lybs.ru
Пусть будет вечная слава - же през шаблю маєм права! / Иван Мазепа


Книга: Менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)


Менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)

1.1. Понятие “менеджмент” и необходимость управления организациями
План лекции

1. Понятие "менеджмент" и необходимость управления организациями.

2. Менеджмент как вид профессиональной деятельности.

3. Эволюция управленческой мысли.

Вступительная часть.

Трудно дать единое абсолютно четкое и полное определение понятия «менеджмент». Функции, сферы, уровни менеджмента и ситуации в которых они реализуются значительно различаются между собой. Чтобы выяснить сущность менеджмента на него нужно посмотреть с разных точек зрения:

- с филологической;

- эмпирической (практической), т.е. как вида профессиональной деятельности;

- с точки зрения системы знаний, то есть возникновения и развития науки управления.

Все это определяет логику изложения материала в первой теме. Сначала выясним причины, которые обуславливают необходимость управления любой организацией. Далее рассмотрим современные подходы к определению понятия «менеджмент». Выясним, кто такие менеджеры и чем их деятельность отличается от деятельности других категорий рабочих. И, наконец, рассмотрим, как возникла и развивалась наука управления.

1. Понятие “менеджмент” и необходимость управления организациями

Для определения деятельности по координации работы людей на практике используются различные понятия:

- “управление”;

- “менеджмент”;

- “администрирование”;

- “управление” и т.д.

“Управление” - наиболее общее понятие. Оно распространяется на большой круг разнообразных объектов, явлений и процессов, например:

- технические системы;

- хозяйственные системы;

- общественные системы;

- государственные системы и т.д.

“Менеджмент” - это понятие, которое используют преимущественно для характеристики процессов управления хозяйственными организациями (предприятиями).

“Администрирование” - распространяется на управление государственными учреждениями или для обозначения процессов управления деятельностью аппарата управления предприятия.

“Управление” - распространяется на искусство того или иного лица (менеджера) воздействовать на поведение и мотивы деятельности подчиненных с целью достижения целей организации.

Следовательно, чтобы уяснить сущность категории “менеджемнт”, прежде всего следует выяснить, что такое организация, какие цели ее деятельности и почему любой организацией нужно управлять.

По определению Ч.Бернарда: “Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или общих целей”.

Все организации имеют общие для них характеристики.

1) все организации используют четыре основных вида ресурсов:

- человеческие ресурсы;

- финансовые ресурсы;

- физические ресурсы (сырье, оборудование и т.д.);

- информационные ресурсы.

2) любая организация является открытой системой. Ресурсы, которые организация использует для производства продукции (оказания услуг) она забирает из внешней среды. В свою очередь продукция, которая производится организацией реализуется во внешней среде. Следовательно организация может существовать только во взаимодействии с окружающей средой. Это означает, что любая реально существующая организация является открытой системой.

3) разделение труда в организации. Если даже два человека работают вместе для достижения единой цели, они должны распределить работу между собой.

Распределение общей работы в организации на составляющие ее части называется горизонтальным разделением труда. Результатом горизонтального разделения труда является формирование отдельных подразделений организации (отделов, цехов, производств, участков и т.д).

Поскольку работа в организации распределяется между отдельными подразделениями и исполнителями, кто-то должен координировать их деятельность. Вследствие этого объективно возникает необходимость в так называемом вертикальном разделении труда, т.е. в деятельности по координации работы подразделений и отдельных исполнителей в середине подразделений.

Деятельность по координации работы других людей в широком смысле и составляет сущность управления организацией.

Таким образом, необходимость управления объективно возникает вследствие горизонтального и вертикального разделения труда в организации. Поскольку разделение труда является общей характеристикой деятельности любой организации, то все организации нуждаются в управлении.

Глобальной целью деятельности любой организации является достижение успеха. Что же такое успех?

Организация считается успешной, когда она достигает поставленных перед собой целей. Составляющими успеха при этом выступают:

а) выживание, то есть возможность существования как можно дольше;

б) результативность и эффективность.

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной.

По словам П. Дракера результативность является следствием того, что делаются нужные правильные вещи; а эффективность является следствием того, что верно (правильно) создаются эти самые вещи. Первое и второе одинаково важно.

Если цель организации выбрана правильно, это означает, что деятельность организации удовлетворяет определенную важную, реально существующую потребность (создаются вещи, на которые есть спрос). Результативность в таком понимании - это нечто неосязаемое (на ощупь), незаметное. Эффективность, наоборот, можно измерять, передать количественно. Относительная эффективность организации называется производительности и измеряется как соотношение стоимостной оценки всех выходов по организации и стоимостной оценки всех входов в организацию.

“Менеджмент” - это чрезвычайно широкое и многомерное понятие. Для того, чтобы лучше осознать его сущность, на него следует посмотреть с разных сторон.

Этимологически менеджмент происходит от латинского слова “manus” - рука. Изначально это слово означало умение рачительно вести домашнее хозяйство, мастерски владеть средствами труда, умело работать. С появлением многих видов работы, с углублением специализации возникла потребность в деятельности, которая связывала в единое целое работу многих отдельных исполнителей. Согласно этому трансформировался и содержание понятия “менеджмент”. Это слово вобрало в себя все многочисленные требования к управлению как к науке, искусству ведения дел и стиля работы.

Современный Оксфордский словарь английского языка трактует понятие "менеджмент" не однозначно, а именно:

1) менеджмент - это способ, манера общения с людьми;

2) менеджмент - это умение и административные навыки организовывать эффективную работу аппарата организации;

3) менеджмент - это власть и искусство управления;

4) менеджмент - это органы управления, административные единицы, подразделения.

Среди менеджеров-практиков и ученых еще и до сих пор не существует единства взглядов относительно сущности менеджмента:

1) первые считают, что менеджмент - это профессия ориентирована на практическое использование. Главное здесь - реальный результат, который обеспечивается накопленным опытом менеджера;

2) вторые считают, что менеджмент - это процесс достижения целей организации с помощью других людей. Поэтому, главное для менеджера - это искусство общения с людьми и управления ими;

3) третьи считают, что менеджмент - процесс принятия рациональных решений. Поэтому, главная задача менеджера - это поиск оптимальных управленческих решений с помощью математических моделей и на основе использования системы научных знаний.

В последние годы наблюдается определенная конвергенция взглядов на то, что же такое менеджмент. В широком смысле менеджмент - это одновременно система научных знаний, искусства и опыта, воплощенных в деятельности профессиональных управленцев для достижения целей организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения других людей (див.рис.1.1.).

В деятельности всех менеджеров, независимо от функции, которую они выполняют, должности, которую они занимают, отрасли, в которой они работают, есть нечто общее. Именно это общее, общее для деятельности всех менеджеров и составляет фундамент науки менеджмента, составляет ее основы, которые и являются предметом изучения курса “Менеджмент” как учебной дисциплины.

При этом следует заметить, что знаний теоретических основ управления недостаточно для обеспечения эффективного функционирования той или иной организации. “Тот, кто ставит диагноз по книге, или пытается управлять, выучив на память принципы менеджмента, редко когда достигает успеха”.

Известно, что при всех прочих равных условиях, конечный результат деятельности различных руководителей не одинаков. И попытки объяснить это научными методами результатов не дают и дать не могут. В управленческой деятельности всегда

Рис.1.1. Основные составляющие и сферы менеджмента

присутствует нечто такое, которое не поддается количественному анализу и которое принято называть искусством управления. Однако, это не означает, что управление осуществляется спонтанно, стихийно, что менеджер полагается только на удачу, інуіцію, собственный опыт. Искусство управления как раз и является умением менеджера-практика приспособить достижения науки управления:

- особенностей собственного характера;

- особенностей подчиненных;

- особенностей соответствующей сферы бизнеса.

Таким образом, наука и искусство менеджмента не исключают, а дополняют друг друга. Искусство менеджмента всегда опирается на научные знания, которые положены в его основу.

В узком прагматическом плане сущность менеджмента лучше всего воспринимается с позиций системного подхода.

Согласно теории систем любую организацию схематично можно представить следующим образом (рис.1.2).

Рис. 1.2. Общая системная модель организации

Работа менеджеров как раз и заключается в том, чтобы объединить и скоординировать использование указанных ресурсов для достижения целей (элементов) организации. Как менеджеры достигают этого? Они это делают в процессе выполнения четырех основных функций менеджмента:

1) планирование; 2) організацієїя; 3) управления; 4) контроля.

Итак, в узком смысле менеджмент - это процесс планирования, организации, управления и контроля организационных ресурсов для результативного и эффективного достижения целей организации.

Указанные функции менеджмента выполняются в определенной последовательности, которая и образует понятие «цикл менеджмента» (див.рис.1.3).

Рис.1.3. Цикл менеджмента

Следует заметить, что такой подход к пониманию цикла менеджмента вовсе не означает, что процесс управления носит дискретный характер (в понедельник - планирования, во вторник - организация и т. д.). Реально в работе менеджера постоянно сочетаются все перечисленные функции менеджмента.

Книга: Менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Менеджмент.конспект лекций (КНЭУ)
2. 1.2. Менеджмент как вид профессиональной деятельности
3. 1.3. Эволюция управленческой мысли
4. 2.1. Основы теории принятия решений
5. 2.2. Процесс принятия решений
6. 2.3. Методы обоснования управленческих решений
7. 3.1. Сущность планирования как функции управления
8. 3.2. Цели управленческого планирования
9. 3.3. Стратегическое планирование
10. 4.1. Сущность функции организации
11. 4.2. Основы теории организации
12. 4.3. Основы организационного проектирования
13. 4.4. Типы организационных структур
14. 4.5. Управление организационными изменениями
15. 5.1. Понятие и сущность мотивации
16. 5.2. Содержательные теории мотивации
17. 5.3. Процессные теории мотивации
18. 6.1. Понятие и сущность лідерування
19. 6.2. Поведенческие теории лідерування
20. 6.3. Ситуационные теории лідерування
21. 7.1. Понятие и процесс контроля
22. 7.2. Инструменты управленческого контроля
23. 7.3. Контроль поведения работников в организации
24. 8.1. Процесс коммуникации
25. 8.2. Межличностные и организационные коммуникации
26. 8.3. Управление коммуникационными процессами

На предыдущую