lybs.ru
Козак дважды саблей не замахивается. / Андрей Коваль


Книга: Аудит - Усач


Тема 11 АУДИТ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

11.2. Аудит долгосрочных займов и векселей

11.3. Аудит краткосрочных кредитов и просроченных ссуд

11.4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

11.5. Аудит расчетов по налогам и платежам

11.6. Аудит расчетов по оплате труда и по социальному страхованию

11.1. АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Для осуществления аудита собственного капитала целесообразно, прежде всего, вникнуть в саму сущность капитала, понять его разновидности, их содержание.

Счета класса 4"Собственный капитал и обеспечение обязательств") предназначены для обобщения информации о состоянии и движении средств разновидностей собственного капитала - уставного, паевого, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также нераспределенных прибылей (непокрытых убытков), целевых поступлений, обеспечений будущих расходов и платежей, страховых резервов. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственно-торгового процесса - это капитал в денежной форме.

Капитал - это совокупность материальных ресурсов и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав, необходимых для субъекта хозяйствования. Аудиту подлежит структура капитала по источникам его образования. Источники образования капитала субъекта хозяйствования - это собственные и заемные средства.

Собственный капитал субъекта хозяйствования определяется стоимостью его имущества, то есть чистыми активами. Она исчисляется как разница между стоимостью имущества и ссудным капиталом. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов.

Собственник делит капитал на основной (долгосрочный) и оборотный (текущий) капитал.

Основной капитал состоит из основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций (долгосрочных ссуд).

Оборотный капитал состоит из материальных оборотных средств, средств в текущих расчетах, краткосрочных финансовых вложений.

Счет 40 "Уставный капитал" предназначен для учета и обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала предприятия. По кредиту счета 40 "Уставный капитал" отражается увеличение уставного капитала, по дебету - его уменьшение (изъятие) - возврат доли взносов в случае выбытия участника, списание убытков за счет взносов.

Собственный капитал учредителей (участников) делится на две части: 1) регистрируемый; 2) нереєстрований. Первый - это уставный или паевой капитал. Второй - дополнительный - резервный, страховой, капитал и нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Уставный капитал образуется за счет вкладов (взносов) учредителей или участников. Вкладами могут быть деньги, здания, сооружения, оборудование, ценные бумаги, права пользования землей, водой, зданиями. Уставный капитал коммерческого банка формируется за счет средств акционеров или паевых взносов учредителей (участников) банка.

Паевой капитал - это совокупность средств физических и юридических лиц, добровольно размещенных в обществе. Паевой капитал состоит из сумм паевых взносов членов потребительского общества, жилищно-строительных кооперативов, кредитных союзов, а также паев членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, полученных в результате разделения на паи коллективной собственности.

Дополнительный капитал состоит из эмиссионного дохода от размещения акций собственной эмиссии по ценам, превышающим номинальную стоимость, дооценки активов, безвозмездно полученных необоротных активов, другого дополнительного капитала.

Средства резервного (страхового) капитала используются в соответствии с учредительными документами - в случае нехватки прибыли покрываются расходы, погашаются долги перед кредиторами при ликвидации предприятия, выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям и т.д.

Нераспределенная прибыль - это доходы, полученные в результате хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, уменьшенные на сумму доходов, использованных в отчетном году, в том числе начисления налога на прибыль. Если есть убыток, то сумма убытка уменьшает сумму собственного капитала.

Неоплаченный капитал " предназначен для учета расчетов с учредителями предприятия по вкладам в уставный капитал предприятия.

Осуществляя аудит уставного капитала, исходят из того, что он формируется на основе вкладов собственников предприятия в виде денежных средств, имущества, нематериальных активов в размерах, определенных учредительными документами.

Поступление взносов учредителей контролируется на основании данных первичных документов и записей по кредиту счета 67 "Расчеты с участниками" в корреспонденции с дебетом счетов основных средств, денежных средств, нематериальных активов, производственных запасов и т.д. Так, по данным приходных кассовых ордеров, выписок банка с текущих счетов в национальной и иностранной валюте с приложенными к ним оправдательными документами проверяют полноту и своевременность денежных сумм и материальных ценностей.

Используя информацию актов приемки-передачи основных средств, документов, отражающих поступление нематериальных активов, и дебетовые обороты по счетам 10 "Основные средства", 12 "Нематериальные активы" определяют стоимость переданного оборудования, зданий, сооружений, имущественных прав на интеллектуальную собственность. На основе данных актов о приемке материалов, товарно-транспортных накладных, счетов по учету производственных запасов (счет 20), счета 22 "МБП" выясняют стоимость материальных ценностей, поступивших. Каждый вклад подтверждается документами, где обязательно делают ссылку на формирование уставного капитала.

Особое внимание следует уделять технической стороне регистрации нематериальных активов, внесенных участниками (учредителями) в уставный капитал. Это имущественные права на изобретения, на пользование землей, природными ресурсами, лицензии на определенные виды деятельности, плата за пользования брокерским местом, торговыми знаками, марками. В учете нематериальные активы оцениваются по договорным ценам. При этом составляют акт, фиксирующий факт поступления на предприятие нематериальных активов.

Следующий этап аудита - проверка своевременности взносов в уставный капитал учредителями предприятия.

Моментом фактического поступления взносов в уставный капитал является:

* для денег - дата зачисления их на счет в банке или внесения в кассу предприятия;

* для основных средств, материальных и нематериальных активов - дата составления акта приемки-передачи основных средств, материальных и нематериальных активов или других документов, подтверждающих поступление указанных объектов на предприятие.

Полноту взносов учредителей в уставный капитал предприятия проверяют путем сопоставления его размера, зафиксированного в учредительных документах и числится на счете 40 "Уставный капитал", с величиной задолженности по счету 67 "Расчеты с участниками" и установленными сроками ее погашения.

С целью систематизации последствий проверки рекомендуется составлять ведомость такой формы (табл. 11.1.).

Одной из важных задач аудита является проверка соблюдения принципа стабильности величины уставного капитала, ее соответствия размеру, определенному учредительными документами.

Руководствуясь Положением (стандартом) бухгалтерского учета 5 "Отчет о собственном капитал", аудитор проверяет правильность распределения прибыли между участниками (собственниками) предприятия или направления прибыли к уставного капитала, резервного капитала и др. Так, в статьях раздела "Взносы участников" приводятся данные об увеличении уставного капитала предприятия и изменения неоплаченного капитала в результате увеличения или уменьшения дебиторской задолженности участников по взносам в уставный капитал предприятия.

Собственный капитал уменьшается вследствие выхода участника, выпуска или аннулирования выкупленных акций акционерным обществом, уменьшения номинальной стоимости акций или по другим причинам. Поэтому осуществляя аудит уставного капитала, следует проверить наличие и обоснованность изменений в уставном капитале и в учредительных документах предприятия.

Завершающим этапом аудита является обобщение выявленных отклонений в учете уставного капитала по сравнению с действующими нормативными положениями и обоснование предложений по их устранению.

Затем аудитор проверяет обеспечение будущих расходов и платежей (счет 47) по следующим субсчетам:

471 "Обеспечение выплат отпусков"

472 "Дополнительное пенсионное обеспечение"

473 "Обеспечение гарантийных обязательств"

474 "Обеспечение прочих расходов и платежей".

Аудитору следует учесть, что по кредиту счета 47 "Обеспечение будущих расходов и платежей" отражается начисление обеспечений, по дебету - их использование.

В частности, сумма обеспечения выплат отпусков определяется ежемесячно как произведение фактически начисленной заработной платы работникам и процента, исчисленного как отношение годовой плановой суммы на оплату отпусков к общему плановому фонду оплаты труда. На этом субсчете также обобщается информация об обеспечении обязательных отчислений (сборов) на обязательное государственное пенсионное страхование, социальное страхование.

Осуществляя аудиторскую проверку операций, связанных с созданием резервов денежных средств, следует выяснить законность создания резервов, то есть установить, какие резервы созданы на предприятии и это предусмотрено уставом, другими учредительными документами.

Затем аудитор проверяет правильность установленных нормативов отчислений в резервы и величины самих резервов, достоверность данных инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей. Лишние начисленные суммы сторнируются, а недонараховані доначисляются.

Обоснованность включения резервируемых сумм на счета производственных затрат устанавливают на основании записей по дебету счетов 23 "Производство", 91 "Общепроизводственные расходы", 92 "Административные расходы" и кредиту счета 47 "Обеспечение будущих расходов и платежей".

11.2. АУДИТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЗАЙМОВ И ВЕКСЕЛЕЙ

П(С)БУ 11 "Обязательства" определяет порядок формирования и отражения в отчетности информации об обязательствах. Этим стандартом все обязательства классифицируются на долгосрочные, текущие, обеспечение и непредвиденные обязательства.

Аудитор проверяет, соблюдены порядка, по которым кредитные взаимоотношения регламентируются на основании кредитных договоров. В кредитном договоре банк берет на себя обязательство предоставить кредит, а заемщик - использовать, уплатить долг и вернуть его.

Во время аудита долгосрочных займов и векселей аудитор руководствуется П(С)БУ 11 "Обязательства". Аудитору следует учесть, что к долгосрочным обязательствам относятся:

* долгосрочные кредиты банков;

* другие долгосрочные финансовые обязательства;

* отложенные налоговые обязательства;

* прочие долгосрочные обязательства.

Обязательство, на которое начисляются проценты и которое подлежит погашению в течение двенадцати месяцев от даты баланса, следует рассматривать как долгосрочное, если первоначальный срок погашения был больше чем двенадцать месяцев и до утверждения финансовой отчетности существует соглашение о переоформлении этого обязательства на долгосрочное.

Обязательства по кредитному соглашению будет долгосрочным, если:

* заимодатель до утверждения финансовой отчетности согласился не требовать погашения обязательства вследствие нарушения определенных условий, связанных с финансовым состоянием заемщика;

* не ожидается возникновения дальнейших нарушений кредитного соглашения в течение двенадцати месяцев с даты баланса.

Аудитор выясняет, долгосрочные обязательства, на которые начисляются проценты, отражаются в балансе по их настоящей стоимости, которая зависит от условий и вида обязательства.

По кредиту счета 50 "Долгосрочные ссуды" отражаются суммы полученных займов, по дебету - их погашение.

Аудитор выясняет, соблюдены условия кредитного соглашения:

* своевременно ли выплачиваются начисленные проценты;

* своевременно погашаются полученные займы.

Во время проверки обязательств по векселям следует установить, соблюдены четко установленной формы векселя, поскольку в противном случае последний теряет вексельную силу. То есть, если в векселе нет какого-либо из обязательных реквизитов (наименование, срок платежа, место платежа, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен, дата и место составления векселя, подпись работника, который выдает вексель), аудитор выясняет причину и виновных лиц, поскольку отсутствие хотя бы одного из реквизитов делает вексель недействительным.

Проверкой соблюдения установленного порядка ведения учета и использования Полученных векселей следует выяснить своевременность расчетов за отгруженные товары или оказанные услуги и правильность корреспонденции счетов при этом. Аудитору следует также учесть, что погашение задолженности, обеспеченной выданными векселями, отражается на дебете счета 51 "Долгосрочные векселя выданные" и кредиту счетов 311 "Текущие счета в национальной валюте", 312 "Текущие счета в иностранной валюте".

Оперативный контроль за выплатами из полученных и выданных векселей ведется с помощью картотеки, упорядоченной по срокам погашения задолженности.

11.3. АУДИТ КРАТКОСРОЧНЫХ КРЕДИТОВ И ПРОСРОЧЕННЫХ ССУД

Учет расчетов ведется на счете 60 "Краткосрочные займы" в национальной и иностранной валюте по кредитам банков, срок возврата которых не превышает двенадцати месяцев с даты баланса, и по займам, срок погашения которых истек. По кредиту этого счета отражаются суммы полученных кредитов, по дебету - погашения и перевод в долгосрочные обязательства в случае отсрочки кредитов (займов).

Кредитный договор заключают учреждение банка и предприятие; в нем предусматривается объект кредитования, условия получения и уплаты займов, процентные ставки платы в кредит, сроки, на которые выдаются займы. Теперь широко используется коммерческое кредитование, когда осуществляется реализация товаров при условии рассрочки платежа.

Аудитор осуществляет анализ финансового состояния предприятия, контролирует соблюдение сроков платежей, своевременность уплаты коммерческого кредита. Коммерческие кредиты предприятие покрывает за счет собственных оборотных средств, других источников, а также за счет банковского кредита. Задача аудитора - проверить законность получения и использования банковских кредитов по целевому назначению, своевременность их погашения.

Проверяя записи в Главной книге и балансе, аудитор выясняет, какими видами займов пользовалось предприятие. Для проверки соблюдения порядка кредитования, оформления кредитов и их погашения аудитор руководствуется Инструкцией № 3 об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной Постановлением Правления НБУ от 27. 05. 96 № 121.

Аудит кредитных операций целесообразно проводить по видам займов (кредитов) под товарооборот, товары сезонного накопления, на временные нужды и др.

По данным баланса и записями в реестре аналитического учета аудитор устанавливает, использовалась заем по целевому назначению. Аудитор проверяет правильность сведений о обеспечения выданных займов, наличие собственных оборотных средств в товарных запасах, полноту использования ссуд на временные нужды, под нормативные запасы материальных ценностей. Особой проверке подлежат факты возникновения просроченной задолженности, при этом устанавливают причины, сумму убытков от уплаты процентов по повышенной ставке, проверяют эффективность мер по погашению просроченных займов, по оздоровлению финансового состояния предприятия.

Основными причинами возникновения просроченной задолженности является невыполнение плана товарооборота, нарушения заемщиками договорных обязательств, затоваривания и т.д. Проверку кредитных операций осуществляют параллельно с анализом выполнения плана товарооборота и состояния товарных запасов.

Типичными нарушениями являются включение в обеспечение бестоварных счетов при кредитовании под расчетные документы в пути некредитованих товарно-материальных ценностей, неточные сведения о составе товарных запасов сезонного накопления.

Если предприятие получило заем под товары сезонного хранения, целесообразно сверить сумму фактических остатков товаров сезонного хранения с данными, предоставленными в банк.

11.4. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

На счете 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. По кредиту этого счета отражается задолженность за полученные от поставщиков товарно-материальные ценности, по дебету - ее погашение.

Аудит осуществляется отдельно по каждому поставщику по каждому документу (счету) на уплату. Во время получения материалов, товаров необходимо сделать запись: дебет счета 20 "Производственные запасы", 28 "Товары", кредит счета 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Однако, когда на основании выписки банка происходит списание денег для расчета с поставщиком, то делается запись: дебет 63, кредит 31 "Счета в банках". Аудитор проверяет правильность и своевременность выполнения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками за выполненные работы или оказанные услуги. Аудит начинают с анализа результатов инвентаризации кредиторской задолженности по соответствующим отчетным периодам на ближайшую дату до начала аудита. Данные инвентаризации следует сверить с суммами, отраженными в Главной книге и балансе по счету 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Звірянню подлежат остатки кредиторской задолженности на начало отчетного периода, отражены в регистрах бухгалтерского учета, с остатками в предыдущем отчетном периоде, и уточняется реальность кредиторской задолженности.

Анализ материалов инвентаризации расчетов дает аудитору возможность сосредоточить внимание на сомнительных расчетах, проверить обоснованность создания резерва по сомнительным долгам и законность их списания с баланса. Для проверки достоверности первичных документов, по которым осуществлены расчетные операции, целесообразно провести встречные сверки различных документов на данном предприятии и сделать письменный запрос в соответствующие предприятия о состоянии расчетов. Целесообразно отбирать счета, по которым проводились сторнувальні записи, записи относительно перечисления сумм с одного счета на другой, а также те, где составлялись бухгалтерские проводки на основании справок.

Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Задолженность, не уплаченная в установленный срок, - это задолженность со сроком уплаты истек, которая должна быть погашена. Поэтому необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки.

Исковая давность исчисляется с момента возникновения права на предъявление (представление) иска. По этому поводу следует проверить, подавались письма - напоминания о необходимости погашения долга, выставлялись претензии, переданы материалы юридической службе предприятия для подачи иска.

Во время аудита расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки товаров, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов. Чтобы установить полноту оприходования материальных ценностей, следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам (платежным поручением и требованиями-поручениями) с данными документов на их оприходование (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками (реестров операций по счетам с поставщиками), книгами, карточками складского учета, отчетами движения товаров. Обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты выявляют сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в договорах.

При проверке расчетов с подрядчиками устанавливают:

* включены ли строящиеся объекты в титульный список;

* обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования;

* есть проектно-сметная документация на строительные объекты;

* заключены договоры с подрядчиками и каковы условия расчетов (за объект в целом или за этапы работ);

* правильность применения цен, расценок, нет дописок объемов выполненных работ;

* достоверность представленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах.

Если будут выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, непредусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных объемов строительно-монтажных работ.

11.5. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И ПЛАТЕЖАМ

Одним из важных факторов решения экономического кризиса в обществе является совершенствование системы налогообложения. Задача аудитора - проверить правильность исчисления налогов и платежей, своевременность и полноту их уплаты. Проверке подлежит каждый вид налога и платежа. К основным товарным расчетных операций относятся расчеты с бюджетом (с финансовыми органами) за налоги с оборота (акцизный сбор, НДС и т.д.), с доходов, с дохода работников и др. Учет расчетов с бюджетом отражаются на счете 64 "Расчеты за налогами и платежами", в кредит которого записывают суммы, подлежащие внесению в доход бюджета, а в дебет - внесенные платежи.

Аудитор проверяет правильность корреспонденции в учете расчетов с бюджетом.

В частности, взносы из прибыли в бюджет ежемесячно отражают такой записью: дебет счета 98 "Налоги на прибыль", кредит счета 641 "Расчеты по налогам".

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, оформляется записью: дебет счета 70 "Доходы от реализации", кредит счета 64 "Расчеты за налогами и платежами".

На сумму налогов, удержанных из заработной платы рабочих и служащих, делают запись: дебет счета 66 "Расчеты по оплате труда", кредит счета 64 "Расчеты за налогами и платежами". Следует иметь в виду, что в балансе сальдо по счету 64 "Расчеты за налогами и платежами" показывают в активе дебиторскую, в пассиве - кредиторская задолженность.

На счета 642 "Расчеты по обязательным платежам" ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам), которые взимаются в соответствии с действующим законодательством.

В процессе аудита изучают акты проверок, проведенных государственной налоговой администрацией, банком, Пенсионным фондом и т.д. Кроме того, выясняют причины просрочки платежей, за чей счет отнесена пеня, какие меры приняты к виновным лицам за несвоевременное перечисление средств.

Основными источниками информации для проверки расчетов с бюджетом являются: справки и расчеты, декларации по отдельным видам платежей; выписки банков и прилагаемые к ним документы о перечислениях причитающихся сумм в бюджет; бухгалтерские записи на счете 64 "Расчеты за налогами и платежами", регистры синтетического и аналитического учета, баланс и другие виды финансовой отчетности.

Во время аудиторской проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду налогов и платежей на конец отчетного периода, для чего данные аналитического учета каждого вида налога или платежа сравнивают с остатками в регистрах аналитического учета и Главной книге по счету 64 "Расчеты за налогами и платежами" или другими счетами. Если обнаружены неточности в расчетах, следует принять меры по их устранению и выяснить, предприятие заплатило штрафы, пеню налоговым администрациям за неправильное определение размера платежа или его просрочки. Штрафы и пеню следует взыскивать с должностного лица, виновного в просрочке или в неправильном исчислении платежа в бюджет.

Во время аудиторской проверки правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов руководствуются законодательными актами о налогообложении прибыли предприятий, о подоходный налог с граждан, налог на добавленную стоимость, о акцизный сбор и т.д.

Особое внимание уделяется правильности расчетов по налогам. Аудитор должен в необходимых случаях оказать помощь бухгалтеру, чтобы правильно сделать такой расчет, порекомендовать ему внести изменения в баланс предприятия.

Основным источником поступления средств в бюджет является налог с прибыли предприятий в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Объектом налогообложения является балансовая прибыль налогоплательщика. При этом прибыль предприятия облагается налогом по базовой ставке.

Аудитор проверяет правильность учета валовой прибыли, а затем той ее части, которая непосредственно облагается. Поэтому сопоставляют идентичности балансовых данных о прибыли с его учетом в Главной книге, регистрах аналитического учета по счету 79 "Финансовые результаты", по Отчету о финансовых результатах. Необходимо удостовериться в реальности сумм по дебету и кредиту счетов 70 "Доходы от реализации", 79 "Финансовые результаты", 90 "Себестоимость реализации", а также в законности расходов, включенных в себестоимость.

Для сокрытия прибыли или иных объектов налогообложения субъекты предпринимательской деятельности в декларации о доходах отражают значительно меньшую, по сравнению с фактической, сумму прибыли от хозяйственной деятельности. Занижение дохода (прибыли) или иных объектов налогообложения заключается в том, что в декларации о доходах отражаются все операции, но при этом завышается себестоимость продукции, в связи с чем уменьшается общий объем прибыли, подлежащей налогообложению.

Основными видами искажений финансовой отчетности могут быть:

* занижение прибыли в результате необоснованного завышения суммы материальных затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), неправильная оценка остатков незавершенного производства, издержек обращения и торговой наценки на остаток отгруженных товаров (выполненных работ, услуг), недостач товарно-материальных ценностей, возмещения материальных убытков и т.п.;

* включение в издержки производства (обращения) расходов, которые покрываются в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, а также завышение или занижение на конец отчетного периода величины остатков резервов, создаваемых за счет расходов по основной деятельности;

* неправильное определение финансового результата хозяйственно-финансовой деятельности, принимаемого для определения платежей в бюджет;

* сокрытия доходов путем зачисления выручки от реализации продукции на другие балансовые счета и т.д.

11.6. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Счет 66 "Расчеты по оплате труда" предназначен для расчета по заработной плате и по расчетам с депонентами. При этом расчеты ведутся по всем видам заработной платы, премий, пособий и т.д. По кредиту этого счета отражается начисленная, по дебету - выплачена заработная плата и суммы удержаний налогов, платежей по исполнительным документам и т.п.

Проверяя расчеты по оплате труда, аудитор руководствуется Законом Украины "Об оплате труда", утвержденным Постановлением Верховной Рады Украины от 20 апреля 1995 г. № 144/95-ВР (с изменениями и дополнениями к нему согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 6 февраля 1997 г. № 50/97-ВР), а также Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 № 323 и Инструкцией по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Минстата № 171 от 07.07.95.

Для проверки правильности начисления и выплаты заработной платы аудитору прежде всего следует тщательно ознакомиться с установленными нормами для различных видов оплат.

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, размеры надбавок, доплат, премий предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством и соглашениями. Конкретные размеры ставок, окладов, расценок, надбавок, премий владелец устанавливает с учетом закона. Лица, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу. Работа в сверхурочное время оплачивается в двойном размере часовой ставки.

Для начисления основной заработной платы работникам с повременной оплатой труда необходимо иметь сведения о должностные оклады (по штатному расписанию), присвоены разряды (на основании приказов по предприятию), а также данные табельного учета отработанного ими времени за соответствующий период (месяц).

При начислении основной заработной платы работникам, которым установлена сдельная оплата труда, кроме табеля необходимо иметь сведения о выработке и расценки за выполненные работы.

Для расчета заработной платы специалиста по тарифу часовую тарифную ставку умножить на количество часов изменения.

Аудитор прежде всего проверяет численность работников предприятия и правильность ее отражения в отчетности в соответствии с Инструкцией по статистике численности работников от 07.07.95.

Выборочно проверяют наличие трудовых книжек работников. Затем проверяют правильность оформления табеля учета времени.

Согласно письму Министерства труда и социальной политики Украины от 05.02.98 № 21-466 и согласно Кодекса законов о труде Украины продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе - 7 часов и 5 часов перед выходными днями - не может превышать 40 часов в неделю.

Соблюдение тарифных сеток и ставок, должностных окладов устанавливают путем их сравнения со штатным расписанием и проверкой данных расчетно-платежных ведомостей, табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.

Во время аудита устанавливают правильность окладов и ставок с точки зрения отнесения предприятия к соответствующей группе по оплате труда.

Проверку расчетов с рабочими и служащими по заработной плате целесообразно начинать с установления идентичности данных аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 66 "Расчеты оплаты труда" в Главной книге и балансе на одинаковую дату.

Для этого сверяют сальдо на первое число соответствующего месяца в Главной книге и балансе с итоговыми суммами (суммами к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. Причинами различий могут быть: искажения данных вследствие злоупотреблений (исключений выплат, удержаний); неполное удержание авансов; повторного списание денежных документов с отнесением выплат в дебет счета 66 "Расчеты из оплаты труда"; уменьшение дебиторской задолженности или увеличение кредиторской задолженности при переносе сальдо из одной расчетной ведомости в другую и т.п. Затем следует проверить достоверность первичных документов (табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, лицевых счетов, расчетных и расчетно-платежных ведомостей).

При повременной оплате труда проверяют правильность тарифных ставок, условий контракта, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность норм и расценок. Проверяют, не включено в табеле учета использования времени вымышленных (подставных) лиц, заведено на такое лицо личное дело в отделе кадров.

Правильность начисления заработной платы определяют так:

* проверяется правильность применения расценок путем сопоставления с документом, где они предусмотрены, а также уточняется, соответствует ли стаж работника, его разряд, тип предприятия, сезон, ассортимент продукции применяемым расценкам;

* уточняется, правильно ли определен объем выполненной работы и количество отработанного времени путем их сопоставления с учетными листами, путевыми листами, табелем выхода на работу, системами приемки выполненных работ по актам приемки-сдачи работ;

* арифметическое проверяется правильность начисления суммы путем умножения расценки на количество дней работы, на сумму товарооборота, на количество произведенной продукции и т.д.

Во время проверки правильности начисления и выплаты заработной платы следует установить:

* соответствуют ли данные ведомостей на выплату заработной платы по тарификационному спискам работников;

* наличие в ведомости печати, подписей руководителя и бухгалтера;

* нет ли в ведомостях подчисток и неоговоренных исправлений;

* указаны даты выплаты и подписи работников о получении заработной платы;

* правильность подсчетов платежной ведомости;

* правильно ли посчитаны суммы удержанных и перечисленных налогов с заработной платы работников;

* идентичность подписей в ведомости и в личном деле.

Заработная плата за период отпуска начисляется в следующем порядке. Средний заработок для оплаты отпуска рассчитывается исходя из заработка за двенадцать последних месяцев (календарных), предшествующих месяцу ухода в отпуск. Эта сумма делится на 12 (или 11 за первый год работы). Полученный среднемесячный заработок делится на среднемесячное количество рабочих дней в течение года (с учетом выходных и праздничных дней). Полученный среднедневной заработок умножается на число рабочих дней отпуска. На сумму вирахованих отпускных дают запись: дебет счета 81 "Расходы на оплату труда", кредит счета 66 "Расчеты из оплаты труда".

Премии и поощрения, связанные с трудовой деятельностью, определяют на основе положения, которое разрабатывается на предприятии в соответствии с типовым.

Во время проверки выплаты премий следует установить:

* выполнены условия, согласно которым премия выплачивается путем проверки всех показателей по данным бухгалтерского и статистического учета;

* соблюден порядок снижения размера или лишения премий и т.д.

В соответствии со статьей 127 Кодекса законов о труде Украины удержания из заработной платы могут осуществляться только в случаях, предусмотренных законодательством Украины. Обязательные удержания включают подоходный налог по шкале ставок налога (до 17 гривен не облагается); удержания в Пенсионный фонд (1 %, если общая сумма начисленной заработной платы составляет до 150 гривен, 2 %, если сумма больше 150 гривен); содержание на случай безработицы (0,5 % от начисленной суммы); удержания по исполнительным листам. Общий размер удержаний из заработной платы не может превышать 20 %, а в особых случаях - 50 % заработной платы.

Контрольные вопросы

1. Какие Вы знаете разновидности собственного капитала и к какому классу счетов они принадлежат?

2. Какая методика аудита уставного капитала?

3. Каким нормативным документом следует руководствоваться аудитору при проверке правильности распределения прибыли между собственниками предприятия?

4. Какая методика аудита долгосрочных займов и векселей?

5. Какие условия предусмотрены кредитным договором между банком и предприятием? Что при этом интересует аудитора?

6. Какова последовательность аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками?

7. Какие документы изучает аудитор во время проверки расчетов по налогам и платежам? В чем сущность аудита при этом?

8. Какими нормативно-правовыми актами руководствуется аудитор при проверке расчетов по оплате труда?

Книга: Аудит - Усач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аудит - Усач
2. Тема 1 АУДИТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ, ЕГО ОБЪЕКТЫ И МЕТОД
3. Тема 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4. Тема С ПЛАНИРОВАНИЕ, СТАДИИ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА
5. Тема 4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
6. Тема 5 АУДИТОРСКИЙ РИСК
7. Тема 6 ОШИБКИ И ПРОЦЕССЫ ОБМАНА
8. Тема 7 АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
9. Тема 8 АУДИТОРСКИЕ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
10. Тема 9 ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА
11. Тема 10 АУДИТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
12. Тема 11 АУДИТ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
13. Тема 12 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
14. Тема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
15. Тема 14 ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТУТема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
16. Тема 15 ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ
17. ЛИТЕРАТУРА

На предыдущую