lybs.ru
Имей Отвагу простить тому, кто обижал тебя по глупости. / Лев Силенко


Книга: Конспект лекций Бухгалтерская отчетность предприятий


4.2 Влияние инфляции на финансовую отчетность

4.1 Основные этапы составления отчетности, Положения (стандарты) бухгалтерского учета, устанавливает требования относительно структуры и представления финансовых отчетов, включая консолидированные финансовые отчеты. Отчеты имеют целью обеспечить общие информационные потребности широкого круга пользователей, которые полагаются на них как на основной источник финансовой информации при принятии экономических решений. Экономические решения, которые принимают пользователи финансовых отчетов, основанных на оценке способности предприятия генерировать денежные средства, времени, необходимого для этого и вероятности поступления денежных средств. Но если финансовая отчетность не будет достоверной, понятной, уместной, то выводы и принятые решения будут неэффективны. Достоверной финансовая отчетность может быть только при условии, что отчеты составлены на основе информации бухгалтерского учета и проверены в соответствии системы внутреннего контроля учета. Последовательность составления финансовой (бухгалтерской) отчетности является многоэтапным процессом, который включает: ? инвентаризация имущества и финансовых обязательств; ? сверка итогов аналитического и синтетического учета; ? исправления в бухгалтерском учете, ошибок, выявленных в ходе подготовки отчета; ? закрытие счетов по учету доходов и расходов. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятие должно проводить инвентаризации активов и обязательств, для подтверждения остатков по счетам. Инвентаризация проводится на основе Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов (Министерство финансов Украины 11.08.94 г. № 69). Практикой установлено, что на тех предприятиях, где инвентаризация товарно-материальных ценностей и расчетов не проводится или нарушены сроки ее проведения, чаще происходят ошибки из расчета финансового результата. Документы, подтверждающие проведение инвентаризации - это описания, подписанные комиссией и утвержденные руководителем предприятия.

Таблица 4.1 - Сравнение за И квартал

СчетСн
СведенияГлавная книгаПримечания
СкНа началоНа конец
10

13

1249,0

574,54

1200,0

320,0

402,0

62,0

153,0

316,54

1249,0

574,54

1200,0

320,0

1249,0

600,0

На основе такой таблицы можно составить предварительный баланс. Статьи баланса предприятия должны соответствовать остаткам по главной книге (или шахматной таблицы) на конец отчетного периода. Суммы статей баланса по счетам денежных средств в банках и ссуд, полученных от банков, должны соответствовать выпискам банков. Такие таблицы являются примером наличия на предприятии процедур внутреннего контроля, которые свидетельствуют о достоверности аналитического и синтетического учета. Основой к составлению такой таблицы есть учетные регистры. Учетные регистры делятся на синтетические и хронологические. При систематической регистрации однородных хозяйственных операций группируют на одних и тех же счетах текущего учета, например в журнале Главная книга. Хронологическая регистрация включает группирование записей в зависимости от даты проведения операции и на практике представлена в виде журналов регистрации. Учетные регистры отличаются по форме, содержанию, внешнему виду, порядку и последовательности регистрации хозяйственных операций в них. Совокупность учетных регистров зависит от формы бухгалтерского учета. Согласно п. 5 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, порядок и способ регистрации и объединение информации в них. Министерство финансов Украины разработало и утвердило Методические рекомендации по использованию регистров бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 29.12.2000 г.) Согласно Методических рекомендаций предприятие, которое выбрало форму бухгалтерского учета, должна вести журналы-ордера и Главную книгу. Главную книгу используют для группировки информации из журналов-ордеров, взаємнозіставлення записей и составления финансовой отчетности. Главная книга состоит из отдельных листов, количество которых не регламентируется и не заверяется печатью, ее не регіструють в налоговых органах. На каждый синтетический счет в конце отводят отдельную страницу. Сведения Главной книги состоит из таких этапов: постановка сальдо по отдельным счетам на начало года; регистрация итоговых данных за месяц из учетных регистров; подведение итогов и расчет сальдо по счетам на начало будущего отчетного периода. Сальдо на начало отчетного периода (на начало года) переносят по финансовой отчетности предыдущего периода. Кроме того, сальдо должно совпадать с данными Главной книги за предыдущий период. В такой ситуации наличие таблицы 3.9 просто необходимо. На вновь созданном предприятии сальдо по счетам будет отсутствовать. Контрольным моментом проверки записей в Главной книге является обязательное уравнения сумм дебетовых и кредитовых оборотов, а также сальдо по дебету и кредиту всех счетов. В процессе сопоставления бухгалтерской информации могут быть обнаружены ошибки. Если ошибки выявлены после расчета итогов или были допущены в прошлых отчетных периодах, составляется бухгалтерская справка, данные которой заносят в соответствующие регистры. Исправление ошибок в бухгалтерском учете рассмотрен в разделе 3. Закрытие счетов доходов и расходов. К счетам доходов и расходов согласно Плану счетов относятся счета 9 (8) и 7 классов, они не являются балансовыми. Расходы и доходы показывают на основе принципа бухгалтерского учета - начисление и ответственности доходов и расходов. Для расчета финансового результата отчетного периода необходимо сопоставить доходы отчетного периода с расходами, необходимыми для получения этих доходов. При этом доходы и расходы показывают в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления денежных средств. Сворачивание доходов и расходов не разрешается, кроме случаев, предусмотренными соответствующими стандартам П(С)БУ 20 «Консолидированная отчетность». Кроме того, при отражении расходов и доходов необходимо их проверить из следующих условий: ? оценка доходов и расходов должна быть достоверно определена; ? расход приводит к выбытия активов или увеличения обязательств и как следствие, увеличению собственного капитала; ? если акты обеспечивает экономические выгоды в течение нескольких отчетных периодов, то расходы отражаются в Отчете о финансовых результатах. Таблица 4.2 - Закрытие расчетов по учету доходов и расходов Кредит расчета
Финансовые результатыдоход

Дебит расчета

90

92

93

94

791. Результат основной (операционной) деятельности70

74

95

96

792. Результат финансовых операций72

73

97793. Результат прочей обычной деятельности74
99794. Результат чрезвычайных событий75
Все счета (8), 9, 7 класса открывают на начало периода и закрывают в конце периода. Далее наступает период заполнения Баланса, отчета о финансовых результатах и прочее. Сопоставление различных форм финансовой отчетности позволяет доказать достоверность заполнения форм отчетности. Перед окончанием заполнения финансовой отчетности необходимо сопоставить финансовый результат по данным бухгалтерского учета и финансовый результат по данным налогового учета. Согласно законодательству налог на прибыль перечисляют в бюджет по расчету на базе налоговой прибыли, но учет движения денежных средств, активов и обязательств ведется на основе бухгалтерского учета. Такое противоречие приводит к несбалансированности финансовой отчетности, и перед тем, как заполнить финансовую отчетность необходимо решить это противоречие. Методика расчета отклонений между бухгалтерским и налоговым прибылью изложены в П(с)БУ 17 «Налог на прибыль», который позволяет сформировать достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия. П(с)БУ 17 «Налог на прибыль» используют предприятия всех форм собственности с 2001 года, кроме бюджетных учреждений, предприятий, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и предприятия, которые относятся к малым предприятиям. Согласно П(с)БУ 17 «Налог на прибыль» предприятия может самостоятельно рассчитывать отклонения, или ежеквартально, или один раз в год. Разница, которая возникает между налогом на прибыль по бухгалтерским и налоговым расчетом является отсроченным налогом. Отложенный налог может быть отсроченным налоговым активом, или отсроченным налоговым забов'язаням. Отложенный налоговый актив - это сумма налога на прибыль, подлежащая возмещению в следующих периодах вследствие: временной разницы, подлежащей вычету; переноса налогового убытка, не включенного отдельно в расчет уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде; перенос на будущие периоды налоговых льгот, которыми воспользоваться в отчетном периоде невозможно. Такие суммы показывают в балансе на счете 17 отсроченные налоговые активы. В бухгалтерском учете на такой разницы делают запись: Дебет
Кредит
17 «Отложенный налоговый актив»641 «Расчеты по налогу»
981 «Налог на прибыль от обычной деятельности»
Отложенное налоговое обязательство - это сумма налога на прибыль, которой будет уплачиваться в последующих периодах с временных разниц, подлежащих налогообложению. В бухгалтерском учете схема записи такая. 641 «Расчеты по налогу» - Кт54 «Отложенный налоговые обязательства», 981 «Налог на прибыль от обычной деятельности» Разницы, возникающие при сопоставлении показателей налоговой прибыли и учетной прибыли классифицируются на постоянные и временные. Постоянные - это такие различия, которые возникают в связи с тем, что правила налогового и бухгалтерского учета являются разными. Например. Предприятие приобрело комнатные растения. В бухгалтерском учете такие расходы, не связанные с основной деятельностью, будут проведены записью Дт 94 «Прочие операционные расходы» Кт 685 «Расчеты с другими кредиторами». В налоговом учете такие расходы не относятся к валовым расходам. Постоянные разницы не показывают по счетам 17 или 54. Временные разницы связаны с воздействием срока расчета доходов или расходов в налоговом и бухгалтерском учете. Например, расчет амортизации, предоплата, недостачи и другие. Рекомендации по проверке сопоставимости показателей форм квартальной отчетности предприятий (Минфин Украины от 16.03.200 г.№ 18-444 с изменениями). Последний этап - это подписание отчетов руководителем и главным бухгалтером. ++++++++++= 4.2 Влияние инфляции на финансовую отчетность В условиях гиперинфляции экономики отчетность о результатах операционной деятельности и финансовом состоянии в национальной валюте без пересчета не является полезной. Покупательная способность денег уменьшается настолько, что сравнение сумм, полученных от операций и других событий, произошедших в разные промежутки времени, даже в тот же отчетный период, вводит в заблуждение (Международный стандарт бухгалтерского учета 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»). Таким образом, в условиях гиперинфляции, финансовая отчетность необходимо корректировать. Механизм корректировки финансовой отчетности в условиях инфляции приведены в П(с)БУ 22 «Влияние инфляции». Согласно П(С)БУ 22 «Влияние инфляции» показатели финансовой отчетности корректируются такими предприятиями: ? которые должны обнародовать годовую финансовую отчетность. Согласно закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (ст.14) к таким предприятиям относятся открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании; ? которые имеют кумулятивный прирост инфляции за последние три года 90 и более процентов. Кумулятивный прирост инфляции рассчитывается умножением индексов инфляции за последние три года, включая отчетный. Индекс инфляции высчитывает и обнародует государственный орган статистики - Госкомстат. При корректировке финансовой отчетности на уровень инфляции необходимо привести показатели финансовой отчетности в сопоставленных денежных измерителей на дату корректировки, то есть активы, обязательства, собственный капитал корректируются на коэффициент корректировки. Порядок проведения корректировки годовой финансовой отчетности на влияние инфляции является достаточно сложным процессом и делится на следующие моменты: ? предприятие составляет годовую финансовую отчетность на основе текущего бухгалтерского учета; ? проводит расчет коэффициентов корректировки по видам активов, капитала, обязательств; ? проводит расчет корректировки годовой финансовой отчетности по методике П(c)БУ 22 «Влияние инфляции» по каждой статье; ? составление новой скорректированной финансовой отчетности и примечаний к ней. Текущий бухгалтерский учет (счета, ведомости, журналы-ордера, Главная книга) не корректируются на влияние инфляции. Корректирующий коэффициент - показатель, который рассчитывается путем индекса инфляции на дату корректировки (Ид) на индекс инфляции на дату признания (Ип) соответствующего показателя отчетности. Показатель рассчитывается по каждой статье финансовой отчетности согласно методике. Например. Индекс инфляции на 31.12.ХХ г. составляет 115,0% (Ид); индекс инфляции на момент приобретения оборудования составлял 101,2% (Ип), тогда коэффициент корректировки (Ко): Ко = Ид/Ип = 1,15/1,012 = 1,14 Индекс инфляции на дату приобретения запасов - 103,0%. Коэффициент корректировки по запасам (Кз) равен: Кз = 1,15/1,03 = 1,12 Корректировки годовой финансовой отчетности проводят по каждому отчету в такой последовательности: Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет о собственном капитале. Корректировка отчета «Баланс» Для разных видов активов, обязательств, собственного капитала используют различные методики корректировки. Над всем, монетарные статьи (активы, обязательства), корректировать не нужно, потому что они и так показаны с учетом реальной стоимости денежной единицы (гривны). К монетарным статьям относятся: дебиторская и кредиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты. Показатели немонетарных статей Баланса корректируются. Но если немонетарные статьи Баланса на дату корректировки уже перечислены по справедливой стоимости, то они тоже не корректируются. Таблица 4.3 - Корректировка отчета Баланс на коэффициент корректировки НазваниеОсновные средства
ДатаПримечания
Первоначальная (переоцененная) стоимость, износДата приобретенияНематериальные активыПервоначальная (переоцененная) стоимость, износНезавершенное строительствоПо фактической себестоимостиКорректировку проводят по годам согласно объемов капитальных инвестиций
МатериалыПо фактической себестоимостиПри корректировке необходимо помнить о оборачиваемость запасов; метод оценки при передаче
Незавершенная продукция, готовая продукцияПо фактической себестоимостиС даты возникновения затрат на приобретение и обработкиУставный капиталПо текущему учету (фактической себестоимости)С даты взноса признанииДооценка активов (дополнительный капитал)Суммы переоценки, которые возникли в предыдущие периоды, исключаемые из скорректированного балансаНераспределенная прибыль (убыток)Корректировки показателей Отчета о финансовых результатах

Индекс инфляции на дату баланса (Ид)

Индекс инфляции на дату признания доходов и расходов (Ов)

Ив рассчитывать сложно, если учет доходов и расходов ведется на протяжении отчетного года равномерно. В таком случае согласно п.12 П(с)БУ 22 можно использовать средний индекс инфляции на протяжении отчетного периода. Такой метод корректировки значительно проще, потому что каждый месяц Госкомстат рассчитывает индекс инфляции.

Таблица 4.4 - Индекс инфляции в 2002 г. (по данным Госкомстата)

Месяц (n)
Индекс инфляции (Ип)Месяц (n)Индекс инфляции (Ип)
101.0июль98.5
февраль98.699.8
март99.3100.2

text-align:center">апрель

Книга: Конспект лекций Бухгалтерская отчетность предприятий

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конспект лекций Бухгалтерская отчетность предприятий
2. 1.2. Отчетность и виды деятельности предприятия
3. Тема 2. Финансовая отчетность предприятия Тема 2. Финансовая отчетность предприятия 2.1 Общие требования к составлению финансовой отчетности
4. 2.2 Нормативные документы, которыми регулируют составление финансовой отчетности
5. 2.3 Баланс, как прием в экономических исследованиях
6. 2.5 Текущий баланс
7. 4. Методика составления финансовой отчетности 4. Методика составления финансовой отчетности 4.1 Основные этапы составления отчетности
8. 4.2 Влияние инфляции на финансовую отчетность
9. 5. Особенности финансовой отчетности на предприятиях железнодорожного транспорта 5. Особенности финансовой отчетности на предприятиях железнодорожного транспорта 5.1. Учетная политика на предприятиях железнодорожного транспорта
10. 5.2. Баланс
11. 5.3. Отчет о финансовых результатах
12. 5.4. Хозяйственные операции внутреннего оборота
13. 5.5 Отчет о доходах и расходах предприятий основной деятельности железнодорожного транспорта Украины (№ 14-ЗАЛ)
14. 6. Финансовая отчетность при объединении предприятий 6. Финансовая отчетность при объединении предприятий 6.1 Общие положения
15. 7.Статистична отчетность

На предыдущую