lybs.ru
Слабые не имеют сильных аргументов. / Андрей Коваль


Книга: Менеджмент - Мельник П.В., Филоненко Н.Н., Гацько Л.П. / Ирпень: Академия ГНС Украины


Менеджмент - Мельник П.В., Филоненко Н.Н., Гацько Л.П. / Ирпень: Академия ГНС Украины

1.1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебная цель

Прочитав этот раздел, вы:

- выясните, что такое менеджмент и каковы его цели;

- поймете, как классифицируются цели менеджмента;

- узнаете, какие сегодня основные подходы к пониманию понятия «менеджмент»;

- поймете разделение труда работников аппарата управления.

Основные термины и понятия: менеджмент, управление, организация, цель, бизнес, предпринимательство.

1.1. Сущность менеджмента

Термин «м е н е д ж м е н т» (от английского слова management) - управление, управление, организация, заведование, бизнес и т.д.

Менеджмент - это особый вид деятельности менеджера по руководству людьми, содержанием которой является целенаправленное воздействие на работников аппарата управления с помощью совокупности принципов, медодів, средств и форм научного руководства, используя объективные законы и закономерности, координацию операций организации в условиях рынка для достижения целей, то есть удовлетворение рыночных потребностей потребителей, в том числе по вопросам налогообложения.

Менеджер - это профессионал высокой квалификации в сфере управления, который отлично ориентируется в правовых вопросах, рынка, налогообложения, способен находить стратегически верные управленческие решения в различных сферах деятельности: предпринимательской, финансовой, кредита и денежного обращения, других сложных ситуациях.

Рис. 1. Схема сущности менеджмента

1.2. Развитие теории менеджмента

Развитие теории менеджмента, как и других наук, происходило путем эволюции. Большинство экономистов мира разделяют ее развитие на несколько фаз, в частности: передфазу, научного управления, классической школы, движения за гуманные отношения, школу поведенческих наук, современную фазу и т.д.

Особенностью теории менеджмента в период передфази является переход к иерархически-пирамидального построения организаций и применения менеджерами в управлении преимущественно авторитарного стиля руководства.

Впервые интерес к менеджменту как к науке появился после выхода в свет книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления». Так, с 1911 года в экономической литературе начали применять термин «научное управление». В период фазы научного управления труд, управленческого персонала стала выделяться как отдельная сфера деятельности, поэтому появилась необходимость выделять особую группу людей - менеджеров или работников аппарата управления и изучать ее управленческую деятельность. По мнению Ф. Тейлора, менеджмент - это сочетание материальных и трудовых ресурсов производства для создания индустриальной организации.

К фазе классической школы относятся ведущие теоретики мира по менеджменту. Так, французский предприниматель А. Файоль впервые труд менеджеров разделил на: планирование, организация, мотивация и контроль. Немецкий экономист Г. Вебер утверждал, что бюрократизм есть идеальный тип организации труда как управленческого персонала, так вообще людей, и только таким путем можно достичь максимальной эффективности любой организации.

Относительно фазы движения за гуманные отношения, как утверждает американский экономист А. Маслоу, производительность труда растет тогда, когда менеджеры проявляют заботу о подчиненных, при необходимости консультируются с ними, предоставляют им возможность общаться как с руководством, так и между собой.

Главным в теории периода фазы развития школы поведенческих наук (бихевиористской школы), по утверждениям американского экономиста Ф. Герцберга, является оказание помощи менеджером подчиненному в осознании им своих собственных возможностей для самовыражения в процессе труда.

В современной фазе развития теории менеджмента характерным является разработка моделей управленческих решений в зависимости от тех или иных ситуаций. С помощью построения современных управленческих моделей происходит сокращение количества влиятельных переменных величин после оценки существенности влияния их на конечный результат. Таким образом, остаются наиболее влиятельные переменные составляющие, что дает менеджерам возможность объективно описать каждую переменную в отдельности, а также сравнить их влияние между собой.

Рис. 2. Этапы развития теории менеджмента

1.3. Классификация целей менеджмента

Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа работающих вместе в течение долгого периода. Другими словами, будет ли попутный ветер для команды лодки, которая не знает куда он плывет.

Главная цель менеджмента - это рационально использовать такие критерии, как время, материальные и человеческие ресурсы.

Труд менеджеров носит многоцелевой характер, поэтому цели менеджмента классифицируют по многим критериям, в частности, такими как: период установления, содержание, структура, среда, приоритетность, измерения, повторность, иерархия, развитие жизненного цикла товара и т.д.

За периодом установления и сроком достижения конечного результата цели менеджмента могут разделяться на стратегические, тактические и оперативные.

По содержанию цели менеджмента можно разделить на организационные, научные, технические, социальные, политические и др.

Относительно структуры цели менеджмента разделяют на производственные, финансовые, кадровые, маркетинговые и т.д.

В соответствии со среды цели менеджмента подразделяются на внутренние и внешние.

По приоритетности цели менеджмента можно разделить на особо приоритетные, приоритетные и другие.

Относительно измерения цели менеджмента могут быть количественно и качественно измеряемые.

За повторностю цели менеджмента могут делиться на постоянные и единовременные.

По иерархии цели менеджмента могут касаться всей организации или отдельного структурного подразделения.

Цели менеджмента относительно развития жизненного цикла товара могут разделяться в соответствии с его этапов, в частности, цель проектирования товара, рост объема товара, максимальный объем товара и цель уменьшения объема товара.

Рис. 3. Схема классификации целей менеджмента

1.4. Современные подходы к менеджменту

В современной теории менеджмента существуют три основных подхода: процессионный, системный и ситуационный.

Процессионный подход рассматривает менеджмент как процесс непрерывных взаимосвязанных действий или функций. Общая сумма всех функций управления является процессом управления.

При системном подходе используется теория систем в менеджменте, то есть изучение сложного через поиск простого. Для объекта управления как системы основными составляющими элементами могут быть цели, структуры, задачи, технологии и люди.

Ситуационный подход изучает решения отдельных управленческих ситуаций, т.е. конкретного набора обстоятельств, которые влияют на организацию в течение определенного времени с целью наиболее эффективного достижения ею целей.

В свое время известная теоретик менеджмента француженка Мэри Паркет Фоллет (1868 - 1933) по поводу ситуационного подхода считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что она диктует, а не что написано в функциональном предписании.

Рис. 4. Элементы современных подходов к менеджменту

1.5. Виды разделения труда менеджеров

Одним из факторов повышения результативности менеджмента является разделение труда работников аппарата управления, то есть их специализация либо разграничение полномочий, прав и ответственности.

В экономической литературе труд управленческого персонала подразделяется на три основных вида: функциональный, структурный и профессионально-квалификационный.

Функциональное разделение труда работников аппарата управления основывается на формировании групп работников управления, выполняющих подобные функции менеджмента.

Структурное распределение труда работников аппарата управления происходит в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Горизонтальное распределение труда работников аппарата управления производится соответственно до назначения подразделений организации. Вертикальный - для координации труда управленческого персонала в группах и подразделениях и организации в целом.

В результате вертикального разделения труда управленческого персонала образуются несколько уровней управления. Для небольших по количеству работающих организаций характерным является образование двух уровней, но в большинстве случаев присутствует трехуровневая структура управления, в частности, высший, средний и низовой.

До высших уровней управления относятся руководители, их заместители, другие работники аппарата управления, которые организуют общее стратегическое руководство организацией.

От менеджеров высшего уровня требуется, прежде всего, уметь предвидеть перспективу развития организации, определять главные цели, стратегию и тактику. Для выполнения этого необходимы определенные знания и опыт в подборе и расстановке кадров, также понимание особенностей технологических процессов.

Управленцы среднего уровня отвечают за определенные технологические процессы, которые происходят в структурных подразделениях организации, что тоже имеют свои подразделения.

Менеджеры среднего уровня должны иметь знания, умения, опыт в делах межличностных отношений и организации тегнологічних процессов.

Менеджеры низового уровня отвечают за технологические процессы в пілрозділах, в состав которых входят работники физического или умственного труда.

От менеджеров низового уровня требуется знание и навыки организации ежедневного трудового процесса.

Профессионально-квалификационное разделение труда работников аппарата управления отражает сложность выполняемых управленческих работ по таким категориям, как руководители, специалисты и служащие.

Руководители - менеджеры, у которых главной задачей является принятие управленческих решений и их практическое выполнение.

Специалисты - управленческий персонал, который разрабатывает проекты будущих управленческих решений.

Служащие - работники аппарата управления, которые обеспечивают управленческой информацией весь процесс управления.

Рис. 5. Схема структуры организации

Рис. 6. Иерархия основных уровней менеджмента

Тесты к разделу 1

1. Менеджмент в переводе с английского языка означает:

а) налоги;

б) реклама;

в) управление, управление, заведование;

г) производство;

д) воспитание;

ж) правильного ответа нет.

2. Менеджмент - это:

а) особый вид деятельности менеджера по руководству людьми, содержанием которой является целенаправленное воздействие на работников аппарата управления с помощью совокупности принципов, методов, средств и форм научного руководства, используя объективные законы и закономерности, координацию операций организации в условиях рынка для достижения целей, то есть удовлетворение рыночных потребностей потребителей, в том числе по вопросам налогообложения;

б) самостоятельная отрасль права;

в) совокупность норм относительно управления предприятиями;

г) правильного ответа нет.

3. Предметом труда в управлении является:

а) рабочая сила;

б) информация;

в) организация;

г) правильного ответа нет.

4. Менеджер - это:

а) человек, занимающий должность, но не имеет подчиненных;

б) человек, занимающий постоянную должность и подчиненных;

в) человек, который не занимает должности в организации;

г) правильного ответа нет.

5. Предприниматель - это:

а) человек, который не занимает должности в организации;

б) человек, который берет на себя риск;

в) человек, занимающий пост в своей организации;

г) правильного ответа нет.

6. Бизнесмен - это:

а) человек, который не занимает никакой должности в организации, но имеет долю в ее уставном фонде;

б) человек, который берет на себя риск;

в) человек, который занимает должность в организации;

г) правильного ответа нет.

7. Функциональное разделение труда менеджеров:

а) это образование различных уровней управления;

б) формирование групп работников управления, выполняющих одинаковые функции;

в) правильного ответа нет.

8. В какой фазе развития теории менеджмента были выявлены четыре основные функции менеджмента:

а) современной фазе;

б) школе научного управления;

в) классической школе;

г) школе наук о поведении;

д) передфазі;

е) правильного ответа нет.

Кроссворд к разделу 1

По горизонтали: 2. Менеджер, который разрабатывает проекты будущих решений. 5. Основатель административной школы управления. 8. Представитель классической школы в Германии. 10. Происходит от английского руководить, заведовать, бизнес. 11. Человек, занимающийся управлением.

По вертикали: 1. Высший уровень управления. 3. Менеджмент в переводе с английского языка. 4. Супруги школы научного управления. 6. Менеджер, задачей которого является принятие решения. 7. Представитель школы движения за гуманные отношения. 9. Основатель школы научного управления.

Ситуации к разделу 1

Ситуация 1. Менеджмент - это особый вид деятельности менеджера. В чем особенность его деятельности?

Ситуация 2. Менеджер - это профессионал высокой квалификации. Какую квалификацию должен иметь менеджер?

Ситуация 3. Большинство экономистов мира разделяют развитие теории менеджмента на несколько фаз. Что это за фазы?

Ситуация 4. С 1911 года в экономической литературе начали применять термин «научное управление». Чья это заслуга?

Ситуация 5. Немецкий экономист Г. Вебер утверждал, что бюрократизм есть идеальный тип организации труда. В чем его идеальность?

Ситуация 6. Цель - это конкретное конечное состояние организации. Что это за состояние?

Ситуация 7. Главная цель менеджмента - это рациональное использование ресурсов. Какие это ресурсы?

Ситуация 8. В современной теории менеджмента существуют различные подходы. Что это за подходы? Дайте их характеристику.

Ситуация 9. Менеджмент рассматривается как процесс непрерывно связанных действий. Такой подход относится к системному?

Ситуация 10. Одним из факторов повышения результативности менеджмента является разделение труда аппаратных работников. Как это происходит?

Ситуация 11. В результате вертикального разделения труда управленческого персонала образуются несколько уровней управления. Что это за уровни?

Ситуация 12. От менеджеров высшего уровня требуется, прежде всего, уяіти предусматривать перспективы развития организации, определять главные цели, стратегию и тактику. Что необходимо иметь менеджеру для этого?

Ситуация 13. Менеджеры разрабатывают проекты будущих решений. К какой категории они относятся?

Вопросы к разделу 1

1. Дайде определение понятию «менеджмент» авторами, которых Вы знаете?

2. Когда и кем начал формироваться менеджмент как наука?

3. Какие есть фазы теории развития менеджмента?

4. Назовите основных ученых по менеджменту, над какими проблемами они работали?

5. Какие главные цели менеджеров и по каким критериям их классифицируют ?

6. Какие существуют подходы в современной концепции менеджмента? Раскройте их сущность.

7. Для чего распределяют труд менеджеров, на какие виды она подразделяется?

8. На какие уровни подразделяется труд менеджеров?

9. На какие категории подразделяется труд менеджеров?

Литература к разделу 1

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 1999. - 528 с.

2. Завадский И.С. Менеджмент: «Менеджмент» - 2-е. изд. - К. - Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 1998. - Т.1. - 542 с.

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТОО «Остожье», 1999. - 336 с.

4. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 367 с.

5. Кондратюк А.А., Кибенко М.Г., Олейник Г.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - ПКП «Аспект».- 1999. - 210 с.

6. Кредисов А.И., Панченко С.Г., Кредисов В.А. Менеджмент для руководителей. - К.: Т-во «Знания», КОО, 1999. - 556 с.

7. Кузьмин А.Е. Современный менеджмент: Учебно-прикладное пособие. - Львов: Центр Европы, 1995. - 176 с.

8. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.А. Раз. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. - 504 с.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело» ЛТД, 1994. - 702 с.

10. Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999. - 320 с.

11. Теория и практика управления персоналом: Учеб.-метод. пособие /Авт.-сост. Г.В. Щекин. - К: МАУП, 1998. - 256 с.

12. Хмель Ф.И. Менеджмент: Учебник. - К.: Высшая шк., 1995. - 351 с.

13. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. - К.: Общество «Знание», КОО, 1998. - 512 с.

14. Шершнева З.Е., Оборска С.В. Стратегическое управление: Учеб. пособие. - К., КНЭУ, 1999. - 384 с.

Книга: Менеджмент - Мельник П.В., Филоненко Н.Н., Гацько Л.П. / Ирпень: Академия ГНС Украины

СОДЕРЖАНИЕ

1. Менеджмент - Мельник П.В., Филоненко Н.Н., Гацько Л.П. / Ирпень: Академия ГНС Украины
2. 1.2. СРЕДА МЕНЕДЖМЕНТА
3. 1.3. МЕНЕДЖЕР В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
4. 1.4. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
5. 1.5. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
6. 1.6. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
7. 1.7. ВЛИЯНИЕ, ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ
8. 1.8. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
9. 1.9. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
10. 1.10. МЕНЕДЖМЕНТ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
11. 1.11. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

На предыдущую