lybs.ru
Козак дважды саблей не замахивается. / Андрей Коваль


Книга: Аудит - Усач


Тема 12 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

12.2. Состав и назначение финансовой отчетности и основные принципы ее подготовки

12.3. Оценка финансовой отчетности предприятия

12.4. Аудит финансовой отчетности субъектов предпринимательской деятельности

12.5. Финансовый анализ отчетности

12.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Финансовая отчетность предприятия - это система обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия за прошедший период (месяц, квартал, год).

Целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств предприятия. Порядок предоставления финансовой отчетности пользователям определено действующим законодательством.

Финансовая отчетность обеспечивает информационные потребности пользователей относительно:

* приобретения, продажи и владения ценными бумагами;

* участия в капитале предприятия;

* оценки качества управления;

* обеспеченности обязательств предприятия;

* определение суммы дивидендов, подлежащих распределению;

* регулирование деятельности предприятия и т.д.

Основные требования к финансовой отчетности - реальность, ясность, своевременность, единство методики отчетных показателей, сопоставимость отчетных показателей с прошлыми.

Термины, используемые в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 1 "Общие требования к финансовой отчетности", имеют такое значение.

Активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.

Активы = Обязательства + Собственный капитал.

Баланс - отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал.

Бухгалтерская отчетность - отчетность, составляемая на основании данных бухгалтерского учета для удовлетворения потребностей определенных пользователей.

Расходы - уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала.

Собственный капитал - часть в активах предприятия, что остается после вычета его обязательств.

Доходы - увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала.

Отчет о собственном капитале - отчет, отражающий изменения в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода.

Отчет о финансовых результатах - отчет о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия.

Отчет о движении денежных средств - отчет, отражающий поступление и расход денежных средств в результате деятельности предприятия в отчетном периоде.

Обязательства - задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды.

Консолидированная финансовая отчетность - отчетность, которая отражает финансовое состояние и результаты деятельности юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы.

Пользователи отчетности - физические и юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности предприятия для принятия решений.

Статья - элемент финансового отчета, который соответствует критериям, установленным настоящим Положением (стандартом).

12.2. СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОДГОТОВКИ

Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность, содержащая Информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период. Целью составления финансовой отчетности является обеспечение пользователей полной, правдивой, непредвзятой информации о финансовые результаты деятельности и финансовое состояние предприятия. Финансовая отчетность должна удовлетворить интересы пользователей - юридических и физических лиц, которым необходима информация о деятельности предприятия для принятия правильных решений.

Составляющие годовой финансовой отчетности: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале. Срок представления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Квартальная отчетность состоит только из баланса и отчета о финансовых результатах.

Субъекты малого предпринимательства и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности в течение квартала и за год составляют лишь упрощенную форму отчетности из двух форм - баланса и отчета о финансовых результатах.

Каждая статья финансовой отчетности может наводиться тогда, когда:

* существует достоверность поступления и выбытия будущих экономических выгод;

* оценка статьи может быть достоверно определена.

Качественные характеристики финансовой отчетности:

1. Понятность - доступность для понимания пользователей, которые имеют достаточные знания в сфере бухгалтерского учета.

Чтобы быть понятной пользователям, финансовая отчетность должна содержать сведения о: предприятие; дату отчетности и отчетный период; валюте отчетности и единице ее измерения; консолидацию финансовых отчетов; прекращения (ликвидации) отдельных видов деятельности; выявленные ошибки прошлых лет и связанные с ними корректировки; переоценке статей финансовых отчетов.

2. Уместность - прогнозирование результатов деятельности, исправление ошибок в хозяйственной деятельности. Финансовая отчетность должна содержать только уместную информацию, что дает возможность влиять на принятие решений, оценку прошлых и будущих событий.

3. Надежность - в информации, представленной в отчетности, не должно быть существенных ошибок и искажений. Надежность обеспечивают истинное представление операций и событий преобладание сущности над формой.

4. Нейтральность, то есть отображение информации без цели осуществления влияния на решения для достижения желаемого результата.

5. Осмотрительность (осторожность во время расчетов) - полнота (без пробелов).

Обязательные реквизиты отчетности: дата, на которую приведены основные показатели деятельности предприятия; охватываемый период; валюта. Все отчеты подписываются руководителем и главным бухгалтером. Основные принципы подготовки финансовой отчетности.

При формировании финансовой отчетности должны быть соблюдены следующие принципы:

* автономность предприятия - предприятие обособленное от собственников;

* непрерывность деятельности - предусматривает оценку активов и пассивов предприятия на последующий период;

* периодичность - распределение деятельности предприятия на определенные периоды времени для составления отчетности;

* историческая (фактическая) себестоимость - определяет приоритет оценки активов;

* начисление и соответствие доходов и расходов - доходы сопоставляются с расходами (для получения этих доходов);

* полнота освещения - финансовая отчетность должна содержать информацию о фактических и потенциальных последствиях операций;

* последовательность - постоянное из года в год применения выбранной учетной политики;

* осмотрительность - предотвращение занижение оценки обязательств;

* превалирование содержания над формой;

* единый денежный эквивалент.

12.3. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Одной из важнейших аудиторских процедур является оценка финансовой отчетности предприятия. При этом аудитор руководствуется Законом Украины "Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине" от 16 июля 1999 p. № 996-XIV и следующими нормативными документами:

* П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности";

* П(С)БУ 2 "Баланс";

* П(С)БУ 3 "Отчет о финансовые результаты";

* П(С)БУ 4 "Отчет о движении денежных средств";

* П(С)БУ 5 "Отчет о собственном капитале";

* П(С)БУ 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах".

Аудитор, руководствуясь нормативными актами, проверяет правильность оценки статей баланса и финансовой отчетности.

Прежде всего он оценивает использования необоротных активов, в частности основных средств как совокупности материальных активов, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров и услуг или предоставления в аренду, действующих более одного года как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере. К ним относятся также капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель (ирригационные, мелиоративные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование.

Финансовые вложения (взносы в уставный капитал, приобретение ценных бумаг, облигаций и т.п.) предприятия оценивают в балансе по фактическим затратам. Величину таких расходов и их финансирования аудитор проверяет по данным счетов 102 "Капитальные расходы на улучшение земли", 50 "Долгосрочные займы", 501 "Долгосрочные кредиты банков", 53 "Долгосрочные обязательства по аренде" и др. Аудитор проверяет правильность отражения их в балансе, других формах финансовой отчетности.

Использование нематериальных активов аудитор контролирует по данным счета 12 "Нематериальные активы". Аудитор выясняет, как используются предприятием права пользования природными ресурсами, авторские и смежные с ними права.

Запасы, включающие сырье и материалы, топливо, запасные части отражаются в учете по фактической себестоимости. Если на предприятиях для технологических и эксплуатационных нужд, для выработки энергии и отопления зданий создаются запасы газа (в газохранилищах), то их учет ведется на счете 203 "Топливо".

Расчеты с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями в балансе и другой финансовой отчетности показывают в сумах, предварительно сверенных и отраженных соответствующими актами сверок. Аудитор проверяет их достоверность по данным счета 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 37 "Расчеты с разными дебиторами", 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 374 "Расчеты по претензиям" и др.

Чистая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), товаров определяется как разница между выручкой от реализации в ценах продаж без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других вычетов из дохода, себестоимости реализованной продукции, административных расходов, расходов на сбыт, других операционных расходов, финансовых расходов, потерь от участия в капитале, налога на прибыль от обычной деятельности, чрезвычайных расходов и налога с чрезвычайной прибыли.

Аудитор проверяет правильность отражения прибыли (убытка) в балансе и отчете о финансовых результатах.

Следовательно, все статьи баланса должны быть подтверждены материалами инвентаризации, которая проводится ежегодно по состоянию на 1 октября. Аудитор проверяет правильность оформления материалов инвентаризации и отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности.

По результатам проверки аудитор может сделать выводы о достоверности баланса, реальность статей других форм финансовой отчетности.

Оценка финансовой отчетности и своевременности ее представления в руководящие инстанции и соответствующим государственным органам (налоговой администрации, статистическим органам, учреждениям банка) осуществляется на основании действующего законодательства. Проверяя отчетность, аудитор определяет полноту и взаимосвязь (увязку) между данными баланса, финансовой отчетности. Если есть отклонения между данными отчетных форм финансовой отчетности, руководство предприятия вносит соответствующие коррективы.

Убедившись в правильности и достоверности финансовой отчетности, аудитор подтверждает правильность ее составления.

Финансовые отчеты содержат статьи, состав и содержание которых определяются соответствующими положениями (стандартами). К годовому бухгалтерскому отчету обязательно прилагается пояснительная записка (примечания), в которой излагаются основные факторы, повлиявшие в отчетном году на итоги деятельности предприятия, где помимо финансового состояния освещается перспектива развития предприятия. Отчет о финансовых результатах показывает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с начала отчетного года. Отличительной особенностью новой отчетности является отсутствие в ней плановых показателей или нормативов.

Бухгалтерская финансовая отчетность является единой. Отчеты предприятий и организаций всех отраслей хозяйства составляются по единым критериям, финансовые отношения - универсальные. Отраслевые особенности отражаются в статистической отчетности. Предприятия, находящиеся на хозрасчете, имеют самостоятельный баланс и являются юридическими лицами, в том числе и совместные предприятия.

12.4. АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Финансовый результат деятельности предприятия характеризует его экономическую эффективность. Одной из важнейших аудиторских процедур является оценка балансовой прибыли, величина которого существенно зависит от правильности исчисления причитающихся платежей (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, другие вычеты из дохода).

Для проверки фактической выручки - выручки (дохода) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - аудитор использует первичные документы на отпуск готовой продукции со склада, учетные регистры, банковские выписки о движении денежных средств на счете в банке, приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия, платежные поручения на оплату отгруженной продукции, пропуска на вывоз готовой продукции с территории предприятия.

Детальной проверке подлежат доходы и расходы.

Чтобы определить валовую прибыль (убыток), необходимо от чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) вычесть сумму себестоимости реализованной продукции.

Следовательно, для определения финансового результата от операционной деятельности (прибыли или убытка) необходимо от валовой прибыли вычесть административные расходы, расходы на сбыт, другие операционные расходы и добавить к полученной суммы другие операционные доходы.

Затем следует установить правильность исчисления финансового результата от обычной деятельности до налогообложения. Для этого необходимо до финансового результата от операционной деятельности приобщить доход от участия в капитале (полученный от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия), другие финансовые доходы (дивиденды, проценты и другие доходы, полученные от финансовых инвестиций), прочие доходы (доход от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов, доход от неоперационных курсовых разниц), и вычесть финансовые расходы (расходы на проценты и другие расходы предприятия, связанные с привлечением заемного капитала), потери от участия в капитале (убыток, вызванный инвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия), другие расходы (себестоимость реализации финансовых инвестиций, необоротных активов, имущественных комплексов, потери от неоперационных курсовых разниц, потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов).

Финансовый результат от обычной деятельности (прибыль, убыток) определяется путем отчисления от финансового результата от обычной деятельности до налогообложения налога на прибыль от обычной деятельности.

И, наконец, следует проверить правильность определения чистой прибыли (убытка). Для этого необходимо от финансового результата от обычной деятельности отчислить чрезвычайные расходы (невозмещенные убытки от чрезвычайных событий (стихийного бедствия, пожаров, техногенных аварий), налог с чрезвычайной прибыли, и добавить сумму чрезвычайных доходов. Таким образом, чистая прибыль (убыток) рассчитывается как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от обычной деятельности и чрезвычайной прибыли, чрезвычайного убытка и налогов с чрезвычайной прибыли.

Тщательной проверке подлежат первичные документы, характеризующие убытки от списания долгов за недостачи и кражи, за неплатежеспособности должников, основанием для чего являются решения судов о несостоятельности ответчика.

Достаточно тщательно следует проверить обоснованность отражения в бухгалтерском учете той части прибыли, которая подлежит изъятию в бюджет в связи с применением экономических санкций: за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) от налогообложения; пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет и др. Суммы таких санкций покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не влияют на величину налогооблагаемой прибыли.

Кроме того, аудит финансового состояния устанавливает платежеспособность предприятия. Платежеспособным оно считается тогда, когда сумма активов (запасы, денежные средства, дебиторская задолженность и т.д.) больше или равна его внешней задолженности (кредиты, кредиторская задолженность, текущие обязательства по расчетам с бюджетом, по оплате труда и др.).

Повышение или снижение уровня платежеспособности предприятия следует установить за изменением показателя оборотных средств (оборотного капитала) как разницу между суммой текущих активов (запасы и затраты минус износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов плюс денежные средства, расчеты и прочие пассивы) и краткосрочными долгами. Следовательно, оценка финансового состояния предприятия осуществляется по данным финансовой отчетности (баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале).

Бухгалтерский финансовый учет имущества и результатов работы каждого юридического лица должно осуществляться в соответствии с Законом Украины "Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине" от 16 июля 1999 p. № 996-XIV.

Аудиторское заключение должно содержать сведения о достоверности или недостоверности данных финансовой отчетности предприятия, соблюдение им правил ведения бухгалтерского финансового учета, экономическую оценку его ликвидности, платежеспособности, доходности. Кроме того, в заключении аудитора подчеркивается, что достоверность финансовой отчетности подтверждается документами, которые касаются первичного финансового учета, денежными документами, наличием наличности, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей, необоротных активов (основных фондов) и т.п.

В конце заключения аудитор отмечает положительных и отрицательных сторонах деятельности предприятия, указывает на выявленные недостатки и нарушения, излагает рекомендации по их устранению, улучшению финансового состояния.

В рыночной среде, когда финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется на принципах самофинансирования, а при недостатке собственных финансовых ресурсов - за счет заемных средств, очень важно дать аналитическую оценку финансовой независимости предприятия от внешних источников. Запас источников собственных средств - это запас финансовой устойчивости предприятия при условии, что его собственные средства превышают заемные.

Финансовая устойчивость оценивается на основании соотношения собственных и заемных средств в активах предприятия, по темпам накопления собственных средств в результате хозяйственной деятельности, соотношению долгосрочных и краткосрочных займов, достаточное обеспечение материальных оборотных средств собственными источниками.

Одновременно аудитор выясняет, способно ли предприятие выполнять свои обязанности перед бюджетом, кредитными и другими органами.

Для этого следует проверить:

* правильность регистрации предприятия в органах государственной налоговой администрации;

* наличие документа на право осуществления отдельных видов деятельности, устава, учредительных документов, открытого счета в банке;

* структуру активов и пассивов баланса на отчетную дату;

* структуру собственного капитала;

* обеспечение предприятия собственными оборотными средствами;

* полноту и своевременность уплаты налогов и платежей;

* финансовую устойчивость, платежеспособность и т.п.

Для обеспечения качества проведения аудита финансовой отчетности необходима такая информация:

* баланс;

* отчет о финансовых результатах;

* отчет о движении денежных средств;

* отчет о собственном капитале;

* расшифровка дебиторов и кредиторов;

* расчет норматива собственных оборотных средств;

* бизнес-план;

* Главная книга;

* статистическая отчетность;

* налоговая отчетность;

* регистры бухгалтерского финансового учета;

* первичная документация.

Выдающийся американский ученый и практик Роберт Монтгомери писал, что факты, отраженные в финансовых отчетах, является предметом аудиторской проверки. Обязанность аудитора - сформировать мнение о состоянии финансовой отчетности в целом в виде аудиторского заключения [21, с. 20].

Цель аудиторской проверки финансовой отчетности - независимая экспертиза для установления реальности и ее достоверности, своевременности и единства методических отчетных показателей.

В начале аудита финансовой отчетности субъектов предпринимательской деятельности устанавливается соответствие ее действующим законодательным и другим нормативно-правовым актам (Закон Украины "Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине", утвержденным Положениям (стандартам) бухгалтерского учета и т.п.).

Во время аудита показателей финансовой отчетности для установления ее реальности и достоверности аудиторы должны проявлять нереальную дебиторскую задолженность. При этом особое внимание следует сосредоточить на контроле исковой давности задолженности, которая числится на балансе как реальная, а фактически срок ее взыскания через суд или арбитраж администрацией предприятия пропущено, и она подлежит списанию на убытки. В таком случае аудитор обязан установить причины образования нереальной дебиторской задолженности, место ее возникновения и ответственных лиц.

Аудитор также устанавливает несвоевременно погашенную кредиторскую задолженность (кредиты и займы, не погашенные в срок; за товары, работы и услуги, не оплаченные в срок; текущие обязательства по расчетам с бюджетом, по оплате труда и др.). При этом каждая статья баланса должна быть проинвентаризирована и подтверждена актами сверки, справками и т.п.

Таким образом, аудит финансовой отчетности должен подтвердить реальность информации об активах и пассивах предприятия.

Во время проверки финансовых отчетов клиент должен предоставить аудитору полную информацию, на основании которой последний мог бы сделать вывод, что отпадает необходимость вносить существенные изменения в финансовые отчеты с тем, чтобы они отвечали требованиям норм (стандартов).

При этом аудитору следует осуществить следующие процедуры:

* ознакомиться с принципами, приемами и методами бухгалтерского финансового учета и способами их применения;

* проследить, каким образом клиент собирает информацию для включения в финансовый отчет;

* удостовериться, что финансовые отчеты составлены в соответствии с общепринятыми принципами ведения бухгалтерского финансового учета;

* выяснить, какая существует связь между сальдо счетов и влияние на результаты имеют отклонения.

Составляющей аудита финансовой отчетности является финансовый анализ отчетности, в процессе которого следует дать оценку финансовой устойчивости и платежеспособности, в частности рассчитать коэффициенты и показатели ликвидности и финансовой активности, что сделано в следующем параграфе.

Итак, аудит финансовой отчетности способствует выявлению недостатков, предупреждению банкротства, определению перспектив развития производства в условиях жесткой конкурентной борьбы.

12.5. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ОТЧЕТНОСТИ

Осуществляя финансовый анализ отчетности предприятия аудитор, прежде всего, исследует показатели баланса, его актив и пассив, то есть их статьи. На основании данных баланса и отчета о финансовых результатах аудитор рассчитывает коэффициенты платежеспособности (ликвидности) и рентабельности активов и пассивов.

Изучение структуры баланса помогает установить, как распределяются активы предприятия, включая запасы и дебиторская задолженность, с одной стороны, и как распределены источники этих средств между долгосрочными и текущими обязательствами и собственным капиталом, с другой. Для этого сначала определяем динамику оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности путем использования данных баланса и отчета о финансовых результатах и измерение двух относительных показателей: коэффициента оборачиваемости запасов и коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

1. Коэффициент оборачиваемости запасов дает возможность установить скорость оборота запасов для обеспечения выполнения задания по продаже (реализации) готовой продукции (товаров, работ, услуг).

Такой показатель рассчитывается по формуле [40, с. 130].

Коэффициент оборачиваемости запасов = Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (ряд. 040 ф. №2) / Себестоимость реализованной продукции, (товаров, работ, услуг) (ряд. 040 ф. № 2)

Чем больше значение этого коэффициента, тем выше уровень оборачиваемости запасов, что положительно отражается на обеспечении объема реализации продукции.

Пример. Себестоимость реализованной продукции (ф. № 2, код строки 040) - 5900,0 грн. Средний размер запасов (ф. № 1) - 2100,0 грн.

Коэффициент оборачиваемости запасов:

5900,0 : 2100,0 = 2,8.

Разделив количество дней отчетного периода (года или квартала) на коэффициент оборачиваемости запасов, получим количество дней, необходимое на один оборот запасов.

По цифровым данным условного примера этот показатель равен 130 дням (365 : 2,8). Отсюда следует, что для обеспечения текущего уровня реализации продукции пополнения запасов следует сделать через 130 дней.

2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько оборотов осуществлено за год средствами, вложенными в расчетов.

Такой показатель рассчитывается как отношение общего объема реализации продукции к среднему размеру дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка (доход) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (ряд. 010 ф. № 2) / (Дебиторская задолженность на начало периода (ряд. 160 - ряд. 210 гр. С ф. № 1) + дебиторская задолженность на конец периода (ряд. 160 - ряд. 210 гр. 4 ф. № 1)) : 2

В данном случае чем больше количество оборотов, тем быстрее предприятие получает средства от своих должников (дебиторов).

Пример. Общий объем реализации продукции (ф. № 2) - 6300,0 грн, средний размер дебиторской задолженности (ф. № 1) - 1400,0 грн.

Коэффициент оборачиваемости будет равен:

6300,0 : 1400,0 = 4,5.

С помощью этого показателя можно рассчитать так называемый период инкассации, т.е. время, в течение которого дебиторская задолженность обратится в денежные средства. Для этого длительность отчетного периода (скажем, 1 год) разделим на коэффициент оборачиваемости. Такой период инкассации, то есть время ожидания предприятием получения денег от дебиторов, составит 81 день (365 : 4,5).

Анализ пассива баланса

Если предприятие не может обеспечить самофинансирование, оно вынуждено взять кредит. Поэтому кредиторская задолженность показывает временное привлечение в оборот кредитов на условиях их возврата. Однако, если срок погашения кредитов будет превышать срок погашения дебиторской задолженности, рост кредиторской задолженности опережающий рост дебиторской, что приведет к ухудшению финансового состояния предприятия.

3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как отношение себестоимости к средней величине кредиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности = Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (ряд. 040 ф. № 2) / (Кредиторская задолженность на начало периода (ряд. 620 гр. С ф. № 1) + Кредиторская задолженность на конец периода (ряд. 620 гр. 4 ф. № 1)) : 2

Пример. Общий объем реализации продукции (товаров, работ, услуг) - 6300, 0 грн (данные ф. № 2). Средний размер кредиторской задолженности - 1050,0 грн (данные ф. № 1).

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности равен:

6300,0 : 1050,0 = 6.

Следовательно, разделив продолжительность отчетного периода (года) на коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, получим среднее количество дней для оплаты счетов кредиторов. В нашем примере это займет, в среднем, 61 день (365 : 6).

Платежеспособность (ликвидность) определяется способностью предприятия к быстрому погашению своих краткосрочных обязательств по платежам. Для осуществления таких операций необходимы средства, которые предприятие может получить, переведя в деньги наиболее ликвидную часть своих мобильных запасов или имея достаточный запас денег в банке и в кассе. Оценка платежеспособности производится по данным баланса на основе характеристики ликвидности оборотных активов, т.е. времени, необходимого для перевода их в денежную массу. Есть три уровня ликвидности. Наиболее мобильной частью оборотных средств являются денежные средства и краткосрочные ценные бумаги. Увеличение доли денежных средств и ценных бумаг в общей сумме оборотных средств способствует росту платежеспособности.

Ликвидность - это способность быстро превратить актив в деньги без потерь его рыночной стоимости. При оценке ликвидности предприятия анализу подлежит достаточность текущих (оборотных) активов для погашения текущих обязательств, то есть краткосрочной кредиторской задолженности.

Оценивая ликвидность, рассчитывают три коэффициента:

* коэффициент покрытия;

* коэффициент быстрой ликвидности;

* коэффициент абсолютной ликвидности.

4. Коэффициент покрытия (иногда его называют коэффициентом общей ликвидности) дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько гривен текущих активов предприятия приходится на одну гривну текущих обязательств. Если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующая. Такой показатель рассчитывается по формуле

Коэффициент покрытия = Оборотные активы (стр. 260 ф. М 1) + Расходы будущих периодов (ряд. 270 ф. М 1) / Текущие обязательства (стр. 620 ф. №1) + Доходы будущих периодов (стр. 630 ф. № 1)

Коэффициент покрытия, равен 2 (или 2:1), свидетельствует о возможности предприятия погашать текущие обязательства. Критическое значение коэффициента покрытия принято за 1. Поэтому если коэффициент покрытия меньше 1, то предприятие имеет неликвидный баланс. В разработанном в Украине Положении N° 323 как ориентировочное значение коэффициента покрытия приведено его теоретическое значение, которое должно быть не меньше 2,0-2,5.

5. Коэффициент быстрой ликвидности (иногда его называют коэффициентом "лакмусовой бумажки"). В отличие от предыдущего, он учитывает качество оборотных активов и является более строгим показателем ликвидности, так как при его расчете принимаются во внимание ликвидные текущие активы (запасы не учитываются).

Коэффициент быстрой ликвидности = (Оборотные активы (стр. 260 ф. № 1) - Запасы (ряд. 100 - ряд. 140 ф. № 1) + Расходы будущих периодов (ряд. 270 ф. № 1)) / (Текущие обязательства (ряд. 620 ф. № 1) + Доходы будущих периодов (стр. 630 ф. №1))

Ориентировочное минимальное значение этого коэффициента равно 1.

6. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что часть текущих (краткосрочных) обязательств может быть погашена немедленно.

Коэффициент быстрой ликвидности = Денежные средства и их эквиваленты (ряд. 230 + ряд. 240 ф. № 1) / (Текущие обязательства (ряд. 620 ф. № 1) + Доходы будущих периодов (стр. 630 ф. № 1))

В Положении № 323 как ориентировочное значение коэффициента абсолютной ликвидности приведено его теоретическое значение, которое должно быть не менее 0,2-0,25.

Оценка долгосрочной платежеспособности

Кроме текущих обязательств у предприятия есть также долгосрочные обязательства, срок погашения которых составляет более 12 месяцев с даты баланса. Поэтому рассмотрим следующие коэффициенты, которые можно использовать для анализа долгосрочной платежеспособности предприятия.

7. Коэффициент концентрации собственного капитала (или коэффициент автономии или независимости) определяет долю средств собственников предприятия в общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия. Характеризует возможность предприятия выполнить свои внешние обязательства за счет использования собственных средств, независимость его функционирования от заемных средств.

Коэффициент концентрации собственного капитала = Собственный капитал (ряд. 380 ф. №1) / (Активы предприятия (ряд. 080 + ряд. 260 + ряд. 270 ф. М1))

Чем выше значение этого коэффициента, тем финансово устойчивее и стабильнее и менее зависимое от кредиторов предприятие. Если его значение равно 1 (то есть 100 %), то это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.

Согласно Методике № 81 и Методике № 22 предприятие считается финансово устойчивым при условии, что часть собственного капитала в общей сумме финансовых ресурсов предприятия составляет не менее 50 %.

8. Коэффициент концентрации заемного капитала является дополнением предыдущего коэффициента - их сумма равна 1 (или 100 %). Коэффициент характеризует долю заемных средств в общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия.

Коэффициент концентрации заемного капитала = Заемный капитал (ряд. 430 + ряд. 480 + ряд. 620 + стр. 630 ф. № 1) / Активы предприятия (ряд. 080 + ряд. 260 + ряд. 270 ф. № 1)

9. Соотношение заемного капитала и собственного. Этот показатель дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия.

Соотношение заемного капитала и собственного = Заемный капитал (ряд. 430 + ряд. 480 + ряд 620 + ряд.630 ф. №1) / Собственный капитал (ряд. 380 ф. № 1)

Его значение, равное, например, 0,3, означает, что на каждую 1 грн собственных средств, вложенных в активы предприятия, приходится 30 коп. заемных средств. Повышение уровня этого показателя в динамике означает усиление зависимости предприятия от инвесторов и кредиторов, т.е. соответствующее снижение финансовой устойчивости, и наоборот.

10. Коэффициент обеспеченности по кредитам (другое название - коэффициент покрытия процента). С его помощью оценивается потенциальная возможность предприятия погасить заем. Этот коэффициент показывает степень защищенности кредиторов от неуплаты процентных платежей.

Коэффициент обеспеченности по кредитам = Финансовый результат (прибыль) до налогообложения от обычной деятельности (стр. 170 ф. № 2) + Расходы на выплаты процентов (ряд. 140 ф. №2) / Финансовые затраты (ряд. 140 ф. № 2)

Уменьшение значения коэффициента по сравнению с аналогичным коэффициентом предыдущего периода показывает увеличение расходов предприятия на выплату процентов за кредит.

11. Коэффициент оборачиваемости активов показывает, насколько эффективно используются активы с точки зрения объема реализации, потому что показывает, сколько гривен реализации приходится на каждую гривну, вложенную в активы предприятия; иными словами, сколько раз за отчетный период активы обернулись в процессе реализации продукции. Чем выше оборот, тем эффективнее используются активы.

Коэффициент определяется как отношение чистой реализации к среднегодовой стоимости активов.

Коэффициент оборачиваемости активов = Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (ряд. 035 ф. №2) / (Активы на начало периода (ряд. 080 + ряд. 260 + ряд. 270 гр. 3. ф. № 1) + Активы на конец периода (ряд. 080 + ряд. 260 + ряд. 270 гр. 4 ф. № 1)) : 2

Оценка рентабельности

Рассчитывая рентабельность, следует определить отношение прибыли до таких показателей: уровня продаж, активов, собственного капитала. Для расчета этих показателей используют:

* чистая прибыль, который определяется как балансовая прибыль за вычетом платежей в бюджет (ряд. 220 ф. № 2);

* чистую реализацию, которая определяется как выручка от реализации без учета НДС, акцизного сбора и других вычетов из дохода (ряд. 035 ф. № 2).

Показатели рентабельности такие.

1. Рентабельность продаж (или коэффициент "прибыль / продажи" (англ. profit margin) - норма чистой прибыли). Он показывает, какую прибыль с одной гривны продажи получило предприятие.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль (ряд. 220 ф. № 2) / Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (ряд. 035 ф. № 2)

Пример. Рентабельность в 200__г. для предприятия составила:

91700 : 350000 = 0,15 (15 %).

Отсюда делаем вывод, что после вычета из полученного дохода всех расходов остается 15 копеек прибыли от каждой гривны продаж.

2. Рентабельность активов (другое название - коэффициент "прибыль/актив") характеризует, насколько эффективно предприятие использует свои активы для получения прибыли, т.е. показывает, какую прибыль приносит каждая гривна, вложенная в активы предприятия. Определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов.

Рентабельность активов = Чистая прибыль (ряд. 220 ф. № 2) / ((Активы на начало периода (ряд. 080 + ряд. 260 + ряд. 270 гр. С ф. МИ) + Активы на конец периода (ряд. 080 + ряд. 260 + ряд. 270 гр. 4 ф. №1)) : 2

Пример. Рентабельность активов предприятия составляла: 69 700 : 240 000 = 0,29 (29 %).

Следовательно, каждая гривна активов принесла предприятию прибыль 29 копеек.

3. Рентабельность капитала (другое название этого показателя - коэффициент "прибыль / капитал") характеризует эффективность использования предприятием собственного капитала. Этот показатель определяется как соотношение чистой прибыли и среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность капитала = Чистая прибыль (ряд. 220 ф. № 2) / (Собственный капитал на начало периода (ряд. 380 гр. С ф. № 1) + Собственный капитал на конец периода (ряд. 380 гр. 4 ф. № 1)) : 2

Приведенные показатели показывают снижение коэффициента "прибыль/ актив", то есть снижение уровня рентабельности в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 11 %.

4. Фондоотдача. Этот показатель показывает, насколько эффективно предприятие использует основные фонды. Увеличение этого относительного показателя свидетельствует о повышении уровня использования основных фондов.

Фондоотдача = Чистый доход (выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)) ряд. 035 ф. №2) / (Основные фонды на начало периода (ряд. 080 гр. С ф. № 1) + основные фонды на конец периода (ряд. 080 гр.4ф.М1)):2

Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявляются к финансовой отчетности?

2. Дайте характеристику финансовой отчетности.

3. Кто является пользователями финансовой отчетности?

4. Что такое баланс? Какая разница между активами и пассивами баланса?

5. Что отражает консолидированная финансовая отчетность?

6. Из каких элементов составляется годовая и квартальная отчетность?

7. Какие основные принципы подготовки финансовой отчетности?

8. Какие Вы знаете качественные характеристики финансовой отчетности? В чем они заключаются?

9. Чем должны быть подтверждены статьи баланса?

10. Какие меры предпринимает руководство предприятия в случае выявления отклонений между данными отчетных форм финансовой отчетности?

11. Когда предприятие считается платежеспособным?

12. На основании каких показателей оценивается финансовая устойчивость предприятия?

13. На основании каких документов рассчитывается коэффициент платежеспособности (ликвидности) и рентабельности активов и пассивов?

Книга: Аудит - Усач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аудит - Усач
2. Тема 1 АУДИТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ, ЕГО ОБЪЕКТЫ И МЕТОД
3. Тема 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4. Тема С ПЛАНИРОВАНИЕ, СТАДИИ И ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА
5. Тема 4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
6. Тема 5 АУДИТОРСКИЙ РИСК
7. Тема 6 ОШИБКИ И ПРОЦЕССЫ ОБМАНА
8. Тема 7 АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
9. Тема 8 АУДИТОРСКИЕ РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
10. Тема 9 ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА
11. Тема 10 АУДИТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
12. Тема 11 АУДИТ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
13. Тема 12 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
14. Тема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
15. Тема 14 ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТУТема 13 АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ
16. Тема 15 ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ
17. ЛИТЕРАТУРА

На предыдущую