lybs.ru
Переговоры о мире лучше вести с оружием в руках. / Андрей Коваль


Книга: Основы экономической теории: политэкономический аспект


Основы экономической теории: политэкономический аспект

Часть И. ВСТУПЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Раздел 1. Предмет и функции экономической теории

§ 1. Предмет экономической теории
§ 2. Функции экономической теории
§ 3. Логика и структура курса "Основы экономической теории: политэкономический аспект"

Раздел 1 ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

§ 1 Предмет экономической теории
Каждая наука имеет свой предмет изучения. С другими споріднени-ми науками она связана через объект исследования: например, совокупность экономических наук объединяется рассмотрением проблем на-родного хозяйства. Целевой функцией каждой науки является раскрытие и познание соответствующих объективных законов природы или общества-ва. Для этого она пользуется приобретенными в процессе исторического развития общенаучными и специальными, присущими только ей методами познания объективной реальности.
Какой бы разнообразной не была человеческая деятельность, она должна иметь собственную основу. Такой основой является экономическая жизнь общества, тесно связано с потребностями и интересами людей. В переводе с греческого слово "экономика" означает искусство ведения домашне-го хозяйства ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство; "номос" - учение, закон). Впервые этот термин ввел Аристотель (III в. до н. э.). Он разделил науку о богатстве на экономику и хримастику. Под первой он понимал производство благ для удовлетворения потребностей людей, во второй - накопление денег, к которому относился нега-тивно.
Мыслители древнего мира делали попытки выяснить внут-внутренние устои экономического развития и формировали отдельные эле-менты экономических знаний. С тех пор, как древнегреческий философ Ксенофонт (IV-III вв. до н. э.) начал новую на то время экономичес-кие науки в произведениях "Экономика" и "О доходах", содержание ее невпіз-нанне изменился. Во-первых, ведение хозяйства и управление им осуществляются теперь не только в рамках семьи, но и в пределах региона, страны, группы государств, всего мира. Во-вторых, оно организуется не только по территориальному, а по производственному признаку. Следовательно, в настоящее время понятие "экономика" включает: семью, предприятие (фирму); народ-не хозяйство определенной страны или его часть; совокупность взаимо-связанных групп хозяйств стран, объединенных в различные инте-игральные организации; мировое хозяйство как противоречивую целостность взаимосвязанных народных хозяйств всех стран и их объеди-нань.
image
Экономика как народное хозяйство имеет две стороны выражения:
во-первых, как материально-натуральное наполнение, во-вторых, как совокупность производственных отношений, которые связывают процессы произ-водства, распределения, обмена и потребления общественного продукта как фазы постоянного воспроизводства экономики.
Материально-натуральное наполнение экономики проявляется в производительных силах, производственных ресурсах общества (рис. 1), отражающие систему отношений "человек - природа". К ним-лежит прежде всего рабочая сила как способность человека творить в мате-ріальній и духовной сферах. Особенно важными его проявлениями являются предпринимательские способности. Рабочая сила воплощается в трудовых ре-сурсах. Это личный фактор производства.
Второй составляющей производительных сил является овеществленный фактор производства, то есть средства производства, которые человек использует в процессе труда, направленной на обеспечение своих материальных и духовных потребностей.
Средства производства делятся на предметы и средства труда. Первые охватывают предметы, данные природой, и те, что в процессе труда пе-реробляються или обрабатываются с целью получения готовой продукции для личного или производственного использования. Ко вторым относятся, во-первых, машины, оборудование, инструменты и другие технические орудия; во-вторых, технологические процессы и енергопоста-жения; в-третьих, автоматизированные системы управления (АСУ), элек-тронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.
Центральное место в системе средств труда занимают накопленные человечеством знания. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства, которые могут быть ис-ристані для достижения поставленной цели. Ограниченность имеющихся ресурсов была и остается главным и весьма жестким условием, которое наша-ровується объективной реальностью на размеры и возможности роста-зование личного и общественного богатства. Однако это касается конкретного человека и конкретных условий существования общества.
Относительно развития общества в целом в исторической перспективе возможности человека неограниченны. На протяжении многовековой истории человек существенно раздвинула рамки указанных и других ограничений. Однако перед индивидом, как и перед обществом в целом, всегда на каждом этапе возникает проблема выбора направлений и способов использо-вания ограниченных ресурсов. Ее можно решать разными мето-дами, которые лежат в плоскости экономики. Серьезной проблемой является не только производство, но и распределение его продуктов между различными вер-ствами населения.
Совокупность производственных отношений в широком смысле пред-представлена технико-экономическими, организационно-экономическими и социально-экономическими отношениями, Чисто экономические производственные отношения, о которых идет речь при определении конкретного предмета экономической теории, представленные преимущественно организационно-экономическими и социально-экономическими отношениями. Экономика как наука, тоб-то как систематизированное знание о сущности экономических явлений и процессов, начала оформляться лишь в XVII-XVIII вв. параллельно с бурным развитием рыночного хозяйства.
В экономической науке еще во времена В. Петти (XVII в.) начался процесс дифференциации знаний. Теперь это система дисциплин. Подго-товка экономистов в Украине сегодня ведется более чем с 50 спе-циальности.
Есть много современных определений понятия "экономическая наука". Среди них главными являются те, что определяют ее как науку, которая изучает: 1) условия и формы, при которых происходят производство и обмен и соответствующее распределение продуктов между людьми, о путях решения проблемы организации потребления и производства; 2) проблемы использования ограниченных производственных факторов (земли, труда, оборудования, тех-ночных знаний), а также финансовых ресурсов для производства и распределения продуктов между членами общества; 3) закономерности движения цен, денег, нормы процента, капитала и прибыли для выработки государством соответствующей политики влияния на экономическую жизнь и т.д.
Каждый из этих подходов отражает только определенную сторону экономики и поэтому не охватывает полностью ее систему. Собственно, это определение эко-ских наук, изучающих различные аспекты многогранного эконо-мический жизни. Однако все они подчеркивают тесную связь эконо-мики с производством и рынком.
Объектом изучения всех экономических наук является экономика в целом. Если объект изучения для них является общим, то предмет изучения разный. "Семья" экономических наук непрерывно возрастает. В ее струк-туре, если исходить из изучения не отдельных функциональных сто-рин или отраслей общественного производства, чем занимаются конкретные экономические науки, а экономической системы в целом, экономическая тео-рия, безусловно, занимает основное место.
Экономическая история и история экономических учений также изуча-ют экономическую систему в целом, но в разных аспектах. Первая исследует конкретные формы функционирования и развитие экономичес-ных систем в различные исторические эпохи с учетом национальных, природных, политических и других особенностей конкретных стран (или их групп). Вторая анализирует отражение в сознании различных сус-пільних слоев тех экономических отношений, которые существуют на определенном отрезке времени. История экономических учений раскрывает также объек-тивные истоки возникновения различных школ и направлений в эконо-мічній науке.
Отдельную группу образуют специальные (функциональные) подразде-лы экономической науки - экономическая статистика, экономика труда, финансы, кредит, денежное обращение, бухгалтерский учет и т.д.
Наибольшую группу составляют отраслевые экономические науки, которые изучают-ляют специфику проявления производственных отношений, их законов и фун-кціональних систем (управление производством, денежно-финан-ный механизм и т.п.) в различных сферах общественного производства. Найзагальнішою отраслевой наукой является экономика промышленности. Однако и она делится на экономику химической, металлургической, нафтодо-бувної или другой промышленности, поскольку постоянно развивается сус-пильный разделение труда, выделяются относительно самостоятельные отрасли производства и, как следствие, все более конкретизируются экономические дисциплины.
В связи с тем что нематериальная сфера (наука, образование, здравоохранение и т.д.) тесно связана с отраслями материального произ-водства, участвует в распределении, обмене и потреблении общественного продукта, экономический сторона имеет как материальная, так и нематериальная производственная деятельность людей. Выделяются новые отраслевые экономические дисциплины - экономика сферы услуг, экономика образования, экономи-ка туризма и т.д.
Поскольку объектом изучения всех экономических наук наряду со спе-цифічним предметом каждой из них есть отношения и связи между людьми в процессе их экономической деятельности, то взаимодействуют и науки через обмен информацией, использование результатов исследований смежных наук и т.д. Методологической основой системы экономических наук является экономическая теория.
Объектом экономической теории является экономика в целом (на микро-макро - и глобальном уровнях). Микроуровень экономики берет начало из семьи; фирма (предприятие) является его главным звеном. Макроуровень охватывает хозяйство страны в целом, а глобальный - міждер-ственные экономические объединения и мировое хозяйство.
Многоаспектность содержания экономики предопределяет разнообразие направлений изучения экономической жизни общества: в центре внимания предстают экономические производственные отношения, проблемы эффективности экономической системы, особенности различных систем хозяйствования и т.д. .
Важное значение имеет изучение мирового опыта развития эко-номической теории и соответствующих учебных дисциплин. Так, рассматри-ючи предмет экономики, П. Самуэльсон и Р. Нордхаус отмечают, что люди выбирают способ использования ограниченных вы-робничих ресурсов для выработки различных продуктов и распределения их между членами общества. Если исходить из прагматической направлен-ности учебного процесса, то такой подход вполне оправдан.
Экономическая теория исследует не только проблемы оптимизации производства при ограниченных ресурсах, но и экономические формы и закономерности, в которых осуществляется общественное воспроизводство в ціло-м. В то же время ученые не исключают и политико-экономического анализа отношений собственности, поскольку экономическую науку нельзя свести к конкретно-экономического знания.
Термин "политическая экономия" по экономической теории был при-нных еще французским меркантилістом А. Монкретьєном в труде "Трактат политической экономии", написанной в 1615 г. С греческого "по-літикос" переводится как государственный, общественный. Следовательно, этот тер-мин можно трактовать как науку о ведении хозяйства в дер-ства, обществе.
Сегодня школа экономистов Чикагского университета (США) под руководством известного ученого М. Фридмана издает "Journal of Political Economy", посвященный проблемам политической экономии. Су-современный уровень развития политической экономии рассматривается в четы-ритомному словаре, изданном под редакцией Дж. Ітвелла, М. Мил-гейта, П. Ньюмена "The New Palgrave. A Dictionary of Economics";
London, N. Y. etc 1987 (VOL.. С, г. 906).

image
В учебнике "Economics", который неоднократно переиздавался в Лондоне, Нью-Йорке, Мехико, Москве, Киеве, его авторы К. Г. Макконнелл и С. Л. Брю отмечают, что политэконом теперь входит как непременный член в высшие правительственные совета. Монументальные работы с политэкономических основ постоянно появляются в разных странах мира.
Развитие предмета экономической теории в ее политэкономическом аспекте, как и любой науки, безграничный, завершение определенных его направлений, проявлений ведет одновременно до появления и становления новых.
Изучение политэкономического аспекта экономической теории означает исследование развития экономических явлений и процессов через познание экономических производственных отношений.
Главной задачей экономической теории является характеристика основ экономических систем через анализ организационно-экономических и социально-экономических (рис. 2) производственных отношений.
В процессе организации производства возникают общие организа-ционно-экономические отношения, которые отражают определенный его уровень. Они отражаются такими абстрактно-общими категориями, как труд, средства производства, разделение труда и т.д., и выражают систему отношений "человек - производство".
Организационно-экономические отношения непосредственно связаны с производительными силами. Они возникают по поводу трудовой деятель-ности, кооперации труда, обмена средствами производства и т.д. В эти-лома эти отношения воплощены в хозяйственной системе организации и управления экономикой на разных уровнях.
Конкретные организационно-экономические отношения отражены в хозяйственных системах отдельных отраслей общественного произ-водства - экономика промышленности, сельского хозяйства, торговли, здравоохранения и т.д. Их изучают специфику конкретных эко-номических науки. К общим организационно-экономических отношений относятся формы и методы хозяйствования, характерные для всех отрас-зей экономики. Среди последних сегодня выделяют, во-первых, рыночных-ную систему, в центре которой - товарно-денежные отношения; во-вторых, предпринимательство, основанное на эффективном ведении хозяйства. Общие организационно-хозяйственные отношения - это и отношения в сфере денежного обращения, ценообразования, финансов, кредита, марке-тинга, менеджмента, биржевого дела и т.д. Именно они, поскольку не охватываются конкретными экономическими науками, относятся к
общей экономической теории.
Социально-экономические отношения предопределяют систему связей "человек - человек". К ним относятся закономерности развития отношений собственности (прежде всего на средства производства), тесно связан-ных с ними распределения и воспроизводства общественного производства в эти-лома как экономического кругооборота, который происходит через производ-ство, распределение, обмен и потребление продуктов и услуг.
Исследование социально-экономических отношений раскрывает соци-альные возможности интеграционных процессов в современном обществе и управлении хозяйством. Это также дает возможность определять степень соответствия экономической деятельности требованиям роста общественного богатства и связанным с ним интересам подавляющего боль-шестые членов общества.
Исследование социально-экономических отношений показывает, кто ре-ально владеет средствами производства и финансами, присваивает их, то есть в чьих интересах происходит распределение произведенных продуктов и услуг, и, наконец, как и сколько труженик работает на себя и на
других членов общества.
Экономические производственные отношения соответствуют определенной форме собствен-ности на средства производства, сложившаяся исторически и диалектически взаимодействуют с производительными силами как факторами производ-тва, его ресурсами.
Понятие "собственность" - одно из центральных в курсе экономической
теории. Собственность существует на трех уровнях. Первый - материально-натуральный (заводы, фермы, больницы, учебные и научные заведения и т.п.), второй - юридическое (правовое оформление владения, рас-порядження ним и его использования), третий - политэкономический, который отражает реальное, а не юридическое присвоение резуль-татов экономической деятельности.
К организационно-экономических форм собственности принадлежат индиви-дуальная, коллективная, государственная и т.п.; социально-экономических - частная, общественная (последняя может быть местного, загальнодер-ственного и даже общемирового уровня), смешанная. Каждая из них имеет свою сферу оптимального применения. Общим критерием эффективности той или иной формы собственности выступает мера отчуждения-ния производителя от средств производства и его результатов. В определенном обществе одна из форм собственности является господствующей. В соответствии с ней складываются социально-экономические отношения.
Политэкономический аспект экономической теории охватывает также анализ экономических законов и их взаимодействия.
Организационно-экономические и социально-экономические производственные от-носини воспроизводятся постоянно в самых разнообразных формах и сочетаниях. Понятия, отражающие в обобщенном виде условия экономической жизни общества, называются экономическими категориями (например, "товар", "стоимость", "прибыль", "нацио-нальний доход" и др.). Экономические категории отражают сущность экономических явлений и процессов.
Экономические законы проявляют объективные, устойчивые причинно-слідкові связи как внутри производственных отношений, экономических процессов и явлений, так и между ними, раскрывают сущность связей (на-пример, законы стоимости, средней или монопольной прибыли, соотношение между составляющими национального дохода). Экономические законы не могут быть неизменными, поскольку экономические процессы не являются чем-то застывшим.
Различают экономические законы всеобщие, общие и специ-фічні.
Всеобщие законы отражают соотношение между продуктивни-мы-силами и производственными отношениями, их взаимодействие. Это законы соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил, экономии времени, повышения потребностей и т.д. Общественному вы-робництву всегда присущи черты производственного процесса как тако-го, независимо от его социально-экономической структуры. Познание всеобщих экономических законов помогает постичь фунда-ментальные основы и последовательность развития человеческого общества.
Общие законы отражают взаимосвязь между-продуктивни-мы силами и организационно-экономическими отношениями (например, законы Товарного производства).
Специфические законы раскрывают уровень развития организаций-ка и социально-экономических производственных отношений (например, законы прибавочной стоимости, средней или монопольной прибыли пр. ку). Так, отношения "товар - товар" на определенном этапе трансформу-ются в "товар - деньги-товар" и впоследствии - в "деньги-товар-деньги", в зависимости от степени развития общества. Специфические экономические законы, с одной стороны, характеризуют определенную экономическую систему в процессе ее развития, с другой - отдельные ее сферы.
Общей основой действия экономических законов является объективная, су-перечлива биосоциальное сущность человеческого существа. .Біологічна сущность человека отражает его объективные природные характеристики. Соци-альная сущность является порождением объективного процесса развития человеческого-кого общества. Отсюда экономические законы порождаются объ-водительной реальностью, которая создает самого человека.
Различаются сущность экономического закона, механизм его действия и использования. Относительно экономических законов применяют такие категории диалектики, как количество и качество, содержание и форма, целое и част-ное, противоречие и др.
При определенных условиях человек может использовать экономические законы в своих интересах. Сознательное, согласованное хозяйствование невозможно без познания экономических законов.
Первые попытки изучения экономических процессов и явлений были сделаны еще в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Сенеки, Юлия Цезаря, мыслителей Древнего Египта, Китая, Индии и др. Фор-ния экономической науки принадлежит до тех времен новой истории человечества, когда товарное хозяйство начало приобретать общего характера. Сегодня оно охватывает сферу как материального (промышленность, И сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговлю, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание), так и нематериального производства (здравоохранение, образование, научное консультирование).
Поскольку товарные отношения охватили прежде всего сферу торговли, то и первой в новые времена (XV--XVII вв.) сложилась школа мерканти-листов (от итал. mercante - торговец, купец}. Она отождествляла богатство с деньгами, золотом, накопление которых в тот период происходило через торговлю. Меркантилисты исходили из того, что источником богатства общества является торговля.
В XVIII в. возникла школа физиократов. Ее представители Ф. Кенэ и П. Буагильбер перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. Однако они считали, что богатство соз-нального только в сельском хозяйстве. А уже в трудах таких изд-них представителей классической политэкономии, как В. Петгі, А. Смит, Д. Рикардо, С. Сисмонди, главным объектом исследования стало само производство, несмотря на его отраслевые особенности. Большое зна-чение имели труды А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) и Д. Рикардо "Начала политической экономии и налогообложения" (1817). А. Смит и Д. Рикардо обнаружили, что прибыль предпринимателя воплощает неоплаченной труд наемных рабочих. Д. Рикар-до открыл закономерность, которая выражает соотношение между оплаче-ной (заработная плата рабочих) и неоплаченной трудом (прибыль предпринимателя), и доказал, что прибыль высокий или низкий в той самой пропорции, в которой низкая или высокая заработная плата. Итак, класич-ной политэкономией было начато трудовую теорию стоимости. Дальнейшее развитие экономической теории происходило по двум ос-основ ными направлениями. Марксистский анализ завершил создание начатой классиками теории трудовой стоимости.
На основе открытия К. Марксом двойственного характера труда, содержащейся в товаре, и всестороннего обоснования понятия прибавочной стоимости, которое приобрело приоритетное значение в исследованиях его многочисленных последователей во всем мире, было раскрыто экономическую сущность эксплуатации человека человеком. Главный труд К. Маркса "Капитал" (т. 1, 1867) стала вехой в истории.
Другим путем разработки экономической теории, который нашел свое концентрированное выражение в работах А. Маршалла и его последо-довників, стало приоритетное исследование проблемы экономической эффективности с использованием теории предельной полезности. Основной труд А. Маршалла "Принципы экономики (экономикс)" было вида-ка в 1890 г.
Важное значение в разработке экономической теории сыграла работа Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), в которой значительное место отведено исследованию государственного регулирования экономики. Существенные доработки в экономическую теорию внесли советские экономисты по исследованию проблем экономического планирования и соци-ального защиты населения. Эти доработки после длительного социального гражданского напряжение были соответственно использованы западными обществами благодаря их открытому характеру. В то же время приходили-юча командно-административная система не только теряла такие дороб-ки, но и не в состоянии была в силу нарастания своего закрытого характера использовать лучшие достижения рыночной экономики.
Во второй половине XX в. в странах развитой рыночной эконо-мики наряду с марксистской экономической мыслью получили дальней-шей развитие такие концепции экономической теории, как институциона-капитализм, неоконсерватизм, неоклассицизм, неолиберализм, новый левый радикализм и т.д. В то же время в бывших колониальных и зависимых странах, исходя из потребностей их развития, приобрели значительный по-ширенной теоретические концепции, направленные на выработку прак-тических рекомендаций по достижению экономической независимости. Среди них концепции коллективного самообеспечения, опоры на собственные силы, экспортной, импортозаменяющей экономики и т.д.
С конца 70-х годов в Китае, а с начала 90-х годов - в странах Восточной Европы и государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, начался активный переход от административно-командной экономики к рыночным отношениям. В этих странах также развивают-ся рыночные концепции. Среди них есть такие, которые провозглашают необ-ходимость использования общечеловеческих ценностей с учетом местных особенностей, и такие, что механически заимствуют опыт западных стран.
Большинство последователей экономического учения К. Маркса, которые назвали себя марксистами, основное внимание сконцентрировали на раскрытии сущности эксплуатации и на создании условий перехода к безринкового хозяйства в послереволюционное время. Главный путь развития общества они видели в быстром переходе к новому укладу, что должно всячески підштовхуватися государственным насилием. Исторический же опыт свидетельствует, что переход к новому общественному строю происходит не через политическое насилие, а через возник-ние новых экономических отношений на основе развития производительных сил и эволюцию организационно-экономических и социально-эконо-мических отношений.
Научные последователи К. Маркса не отвергали и значение к-исследования и раскрытия наряду с социально-экономическими и органе-заційно-экономических проблем роста богатства общества, особ-ливо по послереволюционных условиях.
Представители другого направления, исходя из концепции ограничен-ности факторов производства (прежде всего земли, труда, капитала), го-основную внимание сосредоточили на вопросах использования последних для получения прибыли, экономического роста в интересах предпри-емцив - владельцев средств производства. Однако исторический разви-ток доказал важную роль социальных вопросов, поэтому ученые все чаще были вынуждены прибегать к рассмотрению в экономической теории вопросов социально-экономических отношений, хотя и оценивали их в основном как производные от организационно-экономических.
Чертой, что разделяет эти два течения в политической экономии, является проблема форм собственности. Первая отстаивает и обосновывает общественно-ну собственность как потребность экономического развития, вторая - частная. Исторический же опыт свидетельствует, что обе формы в своей багатогран-ности могут способствовать социально-экономическому прогрессу, а вместе с ним и общем развитии общества в целом и каждого отдельного человека. Проблема заключается не в самих формах собственности, а в том, как они сосуществуют в соответствии с конкретными условиями и степенью развития общества, его производительных сил.
Следует отметить, что проблема развития товарного производства, его роли и значения, которая тесно связана с проблемой форм собствен-ности, также занимает важное место в разграничении двух сторон развития экономической теории.
На современном этапе государственное регулирование экономики имеет поед-нуватися с рыночным через различные формы общественной и частной собственности.
Сейчас нельзя ставить в центр внимания лишь вопросы трудового происхождения стоимости или организации эффективного функционирования хозяйства. Только диалектическое сочетание их дает возможность рас-крыть экономическую теорию во всей ее многогранности. Извечным является вопрос, как обеспечить рост общественного богатства и его использования в интересах тех, кто его создает.
Следовательно, предметом экономической теории в ее политэкономическом ас-печь является изучение экономических производственных отношений в их взаимодействии с производительными силами и организацией управления и эффективного ведения хозяйства как факторов общественного богатства.

§ 2. функции экономической теории
Экономической теории, как и любой науке, свойственна терретико-пиз-бурные функция. _Вона объясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества.
Актуальным становится введение в экономике новых форм люд-ской деятельности, которые предусматривают не только дематериализации и миниатюризацию производства, но и формируют ноосферно-космическую экономику (от греч. noos - разум). Последняя будет основываться пе-щественно на использовании интеллектуального потенциала человека и будет означать глубокую интеграцию национальных хозяйств в сообщество-ну систему международного разделения труда. При таких условиях общепланетарное мышление, общечеловеческие интересы и ценности при водовороте уменьшении каких-либо проблем будут приоритетными.
Однако абсолютизировать общий процесс транснационализации производственных отношений и производительных сил нецелесообразно. В странах рыночной экономики, которые развиваются, и в тех, которые переходят к рыночной экономике, безусловно, еще долгое время национальное пере-важатиме над интернациональным.
Контуры новой парадигмы в экономической теории могут быть ос-определившиеся не только на основе глубокого изучения важнейших тен-тенденций, закономерностей и законов развития экономики на глобаль-ном уровне, но и с помощью прагматического согласования перечь-важной системы экономических интересов отдельных стран, міждержав-ных общностей, различных предприятий и организаций. Это предопределяет объективную необходимость поиска отдельными странами и регионами оптимального соотношения различных форм собственности, который имеет грун-туватися на экономических (а не ідеолого-политических) началах и регу-люватися прежде всего экономическими законами и хозяйственной к-цельностью.
Любое знание ценно не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества. Итак, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности. Ее теоретико-познавательную функцию должен дополнять практическая функция.
Один из .принципів реализации практической функции экономической теории состоит в целостном видении экономических процессов. Так, не-
возможно решить проблему, например, реформы цен, не опреде-чившись в вопросах построения банковской системы, организации бюджета, налоговой политики, уровня монополизации народного гос-педерастов и т.д.
Важным принципом разработки практических предложений на ос-новые экономического анализа является учет не только экономических, но и разнообразных социокультурных факторов общественного развития. Можно, например, высокопрофессионально исследовать, исходя из гло-бального уровня, такие серьезнейшие проблемы, с которыми сталкивается человечество, как ограниченность ресурсов или усиление неодинаковости условий жизни в странах с инертными экономическими системами. При этом известно, что в попытках стимулирования производства и продвижения по пути социально-экономического прогресса человека часто рассматривают преимущественно как гомо экономикус (экономический человек). Однако не следует забывать про традиционные структуры потребностей, системы ценностных ориен-таций, отношение к чужому и своему богатству, то есть отбрасывать то, что предопределяет тип экономической культуры и экономической психологии в отдельных странах.
Если теоретико-познавательная функция экономической теории спря-мована на разработку методологических подходов и принципов анализа социальное ориентированной рыночной экономики, развертывания фундамен-тальным исследованную/механизмов хозяйствования, соціоекологоекономічної культуры развития, то практическая функция (на нинішньо-м этапе развития Украинского государства) нацелена на создание на-ціональних банков экономической, социальной и экологической информации, организацию центров исследований, которые обеспечивают составление эффек-тивных программ развития отдельных областей (регионов) страны, об-разработку информации, экспертизу принимаемых решений.
С теоретико-познавательной функцией связана не только практического, но и воспитательная функция экономической теории. Ее реализация в широко м смысле основывается на необходимости перехода от администра-тивное организованного общества к цивилизованному, экономически организованного, основанной на консенсусе и гармонизации интеграции интересов различных социальных, национальных, территориально-экономических образований.
Содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование эко-номической психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. С этой точки зрения воспитательная функция тесно связана с прак-тической, чем с теоретико-познавательной. Другими словами, практи-функция опосредует связь теоретико-познавательной и духовной функций экономической теории.
Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только крупных (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулирующейся системы являются стоимостные отношения, которые отражают и объединяют социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп.
Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучения экономического поведения людей (или их профессиональных групп) и факторов, которые ее определяют. Они включают мотивацию, направленную на приумножение достатка (сюда относится и повыше-ния уровня квалификации), мышления, которое отражает экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, которые основаны как на традициях, так и на специальных знаниях.
Особенность ситуации, которая складывается сегодня в Украинской государ-ства, заключается в том, что определенные социальные группы овладевают эффек-позитивную экономическую поведение гораздо быстрее, чем другие, и благодаря этому выходят на оперативный экономическое пространство. При этих об обстоятельствах возникает вопрос о сравнении социального эффекта, который дает группа, что вышла вперед, с теми социальными и экономическими преимуществами, которые она получает.
Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности различных групп общества, сознательного господа-рения, овладение современным экономическим мышлением.

§ 3. Логика и структура курса "Основы экономической теории: политэкономический аспект"
Современная экономическая теория, главным содержанием которой является развитая рыночная экономика как общечеловеческая ценность, раскрывает ее сут-ность через различные уровни анализа: прежде всего, макро - и микро-, а также глобально экономический. Это закономерно, ведь экономические процессы на этих уровнях в своем единстве и взаимодействии обусловливают органическую целостность экономической системы - рыночной экономики. Через названные уровне раскрываются совокупность экономических отношений и закономерности-ности их развития, то есть предмет изучения экономических наук.
В отношениях рыночного хозяйства как системы выделяют эко-номических производственные отношения, особенно отношения собственности, которые обусловливают в процессе исследования политэкономический подход к этой сложной системы.
Логика современной экономической теории во многом обусловливает логи-ку и" изучения как учебной дисциплины в учебных заведениях всех уровней аккредитации. Длительное время в отечественной практике учебного процесса было общепризнано: логика экономической теории как науки и логика ее изложения, построения учебников не могут совпадать.
Анализ современной зарубежной учебной литературы показывает о-тилежне. В учебниках по экономикс, в которых синтезируются достиг-тие всех экономических наук и исследуются законы рыночной эко-номике, механизм их действия в реальной хозяйственной ситуации, дося-ся подобное совпадение логики экономической теории и логики ее изложения. Примером являются учебники П. Самуэльсона и Р. Нордхауза, К. Г. Макконнелла и С. Л. Брю, которые выдержали более десяти изданий, известные в студенческой аудитории, академических и деловых кругах. Отдельные из них переведены на русский и украинский языки, хорошо подготовлены методически, популярно написаны.
В таких учебниках, как отмечают рецензенты, в самом общем виде изложено содержание рыночной экономики, хотя и немину-че упрощенно. Последнее следует отнести к расходам педагогического проце-су, который построен на присущих ему методических принципах и приемах: от неизвестного к известному, от простого к сложному, применение дедуктивного и индуктивного методов, от фактов к теории и от теории к фактам, от конкретного к абстрактному и нав-паки, определение причинно-следственных связей первого и следующих порядков и т.д.
Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема сущности экономики, ее функционирования. Такая модель дает возможность кра-еще понять действительность именно потому, что она игнорирует ее детали, которые могут маскировать главное. В педагогической работе, для того чтобы до-нести материал до студентов, неизбежно приходится не раз упрощу-ваты уже упрощено. Как это сделать и не допустить снижения теорети-ческого уровня, зависит от теоретической подготовки авторов учеб-ников и их педагогического мастерства. Однако во всех случаях главным содержанием учебников должны быть прежде всего два раздела:
теория микроэкономики и ее практические аспекты и теория макроэкономики, включая проблемы и противоречия и роль государства, эконо-мической политики. В отдельных учебниках они занимают по своей порядковістю разное место: сначала или макроэкономика или микроэкономика. Однако это не нарушает связи логики научного иссле-дования рыночной экономики и логики ее изложения. Другими словами, эти две центральные части и определяют структурное построение во-ручников. Отступление от этой структуры привело бы к нарушению логи-ки учебного процесса при изучении курса основ экономической теории студентами, внесло бы хаос, непоследовательность, потерю методологического стержня курса. Только через проблемы этих двух частей в их взаи-взаимосвязи раскрываются экономические законы и категории, закономерности-ности и принципы рыночной экономики как системы. От одной к каждой следующей темы усложняется материал, расширяются знания студентов о новые законы и категории, закономерности и принципы, которые выражают сущность экономических отношений рыночной экономики.
Хотя по своему объему части с макро - и микроэкономики занима-ют в этом учебнике меньше места, чем у других, но они являются центральными. Учебник подготовлен для студентов экономических вы-щих учебных заведений и факультетов, в которых дисциплину "Основы экономической теории" студенты изучают начиная с i курса. Он закладывает методологические основы изучения комплекса дисциплин, формирующих экономиста в соответствии с современными требованиями. Макро - и микроэкономика, как и международная экономика и международные экономичес-кие отношения, изучаются на старших курсах как отдельные дисциплиной-ны. Студенты получат фундаментальные знания по основным разделам экономической теории в органической связи с реалиями рыночной эко-номике. Именно из этого исходили авторы учебника, определяя об-сяг разделов, круг проблем, которые в них рассматриваются, излагая общие теоретические основы конкретных экономических дисциплин.
Как и в каждом учебнике, изложения основной части материала предшествует вступительная часть экономической теории, в которой розкрива-ются предмет экономической теории, ее функции, основные методы пиз-дования социально-экономических явлений.
Рыночная экономика каждой страны является широко интегрированной в сви-бытовое хозяйство, органически обусловлено мировым разделением труда, растущей взаимозависимостью государств. Макро - и микроэкономические проблемы каждого из них, эффективность решения их большой ми-рою зависят от степени вхождения в мировое сообщество. Вместе с тем становление и развитие мирового хозяйства породили свои, присущие сугубо ему проблемы и противоречия, обусловили необ-необходимость трансформации международных экономических отношений. Эко-номічна теория была бы чем-то зауженным, ограниченным, без раскрытия этих проблем. Признаны в мире учебники логично завершаются вик-строем материала о мировое хозяйство. В учебнике при этом святая специальная часть. Авторский коллектив максималь-но учел при определении логики и структуры курса достояние сви-мировой и отечественной экономической мысли и педагогической практики, практики подготовки учебников и учебных/пособий.
В то же время учебник имеет отличия не столько логического, скіль-ки структурного характера. Они не нарушают логику курса, на-упа, способствуют ее глубокому освоению в специфических условиях на-вчального процесса в Украине. В новом государстве только формируются рыночные отношения, сделаны первые противоречивые шаги. Студенты экономических специальностей фактически не знакомы с рыночной эко-номікою как общечеловеческим достоянием. Образ жизни и мышления не проникнуты рыночной идеологией. Для глубокого восприятия роз-дилив макро - и микроэкономики студентами i курса, которые вообще еще не изучали других общественных дисциплин, возникла необходимость ввести в структуру учебника два раздела: "Общие основы социально-эко-номического прогресса" и "Общие основы товарного производства и рыночной экономики". Особое место отводится последнем
раздела, задача которого - познакомить студентов с корневыми характеристиками рыночной экономики, основными движущими си-ламы ее, рыночным хозяйством, его субъектами, структурой су-часного рынка, его функциями в самых общих чертах основы-ми законами и категориями товарного производства. Особый ак-цент сделан на освещение социальных проблем рыночной эконо-мики, места в ней человека с ее экономическими интересами, ее труда, противоречивости рыночной экономики. Кроме того, это усиливает полит-экономический аспект экономической теории.
Логика и структура учебника будут способствовать получению студен-тами исходных знаний о экономические отношения, поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных-ных благ и услуг, экономические законы и принципы, которые определяют ее;
проблемы эффективного использования ограниченных производственных ре-сурсов или управления ими с целью достижения максимального по-удовлетворения материальных потребностей человека.
Поиски рациональной структуры учебника обусловлены еще од-ниею проблемой - переходом к рыночной экономике, который не будет коротким. Возник вопрос, как отразить эту проблему в учебнике, акцентировать внимание на ней. Реализуются два подхода. Один из них - вклинивать материалы переходной экономики в отдельные разделы в контексте вопросов, которые в них рассматриваются. Целесообразным считается выделение специальной части "Особенности экономик переходного типа", в которой приводится их обобщенная характеристика, висвіт устанавливаются направления трансформаций, модели перехода, сложности.
Студентам следует иметь представление о те основные теоретические и ме-тодологічні идеи, которые формировали и продолжают развивать современную экономическую теорию. Это будет способствовать воспитанию экономической культу-ры, предоставит необходимую гибкость мышлению студентов-экономистов, привьет реализм и альтернативность в принятии решений.
Нынешнее состояние экономической науки, как мировой, так и отечественной, не может быть адекватно понят без знания исторического проце-су ее развития. Именно поэтому в учебнике прослеживаются важнейшие вехи генезиса экономической науки на протяжении последних трех веков, то есть с того времени, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина. Учебник обобщает достижения мировой экономической науки, различных ее школ и отражает наследие таких инте-интеллектуального гигантов, как А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Л. Вальрас, Дж. Кейнс, М. Фридмен, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл. Углубленное изучен-ния этого материала предусмотрено в курсе "История экономических учений" и ряде спецкурсов и спецсеминаров по актуальным проблемам истории экономической теории.
В целом учебник направлен на раскрытие политэкономического аспекта экономической теории. Современный политэкономический аспект экономической теории заключается во взаимосвязи классической экономической теории и экономикс. Такой аспект сочетает в себе раскрытие эффектив-ности использования ограниченных экономических ресурсов с целью по-летворение потребностей общества как центральной проблемы экономик-су, экономического эффекта, производства и социальной его результа-тивности, которая всегда находилась в центре внимания политической эко-астрономии, хоть и несколько в абстрактном виде.

Книга: Основы экономической теории: политэкономический аспект

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы экономической теории: политэкономический аспект
2. Раздел 2. Основные методы познания социально-экономических процессов
3. Часть II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Раздел 3. Процесс общественного производства, его факторы, содержание и результативность
4. Раздел 4. Материальные основы развития современной цивилизации
5. Раздел 5. Экономическая система общества и собственность
6. Раздел 6. Экономические потребности и интересы - главная движущая сила социально-экономического прогресса
7. Раздел 7. Общественное разделение труда - источник социально-экономического развития
8. Раздел 8. Человек - основной источник и критерий социально-экономического
9. Раздел 9. Богатство человеческого общества как результат и условие социально-экономического развития
10. Раздел 10. Сущность и генезис товарного производства. Товар и его свойства
11. Часть III. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Глава 11. Деньги как экономическая категория
12. Раздел 12. Основные движущие силы и экономические законы товарного производства
13. Раздел 13. Рыночное хозяйство и его основные субъекты
14. Раздел 14. Современный рынок, его структура и функции
15. Раздел 15. Конкуренция и монополия в рыночной системе
16. Раздел 16. Микроэкономический уровень хозяйствования и формы его организации
17. Раздел 17. Соотношение спроса и предложения и ценообразования
18. Раздел 18. Издержки производства и прибыль
19. Раздел 19. Капитал и предпринимательство
20. Раздел 20. Предприятие в условиях рыночного хозяйствования
21. Раздел 21. Теоретические основы экономики домохозяйства
22. Раздел 22. Воспроизводство и экономический рост на макроуровне
23. Раздел 23. Макроэкономический уровень хозяйствования и система национальных счетов
24. Раздел 24. Экономическое равновесие и цикличность общественного производства
25. Раздел 25. Занятость и безработица. Принципы функционирования и тенденции развития рынка рабочей силы
26. Раздел 26. Особенности воспроизводства в аграрной сфере экономики
27. Раздел 27. Финансово-денежная система
28. Раздел 28. Система распределения доходов
29. Раздел 29. Особенности экономических отношений и разнообразие форм эволюции развивающихся стран
30. Раздел 30. Экономический строй в условиях перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям
31. Раздел 31. Сущность мирового хозяйства, его структура и противоречия развития
32. Раздел 32. Традиционные и стратегические международные экономические отношения. Платежный баланс
33. Раздел 33. Внешнеэкономические отношения и проблемы интеграции Украины в мировое хозяйство
34. Раздел 35. Экономическая теория как основа экономической политики
35. Раздел 36. Экономическая роль государства
36. Раздел 37. Политика государственного регулирования экономики
37. Раздел 38. Налогово-бюджетная политика государства
38. Раздел 39. Кредитно-денежная политика государства
39. Раздел 40. Инновационная политика государства
40. Раздел 41. Особенности современной экономической политики в Украине
41. Раздел 42. Становление и эволюция экономической теории
42. Раздел 43. Первая классическая ситуация как расцвет политической экономии
43. Раздел 44. Вторая классическая ситуация: эпоха микроэкономической
44. Раздел 45. Кейнсианско-неоклассический синтез - определяющая характеристика третьей классической ситуации
45. Раздел 46. Четвертая классическая ситуация: формирование новейших направлений мировой экономической теории.

На предыдущую