних аудиторов называются операционным аудитом. Операционный аудит (аудит результатов, или управленческий аудит) - это изучение аудиторами операций компании с целью сформулировать рекомендации относительно экономического использования ресурсов, эффективного достижения целей. Цель операционного аудита - помочь руководителям в выполнении их обязанностей. Результатом этого может быть увеличение рентабельности компании.

Таким образом, внутренние аудиторы рассматривают операционный аудит как составную внутреннего аудита. Внешние аудиторы определяют его как вид консультаций по вопросам управления, предоставленных негосударственными бухгалтерскими фирмами.

Внутреннему аудитору целесообразно обеспечить сотрудничество с юрисконсультом по вопросам соблюдения законов, положений, инструкций и других нормативных актов, регламентирующих деятельность предприятия.

Задачи, принципы организации и основы проведения внутреннего аудита определены следующими нормативно-правовыми актами: Законами Украины "Об аудиторской деятельности", "О бухучет и финансовую отчетность в Украине", Указами Президента Украины, постановлениями Верховной Рады, Кабинета Министров по вопросам учета и контроля, Положениям (стандартам) бухгалтерского учета, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, решением Аудиторской палаты Украины об утверждении Национальных нормативов аудита и Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины, Инструкцией о порядке проведения инвентаризации, Положением о ведении кассовых операций и т.д.

Если о внутреннем аудите в Украине ведутся разговоры только в теоретическом аспекте, то внешний приобретает широкого внедрения. Внешний аудит преимущественно проводится аудиторской фирмой (аудитором-предпринимателем) по договору с предприятием-заказчиком о выполнении независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности и разработку предложений по финансовой стратегии и повышения эффективности хозяйствования. Возможность использовать результаты внутреннего аудита способствует уменьшению объема работы внешнего аудитора по вопросам:

* проверка документации и оценка работы системы учета и контроля;

* проверка соответствия данных предприятия-заказчика и независимого контроля.

Если внутреннему аудиту оказано доверие, то следует определить, в какой мере можно на него положиться, принимая во внимание:

* уровень внутреннего риска аудита относительно тестируемых позиций;

* необходимый уровень заключения;

* квалификации аудиторского персонала фирмы, которую проверяют. Внешний аудитор должен убедиться, что рабочие документы внутреннего аудита, данные которого он использует, ведутся по приемлемой форме.

Международный норматив аудита констатирует, что функция внутреннего аудита является частью системы управления предприятием и не может отвечать критерию независимости, который является основным [15, с. 55]. Основные различия между внутренним и внешним аудитом показано в табл. 1.2.

Различия между аудитом и ревизией. В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит и ревизию. Они являются составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит и ревизия рассматривают один предмет (финансово-хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя), а также используют общие методические приемы и процедуры контроля, их цель - выявление негативных явлений в производственной и финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, их устранения и предотвращения в будущем. Объектами контроля для них есть одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового учета, балансы и финансовая отчетность субъектов предпринимательской деятельности.

Общим для них является то, что они обосновывают свои выводы документально проверенными доказательствами.

Вместе с тем, между аудитом и ревизией существуют существенные различия.

Аудит - независимая проверка балансов и финансовой отчетности субъектов хозяйствования с целью получения выводов. Выводы аудитора является взвешенным и обоснованным доказательством при разрешении имущественных конфликтов в арбитражном и народном судах между собственником и его контрагентами. Аудит дает возможность субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать повышение эффективности и расширение сфер влияния предпринимательских структур, развитие маркетинга и коммерческой деятельности как на внутреннем, так и на международном рынках, помогает избежать банкротства. Аудиторское подтверждение об устойчивом финансовом состоянии предприятия обґгрунтовує потребность в кредитах и предоставляет право на выпуск акций.

Во время ревизии исследуется финансово-хозяйственная деятельность предприятий в статике после завершения хозяйственных процессов (преимущественно, не менее одного раза в два года). Функции ревизии (по сравнению с аудитом) ограничиваются интересами собственника, от имени которого проводится ревизия. Основной целью ревизии является поиск и фиксация фактов злоупотреблений с обязательным уведомлением управляющей организации и правоохранительным органам. Как правило, ревизоры осуществляют проверки с позиций соблюдения законности хозяйственных операций, не вникая в определение перспектив деятельности. Результаты ревизии сообщают трудовому коллективу для принятия мер по ликвидации выявленных недостатков.

Ревизия назначается распоряжением управляющего организации. Результаты ревизии оформляются актом ревизии.

Для проведения аудита между собственником-заказчиком и аудиторской фирмой (аудитором-предпринимателем) - исполнителем заключается договор. Результаты аудита оформляются аудиторским отчетом или аудиторским заключением.

1.4. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОД АУДИТА

По смыслу аудит как одна из форм финансового контроля включает экспертную оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского финансового учета, финансовой отчетности, а также оказания аудиторских услуг и связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовой отчетности, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, финансов, управления трудовыми ресурсами и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности юридических и физических лиц.

Аудит направлен на регулирование процесса воспроизводства общественно необходимого продукта. Он изучает производительные силы и производственные отношения на всех стадиях расширенного воспроизводства (производство, распределение, учет и потребления) общественное необходимого продукта с целью выявления противоречий и их своевременного регулирования со стороны общества.

На стадии производства аудит исследует эффективность использования труда, предметов и средств, соответствие их действующему законодательству и нормативно-правовым актам. При этом изучаются организация производства, прогнозирования, эффективность труда, расходовании средств на ее оплату, а также соблюдение технологической и трудовой дисциплины, рациональность использования рабочего времени, эксплуатации машин и механизмов и предметов труда как в отдельной отрасли, так и в народном хозяйстве Украины в целом.

Следовательно, к предмету аудита привлекаются все стадии процесса воспроизводства общественно необходимого продукта и их нормативно-правовое регулирование.

На стадии распределения общественное необходимого продукта аудит направлен на проверку его использования с целью удовлетворения потребностей общества, то есть на возмещение затрат использованных средств производства, распределение и перераспределение созданного продукта. На этой стадии предмет аудита распространяется на все звенья народного хозяйства.

На стадии обмена общественное необходимого продукта предмет аудита включает договорные отношения, операции относительно сбыта и заготовок, расчетов и удовлетворения спроса на необходимые товары народного потребления. Следовательно, на стадии обмена проверке подлежат все формы оборота общественно необходимого продукта в соответствии с законами рыночной экономики.

На стадии потребления общественно необходимого продукта (завершающей стадии) аудит проверяет производственное потребление, связанное с восстановлением и расширением производственных фондов и удовлетворением общественных потребностей. Здесь аудит выявляет диспропорции в удовлетворении потребностей населения и противоречия, вызванные нарушением нормативно-правовых актов в процессе удовлетворения личных потребностей.

Таким образом, предметом аудита является процесс расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, достоверность отражения его в системе бухгалтерского учета и отчетности, а также исследования эффективности деловой активности с соблюдением действующего законодательства.

Другими словами, предметом аудита является состояние экономических, организационных, информационных и других характеристик системы, что находится в сфере аудиторской оценки.

Предмет аудита имеет много общего с предметом экономического анализа, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Объекты аудита. Предмет аудита конкретизируется его объектами. Объектами аудита являются юридические и физические лица, при этом проверке подлежат отдельные хозяйственные средства и процессы, совокупность которых характеризует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий и отдельных должностных лиц за соответствующий период, что составляет понятие объектов контроля. К объектам можно отнести и экономические процессы, материально-техническое снабжение, производство, сбыт продукции, производительность труда, себестоимость, прибыль и т.д.

Есть сложные и простые объекты исследования. К простым относятся объекты, которые содержат несколько элементов. Например, товарная продукция является простым объектом для контроля, но ей присущи такие элементы: качество, ассортимент, конкурентоспособность на рынке, эстетическая привлекательность и т.д. К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которая подлежит исследованию. Например, автоматизацию технологического процесса относят к сложным объектам аудита, на входе которых известны затраты на внедрение, а на выходе - произведенная продукция. Но те элементы, которые характеризуют ее, то есть факторы, влияющие на результативные показатели (эффективность новой техники), можно установить при дальнейшем исследовании с применением методов экономического анализа.

Таким образом, предмет аудита имеет свою конкретизацию в объектах, характеризующихся контролирующими параметрами.

Метод аудита. Метод аудиторской деятельности сформировался в системе прикладных экономических наук, кроме того, он характеризуется использованием общенаучных методов исследования, основанные на философских принципах.

Метод (от гр. methodos - исследование) - это прием исследования, который определяет подход к объектам, которые исследуются, то есть путь научного познания и установления истины.

Общенаучными методами являются: анализ и синтез, Индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, системный анализ, функционально-стоимостной анализ и т.д.

Анализ - это метод исследования, который касается изучения предмета путем расчленения его на составляющие, каждая из которых анализируется (изучается отдельно в рамках одного целого (аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

Синтез (от гр. sinthesis - соединение, сочетание, составление) - метод исследования объекта в его целостности, в единстве его частей (аудит выполнения договоров на поставку товарно-материальных ценностей).

Индукция (от гр. induction - наведение) - метод исследования, по которому общий вывод составляется на основании ознакомления не со всеми признаками, а лишь с частью их, то есть способом выведения заключений от частного к общему (аудит издержек обращения осуществляется прежде всего по данным аналитического учета, а затем - синтетического учета).

Дедукция (от лат. deduction - выведение) - метод исследования, при котором сначала изучается состояние объекта в целом, а затем состояние его составных элементов, то есть делают выводы от общего к частному (аудит финансовых результатов сначала проводится по данным синтетического учета, а потом - аналитического учета).

Аналогия - прием научных выводов, с помощью которого достигается познание признаков субъектов на основе их сходства с другими. Метод аналогии, основываясь на сходстве некоторых сторон разных объектов, является основой моделирования.

Моделирование - способ научного познания, который основывается на замене объекта, что изучается, на его аналог, модель, содержит существенные приметы оригинала (например, стандарты).

Абстрагирование (от лат. abstrahere - отвлекать) - прием отвлечения, способом абстракции переходят от конкретных объектов к общим понятиям (с проверкой состояния сохранности материальных ценностей на отдельных складах, абстрагируясь, делают выводы по оптовой базы в целом).

Конкретизация (от лат. concretus - густой, твердый) - исследование состояния объектов за определенными конкретными условиями их существования (выявление недостач в отдельных магазинах).

Системный анализ - изучение объекта как совокупности элементов, образующих систему. В аудите системный анализ предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Он дает возможность применить системный подход к оценке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия (анализ систем для исследования объектов в условиях неопределенности).

Функционально-стоимостный анализ - изучение объектов на стадии подготовки производства, которая включает проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности технологических процессов и т.д.). Существуют также собственные методические приемы аудита, которые можно объединить в группы: органолептические, расчетно-аналитические, документальные, обобщения и реализации результатов аудита.

Органолептические методы (от гр. organon - орудие, инструмент) - это инвентаризация, контрольные замеры, выборочные и сплошные наблюдения, технологический и химико-технологический контроль, экспертизы, служебные расследования, эксперимент.

Инвентаризация - проверка состояния объектов органолептическим способом, то есть проверка наличия и состояния объекта путем осмотра, подсчета, взвешивания, обмера и т.п. Практически инвентаризация - это проверка фактического наличия запасов, сырья, готовой продукции, товаров и других ценностей, которые сопоставляются с данными бухгалтерского финансового учета и устанавливается результат - недостача, излишек, пересортица, естественная убыль.

Контрольные замеры работ - прием фактического контроля за соблюдением норм расходования сырья и материалов в производстве, на строительстве, транспорте и т.д.

Чаще всего контрольный замер применяется для проверки фактически выполненных и сданных по акту сдачи-приемки строительно-монтажных работ (при этом устанавливают экономию или перерасход строительных материалов).

Выборочные наблюдения - приемы статистического наблюдения качественных характеристик хозяйственного процесса (при определении дефектов товаров, поступивших в торговлю).

Сплошные наблюдения - приемы статистического наблюдения фактического состояния объектов (хронометраж норм выработки, использования рабочего времени за отчетный период).

Технологический контроль - контроль качества продукции, ее соответствия техническим условиям (контрольный запуск сырья и материалов в производство, применяется для проверки оптимальности технологии производства, обоснованности норм расхода материалов и полноты выхода готовой продукции).

Химико-технологический контроль - контроль качества сырья и материалов, используемых в производстве продукции, а также качественных характеристик (способом лабораторного анализа устанавливают и вкусовые качества продуктов питания).

Экспертизы - экспертные оценки, применяемые криминалистическими, судебно-бухгалтерскими, товарознавчими и другими экспертизами, когда в составе аудиторов нет соответствующих специалистов или когда по выявленным аудитом злоупотреблениями возбуждено уголовное дело.

Служебное расследование - совокупность приемов проверки соблюдения должностными лицами и рабочими или служащими нормативно-правовых актов (применяется при изучении нарушения действующего законодательства).

Эксперимент - научно поставленный опыт с целью аудита для проверки результатов процессов, планируемые или выполненные (эксперимент проводится по четко определенными условиями, которые дают возможность следить за ходом запланированного процесса).

Во время аудита также используют расчетно-аналитические методы (статистические расчеты, экономико-математические методы, экономический анализ и т.д.).

Экономический анализ - это система приемов для раскрытия причинных связей, обусловливающих результаты явлений и процессов (средние и относительные величины, группировки, индексный метод, коэффициенты автономии, долгосрочного привлечения средств, маневрирования собственными средствами предприятия, накопления амортизации, реальной стоимости основных средств, коэффициенты ликвидности (платежеспособности) и др. Статистические расчеты применяются при необходимости воспроизведения реальных количественных отношений (с их помощью рассчитываются коэффициенты трудового участия членов бригады, коэффициенты использования оборудования, ритмичность выпуска продукции и т.д.).

Экономико-математические методы применяются при определении влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии проектирования (оптимизация маршрутов перевозки грузов автомобильным транспортом и т.д.).

В аудите также используют документальные способы проверки - исследование документов, сплошное и несплошное (выборочное) наблюдение, группировка недостатков, формальную и арифметическую проверку документов, нормативную (юридическую) оценку документально оформленных хозяйственных операций, логическую проверку, встречную проверку, балансовый метод, сравнение, оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского финансового учета и т.д. При этом источниками информации являются: первичные документы, в том числе технические носители информации, реестры синтетического и аналитического бухгалтерского финансового учета (книги, журналы, оборотные ведомости, накопительные и разработочные таблицы, Главная книга, оборотная ведомость по синтетическим счетам и др.); финансовая, налоговая, статистическая и оперативная отчетность и пр.

Исследование документов - способ документальной проверки достоверности и целесообразности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативно-правовым актам.

При сплошном способе проверке подлежат все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета и финансовой отчетности (денежные документы и средства, выписки со счетов в банках, ценные бумаги и векселя, собственный капитал, расчеты по налогам и платежам, доходы, товарные потери и результаты деятельности, финансовая отчетность).

Несплошное наблюдение (выборочная проверка) характеризует всю совокупность единиц по результатам обследования определенной ее части (выборочной совокупности), отобранной случайным образом по правилам научной теории выборки.

Обобщение и реализация результатов аудита - совокупность приемов синтезирования результатов аудита и принятие соответствующих решений по исправлению недостатков и предотвращения их повторения в будущем (группировка недостатков и правонарушений, экономическое обоснование, систематизация недостатков в заключении аудитора, решений по результатам аудита).

Итак, метод аудита - это совокупность приемов и способов аудита за процессами расширенного воспроизводства национального продукта и соблюдение его законодательного и нормативно-правового регулирования в условиях рыночной экономики.

Контрольные вопросы

1. Что такое аудит?

2. Когда началось развитие аудита в Украине?

3. Каковы перспективы развития аудита в Украине?

4. Какова цель аудита?

5. Какие основные задачи аудита?

6. Что понимается под стандартами аудита?

7. Что такое рабочие стандарты аудита?

8. Кем и когда утверждены национальные нормативы аудита, сколько их есть?

9. Что такое добровольный аудит?

10. Дайте характеристику обязательного аудита.

11. Чем отличается внутренний аудит от внешнего?

12. Что общего аудита и ревизии?

13. Какие отличия между аудитом и ревизией?

14. Дайте определение предмета аудита.

15. Что относится к объектам аудита?

16. Что такое метод аудита?

17. Какие методы относятся к общенаучных методов аудита?

18. Какие Вы знаете собственные и методические приемы аудита?

19. В чем заключается сущность инвентаризации?

20. В чем заключается сущность сплошного способа проверки документов.

21. Какие хозяйственные операции подлежат сплошной проверке?

Книга: Аудит - Усач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аудит - Усач
2. Тема 1 АУДИТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ, ЕГО ОБЪЕКТЫ И МЕТОД
3. Тема 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4. Тема С ПЛАНИРОВАНИЕ, СТАДИИ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА
5. Тема 4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
6. Тема 5 АУДИТОРСКИЙ РИСК
7. Тема 6 ОШИБКИ И ПРОЦЕССЫ ОБМАНА
8. Тема 7 АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
9. Тема 8 АУДИТОРСКИЕ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
10. Тема 9 ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА
11. Тема 10 АУДИТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
12. Тема 11 АУДИТ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
13. Тема 12 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
14. Тема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
15. Тема 14 ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТУТема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
16. Тема 15 ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ
17. ЛИТЕРАТУРА

На предыдущую