lybs.ru
Кто отрекся от всего, а себя не отрекся, не любит тот. / Леся Украинка


Книга: Менеджмент внешнеэкономической деятельности / Кириченко А.А.


Менеджмент внешнеэкономической деятельности / Кириченко А.А.

1.1. Теоретические основы менеджмента внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность в Украине. Субъекты внешнеэкономической деятельности. Сущность менеджмента внешнеэкономической деятельности. Принципы внешнеэкономической деятельности. Эволюция взглядов на управление внешнеэкономической деятельностью. Классические концепции международной торговли. Регулятивные теории развития. Современные концепции международной деятельности. Функциональный и предметный подходы в менеджменте. Предмет и задачи курса.

1.1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УКРАИНЕ

Комплексные экономические преобразования, происходящие сегодня в Украине, имеют целью не только выработать модели и механизмы построения и последовательной реализации современных экономических отношений, но и постепенную интеграцию украинских предприятий в международные экономические связи, с одной стороны, и привлечение иностранных предпринимателей к деятельности в Украине, - с другой.

Эффективность хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных предпринимателей в рамках правовой системы конкретного государства определяется, прежде всего, степенью совершенства охвата сфер регулирования и либеральности ее законодательства. Украина в данном случае не является исключением. В связи с этим возрастает значение правового регулирования вопросов функционирования различных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, построенной на взаимоотношениях, имеющих место как на территории Украины, так и за ее пределами и основываются на законах внешнеэкономической Деятельности. Именно так это сформулировано в Законе Украины "О внешнеэкономической деятельности". С его принятием внешнеэкономическая Деятельность в Украине впервые получила правовой статус. Этот закон является нормативно-правовым актом, в котором предлагается определение понятия внешнеэкономической деятельности, ее субъектов, их прав и свобод; устанавливаются принципы осуществления и организационные формы внешнеэкономической деятельности.

1.1.1. СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно действующего законодательства Украины субъектами внешнеэкономической деятельности в нашей стране являются:

- физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживают на ее территории;

- юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине и постоянное местонахождение которых - на ее территории;

- объединение физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность;

- структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законодательству Украины (филиалы, отделения и т.п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины;

- другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины, в том числе государство в лице его органов, органов местного самоуправления в лице созданных ими внешнеэкономических организаций, которые принимают участие в хозяйственной деятельности на территории Украины. Действующее законодательство не дает исчерпывающего перечня возможных (разрешенных) видов внешнеэкономической деятельности, осуществляемых ее субъектами. С учетом основного требования - отсутствие прямого или косвенного запрета на тот или иной вид деятельности - сегодня более-менее эффективно в Украине осуществляются:

- экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы;

- предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности;

- научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

- обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;

- международные финансовые операции и операции т ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;

- кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

- создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных ее законом;

- совместная предпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами;

- предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны субъектов хозяйственной деятельности;

- аналогичная деятельность за пределами Украины;

- организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляемых на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;

- организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту в случаях, предусмотренных законодательством Украины;

- товарообменные (бартерные) операции и другая деятельность, построенная на формах встречной торговли между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

- арендные, в том числе лизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

- операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке;

- работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;

- работа иностранных физических лиц на контрактной платной основе с субъектами внешнеэкономической деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами и другие не запрещенные законодательством Украины виды внешнеэкономической деятельности. Если же иностранец прибыл в Украину на определенный срок для трудоустройства, то стоит руководствоваться "Временным положением об условиях и порядке оформления иностранным гражданам разрешений на трудоустройство в Украине", утвержденным приказом министра труда Украины № 27 от 5 мая 1993 г. Согласно этому положению труд иностранцев может быть использована только при наличии разрешений на трудоустройство, если иное не устанавливают законы Украины или международные договоры. Такое разрешение не требуется для руководителей совместных предприятий и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, действующих на территории Украины, а также представителям иностранного морского (речного) флота и зарубежных авиакомпаний, которые обслуживают их на территории Украины.

Для сотрудников представительств иностранных субъектов хозяйствования, официально зарегистрированных в Украине, Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции выдается разрешение на основании оформленных должным образом служебных карточек сотрудникам представительств и удостоверение о регистрации представительства.

Кроме запрета на вмешательство государственных органов во внешнеэкономическую деятельность ее субъектов в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, анализируемых как ограничение права на осуществление внешнеэкономической деятельности, установлен целый ряд других гарантий последней. В частности, субъект внешнеэкономической деятельности, что получил от этой деятельности в собственность средства, имущество, имущественные и неимущественные права и другие результаты, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по собственному желанию.

Изъятие результатов внешнеэкономической деятельности у владельца в любой платной и бесплатной форме без его согласия запрещается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности возникает у физического лица с момента приобретения ею гражданской дееспособности, порядок, сроки и другие условия возникновения которой регулируются законодательством Украины, в первую очередь Гражданским кодексом. Физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Украины, имеют соответствующее право, если они зарегистрированы как предприниматели согласно Закону Украины "О предпринимательстве". Физические лица, не имеющие такого права, приобретают его, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по законам государства, в котором они имеют постоянное местожительство или гражданами которой они являются.

Юридические лица имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с их учредительными документами с момента приобретения ими статуса юридического лица.

1.2. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внешнеэкономическая деятельность связана с проведением различными хозяйственными субъектами деловых операций на зарубежных рынках. В Законе Украины "О внешнеэкономической деятельности" (статья 1), принятом 16 апреля 1991 p., указано, что: "Внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности основана на взаимоотношениях как на территории Украины, так и за ее пределами". Поэтому очевидно, что внешнеэкономическая деятельность включает два вида деловых операций: операции украинских субъектов хозяйствования за пределами Украины и иностранных хозяйственных субъектов из разных стран в Украине.

Значение внешнеэкономической деятельности в развитии всех стран, в том числе и Украины, постоянно растет. Исторический опыт подтверждает выгодность расширения участия стран в международном разделении труда и разнообразных формах международного бизнеса. 1 наоборот, свертывание внешнеэкономической деятельности неизбежно приводит к замедлению социально-экономического развития страны, возникновение сложных проблем, которые невозможно решить не только в экономике, но и в других сферах общественной жизни. Поэтому процесс глобализации и интернационализации хозяйственной жизни можно считать закономерным, учитывая усиление взаимозависимости между странами и растущее сходство их экономик.

В современном мире четко прослеживается тенденция к интеграции в международном экономическом пространстве. Доказательством этого является тесная взаимозависимость производства и международной торговли. Сегодня большинство товаров поступает на рынок через внешнюю торговлю или изготавливается с использованием компонентов, завозимых из-за рубежа.

Процессы экономической интеграции неоднозначные. Наблюдается повышение эффективности производства за счет углубления специализации. Благодаря росту торговли усиливается экономическая активность во многих странах.

Процесс вхождения Украины в систему мирохозяйственных связей во многом зависит от качества принятия управленческих решений в сфере внешнеэкономической деятельности. Международные деловые операции, как и внутренние, являются результатом определенных управленческих действий: прогнозирования и планирования, организации, мотивации, руководства, контроля и т.д.

Конечно, все указанные функции менеджмента во внешнеэкономической деятельности имеют существенные особенности. Скажем, в процессе планирования следует учитывать межгосударственные отношения, влияющие на выбор партнеров. Маркетинг внешнеэкономической деятельности базируется на изучении международных рынков, особенностей запросов иностранных клиентов, продвижение товаров и услуг на зарубежные рынки осуществляется с учетом местных традиций и многочисленных ограничений и т.д. По-другому выглядит и функция организации во внешнеэкономической деятельности. Например, перед предприятием, выходит на зарубежные рынки, сразу же возникает вопрос: создавать за рубежом свои подразделения или искать там иностранных посредников? Это специфика организации внешнеэкономической деятельности, поскольку внутренние деловые операции организовывать гораздо проще и менее рискованно.

Похожие проблемы возникают и в других аспектах управления внешнеэкономической деятельностью. Это в результате приводит к тому, что из общей системы управления рано или поздно при увеличении объема международных операций выделяется сравнительно обособленная подсистема управления (менеджмента) внешнеэкономической деятельностью.

Менеджмент внешнеэкономической деятельности (ВЭД) связан с применением общих идей и концепций менеджмента во всех формах внешнеэкономической деятельности (экспорте и импорте товаров и услуг, лизинговых операциях, прямом инвестировании и т.д.). Сущность менеджмента внешнеэкономической деятельности заключается в комплексном исследовании и моделировании международной среды в сочетании с налаженным взаимодействием всех подразделений и должностных лиц организации/учреждения в интересах продуктивного достижения определенных внешнеэкономических стратегий.

Итак, обратим внимание на следующие три ключевые моменты. Во-первых, менеджмент ВЭД является определенным процессом, что, прежде всего, включает изучение и проектирование элементов международной среды: иностранных партнеров, уровня цен, таможенных правил, международных норм и обычаев и др. В этой части акцент делается не только на анализ и оценку будущих международных операций, но и на проектирование взаимоотношений с учетом определенных процедур. Этот элемент менеджмента составляет почти половину факторов успеха в международном бизнесе.

Во-вторых, необходимо добиваться эффективного взаимодействия не только между работниками внешнеэкономических подразделений, но и между всеми службами предприятия, что и определяет успех на международных рынках. Поэтому менеджмент ВЭД, безусловно, включает и усилия других работников в продвижении товаров фирмы на внешние рынки. Например, начальник отдела технического контроля, организуя систему проверки экспортного товара на предмет соответствия условиям внешнеторгового контракта, является важным звеном функции контроля в менеджменте ВЭД. В случае достижения успеха на международном рынке упомянутый руководитель службы контроля должен получить вознаграждение в такой же мере, как и работники ВЭД.

В-третьих, нужно отметить продуктивном достижении всей организацией избранных внешнеэкономических целей. Это значит, что критерием качества менеджмента ВЭД является не только успех сам по себе (достижения целей), но и цена этого успеха (затраты ресурсов, производительность).

Менеджмент внешнеэкономической деятельности тесно связан с международным менеджментом. Последний есть не что иное, как управление транснациональными компаниями. Поскольку внешнеэкономическая деятельность включает взаимодействие национальных и транснациональных компаний, то она предусматривает взаимодействие внешнеэкономических подразделений с международными отделениями многонациональных корпораций. При этом для транснациональных компаний приоритетное значение имеет универсальный международный подход, а действия в каждой из стран является следствием этого подхода. Внешнеэкономическая деятельность в этом отношении противоречива по своей природе: главным является участия в конкурсе внутринациональных операций компании, а международная деятельность является следствием внутренне-национальных успехов.

Относительно таких категорий, как международные финансы, международная логистика, международное право и др., то каждая из них имеет собственные функциональные основы и закономерности. Международные аспекты при этом играют определяющую роль. Внешнеэкономическая деятельность предприятий любой страны не может игнорировать закономерности осуществления каждой из упомянутых функций международного бизнеса: финансов, логистики, права, персонала и др. Поэтому менеджмент внешнеэкономической деятельности базируется на функциональных составляющих международного бизнеса в такой степени, в какой это имеет отношение к операциям данного предприятия. При этом сам менеджмент внешнеэкономической деятельности основывается на определенных принципах.

1.2.1. ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управленческая деятельность всегда базируется на основных правилах, которых придерживаются руководители и специалисты аппарата управления в процессе принятия тех или иных решений. Эти правила могут быть декларированы в специальных документах или же быть своеобразной традицией, нормой, обычаем. Чаще всего имеет место сочетание и того и другого.

Можно выделить три уровня принципов внешнеэкономической деятельности: общие, специфические и национальные.

Общие принципы внешнеэкономической деятельности - это небольшое количество общепризнанных во всем мире правил, которые стали своеобразными общеизвестными истинами (аксиомами), которых придерживаются все участники международных деловых операций. И хотя в различных изданиях набор этих принципов может отличаться, однако в конечном итоге, они сводятся к трем главным: научность, системность, взаимовыгодность.

Научность ВЕД означает, прежде всего, развитие этой деятельности объективных экономических законов. Соблюдение этого принципа на практике управление международными деловыми операциями предполагает выявление организацией спроса и предложения на ее продукцию за рубежом, уровня цен, соотношения их с расходами в стране-экспортере и др. Знания менеджеров предприятий существующих теорий международной торговли помогает им избегать значительных просчетов, обоснованно прогнозировать изменения на международных рынках. Особенно важное значение имеет этот принцип в осуществлении международных финансовых расчетов, при которых нужно опираться на изменения валютных курсов. Современная теория предлагает немало полезных теоретических моделей прогнозирования валютных курсов. На базе упомянутых моделей практика выработала удобные и разнообразные инструменты управления валютными рисками: операционными, перерахунко-ными (бухгалтерскими) и экономическими. Использование указанных и других инструментов в управлении ВЭД - верный признак использования принципа научности.

Системность ВЭД значит, прежде всего, между отдельными ее составляющими существуют прочные взаимосвязи. Сами составляющие ВЭД могут быть выделены по различным признакам. Несомненно, одним из наиболее важных является контракт (договор) ВЕД. Исходя из этого признака, необходимо обеспечивать надлежащий взаимосвязь между всеми статьями контракта: качеством товара, базисными условиями поставки и ценой, валютой цены, валютой расчета и формами платежа, сроками поставок и транспортных условий, предметом контракта и арбитражем и т.д. Системные взаимосвязи существуют и в период между заключением и исполнением контрактов. Принцип системности предполагает также необходимость понимания менеджерами компании, что ВЭД является лишь частью ее бизнеса. И если внутринациональный бизнес организован недостаточно продуктивно, это грозит и международным операциям. Ошибки, просчеты и потери компании в операциях на внутреннем рынке будут серьезным сигналом для партнеров этой компании по международному бизнесу. Руководители должны всегда помнить, что зарубежный партнер судит об их деятельности, прежде всего, из их действий внутри страны. За информацию по этим вопросам соответствующим специалистам выплачиваются солидные суммы в соответствии со статьей "консалтинговые услуги".

Принцип системности ВЭД включает также взаимосвязь международных операций данной компании с международным бизнесом в целом. Поскольку сами по себе операции даже одной крупной фирмы (не говоря уже про небольшие украинские компании) занимают в общем объеме международного бизнеса незначительную часть, приходится приспосабливаться к законам этого бизнеса. Система ВЭД фирмы является лишь незначительной частью международного бизнеса как более весомой мегасистемы.

Принцип взаимовыгодности ВЭД, на первый взгляд, не имеет особых осложнений и выглядит очевидным: каждый партнер, участвующий в международных операциях, получает свою прибыль. Однако придерживаться этого принципа не просто через значительное количество времени, необходимого для выполнения соглашений, изменения валютных курсов, наличии разнообразных связей между отдельными внешнеэкономическими сделками, использование бартерных операций и др. Поэтому соблюдение принципа взаимовыгодности требует тщательного анализа и учета, разграничения различных потоков доходов и расходов.

Кроме приведенных общих принципов управления ВЭД, много специфических принципов, которых необходимо придерживаться. Специфические принципы ВЭД закреплены в соответствующих международных правовых актах и являются обязательными для исполнения всеми государствами, которые подписали тот или иной акт. И хотя термина "внешнеэкономическая деятельность" в указанных документах не может быть, по своему характеру большинство закрепленных там принципов имеют прямое отношение к внешнеэкономической деятельности.

Наиболее полный перечень принципов организации международных экономических отношений является в "Хартии экономических прав и обязанностей государств", принятой IV Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Хартия была принята вместе с Декларацией об установлении нового экономического порядка и программа действий по его установке. В указанном документе указаны такие принципы:

- суверенитет;

- территориальная целостность и политическая независимость государств;

- суверенное равенство всех государств;

- ненападении и невмешательстве во внутренние дела;

- взаимная и справедливая выгода;

- мирное сосуществование;

- равноправие и самоопределение народов;

- мирное регулирование споров;

- устранение несправедливости, возникающей в результате применения силы и лишает нацию средств для ее нормального развития;

- добросовестное выполнение международных обязательств;

- уважение прав человека и основных свобод;

- отсутствие стремления к гегемонии в сферах влияния;

- содействие международной социальной справедливости;

- международное сотрудничество с целью развития;

- свободный доступ к морю для стран, которые их не имеют.

Некоторые из перечисленных принципов совпадают с общими, например, пункт "взаимная и справедливая выгода". Он конкретизируется в следующих принципах.

В других международных документах принципы свободного передвижения физических лиц и хозяйственных ценностей рассматриваются не в целом, как отмечалось выше, а по основным отраслям международного права. В частности, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) рассматривает следующие вопросы:

- въезд физических лиц;

- перемещение товаров;

- судоходство и перевозки грузов;

- перемещение капитала;

- приобретение собственности;

- перевод средств.

Разъяснение каждого из названных вопросов можно найти в соответствующих изданиях и учитывать в практической деятельности. Так, в части перемещения товаров как основной формы ВЭД главное значение принадлежит принцип (режим) наибольшего благоприятствования (most-favored-nation - MFN). Суть режима наибольшего благоприятствования (РНБ) заключается в том, что уменьшение таможенных барьеров для одной страны означает также уменьшение этих барьеров и для всех других стран, установивших с ней режим наибольшего благоприятствования. Указанный принцип распространяется также на квотирование и лицензирование.

Вместе ГАТТ делает некоторые исключения из этого принципа, к которым, в частности, относятся следующие:

- изделиям обрабатывающей промышленности из развивающихся стран предоставляется льготный режим по сравнению с аналогичной продукцией промис-лово развитых стран;

- уступки членам торговых союзов, например ЕС, не распространяются на страны, не принадлежащие к ним;

- странам, произвольно употребляют дискриминационных мер к товарам из определенной страны, последняя не обязана предоставлять РНБ;

- странам, не подписавшим соглашение, не всегда дается такой же режим, как странам, которые присоединились к ней;

- страны иногда делают исключения, исходя из своего законодательства, которое действует до момента подписания ГАТТ;

Исключения вводятся также во время войны или усиления международной напряженности.

Следует также добавить, что ГАТТ дала миру основной комплекс принципов, по которым проводятся торговые переговоры и контроль за их реализацией.

Значительная часть специфических принципов действует на региональном уровне. Для Украины особый интерес представляют принципы ВЭД в Европейском Союзе (ЕС). Они содержатся в так называемой Белой книге (1985 г.) и включают:

- контроль и оформление документов на товары, которые пересекают национальные границы;

- свободу передвижения лиц для трудоустройства или постоянное место жительства в любой стране;

- унификации технических норм и стандартов;

- открытие потребительских рынков;

- либерализацию финансовых услуг;

- постепенное открытие рынка информационных услуг;

- либерализации транспортных услуг;

- создание благоприятных условий для промышленного сотрудничества с учетом законодательства о правах на интеллектуальную и промышленную собственность;

- устранение фискальных барьеров.

Принципы ВЭД в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в настоящее время является предметом дискуссии.

Национальные принципы ВЭД закрепляются в законодательных актах соответствующих стран. Поскольку все страны используют в той или иной степени механизмы государственного регулирования ВЭД, то существует и соответствующая правовая основа таких действий.

По внешнеэкономической деятельности украинских предприятий, то ее принципы закреплены в ст. 2 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". Причем эти принципы охватывают и деятельность иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине.

Система упомянутых принципов включает:

- суверенитет;

- свободу;

- юридическое равенство и недискриминацию;

- верховенство закона;

- защита интересов субъектов предпринимательской деятельности;

- эквивалентность обмена.

Законодательства других стран также содержат принципы такой деятельности, которых должны придерживаться не только национальные, но и иностранные субъекты хозяйственной деятельности.

Принцип суверенитета означает независимое осуществление внешнеэкономической деятельности народом Украины на территории своей страны, а также точное выполнение всех международных договоров и обязательств.

Свобода внешнеэкономического предпринимательства включает добровольность действий в этой сфере субъектов такой деятельности, разнообразие форм соблюдения требований законодательства и исключительном праве собственности субъектов ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ деятельности на все полученные результаты.

Принцип юридического равенства и недискриминации состоит из таких правил, как равенство перед законом всех участников ВЭД, включая государство, недопущение каких-либо ограничений, не предусмотренных законодательством, независимо от форм собственности, места расположения и др.

Верховенство закона призвано исключить любое влияние подзаконных актов, что негативно сказывается на внешнеэкономической деятельности, по сравнению с законами Украины.

Защита интересов субъектов ВЭД заключается в том, что государство охраняет эти интересы согласно национальному законодательству, как на территории Украины, так и за ее пределами в соответствии с нормами международного права и условиями всех ратифицированных международных договоров.

Принцип эквивалентности обмена исключает демпинг при ввозе и вывозе товаров.

1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Теоретические концепции управления внешнеэкономической деятельностью является сочетанием управленческих идей и теорий международной торговли (бизнеса). Практическая направленность всех взглядов на управление внешнеэкономической деятельностью заключается в том, чтобы рационализировать действия менеджеров в сфере международного бизнеса, поднять эффективность инвестиций в сфере внешнеэкономической деятельности. Такое общее современное понимание теории управления международным бизнесом.

Однако за много лет существования международной торговли и бизнеса в целом взгляды на эту деятельность претерпевали изменения, возникало немало идей относительно международного бизнеса, которые сохранили свою значимость и до наших дней.

Перед дилеммой выбора характера внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. Выбор политики фритредерства (свободной торговли) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два направления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но все больше и больше в этой противоречивой единства проявляется ведущая роль принципа свободной торговли.

Обобщение теоретического материала, рассматривает международный бизнес в историческом аспекте, позволяет выделить три основных этапа эволюции взглядов на внешнеэкономическую деятельность.

1. Классические описательные концепции международной торговли (до XIX в. включительно).

2. Регулятивные теории развития внешнеэкономической деятельности (середина 70-х годов XX ст.).

3. Современные концепции системного подхода к управлению международным бизнесом (конец XX вв.).

Кроме временных границ, характерной особенностью этапов является разнообразное соотношение между концепциями собственно международной торговли и международного менеджмента. На первом этапе менеджмент не играл заметной роли, поскольку сам предмет начал формироваться в конце прошлого века. Как известно, развитие экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо и др.) более чем на два века опередил теорию менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль и др.). Да и особой необходимости использовать менеджмент для международных торговых операций на первом этапе не было. Практический опыт, здравый смысл, устойчивые традиции и торговые обычаи - вот основные инструменты, которые обеспечивали небольшой объем международной торговли.

Отличительной чертой второго этапа является активное вмешательство государств в международные деловые операции. В значительной степени на это повлияли две мировые войны и раскол мира на две противоположные социально-экономические системы. Естественно, что каждая из них прибегала к активному использованию государства как важного инструмента реализации своих интересов в сфере международного бизнеса. На этом этапе резко возросла роль менеджмента на уровне государств. Международные деловые операции стали объектом тщательного планирования. Для обеспечения успеха этих операций обе системы создают различные государственные и международные институты. Обе системы в этот период реализовали ряд крупных международных планов и программ. Восточные страны воплотили планы социалистической экономической интеграции (создание Совета экономической взаимопомощи и др.). Западные страны реализовали в Европе план Маршалла, в Японии план Макартура, создали Европейский Союз, ряд других международных объединений.

Особенностью третьего, современного, этапа развития управления внешнеэкономической деятельностью является устранение социально-политического противостояния двух систем в сфере международного бизнеса. В настоящее время резко возрастает роль корпоративного менеджмента во внешнеэкономической деятельности. Многие западные компании активно проводят деловые операции в по-тических странах, в том числе и в Украине. С другой стороны, многие украинские предприятия активно действуют на внешних рынках. Именно корпоративный менеджмент международных компаний становится решающим фактором развития международного бизнеса и расширения внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим некоторые из наиболее популярных теорий управления внешнеэкономической деятельностью на каждом из этапов эволюции экономических взглядов.

1.3.1. КЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Меркантилизм. Очевидно, первой систематизированной теории международной торговли можно считать меркантилизм, хотя она не имеет конкретного автора. Однако у этой теории есть много подтверждений, свидетельствующих о ее господстве в период с XVI до XVIII в. включительно. Она основывалась на двух положениях:

- богатство страны определяется владением определенными ценностями, как правило, золотом;

- для роста благосостояния своего населения государство должно больше экспортировать, чем импортировать, и В этом случае она Получит стоимость активного сальдо торгового баланса в виде золота, поступающего из стран, которые имеют дефицит торгового баланса. Для этого необходима государственная монополия на торговлю, введение ограничений на большую часть импорта и предоставления субсидий большей части экспортных производств.

Терминология времен меркантилистской эпохи сохранилась и по сей день: термин "активный торговый баланс" (favourable balance of trade), например, все еще используется для обозначения того, что страна экспортирует больше, чем импортирует; "пассивный торговый баланс" (unfavourable balance of trade) указывает на дефицит последнего. Многие эти термины употребляет, по сути, неправильно: например, слово "активный" (благоприятный) означает выгоду, а "пассивный" (неблагоприятный) указывает на убытки. В действительности не обязательно иметь активное сальдо торгового баланса, как не обязательно убыточным является его дефицит. Если страна имеет активное сальдо или активный торговый баланс в течение определенного периода, она получает товары и услуги за меньшую стоимость, чем вывозит за свои пределы. В период меркантилизма разница возмещалась за счет перевода золота, а сегодня она компенсируется предоставлением кредита стране с дефицитным платежным балансом. Если кредит не погашается полностью, то так называемый активный торговый баланс может фактически быть невыгодным для страны с активным сальдо.

В последнее время термин "неомеркантилизм" (neomercantilizm) употребляется в отношении стран, которые пытаются иметь активный торговый баланс для достижения определенной социальной или политической цели. Например, страна может прилагать усилия для достижения полной занятости, производя продукцию сверх нормы, которую диктует спрос внутри страны и вывозя избыток за ее пределы. Или же страна, возможно, пытается сохранить политическое влияние в каком-то регионе, поставляя туда больше товаров, чем получает оттуда.

Теория абсолютного преимущества А. Смита. Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им "теории сравнительных преимуществ". А. Смит доказывал, что "обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество". Анализ, осуществленный Адамом Смитом, стал исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.

Изложенная в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) экономическая система А. Смита строилась на том, что более низкие издержки производства товара одной нации по сравнению с издержками производства этого же товара другой нации, означает ее абсолютное преимущество. Следовательно, если одна нация имеет абсолютное преимущество в производстве одного определенного товара, а другая - второго, то каждая может специализироваться в производстве и торговле таким товаром, издержки производства которого наименьшие.

Однако, продолжая эти рассуждения до конца, можно прийти к выводу: если страна может найти за границей все, что нужно, за меньшую цену и без ограничений, то в ее интересах получать За границей все. А делать что-то она сама для продажи? Ничто этого не гарантирует. Но каким образом она будет рассчитываться за то, что покупать? Итак, теория абсолютного преимущества заводит в тупик.

Теория относительного преимущества Д. Рикардо - Р. Торренса. Г. Торренс в "Очерках о внешнюю торговлю зерном" (1815 г.), а также Д. Рикардо в исследовании "Начало политической экономии и налогообложения" (1817 г.) выводит классическую теорию из тупика. Они показывают, в каких пределах возможен и желателен обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей, их рассуждения нашли свое отражение в так называемом принципе или теории сравнительных преимуществ.

Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого. С помощью хрестоматийного примера торговли сукном и вином между Англией и Португалией Д. Рикардо предложил три варианта международной торговли:

а) равное соотношение затрат на производство двух видов товаров между двумя странами - в торговле нет стимула;

б) соотношение затрат, при котором одна из стран имеет абсолютное преимущество в производстве одного из видов товаров - здесь торговля возможна с учетом абсолютных преимуществ;

в) соотношение затрат, при котором каждая из стран имеет относительное преимущество в производстве одного из видов товаров - в этом случае обе стороны заинтересованы торговать в результате сравнительных преимуществ.

Теория международной стоимости Дж. Cm. Милля. Джон Стюарт Милль в своей работе "Основы политической экономии" (1844 г.) показал, по какой цене осуществляется обмен. За Миллем, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Этот закон международной стоимости, или "теория международной стоимости", - важная заслуга Дж. Ст. Милля. Теория международной стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения. По мнению современного американского экономиста Д. Чіпмена, этот закон - "одно из величайших достижений человеческого интеллекта". Тот факт, что работа получила признание лишь через 100 лет, Д. Чіпмен объяснял тем, что "этот закон был слишком большим открытием для своего времени".

Предложенные Дж. Ст. Миллем законы международной конкуренции сводятся, в основном, в двух важнейших положений. Первое: естественное стремление к международной производственной специализации ведет к установлению равновесия в выгодах, получаемых от этой специализации. Второе: условия полной или частичной специализации определяются неравенством в доходах, получаемых от производства. Возможности же полной производственной специализации зависят от эластичности замены в потреблении, что существует между произведенными товарами и тенденцией к относительному выравниванию абсолютных выгод государств, участвующих в международном обмене.

1.3.2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

Теория Хекшера - Олина. Основы современных представлений о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков, заложили шведские ученые-экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин. Они выдвинули теорию "выравнивания цен на факторы производства", суть которой заключается в том, что национальные производственные различия определяются разной количеством факторов производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.

В 1948 г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера - Олина, представив свою: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.

В концепциях, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

Парадокс Леонтьева. Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева под названием "Парадокс Леонтьева". Суть парадокса заключается в том, что, используя теорию Хекшера - Олина, В. Леонтьев показал: американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше работы, чем капитала. Другими словами, американский экспорт по сравнению с импортом, более трудоемкий и менее капиталоемкий. Этот вывод противоречил всем представлениям об экономике США, что существовали ранее. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теорией Хекшера - Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют висококапіталомісткі товары.

В последующие годы экономисты из разных стран много дискутировали по поводу "парадокса Леонтьева". Благодаря этому теория "сравнительных преимуществ" получила дальнейшее развитие. Она стала включать понятие технического прогресса и неравномерности его распределения, позафірмової экономии средств, разницы между странами в заработной плате и др.

Кейнсианство. В начале 30-х годов XX ст. Дж. М. Кейнс создал свою теорию управления национальной экономикой, включая и внешнюю торговлю. Итоговая работа Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) стала фундаментом современной экономической мысли и практики. В дальнейших работах было доказано, что интернационализация хозяйственной жизни и .взаємозалежність стали всеобъемлющим процессом и роль внешнеэкономических связей как фактора роста и развития значительно возросла. Именно в этот период согласования национальной внешнеэкономической политики и ее координация на многосторонней основе приобрели особое значение для дела стабильности и экономического роста.

Участие страны в международном разделении труда, с одной стороны, и обеспечения международной экономической безопасности, - с другой, являются стратегическими направлениями управления внешнеэкономической сферой страны.

Монетаризм был реализован в практике государственного регулирования в начале 80-х годов XX ст. Интеллектуальным лидером монетаристов стал профессор Чикагского университета Милтон Фридман.

Главные различия между кейнсианством и монетаризмом заключаются: а) в подходе к определению факторов, влияющих на изменение совокупности спроса (кейнсианцы считают, что совокупный спрос формируется под влиянием различных факторов, а монетариста главным фактором считают предложение денег); б) в трактовке роли государства (кейнсианцы выступают за более широкое вмешательство последней в экономику, монетаристы придерживаются противоположного мнения, отстаивая дерегулирование).

В начале 80-х годов XX в. монетаристские концепции были использованы для преодоления структурного кризиса в мировой экономике и уже сложившейся взаимозависимости между странами. Структурные реформы и макро-экономическая адаптация, проведенные сначала в США, а затем и в Западной Европе, имели целью дерегулирования в макро - и внешнеэкономической сфере на национальном уровне, сдвиг в сторону международных механизмов конкуренции и регулирования и, в связи с этим, переход к более либеральных и демократичных форм управления финансовыми и монетарными рычагами, осуществляя при этом координацию внутренней макроэкономической политики и спроса.

Такой подход, примененный на практике американской администрацией президента Р. Рейгана в начале 80-х годов XX ст., а потом и в Западной Европе, дал возможность преодолеть стагфляційний процесс затянулся, создать новую систему, которая способствует росту регулирования мирохозяйственных связей монетарными средствами, учитывает реалии национальных суверенитетов, позволяет избежать чрезмерной национальной директивности.

Структурные реформы и макроэкономическая адаптация стали стержнем Стратегии на четыре десятилетия развития ООН, оговоренной и принятой в 1990 г. 18-й Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Делегация Украины сделала значительный вклад в разработку, согласование и принятие итогового документа "Декларации о Стратегии на IV десятилетия развития ООН".

Результатом реализации целей Стратегии в промышленно развитых и новых индустриально развитых странах стал десятилетний период без-кризисного развития и высоких темпов экономического роста и становления новой системы многостороннего регулирования и национального управления внешнеэкономической деятельностью.

Теория внешнеторгового мультипликатора получила распространение в западных исследованиях по проблемам международной торговли. Согласно этой теории, эффект влияния внешней торговли (в том числе экспорта) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть рассчитан и выражен в виде определенного коэффициента-мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих эти заказы. А потом начинают расти вторичные потребительские расходы.

1.3.3. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает "взрывной характер", мировая торговля начинает развиваться высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценкам западных специалистов, период между 1950 и 1970 гг. можно охарактеризовать как "золотые времена" в развитии международной торговли. Именно тогда был достигнут ежегодный 7 %-го роста мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы XX в. он снизился до 5 %, еще больше сократился в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5 % в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он снова набирает высоких темпов.

Естественно, что указанные изменения способствовали появлению современных взглядов на управление международным бизнесом. Они принадлежат не отдельным группам исследователей, а представителям высшего менеджмента главных транснациональных корпораций. Как основной выделяется ресурсный подход. Поскольку компании имеют в своем распоряжении ограниченные ресурсы, они должны решить, использовать их внутри страны или на международном уровне. Убедившись, что возможности на международном рынке могут оказаться большими, чем на отечественном, компании направляют свои ресурсы в заграничный сектор. Поэтому, чтобы понять, почему все же проводятся торговые операции, необходимо определить, какие выгоды получают отдельные предприятия.

Концепция экспортных возможностей включает четыре подхода.

1. Использование избыточных мощностей. Часто компании имеют в своем распоряжении производственные мощности в текущем или долгосрочном периодах, что не пользуются адекватным внутренним спросом. Это могут быть разведаны запаеи природных ресурсов или конкретные мощности для производства определенной продукции, которые трудно переключить на производство других товаров, имеющих, возможно, подходящий внутренний спрос.

Вместе с тем, малые страны стремятся торговать гораздо шире, чем большие. Одна из причин заключается в том, что технология производственного процесса может позволить фирме рентабельно выпускать продукцию только при крупносерийном производстве, в больших объемах, чем это нужно для удовлетворения спроса в своей стране. Для примера возьмем автомобильную промышленность: в "Вольво" потребность экспорта из небольшого шведского рынка значительно больше, чем у "Дженерал моторе" - со значительного американского.

2. Уменьшение издержек производства. Исследования показали: компании могут уменьшать свои расходы на 20-30 % тогда, когда удваивается выпуск продукции, это явление известно как "кривая аккумулирования опыта" (experience curve). Например, если мы возьмем 20 %-ное уменьшение издержек производства и начальную стоимость в 100 долл. на единицу продукции, то второй себестоимость единицы продукции будет равна 80 долл., четвертой - 64 долл. и т.д. Уменьшение может быть связано с несколькими факторами: с покрытием условно-постоянных расходов за счет выпуска большего объема продукции; повышением эффективности за счет опыта, приобретенного при производстве больших партий продукции; массовыми закупками материалов и перевозкой их значительными партиями. Поэтому очевидно, что лидер рынка может получить преимущества в отношении уменьшения издержек производства перед своими конкурентами. Одним из средств увеличения выпуска продукции компанией является определение рынка с глобальной, а не внутригосударственной точки зрения.

3. Повышение доходности. Производитель может при определенных условиях продавать ту же продукцию с большей выгодой за рубежом, чем у себя дома. Это может быть связано с отличием конкурентной среды на зарубежном рынке от отечественного, потому что там товар находится на другом этапе жизненного цикла. Таким образом, этап зрелости внутри страны может привести к снижению внутренних цен, в то время как этап роста за рубежом может свести на нет актуальность снижения цен. Повышение доходности может также происходить в связи с различиями внутри страны и за рубежом государственных мероприятий, которые влияют на прибыльность (например, различиями в налогообложении доходов или регулировании цен).

4. Распределение риска. Выводя сбыт за пределы рынка только одной страны, производитель имеет возможность сводить к минимуму колебания спроса, поскольку циклы деловой активности стран находятся в разных фазах, а те сами товары находятся на различных этапах жизненного цикла. Еще один фактор распределения риска с помощью экспорта заключается в том, что производитель сможет приобрести больше клиентов, уменьшая свою уязвимость при потере какого-либо одного или нескольких клиентов.

Концепция импортных возможностей. Импульс к участию в торговле может поступить либо от экспортера или импортера. В любом случае должны быть как продавец, так и покупатель. Импульс от импортера заключается в том, что фирма ищет более дешевые и высококачественные сырьевые и другие комплектующие материалы, готовые изделия, чтобы использовать их на своих производственных предприятиях. Или же она может активно искать новые товары, разработанные за рубежом, чтобы дополнить существующие ассортиментные группы. Это позволит компании предложить больше продукции на продажу, а импортеру - использовать избыточные мощности своей торгово-распределительной сети.

Если международные поставки сырья, материалов и комплектующих уменьшают затраты производства или повышают качество готовых изделий, то компания, которая их закупает, имеет большую устойчивость против конкуренции со стороны импортируемых готовых изделий или же сама может более эффективно конкурировать на экспортных рынках. Автомобильная промышленность подает пример глобальной конкуренции, что зависит от субподрядчиков, в том числе иностранных, в направлении уменьшения издержек производства.

Импортер, как и экспортер, имеет возможность распределить свои операционные риски. Расширяя круг поставщиков, фирма будет меньше зависеть от диктата или судьбы единственного поставщика. В США, например, много значительных потребителей, в частности автомобильная промышленность, диверсифицировали свои закупки стали с привлечением европейских и японских поставщиков. Эта стратегия снизила риск недостаточного снабжения американской автомобильной промышленности в случае возникновения забастовки среди сталелитейщиков США, но одновременно усилила проблемы в сталелитейной промышленности страны.

1.4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Для достижения высокой эффективности ВЭД необходимо учитывать два объективно существующие подходы в управлении международным бизнесом. Они дают ответы на ключевые вопросы: что? и как? Первый вопрос раскрывает суть международных операций. Это сфера международного маркетинга, с которой руководители организаций добывают информацию и принимают решение о внешнеэкономические операции. Такими операциями является экспорт или импорт конкретных товаров (услуг, работ), лизинг оборудования, совместное производство продукции и др. Само собой разумеется, что каждый вид бизнеса имеет собственную внутреннюю технологию, что также входит в предметный аспект. При импорте имеются, в виду, например, поиск поставщика, заключение с ним контракта на поставку товара, перевозки товара до границы, пересечение границы и выполнения таможенных процедур - и так до окончательной продажи товара внутреннему потребителю, проведение расчетов с продавцом. Все это составляет предметный аспект менеджмента, что вполне определяется идеей и технологии (последовательности операций) внешнеэкономических операций.

Однако насколько бы удачной не была идея конкретной внешнеэкономической операции, какие бы высокие прибыли она не обещала в перспективе, какой бы бизнес-план не гарантировал ее осуществимость и эффективность, саму по себе ее нельзя реализовать без другого аспекта внешнеэкономического менеджмента. Речь идет о том, что проработка идеи может быть сделано одним человеком или небольшой группой специалистов в рамках их текущих служебных обязанностей или в свободное время. Опыт показывает, что проработка идей и даже подготовка бизнес-планов составляет очень малую часть всех расходов, связанных с реализацией идеи. А вот уже для реализации идеи, которое включено в число целей внешнеэкономической деятельности, не обойтись без регулярного (функционального) менеджмента. Имеется в виду, прежде всего, планирование реализации идеи, для чего необходимо заблаговременно выделять необходимые ресурсы, устанавливать сроки выполнения задач, вытекающих из идеи, подбирать исполнителей, определять методы выполнения работ и др. К тому же в планах работ необходимо учитывать изменения окружающей среды фирмы: законодательство, цены на внешних рынках, валютные курсы, состояние дел у партнеров и т.д. И если план будет неточным (то есть некачественным), тогда реализация идеи может быть под угрозой: скажем, нехватка валютных средств именно в тот момент, когда нужно произвести оплату услуг и т.д.

Менеджмент предусматривает не только функцию планирования, но и организацию (что включает координацию), комплектование штатов, руководство, мотивацию, контроль. Поэтому идея той или иной внешнеэкономической операции может быть реализована только в том случае, когда предметный аспект в полной мере соответствовать функциональному подходу.

В практике внешнеэкономической деятельности часто встречаются случаи несоответствия упомянутых аспектов внешнеэкономической деятельности. Достаточно распространенными являются ситуации, когда привлекательная, захватывающая идея бизнеса отодвигает на второй или даже более дальний план функциональный аспект менеджмента, который только планируется на черновике и детально не прорабатывается. А неудачи в этом случае списываются на обстоятельства. Интересно отметить, что часто это происходит в организациях, которые обучают менеджменту внешнеэкономической деятельности.

1.5. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Предметом курса "Менеджмент внешнеэкономической деятельности" является сложная совокупность управленческих отношений, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности в связи с планированием, организацией, руководством и контролем выполнения конкретных международных деловых операций на различных уровнях управления бизнесом, главным образом на предприятиях. Он включает также управленческую деятельность не только украинских предприятий на внешних рынках, но и иностранных фирм в Украине, разнообразные виды деятельности на уровне предприятий, регионов, министерств и ведомств.

Управленческая деятельность, как известно, зависит от форм собственности предприятий, оперирующих на международных рынках. Однако преобладающее влияние на эту деятельность осуществляют общие законы международного бизнеса, с одной стороны, и общую среду бизнеса в стране, - с другой.

Стоит учитывать, что выделить в чистом виде менеджмент внешнеэкономической деятельности из общего функционирования предприятия не возможно, поскольку планы внешнеэкономической деятельности органично связаны с планами выпуска продукции на внутреннем рынке. Много структурных подразделений и много должностных лиц обслуживают всю фирму в целом, охватывая и внешнеэкономическую деятельность. Поэтому курс, который изучается, имеет относительную самостоятельность. Кроме того, он тесно связан с такими дисциплинами, как общий менеджмент, маркетинг, экономика фирмы, финансовый менеджмент и др. Не менее важно учитывать его связь с дисциплинами международного бизнеса, такими как международные финансы, международный маркетинг, международная логистика, международное право, международные стандарты, бухгалтерский учет и др. Только с учетом указанных связей можно ожидать успехов от внешнеэкономических операций.

Итак, межпредметные связи помогут всесторонне изучить вопросы управления внешнеэкономической деятельностью как составляющей экономики в целом.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность менеджмента внешнеэкономической деятельности и им он отличается от общего менеджмента?

2. Какую роль играет менеджмент в развитии внешнеэкономической деятельности Украины ?

3. В чем заключается сущность принципов внешнеэкономической деятельности?

4. Я к можно классифицировать принципы внешнеэкономической деятельности?

5. Какие существуют концепции внешнеэкономической деятельности?

6. Какое значение для практики имеют концепции внешнеэкономической деятельности?

7. В чем заключаются функциональный и предметный подходы в менеджменте внешнеэкономической деятельности и как они связаны между собой?

8. Какие особенности менеджмента внешнеэкономической деятельности?

9. Что является предметом изучения курса?

10. В чем заключается задача курса?

Литература

1. Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" // Ведомости Верховной Рады Украинской ССР. - 1991. - № 29.

2. Гаврилишин Б. Указатели в будущее. - К., 1990.

3. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое право. - М., 1990.

4. Дениэлс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. - 6-е изд. - М., 1994.

5. Кириченко О.А. Реформы и внешняя торговля // Политика и время. - 1997. - № 3.

6. Лукьяненко Д.Г. Международная экономика. - К., 1996.

7. Маринич М.А. Введение во внешнюю торговлю. - Минск, 2000.

8. Панченко Е.М. Международный менеджмент: Учеб. пособие. - К., 1996.

9. Поручик A.M. Интеграция Украины в мировое хозяйство. - К., 1994.

10. Рут Франклин Г., Филипенко Антон. Международная торговля и инвестиции: Пер. с англ.-К., 1998.

11. Сера А. Как делать бизнес с американцами и канадцами. - К., 1994.

12. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999.

13. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.И. Кредисова. - К., 1996.

14. Филипенко А.С., Бураковский И.В., Будкин B.C. Международные экономические отношения: Современные международные экономические отношения. - К., 1992.

Книга: Менеджмент внешнеэкономической деятельности / Кириченко А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Менеджмент внешнеэкономической деятельности / Кириченко А.А.
2. 2.1. Организационная система управления внешнеэкономической деятельностью
3. 2.2. Управление персоналом
4. 2.3. Основы маркетинговой деятельности
5. 3.1. Стратегический менеджмент внешнеэкономической деятельности
6. 3.2. Финансовый менеджмент внешнеэкономической деятельности
7. 3.3. Менеджмент в международных корпорациях
8. 3.4. Международная логистика
9. 4.1. Юридический характер менеджмента. Право и менеджмент
10. 4.2. Виды предпринимательства во внешнеэкономической деятельности
11. 4.3. Виды международных сделок торгового характера
12. 4.4. Разрешение международных коммерческих споров
13. 5.1. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью
14. 5.2. Международное развитие торговых отношений
15. 5.3. Внешнеэкономические отношения Украины
16. 5.4. Проблемы экономической интеграции Украины в Европейский Союз и присоединение к ГАТТ/ВТО

На предыдущую