lybs.ru
Когда в трудную минуту люди не плачут, а смеются, они - против любого врага сильнее. / Александр Ильченко


Книга: Международный менеджмент.конспект лекций (УДПСУ)


Международный менеджмент.конспект лекций (УДПСУ)

1.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС, ЕГО СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Сущность и эволюция международного бизнеса.

2. Глобализация современного хозяйственного жизни как объективная основа развития международного бизнеса.

3. Роль МНК в современном международном бизнесе.

4. Перспективы развития международного бизнеса.

1. СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Ведения международного бизнеса имеет значительные отличия в сравнении с ведением бизнеса в рамках страны. Большое значение для успешной деятельности фирмы приобретают вещи, о которых национальным компаниям не приходится даже думать. В связи с этим становится очевидным необходимость тщательного изучения особенностей ведения и управления международным бизнесом, чем именно и занимается международный менеджмент.

Международный бизнес можно определить как деловое взаимодействие фирм различных форм собственности или их подразделений, находящихся в разных странах, имеет главной целью получение прибыли за счет получения выгод из преимуществ международных деловых операций.

«Международный бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с использованием капитала в различных формах и преимуществ повышенной деловой активности; осуществляется с целью получения прибыли и распространяется на международную экономическую сферу»

Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. -М. : «Правовая культура», 1994. -с. 229

Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые осуществляются двумя и более странами. Такие деловые взаимоотношения могут возникать как на уровне частных, так и государственных организаций. В случае участия частных компаний в международном бизнесе хозяйственные операции, как правило, проводятся с целью получения прибыли. Деятельность фирм, имеющих государственную форму собственности, не всегда ориентирована на прибыль.

Основные причины осуществления международного бизнеса:

1) Выход к новым источникам полезных ископаемых и сырья;

2) Доступ к новым рынкам рабочей силы;

3) Стремление к новым рынкам сбыта.

Характерные черты международного бизнеса:

1) Получение прибыли происходит за счет использования преимуществ выхода за пределы национальных рынков.

2) Предприятия получают дополнительные экономические возможности, вытекающие из:

a. Ресурсных особенностей международных рынков;

b. Емкости зарубежных рынков;

c. Правовых особенностей зарубежных стран;

d. Специфики межгосударственных политических и экономических взаимоотношений.

3) Вследствие интернационализации каждому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес-сервис, независимый от национальной принадлежности, ориентированный только на экономическую эффективность.

4) Выдающаяся роль культурного фактора в деятельности международных компаний.

5) Международный бизнес - это система постоянно обновляемых и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, нежели имеющаяся в любом национальном бизнесе.

6) Международный бизнес вбирает в себя лучшие национальные образцы, все лучшее в мировой практике.

7) Принципиальное отличие международного бизнеса заключается в обратной оценке внутренней государственной ситуации: негативные тенденции в экономике могут открыть дополнительные возможности для развития международных компаний.

8) В отличие от национальной конкуренции, международный бизнес может чувствовать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих формах.

9) Информация - главный стратегический ресурс международного бизнеса, адаптация - его главное стратегическое оружие.

Этапы развития международного бизнеса:

1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.)

Особенности:

§ поиск личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе;

§ формирование бизнеса-сервиса международного бизнеса (инвестиционного, страхового, инфраструктуры);

§ суверенность и независимость бизнеса в его зарубежных операциях;

§ жесткая зависимость международного бизнеса от взаимоотношений между странами;

§ впервые освещены ключевые вопросы международного менеджмента

Основные вопросы управления международным бизнесом:

§ оценка целесообразности и потенциальных выгод (потерь) от переноса предпринимательской активности за национальные границы;

§ выявление факторов, от которых реально зависит принятие такого рода решений;

§ степень зависимости действий и решений от государственной политики;

§ выявление и оценка факторов, влияющих на ведение бизнеса за рубежом в интересах обеспечения доходности и безопасности.

2. Эра экспансии (1850 - 1914 г.г.)

Особенности:

§ переориентация международного бизнеса по вывозу экзотических товаров на добычу сырья и систематическое плантационное хозяйство в колониальных регионах; рост инвестиций в развитие производства колониальной продукции;

§ усиление взаимосвязи бизнеса и государственной власти;

§ возникновение международного разделения труда;

Основные вопросы управления международным бизнесом:

§ определение мотивов существования и развития, как, например - использование более эффективных ресурсов, расширение рынков сбыта, новые сферы дополнительных финансовых ресурсов, использование выгодных возможностей местного законодательства;

§ разработка методов реализации выявленных мотивов;

§ учета деятельности международных компаний местных культурных особенностей.

3. Эра концессий (1914 -1945 г.г.)

Особенности:

§ Рост национального самосознания колониальных народов;

§ Обострение соперничества на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий;

§ Интернационализация использования человеческих ресурсов;

§ Выявление преимуществ и ограничений государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Основные вопросы управления международным бизнесом:

§ Расширения функций и сферы влияния международных компаний;

§ Развитие организационной структуры международного бизнеса;

§ Борьба за приобретение конкурентных преимуществ, обострение соперничества;

§ Формирование прослойки менеджеров среднего звена из представителей местного населения.

4. Эра национальных государств (1945-1970-х г.г.)

Особенности:

§ Расширение сферы международного бизнеса в связи со становлением и развитием новых государств;

§ Рост международных рынков капитала, сферы международного аудита и консалтинга;

§ Формирование мультинационального бизнеса;

§ Создание и привлечение сети мультинационального обслуживания (банки, университеты, учреждения здравоохранения и т.д.), что подготовило переход к эре глобализации.

Основные вопросы международного менеджмента:

§ Осознание того, что тщательное учета взаимных выгод - наиболее эффективная стратегия международных отношений;

§ Учет культуры и национальных стереотипов поведения иностранных партнеров дает экономический эффект и создает конкурентные преимущества более высокого порядка;

§ Переход международного бизнеса на качественно новый уровень приводит к постепенной замены управления внешнеэкономической деятельностью международный менеджмент.

5. Эра глобализации (начиная с 70-х г.г. ХХ в.). Международные экономические связи охватили практически все страны, что существенно повлияло на развитие как национальных экономик, так и мировой экономики в целом.

2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.

Глобализация сегодня является реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию и т.д.

Глобализация - это усиление взаимозависимости национальных экономик, переплетение социально-экономических процессов, происходящих в различных регионах мира и побуждают фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Глобализация является закономерным этапом развития интеграционных процессов современной мировой экономики.

Рис.1. Структура интеграционного процесса

(Источник: стратегия экономического развития в условиях глобализации: Монография/ под ред. д.э.н., проф. Д.Г. Лукьяненко.- К.:КНЭУ,2001, с.215)

Глобализация инициируется и развивается в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных самостоятельных субъектов хозяйствования. Именно они устанавливают производственные, торговые, научно-технические, финансовые связи со своими зарубежными партнерами.

Главная особенность глобализации на микроуровне - общая стратегическая ориентация компаний, всемирная по своему характеру. В середине 1980-х годов сначала в нескольких активных ТНК, а затем и более широкого их круга сформировались глобальные стратегии, когда одновременно учитываются следующие правила поведения на международных рынках: иметь общемировое видение рынков и конкуренции; хорошо знать своих конкурентов в олігополістичній рыночной структуре; контролировать свои операции в общемировом масштабе, то по крайней мере в триаде „США - Европа - Япония”; оперировать в высокотехнологичных отраслях; координировать свою деятельность с помощью гибких производств и информационных технологий; интегрировать свои заводы и специализированные филиалы в единую международную сеть управления; интегрироваться с другими ТНК т.д. ( Стратегии экономического развития в условиях глобализации: Монография/ под ред. д.э.н., проф. Д.Г. Лукьяненко.- К.:КНЭУ,2001, с.215).

Если главный источник и генератор глобализации заключается во всемирно ориентированной стратегии на уровне отдельных фирм и компаний, то на общенациональном уровне отражаются макроэкономические последствия этого процесса. Главный смысл государственной поддержки глобализации во внешнеэкономической политике заключается в либерализации, то есть в сокращении или устранении ограничений на путях международной торговли, инвестиций, финансовых операций.

Вообще, термин „глобальность” имеет 400-летнюю историю, однако его научное использование началось только во второй половине прошлого века. Академического значение этот термин стал приобретать после его использования в начале 80-х годов американским ученым Г. Робертсоном в отдельных статьях и на концептуальном уровне - в монографии „Глобализация” (1992г.)

Современная экономическая наука не имеет единой парадигме глобалистики. Основным глобалістським школами являются:

1. Концепция „Пределы роста” (А.Печчеї, Римский клуб).

Представители как руководители ТНК столкнулись с общими трудностями в реализации корпоративных проектов и программ. Они осознали, что глубинной причиной этих трудностей является глобальные системные эффекты, и локальные усилия по их преодолению являются безрезультатными.

Пытаясь осуществить моделирование мировой экономической динамики по 5 основным параметрам (население, капиталовложения, использование невозобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды, производство продовольствия), они пришли к выводу, что при сохранении существующих тенденций роста человечество очень быстро приблизится к крайней грани демографической и экономической экспансии. Причем, пределы роста заключаются не столько в планетарно-ресурсных ограничениях, сколько во внутренних ограничениях мирового человечества (планирование и жесткий эгоцентризм глобальный корпораций, суверенитет и конфликтность государств, элитаризм и превосходство цивилизации Запада).

Отсюда возник известный призыв: „Мыслить глобально!”.

Предложено глобальную Программу нового гуманизма, суть которой заключается в „человеческой революции”, интеграции людей мира, в формировании мирового человеческого сообщества, способного к коллективному планированию управления ради общего будущего человечества.

(альтернатива - глобализация в интересах элитарных стран)

2. Концепция „Устойчивого развития” (Л.Браун, Институт Всемирных наблюдений, Вашингтон, США)

Комиссия ООН по окружающей среде использовала эту концепцию для подготовки доклада „Наше общее будущее”(1987г.).

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию „Экологическая перспектива до 2000 г. и далее” (1987г.), согласно которой устойчивое развитие должно стать руководящим принципом деятельности ООН, правительств, частных предприятий, организаций, учреждений.

Основные положения:

a. Признают существование планетарных пределов экономического роста;

b. Делают вывод о неэффективности и недоразвитость традиционного человеческого общества как причину и следствие демографического роста;

c. Считают, что критический порог устойчивого роста мирового общества пройденный, так как человечество потребляет больше ресурсов, чем позволяют законы стабильного функционирования глобальных экосистем;

d. Необходимо остановить демографический взрыв в развивающихся странах и подвергнуть критике концепцию экономического роста западного типа;

e. Высшая цель программы - поиск путей, которые бы обеспечили прогресс человечества не только в элитарных регионах и в короткие периоды, а на всем глобальном пространстве и на долгую перспективу.

3. Школа глобальной экологии (ноосфера) (академик Моисеев на базе учения Вернадского)

Основные положения:

1) Необходимо учитывать обратную реакцию биосферы на деятельность человека;

2) Устойчивое развитие - „опаснейшее заблуждение-это:”;

3) Конструктивная коеволюція человеческого общества и биосферы - формирование ноосферы, ноосферной экономики и ноосферного цивилизации.

4. Школа митоза биосфер;

5. Школа контролируемого глобального развития Д.Гвішиані;

6. Школа мир-системного анализа (И. Уоллерстайн, США)

В течение последних десятилетий глобализация проявлялась как ключевая тенденция мирохозяйственного развития. Современные системные трансформации придают ей нового качества - из тенденции глобализация перерастает в всепоглощающий процесс, включающий в себя политическую, экономическую, социальную, экологическую, научно-техническую, культурную и другие составляющие, и не имеет обратного направления.

Источники глобализации:

1. Природно - климатические и экономико-географические различия, обусловливающие территориальное разделение труда, специализацию стран и вызывают развитие и углубление взаимосвязей между ними.

2. Необходимость преодоления неравномерного размещения сырьевых и энергетических ресурсов по территории планеты.

3. Технический прогресс, приведший к снижению транспортных затрат и значительного улучшения коммуникаций.

4. Нарастание открытости рынков и международных отношений.

5. Превращение многонациональных предприятий и других организаций, как частных, так и государственных, в основных субъектов экономики (перемещение международных конфликтов с уровня страны на фирменный уровень)

6. Достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли .

7. Необходимость кооперации усилий многих стран в экологической сфере.

8. Тенденции современного глобализированного культурного развития.

Движущие факторы глобализации:

1. Экономические факторы - концентрация и централизация капитала, рост количества крупных промышленных и финансовых групп, которые все больше выходят за национальные границы, осуществляя деятельность по всему миру.

2. Политические факторы - государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, усиливаются либеральные тенденции, дерегулирование рынка и товаров .

3. Международные события - 1985г. - принятие Европейского акта, который провозгласил свободу перемещения товаров, услуг, людей и капиталов; 1986г. - конференция ГАТТ относительно снижения тарифов и уменьшения ограничений в торговле; 2000г - Европа - общий дом, введения единой валюты.

4. Технические факторы - Интернет, транспортные коммуникации и т.д.

5. Общественные факторы - ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев, повышение мобильности людей.

(Долгов С.И. „Глобализация экономики: новое слово или новое явление?».- М., Экономика, 1998)

Сдерживающие факторы глобализации:

1. Различия социально-экономических систем;

2. Вмешательство государств и политика протекционизма;

3. Валютные ограничения, колебания валютных курсов;

4. Традиционные конфликты;

5. Идеологические несоответствия;

6. Религиозные ограничения.

Положительные стороны глобализации:

1. Экономия на масштабах производства

2. Углубление международного разделения труда

3. Более эффективное распределение мировых средств

4. Мобилизация более значительных финансовых ресурсов

5. Повышение производительности труда в результате рационализации производства и распространения передовой технологии

6. Расширению жизненных перспектив населения

7. Конечным результатом глобализации должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире

Негативные стороны глобализации:

1) Неравномерное распределение преимуществ:

a) Среди стран - основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды, что порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровне;

b) В отраслевом разрезе - ряд отраслей проигрывают от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за роста открытости рынков. Как результат, происходят болезненные трансформации в традиционной хозяйственной структуре, требующих больших социальных расходов.

2) Потенциальная региональная и глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне.

3) Деиндустриализация экономики - глобальная открытость ассоциируется со снижением занятости в обрабатывающих отраслях, увеличением удельного веса занятости в сфере услуг.

4) Перевод производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда.

5) Увеличение разрыва в уровнях оплаты труда квалифицированных и менее квалифицированных рабочих, рост безработицы среди последних.

(Алан А.Тейт. Глобализация - угроза или новые возможности для Европы? - «Проблемы теории и практики управления», №5/98, с.63;

Майкл Д. Интрилигейтор. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции.- «Проблемы теории и практики управления», №6/98, с.38)

3. РОЛЬ ТНК В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

Транснациональные компании - это компании, которые владеют или контролируют производственные активы в двух или более странах путем осуществления прямых иностранных инвестиций или в результате создания стратегического альянса с иностранными фирмами.

В ТНК существует два типа производства:

1) Многонациональный производство - в компании существует отдельная стратегия для каждой страны. Она конкурирует с местными предприятиями.

2) Глобальное производство - международные компании конкурируют между собой во всем мире.

Особенности ТНК:

1. Международная деятельность играет для ТНК не меньше, а часто и более важное значение, чем внутренние операции.

2. ТНК имеют в своем распоряжении широкую промышленную базу за рубежом.

3. ТНК, как правило, занимаются всеми доступными видами международного бизнеса.

Рост производства в ТНК определяется тремя группами факторов, повышающих конкурентоспособность ТНК (многофакторный подход Дж. Даннинг):

1. Преимущества собственности в сравнении с другими фирмами, а также преимущества единого управления (экономия на масштабе и на общих поставках, облегченный доступ на мировые рынки и.т.д.)

2. Преимущества дислокации, связанные с размерами рынка, состоятельностью факторами производства, развитием инфраструктуры, инвестиционным климатом, политическим риском.

3. Преимущества интернализации, связанные с возможностью получить более высокие и долгосрочные прибыли посредством самостоятельной деятельности на зарубежном рынке в сравнении с использованием местных дистрибьюторов.

«В результате все более либеральной политики и технологических достижений и под давлением конкуренции глобализация все в большей мере формирует современную мировую экономику. Прямые иностранные инвестиции ТНК играют сейчас важнейшую роль в соединении многих национальных экономик и создании интегрированной интернациональной производственной системы - производственного ядра глобальной мировой экономики».

Доклад ООН о иностранные инвестиции. World Investment Report 1995/ U. N. , 1995. P. 1.

Распределение транснациональных корпораций и их зарубежных филиалов по группам стран

Регион/страна Количество родительских компаний в регионе/стране

Количество размещенных в регионе/стране иностранных филиалов

Развитые страны 34353

93311

США

2966

16491

Германия

7003

11396

Франция

2216

7097

Швейцария

3000

4000

Развивающиеся страны

3788

101139

Китай

379

45000

Республика Корея

1049

3671

Сингапур

...

10709

Бразилия

797

9698

Мексика

...

8420

Страны Центральной и Восточной Европы

400

55000

Венгрия

66

15205

Россия

...

251450

Весь мир 38541

251450

Положительные последствия деятельности ТНК:

1. Укрепление ресурсной и производственной базы стран, принимающих.

2. Расширение экспортных возможностей.

3. Содействие реструктуризации экономики стран-реципиентов.

4. Распространение передовой технологии.

5. Углубление международного разделения труда.

6. Усиление процессов интернационализации и глобализации.

Негативные последствия деятельности ТНК:

1. ТНК передают слаборазвитым странам не соответствующие их уровню развития технологии с жесткими ограничениями на продажу.

2. Централизация и контроль основных функций ТНК из стран принадлежности закрепляют неоколониальную зависимость слаборазвитых стран.

3. Если страна пытается жестко регулировать деятельность ТНК, последние просто покидают ее и перемещаются туда, где регулировка мягче.

4. Важная информация о разных странах распространяется на международном уровне глобальными разведывательными сетями ТНК.

5. ТНК пренебрегают интересами местных рабочих, поскольку их деятельность носит глобальный характер.

6. ТНК избегают уплаты налогов путем внутреннего перелива капитала в страны с более низким уровнем налогообложения.

7. Устанавливая искусственные цены, ТН подрывают попытки стран управлять собственной экономикой.

В условиях глобализированной экономики крупнейшие транснациональные компании (ТНК), обладающих филиалами и дочерними компаниями в десятках стран, со многими тысячами сотрудников разных национальностей, становятся основной хозяйственной единицей. Поэтому глобализация поставила на повестку дня отбор и подготовку не просто менеджеров, а специалистов именно в области глобального менеджмента, способных эффективно работать в ТНК.

Теоретические основы осуществления международного бизнеса

1. Теория абсолютных преимуществ.

Вопрос о выгодности и эффективности международного бизнеса был поставлен А. Смитом еще в II половине XVII в. с началом промышленного переворота в Англии. “Если какая-либо чужая страна может поставлять нам товар по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее за определенную часть продукта нашего собственного промышленного труда, которая применяется в той области, в которой мы имеем определенное преимущество” (А. Смит, Исследование о природе и причинах богатства народа. М.,1962, с. 333). В этих словах заключается сущность “теории свободы торговли”, что в экономической литературе получила название “теория абсолютных преимуществ”.

Абсолютное преимущество - способность страны производить товар, используя меньший объем ресурсов на единицу продукции, чем любая другая страна. Преимущества бывают: природные; преимущества, полученные в результате развития НТП.

Но идея Смита о абсолютные преимущества как условия международной деятельности, в частности - внешней торговли, отрицала возможность получения выгоды для таких стран, таких (абсолютных) преимуществ не имеют. А количество таких стран с развитием на предпринимательской основе мирового рынка, а затем и мирового хозяйства, все время возрастает вследствие неравномерности развития производительных сил в разных его частях. Эти страны, по теории Смита, практически исключались из сферы международной деятельности. Прежде всего, это были колониальные страны, развивающиеся и страны, что пришли им на смену. В последнее время к ним присоединились страны, образовавшиеся в результате распада командно-административной системы в Восточной Европе и СССР.

Поэтому значительно больший интерес для экономической теории имеет модель Д. Рикардо, основанная на принципе сравнительных преимуществ.

2. Теория относительных преимуществ

Д. Рикардо считал возможной взаимовыгодную торговлю между странами и при отсутствии абсолютных (по Смиту) преимуществ одной страны над другой в производстве всех товаров. «Правило, регулирующее относительную стоимость товаров в одной стране, не регулирует относительной стоимости товаров, обмениваемых между двумя или несколькими странами», - писал он в работе «Начала политэкономии и налогообложения». - Произведения. , Т. 1,с.116.

Теория «сравнительных преимуществ (или сравнительных издержек»), Рикардо доказывает выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны над другой в производстве какого-либо определенного товара, но даже при тех условиях, когда такие преимущества отсутствуют. При общем сравнительно неблагоприятном положении страны, когда с издержками ниже среднего международного уровня не может быть выпущен ни один товар, ей следует специализироваться на производстве того, по которому превышение этого среднего уровня будет наименьшим. Даже в этом случае производственная специализация будет давать экономический эффект.

Предполагается и обратный случай. В условиях преимущественного положения страны в производстве нескольких товаров ей следует специализироваться в выпуске только одного, у которого это преимущество максимально.

Согласно теории Д. Рикардо, страна должна производить и экспортировать те товары, которые обходятся ей дешевле, а импортировать те, что сравнительно дешевле делать за границей, чем в собственной стране.

3. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона

Господствовала в экономической теории до 60-х м.м. настоящего столетия. Она еще называется «теореме выравнивания цен на факторы производства». Согласно ей, стране выгодно экспортировать те товары, что можно сравнительно дешевле делать при использовании избыточных (а значит, и более дешевых) факторов производства. Согласно этой теории, странам с низким уровнем развития ПС выгодно и в будущем сохранять специализацию производства традиционных трудоемких товаров.

А капиталоемкое и наукоемкое производство, по их утверждению, является прерогативой экономически развитых стран.

4. Модели неофакторного и неотехнологічного направлений

В отличие от модели Хекшера - Олина - Самуэльсона, выходят из неоднородности факторов производства (например, труд может быть квалифицированной и неквалифицированной). Поэтому основные переменные в функциональной зависимости сравнительных преимуществ они видят не в традиционном владении факторами, но и в интенсивном их использовании и в расходах на НИОКР.

Подобные сравнительные преимущества могут иметь только высокоразвитые страны, которым и предлагается роль монопольных производителей новых видов продукции в системе МРТ.

В данном случае страна (или фирма) будет иметь сравнительные преимущества над другими странами (фирмами) до тех пор, пока никто другой не освоит монопольные технологии.

5. Теория жизненного цикла товара.

Все товары имеют жизненный цикл, состоящий из 4-х этапов: внедрение, рост, зрелость, спад. Производство товаров перемещается из страны в страну в зависимости от этапа цикла:

Внедрение - в стране нововведения (обычно промышленно развитая страна).

Рост - в стране нововведения и других промышленно развитых странах.

Зрелость - во многих странах.

Спад - преимущественно в развивающихся странах.

6. Эконометрические трактовка

Выводят необходимость внешнеэкономической деятельности из наличия свободных капиталов в стране. Считается, что избыток свободных капиталов в сочетании с избытком товара приводит к превышению экспорта над импортом. И наоборот, недостаток капиталов и связанный с ним низкий уровень развития национальной промышленности вызывает необходимость превышение ввоза над вывозом.

Один из сторонников этой теории - Кеннет К. Курихара - создал экономико-математические модели ВЭД для развитых и для развивающихся стран.

Модель для развивающихся стран: I+X=S+M+B, где

I - народно-хозяйственные (внутренние) инвестиции, X - экспорт товаров и услуг, S - национальные сбережения, M - импорт товаров и услуг, B - иностранные финансовые средства.

Для развитых стран: I+X+L=S+M, где

L - долгосрочные стабильные инвестиции за рубежом.

Книга: Международный менеджмент.конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международный менеджмент.конспект лекций (УДПСУ)
2. 1.2. Сущность международного менеджмента
3. 1.3. Система международного менеджмента и его среда
4. 1.4. Опыт организации менеджмента в разных странах
5. 1.5. Стратегия и планирование в международном менеджменте
6. 1.6. Организация международных деловых операций
7. 1.7. Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе
8. 1.8. Коммуникации в международном бизнесе
9. 1.9. Контроль и отчетность м/н организаций.
10. 1.10. Международный финансовый менеджмент
11. 1.11. Этика и социальная ответственность г/н менеджмента
12. 1.12. Мотивация в м/н менеджменте.

На предыдущую