lybs.ru
Чтобы красиво писать историю, образования недостаточно. Нужен могучий ум, безграничная фантазия и здоровый цинизм. / Николай Михальченко


Книга: Бюджетный менеджмент - конспект лекций (УДПСУ)


Бюджетный менеджмент - конспект лекций (УДПСУ)

1. Сущность бюджетного менеджмента.

2. Система управления бюджетом.

3. Составляющие бюджетного менеджмента.

4. Сущность бюджетного менеджмента.

1. Бюджетный менеджмент - это одно из направлений финансового менеджмента.

Бюджетный менеджмент - это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, направленных на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент должен дать ответ на вопрос - как эффективно управлять этим движением и отношениями.

Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом - органы управления бюджетом. На качестве управления одинаково отображается знания как объекта, или как еще он определяется, управляемой системы, так и субъекта, или управляющей системы, схематически можно представить следующим образом (рис. 1). Но определенная подчиненность между ними существует. Определяющим является знание объекта управления, ибо без этого процесс управления просто невозможно.

Предметом бюджетного менеджмента как учебной дисциплины является бюджетный процесс и управление им.

2. Система управления бюджетом.

Систему управления бюджетом можно представить как комбинацию двух элементов: совокупности органов управления и этапов и методов управленческой деятельности в бюджетном процессе.

Можно выделить три группы органов управления бюджетом.

К первой группе относим органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается в виде Закона, Верховная Рада выступает ведущим органом в управлении бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих местных уровнях местными законодательными органами - Советами народных депутатов, которые выступают ведущим органом в управлении местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его исполнения. Президент Украины от имени исполнительной власти представляет проект Государственного бюджета в Верховную Раду, контролирует ход его составления и исполнения.

Вторую группу составляют органы оперативного управления бюджетом. К ней относятся: органы системы Министерства финансов (Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым; областные финуправления и городские финуправления городов Киева и Севастополя, городские и районные финансовые отделы), Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата.

Органы системы Министерства финансов непосредственно выполняют работу, связанную с составлением соответствующего бюджета, и обеспечивают его выполнение. Государственная налоговая администрация осуществляет контроль за соблюдением плательщиками налогов и обязательных взносов налогового законодательства, полнотой, правильностью и своевременностью расчетов со всеми звеньями бюджетной системы. Контрольно-ревизионная служба осуществляет контроль за целевым, рациональным и правильным использованием средств, выделенных как из Государственного, так и из местных бюджетов. При этом ее функции несколько выходят за рамки бюджета, поскольку органы Контрольно-ревизионной службы контролируют соблюдение финансового законодательства в целом у субъектов хозяйствования, прежде всего, в государственном секторе. Государственное казначейство организует и осуществляет кассовое исполнение Государственного бюджета и ведет учет его кассового исполнения, а также готовит отчетность о ходе выполнения сводного бюджета государства. Государственная налоговая администрация (с декабря 1991 года по 22 ноября 1996 года Государственная налоговая служба), Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство были созданы и развиты на базе соответствующих подразделений органов системы Министерства финансов.

Счетная палата Украины осуществляет контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета Украины, за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, за денежной эмиссией, за соблюдением действующего законодательства в области бюджетной политики.

Третью группу составляют органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них функции, они также связаны с бюджетом. К первой подгруппе мы относим следующие органы: Таможенный комитет и его подразделения; органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; различного рода природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции по контролю за ценами и другие.

Эти органы связаны с бюджетом по линии формирования доходов, поскольку им предоставлено право начислять и взимать определенные платежи (пошлина, государственная пошлина) и штрафные санкции (штрафы за нарушение таможенных правил, за нарушение экологического законодательства, правил охоты и рыболовства, пользования водными, лесными и другими природными ресурсами, законодательства в сфере ценообразования).

Ко второй подгруппе органов третьей группы управления бюджетным процессом относим различные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств, то есть получают денежные средства из бюджета и осуществляют финансирование подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других структур (несут ответственность за их целевое использование). Эти органы связаны с бюджетом по линии финансирования расходов.

Структура бюджетного процесса включает две составляющие:

бюджетное планирование (составление, рассмотрение, утверждение) и исполнение бюджета.

Уровень бюджетного планирования зависит от нескольких факторов:

1. Он определяется четкостью формулировки целей и задач, которые решает государство.

2. Зависит от достоверности информации, которая используется при расчетах проекта бюджета.

3. Зависит от методов, которые используют в процессе бюджетного планирования.

Известно три метода планирования показателей бюджета:

1. Метод прямого счета предусматривает расчет показателей в бюджете исходя из реальных потребностей и показателей в разрезе отдельных статей доходов и расходов по каждому предприятию, организации, учреждению, гражданину.

2. Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов, установленных по отношению как детальных, так и обобщающих показателей.

3. Аналитический метод предусматривает вычисление плановых показателей на основе определения влияния на них различных факторов, основывается на моделировании бюджетных показателей.

Бюджетное планирование в целом основана на балансовом методе. Есть три варианта сбалансирования бюджета:

1) уменьшения расходов;

2) увеличение доходов;

3) установление источников покрытия дефицита бюджета.

3. Составляющие бюджетного менеджмента.

3. Составляющие бюджетного менеджмента.

Составляющие бюджетного менеджмента определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука управления выделяет следующие основные функции менеджмента:

- стратегическое планирование;

- планирование реализации стратегии;

- организация выполнения разработанных планов;

- учет;

- контроль.

Исходя из функций менеджмента и из структуры бюджетного процесса, можно выделить следующие составляющие бюджетного менеджмента:

1. Бюджетное планирование.

Необходимо отметить, что основная и определяющая функция менеджмента - стратегическое планирование - практически не реализуется в Украине. За годы самостоятельности Украины были попытки разработки отдельных стратегических документов. Примером такого документа может быть бюджетная концепция, разработка которой в целом не была завершенной.

Реализация функции стратегического планирования возлагается на органы законодательной власти. Первым шагом в этом направлении можно считать бюджетную резолюцию на каждый год (первая была принята 7 июля 1995 года), которую высший законодательный орган Украины передает исполнительным органам. Функции планирования реализации стратегии - текущее бюджетное планирование и организация выполнения разработанных планов - выполнение бюджета возлагаются на органы исполнительной власти и оперативного управления бюджетом и выполняются ими в рамках бюджетного процесса.

2. Организация исполнения бюджета.

Исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает меры по выполнению доходной и расходной частей каждого из бюджетов, входящих в состав сводного бюджета. Организация исполнения бюджета, таким образом, одна из важнейших составляющих бюджетного менеджмента.

3. Учет исполнения бюджета.

Учет исполнения бюджета является третьей составляющей бюджетного менеджмента. Значение учета для успешного выполнения утвержденного бюджета большое. Место учета исполнения бюджета в бюджетном менеджменте определяется месту учета в системе управления. От принятия своевременных и правильных решений по вопросам планирования и исполнения бюджета зависит эффективность управленческой деятельности. Эти решения могут быть приняты только на основе проведенного анализа соответствующей информации, которая характеризует состояние объекта управления (бюджета) на определенную дату или за определенный промежуток времени. Учет решает следующая важная задача - обеспечить систему управления необходимой информацией. То есть, учет исполнения бюджета - это обеспечивающая система, на которой базируется бюджетный процесс. Правильность в принятии решений зависит еще и от квалификации бюджетных работников и от методологии бюджетной работы. Однако главным в управлении бюджетом является именно информация. Даже феноменальные знания не помогут достичь результатов, если информационное обеспечение не соответствует установленным требованиям.

Контроль за исполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В процессе бюджетного планирования важную роль играет предварительный контроль, а также текущий. Указанный контроль осуществляют абсолютно все участники бюджетного процесса (органы управления, а также предприятия, организации и учреждения). Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета. Этот контроль осуществляют как органы государственной власти и управления, так и специализированные службы финансового контроля - Налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство. Аудиторская палата и аудиторские фирмы, Счетная палата. В странах с развитыми рыночными отношениями такой контроль осуществляется также и непосредственно гражданами как в прямой форме, так и в посредственный. Прямая форма контроля означает, что проект бюджета, а также данные о его выполнении являются доступными на всех уровнях каждому гражданину и он может ознакомиться с ними в любое время. Посредственная форма связана с выборами представителей власти. При наличии серьезных нарушений в бюджетном процессе шансов на переизбрание практически не остается. То есть контроль обеспечивается, прежде всего, гласностью и открытостью бюджетного процесса, что в свою очередь влияет и на контрольные органы. В таких условиях их деятельность становится открытой, а результаты могут быть проверены. Контроль гражданами как в прямой, так и опосредованной формах у нас в стране практически не осуществляется.

Книга: Бюджетный менеджмент - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Бюджетный менеджмент - конспект лекций (УДПСУ)
2. Тема 2: Органы оперативного управления бюджетным процессом
3. Тема 3: Бюджетный процесс и бюджетный регламент. Организация бюджетного планирования в Украине
4. Тема 4. Организация исполнения доходной части бюджета. Налоговый менеджмент
5. Тема 5. Организация, методы и виды бюджетного финансирования
6. Тема 6. Регулирование межбюджетных потоков
7. Тема 7. Учет исполнения бюджета
8. Тема 8. Отчетность об исполнении бюджета
9. Тема 9. Контроль за исполнением бюджета

На предыдущую