lybs.ru
Совершенных мудрецов нет, но есть совершенные идиоты. / Юрий Рыбников


Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович


ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ

Цель изучения

После изучения главы 2 Вы должны знать:

1. Законодательную и нормативную базу организации бухгалтерского учета в банке.

2. Объекты бухгалтерского учета классификация бухгалтерских счетов и методы регистрации банковских операций в бухгалтерских регистрах.

3. Принципы построения плана счетов и характеристику его основных разделов.

4. Реестры аналитического и синтетического учета, виды балансов, которые составляются банками и их содержание.

5. Классификацию банковской документации.

Согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банках возложено на Национальный банк Украины. Свою деятельность в этом направлении НБУ осуществляет на основании общепринятых в международной практике принципов и стандартов бухгалтерского учета, а также учитывает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, которые разработаны Министерством финансов Украины. Нормативные документы по вопросам учета и отчетности, используемых в государственной статистике, согласовываются с Государственным комитетом статистики Украины.

Введение бухгалтерского учета и отчетности в коммерческих банках осуществляется в соответствии с нормативными актами, утвержденными НБУ, а именно:

- инструкцией о применении плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков;

- положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Украины;

- правилам организации финансовой и статистической отчетности банков Украины;

- методическими указаниями о ведении параметров аналитического учета;

- планом счетов бухгалтерского учета коммерческих банков Украины.

В основу организации системы бухгалтерского учета и отчетности возложено общепринятые элементы бухгалтерского учета: объекты учета и бухгалтерские счета; метод двойной записи, план счетов и баланс; синтетический и аналитический учет; документация. Вместе с этим организация этих элементов в банках имеет некоторые особенности, вытекающие из специфики деятельности банка как финансового посредника (вид деятельности: торговля деньгами; в общем плане объект учета - это денежный оборот, что учитывается по банковским счетам); функции коммерческих банков.

К таким особенностям можно отнести:

- содержание и структуру плана счетов;

- составление ежедневного баланса;

- параметры и формы ведения аналитического учета;

- отображение банковской операции в учете на момент ее осуществления.

2.1. Объекты учета и бухгалтерские счета

Предметом бухгалтерского учета в коммерческом банке выступают банковские операции, вытекающие из уставной деятельности банка: расчетные операции, депозитные операции, операции с ценными бумагами, ссудные операции, операции по кассовому обслуживанию бюджетных счетов, операции с основными средствами банка, валютные и др. Выполнение таких операций имеет влияние на результаты деятельности банка.

Сама по себе банковская операция является достаточно сложным фактом хозяйственной деятельности банка. Это обусловливает необходимость классификации операций по определенным признакам и выделение в их составе объектов, которые подлежат регистрации в бухгалтерских книгах и отражению в отчетности. Так, например, депозитные операции можно классифицировать по субъектам, видам, срокам депозитов. Операции с ценными бумагами классифицируются по: видам операций, видами ценных бумаг, эмитентами и другими признаками.

В бухгалтерском учете каждому объекту соответствует счет. Счет - основная единица хранения информации в бухгалтерском учете, инструмент, который регистрирует, накапливает и хранит информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Регистрации информации в бухгалтерском учете банка достигается путем применения метода двойной записи, что следует из принципа двойственности. Согласно методу двойной записи каждая запись-регистрация отражается по двум счетам: по дебету одного счета и одновременно по кредиту другого. Сумма записей по дебету должна равняться сумме записей по кредиту.

Система отображения информации в бухгалтерском учете основывается на том, что для функционирования, осуществления уставной деятельности банка нужны средства, т.е. экономические ресурсы. Эти средства формируются за счет взносов (паев) учредителей (собственников) банка в денежной или имущественной форме. Это явление можно отразить с помощью уравнения:

Экономические ресурсы (средства) = Весь капитал (средства, собственность).

Каждый банк, как и любое предприятие, имеет два типа капитала: собственный и привлеченный (кредиторская задолженность). Таким образом:

Экономические ресурсы = Вовлечен (или одолженный капитал (кредиторская задолженность) + Собственный капитал (вклад владельца).

Согласно принятой в отечественной бухгалтерской практике терминологии экономические ресурсы рассматриваются как активы, а весь капитал - как пассивы. Следовательно,

Активы = Пассивы, или

Активы = Задолженность + Капитал

(Assets = Liabilities + Capital).

По принятой в международной учетной практике терминологией под пассивами понимают только кредиторскую задолженность, поэтому:

Активы = Пассивы (задолженность) + Капитал.

Приведенная равенство известна как классическое бухгалтерское уравнение, или функциональная учетная модель. Обе его части должны быть равными. Это уравнение отражает финансовое состояние банка (предприятия). Под финансовым состоянием понимают наличие экономических ресурсов, принадлежащих банку, и весь капитал, который противостоит им, на определенный момент времени.

Активы - это ресурсы, которые контролируются учреждением, которые приобретено в результате предыдущих операций и которые должны принести доход или иную экономическую выгоду в будущем. Другими словами, это экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении банка, использование которых, вероятно, принесет в будущем доход.

В банковском балансе активы выступают в виде основных средств, наличных денег в национальной или иностранной валюте в кассе банка, задолженности по ссудам, ценным бумагам, находящимся в портфеле банка и др.

Обязательства (привлеченный капитал) - это кредиторская задолженность предприятия, которая возникла вследствие предыдущих операций и масс быть погашена в определенный срок. Обязательства банка предусматривают уменьшение доходов, которые связаны с приобретением активов или получением услуг от других лиц в результате ранее проведенных операций. Обязательства включают: остатки денежных средств на текущих счетах, вклады, долговые обязательства банка (векселя, облигации, эмитированные банком) и др.

Собственный капитал - это разница между активами и обязательствами, то есть часть активов, которая сформирована за счет собственных источников банка. Она показывает долю владельца в активах банка. Для общества - это капитал партнеров; для акционерной компании - акционерный капитал. К счетам капитала относятся: уплаченный зарегистрированный уставный капитал банка, эмиссионные разницы, резервы банка и др.

Капитал - это заявка владельца на активы компании. Это средства, которые останутся владельцу, если он погасит задолженность по обязательствам. Из приведенного выше уравнения

Капитал = Активы - Обязательства.

Поскольку капитал равен активам за вычетом обязательств, иногда считают, что капитал равен нетто-активам (net assets).

Для текущего учета банковских операций в бухгалтерском учете банка используется система счетов финансового учета. Вся совокупность бухгалтерских счетов может быть разделена на две группы: балансовые; забалансовые.

Балансовые счета бывают постоянными и временными.

Постоянные балансовые счета имеют остаток на конец отчетного периода. На их основе составляется баланс банка. Среди них выделяют следующие группы счетов:

- счета активов;

- счета обязательств;

- счета собственного капитала.

Счета активов - это активные счета, которые отражают наличие и изменения разнообразных активов банка.

Счета обязательств - это пассивные счета, которые отражают наличие и изменения задолженности банка. Выделяют краткосрочную и долгосрочную задолженность.

Счета собственного капитала - это также пассивные счета, которые отражают изменение собственного капитала банка за отчетный период.

В составе балансовых счетов выделяют:

- контрпасивні счета (активные);

- контрактивні счета (пассивные).

По своему характеру контрпасивні счета активные. К ним относятся, например, счета № 5041 «Убытки прошлого года, ожидающие утверждения», № 2511 «Технический счет для перечисления средств Государственного бюджета Украины».

Контрактивні счета - пассивные. К ним относятся, например, счета № 2400 «Резервы под задолженность по кредитам, которые предоставлены клиентам» и № 4409 «Износ операционных основных средств».

Особенность этих счетов состоит в том, что в балансе контрактивні счета отражаются в составе активов, а контрпасивні - в составе пассивов со знаком минус. Такая методика позволяет достоверно оценивать отдельные статьи активов и пассивов. Так, в балансе счет «Износ операционных средств» отражается в составе активов после счета «Операционные основные средства».

Операционные основные средства отражаются по первоначальной стоимости (то есть по фактической стоимости приобретения). Наличие контрактивного счета «Износ основных средств» позволяет, например, напрямую с баланса получить сведения об остаточной стоимости операционных основных средств:

Актив

Сумма

Операционные основные средства

Износ операционных средств

Нетто: операционные основные средства (остаточная стоимость)

240 000 000

-32 000 000

208 000 000

Временные балансовые счета предназначены для учета расходов банка по их элементами и доходов - по видам. В свою очередь они делятся на две группы: счета затрат; счета доходов.

Счета затрат - это активные счета, используемые для учета, накопления затрат по их элементам в течение отчетного периода. В конце отчетного (годового) периода расходы с этих счетов переносятся на счет финансовых результатов, после чего эти счета закрываются и не имеют остатков.

Счета доходов - это пассивные счета, предназначенные для учета, накопления доходов по их видам в течение отчетного периода. В конце отчетного (годового) периода доходы с этих счетов переносятся на счет финансовых результатов, после чего эти счета закрываются и не имеют остатков.

Наличие счетов для каждого вида доходов и расходов позволяет руководству банка точно определить источник всех доходов и характер всех затрат, их влияние на прибыльность банка.

Для графического изображения счете используется Т-подібнамодель счета (его структура подобна буквы Т).

Т-счет состоит из трех элементов: наименования (номера) счета; слева - дебет; справа - кредит.

Модель выглядит так:

Номер счета

Наименование счета

Дебет Кредит

Все пассивные счета имеют кредитовый остаток, все активные счета - дебетовый остаток (сальдо).

Модель Т-счета можно наглядно проиллюстрировать на примере счета «Банкноты и монеты в кассе банка». В левой части отображен остаток в гривнах денежной наличности в кассе банка на начало дня, а также перечисленные поступления денег в кассу (при этом в скобках указывается номер кассовой операции), а в правой - выплаты из кассы банка:

Банкноты и монеты в кассе банка

Сальдо

50000

(4)

10000

(1)

36000

(5)

25000

(2)

14000

(3)

4000

Обращение

54000

Обращение

35000

Сальдо

69000

Остаток на начало дня денежной наличности в кассе составляет 50 000 грн., сумма поступлений в течение дня - 54 000 грн., выплаты из кассы - 35 000 грн. Итоги операций за день отражают обороты по счету. В нашем примере сальдо на конец дня становить69 000 грн. и отражало сумму наличных денег в кассе банка на конец дня(50 000 + 54 000 - 35 000 = 69 000).

По пассивным счетам сальдо на конец дня определяется по формуле:

Сальдо на конец дня = Кредитовое сальдо на начало дня + кредитовые Обороты - Обороты дебетовые.

По активным счетам сальдо на конец дня определяется по формуле:

Сальдо на конец дня = Дебетовое сальдо на начало дня + дебетовые Обороты - кредитовые Обороты.

Согласно международным стандартам бухгалтерского учета элемент актива или пассива проводится по счетам баланса тогда, когда он соответствует следующим условиям:

1) вероятно, что банк получит или потеряет любую будущую экономическую выгоду, связанную с этим элементом актива или пассива;

2) этот элемент актива или пассива имеет стоимость, которая может быть точно измерена.

Объекты учета, которые не удовлетворяют этим двум критериям, учитываются на внебалансовых счетах.

Это прежде всего следующие объекты:

- условные требования и обязательства банка (т.е. реальные требования и обязательства, которые могут возникнуть в предстоящие периоды и по которым банк несет риски);

- документы и ценности;

- операции по приватизации.

Бухгалтерский учет операций по внебалансовым счетам осуществляется так, как и по балансовым методом двойной записи. Характер счета - активный или пассивный - определяется следующим:

- забалансовый счет активный, если при переводе его на баланс дебетуется балансовый счет. Например, счет № 9020 «Гарантии, предоставленные клиентам» активный, потому что в случае неплатежеспособности банк будет вынужден платить по выданной гарантии и дебетовать счет баланса № 2099 «Сомнительная задолженность за выплаченными гарантиями»;

- забалансовый счет пассивный, если при переводе его на баланс кредитуется балансовый счет. Например, счет № 9110 «Обязательства по кредитам, которые получены от других банков»пассивный, потому что в случае, когда банк воспользуется кредитной линией, он будет кредитовать счет баланса в разделе «Средства других банков» первого класса группы «Кредиты, полученные от других банков».

Для отражения операций на забалансовых счетах методом двойной записи используются контрсчета, которые включены в их состав. Эти счета являются условными и используются как технические для реализации метода двойной записи.

Пример. АБ «Аркада» предоставил 1 февраля гарантию ОАО «Родон» в сумме 100 000 грн., срок действия которой 2 мес.

По состоянию на 1 февраля операция по предоставленной гарантией отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т «Гарантии, предоставленные клиентам» 100 000 грн.

К-т Контр счет 100 000 грн.

30 марта заканчивается срок действия гарантии. Неиспользованная гарантия списывается с учета:

Д-т Контр счет 100 000 грн.

К-т «Гарантии, предоставленные клиентам» 100 000 грн.

Если, например, 5 марта клиент воспользуется гарантией, что предоставленная банком:

Д-т Контррихунок 100 000 грн.

К-т «Гарантии, предоставленные клиентам» 100 000 грн.

Одновременно операция отражается по балансовому счету.

Д-т «Сомнительная задолженность за выплаченными гарантиями 100 000 грн.

К-т «Контррахуноку Национальном банке Украины» 100 000 грн.

Операции по забалансовым счетам, на которых учитываются условные требования и обязательства, отражаются в денежной оценке по номиналу.

Документы и ценности учитываются в условной денежной оценке, например, одна денежная чековая книжка - 1 грн.

Следовательно, операция по выдаче клиенту двух денежных чековых книжек отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т «Контррахунок» 2 грн.

К-т «Бланки строгой отчетности» 2 грн.

Использование забалансовых счетов позволяет получать информацию об операциях банков, которые связаны с использованием новых финансовых инструментов. К таким операциям относятся обязательства и требования по заключенным, но еще не исполненным сделкам, как то:

- кредитные линии;

- разрешенный овердрафт;

- непокрытые безотзывные аккредитивы;

- гарантийные обязательства;

- обязательства по ценным бумагам;

- спотовые, форвардные и условные контракты по купле-продаже иностранной валюты и других финансовых инструментов.

В международной практике учета на забалансовых счетах учитываются, как правило, операции только такого характера.

Учет документов и ценностей на внебалансовых счетах - это традиция советской школы банковского учета. Такой учет обеспечивает дополнительный контроль за правильностью и своевременностью проведения операций, которые непосредственно влияют на активы и пассивы банка. К ним относятся следующие счета: «Бланки ценных бумаг и другие бланки»; «Документы по расчетным операциям» и др.

Классификация бухгалтерских счетов (по экономическому содержанию) приведена на с. 49 (А - активные счета; П - пассивные счета):

2.2. План счетов и принципы его построения

Одним из ключевых элементов национальной системы бухгалтерского учета является план счетов, благодаря которому достигается систематизация бухгалтерских счетов. Другими словами, план счетов - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, используемый для регистрации банковских операций.

Новый план счетов, разработанный Национальным банком Украины, внедренный в коммерческих банках с 1 января 1998 г. Он согласован с общепринятыми в международной практике принципами и международными стандартами бухгалтерского учета и является обязательным для использования всеми учреждениями коммерческих банков.

План счетов, разработанный отдельно для учреждений НБУ, по структуре почти не отличается от плана счетов для коммерческих банков, но имеет некоторые особенности по содержанию. Это связано с тем, что НБУ выполняет операции, свойственные только центральному банку: эмиссионные операции, обслуживание правительства и внешнего долга, регулирования деятельности коммерческих банков и др. Он базируется на двух основных принципах: соответствие учета и отчетности; простота изложения.

Последний принцип констатирует то, что баланс является главным инструментом для финансового менеджмента. Цель состояла в том, чтобы максимально упростить план счетов и обеспечить его восприятие и высокую информативность. Вся минимально необходимая финансовая ин формация оставлена на уровне счетов второго порядка.

Основные требования, которым должен отвечать план счетов:

- детальный и полный учет всех банковских операций;

- своевременная обработка и накопление детальной информации;

- отображение правдивой и содержательной информации для всех категорий пользователей.

В структуре плана счетов можно выделить три части, которые логически связаны между собой:

- балансовая часть;

- часть доходов и расходов;

- внебалансовых часть.

Бухгалтерские счета в плане счетов сгруппированы в девять классов. Балансовая часть объединяет первые пять классов. На основании этих классов состоит балансовый отчет коммерческого банка. Вторая часть включает классы доходов и расходов. На основании счетов этих классов составляется отчет о прибылях и убытках. Третья часть содержит класс внебалансовых счетов (9 класс).

Следует отметить, что особенность построения плана счетов заключается в четкой методологической организации и эффективности решений.

Финансовый результат, что отражается на счете пятого класса «Результат текущего года», определяется по данным счетов шестого и седьмого классов (что свидетельствует о логическая связь между первой и второй частями плана счетов).

Условные обязательства и требования, которые учитываются на внебалансовых счетах девятого класса, при определенных условиях, которые предусмотрены соглашениями, могут стать реальными требованиями к банку или его обязательствам и существенно повлиять на результаты его деятельности (что свидетельствует о логическая связь между третьей и первой частями плана счетов).

Счета всех трех частей предназначены для ведения финансового учета.

Восьмой класс содержит счета для ведения управленческого учета. Счета управленческой бухгалтерии ввикористовуються для определения себестоимости банковских продуктов, а также эффективности работы отдельных подразделений или центров ответственности и т.п. Они позволяют накопить информацию для принятия тактических и стратегических решений менеджерами и руководством банка.

Группировка бухгалтерских счетов в части балансовой осуществлено по следующим принципам:

- по видам контрагентов;

- по функциям коммерческих банков (вид операции);

- по принципу ликвидности.

Согласно первому принципу межбанковские операции выделены отдельно в первом классе, а операции со всеми остальными клиентами - во втором классе; в пределах класса счета объединяются по видам контрагентов.

Согласно второму принципу, например, операции с казначейскими инструментами отражаются по счетам первого класса; расчетные и кредитные операции - во втором классе; операции с ценными бумагами - в третьем классе; внутрибанковские операции - в третьем и четвертом классах и т.д.

Согласно третьему принципу активы и пассивы первого-четвертого классов размещены по степени снижения ликвидности, то есть активы - от наиболее ликвидных (монеты и банкноты в кассе, средства на счетах в НБУ) к неликвидных (сомнительная задолженность по кредитам, основные средства); пассивы - от обязательств по требованию к долгосрочным обязательствам.

Каждый класс включает счета II, III и IV порядка. Все они относятся к синтетическим и отличаются степенью детализации информации об объекте учета. Например, первый класс называется «Казначейские и межбанковские операции». В нем учитываются казначейские и межбанковские операции коммерческих банков.

Детализация счетов II порядка осуществляется по видам казначейских и межбанковских инструментов, которые могут использоваться банком. Например, казначейских инструментов относятся:

- наличные средства - счет № 10;

- драгоценные металлы (монетарные)-счет № 11;

- средства в Национальном банке Украины - счет № 12;

- казначейские и другие ценные бумаги, которые рефинансируются НБУ - счет № 14 и др.

К межбанковским инструментам относятся операции между коммерческими банками:

- корреспондентские счета, которые включают счета № 15 «Средства в других банках», № 16 «Средства других банков»;

- депозиты до востребования и срочные депозиты;

- кредиты, операции РЕПО и др.

Счета III и IV порядка детализируют информацию о виды казначейских и межбанковских инструментов по конкретным признакам. Так, детализация счета № 10 «Наличные средства» по счетам III порядка осуществляется по признаку «Вид наличных денежных средств (банкноты и монеты, дорожные чеки)». Счета IV порядка до этого счета выделяются по признаку «Местонахождение наличных средств». Например, на счете № 1001 учитываются банкноты и монеты в кассе банка, на счете № 1007 - банкноты и монеты в пути.

Счета в плане счетов располагаются по принципу возрастания номеров счетов. Каждый класс включает как активные, так и пассивные счета. Нумерация счетов II, III и IV порядка осуществляется добавлением одного знака (от 0 до 9) с правой стороны согласно счетов И, II и III порядка.

Счета И порядке - однозначные (класс);

Счета II порядка - двузначные (раздел);

Счета III порядка - трехзначные (группа);

Счета IV порядка - четырехзначные (счет).

Счета И порядке повторяют наименования класса. Каждому классу противостоит счет И порядке, наименование которого дублирует наименование класса.

В составе классов можно выделить разделы. Каждому разделу противостоит счет II порядка одноименного названия. Разделы формируются по следующим критериям: статьи (счета) активов - активы располагаются по степени уменьшения ликвидности, от высоколиквидных к неликвидных, а статьи (счета) пассивов - по видам обязанностей, от краткосрочных до долгосрочных, а внутри видов - по срокам и контрагентами.

Таким образом, в плане счетов применяется десятинная система кодирования счетов; при этом первая цифра означает класс плана счетов, вторая - раздел в классе, третья - группу в разделе, четвертая - номер счета в группе.

Например, счет № 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины» означает, что это - счет IV порядка, является первым в первой группе счетов, расположенный в первом классе и относится к третьему разделу.

Правильное понимание признаков, которые положены в основу группировки счетов внутри разделов и классов, в дальнейшем облегчит проведение анализа банковской деятельности.

В первом классе учитываются казначейские и межбанковские операции коммерческих банков. В казначейских инструментов относятся:

- наличные денежные средства;

- монетарные драгоценные металлы;

- ценные бумаги, которые рефинансируются Национальным банком Украины;

- средства коммерческих банков в Национальном банке Украины;

- средства Национального банка Украины в коммерческом банке. К межбанковским инструментам относятся операции между коммерческими банками:

- корреспондентские счета;

- депозиты до востребования и срочные депозиты;

- кредиты, операции РЕПО;

- финансовый лизинг.

Наличные средства, которые стоят на первом месте - это наиболее ликвидные активы. Наличными средствами считаются все денежные средства в национальной и иностранной валюте, а также дорожные чеки независимо от того, где они находятся. Денежные и дорожные чеки учитываются на разных счетах. Безбалансовые отделения могут осуществлять только расчетно-кассовое обслуживание клиентов, вкладные операции.

Остальных наиболее ликвидных активов относятся счета двух типов, которые не приносят процентного дохода: остатки на корреспондентском счете в НБУ и остатки на корреспондентских счетах в других банках. С целью проведения расчетов банки вынуждены держать средства на каждом из этих активов.

В разделах «Средства в Национальном банке Украины» и «Средства Национального банка» отображаются активные и пассивные операции коммерческого банка с НБУ. На корреспондентском счете коммерческого банка в Национальном банке Украины, кроме расчетных операций, учитываются и обязательные резервы коммерческого банка. Согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» Национальный банк Украины вводит для коммерческих банков нормативы и порядок формирования обязательных резервов.

Национальный банк Украины в отношениях с коммерческими банками использует такие финансовые инструменты, как ломбардные кредиты, операции РЕПО, прямое кредитование, аукционные кредиты и др. Выбор финансовых инструментов зависит от характера денежно-кредитной политики.

К достаточно ликвидных активов относятся облигации внутреннего государственного займа; депозиты овернайт и краткосрочные депозиты, которые размещены в других банках; кредиты овернайт и краткосрочные кредиты, предоставленные другими банками.

Выполнение операций с драгоценными (монетарными) металлами коммерческими банками возможно только при условии существования лицензии. Драгоценные металлы также рассматриваются как достаточно ликвидные активы. В разделе «Драгоценные металлы» учитываются только те металлы, которые определены законодательными актами. В этом разделе не должны учитываться драгоценные металлы, находящиеся в хранилище банка по поручению его клиентов (их учет ведется за балансом), и ценные бумаги, которые не входят в перечень ценных бумаг, которые рефинансируются НБУ (их учет ведется в третьем и четвертом классах). Перечень ценных бумаг, и порядок их рефинансирования определяется Национальным банком Украины.

К просроченной задолженности относятся депозиты и кредиты, срок уплаты по которым просрочено, но риск невозврата по ним не является настолько высоким, чтобы относить их к сомнительной задолженности. Сомнительными являются такие депозиты и кредиты, возврат которых не гарантировано. По счетам сомнительной задолженности учитывают только суммы основного долга.

Во втором классе отражаются операции со всеми категориями клиентов, кроме банков, в частности, операции по расчетам, предоставленным кредитам и привлеченным депозитам; доверительные операции, операции РЕПО с клиентами и др.

Разделение клиентов на контрагенты на уровне плана счетов происходит на основе секторов экономики. В соответствии с «Методическими рекомендациями по классификации институционных секторов экономики Украины», которые утверждены приказом Министерства статистики Украины № 172 от 25.07.94 г., разделение экономики Украины относительно особенностей функционирования и структуры проведено на пять секторов:

1) финансовые институциональные единицы;

2) не финансовые институциональные единицы;

3) сектор общего государственного управления;

4) сектор домашние хозяйства;

5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Соответственно группируются в институциональные единицы нерезидентов при открытии счетов.

В третьем классе отражаются два разных типа операций. К первому типу относятся операции с ценными бумагами (кроме ценных бумаг, которые рефинансируются НБУ,- они отражаются в первом классе - и долгосрочных вложений, которые отражены в первом и втором классах).

Операции с ценными бумагами делятся на три вида:

- торговые операции с ценными бумагами;

- инвестиционные операции с ценными бумагами;

- операции с ценными бумагами собственной эмиссии.

Ценные бумаги учитываются в разрезе контрагентов-эмитентов. Ко второму типу относятся операции по другим расчетам. В их состав относят хозяйственные операции коммерческих банков. Это операции с малоценными и быстроизнашивающимися предметами и материалами, операции по учету дебиторской и кредиторской задолженности. Причем дебиторская и кредиторская задолженность учитывается: за хозяйственной деятельностью банка; по расчетам с работниками банка; сомнительная дебиторская и кредиторская задолженность.

К другим операциям относятся: учет дебиторской и кредиторской задолженности с внутрибанковскими операциями и некоторыми другими операциями, клиринговые расчеты, расчеты по урегулированию валютной позиции банка, а также міжфілійні расчеты между подразделениями одного банка.

Отдельной позицией в этом разделе учитывается субординированный долг - долгосрочная ссуда, которая предоставится дочерними фирмами банка и в случае ликвидации или банкротства должника подлежит погашению после удовлетворения требований всех других кредиторов.

В четвертом классе сосредоточены группы счетов, которые отражают долгосрочные вложения банка в ассоциированные и дочерние предприятия, в нематериальные активы и основные средства. Вложения банка в ассоциированные дочерние предприятия - это по сути инвестиции банка.

Счета данного класса предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих банку основных средств и их износа, нематериальных активов, вложений в другие активы долговременного характера, такие как капитальные вложения и др.

Взаимоотношения между предприятиями - инвестором и дочерними и ассоциированными предприятиями регулируются действующим законодательством.

К нематериальным активам относятся расходы банка, приносящих доход. Нематериальные активы не имеют физической формы, но имеющие собственную стоимость, базирующуюся на правах или привилегиях банка. Нематериальные активы - это стоимость приобретенных учреждением прав пользования землей, водой, другими природными ресурсами, промышленными образцами, товарными знаками, объектами промышленной и интеллектуальной собственности, права аренды зданий (сооружений, помещений) или пользования ими, права собственности на квартиру, а также другие имущественные права, которые определяются объектом права собственности определенного учреждения банка и приносят доход. К другим имущественным правам относятся изобретения, полезные модели, знаки для товаров и услуг, торговые марки, объекты авторских прав, программ обеспечения вычислительной техники, «ноу-хау», приобретенные права на место на товарной бирже, в стоимость которого входят все затраты, связанные с практическим использованием преимуществ этого места для учреждения банка.

Нематериальные активы учитываются в балансе только при условии, что они были приобретены за определенную цену. Нематериальные активы учитываются в бухгалтерском учете по первоначальной оценке, которая складывается из фактических затрат на приобретение и приведение в состояние, в котором они пригодны для использования в соответствии с запланированной цели.

Стоимость нематериальных активов погашается по нормам амортизационных отчислений, регламентированных банком исходя из фактического срока полезного использования.

В пятом классе учитывается капитал банка. Он включает привнесенный капитал, нераспределенная прибыль и определяет остаточный интерес собственников банка в активах за вычетом обязательств. Финансовый результат от деятельности банка, как уже отмечалось, непосредственно отражается на счетах этого класса.

Пятый класс включает такие составляющие собственных средств банка:

- уставный капитал и другие фонды банка;

- результат текущего года;

- результаты переоценки основных средств.

Другие фонды содержат общие резервы и прибыль прошлых лет. Это средства, которые должны обеспечивать обязательства банка и покрывать убытки.

Результат текущего года формируется за счет чистой прибыли и является показателем эффективности деятельности банка.

Согласно действующим правилам счета пятого класса могут корреспондировать с дебиторами, кредиторами и счетам наличных средств только в случае уплаты дивидендов и взносов от акционеров, увеличение капитала банка путем переоценки активов. Во всех остальных случаях счета пятого класса корреспондируются только между собой.

В шестом и седьмом классах отражены операции, связанные с формированием доходов, а также расходы, которые возникают во время деятельности коммерческого банка. Все доходы и расходы учитываются в этих разделах независимо от порядка налогообложения.

Доходы - это увеличение выгод в течение периода в форме притока или роста активов, либо уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала и отличаются от тех, что представляют собой вклады собственников долей собственного капитала.

Расходы - это уменьшение экономической выгоды в отчетном периоде в форме оттока или использования активов, или возникновения задолженности, которые приводят к уменьшению собственного капитала и отличаются от тех, что распределены между владельцами собственного капитала.

Все доходы и расходы делятся на:

- доходы и расходы от уставной деятельности;

- доходы и расходы, обеспечивающие уставную деятельность;

- создание резервов;

- непредвиденные доходы и расходы.

К первой группе относятся доходы и расходы, непосредственно связанные с видами деятельности, предусмотренными Законом «О банках и банковской деятельности» (уставной деятельностью): процентные, комиссионные, торговые и др.

Вторая группа включает доходы и расходы, не предусмотренные уставной деятельностью, но обеспечивают функционирование банка: административные расходы; доходы и расходы от продажи основных средств и нематериальных активов; от финансовых инвестиций (вложений в ассоциированные и дочерние компании); арендных операций; консультаций не финансового характера и др.

Третья группа включает расходы на создание резервов. Особенность этих расходов заключается в том, что это-не денежные расходы. Создание резервов свидетельствует, что банк признает ухудшение качества активов или повышения риска операций, их негативное влияние на финансовый результат.

Резервы формируются под обесценение задолженности по кредитам, потери от обесценивания ценных бумаг и под другую сомнительную дебиторскую задолженность, которая определяется в определенный отчетный период.

Доходы и расходы считаются непредсказуемыми, если они имеют такие признаки:

- возникают в случае чрезвычайных ситуаций и носят единичный характер - прибыль (убыток) будет определен только по факту событий;

- не повторяются по сути (например, возникли из-за изменения в правилах бухгалтерского учета активов и пассивов);

- не подлежат контролю и не могут быть приняты во внимание при финансовой оценке банка.

При определении доходов и расходов основным считается принцип начисления и соответствия.

Счета восьмого класса предназначены для отражения операций управленческого учета. Надо отметить, что в Украине до последнего времени управленческий учет не приобрел такого значения, как в международной практике, где он используется как важнейший инструмент управления затратами банков. Отечественным коммерческим банкам в свете новой концепции бухгалтерского учета предстоит разработать методологию и методику ведения управленческого учета.

Девятый класс предназначен для отображения внебалансовых операций. Все счета этого класса можно разделить на три группы.

1. Счета разделов 90-95 используются для учета операций, которые несут различные риски для банка. Это обязательства и требования по заключенным, но еще не исполненным сделкам, которые имеют юридическую силу.

2. Счета разделов 96-98 используются для учета документов, ценностей и расчетов за операциями по приватизации. Все счета этих разделов активные.

3. Раздел содержит 99 контрсчета, которые используются для двойной записи операций по внебалансовым счетам.

Особенности нового плана счетов состоят в следующем.

1. Мультивалютность. План счетов обеспечивает мультивалютный учет операций. Операции в иностранной валюте учитываются на тех же счетах, что и операции в гривнах. Связь между операциями в иностранной и национальной валютах обеспечивают технические счета: счет валютной позиции; счет гривневого эквивалента валютной позиции.

2. Двойная запись операций по внебалансовым счетам.

3. В плане счетов предусмотрено наличие управленческого учета.

4. Новые требования к аналитическому учету (см. п. 2.4).

2.3. Баланс коммерческого банка и другие формы синтетического учета

На основе плана счетов коммерческие банки составляют баланс. Баланс - это основная форма финансовой отчетности.

Бухгалтерский баланс - это отчет о финансовом состоянии банка, который отражает его активы, пассивы и собственный капитал в денежном выражении на определенную дату. Баланс является главным инструментом для изучения деятельности банка. С его помощью осуществляется систематизация бухгалтерской информации по предварительно определенным критериям.

Баланс, как правило, составляют в табличной форме в виде горизонтальной или вертикальной двусторонней таблицы. В левой (горизонтальная таблица), верхний (вертикальная таблица) части отражаются активы, а в правой или нижней, - обязательства и собственный капитал.

Баланс банка может состоять как в развернутой форме, то есть по всей номенклатуре действующих счетов, так и по сокращенной форме - по статьям баланса. Статья, позиция, баланса - это агрегированный объект учета, который рассчитывается с помощью объединения счетов IV порядка по признаку их экономического содержания. Баланс, составленный по сокращенной форме, называется балансовым отчетом.

Ниже приведена структура баланса коммерческого банка:

АКТИВ ПАССИВ

Первичные резервы (деньги во времени,

корсчета в НБУ и других

банках)

0

Б

0

В'

Я

3

К

И

Обязательства перед другими

банками (корсчета других

банков)

П К

0 0

3 Ш

И Т

Ч И

Е

Н

И

Д

Е

П

0

3

И

Т

И

Вторичные резервы (государственные ценные бумаги)

Межбанковские кредиты

полученные

Кредитный портфель

Депозиты до востребования

Инвестиционный портфель (корпоративная часть)

Срочные депозиты юридических и физических лиц

Сберегательные вклады

Всего обязательств

Основные средства, капитальные затраты и другие активы

К

А

П

И

Т

А

Л

КАПИТАЛ И УРОВНЯ

КАПИТАЛ II УРОВНЯ

Итого собственный капитал

БАЛАНС

БАЛАНС

Отображение информации в балансе достигается с помощью метода двойной записи, обусловленного бухгалтерским уравнением

А = П = 3 + К,

где А - активы; П - пассивы; 3 - обязательства; К - капитал.

Каждая банковская операция, подлежит регистрации в балансе, анализируется с позиции этого бухгалтерского уравнения (модели). Операция всегда отражается как минимум двумя изменениями в бухгалтерском уравнении. Для того, чтобы сохранить равенство, операция, которая меняет активы ... также меняет задолженность или капитал. В связи с этим выделяют четыре типа операций:

№ п/п

Тип операции

Актив

Пассив

1.

Операция одновременно увеличивает актив и пассив (выдана ссуда зачисляется на текущий счет клиента)

+

+

2.

Операция одновременно уменьшает актив и пассив (выдача наличности на выплату заработной платы с текущего счета клиента)

-

-

3.

Операция обуславливает диверсификацию только активы (выдача займа клиенту наличными)

+ -

4.

Операция обуславливает диверсификацию только пассивов (перечисление средств с текущего счета клиента на депозитный счет)

- +

Следовательно, можно сделать вывод что:

1) каждая операция имеет двойной результат;

2) после записи каждой операции правая часть равна левой, то есть:

Активы = Обязательства + Капитал.

Использование этого бухгалтерского уравнение также позволяет визуально, по общим данным балансового отчета, определить платежеспособность банка. Свидетельством того, что банк платежеспособен,является превалирование его совокупных активов над совокупными обязанностями. Разница между банковскими активами и обязательствами составляет реальную величину собственного капитала банка. Банк является платежеспособным, если величина его собственного капитала больше, чем 0. Неплатежеспособный банк - это такой банк, который имеет нулевую или отрицательную величину собственного капитала.

Разницу между активами и обязательствами еще определяют как чистые активы (см. п. 2.1). Изменение чистых активов за отчетный период отражает изменение финансового состояния банка. Прирост чистых активов достигается в случае получения банком прибыли, т.е. за счет увеличения собственного капитала банка:

4А' - 4АО = КО + Р,

где 4А° - чистые активы на начало отчетного периода; 4А' - чистые активы на конец отчетного периода; К° - собственный капитал на начало отчетного периода; Р - прибыль, полученная за отчетный период.

Баланс - это основная форма синтетического учета. Синтетический учет позволяет получать агрегированную и систематизированную бухгалтерскую информацию относительно финансового состояния банка и контролировать правильность отражения операций в бухгалтерском учете. Следовательно, балансовый метод обобщения информации имеет двойное назначение: как инструмент управления и как средство контроля за правильностью регистрации банковских операций в учете.

Реализация указанных целей достигается через составление банками различных видов балансов, которые отличаются как по форме и содержанию, так и по дате и срокам предоставления и целевым назначением:

Сальдовый баланс составляется по остаткам счетов на определенную дату, а оборотно-сальдовый содержит как остатки, так и обороты по счетам. За сроком и датой предоставления балансы подразделяют на ежедневные и ежемесячные.

Под пробными балансами понимают промежуточные, или рабочие балансы. Следовательно, составление отчетного ежедневного или ежемесячного баланса происходит в несколько этапов, которые отличаются характером обобщения бухгалтерской информации.

Отчетный баланс составляется по структуре плана счетов, т.е. включает три части.

Промежуточный баланс имеет форму односторонней вертикальной таблицы, в которой данные расположены по степени возрастания номеров бухгалтерских счетов IV порядка. Разграничения балансовых счетов на активные и пассивные не предусмотрено, возможно выделение итогов по разделам (счета II порядка) и группами (счета III порядка).

Этот баланс включает все виды бухгалтерских счетов. Его основное назначение - контроль за правильностью отражения операций в бухгалтерском учете. В то же время промежуточный баланс не пригоден для осуществления анализа, использование в управлении.

Сальдовый - ежедневный и ежемесячный баланс составляется по одинаковой форме, приведенной в приложении 1.

В ней предусмотрено предоставление информации по остаткам отдельно по балансовым счетам, счетам доходов и расходов и внебалансовым счетам на отчетный период.

Активные и пассивные счета отражаются отдельно, в четкой последовательности, по балансовым счетам - на уровне счетов IV порядка, групп, разделов и по внебалансовым счетам - на уровне счетов IV порядка и групп.

В пятом классе «Капитал банка» остаток счета № 5900 «Результат текущего года» формируется один раз в конце года и должен равняться разнице между суммами шестого класса «Доходы» и седьмого класса «Расходы». В случае отрицательного результата сумма пятого класса уменьшается. Счета доходов и расходов закрываются один раз в конце года.

Остатки по счетам предоставляются также отдельно в разрезе операций с резидентами и нерезидентами, а внутри их - по видам валют: национальная свободноконвертируемая, неконвертируемая валюты.

Оборотно-сальдовый баланс по структуре не отличается от сальдового (приложение 2). По содержанию, кроме остатков по счетам на отчетную дату, он содержит обороты за отчетный период.

Пробные, сальдовые и оборотно-сальдовые балансы в основном предназначены для внутреннего менеджмента и представление Национальному банку Украины. Для внешних пользователей предусмотрен балансовый отчет, содержание, методика составления и назначение которого рассматриваются в главе 16.

К другим формам синтетического учета относятся: оборотно-сальдовые ведомости, проверочные ведомости, кассовые журналы и т.д. Они отличаются степенью обобщения информации и используются для сверки данных аналитического и синтетического учета.

2.4. Параметры и формы аналитического учета

Финансовый учет должен обеспечить реализацию двух функций: 1) запись информации об операциях, которые выполняются банком, и возможность отразить эти операции в агрегированном виде в балансовой и финансовой отчетности для анализа и управления; 2) запись детальной информации о параметрах и контрагентов каждой операции с целью получения отчетов различного уровня для внутреннего пользования, представление поверочным органам и для расчета макроэкономических параметров денежно-кредитной статистики. Кроме того, учитывая высокую степень автоматизации ведения бухгалтерского учета, необходимо предусмотреть ряд параметров для автоматизированного выполнения задач, например, для начисления процентов, составление вспомогательной финансовой отчетности по отдельным видам операций (кредитными, депозитными и т. п.).

Осуществление агрегированного учета для выполнения первой функции обеспечивается с помощью синтетического учета, то есть с использованием бухгалтерских счетов. Их перечень приведен в плане счетов.

Но всю необходимую информацию невозможно отразить на уровне балансовых счетов: это приведет к тому, что план счетов станет громоздким и неудобным для работы.

Ежедневная детальная информация о совершенных банком операции отображается в основной форме аналитического учета - лицевом счете. По каждому балансовому и внебалансовому счету открываются счета аналитического учета. Выделение лицевых счетов зависит от вида актива, обязательств и собственного капитала с распределением по контрагентам.

Лицевые счета подлежат регистрации в специальной книге, где для каждого балансового счета IV порядка отводятся отдельные листы. В ней регистрируются все лицевые счета клиентов, а также счета, открытые за внутрибанковскими операциями (учет имущества, собственного капитала, доходов, расходов, результатов деятельности, расчетов). При закрытии счета в книге проставляется дата и указывается причина закрытия. Книга хранится у главного бухгалтера; изменения в регистрационных записях могут осуществляться только с его разрешения.

По некоторым балансовым счетам аналитический учет ведется на сводных лицевых счетах или в операционных журналах, книгах, карточках в виде хронологического записи операций для обеспечения контроля за использованием средств по целевому назначению. Например, для учета кассовых операций применяется «Книга учета наличности операционной кассы и других ценностей банка»; для учета основных средств - «Журнал учета основных средств»; при расчетах расчетными чеками может использоваться сводный лицевой счет по аналитическому счету «Расчеты чеками»; выдачу расчетных чековых книжек можно учитывать по специальным карточкам учета и др.

В некоторых случаях как регистры аналитического учета используются экземпляры документов. Например, для учета документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств в банке, в картотеку к внебалансовому счету «Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств в банке» размещаются первые экземпляры денежно-расчетных документов, ожидающих оплату (платежные поручения, требования-поручения и др.).

В современных условиях процесс бухгалтерского учета в банках автоматизирован. В связи с этим, с целью сохранения информации о каждый отдельный объект аналитического учета, оптимизации его ведения и подготовки отчетности коммерческими банками, Национальным банком Украины были разработаны «Методические указания по ведению параметров аналитического учета». В основу нормативного документа положены такую классификацию: параметры делятся на обязательные и необязательные (рекомендуемые); на такие, касающиеся контрагентов (клиентов) и те, что касаются непосредственно аналитических (лицевых) счетов:

Обязательные параметры вводятся с учетом требований Национального банка Украины относительно отчетности банков. Они являются обязательными при оформлении нового контрагента или при открытии аналитического счета. Общие обязательные параметры позволяют: 1)получить информацию о все открытые клиенту счета; 2) выбрать совокупность счетов, имеющих заданную характеристику, для составления отчетности.

Необязательные параметры являются рекомендуемыми для заполнения. Они могут использоваться при организации управленческого и налогового учета в банке, а также при предоставлении отчетности менеджерам банка и другим органам.

Специальные параметры применяются к отдельным группам аналитических счетов в зависимости от их экономического содержания. Такие параметры используются для автоматизированного ведения некоторых операций и предоставление специальной отчетности Национальному банку Украины. Например, для кредитных счетов эти параметры предусматривают обеспечение, вид кредита, дата выдачи кредита, дата возврата, количество пролонгаций; для депозитных счетов - дату и срок размещения, дату возврата денежных средств.

Каждому лицевому счету присваивается соответствующий номер, который может иметь до 14 знаков. Первые пять (слева направо) жестко регламентированы, остальные девять (от шестого до четырнадцатого знака) банк формирует самостоятельно в соответствии с определенных параметров аналитического учета. Знаки приобретают значений от 0 до 9. Номер счета не может содержать менее чем пять знаков.

Схема построения номера аналитического (лицевого) счета приведена ниже:

В номер аналитического счета включают только часть параметров из всего набора; другие параметры хранятся вне номером счета и могут использоваться во время выполнения отдельных операций и построении отчетности.

Рассмотрим на примере возможный подход к формированию номера аналитического счета, исходя из приведенной информации о контрагентах банка и бухгалтерские счета (табл. 1-3).

Таблица 1

Характеристика и коды контрагентов

№ п/п

Характеристика контрагента

Значение параметра (сегмент С в номере счета)

Значение параметра (идентификационный код контрагента)

Формат параметра

Примечание

1.

Банк - резидент

1

Код МФО банка-контрагента

6 цифр

Справочник коммерческих банков

Украины

2.

Банк-нерезидент

2

До 10 цифр

Значение параметра определяется банком самостоятельно

3.

Другое юридическое лицо-резидент

3

Идентификационный код субъекта хозяйственной деятельности

8 цифр

Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины

4.

Другое юридическое лицо-нерезидент

4

Идентификационный код субъекта хозяйственной деятельности

8 цифр

Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины

5.

Физическое лицо-резидент

5

Идентификационный код физического лица

10 цифр

Государственный реестр физических оси б - налогоплательщиков

6.

Физическое лицо-нерезидент

6

До 10 цифр

Значение параметра определяется банком самостоятельно

7.

Внутренние счета

9

До 10 цифр

Значение параметра определяется банком самостоятельно

Таблица 2

Контрагенты (клиенты) банка

№ п/п

Название учреждения

Резидентность

Значение параметра «характеристика клиента»

Ідентифікаціний код

Значение параметра «код клиента»

1.

АБ «Укргаз-промбанк»

Резидент

1

320843

320843

2.

Банк «Banker Trust»

Нерезидент

2

200

3.

Ооо «Роксолана»

Резидент

3

21666080

1001

4.

«Сименс» ЛТД

Нерезидент

4

00276395

1002

6.

Иванченко В.

Резидент

5

1980514435

12006

7.

Фридман Дж.

Нерезидент

6

Таблица 3

Бухгалтерские счета

(согласно плана счетов)

с/п

Название бухгалтерского счета

Номер бухгалтерского счета

1.

Текущие счета субъектов хозяйственной деятельности

2600

2

Текущие счета физических лиц

2620

3.

Краткосрочные кредиты субъектам хозяйственной деятельности за внутренними торговыми операциями

2040

4.

Начисленные проценты по кредитам субъектам хозяйственной деятельности по внутренним операциям

2048

5.

Просроченная задолженность по кредитам субъектам хозяйственной деятельности за внутренними торговыми операциями

2047

6.

Корреспондентские счета в НБУ

1200

7.

Корреспондентские счета, открытые в других банках

1507

8.

Банкноты и монеты в кассе банка

1001

9.

Неуплаченные в срок проценты по кредитам клиентов (забалансовый)

9601

Согласно приведенной в табл. 1 - 3 информации банк самостоятельно определяет параметры, которые вошли к сегменту С(*********) на схеме (с. 67):

- характеристика контрагента (1 знак);

- порядковый номер аналитического счета (2 знака);

- код контрагента (до 6 знаков).

В номере счета код валюты выносится на отдельном поле и выделяется наклонной чертой вправо «/». В табл. 4 ключевой разряд заменены на символ «к».

Таблица 4

Примеры построения номеров аналитических счетов

с/п

Название аналитического счета

Номер счета

1.

Текущий счет Ооо «Роксолана» в долларах США

2600к301.1001/001

2.

Текущий счет Ооо «Роксолана»

2б00к302.1001

3.

Кредит № 1, предоставлен Ооо «Роксолана»

2040к301.1001

4.

Кредит № 2, предоставленный Ооо «Роксолана»

2040к302.1001

5.

Начисленные проценты по кредиту № 1, предоставлен Ооо «Роксолана»

2048к301.1001

6.

Просроченная задолженность по кредиту № 2, что предоставленный Ооо «Роксолана»

2047к302.1001

7.

Неуплаченные в срок проценты по кредиту № 2, что предоставленный Ооо «Роксолана» (забалансовый счет)

9601к302.1001

8.

Текущий счет Иванченко В. П.

2620к501.12006

9.

Текущий счет фирмы «Сименс» в долларах США

2600к401.1002/001

10.

Текущий счет фирмы «Сименс» в немецких марках

2600к401.1002/048

11.

Корреспондентский счет в банке «Banker Trust» в долларах США

1500к200.200/001

12.

Корреспондентский счет КБ «Укргазпром»

1200к100.300012

13.

Денежные средства в кассе № 3 под отчет у кассира № 1

1001к931

Лицевые счета включают следующие обязательные реквизиты:

- номер лицевого счета;

- сумма вступительного остатка;

- дата последнего движения по счету;

- дата совершения текущей операции;

- номер документа, на основании которого осуществляется запись;

- номер банка-корреспондента;

- номер счета-корреспондента;

- код операции;

- код валюты;

- сумма операции;

- суммы оборотов по дебету и кредиту;

- сумма исходящего остатка;

- реквизиты банка, ведущего счет.

Лицевые счета клиентов составляются в двух экземплярах, перепечатываются по установленным стандартам и считаются выходными документами банков. Второй экземпляр лицевого счета является выпиской из лицевого счета и предназначен для выдачи клиенту. К выпискам из лицевых счетов прилагаются документы (их копии), на основании которых сделаны записи по кредиту счета.

На документах, прилагаемых к выпискам, проставляется штамп банка, который оформляет выписки из лицевых счетов, а также календарный штамп даты проводки документа по лицевому счету, если эта дата не совпадает с датой выписки документа.

Пример лицевого счета приведен ниже:

Напечатано 05/06/98 20:33:23

2.5. Банковская документация

Все банковские операции отражаются в учете только при наличии документального подтверждения. Банковские документы - это письменное распоряжение клиента или ответственного работника банка на проведение денежно-расчетной операции или иной операции в банке. По назначению они делятся на распорядительные, т.е. такие, которые содержат разрешение на выполнение операции, и исполнительные. Документы поступают в банки от предприятий и учреждений, других банков, а также составляются непосредственно в банке и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять банковский контроль.

Таким образом, документ является письменным подтверждением выполнения операции и основанием для отражения ее в бухгалтерском учете. Документ, который удостоверяет сделку, называется первичным. На основании первичных документов могут составляться сводные документы.

Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учета и контроля, составляет банковскую документацию.

Документы по содержанию операций подразделяются на:

- кассовые;

- мемориальные;

- внебалансовые и др.

Классификация банковских документов приведена ниже:

Кассовыми документами оформляются операции по приему и выдачи наличных. Они делятся на приходные и расходные. В приходных принадлежат объявление на внесение наличности в кассу банка, приходный кассовый ордер и др.; к расходным - денежный чек на получение наличных денег и расходный кассовый ордер.

Мемориальные документы используются для безналичных перечислений по счетам. Это расчетные документы, предоставляемые банку клиентами (платежные поручения, требования-поручения, расчетные чеки), мемориальные ордера и др.

К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера. Этими документами оформляются прием и выдача ценностей и документов, хранящихся в кассе и хранилище.

Формы документов, которые предприятия подают банкам, а также документов, которые они получают от банков в подтверждение выполнения соответствующих операций, включенные в унифицированную систему денежно-расчетной документации. Они утверждены Правлением НБУ и стандартизированы. Для составления документов используются стандартные бланки установленного образца, изготовленных типографским способом. Широко применяется составление денежно-расчетных документов на электронно-вычислительных машинах (с аналогичным расположением всех данных, предусмотренных стандартной формой печатного бланка по определенной операцией).

Банковские документы включают данные, которые называют реквизитами.

К обязательным реквизитам относят:

- название учреждения банка;

- дату совершения операции;

- содержание операции;

- сумму операций;

- подписи ответственных лиц.

Остальные реквизиты документа зависят от вида операции.

Все денежно-расчетные документы в своем составе имеют мемориальный ордер, в котором указано бухгалтерскую проводку, то есть определенные бухгалтерские счета, подлежащие дебатуванню и кредитованию.

Реквизиты в документах размещены в соответствующей последовательности: справочные данные - слева, бухгалтерские статистические - справа.

Количество экземпляров документов должно быть достаточным для отражения операции в учете по всем лицевым счетам всех сторон-участников, принимающих участие в выполнении банковской операции. Все экземпляры заполняют на пишущей машинке в один прием или путем умножения оригиналов. Чеки, объявления на взнос наличными, квитанции, приходные и расходные кассовые ордера заполняют собственноручно.

Контрольные вопросы

1. Вспомните классификацию бухгалтерских счетов. Дайте определение их основных групп.

2. Назовите общее (классическое) бухгалтерское уравнение. Что отражает это уравнение?

3. Какое назначение имеют контрактивні и контр пассивные счета?

4. Для составления отчетности которой используются счета доходов и расходов?

5. Что является объектом учета на забалансовых счетах?

6. Какой метод записи используется для регистрации банковских операций на забалансовых счетах? Каким образом определяется характер внебалансового счета?

7. Дайте определение плана счетов.

8. Назовите структуру плана счетов и охарактеризуйте его составляющие части.

9. Как связаны между собой части плана счетов?

10. Дайте определение бухгалтерского баланса.

11. Охарактеризуйте структуру баланса.

12. Что понимают под чистыми активами?

13. Какие виды балансов составляют банки?

14. Определите параметры аналитического учета.

15. Как формируется номер лицевого счета?

16. Определите основные реквизиты лицевого счета.

17. Вспомните классификацию банковской документации.

Упражнения для самостоятельной работы

Упражнение 1. Определите вид и характер приведенных бухгалтерских счетов и отразите информацию в таблице:

- сберегательные сертификаты, эмитированные банком;

- хозяйственные материалы;

- текущие счета субъектов хозяйственной деятельности;

- краткосрочные кредиты субъектам хозяйственной деятельности за внутренними торговыми операциями;

- резервные фонды;

- долговые ценные бумаги центральных органов государственного управления в портфеле банка на продажу;

- валюта и банковские металлы, купленные по условиям спот;

- обязательства по кредитованию, полученные от банков;

- резервы под задолженность по кредитам, предоставленным клиентам;

- расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств в банке;

- банкноты и монеты в кассе банка;

- долгосрочные кредиты, предоставленные другим банкам;

- эмиссионная разница.

- контррахунок;

- не уплаченные клиентам доходы;

- ценные бумаги на хранение;

- расходы на командировки;

- процентные расходы по средствам до востребования;

- процентные доходы по кредитам;

- результат от торговых операций.

Вид бухгалтерского счета

Активный, или условно-активный

Пассивный, или условно-пассивный

Класс плана счетов

Балансовые:

постоянные;

временные

Внебалансовые

Упражнение 2. Используя метод двойной записи, отразите приведенные операции по внебалансовым счетам:

- АКБ «Аркада» 10.09.98 г. подписал соглашение на открытие кредитной линии по требованию АКБ «Электрон» на срок 10 дней в размере 250 000 грн.;

- АКБ «Полесье» получил на консигнацию дорожные чеки на сумму 100 000 грн.;

- АКБ «Сбербанк» получил от типографии 10 000 бланков сберегательных книжек;

- банк отослал дорожный чек номиналом 5000 долл. США, который был принят на инкассо.

Упражнение 3. По приведенным остатками по бухгалтерским счетам составить бухгалтерский отчет (тыс. грн.):

Кредиты, полученные от НБУ 27890

Вложения в ассоциированные компании 108

Средства в НБУ 6300

Кредиты, предоставленные клиентам 106165

Акционерный капитал 20580

Начисленные доходы (по операциям с клиентами) 3500

Резервный фонд 15420 экз.

Прибыль 6500

Средства клиентов банка 116330

Товарно-материальные ценности на складе и дебиторы 5730

Кредиты и депозиты, полученные от других банков 48265

Ценные бумаги, которые рефинансируются НБУ 46731

Начисленные расходы (по операциям с банками) 477

Ценные бумаги и акции, приобретенные банком 892

Основные средства, нематериальные активы и капитальные вложения банка 21197

Резервы на покрытие кредитных рисков по операциям с клиентами) 674

Средства в других банках 37809

Другие активы 7696

Упражнение 4. Исходя из формулы номера аналитического счета, составьте номер лицевого счета, открытого по краткосрочным депозитам, привлеченных от банка «Электрон», на балансовом счете 7012 «Процентные расходы по краткосрочным депозитам других банков», если известно:

- номер банка «Электрон» по межбанковским расчетам 322636;

- номер лицевого счета по порядку 016.

Упражнение 5. В КБ «Аркада» 06.07.99 г. по текущим счетам Ооо «Роксолана» проведены следующие операции: в грн.

- по платежному поручению иногороднего плательщика зачислена выручка от реализации 3600

- по денежному чеку выданы средства на заработную плату 1200

- по платежному поручению перечислены денежные средства за выполненные работы по капитальному ремонту помещения 4500

- за счет зачислен предоставленный банком краткосрочный кредит 5000

- по платежному поручению перечислены платежи в государственный бюджет 90

- остаток средств на текущем счете на начало дня составляет 150.

• Отразите приведенные операции по текущему лицевому счету.
• Назовите обязательные реквизиты лицевого счета.

Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович
2. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
3. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
4. ГЛАВА 4 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНОГО КАПИТАЛА БАНКА
5. ГЛАВА 5 УЧЕТ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
6. ГЛАВА 6 ПЛАТЕЖНЫЕ СЧЕТА И УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ГЛАВА 7 УЧЕТ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
8. ГЛАВА 8 УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
9. ГЛАВА 9 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
10. ГЛАВА 10 УЧЕТ ДЕПОЗИТНЫХ И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
11. ГЛАВА 12 УЧЕТ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
12. ГЛАВА 13 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И МАТЕРИАЛОВ
13. ГЛАВА 14 УЧЕТ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
14. ГЛАВА 15 УЧЕТ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ
15. ГЛАВА 16 ОТЧЕТНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
16. ГЛАВА 17 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
17. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую