lybs.ru
Лень есть дочь богатства и мать бедности. / ДЕКУРСЕЛЬ


Книга: Международный менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)


Международный менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)

1.1. Глобализация как основа международного бизнеса
1.Періодизація развития м/н бизнеса.

2.Сутність и факторы глобализации.

3.Інтернаціоналізація бизнеса и менеджмента.

4.Шляхи и ограничения интернационализации бизнеса и менеджмента.

На конец 20 - начало 21 веков, м/н бизнес стал всеобъемлющим и всепроникаючим феноменом современной цивилизации.

Не смотря на то, что немало примеров м/н бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой - правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные - в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в разных странах и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичные в этом случае так называемые мультинациональные корпорации). Итак, м/н бизнес - это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в разных странах.

Но нужен ответ на главный вопрос: что побуждает бизнес становиться международным, что определяет целесообразность, полезность, а зачастую и необходимость выхода фирмы за границы собственной страны?

Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых (межгосударственных) деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой стране, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран - третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, если бы вели блюдо в своих странах. Это - ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно м/н бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Таким образом, речь идет о мотивации предпринимателя (менеджера), а она развивалась в контексте исторического развития цивилизации в целом и ее экономического ядра - прежде всего. Каковы же основные этапы этого развития?

1.Періодизація развития м/н бизнеса.

Американский исследователь Р.Робінсон разделил историческое развитие международного бизнеса за 5 последних веков на 4 эры.

1.Комерційна эра (1500 - 1850 гг.).

Начинается со времен великих географических открытий и заканчивается серединой 19 века.

Предпосылки развития м/н бизнеса.

Поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощной движущей силой, которая определяла развитие базовой формы м/н торговли. Риски этого бизнеса были также чрезвычайно большими (связанные с дальними морскими путешествиями), но сама возможность получения прибыли, что намного превышали затраты, привлекала в этот самый первый м/н бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Параллельно с ним развивалась достаточно большая сфера, которую современным языком можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно м/н бизнеса - от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). Весомый импульс получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья (передовыми странами по развитию м/н бизнеса были Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция).

Принципиальное отличие м/н бизнеса заключается в 2 главных обстоятельствах:

1)жесткий влияние взаимоотношений стран на возможность и эффективность ведения бизнеса между фирмами;

2)поддержка, которую правительство страны предоставляет собственным предпринимателям в их зарубежной деятельности.

Значение эры коммерции для м/н менеджмента.

Эра коммерции впервые поставила перед предпринимателями развитых европейских государств следующие ключевые вопросы м/н мен-ту (как системы управления г/н бизнесом):

-есть ли экономический смысл переносить предпринимательскую активность и риски с национальной среды за рубежи государства и могут быть оценены ранее соответствующие прибыли и (или) убытки?

-от каких основных факторов реально зависит принятие таких решений?

-насколько свободен бизнес в своих решениях и действиях от политики своего государства, может ли он рассчитывать на ее поддержку (учитывать противодействие)?

-что нужно учитывать, предусматривать и осуществлять во время деловых операций на “чужой территории” в интересах обеспечения долговременной прибыльности этих операций и безопасности их ведения?

2.Ера экспансии (1850-1914 гг.)

Предпосылки эры экспансии.

Осуществляется окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала 19 в. и последующими достижениями технологического развития. Переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематического плантационного хозяйства в колониальных регионах как более выгодных и экономически перспективных сфер зарубежного бизнеса.

Конкурентные преимущества развитых европейских государств основывались на дешевом сырье, что производилось в колониях. Это побудило необходимость поступления инвестиций в развитие колониальной сырьевой индустрии. Одновременно возрастала роль государственного колониального управления: защиты колоний от внешней угрозы и сохранения самого колониального режима требовали от метрополий согласованных действий власти и национального бизнеса на территории колонии. Поскольку в него начали привлекаться массы рабочих-туземцев, а вывоз в колонии квалифицированной рабочей силы из метрополий был экономически невыгодным, то остро встали вопросы учета местных культурных особенностей, образования и социальных проблем местного населения.

Также происходит интенсивное развитие внутриевропейского м/н бизнеса. Различные темпы развития европейских государств в этот период, разница в обеспеченности природными ресурсами, разный уровень образования населения и другие подобные факторы позволили выделить, с одной стороны, страны-производители промышленной продукции и с, другой стороны, страны-рынки для этой продукции (последние во многих случаях производили дешевую с/х продукцию).

Также - это эпоха непрерывных торговых войн между странами. Интересным следствием этого стало развитие производственных предприятий и филиалов за рубежом.

Развивался и международный финансовый сервис, международный транспорт.

Значение эры экспансии для м/н бизнеса.

В этот период достаточно точно определились главные мотивы м/н бизнеса, которые сохранились и до наших дней:

-использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);

-расширение рынков сбыта;

-новые поля применения (использования) свободных финансовых ресурсов;

-использование благоприятных условий местного законодательства (налогового, таможенного и т.д.).

3.Ера концессий (1914-1945 гг.)

Характеристика.

Качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Не зависимо от того, идет ли речь об известной United Fruit, бельгійцях в Конго или первых нефтяных концессиях на Среднем Востоке, везде соответствующие компании-концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, полицейские функции не только для своих рабочих, но часто и для всех жителей районов, относящихся к концессиям.

Происходит формирование на концессионных предприятиях значительного слоя туземных менеджеров среднего звена, которых специально обучали, зачастую - на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное сознание колониальных народов.

По м/н бизнеса в неоколониальной сфере стоит отметить несколько наиболее характерных моментов. Первый - поражение Германии в Первой мировой войне и соответственно перераспределение мировых рынков. Второй - Великая депрессия 1929-1932 гг.: она со всей остротой поставила вопрос об эффективности м/н бизнеса в сравнении с внутригосударственным, и интернационализация использования человеческих ресурсов (что характерно для эры глобализации) впервые заявила о себе именно в эти годы. Отмечены первые массовые миграции рабочих из Азии, Африки и Латинской Америки на предприятиях стран Запада. Возникновение двух сильных тоталитарных режимов (в СССР и Германии) показало достаточно ясно значительные возможности государственного управления внешнеэкономической деятельностью, но одновременно и все слабые черты государства как “международного предпринимателя”.

Значение эры концессий для м/н бизнеса.

Концессионная эра подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом аспекте, а Вторая мировая война дала значительный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обострения соперничества на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стремятся приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры м/н бизнеса, означали продвижение не только до следующей эры национальных государств, но и к глобализации бизнеса в целом.

4.Ера национальных государств (1945-1970 гг.)

Особенности развития м/н бизнеса.

Два главных направления развития м/н бизнеса: во-первых, становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в результате концессионной эры в определенном смысле развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру. С другой стороны - и все недостатки колониального хозяйственного развития: от монопродуктових экономик в тяжелых финансовых проблем. Это стало начальным толчком значительному развитию м/н бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых инвестиций. Это стало толчком развития м/н рынков капитала, появление и развитие ряда новых финансовых инструментов, рост сферы г/н аудита и консалтинга.

С другой стороны, самые могущественные американские корпорации, используя преимущества доминирующего положения США в послевоенный период, впервые практически осуществили прорыв к мультинационального бизнеса, то есть к качественно новой ступени развития м/н бизнеса фирмы, когда весь мир становится, по сути, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов. В 60-70 годы их догнали и перегнали европейские и японские соперники. Завоевание рынков товаров и услуг всегда опосредуется и в свою очередь опосредует еще более жесткую борьбу тех же соперников на м/н, региональных и национальных рынках капиталов, технологий, рабочей силы, информации и т.д.

Реальное продвижение национальной экономики к эффективному производству и сфере услуг требует определенного комплекса, что называется “пакет развития”, включающий: технологии, капитал, информации, квалификацию и компетентность персонала, консалтинговую поддержку и др. Но получить это “сразу и вместе”, в 70-е годы было сложно, поэтому страны, которые развивались и их фирмы брали разные элементы пакета в разных странах и у разных фирм, делая его “оптимальным для себя”. Поскольку для реального мультинационального бизнеса весь мир - поле его деловой игры, то формирование такого пакета для собственных целей или в интересах партнеров здесь можно осуществлять наиболее эффективно.

Начало глобализации м/н бизнеса.

Дальнейшее развитие мультинаціональності в м/н бизнесе, с внешней точки зрения, шло по пути возрастания числа МНК, хотя в 70 и 80-е годы наблюдается качественный прорыв: в число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся стран и находятся на разных ступенях развития: Южная Корея, Филиппины, Индии, Тайваня и т.д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход м/н бизнеса к высшей точке его развития - глобализации.

Если в прошлом МНК решали относительно простые задачи производства и дистрибьюции товаров, то за последние десятилетия они начали решать гораздо более сложные и глобальные задачи: С.Ронен определяет их как создание и использование сетки мультинационального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т.д., которые опираются на глобальную компьютеризацию. В данном случае не имеет значения, к какой стране принадлежит тот или иной элемент сервиса - мультинациональность не потому космополитическая, что у нее “нет отечества” (в конце концов Intel все же американская фирма, как Sony - японская, а Siemens - немецкая), а потому, что она не может позволить (при прочих равных!) заменить эффективность патриотизмом.

Формируя собственную сетку мультинационального обслуживания, каждая МНК рассматривает ее как собственную гарантию эффективности бизнеса, а тот факт, что в конечном итоге эти сетки сливаются в глобальную сетку, просто увеличивает эффективность системы в целом.

Факторы развития м/н бизнеса.

Фирменный бизнес требует разных уровней международности в зависимости от двух главных факторов. Если рассматривать бизнес фирмы из страны А в стране Б, то факторная структура будет следующей.

Во-первых, уровень международности бизнеса фирмы зависит от глубины ее привлечения в бизнес в стране Б. Если речь идет о разовых продажах товара через экспортно-импортную фирму самой страны А, то это самый низкий уровень привлечения практически не отражает никакой нужды и международной составляющей бизнеса - ведь такие операции не отличаются от продаж и расчетов с другими фирмами, а вся м/н составляющая имеет место в офисе экспортно-импортной фирмы и скрытая от производителя.

Другое дело, если фирма начала производство в стране Б, наняла местный персонал, развернула дистрибьютерскую сетку (или вступила в сотрудничество) и т.д. Здесь максимально проявляется международность: от языковых вопросов местного налогового законодательства и от репатриации валютной прибыли к участию в местных социальных акциях. Понятно, что между этими двумя полюсами лежит целый ряд последовательных ступеней развития международности.

Во-вторых, международность зависит от уровня культурного подобия стран А и Б. Если А - это Франция, а Б - Италия, то принадлежность обеих стран не просто в Европу, а до одного кластера европейских романских (латинских) стран, позволяет признать высокий уровень взаимопонимания и международная адаптация соответствующего менеджмента в культурном (самом сложном ) аспекте будет достаточно простой. Но если А - это Франция, а Б - Украина, то дело выглядит существенно сложнее. И совсем высокий уровень международности требуется в паре “Франция - Япония”, если принимать во внимание культурные различия.

Роль эры национальных государств.

Эра нац. государств дала весомый толчок развитию м/н бизнеса и сделала его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы типа “метрополия-колония”. Одновременно м/н бизнес вышел на качественно новый уровень развития и поэтому нуждался в качественно новую систему управления.

Широта оперирования бизнеса во всем мире делает неадекватным требованиям глобальной эффективности фирменного бизнеса предыдущую формулу “управления зарубежными операциями”, или “управление ВЭД”. Нужна замена формуле “международный менеджмент”. А тот факт, что самыми первыми это поняли МНК, обусловленный природой МНК - они первыми вышли на самый высокий уровень международности и по глубине привлечения, и по культурным фактором, поскольку глобальная эффективность фирмы ( а она и есть главная цель ) требует абсолютной свободы выбора форм деятельности в любой стране и абсолютную свободу выбора самой страны.

5.Ера глобализации (начиная с 70 гг. 20 ст.)

Этот период развития цивилизации вообще и м/н бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, за которыми идут экономические, социальные и политические изменения. Компьютерная революция и значительное развитие телекоммуникаций практически изменили лицо всех традиционных технологий путем выведения их на качественно новый уровень.

Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем.

Реальная глобализация характеризуется тем, что м/н экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них зависит от м/н бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т.д. Но, с другой стороны, естественной платой за это является и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса (мировой финансовый кризис 1998 г.).

2.Сутність и факторы глобализации.

Глобализация - это усиление взаимозависимости национальных экономик, переплетение социально-экономических процессов, происходящих в различных регионах мира и побуждают фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Движущие силы глобализации:

-преодоление неравномерного размещения сырьевых и энергетических ресурсов по территории планеты;

-природно-климатические и экономико-географические различия, обусловливающие территориальное разделение труда, специализацию стран и вызывают развитие и углубление взаимосвязей между ними;

-достижение транспорта и коммуникаций;

-нарастание открытости рынков и м/н отношений;

-ускорение темпов технологических нововведений и вывода изобретений на рынок;

-кооперация усилий многих государств в экологической сфере.

Тормозящие факторы глобализации:

-различия социально-экономических систем;

-вмешательство государств в экономику и политика протекционизма;

-колебания обменных курсов;

-традиционные конфликты;

-идеологические разногласия;

-религиозные ограничения.

Ключевые факторы глобализации:

-интернационализация;

-этика;

-предпринимательство;

-деловые коммуникации.

Весомый инструмент экономической интеграции страны в мировую эконома, а соответственно - инструмент глобализации как таковой, м/н бизнес в современных условиях определяется следующими чертами:

1.Доступність и всеохватность. Хотя м/н бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он постепенно превращается в неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними новые потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь, конечно, есть и свои ограничения.

2.Ступеневість развития. Вхождение фирмы в м/н бизнес, как правило, начинается с простых форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы - МНК. Сущность этой особенности не сводится к естественной требования накопления опыта и наращивания потенциала, и вхождение в м/н бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут связаны с преодолением определенных порогов: если на начальном этапе - порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее расходов, что позволяет продавать товары за границей, то потом это вопрос грамотного размещения дистрибьюции, эффективного использования м/н рынков капиталов и рабочей силы, грамотной работы с г/н транспортными сетями и т.д.

3.Технологічна глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер м/н бизнеса, который в современных условиях приобрел 3 принципиально новые черты:

-он может эффективно осуществляться “не выходя из офиса”;

-он может осуществляться в режиме реального времени;

-он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересные для бизнеса рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т.д.

4.”Фінансіарізація”. Этот термин ввел в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбер, и он довольно точно отражает важнейшую черту “глобализированного” м/н бизнеса: финансовый содержание г/н деловых операций, начиная от идеи и заканчивая реальным результатом, становится сердцевиной м/н бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.

Поиск и использование м/н конкурентных преимуществ стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. В сочетании с уникальными возможностями компьютеризации и телекоммуникаций, “фінансіарізація” стала мерилом совершенства м/н бизнеса.

5.Складний взаимосвязь национального и интернационального.

Сложное влияние на деловую жизнь планеты конвергентных и дивергентних процессов в сфере национальных культур.

С одной стороны, глобализация ведет к исключительно конвергентных процессов: начиная с джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяют практически большинство бизнесменов мира. Но, с другой стороны, растет национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно вполне естественным является стремление народов и этнических общин сохранить свои культурные и национальные ценности, стереотипы поведения, защитить их от размывания “усредненной” массовой культурой.

3.Інтернаціоналізація бизнеса и менеджмента.

Интернационализация бизнеса и менеджмента - объединение усилий национальных и м/н компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.

Многонациональные компании, корпорации (МНК) - это такие организации, которые делают бизнес в двух или более странах, то есть осуществляют значительные деловые операции и имеют интересы на рынках зарубежных стран.

Два основных типа производства в многонациональных корпорациях:

-Многонациональный производства - компания имеет отдельную стратегию в отношении каждой страны и конкурирует с местными предприятиями;

-Глобальное производство - м/н компании конкурируют между собой по всему миру.

Основные типы м/н корпораций:

1)Американские (Дженерал Моторз, Ай-Би-Эм);

2)Корпорации иностранного владения (Сони, Хонда, Нестле);

3)Неприбыльные корпорации (Красный Крест, Армия США);

4)Иностранные корпорации с американским владением (Липтон).

Методы выхода корпораций на м/н рынки:

1)Обслуживание зарубежных рынков продуктами, изготавливаются дома:

-метод слепого поиска - компания предлагает наугад один или несколько лучших продуктов, которые производятся на дому;

-метод постепенного перехода от одной фазы интернационализации к следующей - компания предлагает продукты в другой стране после тщательного исследования рынка.

2)Выход на м/н рынки с новыми продуктами, которые отвечают потребностям клиентов в стране-хозяине.

3)Использование различных форм интернационализации бизнеса.

4.Шляхи и ограничения интернационализации бизнеса и менеджмента.

-развитие м/н экономических отношений и расширения сферы г/н менеджмента;

-использование опыта управления ведущими м/н корпорациями;

-расширение м/н подготовки кадров менеджеров;

-совместные исследования проблем м/н бизнеса и менеджмента.

Роль знаний в эффективности м/н бизнеса

Знания как условие развития м/н бизнеса.

Анализ м/н бизнеса был бы не полным без определения роли знаний и компетентности в его эффективности. Без реального наличия у персонала и умение практически использовать необходимой суммы знаний, умений и навыков вхождения в любую сферу м/н бизнеса не просто не эффективно, но просто не возможно.

По технологической глобализации и тем более фінансіарізації, то они предполагают высокий уровень знаний персонала. Эти знания и навыки вводят фирму в элиту м/н бизнеса, в том относительно небольшой круг корпораций, которые, опираясь на сочетание компьютеризации, телекоммуникаций и возможностей финансовых рынков и управляя этой триадой путем компетентности персонала, достигают главных высот эффективности и максимума отдачи от вложенных в м/н бизнес ресурсов.

Важными являются знания культурно-национальных особенностей зарубежного бизнеса и умения использовать эти знания не только для роста эффективности зарубежных операций фирмы, но и для получения долговременных общественных, политических, психологических и других положительных эффектов деятельности в странах пребывания, без которых не может быть современного бизнеса, осознает свою социальную ответственность перед своим и перед другими странами.

Взаимосвязь накопления знаний и глобализации бизнеса.

Современный процесс м/н экономической интеграции, объективно сам является продуктом интеграции знаний - и не просто знаний, а суперсовременных и очень динамично обновляемых знаний. Эта система знаний порождается м/н бизнес-практикой и глобальная по своей природе. Это замечание исключительно важно, поскольку эффект глобализации, то есть тот факт, что эта система знаний максимально эффективна именно на мировом поле бизнеса, как раз и определяет главную отличительную черту современности. Можно констатировать: неучастие фирмы (тем более страны) в международном бизнесе сегодня сразу и резко ограничивает эффективность бизнеса (потенциальную и реальную) по той причине, что не может использовать не просто возможности м/н бизнеса, но и глобального м/н бизнеса. При этом вхождение на каждую следующую ступень имеет жестко взаимосвязаны предпосылки и последствия, а именно:

-только накопление соответствующей критической массы знаний и компетентности позволяет фирме перейти на следующий уровень глобальности в м/н бизнесе и соответственно потенциально получить все эффекты от этого уровня;

-с другой стороны, один из важнейших эффектов данного (нового) уровня глобализма - новое накопление знаний и компетентности для дальнейшего продвижения.

Книга: Международный менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международный менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)
2. 1.2. Сущность м/н бизнеса и менеджмента
3. 1.3. Общая характеристика м/н бизнеса и менеджмента.
4. 1.4. Опыт организации менеджмента в различных странах.
5. 1.5. Стратегия и планирование в системе м/н менеджмента.
6. 1.6. Принятие решений в м/н менеджменте.
7. 1.7. Организация международных операций.
8. 1.8. Управление человеческими ресурсами в международных корпорациях.
9. 1.9. Коммуникации в м/н менеджменте.
10. 1.10. Мотивация в м/н менеджменте.
11. 1.11. Руководство многонациональными корпорациями.
12. 1.12. Контроль и отчетность м/н организаций.
13. 1.13. Международный финансовый менеджмент.
14. 1.14. Технологическая политика г/н корпораций.
15. 1.15. Этика и социальная ответственность г/н менеджмента.
16. 1.16. Перспктиви м/н менеджмента. Глобальные перспективы ТНК.

На предыдущую