lybs.ru
Не все у нас покупается, ведь практически все уже куплено. / Александр Перлюк


Книга: Аудит - Усач


Тема 8 АУДИТОРСКИЕ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ

8.2. Содержание и форма рабочих документов

8.3. Конфиденциальность и владение рабочими документами, порядок их хранения

8.4. Дополнительная итоговая документация

8.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

В Законе Украины "Об аудиторской деятельности" даже не упоминается о порядке составления рабочих документов аудитора и ведение аудиторского досье. Этот пробел заполнил национальный норматив аудита N° 6 "Документальное оформление аудиторской проверки". В международных аудиторских стандартах также нет положения по ведению аудиторских рабочих документов и методика их составления зарубежными аудиторскими фирмами имеет конфиденциальный характер.

Рабочие документы аудитора - это записи аудитора, осуществленные им во время планирования, подготовки и проведения проверок, обобщения их данных, а также документально зафиксированная информация, полученная в процессе аудита от предприятия-клиента, третьих лиц или устные сообщения, задокументированы аудитором с помощью тестирования.

Документальное оформление аудиторской проверки состоит из двух видов документации - рабочей и итоговой.

В вышеупомянутом нормативе № 6 дается примерное содержание и порядок оформления и хранения рабочей документации аудитора.

Задача аудитора - вести документацию из дел, касающихся принятых решений по результатам проведенной аудиторской проверки, которая будет положена в основу аудиторского заключения.

К рабочей документации включается информация, которая на взгляд аудитора является важной для того, чтобы правильно выполнить аудиторскую проверку и которая должна подтвердить выводы и предложения в аудиторском заключении. Рабочая аудиторская документация может быть оформлена в виде стандартных форм и таблиц на бумаге или зафиксирована на электронных носителях информации или на видеопленке. Во время планирования и проведения аудита рабочая документация помогает лучше осуществлять аудиторскую проверку и контроль за процессом ее осуществления. В рабочей документации регистрируются результаты аудиторских экспертиз, выполненных для подтверждения принятых аудиторских решений.

Итоговая документация состоит из аудиторского заключения и документации, которая передается заказчику проверки. Аудиторское заключение является обязательным компонентом итоговой документации.

8.2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА РАБОЧИХ ДОКУМЕНТОВ

Рабочие документы выполняют следующие функции:

* обосновывают утверждение в аудиторском заключении и свидетельствуют о соответствии произведенных процедур аудита утвержденным нормативам;

* облегчают процесс управления и контроля за качеством проведения аудита;

* способствуют выработке методологического подхода к процессу аудиторской проверки;

* помогают в работе аудитора.

Рабочие документы призваны отражать информацию по вопросам, подлежащим проверке:

* методики проведенного аудита;

* проведенных во время проверки тестов;

* сделанных аудитором выводов и принятых решений и рекомендаций.

Содержание рабочих документов раскрывает профессиональные рассуждения аудитора, поскольку нет возможности и необходимости документирования каждого обследования или наблюдения.

Определяя будущее содержание документации, аудитору целесообразно взять за ориентир то обстоятельство, что рабочими документами пользоваться, например, другой аудитор с незначительным опытом аудиторской деятельности. Просмотрев эту рабочую документацию, другой аудитор должен был бы понять сущность проведенной проверки и содержание принятых решений относительно ее результатов без определения отдельных деталей процедур проверки. Отдельные детали процедур проверки другой аудитор может понять только тогда, когда он обсудит их с аудитором, который подготовил рабочую документацию.

Перед аудитором стоит задача: рабочие документы необходимо грамотно, профессионально оформлять. Причем оформление документов следует осуществлять так, чтобы обеспечить понятность содержания, его доступность.

Конкретные формы рабочих документов аудиторы (аудиторские фирмы) определяют с учетом специфики отдельных вопросов аудита. Поскольку использование стандартных форм рабочих документов (например, стандартных бланков) положительно влияет на эффективность и качество аудиторской работы, то необходимо внедрять в аудиторских фирмах единую форму ведения рабочей документации.

Целесообразно использовать материалы рабочих документов, подготовленные клиентом, что ускоряет процесс оформления рабочих документов. Эти материалы должны соответствовать действительному положению дел. Желательно до начала проверки обратиться к клиенту с просьбой подготовить необходимые материалы для использования их как аудиторскую документацию.

Учитывая это, в рабочие документы следует разделить на:

* постоянные: клиента постоянно проверять аудитор, рабочие документы должны содержать информацию, касающуюся, прежде всего, проверки отдельных вопросов, возникающих из года в год (копии уставных и регистрационных документов);

* текущие, т.е. такие, которые содержат информацию, касающуюся, прежде всего, аудиторской проверки текущих периодов финансово-хозяйственной деятельности клиента (касса, банк, реализация и др.).

При оформлении рабочей документации следует придерживаться таких требований:

* на первой странице каждого рабочего документа указываются название аудиторской фирмы, название предприятия, период проверки и дата проверки документации клиента;

* каждому рабочему документу дается название, например: "Аудит основных средств", "Аудит порядка и проведения инвентаризации";

* для ускорения поиска необходимой рабочей документации каждому документу присваивается код (шифр).

* на каждом документе проставляется фамилия аудитора, который фактически подготовил его.

Рабочие документы включают:

* информацию о юридическую и информационную структуру предприятия;

* необходимые выдержки или копии юридических документов, соглашений и протоколов;

* информацию о отрасль деятельности предприятия и нормативную документацию, которая регулирует деятельность предприятия;

* документация об изучении и оценке систем учета и внутреннего контроля предприятия;

* документация о порядке планирования аудита;

* анализ важных показателей и тенденций;

* документацию, которая отражает время проведения аудиторских операций и полученный результат по каждой из них;

* список специалистов, которые выполняли аудиторские процедуры, и время их работы;

* выводы сторонних аудиторов или экспертов, которых привлекали к проверке отдельных вопросов деятельности предприятия;

* переписка с клиентом по отдельным вопросам или заметки о проведены беседы и обсуждения;

* копии писем, отправленных (полученных) в третьих лицах, имеющих отношение к проверке;

* копии финансовых отчетов клиента;

* описание содержания ответов аудитора на вопросы клиента;

* выводы, сделанные аудитором по различным аспектам проверки.

Необходимо обеспечить достаточный уровень раскрытия и детализации процедур аудита в рабочих документах с тем, чтобы:

* обеспечить возможность контроля любым аудитором процесса проведения аудиторской проверки текущего года;

* подтверждать соответствие проведенной проверки принятым аудиторским нормативам;

* обеспечивать эффективную помощь любым аудиторам в планировании и проведении последующих проверок предприятия;

* служить аудитору справочным материалом, чтобы в случае необходимости он мог оказать какого-либо объяснения относительно содержания проведенной проверки.

8.3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ И ВЛАДЕНИЕ РАБОЧИМИ ДОКУМЕНТАМИ, ПОРЯДОК ИХ ХРАНЕНИЯ

После окончания аудита рабочие документы остаются у аудитора. На основании рабочих материалов аудитор может составлять различные справки, таблицы, расчеты. Но его право собственности на эти материалы ограничивается этическими нормами и обязательством конфиденциальности перед клиентом. Рабочие документы аудитора не могут использоваться как часть финансовой документации клиента или как ее замена. Рабочие документы нельзя требовать или изымать у аудитора, за исключением случая, когда органами милиции на аудиторскую фирму заведено уголовное дело.

Аудитор должен организовать надежное хранение рабочих документов, чтобы обеспечить конфиденциальность. Срок хранения документации определяется как практикой аудиторской деятельности, так и сроком исковой давности в случае, если клиент возбудит дело против аудитора. Минимальный срок хранения документации должен быть не менее чем три года с момента предоставления аудиторского заключения клиенту.

8.4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Дополнительная итоговая документация не является обязательным и выдается заказчику только в том случае, когда аудитор считает это необходимым, или в случае, когда это оговорено в договоре или дополнительном соглашении между аудитором и клиентом. Дополнительная документация оформляется как приложение к аудиторскому заключению или как самостоятельный документ.

Как приложение к аудиторскому заключению дополнительная итоговая документация оформляется, если аудитор в заключении ссылается на нее. В противном случае дополнительная итоговая документация является самостоятельным документом. Аудитор может не ссылаться в заключении дополнительную документацию в том случае, если изложенное в ней не является настолько существенным, чтобы повлиять на содержание аудиторского заключения. Содержание и формы дополнительной итоговой документации аудита определяет сам аудитор.

Дополнительная итоговая документация аудита оформляется под одной из таких названий: "Аудиторский отчет", "Отчет о проведении аудита", "Отчет о результатах проведения аудита", "Отчет об экспресс-обзор", "Экспертный обзор", "Замечания и рекомендации по результатам аудиторской проверки", "Письмо-информирование клиента" и т.д.

После завершения аудита один экземпляр итоговой документации (аудиторского заключения и дополнительной документации) остается у аудитора (аудиторской фирмы). С учетом обеспечения хранения и конфиденциальности аудиторская фирма (аудитор) устанавливает порядок хранения итоговой документации. Запрещено ее требовать или изымать у аудитора (аудиторской фирмы), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Приложение 1 к ННА 6

Пример организации документального оформления аудита и присвоении кодов (шифров)

Виды документации должны соответствовать отраслевым признакам клиента и содержания принятых аудитором решений.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рабочим документам аудитора.

2. Аудиторская документация, ее виды.

3. Что такое итоговая документация?

4. Какие функции выполняют рабочие документы?

5. Какую информацию включают рабочие документы?

6. Чем ограничивается право собственности аудитора рабочие документы?

7. В любом случае дополнительная итоговая документация выдается заказчику?

8. Под какими названиями может оформляться дополнительная итоговая документация?

Книга: Аудит - Усач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аудит - Усач
2. Тема 1 АУДИТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ, ЕГО ОБЪЕКТЫ И МЕТОД
3. Тема 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4. Тема С ПЛАНИРОВАНИЕ, СТАДИИ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА
5. Тема 4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
6. Тема 5 АУДИТОРСКИЙ РИСК
7. Тема 6 ОШИБКИ И ПРОЦЕССЫ ОБМАНА
8. Тема 7 АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
9. Тема 8 АУДИТОРСКИЕ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
10. Тема 9 ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА
11. Тема 10 АУДИТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
12. Тема 11 АУДИТ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
13. Тема 12 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
14. Тема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
15. Тема 14 ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТУТема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
16. Тема 15 ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ
17. ЛИТЕРАТУРА

На предыдущую