lybs.ru
Жить-то можно, но проблема в том, чтобы вовремя умереть. / Владимир Яворивский


Книга: Казначейская система - Юрий С.И.


Казначейская система - Юрий С.И.

От правительства прежде всего зависит создание такой системы исполнения государственного бюджета, которая бы позволяла контролировать соответствие государственных доходов и расходов принятому Закону о бюджете на текущий бюджетный период и обеспечивать равномерное распределение поступлений и расходов во времени.

Следует отметить, что принципы мобилизации денежных средств, структура доходов и расходов бюджета в значительной степени зависят от форм и методов хозяйствования и социально-экономических задач, которые решаются обществом. В зависимости от своих исторических и национальных особенностей каждая страна использует банковскую, казначейскую или смешанная системы кассового исполнения бюджетов. Большинство стран имеет банковскую систему кассового исполнения бюджета, при которой банки во главе с центральным (национальным) решают широкий спектр вопросов, связанных с кассовым исполнением бюджета. В основе этой системы лежит принцип единства кассы, при котором все бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов или казначейства в центральный банк, с которого осуществляются все расходы государства.

Действующая до образования казначейства банковская система исполнения бюджета отвечала основным требованиям экономики, которая планировалась централизованно и директивное управлялась, ее функционирование обеспечивалось взаимодействием государственных банков, которые решали широкий спектр вопросов, связанных с кассовым исполнением бюджета.

Однако использование такой системы, в условиях осуществления рыночных реформ, привело к росту инфляционных процессов во многих странах. Такая практика управления финансовыми ресурсами государства оказалась неэффективной через присущие ей недостатки. Кассовое исполнение бюджетов всех уровней через Центральный и коммерческие банки оказалось без должного контроля со стороны государства. В банках было открыто множество текущих счетов бюджетных учреждений, что не давало возможности применять механизм предварительного контроля за расходованием средств. В условиях острого дефицита государственного бюджета на текущих счетах бюджетных учреждений сохранялись значительные остатки свободных денежных средств в результате несвоевременного перечисления министерствами и ведомствами полученных из бюджета денежных средств на счета подведомственных учреждений. Это генерировало риск их потери в результате неэффективного использования или инфляционных процессов в экономике. А отсутствие жестких "правил игры" создавала определенные трудности в долгосрочном планировании государственного распределения денежных ресурсов между участниками бюджетного процесса.

Уменьшить эти негативные проявления возможно лишь с помощью оптимизации денежного обращения путем эффективного управления денежными потоками. С переходом национальных хозяйств к рыночным методам ведения экономики и отказом от единой государственной формы собственности перед многими государствами возникла необходимость защиты своих финансовых интересов, оперативного маневрирования ограниченными государственными средствами, направлять их на первоочередные социально-экономические потребности. При таких условиях чрезвычайно актуальным стало создание специальных органов, способных обеспечить реализацию требований государства относительно управления государственными финансами.

Мировой опыт убеждает, что наиболее эффективным является формирование и использование бюджетных средств путем создания новой финансовой структуры с отлаженным механизмом исполнения государственного и местных бюджетов в виде казначейства. Главным назначением национальных казначейств является содействие оптимальному управлению государственными финансами путем обеспечения своевременного и полного формирования доходной части национальных бюджетов всех уровней и целевого использования бюджетных средств при одновременном уменьшении расходов на государственное финансирование. При этом, роль казначейства в исполнении бюджета может быть как пассивной (когда казначейство только выделяет ресурсы бюджетным учреждениям для выполнения их программ), так и активной (когда казначейство имеет право устанавливать ограничения на обязательства или оплату правительственных расходов).

В целом структура и роль казначейства, принципы его организации в отдельных странах определяются историческими и культурными особенностями, а также экономической ситуацией и распределением полномочий между различными органами государственной власти. В разных странах на казначейство возложены свои характерные функции. Современная мировая практика свидетельствует, что существуют казначейства с широкими функциями, которые несут ответственность за разработку и проведение государственной экономической и финансовой политики. К этой группе относятся казначейства Австрии, Великобритании, Кении, Новой Зеландии, США и т.д. Во многих других странах функции казначейства несколько ограничены. Например, согласно действующему законодательству Аргентины о финансовое управление и аудит общественного сектора, в систему казначейства входят агентства, нормативы и процедуры, связанные со сбором поступлений, потоком платежей и хранением наличных активов. Это означает, что казначейство не осуществляет управление государственным долгом.

В целом с точки зрения выполняемых функций, которые раскрывают сущность казначейства, его можно рассматривать в двух аспектах. Это:

во-первых, - кассир государства; он принимает и оплачивает расходы;

во-вторых, - государственный бухгалтер, главными задачами которого являются:

- предупреждение кассовых разрывов между поступлениями и расходами бюджетных средств;

- распределение ликвидных средств между государственными учреждениями с тем, чтобы они могли в любой момент покрыть расходы;

- регулирование налоговых освобождений и выплат, учтенных в бюджете;

- финансирование политики экономической и социальной поддержки производителей и населения;

- казначейство также обеспечивает возврат внешнего государственного долга, погашение внутренних займов.

Руководят кассовым исполнением бюджета в разных странах непосредственно министерство финансов или специально созданные государственные органы, как, казначейство (Великобритания, Россия), административно-бюджетное управление и сеть федеральных агентств (США), отдел бюджета при министерстве финансов (Швеция), бюджетное управление в составе министерства по делам финансов, промышленности и экономики (Франция).

В сфере муниципального управления кассовое исполнение осуществляется двумя путями:

- "система единого казначейства" - когда государство управляет муниципальными средствами. Как пример можно привести Францию;

- "система автономного управления" - когда эта функция возложена на муниципалитет, как это организовано в Германии и Австрии.

Преимущества "системы автономного управления" очевидны. В частности, при такой системе управления денежными потоками государство мобилизует все средства и согласно росписи перечисляет их независимо от поступлений. Перечисляются также субсидии, остатки средств инвестируются. В этих условиях значительно повышается эффективность управления денежной массой, осуществляется четкое распределение функций. При этом упрощается процедура контроля за движением денежных потоков, уменьшаются финансовые риски, устраняются кассовые разрывы между поступлениями и расходами денежных средств. Следует отметить, что в режиме автономии финансового управления каждый муниципалитет рассматривается как независимая единица. В случае отрицательного баланса привлекаются средства банка, что влечет за собой уплату процентов.

В некоторых странах с целью эффективного управления местными средствами органы местного самоуправления могут создавать местное казначейство за счет средств местных бюджетов, или заключать договора на обслуживание с федеральным казначейством (как это делается в России).

В Украине в соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса применяется казначейская форма обслуживания государственного бюджета, которая предусматривает осуществление Государственным казначейством Украины:

- операций со средствами государственного бюджета;

- расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств;

- контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;

- бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении государственного бюджета.

До создания в 1995 г. Государственного казначейства в Украине применялась банковская система кассового исполнения государственного бюджета. Основным органом, который осуществлял кассовое исполнение государственного и местных бюджетов, был Государственный банк СССР. При банковской системе кассовое

исполнения бюджета, а именно прием и зачисление поступлений на соответствующие счета, ведение учета доходов и расходов государственного и местных бюджетов, составление в установленные сроки отчетов о кассовом исполнении бюджетов и другие операции, связанные с кассовым исполнением бюджета, осуществлялись банками.

Начиная с 1995 года проводится поэтапное переведение кассового исполнения государственного бюджета с банковской на казначейскую систему. Казначейское исполнение государственного бюджета дало положительный эффект, потому что такая форма организации работы обеспечивает экономное и целевое использование средств государственного бюджета. Собственно переводу на казначейское обслуживание исполнения бюджета дало возможность: осуществлять государственный контроль и оперативно распоряжаться финансовыми ресурсами государства; эффективно их перераспределять и маневрировать государственными средствами; создавать возможность накопления ресурсов для реализации государственных программ.

Процесс деятельности органов Государственного казначейства по кассовому исполнению Государственного бюджета охватывает три сферы (казначейскую, банковскую, налоговую), происходит на трех иерархических уровнях (районном, областном и центральном), включает как обязательные регулярные (ежедневные, ежемесячные), так и вынужденные нерегулярные операции

Казначейское исполнение государственного и местных бюджетов следует рассматривать как необходимый элемент структурной перестройки существующих в обществе отношений между субъектами финансовой деятельности. Ведь с помощью казначейского механизма исполнения доходов и расходов государственного и местных бюджетов достигается максимально эффективное использование государственных финансов в интересах всех членов общества.

Функционирования казначейской системы позволяет на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить непрерывное финансирование всех участников бюджетных отношений, сделать процесс исполнения бюджета более эффективным. Участие казначейства в вышеупомянутых процессах сориентирована на то, чтобы на основе максимально точно прогнозируемой ресурсной базы финансировать приоритетные направления социально-экономического развития. Только при условии четкой и скоординированной деятельности, направленной на обеспечение своевременного поступления и целевого использования государственных ресурсов, органы Государственного казначейства смогут решать важные задачи бюджетной политики государства, которые бы соответствовали логике осуществляемых в Украине реформ.

Важное значение при этом должно придаваться подготовке специалистов-казначеев, имеющих глубокие теоретические знания и практические навыки, могут обобщить накопленный отечественный и зарубежный опыт и творчески подойти к решению сложных задач в сфере управления государственными финансами.

Подготовка специалистов, знакомых с казначейской системой исполнения бюджетов осложняется недостаточностью учебной литературы, которая бы учитывала специфику переходного периода отечественной экономики, изменения, происходящие в законодательном и правовом поле.

Учебник подготовлен в соответствии с программой дисциплины "Казначейская система", которое включено в учебные планы подготовки специалистов для системы Государственного казначейства. В процессе написания учебника преследовалась цель - подать в доступной форме и помочь студентам усвоить основы казначейства, понять роль и обязанности Государственного казначейства и его территориальных органов во внедрении новой технологии контроля за бюджетными средствами и обеспечении поддержки системы управления государственными финансами.

В учебнике дано описание операционных и функциональных казначейских процедур, которые положены в основу осуществления органами Государственного казначейства операций со средствами бюджетов всех уровней, на основе законодательных и инструктивных документов. Поскольку в законодательно-нормативном обеспечении органов Государственного казначейства Украины происходят стремительные изменения, это требует систематической кропотливой работы студентов над учебной и научной литературой, законодательными и нормативными документами.

Учебник подготовлен для студентов экономических специальностей средних и высших учебных заведений, а также специалистов-практиков с казначейской деятельности. Овладение основным темам дисциплины "Казначейская система" позволит лучше понять сущность и назначение национального казначейства, принципы его организации и выполняемые функции. Вместе с тем авторы учебника постарались доступно изложить актуальные проблемы казначейского исполнения бюджетов современности, сформировать у студентов практические навыки и умения по проведению казначейских операций.
Авторы надеются, что материал, изложенный в учебнике, в наилучший способ поможет пользователям освоить основы функционирования национального казначейства для принятия ими эффективных управленческих решений в сфере бюджетных правоотношений и искренне желают успехов.

Книга: Казначейская система - Юрий С.И.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Казначейская система - Юрий С.И.
2. РАЗДЕЛ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ 1.1. Исторические условия создания казначейства
3. 1.2. Предпосылки создания казначейской системы исполнения бюджетов в Украине
4. 1.3. Этапы создания и развития Государственного казначейства Украины
5. РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ 2.1. Сущность деятельности и функции казначейства
6. 2.2. Организационная структура Государственного казначейства Украины
7. 2.3. Расчетные палаты в системе казначейства: суть и назначение
8. РАЗДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ-ПОЛНОМОЧНЫЙ УЧАСТНИК БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 3.1. Организация бюджетного процесса в Украине
9. 3.2. Участники бюджетного процесса и их полномочия
10. 3.3. Составление, рассмотрение и принятие Государственного бюджета Украины
11. 3.4. Выполнения Государственного бюджета Украины
12. 3.5. Сведение, составление и предоставление отчетности о выполнении государственного бюджета
13. 3.6. Бюджетное планирование и прогнозирование
14. 3.7. Бюджетные полномочия Государственного казначейства Украины
15. ГЛАВА 4 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 4.1. Сущность и назначение бюджетной классификации
16. 4.2. Классификация доходов бюджета
17. 4.3. Классификация расходов бюджета
18. 4.4. Классификация финансирования бюджета
19. 4.5. Классификация долга
20. РАЗДЕЛ 5 ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 5.1. Понятие платежных систем
21. 5.2. Сущность внутренней платежной системы Государственного казначейства
22. 5.3. Экономическое содержание и назначение единого казначейского счета
23. 5.4. Управления единым казначейским счетом
24. 5.5. Общая характеристика счетов, которые открываются в органах Государственного казначейства
25. 5.6. Порядок открытия регистрационных счетов
26. 5.7. Проведение операций на регистрационных счетах
27. 5.8. Порядок открытия специальных регистрационных счетов и проведения операций на них
28. 5.9. Признаки кодирования и аналитические параметры счетов
29. РАЗДЕЛ 6 ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 6.1. Техническое обеспечение осуществления платежей
30. 6.2. Механизм взаимоотношений пользователей средств с казначейской системой
31. 6.З.Система электронных плажетив Национального банка Украины
32. РАЗДЕЛ 7 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ
33. 7.2. Разграничение расходов между бюджетами
34. 7.3. Принципы разграничения расходов между бюджетами
35. 7.4. Распорядители бюджетных средств
36. 7.5. Организация работы по выполнению государственного бюджета по расходам
37. 7.6. Перечисление бюджетных средств через органы Государственного казначейства
38. 7.7. Отказа в осуществлении расходов распорядителей и получателей бюджетных средств
39. РАЗДЕЛ 8 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ 8.1.Загальна характеристика государственных доходов
40. 8.2. Организация кассового исполнения государственного бюджета по доходам и порядок зачисления платежей
41. 8.3. Операции по поступлениям в общий фонд государственного бюджета
42. 8.4. Операции по средствам от возврата бюджетных ссуд и кредитов, предоставленных под государственные гарантии за счет общего фонда государственного бюджета
43. 8.5. Операции по поступлениям в специальный фонд государственного бюджета
44. 8.6. Операции по платежам, которые распределяются миме общим и специальным фондами государственного бюджета
45. 8.7. Операции по платежам в бюджет, которые распределяются между государственным и местным бюджетами
46. 8.8. Операции по средствам, временно отнесены к доходам государственного бюджета, подлежащих распределению
47. 8.9. Операции по другим платежам, которые временно отнесены к доходам государственного бюджета
48. 8.10. Операции по собственным поступлениям бюджетных учреждений и организаций
49. 8.11. Зачисление платежей, взимаемых таможенными органами
50. 8.12. Операции по исполнению государственного бюджета по доходам в Государственном казначействе Украины
51. 8.13. Операции по исполнению государственного бюджета по доходам в Государственном казначействе Украины
52. 8.14. Учет и составление отчетности о поступлении средств в государственный бюджет
53. РАЗДЕЛ 9 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 9.1. Состав и структура местных бюджетов
54. 9.2. Межбюджетные отношения и их регулирование
55. 9.3. Межбюджетное финансирование
56. 9.4. Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение местных бюджетов
57. 9.5. Исполнение местных бюджетов органами Государственного казначейства
58. РАЗДЕЛ 10 КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 10.1. Характеристика государственных целевых фондов
59. 10.2.Порядок зачисления средств в государственные целевые фонды
60. 10.3. Казначейское обслуживание средств от приватизации государственного имущества
61. 10.4. Порядок зачисления средств в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы
62. 10.5. Порядок прохождения средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
63. РАЗДЕЛ 11 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ 11.1. Учетная политика Государственного казначейства
64. 11.2. Система бухгалтерского учета исполнения бюджетов в Украине
65. 11.3. Экономическая сущность и функции бюджетного учета
66. 11.4. Организация бухгалтерского учета в органах Государственного казначейства
67. 11.5. План счетов как средство регистрации в учете операций
68. 11.6. Структура плана счетов
69. 11.7. Внутренняя построение счетов
70. РАЗДЕЛ 12 ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ 12.1. Характеристика отчетности об исполнении бюджетов
71. 12.2. Порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями
72. 12.3. Составление отчетности о выполнение государственного бюджета
73. 12.4. Сроки подачи и порядок рассмотрения отчетности об исполнении бюджета
74. ГЛАВА 13 КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА 13.1. Содержание и назначение финансового контроля
75. 13.2. Виды, формы и методы финансового контроля
76. 13.3. Органы государственного финансового контроля, их функции
77. 13.4. Проблемы и направления совершенствования работы органов государственного финансового контроля
78. 13.5. Организация финансового контроля в системе казначейства
79. 13.6. Внутренний контроль в органах Государственного казначейства
80. 13.7. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля
81. РАЗДЕЛ 14 УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 14.1. Экономическая сущность и причины возникновения государственного долга
82. 14.2. Взаимоотношения Украины с международными финансовыми институциями
83. 14.3. Направления развития взаимодействия Украины с международными финансовыми институтами
84. 14.4. Особенности управления государственным долгом
85. РАЗДЕЛ 15 КАЗНАЧЕЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 15.1. Казначейство Франции
86. 15.2. Государственное казначейство США
87. 15.3. Государственное казначейство Великобритании
88. 15.4. Государственное казначейство Латвийской Республики
89. 15.5. Казначейство Австрии
90. 15.6. Федеральное казначейство Российской федерации
91. ФИНАНСОВЫЙ СЛОВАРЬ КАЗНАЧЕЯ

На предыдущую