lybs.ru
Не теряй голову! Вдруг жизнь захочет вас по ней еще погладить? / Ежи ЛЕЦ


Книга: Рынок туристических услуг / Любицева


Рынок туристических услуг / Любицева

1.1. Туризм как общественное явление и объект географического исследования

Понятие «туризм» начало формироваться с началом массовости, то есть перемещений большого количества людей с целью содержательного проведения досуга, хотя можно с уверенностью утверждать, что путешествия всегда было свойственно человеку прежде всего как биологическому существу, для которого движение является неотъемлемой потребностью организма, а со времен усиления урбанизационных процессов общения с природной средой все в большей степени становится психофизиологической потребностью. Во-вторых, путешествия является формой познания среды и расширения человеческих возможностей по адаптации к окружающей среде, а также одним из древнейших средств коммуникации, культурного обмена, экономических контактов. Наконец, поэзия является формой научного постижения мира и одним из этапов развития современной цивилизации. Но путешествия является также средством преодоления барьеров - объективных ограничений на пути распространения явления. Можно определить следующие наиболее существенные барьеры: природные (горные системы, водные просторы, пустыни и другие неблагоприятные физико-географические явления), культурные (языковые, религиозные, бытовые отмены и т.п.); технические, связанные с преодолением расстояний (пути сообщения, транспортные средства). То есть, мобильность человечества является некой движущей силой общественного развития, направленной на интенсификацию хозяйства, смягчение социального и политического напряжения, улучшения условий жизни путем познания природного и соціокупьтурного среды жизнедеятельности. Таковы объективные предпосылки возникновения и распространения туризма как явления, которое охватило значительную часть человечества. Туризм, как явление общественной жизни, является производной общественного развития. Своим появлением он обязан индустриальной стадии развития человечества, которой был присущ ускоренное развитие производительных сил, углубление разделения труда, развитие урбанизационных процессов. Ускоренные инновационные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, способствовали общему социально-экономическому развитию определенных стран, повышению уровня жизни их населения, изменяли характер труда, образ и стиль жизни, что особенно отразилось в XX в. развитием урбанизации и изменениями в системе расселения, постиндустриальной фазы развития экономики, углублением экологических проблем и постижением глобальных масштабов деятельности человечества, гуманизацией всех сфер общественной жизни. Именно при этих условиях, которые коренным образом меняли общественные модели жизнедеятельности человечества, туризм превратился в форму проведения досуга, снабженную деятельностью межотраслевого комплекса по удовлетворению потребностей населения в отдыхе и оздоровлении, в мощную коммуникативную составляющую глобализационного процесса. Туризм - одна из наиболее устойчивых составляющих мировой экономики, которая за последние десятилетия имеет стабильные (в среднем 5% в год) темпы роста и не испытывает колебаний спроса/предложения, поэтому считается одним из самых перспективных направлений социально-экономического развития. На современном этапе туризм стал частью стиля жизни более чем трети человечества и участие в туристическом процессе можно рассматривать как составляющую качества жизни. Туризм - явление полифункциональное. Среди основных функций туризма следует отметить рекреационную, социальную, культурную, экологическую, экономическую, просветительскую и воспитательную. Рекреация как биологическая функция и социальное достояние определенного этапа развития человечества сама является понятием широким и поліаспектним. Туризм является мобильной составляющей рекреации, связанной с преодолением пространства для отдыха, развлечения, лечения или с любой другой целью, не связанной с получением прибыли. Сущностью рекреационной функции туризма является физиологическая (восстановление физических сил, оздоровление, отдых) и психологическая (смена места, окружения, приобретения новых впечатлений и ощущений) релаксация. Рост благосостояния, изменение характера труда в сторону его интеллектуализации стимулируют повышение уровня образования, самообразование и просвещение. Переход общественного развития к модели «свободного времени» разнообразит проведения досуга в сторону интеллектуализации, саморазвития, усиливая культурную функцию туризма. Туризм выступает средством коммуникации и саморазвития, повышения уровня образования и общей культуры путем ознакомления с культурой, бытом, традициями и верованиями, стилем и характером жизни других народов, с культурным наследием человечества и жемчужинами природы. Непосредственное общение разных народов и разных культур способствует взаимообогащению и саморазвития культуры, играет значительную роль в укреплении мира и взаимопонимания на планете, расширяет культурные и деловые контакты. Можно утверждать, что именно в XX в., благодаря массовости, туризм стал явлением современной культуры. С другой стороны, туризм, ускоряя культурный обмен, ускоряет инновационные процессы в культуре. В связи с этим актуальной становится проблема кросс-культурных коммуникаций (поведения туристов в другой культурной среде, способность и способность к восприятию другой культуры, других культурных традиций). Туризм как форма проведения досуга присущ только определенной части населения, которая имеет свободный частая соответствующий уровень жизни, который позволяет путешествовать. То есть, путешествия выступает признаком определенного уровня и стиля жизни, фиксатором социального статуса, средством закрепления имиджа и других социальных признаков. Доступность туристических услуг, социальная ориентированность туризма расширяет круг потребителей, приобщая новые и новые слои населения к туризму, вводит его к стилю жизни общества, выравнивая социальные возможности населения. Таким образом, оздоровления населения, повышения его работоспособности и уровня культуры путем осуществления культурно-просветительской и рекреационной деятельности усиливает социальную значимость туризма. Все большее значение приобретает экологическая функция туризма. С одной стороны, туризм выступает потребителем определенных природно-рекреационных благ и заинтересован в их сохранении. С другой стороны, рост спроса приводит к увеличению антропогенного давления на территориальные рекреационные системы, особенно традиционные или модные. Это сразу ставит целый ряд вопросов сохранения мирового и национального природного и культурно-исторического наследия, в частности средствами туризма. В то же время расширение и интенсификация туристической деятельности способствуют привлечению новых территорий, а технические возможности позволяют их освоить. Именно поэтому защита окружающей среды должна быть неотъемлемой составляющей развития туризма, одной из ключевых проблем его устойчивого развития. Беспрекословно значительной является экономическая функция туризма. Потребности путешествующего человека, учитывая массовость, сформировали отрасль сферы обслуживания населения. Дальнейший рост запросов стимулировало развитие отрасли, а мультипликационный эффект и комплексный характер потребления/обслуживания способствовали ее перерастанию в индустрию туризма - межотраслевой комплекс, направленный на удовлетворение туристических потребностей населения. Растущая индустрия туризма требует кадрового обеспечения, а разнообразие труда создает широкие возможности использования как квалифицированной, так и неквалифицированной работы. Указанные характерные признаки делают туризм эффективной отраслью хозяйства, которая играет все большую роль как в национальных экономиках, так и в мировой торговле услугами. Экономическая составляющая туристической деятельности проявляется не только в коммерческой направленности, но и в усилении социальной и экологической роли туризма (реставрация памятников истории и культуры, природоохранные мероприятия, реконструкция материально-технической базы, образовательная и воспитательная работа средствами туризма и т.д.), что свидетельствует о гуманистическую направленность туризма. Поэтому современный этап развития туризма можно охарактеризовать, как этап переосмысления его роли и значения в человеческой жизнедеятельности - от «причуды богатых бездельников» - за туризм как эффективная отрасль хозяйства внешнеэкономического направления - до туризма как социокультурного явления, которое определяет определенный этап развития человечества и является составляющей общественных процессов. Полифункциональность туризма отображается комплексным характером мотивации, которая побуждает человека к путешествию, и комплексностью в организации путешествий и обслуживании туристов. Комплексность можно считать самой характерной чертой туризма, основой удовлетворения социальных потребностей общества. Объективное основание туризма как явления общественной жизни делает его сложным, многогранным объектом научного познания. Как социально детерминированное явление, туризм требует научного осмысления, теоретического осмысления. Именно такому социальному заказу, насущной потребности современности соответствует формированию нового научного направления - туризмологии. Туризмология - научное направление, в рамках которого сочетаются различные исследования туризма как общественного явления. Задачей туризмологии является разработка теории функционирования туризма. Многогранность явления делает такое задание сложным и в то же время актуальным. Можно выделить такие аспекты функционирования туризма, которые практически сформировались определенные направления исследований: экономический, исторический, географический, социальный, экологический, политический, культурный, психологический. Каждое из направлений охватывает определенную отрасль науки или несколько отраслей. В частности: история туризма, экономика туризма, география туризма, экология туризма, психология туризма и т.д. В то же время, каждая из этих дисциплин входит к определенной системе наук: исторических, экономических, географических, социальных, психологических и т.д. Таким образом, к изучению туризма может быть применен как отраслевой принцип построения научных исследований, так и проблемный. Именно проблемный принцип положен в основу формирования нового научного направления - туризмологии. Теоретико-методологические положения туризмологии должны включать разработку философских основ, принципов и подходов к разностороннему изучению туризма как явления, опираясь на имеющиеся достижения отраслевых научных дисциплин, которые занимаются разработкой определенных направлений (аспектов) функционирования туризма. Одним из таких ведущих направлений в туризмологии география туризма - отрасль географических знаний о пространственно-временные закономерности функционирования туризма как общественного явления. Пространственные формы общественных явлений и процессов исследует общественная география [6, с 20]. Вторичность туризма в потребностях общества объективно обуславливает его зависимость от уровня социально-экономического развития территории, детерминирована уровнем и стилем жизни ее населения. Зависимость эта сложная, обусловлена совокупным действием объективных условий общего цивилизационного прогресса и условиями развития стран определенного типа, которая еще больше збурюється действием характерных признаков, присущих каждой конкретной территории: топологические (географическое положение, конфигурация, протяженность); природных (рельеф, климат, ландшафтная сфера); хронологическим (история заселения и освоения территории, история развития государственности и формирования экономики); хорологічних (система расселения, экономический каркас территории, формы территориальной организации общества, экологическое состояние территории). Сама сущность туризма как мобильной формы потребления и рекреационной деятельности, основанной на преодолении пространства, связанная с территорией, характером среды в широком смысле этого понятия (не только природной среды, но и социально-культурной и экономической среды человеческой деятельности) и является географической. Поэтому именно географам предстоит значительный задел в исследованиях туризма: известные труды B.C. Преображенского, Ю.А. Веденина, И.В. Зорина, М.А. Ананьева, Н.П. Зачиняєва, Н.С. Фальковича, Е.А. Котляровата других исследователей советских времен, а в Украине - М.П. Крачила. Динамичность и масштабность туризма, его социально-экономические последствия являются тем объективным основанием, на котором сформировался социальный заказ на географические исследования туризма. География туризма на отечественных просторах формировалась в течение 60-80-х годов XX в. в составе рекреационной географии как ее раздел. Следует отметить, что европейская школа географии туризма начала складываться еще в середине XIX в. и направления географических исследований отражают основные этапы развития туризма. Путешествия для активного отдыха (походы и прогулки в горах, прогулки на лодках, а впоследствии и велосипедные прогулки) стимулировали прежде всего комплексные исследования физико-географических объектов (Альпы, Карпаты) с целью определения возможностей их использования в туризме. Именно выявлению природно-рекреационных ресурсов и возможностям их атрактації в туризме посвящены работы конца XIX - начала XX вв. В первой половине XX в. основное внимание уделялось краеведческой деятельности, чем был сделан значительный вклад в расширение ресурсной базы туризма и стимулировался его комплексное развитие. Вторая половина XX в. отмечена значительными темпами развития туризма, что обусловило стремительное развитие туристической индустрии, поэтому на первый план вышли исследования по вопросам территориальной организации и оптимизации рекреационной деятельности. Рекреационная география - отрасль географических знаний, которая, опираясь на рекреационную функцию как необходимую составляющую общественного воспроизводства, занимается разработкой теоретико-методических основ территориальной организации отдыха и оздоровления. Научные основы рекреационной географии заложены трудами B.C. Преображенского, Ю.А. Веденина, Н.С. Миро-ненко, И.Т. Твєрдохлєбова и других специалистов по теории и практики рекреационной деятельности. В процессе отдыха возникают экономические и внеэкономические отношения и явления, которые составляют сущность рекреационной деятельности. Рекреационная деятельность является следствием дальнейшего углубления общественного разделения труда. Постепенный переход общества от модели жизнеобеспечения к модели содержательного проведения свободного времени, характерный для постиндустриальных стран, дает основания прогнозировать дальнейший рост рекреационной деятельности и разнообразие ее функций. Рекреации присуще усложнение внутренней структуры вследствие разнообразия запросов населения до отдыха, что отражается на теориторіальній организации рекреационной деятельности. Формой территориальной организации рекреационной деятельности определена территориальная рекреационная система (ТРС), что является объектом исследования рекреационной географии. ТРС является целостной, динамичной системой, устойчивость и надежность которой обеспечивается функциональной единством составляющих: отдыхающих (рекреантов), природных и культурных ресурсов, инфраструктуры, обслуживающего персонала и органов управления [5]. Задачами рекреационной географии является выявление и оценка рекреационных ресурсов, установление рекреационной емкости и возможных предельных нагрузок на базе научно обоснованных нормативов с целью оптимизации развития и функционирования ТРС. Приведенные постулаты свидетельствуют, что в основе формирования и функционирования ТРС лежит концентрация и комбинирование природных и культурно-исторических ресурсов, которые стимулируют спрос населения и его удовлетворение путем организации потребления этих ресурсов. То есть, в рекреационно-географических исследованиях превалирует ресурсный подход как на теоретико-методологическом, так и на методическом уровне. Исследование рекреационных ресурсов, выявление рекреационного потенциала территории и эффективная организация потребления этих ресурсов, оптимизированная по запросам населения, составляет предмет рекреационной географии. То есть рекреационная география прежде всего исследует ресурсы, уровень концентрации и комбинирования которых позволяет специализировать определенные территории на выполнении рекреационных функций. Разнообразие рекреационной функции и расширения рекреационной деятельности в результате развития туризма как массового явления повлекло формирование географии туризма как отдельной географической науки. Выделились два основных направления географических исследований туризма: а) частичный, основанный на трактовке туризма как формы активного отдыха, носит преимущественно спортивно-оздоровительный характер и, исходя из этого, основное внимание уделялось исследованию рекреационных ресурсов и возможности их использования в спортивно-оздоровительной деятельности средствами туризма; б) комплексный, при котором туризм рассматривался как специфическая отрасль сферы обслуживания населения, функционирование которой является междисциплинарной проблемой, которая может быть решена на основе загальногеографічного подхода, объединяющего исследования рекреационных ресурсов и территориальной организации туристского хозяйства. Междисциплинарный подход положен в основу туризмоведения - комплексной географической дисциплины о территориальной организации туризма [4]. Зарубежные исследования рекреации и туризма на этом этапе касались в основном экономических вопросов, в составе которых решались и вопросы территориальной организации. «География туризма - это географическая наука, изучающая территориальную организацию туристического хозяйства, условия и особенности его развития в различных районах и странах». Задачами географии туризма определялись: оценка рекреационных ресурсов, экономическое обоснование и поиск средств их эффективного использования; определение предпосылок развития туризма; изучение территориальной организации туристского хозяйства; исследование туристических связей; туристическое районирование и моделирования территориальной организации; прогнозирование развития туризма. Таким образом, предметное круг географии туризма касалось прежде всего вопросов территориальной организации туристского хозяйства, которое рассматривается как «отрасль народнохозяйственного комплекса, которая обслуживает туристов». Эта отрасль сферы обслуживания является комплексной, специализированной, развивается на основе эффективного использования туристических ресурсов, а наиболее эффективной формой территориальной организации туризма является ТРС. Таким образом, география туризма в составе рекреационной географии рассматривала именно туристическое потребления, а основными формами территориального сосредоточения туристического потребления считались территориальные рекреационные системы (ТРС), которые формировались на основе определенных ресурсов и их сочетания как целевые управляемые объекты с выполнения воспроизводственной функции. Уровень концентрации и комбинирования рекреационных ресурсов определяет масштабы ТРС (по степени привлекательности и соответствующего потребления) и их специализацию. Основой территориальной организации туризма было предложение, которая формировалась в соответствии с возможностями эффективного использования имеющихся рекреационных ресурсов в пределах ТРС разного уровня. Понятие о ТРС как структурную единицу территориальной организации туризма, что является составляющей рекреационной деятельности, является основополагающим в географии туризма. Именно на базе ТРС разного типа и ранга формируется предложение и реализуется спрос (цель путешествия). ТРС составляют ресурсную основу всех форм рекреационной деятельности, их структура и организация, характер связей и особенности функционирования в современных условиях позволяют рассматривать ТРС как рынки туристических услуг разного масштаба, которые формируются и действуют на основе закона абсолютных преимуществ. Туризм является глобальным явлением, проявления которого в условиях конкретной территории отражают влияние объективных условий и субъективных факторов, обеспечивающих сравнительные преимущества развития туризма на этих территориях. На предыдущем этапе развития нашей страны доминирующими были субъективные факторы, реализованные в принципах централизованной управляемой экономики. При такой модели экономического развития, которая определяла развитие «туристического хозяйства», как и других отраслей социальной сферы, по остаточному принципу, жесткого лимитирования международных туристических обменов, что влияло на формирование спроса на услуги туризма, искажая его дефицитностью значительного количества услуг и искусственно направляя на внутренний спрос, применение ресурсного подхода не только на теоретическом уровне, но и в практике проектирования и градостроительства дало свои положительные последствия в виде таких элементов территориальной структуры как курортно-рекреационные зоны, курорты, туристические центры, то есть ТРС различного уровня и специализации. Так в географии туризма сложилась ресурсная парадигма, согласно которой указывался примат ресурсов (прежде всего природно-рекреационных) как определяющего фактора развития туризма на определенной территории. Характер этих ресурсов, их сочетание с культурно-историческими и инфраструктурным обеспечением территории определяют уровень и масштабы ТРС, ее специализацию. Безусловно, значение ресурсов в развитии и функционировании туризма, особенно в формировании ТРС, неоспоримо, поскольку ресурсы являются свойством территории, их сочетание определяет уровень привлекательности определенных территорий для развития туризма, влияет на формирование спроса и туристическое потребления. Ресурсная парадигма основывается на действии закона абсолютных преимуществ, в силу которого для развития, функционирования и территориальной организации туризма является бесспорной. Смена приоритетов общественного развития сказалась и на развитии туризма, который, несмотря на ограничения предыдущей эпохи, набирает черт, присущих отрасли мирового хозяйства. Смена общественных ориентиров изменила механизм формирования спроса, а реформирование экономики на рыночных началах привело к образованию рынка туристических услуг. Именно туристический рынок как механизм уравновешивания спроса/предложения является формой организации потребления. Все больше в развитии туризма внимание акцентируется на роли закона сравнительных преимуществ, который базируется на соотношении факторов, обеспечивающих сравнительные преимущества определенной страны перед ее торговыми партнерами и влияет на формирование предложения, соответственно создавая спрос. Таким образом, решающим фактором формирования хозяйственных структур и, соответственно, рыночного механизма в туризме является капитал, деньги, инвестиции. Примером такой инвестиционной ориентации могут служить туристические центры, созданы практически на «голом месте», где привлекательность местных природно-рекреационных ресурсов была практически нулевой (Лас-Вегас, Диснейленд). Именно соотношение факторов и движение факторов производства определяет инвестиционную привлекательность стран и отдельных территорий, создавая финансовые потоки и стимулируя развитие предложения и формирования спроса, то есть стимулируя развитие рынка туристических услуг. Таким образом, в условиях глобализации общественной жизни, развития рыночных отношений, именно рынок туристических услуг является основой функционирования туризма. Поэтому именно исследование рыночных процессов в туризме, отражающих динамичность спроса/предложения во времени и воспроизводятся в формах территориальной организации должны составлять предметную сущность географии туризма. Рынок туристических услуг является объективной реальностью, формой организации производства и потребления туристских благ, услуг и товаров. Рыночные реалии общественного развития обусловили определенное изменение теоретико-методологических установок географии туризма. Насущной стала потребность в переходе от ресурсно-детерминированного подхода, отраженного категорией ТРС как основной формы территориальной организации туризма, к этапу целевого, ориентированного на создание спроса на туристско-рекреационные услуги, когда формы территориальной организации туристического рынка определяются эффективностью их функционирования на основе действия закона сравнительных преимуществ и факторов производства, уравновешивания спроса/предложения. Другими словами, на современном этапе развития туризма география туризма должна, опираясь на действующие общественно-экономические законы и рыночные механизмы, раскрывать существующие и моделировать самые эффективные, учитывая глобальные и региональные тенденции развития и их проявление в конкретных условиях рыночной среды, формы территориальной организации туризма. Эффективность территориальной организации туризма заключается в максимальном соответствии территориальных структур основным функциям туризма при общей гуманистической ориентированности деятельности. Таким образом, объектом географии туризма является рынок туристических \\ услуг, а предметом - формы его территориальной организации, которые формируются в конкретных условиях рыночной среды, (и воспроизводя совокупное действие объективных условий и субъективных факторов на определенной территории. Исходя из предметно-объектной сущности географии туризма, ее основными задачами являются определение: круга условий и факторов, влияющих на формирование спроса и предложения, их пространственно-временной структуры, динамики, дифференциации, направлений и силы воздействия с целью прогнозирования развития и моделирования процесса; Исходя из предметно-объектной сущности географии туризма, ее основными задачами являются определение: круга условий и факторов, влияющих на формирование спроса и предложения, их пространственно-временной структуры, динамики, дифференциации, направлений и силы воздействия с целью прогнозирования развития и моделирования процесса; влияния и проявлений общемировых закономерностей развития туризма в конкретных условиях национального рынка с целью разработки принципов его территориальной организации; места и роли национального туристического рынка в глобальном и региональном туристическом процессе, в формировании глобальных геопространственных структур; пространственно-временной структуры и территориальной дифференциации туристского потребления, которое воспроизводит уровень сформированности внутреннем рынке, функционирует в форме межотраслевого комплекса индустрии туризма; уровня сформированности, комплексно-пропорционального развития индустрии туризма, ее соответствия объему и структуре спроса, форм территориального сосредоточения спроса и территориальной организации индустрии туризма. Стержневой проблемой, которую должна решать география туризма, является проблема эффективной территориальной организации туристического потребления на основе формирования межотраслевого социально-ориентированного комплекса индустрии туризма. В первую очередь методический аппарат географии туризма должен быть перорієнтований на оценку территории для эффективного развития туризма и обеспечения его общественной функции. Эта оценка включает: а) разработку методик определения потребности в туризме, потенциального и реального спроса на туристские услуги, которые бы отражали региональную специфику; б) разработку методик оценки туристской привлекательности территорий и разработку соответствующих методик оценки возможностей использования территорий в туризме, которые бы учитывали региональные отмены как ресурсного, так и инфраструктурного обеспечения, не только количественные и качественные характеристики объектов, но и инвестиционную привлекательность территорий. То есть, нужна методика оценки территории с точки зрения эффективности развития туризма, своеобразная «кадастровая» оценка, которая бы обеспечивала выполнения туристических функций определенной территорией и формирование на этой основе рынков различного иерархического уровня. Значительного развития приобретает исследование экологических аспектов функционирования туризма, ориентированное на определение закономерностей территориальной дифференциации антропогенного давления на природную среду, мониторинга и прогноза состояния природных комплексов в центрах массового туризма, конструктивных моделей рационального туристского природопользования, воспроизводства природных свойств территории туристского использования, развития экологического туризма. До недавнего времени в аналитической литературе по проблемам отрасли экономический аспект доминировал при изучении деятельности туристских предприятий, роли и места туризма в национальной экономике. Переход к новому этапу общественно-экономического развития повысил значение, особенно в проблематике отечественных исследований, изучения территориальной дифференциации спроса и предложения на туристском рынке, основ маркетинга и менеджмента производства туристских услуг. Особую актуальность приобретает сегодня переосмысления закономерностей рыночных отношений в туристской сфере в условиях глобализации мирового хозяйства и разработка теории региональных туристских рынков, формирование которых определяет интернационализация субъектов туристской деятельности на микроуровне и региональная экономическая интеграция на макроуровне. Таким образом, география туризма на современном этапе должна взять на себя разработку теоретико-методологических основ, методики и методов геопространственной организации туризма как общественного явления, поскольку имеет для этого достаточную научную базу и практические наработки. Этот результат станет весомым вкладом в туризмологію как теорию развития и функционирования туризма. Место географии туризма в системе географических наук (таблица 1.1) определяется предметно-объектной сферой и кругом задач, направленных на выполнение общественного заказа. Расширение предметно-объектной сферы географии туризма является объективным процессом, соответствующим развитию объекта исследования, что отразилось и на расширении теоретико-методологической базы географии туризма в сторону увеличения влияния общественно-географической составляющей (рис. 1.1).

В частности, исследования рынка потребителя усилило роль географии населения и расселения, а исследования рынка производителя услуг - географии услуг; вопросы территориальной дифференциации и уравновешивания спроса/предложения нуждаются геомаркетинговых исследований и т.д. Исследование рынка туристических услуг - междисциплинарная географическая проблема, которая может быть эффективно решена применением теоретико-методологического и методического аппарата рекреационной географии (учения о ТРС), географии услуг (учение о территориальной организации сферы услуг) и географии туризма (закономерности формирования туристских потоков и география туристических миграций). Современное развитие географии туризма как составляющей географического мышления в направлениях, которые отражают новейшие социальные ориентиры общенаучного процесса, во-первых, свидетельствуют о способности научной дисциплины, непосредственно отражает функционально-содержательную сущность такого сложного и многоаспектного явления как туризм, вовремя реагировать на требования модернизации концептуальных аспектов; во-вторых, именно основываясь на этом, определяет его ключевую роль в реализации синергетического подхода в формировании исходных теоретико-методологических принципов туризмологии как целостного и единого в мировоззренческом отношении системного понимания туризма.

Книга: Рынок туристических услуг / Любицева

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рынок туристических услуг / Любицева
2. 1.2. Рынок туристических услуг и его территориальная организация
3. 1.3. Индустрия туризма - основа развития национального рынка туристических услуг
4. 1.4. Структура и типология национальных туристических рынков
5. 2.1. Структурно-логическая схема геопространственного исследования туристического рынка
6. 2.2. Методика макрорегиональных исследований туристического рынка
7. 2.3. Методика исследования национального туристического рынка
8. 2.4. Методика геомаркетингового анализа туристического предприятия
9. 3.1. Условия и факторы формирования спроса
10. 3.2. Сегментация и территориальная организация рынка туристического спроса
11. 3.3. Тур как основной рыночный продукт
12. 3.4. Структура и территориальная организация индустрии туризма
13. 4.1. Регуляторные механизмы рынка туристических услуг
14. 4.2. Конъюнктура туристического рынка
15. 4.3. Региональные особенности потребления туристических услуг
16. 4.4. Закономерности функционирования туристского рынка

На предыдущую