lybs.ru
Повторение - мать учения и отец - плагиата. / Юрий Рыбников


Книга: Аудит - Усач


Тема 10 АУДИТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

10.2. Аудит операций на счетах в банке

10.3. Аудит денежных документов и денежных средств в пути

10.4. Аудит расчетов с подотчетными лицами

10.5. Аудит основных средств

10.6. Аудит нематериальных активов

10.7. Аудит материальных ценностей

10.8. Аудит операций с малоценными и быстроизнашивающимися предметами (МБП)

10.9. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

10.10. Аудит расчетов по претензиям

10.11. Аудит расчетов по возмещению причиненных убытков

10.1. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ В КАССЕ

Операции по движению денежных средств подлежат сплошной проверке. Осуществляя аудит кассовых операций, следует руководствоваться Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 № 72. Это Положение распространяется на всех юридических лиц (кроме банков и предприятий связи) независимо от формы собственности и вида деятельности, а также на физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица. Предприятия и индивидуальные предприниматели, которые имеют текущие счета в банке, обязаны хранить свои средства в учреждениях банков. Наличность, которую они получают с собственных текущих счетов, должна расходоваться исключительно на определенные в чеке цели. Расчеты наличностью предприятий всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей с гражданами должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров, кассового или товарного чека, квитанции, договора купли-продажи, актов закупки, выполнения работ (оказания услуг) или других документов, удостоверяющих факт покупки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Лимиты остатка наличных денег в кассе устанавливаются всем предприятиям, имеющим счета в учреждениях банков и осуществляют кассовые операции наличными. Лимит остатка наличности в кассе для каждого предприятия устанавливают коммерческие банки по месту открытия счета с учетом режима работы предприятия, его удаленности от учреждения банка, размера кассовых оборотов, установленных сроков и порядка сдачи кассовой выручки (поступлений) и графика заезда инкассаторов.

Порядок установления лимитов остатка наличности в кассе регулируется Инструкцией об организации работы с наличного учета учреждениями банков Украины, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 № 69.

Всю наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в порядке и в сроки, установленные учреждением банка для зачисления на их счета. Кассовые операции оформляются документами, типовые формы которых утверждены приказом Министерства статистики Украины (Госкомстата) от 15.02.96 № 51.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным. О приеме денег выдают квитанцию за подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или по надлежаще оформленным платежным (расчетно-платежным) ведомостям. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, ими уполномоченными.

Кроме Положения о ведении кассовых операций аудитор использует нормативные документы, утвержденные соответствующими министерствами и ведомствами, первичные документы по приему и выдачи наличных средств, кассовые книги и отчеты кассира, книги аналитического учета ценностей, хранящихся в кассе, учетные регистры по счету 30 "Касса" и для встречной проверки счета 31 "Счета в банках", субсчетам к нему 311 "Текущие счета в национальной валюте", 312 "Текущие счета в иностранной валюте", 313 "Другие счета в банка в национальной валюте", 314 "Другие счета в банка в иностранной валюте", 33 "Другие средства", субсчета 331 "Денежные документы в национальной валюте", 332 "Денежные документы в иностранной валюте" 333 "Денежные средства в дороге в национальной валюте", 334 "Денежные средства в дороге в иностранной валюте".

Аудит кассы проводят в такой последовательности: инвентаризация кассы, проверка соблюдения Положения о ведении кассовых операций, документальная проверка приходных и расходных кассовых операций.

Однако при аудиторской проверке проведения инвентаризации не относится к числу обязательных процедур, которые использует аудитор для подтверждения достоверности данных, которые числятся по статье

"Касса" актива баланса. Аудитор в данном случае может воспользоваться результатами внутреннего контроля.

Следует также учесть, что наличные деньги в иностранной валюте записывают в акт инвентаризации с указанием названия и суммы в пересчете на украинские гривны по курсу Национального банка Украины.

Во время документальной проверки кассовых операций аудитор использует следующие документы:

* № КО-1 "Приходный кассовый ордер";

* № КО-2 "Расходный кассовый ордер";

* № КО-3 и КО-За "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов";

* № КО-4 "Кассовая книга";

* № КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денег", документы безордерного оформления приема и выдачи денег, учетные регистры, Главную книгу и балансы на соответствующие даты по счету 30 "Касса" и др.

Особое внимание аудитора должно быть сосредоточено на правильности оформления кассовых документов: имеются ли на каждом документе расписки получателей денег, погашаются кассовые документы (приходные - штампом "Получено", расходные - "Оплачено") с указанием даты, нет ли подчисток и исправлений.

Во время проверки отчета кассира и приложенных к нему документов аудитор сопоставляет номера последних приходных и расходных кассовых ордеров, приложенных к отчету, с записями в журнале регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций. Если будет выявлены расхождения в сумме или нумерации ордеров, выясняют причины. Чтобы проверить, как соблюдается установленный лимит остатка денег в кассе, необходимо сопоставить фактические остатки денег на отдельные даты и в среднем за месяц с лимитом остатка. При подсчете фактических остатков денег в кассе изымается наличность, предназначенная для выплаты заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, пенсий и премий.

Как правило, проверка кассы проводится не реже одного раза в квартал. Оперативный контроль за остатком денег в кассе осуществляется на основании отчетов кассира.

Использование наличных денег по целевому назначению проверяют сопоставлением данных о получении в банке денег с данными об их расходовании (балансовым методом, то есть остаток на начало по счету 30 "Касса" плюс оборот по дебету за этим же счетом и минус оборот по кредиту). Для этого используют данные отчетов кассира с приложенными документами, данные учетных регистров по дебету и кредиту счета 30 "Касса" и журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Своевременность и полноту внесения в банк неиспользованных денежных средств проверяют путем сопоставления даты и суммы зачисления денег на счет согласно выписке банка с датой окончания массовой выплаты денег, указанной в разрешительном надписи на платежных ведомостях, и депонирование заработной платы и других невыплаченных сумм, а также с датой и суммой оприходования денег в кассу по прочим поступлениям.

Проверяя кассовые операции, необходимо установить их законность, достоверность и хозяйственную целесообразность.

Особенно тщательно анализируют полноту и своевременность оприходования в кассу денег, полученных из банка. Полноту и своевременность оприходования денег в кассу, полученных с текущих счетов предприятий в банке, устанавливают путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок со счетов предприятий, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге.

Чековые книжки, корешки использованных чеков и неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки с надписью "Аннулировано" следует хранить подклеенными к корешкам чеков.

Запрещается: доверять хранения чековых книжек другому лицу, в частности кассиру, который получает по чекам наличные в банке, а также подписывать незаполненные чеки; выписывать чеки на предъявителя (должны использоваться только именные чеки).

Для того, чтобы убедиться в полноте оприходования денег за реализованные товарно-материальные ценности, следует проверить отчеты о движении и записи по счетам учета их реализации. При этом кредитовые записи по счету реализации (за наличные) сопоставляют с дебетовыми записями по счету кассы. В случае расхождений следует проверить сущность указанных операций и установить причины отклонений. На каждом предприятии материальные ценности должны выдаваться только при наличии на накладной поставленного кассой штампа "Оплачено". Наличные деньги за проданные товары или оказанные услуги должна сдаваться в кассу предприятия. Квитанция выдается за подписями главного бухгалтера и кассира.

Во время аудита правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует выборочно установить, все ли записанные в расчетно-платежные ведомости лица практически работали на предприятии и нет ли среди них подставных лиц, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. Такие факты выявляют путем сверки данных ведомости на выплату заработной платы с показателями учета личного состава и табелей, с приказами о зачислении на работу и увольнении, с данными первичных документов о начислении заработной платы. Следует также проверить итоги в платежных ведомостях, потому что нередко допускаются факты умышленного завышения итогов в графе "К выдаче на руки" на предполагаемую сумму присвоения. Здесь необходимо обратить внимание на величину выплаченных сумм отдельным лицам с последующей проверкой их реальности, подлинности подписей лиц, получивших деньги, на дописанные суммы, подчистки, неоговоренные исправления, некачественно оформленные доверенности и др.

Во всех ведомостях следует проверить подлинность (аутентичность) подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях сопоставляют с подписями в других, особое внимание обращают на исправления и подчистки. В отдельных случаях следует опросить получателей денег, что дает возможность выявить поддельные подписи, а порой и подставных и вымышленных лиц.

Отдельно проверяют правильность уплаты и полноты оприходования квартирной платы и оплаты коммунальных услуг и других поступлений, для чего пользуются способам встречной проверки и взаимного сверки операций, принимают письменные и устные объяснения у должностных и материально ответственных лиц.

Осуществляя аудит кассовых операций, следует проверить правильность подсчета оборотов по доходу и расходу в кассовых отчетах, определения остатков на конец отчетного периода и переноса их с одной страницы на другую и соответствие остатка по счету 30 "Касса" по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 30 "Касса" в Главной книге.

Контролируя кассовые операции, следует установить соответствие корреспонденции счетов действующим положениям и правилам ведения бухгалтерского финансового учета. Для этого отчеты кассира и приложенные к ним документы сопоставляют с данными регистров бухгалтерского учета.

Изучая факты поступления денег на текущие счета в банках, следует проверить правильность и полноту гарантирования их по выпискам банка, бухгалтерскими регистрами и отчетами кассира.

Во время проверки правильности списания средств со счета в банке особое внимание целесообразно обратить на своевременность и полноту оприходования и целевого использования наличности, полученной в банке.

На основании данных акта инвентаризации кассы и групповых ведомостей нарушений кассовой дисциплины составляют соответствующий раздел аудиторского отчета (заключения), где отображаются установленные факты недостатков в организации и ведении кассовых операций со ссылкой на приложенные к аудиторского отчета (заключения) группировочные ведомости нарушений и аналитические таблицы.

10.2. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ В БАНКЕ

Операции на счетах в банке подлежат сплошной проверке. Источниками данных для аудита операций на счетах в банках являются выписки банка из лицевых счетов и приложенные к ним оправдательные документы, а также записи в учетных регистрах по счету 31 "Счета в банках". Прежде всего, надо сверить остатки средств, отраженных в выписках по соответствующим счетам, с остатками средств, числящихся по учетным данным. Однако равенство остатков не гарантирует тождественности оборотов по выпискам банка и по балансовому счету, поскольку при обработке выписок может быть допущено намеренное уменьшение оборотов по дебету и кредиту счета на одинаковую сумму с целью скрыть злоупотребления. Поэтому следует проверить соответствие оборотов по дебету и кредиту счета по выпискам банка за каждый месяц данным оборотов по учетным реестрам. Важно также проверить полноту и достоверность банковских выписок и приложенных к ним документов. Полноту банковских выписок устанавливают по их нумерацией по страницам и переносом остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке. Правильность выписки определяют путем проверки всех ее реквизитов. Если в выписке будут установлены неоговоренные исправления или подчистки, зачеркивания, то необходимо провести встречную проверку данных выписки с записями в первом экземпляре лицевого счета, находящегося в учреждении банка. В случае отсутствия отдельных выписок следует также обратиться в учреждение банка.

Кроме того, следует удостовериться, что все совершенные через банк операции являются реальными и подтверждены соответствующими подлинными (аутентичными) документами. Бывают случаи, когда их подделывают или прикладывают не полностью, что дает возможность, применяя неправильную корреспонденцию счетов, скрывать в учете злоупотребления на значительные суммы. В случае возникновения сомнений в подлинности документов (отсутствие банковского штампа, исправление перечисленных сумм, наименования получателя денег и даты совершения операций) следует провести встречную проверку платежных документов, хранящихся в делах предприятия, с платежными документами в банке или у контрагента по операции. Одновременно выясняют правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах, потому что иногда злоупотребления могут быть скрыты путем составления неправильных бухгалтерских записей (проводок), не подтвержденных документами, а также сторнирующих записей без документальных подтверждений и без действительной необходимости или неправильным подсчетом или переносом итогов с одной страницы регистра на другую.

Обязанностью аудитора является проверка правильности и обоснованности перечисления денежных средств за товарно-материальные ценности, для чего сравнивают суммы, указанные в платежных документах, с данными выписки банка и записями на счете 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или на счете 37 "Расчеты с различными дебиторами". Здесь по приходным документам проверяют полноту и правильность оприходования товарно-материальных ценностей. Если есть сомнения в подлинности документов или достоверности операций, следует провести встречную проверку у поставщиков продукции.

Проверяя расходные банковские документы, необходимо группировать в отдельной ведомости все оплаченные штрафы, неустойки и другие платежи, связанные с нарушением договорных условий, что даст возможность потом проверить полноту отражения их на соответствующих счетах, и принятые предприятием меры по возмещению за счет виновных лиц суммы причиненного ущерба.

Проверкой сущности банковских документов устанавливают, не допускалось ли неправильное перечисление авансов и платежей по бестоварным счетам или оплата счетов других организаций, которые не имеют отношения к предприятию, что проверяется.

Во время проверки операций по аккредитивам следует сверить остатки сумм и обороты по выпискам банка с записями в регистрах бухгалтерского учета. Единовременно выясняют причины, которые обусловили расчеты по аккредитивной форме, предусмотрена эта форма расчетов договором или может она применяется как санкция со стороны поставщиков за несвоевременные платежи. Затем проверяют полноту и своевременность использования и возврата неиспользованных аккредитивов, а также полноту оприходования материальных ценностей, поступивших от поставщиков.

Операции с лимитированными и нелимитированными чековыми книжками анализируются с точки зрения их правильности, характера и полноты оплаты. Выясняют, не проводилась оплата лимитированными чеками расходов, которые не включаются в авансовые отчеты подотчетных лиц как совершенные наличными.

После установления подобных фактов следует определить размер нанесенного предприятию ущерба и виновных лиц. Следует также проверить, совпадает ли остаток по книжке лимитированных чеков, запечатленный на корешке последнего использованного чека, с остатком на дату проверки по счету 313 "Другие счета в банка в национальной валюте", а также с остатком по выписке банка. Остаток денег на конец месяца за выпиской банную порой не совпадает с остатком лимита по лимитированным книжкой. Это объясняется тем, что выданные из лимитированных книжек чеки не были до конца месяца предъявлены получателями в банк к оплате.

Объектом контроля аудитора могут быть операции с переводами денег со счета в банке на счета в Сбербанк, потому что они могут быть связаны с передачей денег подставным лицам, с воровством средств.

Осуществляя проверку операций на счете 312 "Текущие счета в иностранной валюте", следует установить, соответствуют ли остатки средств, отраженные в выписке банка, остатка средств, числящихся по учету; полноту и достоверность банковских выписок и приложенных к ним документов; правильность операций и подлинность банковских выписок и первичных документов, правильность корреспонденции счетов по операциям на текущих счетах в иностранной валюте и записей в учетных регистрах. Особое внимание обращают на полноту зачисления на транзитные валютные счета валютной выручки, поступившей на адрес предприятия.

Тщательно изучают обоснованность списания денег со счетов предприятия в банках в дебет счетов расходов, прибылей и убытков.

Каждый случай нарушения корреспонденции счетов бухгалтерского учета проверяется по первичным документам для того, чтобы выяснить, не привело ли это к умышленному искажению учетных и отчетных данных.

Во время проверки операций по текущему счету в иностранной валюте следует учесть, что субъекты хозяйствования могут осуществлять скупку, обмен, продажу валюты по лицензии Национального банка Украины в установленном законом порядке.

10.3. АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ПУТИ

Денежными документами, которые находятся в кассе почтовые марки, марки государственной пошлины, векселя, оплаченные путевки в санатории, дома отдыха и т.д. Проверка денежных документов начинается с полной их инвентаризации и составления соответствующего акта. Прежде всего, следует установить соответствие остатков данных аналитического и синтетического учета по счета 33 "Прочие средства". По данным аналитического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных документов в количественном и суммовом выражении на счет 33 "Другие средства".

Проверкой операций по приобретению и выдаче путевок в санатории, дома отдыха и т.д. следует выяснить, за счет каких источников они были приобретены, какую часть их стоимости не оплачивают получатели, своевременно и в полном объеме поступают в кассу деньги от получателей путевок, выдают путевки работникам по согласованию с профсоюзным комитетом, нет ли случаев выдачи путевок лицам, не работающим на данном предприятии. Кроме того, следует установить размер недоплаченных сумм в кассу предприятия, причины и лиц, виновных в нарушении установленного порядка выдачи путевок и их оплаты.

Аудит денежных средств в пути следует установить законность и обоснованность каждой записи по счету 33 "Другие средства". Своевременность и полноту зачисления денежных средств в пути на соответствующие счета в банках устанавливают сверкой записей по кредиту счета 33 "Прочие средства" (субсчет 333 "Денежные средства в дороге в национальной валюте") и дебету счетов, предназначенных для учета денежных средств. При этом выясняют, нет ли среди сумм в пути недостачи наличных в кассе или фактов присвоения этих сумм отдельными должностными лицами.

Устанавливают продолжительность пребывания отдельных сумм средств в пути, оприходование их в начале следующего месяца на счет в банке.

На счете 333 "Денежные средства в дороге в национальной валюте" учитывается денежный выручка от реализации товаров, переведен в банк через инкассаторов, почту или Сбербанк. Средства, сданные непосредственно в банк, на вышеупомянутом счете учитывают только в том случае, когда они сданы в вечернюю кассу в конце последнего рабочего дня, а зачислены на счет предприятия в первый день следующего месяца.

Основой записей указанных операций в дебет счета 333 "Денежные средства в дороге в национальной валюте" являются квитанции учреждений банка "Аваль", Сбербанка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей о сдаче выручки инкассаторам банка, а в кредит - выписки банка.

Задача аудитора - проверить полноту и своевременность зачисления на счета в банках каждой суммы выручки.

Для установления возможных злоупотреблений за каждой суммой на счете 333 "Денежные средства в дороге в национальной валюте" (с истекшим сроком перечисления) дебет счета сопоставляют с документами, подтверждающими отправку денег, а кредит - с выпиской банка или приходным кассовым ордером. В случае несвоевременности или неполноты зачисления денег на счет в банке немедленно сообщают начальнику конторы связи, администрации Сбербанка и вместе с ними устанавливают причины и виновных лиц. Если в инкассаторских сумках выявляют недостачу или излишки денег, проверяют их в отчетах кассы или розничных торговых предприятий. Если выручку сдавал кассир, то проводят инвентаризацию кассы, результаты выводят с учетом выявленных в инкассаторской сумке расхождений сумм выручки; если выручка сдана магазином, в котором нет кассира, то исправления вносят в товарно-денежные отчеты.

Однако дебетовые или кредитовые остатки на счете 333 "Денежные средства в дороге в национальной валюте" относительно каждой суммы, сданной через инкассаторов, свидетельствуют о том, что исправления не сделаны и аудитор должен такой факт учесть при выведении результатов инвентаризации кассы или товаров.

В заключении аудиторы отмечают исправлены записи за соответствующий период и устанавливают результат.

Особое внимание следует обратить на проверку сальдо счета 333 на первое число каждого месяца. Необходимо выяснить, нет ли фактов отнесения на этот счет выручки, который принадлежит до первых чисел следующего за отчетным месяца с целью дописывания товарооборота.

10.4. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

В условиях формирования рыночной инфраструктуры большое значение приобретает аудит соблюдения законодательных норм относительно осуществления расчетных операций, в частности расчетов с подотчетными лицами.

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляют сплошным порядком. Ревизор руководствуется Постановлением КМУ "О нормах возмещения расходов на командировку в пределах Украины и за границу" от 23.04.99 № 663 и Постановлением КМУ от 06.09.2000 № 1398 о внесении изменений в вышеуказанного Постановления КМУ.

Основными задачами аудита расчетов с подотчетными лицами являются: проверка соблюдения правил издания авансов; контроль за своевременностью сдачи авансовых отчетов; проверка правильности использования подотчетных сумм и оформление документов, приложенных к авансовым отчетам, а также своевременности возврата неизрасходованных сумм. Кроме того, задачей аудита является: выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов.

Источниками аудита являются: приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 372 "Расчеты с подотчетными лицами". Сальдо этого счета может быть как дебетовым, так и кредитовым. Такие показатели отражаются развернуто: дебетовое сальдо - в составе оборотных активов, кредитовое сальдо - в составе обязательств баланса предприятия. Аудитор проверяет, подотчетное лицо в течение трех дней после возвращения из командировки или после выполнения поручения подала авансовый отчет об использовании подотчетных сумм; к авансовому отчету приложены: командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке (с отметками о выбытии и прибытии), железнодорожный и другие билеты, копии товарных чеков, приемные акты или расписки лиц, принявших от подотчетного лица приобретенные ценности и т.д.

Авансовый отчет бухгалтерия проверяет как с точки зрения правильности его оформления и арифметических подсчетов, так и по сути, то есть правильность и законность расходы каждой суммы, указанной в отчете. О проверке делается запись на бланке авансового отчета, после чего последний утверждает руководитель предприятия. Остаток неиспользованных сумм подотчетное лицо возвращает в кассу предприятия.

На дебете счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами" группируют суммы, выдаваемые в подотчет, и отражают задолженность лиц:

* д-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами";

* к-т счета 30 "Касса".

На кредите счета 372 учитывают суммы выполненных затрат (на основе авансовых отчетов и приложенных к ним оправдательный документов). Например, использованы деньги на командировку на семинар общехозяйственного характера будет записано в:

* д-т счета 92 "Административные расходы";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если деньги выдавались в подотчет на приобретение некоторых хозяйственных материалов, запасных частей, канцелярских материалов и есть подтверждение этих расходов документами, то производят следующую запись:

* д-т счета 201 "Сырье и материалы";

* д-т счета 207 "Запасные части";

* д-т счета 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если работник занимался сбытом продукции, будучи в командировке:

* д-т счета 93 "Расходы на сбыт";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

На возвращен остаток неиспользованных сумм подотчетным лицом:

* д-т счета 30 "Касса";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

Аудитору следует установить, определен круг лиц, имеющих право получать подотчетные суммы. Далее аудитор требует сдачи в бухгалтерию авансовых отчетов. К лицам, которые не отчитались за полученные деньги в подотчет, применяют меры относительно погашения задолженности из начисленной заработной платы или через суд или прокуратуру. Кроме того, аудитор выясняет, не было ли случаев выдачи авансов при наличии задолженности за предварительно полученные суммы или выдачи денег лицам, которые не числятся в штате. Также следует проверить, не выдавался аванс в размере, значительно превышающем потребность.

Из выручки выдавать аванс в подотчет не разрешается. Аудитор сверяет аналитический и синтетический учет по счету 372 "Расчеты с подотчетными лицами", потом начинает сплошную проверку документов.

Размер суточных расходов для командировки по Украине изменился 12 сентября 2000 г. (с даты опубликования Постановления КМУ от 06.09.2000 № 1398 в газете "Правительственный курьер").

Суточные необходимо определять так:

* по 11.09.2000 г. включительно - 6 грн (в случае, если в счета гостиниц не включены расходы на питание), 4 грн 80 коп., С грн 60 коп., 2 грн 40 коп. (если в счета гостиниц включены расходы на одно-, двух - или трехразовое питание соответственно).

* начиная с 12.09.2000 г. - 18 грн. (в случае, если в счета гостиниц не включены расходы на питание), 14 грн 40 коп., 10 грн 80 коп., 7 грн 20 коп. (если в счета гостиниц включены расходы на одно-, двух - или трехразовое питание соответственно).

Если суточные по "переходным" командировками были рассчитаны в целом по 6 грн (4 грн 80 коп., С грн 60 коп., 2 грн 40 коп.), то необходимо сделать перерасчет. В налоговом учете сумма перечисления суточных включается в состав валовых расходов.

Срок командировки определяется руководителем, но должно составлять не более 30 календарных дней в Украине, 60 дней - за границу.

Кроме того, при наличии подтверждающих документов возмещаются расходы на проезд туда и оттуда (в том числе багаж); на бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт одежды, белья, обуви), но не больше 10 % суточных за все дни проживания; бронирование мест в гостиницах до 50 % стоимости места; на служебные телефонные переговоры - по согласованию с руководителем.

Расходы на проезд в мягком вагоне, в каютах 1-4 группы тарифных ставок на судах морского флота, в каютах 1-2 категории на судах речного флота и самолетом И класса возмещаются с разрешения руководителя предприятия в соответствии с предоставленными проездными документами. В других случаях возмещаются расходы на проезд транспортом общего пользования (кроме такси).

Работникам, находящимся в командировке сверх установленных норм компенсации расходов при командировках возмещаются также расходы на оплату НДС за приобретенные проездные документы, пользование в поездах постельными принадлежностями и наем жилого помещения.

За период временной нетрудоспособности лицу, была в командировке, выплачивается пособие по больничным листам, дни которых не включаются в срок командировки.

Руководителям предприятий предоставлено право в случаях, когда размер расходов на служебные командировки известен заранее, проводить оплату указанных расходов по согласию лиц, которые едут в командировку, без представления оправдательных документов. Расчет выданной суммы, подписанный руководителем предприятия, хранится в бухгалтерии предприятия. Удостоверение на командировку подается в бухгалтерию без отчета.

Порой допускают составление бестоварных документов относительно заготовительных операций и фальсифицированных документов, которые оформляют оплату различных работ внештатным сотрудникам (работы фактически не выполнялись или выполнялись в незначительном объеме). В данном случае следует проверить наличие акта приемки-сдачи выполненных работ и сравнить его данные с фактическим объемом выполненных работ в натуре.

На практике встречаются нарушения операций, связанных с закупками сельскохозяйственных продуктов и сырья. Поэтому аудитору следует тщательно проверить авансовые отчеты заготовителей и прилагаемые к ним закупочные квитанции, приемные акты, сведения закупок и т.д. Аудиторы сопоставляют копии квитанций относительно номеров, дат, цены и суммы. Если есть сомнительные документы, выезжают на место или послать письменный запрос.

10.5. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

К основным средствам относятся материальные необоротные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров и услуг, предоставления в аренду, ожидаемый срок полезного использования которых больше одного года (или операционный цикл, если он превышает один год). При этом аудитор руководствуется Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства". Учет основных средств ведется на счете 10 "Основные средства", который имеет девять субсчетов; по дебету счета 10 отражается поступление (приобретение) основных средств, по кредиту - выбытие.

Сначала аудитору следует убедиться в правильности организации аналитического учета и определить, все ли основные средства предприятия закреплены за материально ответственными лицами. Источниками аудита операций по учету основных средств являются первичные документы на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение (акты приемки-сдачи объектов, акты на списание, инвентарная карточка, карточка учета движения основных средств, инвентарный список, расчеты амортизации), данные аналитического и синтетического учета.

Аудитор проверяет правильность ведения инвентарных карточек индивидуального и группового учета основных средств, своевременное заполнение всех реквизитов в них. Если карточек на отдельные объекты нет, аудитор предлагает руководству предприятия восстановить аналитический пообъектный учет основных средств. Достоверность данных о наличии и движении основных средств проверяют сопоставлением суммы по инвентарной карточкой с суммой, показанной в описи инвентарных карточек.

Кроме того, устанавливают соответствие данных аналитического учета основных средств их остатка по счету 10 "Основные средства" на соответствующие даты. Если есть расхождения между данными аналитического и синтетического учета, то аудитор выясняет причины, виновных лиц, определяет последствия (недоначисление или излишнее начисление амортизации) и предлагает устранить недостатки.

Аудитор также проверяет полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств, правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Этим самым он выясняет, можно ли доверять результатам проведенной инвентаризации, чтобы уменьшить аудиторский риск.

Полноту и своевременность оприходования основных средств можно определить путем сопоставления даты оприходования по счету 10 "Основные средства" с датами, указанными в первичных документах (актах ввода в эксплуатацию, актах приемки-передачи основных средств и т.п.).

Следует документально проверить операции по списанию основных средств, правильність'оформлення их, законность и целесообразность выбытия и отражение его в учете. Аудитор также проверяет правильность переоценки основных средств по восстановительной стоимости, ее отражение в бухгалтерском учете.

Аудитом правильности проведения годовой инвентаризации основных средств следует выяснить, реально ли отражены в балансе предприятия в статье "Основные средства" (код строки 031) их первоначальная (балансовая) и остаточная (код строки 030) стоимость, а также сумма начисленного износа. Причем эта сумма касается как собственных, так и арендованных основных средств.

Для отражения в учете реальной стоимости объектов основные фонды периодически подлежат индексации, во время которой все основные фонды оценивают по восстановительной стоимости при одновременном установлении их износа.

Переоцененная первоначальная стоимость и износ объекта основных средств определяются как произведение первоначальной стоимости или износа и индекса переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости объекта, который переоценивается, на его остаточную стоимость. Сумма дооценки остаточной стоимости объекта основных средств отражается в составе дополнительного капитала, а сумма уценки - в составе затрат отчетного периода.

В связи с этим в бухгалтерском учете записывают:

* д-т счета 10 "Основные средства";

* к-т счета 42 "Дополнительный капитал" (423 "Дооценка активов").

Далее ревизор проверяет правильность ведения учета амортизации основных средств.

Объектом амортизации являются отдельные основные средства, кроме земли, продуктивного скота, жилых домов, сооружений благоустройства, автодорог, издательской продукции и т.д. Амортизация начисляется в течение срока полезного использования объекта основных средств. Начисления амортизации до 1 января 2000 г. осуществлялось по среднегодовым нормам амортотчислений по отдельным видам и группам основных средств в процентах к их балансовой стоимости.

Однако согласно П(С)ВО 7 "Основные средства" с 1 января 2000 г. метод амортизации должен учитывать форму, в которой экономическую выгоду от актива получает предприятие. Выбор метода амортизации основных средств предприятие осуществляет самостоятельно. Избранные методы амортизации основных средств являются элементами учетной политики предприятия: 1) прямолинейной; 2) уменьшения остаточной стоимости; 3) ускоренного уменьшения остаточной стоимости; 4) кумулятивной; 5) производственной (см. П(С)БУ 7).

Кумулятивный метод.

Годовая амортизация = Стоимость амортизируемого х Кумулятивный коэффициент

Во время проверки правильности учета затрат, связанных с улучшением основных средств, учитывают запись:

* д-т счета 10 "Основные средства";

* к-т счета 15 "Капитальные инвестиции".

Важное место занимает проверка выбытия основных средств в результате ликвидации объектов, которые стали непригодными из-за их старения и износа. Аудитор проверяет правильность оформления и своевременность отражения операций по списанию основных средств. Устанавливают правомерность списания расходов по ликвидации основных средств, полноту оприходования ценностей, поступивших от ликвидации и их отражение в учете.

Документом на списание основных средств во всех случаях выбытия (кроме передачи другим предприятиям) является акт о ликвидации основных средств, в котором указывают причины выбытия, техническое состояние, первоначальную стоимость, сумму износа (амортизации), затраты на ликвидацию, наименование и стоимость остатков от ликвидации, стоимость капитальных ремонтов за время эксплуатации, результаты ликвидации. При ликвидации основных средств делают записи:

а) д-т счета 131 "Износ основных средств"; к-т счета "Основные средства";

б) на остаточную стоимость основных средств:

д-т счета 972 "Себестоимость реализованных необоротных активов"; к-т счета 10 "Основные средства";

в) при начислении заработной платы за разборку объекта:

д-т счета 972 "Себестоимость реализованных необоротных активов"; к-т счета 66 "Расчеты из оплаты труда";

г) отражение суммы налоговых обязательств по НДС: д-т счета 976 "Списание необоротных активов";

к-т счета 64 "Расчеты за налогами и платежами".

В процессе исследования операций, связанных с арендой, выясняют вопрос своевременности начисления и расчетов за арендованные основные средства, выявляют факты передачи в аренду основных средств безучетно, проверяют правильность отражения НДС:

* д-т счета 713 "Доход от операционной аренды активов";

* к-т счета 64 "Расчеты за налогами и платежами".

10.6. АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

К нематериальным активам относятся немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированы (обособлены от предприятия) и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более 1 года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, административных нужд или предоставления в аренду другим лицам (права пользования природными ресурсами, права пользования имуществом, права на знаки торговли и услуг, права на объекты промышленной собственности, авторские и смежные с ними права, гудвилл, другие нематериальные активы).

Аудитор руководствуется Положением (стандартом) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 № 242, Законами "О собственности", "О товарных знаках" и др.

Под аудитом интеллектуальной собственности (нематериальных активов) понимается проверка прав предприятий на пользование землей, водой, объектами промышленной и интеллектуальной собственности (авторское право в сфере науки, литературы, искусства и т.д.).

Аудиторы для проведения технической экспертизы объектов интеллектуальной собственности и осуществление юридического анализа документов, подтверждающих право на собственность, привлекают патентных поверенных и юристов.

Начиная аудит, прежде всего следует проверить факт наличия нематериальных активов по документам, где описывается сам объект (программа для компьютера, конструкторская документация), или где подтверждается создание объекта (договор, лицензионное соглашение). Кроме того, акт приема-передачи может подтвердить факт получения данного объекта интеллектуальной собственности.

Аудитор вместе с привлеченными специалистами определяет правильность стоимости интеллектуальной собственности. Если объект собственности вложенный в уставный капитал, то его оценка определяется по договоренности учредителей, если он приобретен за средства, то он оценивается по фактическим затратам на приобретение, если получены бесплатно, то его оценка определяется экспертным методом.

Аудитору следует проверить правильность оприходования объектов на счете 12 "Нематериальные активы" в корреспонденции со счетами 31 "Счета в банках", 46 "Неоплаченный капитал", а также обоснованность их выбытия (продажи, списания или бесплатная передача). Кроме того, сравнивают данные синтетического и аналитического учета нематериальных активов, если учет ведется по их видам и объектам.

Аудитор проверяет соблюдение правил приема, отражения в бухгалтерском учете нематериальных активов, правильность их оценки, списания и начисления износа. Для учета амортизации нематериальных активов используется счет 13 "Износ необоротных активов", субсчет 133 "Износ нематериальных активов", а в дебете - списание в случае выбытия или продажи.

Аудитору следует помнить, что основанием для оприходования нематериальных активов документы, идентифицирующие те активы. Он делает следующие записи:

* д-т счета 12 "Нематериальные активы";

* к-т счета 46 "Неоплаченный капитал" - на внесенное право на пользование.

В случае получения нематериального актива от учредителей в счет вкладов в уставный капитал:

* д-т счета 12 "Нематериальные активы";

* к-т счета 46 "Неоплаченный капитал".

В случае бесплатного получения:

* д-т счета 12 "Нематериальные активы";

* к-т счета 424 "Безвозмездно полученные необоротные активы".

В соответствии с П(С)БО8 начисление амортизации нематериальных активов осуществляется на протяжении срока их полезного использования, но не более 20 лет, начиная с даты принятия на учет. Метод начисления амортизации нематериального актива предприятие выбирает самостоятельно, исходя из особенностей формы получения ожидаемых экономических выгод. Суммы амортизации, начисленной в течение отчетного периода, отражаются в составе расходов этого периода или включаются в себестоимость другого актива.

10.7. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Основой хозяйственной деятельности предприятий являются материальные ценности: производственные запасы, готовая продукция, товары, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) (счета класса 2 "Запасы"). Аудитор руководствуется Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 "Запасы". Объектами аудита являются: прием ценностей по количеству и качеству, нормы расходования; МБП, товары и тара; первичные документы, регистры учета, отчетность.

Аудит материальных ценностей целесообразно начинать с инвентаризации, которую проводят силами и средствами предприятия-заказчика под надзором аудиторов. Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо составляет отчет (производственный, материальный, товарный, товарно-денежный) и дает соответствующую расписку (текст расписки приведен на титульной стороне инвентаризационной описи). Один экземпляр отчета материально ответственное лицо сдает в бухгалтерию предприятия, второй - аудитору.

Инвентаризационная комиссия приступает к проверке наличия материальных ценностей. Аудитор следит за правильностью проведения инвентаризации и сам записывает результаты. Оформленные инвентаризационные описи он передает в бухгалтерию для составления сравнительной ведомости. Если на объекте, где проводят инвентаризацию, учет ведется в количественно-суммовом выражении, то в порівнювальну ведомость записывают только те материальные ценности, по которым выявлены отклонения от учетных данных, остальные записывают одной строкой на общую сумму.

Аудитор проверяет правильность составления сравнительной ведомости и соответствие записей, внесенных в нее бухгалтерией, данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация материальных ценностей проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 г. № 69.

После инвентаризации аудиторы переходят к проверке полноты оприходования материальных ценностей. Источниками проверки являются регистры синтетического и аналитического учета наличия и движения материальных ценностей, отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и т.д.

Проверкой полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей аудиторы выясняют, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров (журналов-ордеров). Наряду с тем целесообразно проверить согласованность записей между синтетическим и аналитическим учетом по балансовым счетам и субсчетам, на которых учитываются материальные ценности. Обнаруженные различия являются результатом неполного оприходования ценностей. Особое внимание уделяют проверке операций по счету 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", по дебету которого отражается оплата долга поставщику за доставленные материальные ценности, по кредиту - их поступление (оприходование). В течение месяца, как правило, дебетовых остатков на этом счете не должно быть, за исключением стоимости оплаченных материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков. По таким операциям на счете 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" может образоваться дебетовое сальдо, которое в конце месяца перечисляется с этого счета в дебет счета 209 "Прочие материалы" без оприходования их на склады. На начало следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 63, пока материалы не будут приняты и оприходованы материально ответственными лицами.

Такие суммы аудитор проверяет каждую отдельно. За документами, приложенными к выпискам банка, устанавливают дату оплаты расчетных документов поставщиков и название ценностей. За материальными отчетами следующего месяца проверяют полноту их оприходования. Если материальные ценности не оприходованы, выясняют нормативный срок пребывания их в пути и какая работа проведена предприятием по их розыску.

По авансам, выданным под поставку материальных ценностей, выставленных аккредитивами, векселями устанавливают полноту оприходования ценностей и выясняют, не истекли ли сроки поставки материалов, выясняют причины задержки поступления их.

Основными документами для оприходования материальных ценностей являются сопроводительные документы поставщиков, приложенные к отчетам материально ответственных лиц товарно-транспортные накладные, ра-счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, удостоверения качества, приемные квитанции и др. Во время проверки полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы (приемные акты, приходные накладные) сверяются с сопроводительными документами поставщиков.

Аудитору следует проверить правильность составления актов расхождения количества и качества материальных ценностей, поступивших и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации (железной дороги). Практика показывает, что такие расхождения обусловлены присвоением материальных ценностей и оформлением фиктивных (поддельных) актов с целью сокрытия недостач или пересортиць материальных ценностей.

Для выявления фактов изменения названий или потребительских качеств ценностей (сорта, марки, размера, влажности и т.п.), искусственного завышения веса брутто, тары применяют экспертную оценку документов.

Одновременно с проверкой полноты оприходования материальных ценностей изучают правильность их оценки, руководствуясь Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 20 октября 1999 г. № 246. Приобретенные (полученные) или произведенные запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

Правильная оценка материальных ценностей зависит от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Поэтому во время аудиторской проверки выясняют, ведется ли учет на счете 20 "Производственные запасы" в разрезе субсчетов и по каждому наименованию, номенклатурному номеру.

Во время исследования документов применяют логическую, нормативно-правовую, встречную проверку. Проверив правильность оприходования, аудитор приступает к анализу списание материальных ценностей.

Прежде всего следует установить соответствие данных складского учета данным синтетического учета по счету 20 "Производственные запасы", для чего общий итог остатков сальдовой ведомости на конец месяца сверяют с остатками на конец месяца, показанным в ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Такое сопоставление осуществляют за каждым составом, в частности, на первое число соответствующего периода. Общие обороты выбытия материалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца, показанные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и остатками на счете 20 "Производственные запасы" в Главной книге. Если все разногласия были следствием запущенности учета материальных ценностей, то проверка останавливается до восстановления бухгалтерского учета материальных ценностей.

Для проверки совершенных операций по списанию и отпуска материалов в производство используют накопительные ведомости по расходу материалов со складов, которые выписываются на основании расходных документов. Отделы материально-технического снабжения на основании установленных норм расхода материалов на выпуск соответствующего вида изделий разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство и отпуск их производится в пределах лимитов.

В таких случаях аудитор должен особенно тщательно анализировать документы на списание материалов и их нормирование. Наибольшее распространение получили лимитно-заборные (лимитные) карты с отрывными месячными талонами, акты-требования на замену материалов или на дополнительный их выпуск, комплектующие ведомости, раскройные карты, заборные листы и т.д. Если лимиты не установлены, то отпуск материалов в производство осуществляется согласно утвержденных рецептур, калькуляций.

Аудиторская процедура проверки расходных документов не может ограничиваться только сопоставлением отпущенных ценностей с установленными лимитами и встречной проверкой документов, находящихся на складах и в цехах. Одновременно целесообразно осуществить анализ данных складского учета после отпуска материальных ценностей, с помощью чего можно выявить размер завышенных списаний материалов в производство за счет обсчета, обвеса, занижения качества при отпуске материалов в цеха, что способствует образованию необліко-ванных остатков материалов на складах с последующим их изъятием.

Проверка обоснованности установленных норм расходования материалов может быть проведена с помощью контрольного запуска сырья и вспомогательных материалов в производство (эксперимента), процедуру которого комиссия оформляет специальным актом.

Во время проверки операций с материальными ценностями аудитор может натолкнуться на такие аномальные явления (отклонения от норм), как:

* завышение или занижение норм расхода материалов;

* недостатки в учете;

* неправильный зачет пересортицы материальных ценностей;

* неполное оприходование поступивших материалов;

* безосновательные претензии к поставщикам;

* отсутствие оперативного контроля за выполнением договоров на поставку и отпуск материальных ценностей;

* отсутствие договоров о полной материальной ответственности материально ответственных лиц;

* несоблюдение правил хранения товарно-материальных ценностей и охраны;

* дописки товарно-материальных ценностей в описи;

* занижение остатка товаров в описях;

* завышение цен на товары;

* кражи, подделка документов, присвоение.

Для выявления вышеуказанных аномалий применяют такие приемы и способы аудиторских процедур:

* инвентаризацию;

* контрольное сравнение фактических остатков товаров с данными последней инвентаризации;

* контрольный запуск сырья и материалов в производство;

* контрольный обмер;

* сопоставление (сравнение) документальных данных;

* встречную проверку квитанций, накладных на закупку материальных ценностей;

* переоценку и уценку товаров;

* контроль за использованием доверенностей на получение товаров;

* выборочные проверки;

* проверки правильности расчетов естественной убыли товарно-материальных ценностей.

Последовательность аудита материальных ценностей такая:

* Инвентаризация материальных ценностей.

* Аудит приходных и расходных документов.

* Отчеты материально ответственных лиц.

* Регистры аналитического учета.

* Главная книга.

* Финансовая отчетность.

В табл. 10.1. показан пример результатов движения материальных ценностей, сверенных по данным аудита и бухгалтерскими данными.

10.8. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С МАЛОЦЕННЫМИ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИМИСЯ ПРЕДМЕТАМИ (МБП)

Счет 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (МБП) предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении МБП, принадлежащих предприятию и составляют запасы. К МБП относятся предметы, используемые в течение не более одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года, в частности: инструменты, хозяйственный инвентарь, специальное оснащение, специальная одежда и т.д.

По дебету счета 22 "МБП" отображаются по первоначальной стоимости приобретенные (полученные) или изготовленные МБП, по кредиту - по учетной стоимости отпуск МБП в эксплуатацию со списанием на счета учета расходов, а также списание недостач и потерь от порчи таких предметов.

При возврате на склад из эксплуатации МБП, пригодных для дальнейшего использования, они приходуются по дебету счета 22 "МБП" и кредиту счета 71 "Прочий операционный доход". Аналитический учет МБП ведется по видам предметов по однородным группам.

Аудитор особое внимание обращает на закрепление МБП за конкретными лицами в местах их хранения и использования, на наличие на всех предприятиях соответствующей маркировки (красками, прикреплением жетонов, проставлением штампов и т.п.), правильное оформление первичными документами движения МБП. Затем переходят к проверке сущности осуществленных операций по движению отдельных предметов. Следует установить, нет ли среди МБП и основных средств. Проявляют сверхнормативные запасы МБП, которые долгое время не имели движения.

Устанавливают случаи преждевременной замены спецодежды и спецвзут-тя, их причины вследствие использования МБП не по назначению или подмены новых предметов теми, что уже были в эксплуатации.

Тщательной проверке подлежат акты на списание МБП. В комиссии по списанию МБП должны участвовать специалисты, акт утверждается руководителем. На предмет списания МБП должен быть документ, подтверждающий сдачу их в металлолом или в утильсировину, иначе сумма ущерба относится на счет виновных.

10.9. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Реальность баланса может быть обеспечена только в результате тщательной проверки (инвентаризации) всех его статей. Поэтому аудитору целесообразно начинать проверку состояния расчетов с анализа материалов инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов заключается в выявлении фактических остатков сумм на счетах. В акте результатов инвентаризации расчетов следует указать названия проінвен-таризованих счетов, записать суммы непогодженої и просроченной дебиторской задолженности и безнадежных долгов. По названным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна прикладываться справка с указанием суммы задолженности, за что числится, с какого времени и на основании каких документов.

Таким образом, анализ материалов инвентаризации расчетов дает возможность аудитору сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены разные различия.

Аудит расчетных операций следует начинать с анализа правильности оплаты за отгруженные материальные ценности, а также полноты списания отгруженных ценностей.

Во время проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателем или заказчиком. Такие различия - следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений.

Каждая сумма дебиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудита дебиторской задолженности различают следующие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченной в срок; задолженность за сроком давности; спорную; безнадежную.

При проверке расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы, причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию. Проверяют полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокорентні выписки) при расчетах с иногородними покупателями (орга-низации-кредиторы высылают организациям-дебиторам). Предприятие-дебитор возвращает карту в течение 10 дней со дня получения. С покупателями из этого самого города составляется акт взаємозвірки.

10.10. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ПРЕТЕНЗИЯМ

Счет 37 "Расчеты с разными дебиторами", субсчет 374 "Расчеты по претензиям".

Одной из важных задач аудита является проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств. Есть несколько групп претензий:

* к поставщикам и подрядчикам за выявленные во время проверки их счетов завышение объемов выполненных работ, недопоставку товаров, завышение цен и тарифов, завышение сумм в результате арифметических ошибок, за несоответствие качества поставленных товаров стандартам или техническим условиям, за простои по вине поставщиков;

* к транспортным организациям за недостачу груза сверх норм естественной убыли, возникшей в дороге, и за излишне уплаченные суммы при перевозке грузов;

* за санкциями (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных судом;

* к банкам по суммам, ошибочно списанным по счетам в банке (по валютным операциям).

Претензии предъявляют после того, как предприятие узнало о нарушении своих имущественных прав и законных интересов иным предприятием. Претензии о возмещении стоимости продукции (товаров), которой не хватает, ненадлежащего качества или некомплектной и уплату штрафа за поставку такой продукции (товаров) предъявляют в течение месяца, а претензии по другим основаниям - в течение 2 месяцев.

За каждой претензией необходимо проверить ее обоснованность и правильность оформления документов.

Несоблюдение сроков предъявления претензий часто используется для сокрытия фактов краж материальных ценностей. Поэтому надо изучить причины отказа поставщиков или транспортных организаций в удовлетворении претензии, протоколы рассмотрения претензионных дел в суде и арбитраже. Если по претензии скрывалось присвоение ценностей отдельными должностными лицами, необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба.

При недостачи товаров в пути следует проверить наличие коммерческих актов и правильность их оформления.

Аудиторы выясняют обоснованность претензий, устанавливают виновных лиц, сумму ущерба, нанесенного предприятию путем погашения необоснованных претензий.

10.11. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ПРИЧИНЕННЫХ УБЫТКОВ

Расчеты за возмещением причиненных убытков ведутся на балансовом счете 37 "Расчеты с разными дебиторами", субсчета 375 "Расчеты за возмещением причиненных убытков". Проверяя такие расчеты, аудитор, прежде всего, должен проанализировать расчеты по недостачам и хищениям и установить, соблюдены ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач и потерь, как обеспечивается их возмещения. Особенно тщательно надо изучить факты списания недостач и потерь на издержки производства или на результаты деятельности предприятия.

В частности, аудитор проверяет правильность и своевременность оформления материалов по претензиям о недостачах и кражах, проверяет не было случаев возвращения судом или арбитражем материалов с недостач и порчи по причине ненадлежащего оформления материалов. Важно выяснить причины возникновения недостач и порчи (плохое состояние складских помещений, нарушение правил приемки и отпуска материальных ценностей по количеству и качеству с одного подразделения (цеха) в другой). Следует также выяснить, правильно ли определена сумма убытков (сумма убытков рассчитывается по рыночным ценам данной местности). Кроме того, аудитор выясняет, обеспечено на предприятии возмещения материального ущерба (недостач, растрат), организован контроль за содержанием задолженности по исполнительным листам.

Контрольные вопросы

1. Кто устанавливает лимит остатка наличных в кассе?

2. Кто проводит инвентаризацию наличности в иностранной валюте во время аудита кассы?

3. Какие документы использует аудитор при проведении документальной ревизии кассовых операций?

4. Каким образом проверяют кассовые операции?

5. Что является источником данных для аудита операций на счетах в банке?

6. Каков порядок аудита денежных средств в пути?

7. Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами.

8. Аудит расходов на командировки.

9. Какие есть источники аудита операций по учету основных средств?

10. Какие Вы знаете методы амортизации основных средств?

11. Методика аудита нематериальных активов.

12. Какими Положениями (стандартами) бухгалтерского учета руководствуется аудитор при проверке материальных ценностей?

13. На какие аномальные явления может столкнуться аудитор при проверке операций с материальными ценностями?

14. Какая методика аудиторской проверки операций с малоценными и быстроизнашивающимися предметами?

15. Какая методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками?

16. В чем заключается сущность аудиторской проверки расчетов по претензиям?

17. Цель аудита расчетов по возмещению причиненных убытков.

Книга: Аудит - Усач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аудит - Усач
2. Тема 1 АУДИТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ, ЕГО ОБЪЕКТЫ И МЕТОД
3. Тема 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4. Тема С ПЛАНИРОВАНИЕ, СТАДИИ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА
5. Тема 4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
6. Тема 5 АУДИТОРСКИЙ РИСК
7. Тема 6 ОШИБКИ И ПРОЦЕССЫ ОБМАНА
8. Тема 7 АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
9. Тема 8 АУДИТОРСКИЕ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
10. Тема 9 ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА
11. Тема 10 АУДИТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
12. Тема 11 АУДИТ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
13. Тема 12 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
14. Тема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
15. Тема 14 ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТУТема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
16. Тема 15 ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ
17. ЛИТЕРАТУРА

На предыдущую