lybs.ru
Сыновья воинов храбрых, представьте мужество! И вам вовеки веков славу запишут. / Богдан Хмельницкий


Книга: Размещение производительных сил (конспект лекций КНЭУ)


Размещение производительных сил (конспект лекций КНЭУ)

План

1. Характеристика основных понятий РПС.

2. Методы РПС

3. Соотношение понятий закон и закономерность. Характеристика основных закономерностей РПС

4. Характеристика основных принципов РПС

1. Характеристика основных понятий РПС.

Объект изучения. Размещение производительных сил (РПС) - отрасль экономической науки, изучающая специфические, пространственные аспекты проявления экономических законов. Объектом изучения являются производительные силы, а предметом науки - их территориальный состояние и развитие.

Производительные силы имеют не только территориальный аспект развития, - в таком случае они изучаются другими науками. Если, например, они рассматриваются в связи с производственными отношениями, то становятся объектом изучения общей экономической теории (политэкономии). Зато экономическая история (история народного хозяйства) изучает развитие производительных сил во времени. В связи с тем, что производительные силы существуют одновременно как бы в нескольких «измерениях», законы, которые влияют на их состояние и развитие, проявляются по-разному. Территориальную модификацию экономических законов можно рассматривать как закономерности размещения производительных сил. Так, закон экономии времени проявляется как закономерность эффективности размещения производства; закон разделения труда как закономерность территориального разделения труда; закон концентрации производства - как закономерность территориальной концентрации производства и т.д. О законах и закономерностях подробнее речь пойдет в следующем подразделе этого раздела.

Производительные силы - это система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе. В процессе труда осваиваются природные ресурсы, воспроизводятся условия существования людей, происходит социальное развитие.

Производительные силы - это совокупность трудовых ресурсов и средств производства. В свою очередь, предметы труда включают природные ресурсы - уголь, руду и сырьевые материалы (сырье), как хлопок, зерно, пластмассы, то есть материалы, подвергнутые какой-либо обработке. В понятие средств производства, зачисляются машины и оборудование, здание и сооружения, средства транспорта и связи, а также земля, потому что этот природный ресурс имеет свои выразительные особенности. Главным составляющим производительных сил труд. Рабочая сила характеризуется количеством (численность работников) и качеством (половозрастной состав, уровень квалификации, уровень образования, традиции и навыки). Роль труда как составной части возрастает с развитием производительных сил: повышаются требования к качеству трудовых ресурсов.

Природные ресурсы - это тела и силы природы, общественная польза которых изменяется в процессе трудовой деятельности человека. Они используются как средства труда (земля), источники энергии, сырья и материалов, а также непосредственно как предметы потребления (питьевая вода, дикие ягоды, грибы и др.).

Научно-технический прогресс превратил науку в непосредственную производительную силу. Современное крупное производство невозможно без фундаментальных научных исследований, без постоянных немалых капиталовложений в развитие науки. Однако наука - особый ресурс: ее пространственная фиксация затруднена, хотя, конечно, можно обозначить на карте сосредоточения научно-исследовательских центров. Влияние науки проявляется в результате труда, в изменениях технологии и организации производства, что отражается и на территориальном аспекте (появление новых производств, изменение территориальных производственных связей, концентрация и деконцентрация производства и т.п.).

Сообщение предметами труда и средствами труда образует процесс производства. Поэтому сфера производства также является объектом изучения науки «Размещение производительных сил», - речь идет прежде всего о материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Размещение производительных сил - это их пространственная фиксация вместе с процессом их развития в пространстве. Можно сделать «моментальный снимок» объектов народного хозяйства и обозначить их на карте, однако следует помнить, что производительные силы находятся в постоянной динамике. Так же, как, по выражению Гераклита, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», нельзя и производительные силы хотя бы через сутки увидеть в том же состоянии в пространстве (если учесть глобальный характер процесса).

Есть несколько определений понятия «размещение производительных сил». Одно из самых удачных, по нашему мнению, принадлежит Е. Алаєву: «Размещение производительных сил - динамическое состояние, характеризующее разделение производительных сил на территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных регионов и определяется особенностями территориального разделения труда, присущими данной социально-экономической системе».

Термин «размещение производительных сил» может употребляться в нескольких значениях: как конкретный («фиксированный») состояние разделения на территории народнохозяйственных объектов и населения; как форма организации производительных сил; как процесс сдвигов в размещении производительных сил на определенной территории; как одно из направлений экономической политики правительства. Эти определения отражают содержание понятия: все они конкретные, но характеризуют лишь одну его сторону. Итак, РПС - это и состояние, и процесс, и форма организации, и политика. В нашем курсе эти понятия трактуются или в их совокупности или отдельно, в зависимости от конкретного анализа размещения производительных сил.

Размещение производительных сил - это следствие общественного разделения труда в территориальной форме. Территориальное разделение труда можно представить как процесс производственной специализации регионов и усиления міжреґіональної кооперации, обмена специализированной продукцией и услугами. При разделении труда возникает двуединая система хозяйства, что характеризуется отраслевыми и территориальными аспектами и формирует народнохозяйственный комплекс. Для размещения производительных сил ли не наибольшее значение имеет закономерность территориального разделения труда.

Выяснив понятие «размещение производительных сил», мы сможем браться за определение конкретных структурных блоков и объектов, которые изучает наука. Из содержания понятия производительных сил вытекает, что РПС занимает изучение трех крупных блоков: размещение населения и трудовых ресурсов, размещения природных ресурсов, размещения производства и непроизводственной сферы. Собственно, к третьему блоку зачисляются все объекты и отрасли народного хозяйства. Они, соответственно, делятся на: размещение промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и т.д.

Наука о размещении производительных сил изучает территориальную организацию производства, которая занимает не просто расположение производства, но и элемент управления. Территориальная организация как политика наиболее ярко проявляется в странах с государственной монополией в народном хозяйстве и с жестким планированием (например, Китай). Она существует и в развитых странах, однако реализуется там по-другому. Территориальная организация производства означает осуществление определенной структурной политики, комплекса экономических мер, направленных на перестройку РПС.

К понятию РПС близкое понятие региональной экономики. РПС и региональная экономика также имеют общий объект изучения, однако, несомненно, наука о РПС - более широкое понятие, ибо она не ограничивается региональным уровнем и изучает закономерности расположения как в рамках региона, так и в міжреґіональному и глобальном масштабах.

На основании изложенного можно окончательно сформулировать предмет изучения РПС. Наука о РПС изучает как общие закономерности размещения производительных сил, так и их конкретное проявление в отраслевом и территориальном аспектах на региональном и міжреґіональному уровнях. Она изучает экономическую результативность территориальной организации производства для обоснования эффективной региональной политики.

2. Методы РПС

Методология науки. Вопрос о принципах размещения производительных сил принадлежит к наиболее существенных в науке о РПС. Собственно, речь идет о выделение главной обстоятельства, которая предопределяет именно такое, а не другое территориальное расположение объектов народного хозяйства.

Среди многих научных движений, анализирующие эту проблему, можно выделить несколько самых распространенных. Одним из них является «географический детерминизм», корни которого уходят еще древних греков (Гиппократ, Страбон); впоследствии выдающимися представителями этого учения стали Монтескье, Э. Реклю, Гантингтон, Ратцель. Среди сторонников географического детерминизма были русские историки С. Соловьев, В. Ключевский, украинского рода географ Л. Мечников. Сущность географического детерминизма заключается в том, что определяющей силой в развитии человечества (включительно с размещением производительных сил) объявляется природную среду и географическое расположение той или иной страны или региона. По мнению детерміністів, именно природные условия формируют структуру и размещение производства и даже определяют ход истории и образ жизни народов. Социальные процессы, таким образом, играют второстепенную роль.

До этого учение близко стоит «енвайронменталізм» - течение, возникшее в США (англ. environment - окружение, среда). Енвайронменталісти (Е. Симпл, Г. Смит, Г. Тейлор) утверждают, будто международное разделение труда определяется различиями в природной среде. Среди них особой популярностью радуется теория «климатических оптимумів» Е. Гантингтона, по которой самые благоприятные условия для развития производства имеют страны, расположенные в умеренном поясе.

В XIX в. уже непосредственно разрабатываются теории размещения производств, что их основателями были И. Тюнен, А. Вебер, в XX в. - А. Гетнер, А. Леш, В. Кристалер. Эти теории опирались на определяющую роль прибыли в условиях рыночного хозяйства. Некоторые из этих теорий более подробно рассмотрены в разделе 5.

Марксистская теория развития и размещения производительных сил исходила из установки о том, что они прежде всего обусловлены способом производства и их территориальная организация существенно зависит от социального строя. Марксисты думали, будто каждому строя присущи собственные экономические законы и закономерности, хотя действие общих законов тем временем не отрицается. В социалистических странах такой вывод приводил к жесткому планированию, что касалось и расположения производства. Эта практика имела позитивные и негативные последствия. В 20-50-х гг. нашего столетия, когда в большинстве стран экономический потенциал прирощувався экстенсивно, за счет количества построенных объектов народного хозяйства, подчинение жесткому централизованному планированию давало возможность сосредоточить ресурсы в самых благоприятных (с учетом познанных закономерностей) регионах и центрах. В эпоху НТР политика централизованного управления экономикой, отсутствие рынка начали неґативніше влиять на развитие стран лагеря социализма. Выяснилось, что из центра не всегда можно определить лучший вариант размещения производительных сил. Слишком большого значение придавалось специфическим закономерностям (так называемым экономическим законам социализма) и попирались общие законы и закономерности в угоду господствующей политической идеологии.

Теперь начинает преобладать взгляд, что экономические законы и закономерности имеют общий характер, как только они проявляются неодинаково в странах с различным социально-политическим построением. На размещение производительных сил, их территориальную организацию, структуру, динамику влияет весь комплекс закономерностей, предпосылок и факторов. Однако ведущую роль играет процесс территориального разделения труда, вследствие чего и формируется РПС, их деление на территории. Территориальное разделение труда проявляется на разных уровнях: от низового административного района - до страны и мировой экономики в целом. Соответственно, и в территориальной организации производства выделяется микроуровень, мезоуровень, макроуровень и глобальный уровень.

Как результат территориального разделения труда РПС приобретает специфических для данного отдельного региона признаков под влиянием конкретных условий, главные из которых - географические, исторические и социально-экономические..

«Чистой» модели РПС нет. В развитых капиталистических странах рыночные процессы регулирует государство с помощью различных программ, индикативных планов и т.д. А в бывших социалистических странах продолжается децентрализация управления и вхождения в рыночных структур. Однако в обоих случаях следует учитывать объективные закономерности РПС, причем на всех уровнях - независимо от того, планируется ли экономика в масштабах страны, идет ли речь о сооружении отдельного предприятия или специализацию сельскохозяйственной фермы. В то же время важно, чтобы экономические рычаги стимулирования имели правовую основу: система регулированию отражена в конституции страны и других государственных актах.

В научных исследованиях размещения производительных сил используются методы, которые могут прикладываться к характеристикам категорий экономических отношений и пространства. Некоторые из них заимствованы из политэкономии, социологии, географии, математики. В частности, для анализа ситуации и конкретных расчетов используется экономико-математическое моделирование, картографический, сравнительно-географический методы и т.д. Задача науки. Главной задачей науки является обоснование оптимального размещения производительных сил. Понятие «оптимальности» предусматривает получение как можно большего эффекта от правильно размещенного предприятия, от лучшей территориальной организации региона, страны. На уровне предприятия эффект выражается в прибыли, на уровне страны - в национальном доходе. Однако «оптимальность» не означает, что безразлично, каким образом будет обеспечиваться наибольший эффект. Надо соотносить размер эффекта с затратами, то есть - рассчитать эффективность затрат. Необходимо также учитывать социальный и демографический факторы. Например, посредническое предприятие может получить прибыль, вывозя гостродефіцитну сырье за границу, но при этом будет нанесен ущерб государству. Можно нанести вред через чрезмерную эксплуатацию природных ресурсов, особенно важковідновних или невосполнимых. Высокая концентрация производства в регионе может дать выигрыш за счет инфраструктуры, удобных технологических связей, но нанести значительный экологический ущерб. С другой стороны, правительство, стремясь получить наибольшую прибыль от поощрения отдельных отраслей хозяйства, может разрушить или чрезмерно ущемлять немало других предприятий или отраслей. Так случается тогда (например, в развивающихся странах), когда приоритет отдается развитию экспортной монокультуры, чтобы привлечь валюту до своего государства.

Следовательно, оптимальное размещение производительных сил не всегда имеет целью получение наибольшей прибыли. Однако рационально организованные производительные силы сводят к минимуму потери и объективно способствуют усилению экономического потенциала страны.

Что означает оптимальное расположение объектов народного хозяйства? На уровне предприятия это означает: специализация должна учитывать соотношение спроса и предложения; местоположение должно быть удобным по отношению к поставщикам сырья и материалов и потребителей продукции; предприятие должно быть обеспечено рабочей силой; местоположение предприятия не должно создавать экологическое, в том числе и социально-экологическую напряженность на территории; размещение предприятия должно способствовать кооперативным связям.

На уровне региона оптимальное размещение производительных сил предусматривает: учет предпосылок и факторов специализации народного хозяйства; комплексное размещение народного хозяйства; возможность гибкой перестройки отраслевой структуры под влиянием научно-технического прогресса и рыночной конъюнктуры; удовлетворение социально-экономических потребностей населения региона; экологическую безопасность региона; эффективные міжреґіональні экономические связи.

Как правило, множество факторов оказывает влияние на расположение одного предприятия, а тем более - народнохозяйственного комплекса. Современное хозяйство характеризуется тем, что его объекты функционируют не изолированно, а являются элементами системы размещения производительных сил. Система эта весьма сложная, и ее анализ требует серьезной специальной подготовки.

Проблемы и задачи размещения производительных сил Украины. Первое десятилетие экономических преобразований в нашей стране оказалось довольно сложным. Несмотря на большой природно-ресурсный потенциал, наличие значительных производственных мощностей, высококвалифицированных кадров во всех отраслях народного хозяйства, Украина существенно отстает по важнейшим экономическим показателям от многих развитых стран. Причины такого положения имеют социально-экономический характер, что в целом принимая, выходит за пределы курса РПС. Рассмотрим здесь лишь некоторые проблемы, связанные с территориальной организацией хозяйства.

1. До недавнего времени Украина входила в состав другого государства и его хозяйственная специализация формировалась по принципу дополнения до других составных частей экономики СССР. Эффективность специализации рассматривалась с точки зрения советской экономики в целом. Тем временем с точки зрения интересов Украины она была не всегда целесообразной. Так, на нашей территории был создан мощный материало - и энергоемкий промышленный комплекс, хотя Украина является дефицитной за энергоносителями.

Трудоемкие отрасли ( особенно текстильная промышленность) были развиты недостаточно, что приводило к определенному дисбалансу использования трудовых ресурсов. Лучшие специалисты, научный потенциал в значительной степени были заняты на предприятиях военно-промышленного комплекса. По сравнению с высоко развитыми странами, структура экономики Украины устарела: при чрезмерном преобладании материальных производств ( металлургия, тяжелое машиностроение) не хватает наукоемких отраслей (электроника и прочее).

2. Региональное размещение производства у нас нерациональное: чрезмерная концентрация материалоемких отраслей в Донбассе и Приднепровье сочетается с неиспользованными ресурсами в Западном и Южном регионах.

3. Из-за нерационального размещения производства часто возникают сложные экологические проблемы. Необходимо рассредоточить промышленное производство в экологически напряженных районах, перепрофилировать отдельные предприятия, которые загрязняют окружающую среду. Во многих случаях многолетнее интенсивное истощение природных ресурсов привело к их истощению; возникла необходимость принципиально иначе относиться к размещению ресурсоемких производства. Экологические проблемы мешают использовать в полной мере наш рекреационный потенциал, особенно побережья морей.

4. Нерациональность размещения производительных сил в стране определенным образом связана с недостаточной эффективностью современной системы регионального управления, что вжимать инициативу местных властей и предприятий в использовании экономического потенциала регионов. Необходима реформа территориального управления в Украине, которая сочетала бы интересы и ответственность центра и регионов и предоставила бы существенный стимул дальнейшему экономическому развитию.

5. Выход Украины в мировое экономическое пространство требует тщательного учета внешнеэкономических факторов. Необходима структурная перестройка экономики страны согласно новым условиям, что требует участие страны в международном разделении труда. Это означает, в частности, сохранение надежных для нашей страны рынков и завоевания новых.

Жизнедеятельность людей продолжается в пространстве, называется географической средой. Географическая среда - это та часть географической оболочки, наиболее загосподарена человеком и вовлеченная в общественное производство. Здесь осуществляются все виды деятельности людей. Относительно расположения производительных сил в науке вместо понятия «географическая среда» часто используют понятие “экономико-географическое пространство”.

Понятие пространства не тождественно понятию территории. Территория - это часть поверхности суши, характеризующийся двовимірністю, а понятие пространства неразрывно связано с понятием времени. Итак, термин “пространство” характеризует отношение объектов в их развитии. Пространство-время - всеобщая форма существования материи. Пространство имеет следующие свойства: протяженность, единство прерывности и непрерывности.

Производство не обязательно связывается с территорией, но если такая связь есть, то мы имеем дело с географическим пространством. Географическое пространство - это совокупность отношений между географическими объектами, которые располагаются на конкретной территории и развивающимися во времени. Если же речь идет не просто о географических объектах, а об объектах социально-экономической сферы, то мы употребляем термин “экономико-географическое пространство”.

Экономико-географическое пространство формируется хозяйственными объектами и их связями на определенной территории. Объект (предприятие) влияет на окружающую территорию в трех направлениях: производство, население, природа. Формируется три ареалы влияния: производственный, социальный, экономический. Три ареалы вместе творят экономико-географическое поле предприятия.

Пересечение множества полей различных объектов дает нам экономико-географическое пространство. Он характеризуется комплексностью территории и очень тесной связью объекта с территорией. А когда вперед выдвигаются не территория, а организационно-хозяйственные связи, выявленные через систему управления, то употребляется термин “экономическое пространство”. Каждый управляемый хозяйственный объект входит в экономического поля. Существуют экономические поля предприятия, фирмы, концерна и т.п. Пересечение экономических полей образует экономическое пространство - совокупность экономических отношений на данной территории оказываются через отношения управления.

Экономическое пространство не так жестко связан с территорией, как экономико-географический, потому что отношения управления могут формироваться между очень удаленными объектами. Кроме того, если в экономико-географическом пространстве связь между производством, социумом и природой осуществляется непосредственно, то в экономическом - опосредованно. Поэтому экономическое пространство не всегда сочетается с экономико-географическим, но чем больше они совмещаются, тем больше возможностей для оптимальных решений.

Таким образом, РПС осуществляется в пространстве, характеризуется многомерностью, имеет собственные специфические законы и закономерности развития. Их надо учитывать в научных исследованиях и в практике размещения производства.

3. Соотношение понятий закон и закономерность. Характеристика основных закономерностей РПС

Размещение производительных сил - это следствие влияния как объективных законов и закономерностей, так и субъективной воли человека. Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность - это объективно действительный, повторяющийся, существенную связь явлений природы с общественной жизнью.

Между законами и закономерностями нет внятной границы, а потому в научной литературе одни и те же отношения рассматриваются как законы, то как закономерности (законы-закономерности территориального разделения труда, территориальной комплексности производительных сил, территориальной концентрации производства и т.п.).

Объясняется это тем, что законы делятся на общие, присущие большим группам явлений, и частные, специфические. Именно вторую группу законов некоторые ученые трактуют как закономерности. Есть еще и такой подход: законы называются те закономерности из некоторого их множества, отражающие наиболее существенные отношения. Наконец, есть еще одно соображение: общие законы в конкретном, специфическом среде превращаются в закономерности. Так, закон общественного разделения труда в пространственном аспекте предстает как закономерность территориального разделения труда; закон концентрации производства - как закономерность территориальной концентрации производства и т.д. Эти трактовки не следует противопоставлять: каждое из них отражает специфический аспект исследуемой проблемы.

Сущность различия между законом и закономерностью здесь не просто в добавлении слова “территориальный”, а именно - в проекции закона на территорию. Например, общественное разделение труда как такой может осуществляться на достаточно ограниченном пространстве, например, на заводе и даже в семье; территориальное разделение труда предполагает экономическую дифференциацию пространства.

Законы и закономерности не обязательно группируются по двое: часто закон оказывается в нескольких взємопов'язанпих закономерностях. Иногда закономерность поста как проявление нескольких законов.

Законы и закономерности - объективные отношения, которые не зависят от воли отдельных людей. Однако общественные законы, включая экономические, дают о себе знать лишь в процессе общественной деятельности. В этом их отличие от законов природы. Так, закономерности размещения производительных сил проявляются в отношениях между производственной деятельностью людей и территорией, на которой люди действуют. Познание и практическое использование закономерностей помогает наилучшим образом разместить производство, эффективнее огранізувати территорию, осуществлять оптимальную реґиональной политику. Сознательная разработка и внедрение целесообразных мер по экономической организации территории в соответствии с закономерностями размещения называются принципами размещения производительных сил или принципами региональной социально-экономической политики.

Формирование конкретного принципа размещения производительных сил непосредственно вытекает из содержания соответствующих закономерностей. Так, закономерность “эффективное размещение производительных сил” соответствует принципу их рационального размещения. Но чаще принципы размещения является результатом учета нескольких закономерностей. В связи с этим нецелесообразно стремиться четко схематизувати зависимости от принципов конкретных закономерностей. Лучше сначала рассмотреть основные закономерности, а затем - комплекс важнейших принципов размещения производительных сил.

Закономерность эффективного размещения производительных сил. За этой закономерностью отношение между экономикой и территорией такие, что наибольший возможный эффект обеспечивается наименьшими возможными затратами на размещение объекта. Формула эффективности производства имеет такой вид:

,

где Е - эффективность; Эф - эффект; В - расходы.

Эффект может выражаться или через валовой объем товаров и услуг, или прибыль. Он может также выражаться через величину национального дохода, если речь идет об экономике страны или крупного региона. Итак, эффективность может рассчитываться как для отдельного предприятия, отрасли, так и для целого региона.

Конечно, эффективность производства зависит не только от удачного размещения, но и от других факторов (технической оснащенности, квалификации работников и т.д.), однако «территориальный составляющая» в общем размере эффективности достаточно большой, и его можно вычислить.

Относительно территории эффективность производства реализуется за счет использования географического положения объектов народного хозяйства, характера использования природных и трудовых ресурсов, комплексного размещения производительных сил. Таким образом, эффективность РПС является найзагальнішою территориальной закономерностью, ибо она частично охватывает сферу влияния других закономерностей (комплексности, территориального разделения труда и т.п.), которые ей подчинены.

Закономерность территориального разделения труда проявляется в формировании такой территориально-отраслевой структуры народного хозяйства, которая наиболее соответствует природным, экономическим, социальным условиям региона и потребностям міжреґіонального рынке. В основе территориального разделения труда лежат оптимальная специализация народного хозяйства и эффективные внутри - и міжреґіональні экономические связи.

Подробнее о территориальное разделение труда говорится в разделе 2. Между тем заметим, что размещение производительных сил с оптимальной для данного региона специализации снижает издержки производства и повышает эффективность народного хозяйства. Налаживание прочных экономических связей между регионами объективно ведет к экономической интеграции. Эффективная территориально-отраслевая структура хозяйства региона означает не только оптимальную специализацию, но также взаимосвязь специализированных отраслей между собой, с вспомогательными и обслуживающими отраслями, в результате чего формируется территориальный комплекс и обеспечивается региональная интеграция хозяйства.

Закономерность экономической целостности региона. Она заключается в органическом единстве природной, материальной (созданной человеком) и социальной сфер. Эту закономерность В. Поповкин определяет как закон и считает его синтезирующим. Сущность географической целостности региона заключается в органическом единстве природной, материальной (созданной человеком) и социальной сфер. Все три компонента объединяются не произвольно, а под влиянием определенных закономерностей, факторов, предпосылок. Сочетание исходных условий формирования региона дает огромное количество вариантов, поэтому на Земле нет тождественных регионов. Каждый такой регион неповторимый.

Этот факт имеет немалое практическое значение, особенно для органов социально-экономического управления. Даже самую удачную модель одного региона нельзя механически переносить на другой, пренебрегая его спецификой. Это касается не только внутренних регионов государства, но и ее самой, потому что на определенном уровне государство также можно трактовать как регион.

Закономерность региональной интеграции хозяйства диалектически связана с закономерностью территориального разделения труда: выделение регионов через их специализацию позарез требует налаживания тесных экономических связей между ними. Так возникает міжреґіональна экономическая интеграция. Внутрішньореґіональна интеграция вытекает из закономерности географической целостности региона. Она означает собирание воедино элементов народного хозяйства, в результате чего образуется целостная (интегрированная) система, региональное экономическое пространство. Такая система - это механизм, который динамично развивается и является объектом управления.

Внутрішньореґіональна интеграция начинается с налаживания экономических связей между предприятиями. Можно себе представить цепь таких связей: добыча железной руды, выплавка металла - тяжелое машиностроение; предприятия этих отраслей связаны производственным процессом. Но это только осевая линия каркаса интеграции. Надо также учитывать производство кокса для металлургии, связанную с этим коксохимию, производство электроэнергии для крупных промышленных предприятий, производство строительных материалов, производство оборудования для металлургии, тяжелого машиностроения, горнодобывающей промышленности и т.д. И это еще не все. На предприятиях работают люди, которые должны питаться, одеваться, лечиться, их детей надо учить и воспитывать. В связи с этим следует создавать сферу обслуживания населения. Должна развиваться инфраструктура (транспорт, водоснабжение, канализация, связь и т.п.), которая укрепляет экономические связи.

Вследствие интеграции формируется народнохозяйственный комплекс. Регион сам по себе является комплексом, но он состоит из комплексов (подкомплекса) низшего ранга. Именно здесь мы обнаруживаем другую, хотя и близкую к предыдущей - закономерность: территориальная комплексность производительных сил.

Закономерность территориальной комплексности производительных сил. Комплексностью называется взаимосвязанность элементов регионального хозяйства, что упорядочивает их в реґиональной экономическую систему. Если экономическая интеграция - это скорее процесс, чем результат, то комплекс является следствием этого процесса. Однако надо помнить, что любой комплекс непрерывно развивается.

В комплексе существует взаимосвязь между спеціалізуючими, вспомогательными и обслуживающими отраслями, между природными ресурсами региона и производством, между производством и расселением. Элементарный производственный связь между предприятиями, объединенными определенной народнохозяйственной функцией, называется производственным комплексом. Это может быть группа машиностроительных предприятий, выпускающих сельхозмашины. Предприятия обмениваются между собой комплектувальною продукцией, внедряют оптимальную специализацию. Но в производственном комплексе они не обязательно должны располагаться вблизи друг друга, - иногда их разделяет расстояние в сотни километров. Если же они располагаются компактно и территориальная близость имеет существенное значение, тогда формируется территориально-производственный комплекс (ТВК).

ТИК бывают разных размеров и рангов, то есть характеризуются подчиненностью. Сочетание нескольких ТИК в регионе, предприятий региона, которые не относятся к ТИК, производственной и социальной инфраструктуры, - все это создает предпосылки для появления экономического района. Высокий уровень развития комплексности - народнохозяйственный комплекс страны.

Комплексность региона отражает его географическую целостность, хотя региональная целостность и региональная комплексность - понятия не тождественны: первое понятие более широкое, более общее. Комплексное развитие означает пропорциональность, равновесие между природными и трудовыми ресурсами и производством, а также межотраслевую и внутриотраслевую сбалансированность производства. Элементы комплекса взаимодополняют друг друга: изменение (или исчезновение) одного из них влияет на состояние других и на развитие всего комплекса.

Закономерность территориальной концентрации производительных сил заключается в сосредоточении производства и населения в самых выгодных местах региона, что обеспечивает более высокий (чем средний для региона уровень жизни и эффективность производства. Преимущество таких мест может предопределяться особенно благоприятными природными условиями, выгодным экономико-географическим расположением, общей экономической ситуацией, историко-экономическими особенностями развития.

Так, например, высокая концентрация производства и населения в Донбассе и нижнем Приднепровье объясняется уникальным сочетанием на компактной территории залежей каменного угля, железной и марганцевой руд, поваренной соли, флюсовых известняков и огнеупорных глин, составляющих сырье для черной металлургии, коксохимии, азотных удобрений, теплоэнергетики и - на завершающей стадии цикла - тяжелого машиностроения. Кроме того, этот регион отличается благоприятными почвенно-климатическими условиями, что стимулирует развитие агропромышленного комплекса.

Территориальная концентрация проявляется в формировании промышленных центров, узлов, агломераций, технополисов, урбанизированных зон и т.д. На каждой ступени общественного развития она имеет свои пределы, обусловленные развитием производительных сил, в частности технологии производства, совершенством инфраструктуры и др. Попытки обойти эти границы, форсировать концентрацию, приводят к снижению эффективности общественного производства. Так, чрезмерная концентрация металлургического производства и коксохимии превратила Приднепровья в зону экологического бедствия, что повлекло немалые социальные и материальные потери.

С территориальной концентрацией диалектически связана закономерность территориальной дифференциации производительных сил. Она заключается в том, что регион объективно дифференцируется на участки, наиболее пригодные для определенного вида деятельности. На одних участках выгоднее построить предприятия химического комплекса, на других - предприятия АПК и др. Но при этом региональная целостность сохраняется, если предприятия различных отраслей взаимосвязаны (или производственной технологией, или опосредованно - через использование трудовых ресурсов, общей инфраструктуры и т.д.).

Закономерность сближения уровней социально-экономического развития регионов связана с процессами территориального разделения труда и региональным интеграцией. Это объективная закономерность, которую следует учитывать в экономической политике. Между регионами существуют различия, обусловленные неодинаковостью природных, экономических и социальных условий, ибо мы уже упоминали, что на Земле нет двух одинаковых районов. Однако эти различия касаются отраслевой структуры экономики, формы ее территориальной организации. Закономерность заключается в дальнейшем согласовании уровней социально-экономического развития через усиление взаимосвязей между регионами.

Как же понимать тогда уровень развития региона? Конечно, не как объем производства или экономический потенциал, потому что регионы имеют различные экономические параметры (размер территории, численность населения и т.п.). Так, Индия по экономическому потенциалу превосходит Швейцарию, но уступает ей по уровню социально-экономического развития. В украинской науке все больше преобладает взгляд, что самым точным показателем уровня развития региона является размер национального дохода на душу населения.

4. Характеристика основных принципов РПС

К принципам размещения производительных сил, как уже упоминалось, принадлежит сознательная экономическая политика, направленная на осуществление познанных закономерностей. Зупинімось на важнейших принципах.

Принцип рационального размещения производства вытекает из закономерности «эффективное размещение производительных сил». Смысл его заключается в таком расположении производства, которое обеспечивало бы высокую эффективность народного хозяйства. Рациональность означает выбор лучших вариантов. Принцип рациональности реализуется благодаря комплексу определенных мероприятий. А именно:

- соответствующее приближение материалоемких, энергоемких, водосодержащий отраслей к источникам топлива, энергии и воды. При этом мы экономим не только на транспортных расходах, но и комплексно используем сырье, экономно расходуем топливо, энергию и воду;

- приближение працемисткого производства к районам и центрам сосредоточения трудовых ресурсов. Это позволяет эффективно использовать трудовые ресурсы по полу, возрасту, квалификации;

- приближение массового производства малотранспортбельної продукции к местам ее потребления (например, хлебопечение, производство строительных конструкций, тепловая энергетика и ТЭЦ и т.д.);

- предотвращение встречным перевозкам однотипной продукции, сырья и топлива из одного региона в другой. Это происходит в случае так называемого «ведомственного» стиля руководства хозяйством.

Перечисленные мероприятия определяют содержание принципа рациональности в узком смысле. Они опираются на учитывание факторов размещения, о чем подробно речь пойдет далее. Зато в более широком смысле понятие “рациональность” занимает ряд других принципов, которые обеспечивают эффективное размещение народного хозяйства (пропорциональность, комплексность и т.д.).

Принцип сбалансированности и пропорциональности означает такое размещение производства, при котором выдерживалась бы равновесие между производственными мощностями, объемом производства - с одной стороны, и наличием сырьевых, энергетических, водных, земельных, трудовых, финансовых ресурсов региона - с другой. Пропорциональность предусматривает также оптимальную структуру народного хозяйства региона, то есть соответствующую пропорцию между отраслями специализации, а также между спеціалізуючими, вспомогательными и обслуживающими отраслями. По этому принципу заключаются региональные міжґалузеві балансы при территориальном планировании или прогнозировании. Соблюдение принципа сбалансированности предоставляет региону, стране экономической выносливости.

Принцип комплексного размещения производства опирается на одноименную закономерность. Практически он реализуется:

- в комплексном использовании природных ресурсов, включая отходами, к примеру, горного дела или лесопиления, добычей всех полезных компонентов;

- в рациональном использовании трудовых ресурсов путем создания в регионе такой структуры хозяйства, при которой предоставляется работа всем разнообразным контингентам рабочей силы;

- в создании единой инфраструктуры;

- в налаживании эффективных производственных связей между предприятиями региона.

В условиях централизованной плановой экономики принцип комплексности реализуется путем планового строительства определенного набора объектов в регионе; если при этом закономерности размещения достаточно учтены, комплекс функционирует хорошо, иначе ошибочные решения сказываются на протяжении многих лет.

По рыночной, даже мало регулируемой экономики принцип комплексности должен сохраняться. Толковый предприниматель стремится построить предприятие там, где есть готовая инфраструктура, потому что затраты на ее строительство не будут велики. Фирма, которая добывает природный ресурс, пытается тут же создать перерабатывающее предприятие, чтобы уменьшить расходы. Владелец предприятия ищет смежников, чтобы наладить взаимовыгодную кооперацию. Предприятия и учреждения сферы обслуживания требуют сосредоточения крупного производства и населения.

Принцип комплексности заключается в определении наивыгоднейшей специализации района с учетом территориального разделения труда.

Принцип размещения предприятий в соответствии с рациональными формами общественной организации производства. К таким формам относятся концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование. Подробнее об этом говорится во 2 1 3 разделах. Сущность принципа заключается в том, что способ размещения производства должен стимулировать эффективное развитие национальных форм его организации.

Принцип сохранения экологического равновесия. Этим принципом, хотя он и является одним из главных, долгое время пренебрегали в хозяйственной практике. Хозяйство региона может быть сбалансированное по большинству параметров, но если при этом возникает экологическая напряженность, то оно не может признаваться эффективным. Принципа экологического равновесия должно подчиняться остальные выгод, что появляется при различных вариантах размещения производительных сил. Поэтому он может называться принципом экологического императива.

Принцип ограниченного централизма обосновал В. Поповкин. Необходимость придерживаться этого принципа доказала реальная ситуация в украинской экономике начала 90-х годов, когда правительственные органы практически «выпустили» экономику из рук.

Сущность принципа заключается в органическом сочетании стратегических интересов страны и интересов регионов, предпринимателей, населения. Государство не должно вмешиваться в оперативную деятельность предприятий и местных органов власти. Она создает с помощью экономических рычагов, системы льгот и налогообложений такую территориально-отраслевую структуру, которая способствовала бы и общегосударственным интересам, и интересам региональным, помогая повышать жизненный уровень населения.

Соблюдение принципов размещения производительных сил является основой региональной политики государства. Региональная политика - это сфера управления экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте. Региональная политика характеризуется следующим направлениям:

- соотношение и взаимодействие движущих сил регионального развития в государственном, кооперативном, частном и других секторах национальной экономики;

- соотношение государственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления;

- сближение уровней социально-экономического развития регионов;

- региональные аспекты демографической, экологической политики.

Научно обоснованная политика особенно актуальна для Украины. За годы существования системы жесткого централизованного управления экономические и социальные структуры страны очень деформировались; это касается и регионального уровня. Собственно, ведомственный подход к размещению производства игнорировал интересы регионов. Через это много где в Украине усилилась экологическая и социальная напряженность.

Целью региональной политики должно быть обеспечение населению достойных условий жизни. Для этого нужны коренное изменение структуры территориальной организации хозяйства, технологическое обновление производства.

Книга: Размещение производительных сил (конспект лекций КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Размещение производительных сил (конспект лекций КНЭУ)
2. Лекция 2. Формы размещения и территориальной организации производительных сил
3. Лекция 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. Лекция 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
5. Лекция 5. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ. Топливно-энергетический комплекс
6. Лекция 6. Металлургический комплекс
7. Лекция 7. Машиностроительный комплекс
8. Лекция 8. Химико-лесной комплекс и строительной комплексы
9. Лекция 9. Социальный комплекс
10. Лекция 10. Агропромышленный комплекс
11. Лекция 11. Транспортная система
12. Лекция 12 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МИРОВЫЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
13. Лекция 13. Экономическое районирование Украины

На предыдущую