lybs.ru
Пусть будет вечная слава - же през шаблю маєм права! / Иван Мазепа


Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович


ГЛАВА 6 ПЛАТЕЖНЫЕ СЧЕТА И УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Цель изучения

После изучения главы 6 Вы должны знать:

1. Принципы построения платежных счетов в балансе.

2. Признаки платежных счетов.

3. Порядок открытия и режим функционирования платежных счетов.

4. Порядок и учет операций при расчетах платежными поручениями.

5. Порядок и методику учета операций при расчетах требованиями-поручениями.

6. Учет операций при расчетах расчетными чеками.

7. Методику учета операций при расчетах аккредитивами.

8. Порядок и методику учета операций при расчетах акцептованными (гарантированными) платежными поручениями.

9. Порядок и методику учета операций при расчетах платежными требованиями без акцепта плательщиков и бесспорное взыскание средств.

6.1. Характеристика платежных расчетов клиентов банка

Организация денежных расчетов - это одна из функций коммерческих банков. Денежный оборот - это совокупность платежей (расчетов), которые осуществляются безналичными перерасчетами или наличными. Денежный оборот по структуре делится на наличный и безналичный.

Наличный оборот включает платежи, которые осуществляются наличными и преимущественно связан с доходами и расходами населения. Существуют определенные ограничения относительно применения расчетов наличными между субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями).

Под безналичным оборотом понимают систему денежных расчетов, осуществляющих без участия наличных денег. В промышленно развитых странах безналичный денежный оборот составляет 80-90 % всего денежного обращения. В Украине в связи с кризисными явлениями в сфере экономики и платежей его доля уменьшилась. По состоянию на начало 1998 г. Доля наличного оборота составляла примерно 40-50 %.

Денежный оборот регулируется действующим законодательством и нормативными актами Национального банка Украины. В основу его организации положены следующие принципы:

1) все предприятия, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны хранить денежные средства на счетах в банке. В кассе предприятия могут находиться наличные деньги в пределах лимита и срока, которые установлены банком и согласованные с предприятием;

2) денежные расчеты осуществляют преимущественно через банки путем безналичных расчетов;

3) платежи осуществляются банком с согласия или по поручению плательщика и в соответствии с предоставленными предприятием денежно-расчетными документами, которые не обращающиеся вне банков. Бесспорное списание средств с его счета осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательством.

Эти основные принципы определяют главную боль банков в организации денежного обращения и прежде всего касаются субъектов хозяйственной деятельности, кроме физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности без юридического статуса, имеют право не открывать счета в банке для хранения средств и осуществления расчетов.

Клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетно-кассового обслуживания и по всем видам операций могут пользоваться услугами одного или нескольких коммерческих банков. Наличие счета в банке - это основа контрактных взаимоотношений между банком и клиентом. Виды счетов, которые могут открывать в банке зависят от правового статуса и характера деятельности этого предприятия. Это могут быть текущие, бюджетные, депозитные (вкладные), ссудные и другие счета.

Текущий счет - это основной счет субъекта хозяйственной деятельности. Без открытия текущего счета предприятие не имеет права заниматься никакими видами хозяйственной деятельности. Вновь созданное предприятие для получения свидетельства о государственной регистрации должно открыть временный счет, на который учредители перечисляют взносы для формирования уставного капитала. После перечисления учредителями ЗО % от объявленного размера уставного капитала банк предоставляет предприятию справку для представления в органы государственной регистрации в составе документов, необходимых для осуществления регистрации.

Итак, текущий счет предназначен для хранения денежных средств и осуществления расчетов по всем видам деятельности предприятия. Виды деятельности, которыми может заниматься предприятие перечисленные в его уставе или в документе, его заменяющем.

Комплексное расчетно-кассовое обслуживание заключается в ведении счета клиента и осуществлении банком по его поручению всех расчетных (предоставление платежных услуг) и кассовых операций, которые возникают в процессе его деятельности и предусмотренные действующим законодательством. Банк обращает особое внимание на процедурные вопросы, связанные с открытием, ведением и закрытием текущего счета.

Для предприятий, организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, функции текущего счета выполняет бюджетный текущий счет. В случае наличия у таких предприятий других источников финансирования, наряду с бюджетным текущим счетом, им открывается текущий счет.

По своему характеру текущие счета относятся к депозитам по требованию или, иначе говоря, к депозитам до востребования. То есть, обслуживая такой депозит, банк обязан в любой момент обеспечить снятие средств осуществляется непосредственно клиентом или третьим лицом по поручению клиента. В зарубежной банковской практике такие счета еще называют транзакционные (платежные) депозиты. Термин «платежные счета» (депозиты) достаточно четко отражает суть текущих счетов. По этим счетам банки или вовсе не начисляют процентов, или их начисляют в зависимости от среднего остатка, или от дотриманого клиентом установленного компенсационного остатка.

Банки тщательно подходят к процедуре открытия текущего счета. Содержание процедуры зависит от категории клиента - субъект хозяйственной деятельности или физическое лицо.

Для открытия счета предприятие предоставляет банку следующие документы:

1) заявку на открытие текущего счета (приложение 3);

2) копию свидетельства о государственной регистрации в органе государственной исполнительной власти или в другом органе, уполномоченному осуществлять государственную регистрацию;

3) копию должным образом зарегистрированного Устава (положения);

4) копию документа, подтверждающего взятие предприятия на налоговый учет;

5) карточку с образцами подписей лиц, которым согласно действующему законодательству или учредительных документов предоставлено право распоряжаться счетом и подписывать расчетные документы (в карточку включается также образец оттиска печати предприятия);

6) копию документа о регистрации в органах пенсионного фонда Украины.

Рассмотрим назначение этих документов. Свидетельство о государственной регистрации свидетельствует о законности деятельности предприятия и подтверждает его право на открытие текущего счета. Устав позволяет банку получить информацию об учредителях предприятия и отношения между ними, направления и виды деятельности предприятия, его юридический адрес. В Устав банка прилагается протокол собрания учредителей, где содержатся данные относительно лиц, которые назначены на должность руководителя и главного бухгалтера. Карточка с образцами подписей последних подтверждает их право на распоряжение денежными средствами, хранящимися в банке на счетах. После изучения финансового состояния предприятия и представленных документов банк принимает решение об открытии текущего счета или отказ. В случае положительного решения руководитель банка передает в бухгалтерию распоряжение об открытии счета вместе со всеми необходимыми документами.

Между банком и предприятием (владельцем счета) заключается соглашение (приложение 4) на осуществление расчетно-кассового обслуживания, в котором указывается номер открытого счета, предусмотрены обязательства и права сторон по выполнению операций по счету, условия закрытия счета, срок действия соглашения, порядок и периодичность выдачи выписок из счета и др. По отдельному соглашению банк предоставляет список тарифов комиссионного вознаграждения за свои операции и услуги, в том числе за расчетно-кассовое обслуживание (плата за открытие счета, закрытие счета, переводы, за изъятие наличности и т.д.).

Законодательством и инструкциями Национального банка Украины предусмотрено, что каждое предприятие имеет право открыть по одному текущему счету в национальной и иностранной валюте вдвоем учреждениях банка. В случае открытия двух текущих счетов в национальной валюте один из них выступает в качестве основного, второй-дополнительного.

Таким образом, предприятие в заявлении должен указать, какой именно текущий счет оно желает открыть в банке. Отличия этих счетов состоят в следующем: если на текущих счетах не хватает средств для удовлетворения всех претензий к предприятию, то задолженность взыскивается в бесспорном порядке, учитывается по основным текущим счетом.

Бухгалтерия на основании распоряжения управляющего регистрирует текущий счет в книге регистрации открытых счетов, делает соответствующую отметку на документах и передает их в юридическую службу для хранения в юридическом деле клиента. В течение трех рабочих дней со дня открытия счета (включая день открытия) банк должен сообщить номер счета налоговому органу, а в случае открытия дополнительного счета - также банк, в котором открыт основной счет.

Документальное оформление открытия текущего счета хозяйственным обществам, договорным объединением, товарным биржам, доверительным обществам, печатным средствам массовой информации, коллективным сельскохозяйственным предприятиям, организациям потребительской кооперации, арендным предприятиям, профсоюзным организациям, политическим партиям, общественным и религиозным организациям, а также обособленным подразделениям предприятий имеет некоторые особенности.

К предприятиям, для которых законом не предусмотрено наличие устава, относятся полные товарищества, коммандитные товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели (без образования юридического лица).

Бюджетные текущие счета открываются на основании платежного поручения финансового органа, органа Государственного казначейства, соответствующего распорядителя бюджетных средств. Физическому лицу-предпринимателю (без образования юридического лица) текущий счет открывается на его имя.

Текущие счета и другие счета, имеют мультивалютный характер. Поэтому если в уставе указано, что предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью, банк может открыть ему текущий счет в иностранной валюте.

Текущие счета могут открываться также частным (физическим) лицам. Они носят платежный характер и предназначены для осуществления расчетов частного лица с физическими и юридическими лицами, то есть для обслуживания движения денежных средств, возникающего при поступлении доходов частного лица и их использовании. Для открытия счета частное лицо подает:

1) заявление на открытие счета;

2) карточку с образцом подписи;

3) паспорт или документ, его заменяющий;

4) справку об идентификационном коде налогоплательщика.

Паспорт и справка банка позволяют идентифицировать физическое лицо.

Выполнение операций по текущим счетам осуществляется на основании расчетных документов в безналичной и наличной формах.

Платежные счета клиентов размещены во втором классе баланса «Операции с клиентами». Аналитические текущие счета субъектам хозяйственной деятельности открываются к счету четвертого порядка № 2600 «Текущие счета субъектов хозяйственной деятельности». К субъектам хозяйственной деятельности относятся все юридические лица, в том числе организации и учреждения, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность без создания юридического лица.

Номер счета, к которому бюджетным учреждениям открываются аналитические бюджетные текущие счета, зависит от уровня бюджета, из которого происходит финансирование:

№ 2520 «Текущие бюджетные счета клиентов, которые содержатся из Государственного бюджета Украины»;

№ 2540 «Средства бюджета Автономной Республики Крым»;

№ 2541 «Средства областных бюджетов»;

№ 2542 «Средства районных, городских, поселковых и сельских бюджетов».

Аналитические текущие счета для учета средств из бюджетных источников бюджетным учреждениям открывают до следующих счетов:

№ 2530 «Прочие средства клиентов, которые содержатся из Государственного бюджета Украины»;

№ 2551 «Прочие средства клиентов, которые содержатся из бюджета Автономной Республики Крым»;

№ 2553 «Прочие средства клиентов, которые содержатся из областных бюджетов»;

№ 2555 «Прочие средства клиентов, которые содержатся из районных, городских, поселковых и сельских бюджетов».

Аналитические текущие счета частным (физическим) лицам открывают к счету № 2620 «Текущие счета физических лиц».

При выполнении операций по платежным счетам, связанные с изъятием и предоставлением наличности, банк и предприятия должны придерживаться правил осуществления кассовых операций.

Расчеты без участия наличных денег осуществляются через использование безналичных расчетов. Безналичные расчеты - это расчеты, которые осуществляет банк перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимных требований предприятий. Для этого используют такие платежные инструменты, как формы безналичных расчетов, векселя и пластиковые карты. Формы безналичных расчетов и правила их осуществления вводит Национальный банк Украины. Предприятия могут применять следующие формы расчетов:

- платежные поручения;

- платежные требования-поручения;

- чеки;

- аккредитивы;

- платежные требования.

Форма безналичных расчетов состоит из двух основных элементов: вид расчетного документа и схема документооборота.

При осуществлении расчетов используются стандартные формы расчетных документов. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей лиц, имеющих право распоряжаться средствами на текущем счете. Принятие документов от предприятий осуществляется в течение рабочего дня. Документы, принятые в операционное время, отражаются банком в балансе в тот же день. Списание средств со счета плательщика производится только по первым экземпляром расчетного документа.

Каждая форма имеет особый документооборот, который включает этапы прохождения документов между участниками расчетной операции (плательщик, банки, получатель) и определяет порядок списания средств с текущего счета плательщика и их движение до зачисления на счет получателя.

При осуществлении расчетов гарантированными платежными поручениями, аккредитивами, чеками предусматривается гарантия платежа со стороны банков. Гарантию платежа в этих случаях банк решает через отделения доли денежных средств клиента с текущего счета и депонирование их на лицевом счете, входит в состав аналитических счетов, открываемых к балансового счета четвертого порядка «Средства в расчетах». Средства на этих счетах имеют целевое назначение: для оплаты расчетных документов за гарантированными банком платежами. В бухгалтерском учете депонированные средства учитываются на следующих аналитических счетах:

«Расчеты гарантированными платежными поручениями»;

«Расчеты чеками»;

«Расчеты аккредитивами».

При расчетах платежными картами используются пластиковые карточки. Средства, предусмотренные для расчетов за платежным, депонируются на балансовых счетах:

№ 2605 «Средства субъектов хозяйственной деятельности для расчетов платежными карточками»;

№ 2625 «Средства физических лиц для расчетов платежными карточками».

Все счета, которые принадлежат к группе счетов «Средства в расчетах» - пассивные, т.е. имеют кредитовое сальдо, и остатки по этим счетам используются как бесплатные банковские ресурсы. Схема платежных счетов приведена ниже:

Остатки на платежных счетах формируют привлеченные банком ресурсы. Эти счета пассивные и всегда имеют кредитовое сальдо. По текущим счетам расчетные операции исполняются банком только в пределах наличия средств, то есть в пределах кредитового остатка.

По текущим счетам производятся операции, которые возникают в процессе текущей (основной), инвестиционной, финансовой деятельности предприятия. Основные операции по текущему счету:

зачисление выручки за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы; платежи за полученные сырье, товарно-материальные ценности и услуги; получение наличных денег на выплату заработной платы и командировочных; налоговые и обязательные платежи в бюджет;

зачисления сумм полученных кредитов и уплата процентов за кредит;

размещение средств в депозиты, вложения в ценные бумаги и др.

Претензии к текущего счета и поручения от плательщика принимаются банком только в пределах наличия средств на счете на начало рабочего дня. Исключение составляют только поручения предприятия на перечисление в бюджеты и государственные целевые фонды сумм налогов и сборов, неналоговых платежей, пени, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, документов на бесспорное взыскание в случаях, определенных законами Украины, а также по решению суда, арбитражного суда и по исполнительным надписям нотариусов. Такие документы принимаются к исполнению независимо от наличия средств на основном текущем счете. В случае недостаточности средств на счете они помещаются в картотеку документов, не оплаченных в срок, и учитываются на внебалансовом счете № 9803 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств у плательщика».

При поступлении средств на счет документы изымаются из картотеки и уплачиваются в календарной очередности их поступления, если законодательством не определено целевой очередности их выполнения. Допускается частичная оплата таких документов в случае невозможности их полной уплаты. Частичная оплата оформляется мемориальным ордером.

Возможна также ситуация, что средства на счете плательщика есть, но их недостаточно на корреспондентском счете банка для оплаты расчетных документов клиентов. В этом случае расчетные документы помещаются в картотеку к внебалансовому счету № 9804 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств в банке».

В учете эти операции отражаются следующими проводками:

№ п/п

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Помещение документов плательщика в картотеку из-за отсутствия средств на текущем счете

№ 9803

№9911

2

Изъятие из картотеки документов и их уплата и одновременно

№9911

№ 2600

№ 9803

№ 1200

3.

При частичной оплате документов

№2600

№ 1200

В указанные в договоре на расчетно-кассовое обслуживание или в распоряжении на открытие счета сроки банк предоставляет предприятию выписку с текущего счета. До подъемника приобщаются соответствующие документы, подтверждающие операции, проведенные банком по счету.

В банковской практике используются следующие условные цифровые обозначения (шифры) вида операций, проставляемые в лицевом счете предприятия:

Условные цифровые обозначения вида операции

Документы, прилагаемые к выписке из лицевого счета за этой записью

1

Платежное поручение

2

Платежное требование-поручение

3

Кассовый чек

4

Аккредитивы

5

Вексель

6

Мемориальный ордер

7

Платежное требование

8

Инкассовое поручение

9

Гарантированное поручение платежное

12

Чеки, выданные физическим лицам

13

Расчетный чек

14

Счет в платежной карточки

На основании этих документов и записей по счету предприятие отражает банковские операции в своем бухгалтерском учете. Текущий счет может быть закрыт при следующих условиях:

- заявление владельца счета;

- решение органа, на который законом возложены функции по ликвидации или реорганизации предприятия;

- соответствующее решение суда или арбитражного суда о ликвидации предприятия или признания его банкротом;

- условия, предусмотренные соглашением, о расчетно-кассовом обслуживании между банком и владельцем счета.

Временное прекращение операций по текущему счету происходит по распоряжению органов налоговой администрации в случаях, предусмотренных законом.

В условиях закрытия счета в соответствии с законодательными актами Украины и нормативными актами Национального банка Украины сумма с недействующего текущего счета перечисляется на счет № 2903 «Кредиторская задолженность клиентов по недействующим счетам». С этого счета осуществляется погашение кредиторской задолженности клиентам или сумма перечисляется по направлениям, направленными действующим законодательством.

6.2. Учет операций при расчетах платежными поручениями

Платежное поручение - это документ, который представляет собой письменно оформленное поручение клиента банку, который его обслуживает, на перечисление определенной суммы средств со своего счета.

Это наиболее распространенная форма расчетов, используемая в местных и междугородных расчетах между клиентами, с бюджетом, органами социальной защиты, внебюджетными структурами.

Платежные поручения составляются по единой форме, установленной Национальным банком Украины, которая приведена в приложении 5.

Количество экземпляров расчетных документов соответствует потребностям сторон, участвующих в расчетах. Документы изготавливаются в один прием; исправления и подчистки запрещены.

Поручения принимаются от плательщика к исполнению банками в течение 10 календарных дней со дня выписки; день заполнения не учитывается. К исполнению банк принимает поручения только в пределах имеющихся средств на счете плательщика, за исключением перечисления в бюджет сумм налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в государственных целевых фондов, которые принимаются банками независимо от наличия средств на счетах предприятий. При их отсутствии такие поручения учитываются на позабюджетному счете № 9803 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств у плательщиков».

При недостаточности средств на счетах осуществляется частичная оплата таких поручений, которая оформляется банком мемориальным ордером (приложение 6).

Платежные поручения применяются в расчетах по платежам товарного и нетоварного характера: за фактически отгруженную продукцию (выполненные работы и услуги), в порядке предварительной оплаты, для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий. Об этом указывается в строке «Назначение платежа» со ссылкой на название, номер, дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отгрузку продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

Все претензии по расчетам между клиентами регулируются ими без участия банка. Но банк принимает от клиентов претензии, согласно договору на обслуживание, за несвоевременное списание или зачисление сумм, выплачивая штраф в пользу клиента. При проведении расчетов между клиентами банк отражает в своем учете:

1. Если клиенты в одном банке:

Д-т счета

№ 2600 «Текущие счета» клиента или другие платежные счета;

К-т счета

№ 2600 «Текущие счета» или другие платежные счета.

1. Если клиенты в разных банках:

Д-т счета

№ 2600 «Текущие счета» и дебет других счетов клиентов;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Схема документооборота при расчетах платежными поручениями приведена ниже:

Где: 1 - заключение договора-контракта; 2 - отгрузка продукции, товаров, сдачи работ, услуг; 3 - передача платежного поручения на право списания суммы платежа; 4 - выписка из текущего (расчетного) счета о списании денежных средств; 5 - платежное поручение (сообщение) о зачислении платежа на текущий счет получателя: б-выписка с текущего счета о зачислении платежа.

6.3. Учет операций при расчетах гарантированными поручениями

Расчеты гарантированными поручениями применяются тогда, когда получатель не имеет счета в учреждении банка или расчеты непосредственно с получателем средств платежными поручениями невозможны и их можно перечислить только через предприятия связи.

При этом до всех экземпляров гарантированного поручения прилагается соответственно оформленный список получателей переводов с указанием цели перевода. Кроме того, предприятие подает отделению связи заполненные бланки переводов.

После проверки правильности оформления такого поручения его сумма списывается банком со счета плательщика и депонируется на счете № 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности», аналитический счет «Расчеты гарантированными платежными поручениями», бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 2600 «Текущие счета субъекта хозяйственной деятельности»;

К-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности»,

счет

«Расчеты гарантированными платежными поручениями».

Учреждение банка передает предприятию связи также образцы подписей своих должностных лиц и оттиск гербовой печати.

Предприятие связи полученное гарантированное поручение сдает в учреждение банка, который его обслуживает, а последняя относит поступления средств записью в учете:

Д-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности»,

счет

«Расчеты гарантированными платежными поручениями»;

К-т счета

№ 2600 «Текущие счета субъекта хозяйственной деятельности (предприятия связи).

Если предприятие связи обслуживается другим банком, то банк, обслуживающий предприятие связи, направляет банку плательщика дебетовое сообщение. Получив его, последний списывает ранее Депонированные средства у себя со счета № 2602 и перечисляет банку предприятия связи:

Д-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности».

счет

«Расчеты гарантированными платежными поручениями»;

К-т счета

№ 1200 «Коррахуноку Национальном банке Украины».

Получив средства, банк предприятия связи зачисляет их на текущий счет предприятия связи:

Д-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины»;

К-т счета

№ 2600 «Текущие счета предприятия связи», и списывает реестр гарантированных поручений с внебалансового счета № 9831 «Документы и ценности, отосланные на инкассо».

Неиспользованная сумма гарантированного поручения при представлении плательщиком его первого экземпляра учреждении банка, в котором депонированы средства плательщика на счета № 2602, восстанавливается ему на текущий счет:

Д-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности»,

счет

«Расчет гарантированными платежными поручениями»;

К-т счета

№ 2600 «Текущие счета субъекта предпринимательской деятельности».

6.4 Учет операций при расчетах платежными требованиями поручениями

При этой форме в расчетах принимают участие два субъекта:

- поставщик (сырья, товаров, работ, услуг), имеет право на получение платежа;

- плательщик (получатель) имеет право поручить банку осуществить платеж со своего расчетного (текущего, бюджетного) счета.

Платежное требование-поручение - это расчетный документ, представляющий собой требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк (приложение 7).

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком после того, как он выполнил свои обязательства перед покупателем, и вместе с отгрузочными, транспортными документами пересылается, вне банком плательщику. Последний проверяет соответствие этих документов договорным обязательствам, заполняет ту часть платежного требования-поручения, которая подтверждает его согласие на осуществление платежа и передает их в свой банк для оплаты.

Возможен вариант передачи поставщиком платежных документов плательщику через свой банк с пересылкой последним в банк покупателя.

В учете, в обоих случаях, осуществляются следующие записи.

Банком плательщика:

Д-т счета

№ 2600 «Текущие счета»;

К-т счета

№0 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Банком поставщика:

Д-т счета

№ 1200 «Коррахуноку Национальном банке Украины»;

К-т счета

№ 2600 «Текущие счета» (клиента).

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями приведена ниже:

Где: 1 - соглашение с указанием формы расчетов - платежными требованиями-поручениями; 2 - отгрузка товара, продукции или передача работ, услуг; 3 - документы на отгрузку или передачу и платежные требования-поручения, отправлены или вручены покупателю; 4 - покупатель до оформляет платежные документы и сдает в свой банк на оплату; 5 - банк покупателя осуществляет платеж с вручением выписки об этом из его текущего счета и отправляет документы в банк поставщика; 6 - банк поставщика осуществляет зачисление средств на счет своего клиента с вручением выписки об этом из его текущего счета.

6.5. Учет операций при расчетах расчетными чеками

Расчетный чек - это документ, который содержит письменное распоряжение собственника счета (чекодателя) учреждению банка (банку-эмитенту), которое ведет его счет, уплатить чекоотримувачу указанную в чеке сумму средств. Заполненная форма чека приведена в приложении 8.

Чековые книжки (расчетные чеки) являются бланками строгой отчетности. Они изготавливаются на специальной бумаге на Банкнотной фабрике Национального банка Украины.

Чеки применяются для осуществления расчетов в безналичной форме между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами с целью сокращения расчетов наличными за полученные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

Банк-эмитент без выдачи чековой книжки может выдать на имя чекодателя (физического лица) один или несколько расчетных чеков на сумму, не превышающую остаток средств на счете чекодателя, или на сумму, которая внесена наличными.

Срок действия чековой книжки - один год, расчетного чека, который выдается для разового расчета физическому лицу - три месяца. По согласованию с учреждением банка срок действия неиспользованной чековой книжки может быть продлен.

Чек заполняется от руки (шариковой ручкой, чернилами) или с использованием технических средств. В нем не допускается исправлений и использование факсимиле вместо подписи.

Чек из чековой книжки подается к оплате в банк чекодержателя в течение 10 календарных дней (день выписки чека не учитывается).

Владельцу запрещена передача чековой книжки любому другому юридическому или физическому лицу.

Отражение в учете операций по расчету чеками осуществляется следующим образом.

1. Согласно заявлению клиента с его текущего счета банк депонирует ему сумму на специальном счете, получая комиссионные за услуги:

Д-т счета

№ 2600 «Текущие счета»;

К-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности», аналитический счет «Расчеты чеками»;

К-т счета

№ 6110 «Комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания клиентов (на определенную сумму за услугу)» и одновременно списывается в расход с внебалансового счета № 9821 «Бланки строгой отчетности».

По мере расчетов с поставщиками продукции, товаров, работ, услуг чекодатель выписывает чек на сумму платежа, которая не превышает лимита (предельной суммы, указанной на оборотной стороне чека) и передает его поставщику-чекоотримувачу. Последний проверяет обязательные реквизиты и на оборотной стороне чека и заверяет его подписями должностного лица в соответствии с карточкой образцов подписей и оттиском печати.

2. После поступления расчетных чеков от иногородних чекоотримувачів в банк-эмитент осуществляется их оплата с аналитического счета чекодателя депонированных сумм:

Д-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности»,

аналитический счет «Расчеты чеками»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

В случае, если чекодатель и чекоотримувач обслуживаются в одном учреждении банка:

Д-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности»

(соответствующий аналитический счет);

К-т счета

№ 2600 «Текущие счета».

3. При инкассовом варианте расчетов чеками банк чекоотримувача для контроля за оплатой чеков приходует их поступления на внебалансовом счете № 9830 «Расчетные документы и ценности, принятые на инкассо», ожидающих акцепта для оплаты. При сообщении банком-эмитентом об отсутствии средств на специальном счете № 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности» или при наличии нарушений в оформлении чека (исправления, факсимиле подписи, сумма чека превышает задепоновану) банк чекоотримувача списывает сумму с указанного забалансового счета № 9830 «Расчетные документы и ценности, принятые на инкассо» и возвращает чек чекоотримувачу с указанием причин его неуплаты.

4. Если клиент прекращает дальнейшие расчеты чеками, при наличии неиспользованного лимита до окончания срока действия чековой книжки, по его поручению (физическое лицо - по заявлению) остаток лимита зачисляется на тот счет, с которого депонувалися средства:

Д-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности», аналитический счет «Расчеты чеками»;

К-т счета

№ 2600 «Текущие счета».

Схема документооборота при расчетах расчетными чеками приведена ниже:

Где: 1 - подача заявления на приобретение чековой книжки; 2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита; 3 - отгрузка продукции, товара, услуг; 4 - передача чека на оплату продукции, товара, услуг; 5 - документы на оплату и реестр чеков: б - зачисление денег на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя; 7 - предоставление выписки из счета депонированных сумм.

6.6. Учет операций при расчетах аккредитивами

Аккредитив - это денежное обязательство банка по поручению своего клиента осуществить третьему лицу (поставщику, бенефициару), непосредственно или через другой уполномоченный банк, платежи за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги по условиям, предусмотренным в аккредитиве. Форма заявления на аккредитив приведена в приложении 9.

Банк плательщика в этом случае называют банк-эмитент, то есть исполняющим приказ плательщика, банк поставщика банк - исполнитель.

Необходимым условием осуществления расчетов по аккредитиву является обусловленность этого в соглашении, которое регулирует взаимоотношения, заключенные между покупателем и поставщиком. Аккредитивы применяют при междугородных расчетах, а также если поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов, чтобы иметь гарантию получения оплаты, или в порядке санкций.

В зависимости от того, где аккумулируются денежные средства или чьими средствами сначала осуществляется уплата поставщику, применяют такие виды аккредитивов:

покрытый - по которому для осуществления платежей заблаговременно бронируются средства плательщика в полной сумме на отдельном счете в банкуемітенті, или исполняющем банке;

непокрытый - оплата по которому, в случае временного отсутствия средств на счете плательщика, гарантируется банком-эмитентом за счет банковского кредита или гарантии.

Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные. На каждом аккредитиве должно быть указано, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается безотзывным.

Отзывный - аккредитив, который банк-эмитент вправе изменить или отозвать без согласования с поставщиком (бенефициаром).

Безотзывный - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован только с согласия бенефициара, в пользу которого он был открыт.

Аккредитив открывается только для расчетов с одним поставщиком и не может переадресовываться. Условия его использования указываются плательщиком в заявлении на открытие аккредитива, реквизитами которого являются:

- номер договора, по которому открывается аккредитив;

- срок действия (дата открытия и закрытия аккредитива);

- название поставщика;

- название банка-исполнителя аккредитива;

- место исполнения аккредитива;

- условия реализации аккредитива (документы, сроки их представления и порядок оформления, вид товара, способ отгрузки);

- вид аккредитива;

- сумма аккредитива.

Аккредитив закрывается в следующих случаях:

- по истечении срока аккредитива, о чем исполняющий банк уведомляет банк-эмитент;

- по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива, о чем исполняющий банк уведомляет банк-эмитент; неиспользованная сумма перечисляется банку покупателя по его указанию на счет, с которого депонированные средства;

- по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично закрывается или уменьшается днем получения сообщения от банка-эмитента на сумму, не превышающую остатка на счете «Расчеты аккредитивами».

Если претензии к поставщику возникли не по вине банка, они улаживаются сторонами без его участия.

Рассмотрим особенности учета открытие аккредитива:

- как покрытого, с депонированием средств покупателя в банке-эмитенте;

- как покрытого, с депонированием средств в исполняющем банке (т.е. банка, обслуживающего поставщика);

- как непокрытого, то есть без депонирования средств в одном из банков, но под гарантию банка-эмитента.

Схема документооборота при расчетах покрытыми аккредитивами с депонированием средств покупателя в банке-эмитенте приведена ниже:

Где: 1 - покупатель-плательщик передает в свой банк заявление на открытие аккредитива; 2 - банк депонирует средства на счета № 2602

«Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности», аналитический счет «Расчеты аккредитивами», бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 2600 «Текущий счет субъекта хозяйственной деятельности»;

К-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности», счет «Расчеты аккредитивами» (на сумму заявленного аккредитива);

К-т счета

№ 6110 «Комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания клиентов» (на сумму, определенную за услугу);

С - банк покупателя авизо сообщает банк поставщика об открытии аккредитива; 4 - банк поставщика (банк-исполнитель), получив уведомление, информирует поставщика и банк-эмитент об открытии аккредитива, который исполнитель учитывает на забалансовом счете № 9802 «Аккредитивы к оплате» (на балансовых счетах никаких записей не осуществляют, потому что деньги не поступили); 5 - поставщик отгружает товар покупателю; 6 - поставщик передает товарно-транспортные накладные и денежно-расчетные документы своему банку для уплаты; 7 - банк поставщика, получив указанные документы, проверяет их, сверяет с условиями реализации аккредитива; 8 - банк поставщика направляет документы спецсвязью до банка-эмитента; 9 - банк-эмитент после проверки оплачивает реестр документов:

Д-т счета № 2602;

К-т счета № 1200;

10 - банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика:

Д-т счета № 1200;

К-т текущий счет № 2600;

11 - банк покупателя проверяет полученные документы поставщика с условиями аккредитива и перечисляет деньги банку поставщика бухгалтерской проводкой:

Д-т счета № 2602;

К-т счета № 1200.

Ниже приводим схему документооборота при расчетах покрытыми аккредитивами с депонированием средств покупателя в банке поставщика:

В данном случае сумма депонированного аккредитива подлежит перечислению из банка-эмитента в банк исполнителя. Последовательность операций така.1. Покупатель-плательщик подает заявление своему банку на открытие акредитива.2. Банк плательщика (эмитент) принятое к исполнению заявление учитывает на приходе забалансового счета № 9802 «Аккредитивы к оплате» и перечисляет деньги с текущего счета в банк поставщика бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 2600 «Текущий счет субъекта хозяйственной деятельности»

(покупателя);

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

3. Авизо с добавленной заявлением на аккредитив передается в банк поставщика, который полученные деньги зачисляет на счет № 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности» (счет «Расчеты аккредитивами») бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины»:

К-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности»,

счет «Расчеты аккредитивами».

4. Поставщик отгружает товар и передает реестры счетов и транспортные документы в свой (исполняющий) банк.

5. Банк поставщика проверяет документы последнего на соответствие условиям, предусмотренным аккредитивом, и платит их:

Д-т счета

№ 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйственной деятельности», счет «Расчеты аккредитивами»;

К-т счета

№ 2600 «Текущий счет субъекта хозяйственной деятельности» (поставщика).

6. Банк поставщика извещает банк покупателя о произведенном платеже.

7. Банк покупателя-плательщика, получив сообщение, списывает сумму аккредитива на уменьшение забалансового счета № 9802 «Аккредитивы к оплате».

В случае открытия непокрытого аккредитива (об этом в заявлении в строке «вид аккредитива» должен быть дополнительный запись «гарантированный)-банк-эмитент (банк покупателя) это учитывает по дебету внебалансового счета №9122 «Непокрытые аккредитивы». Банк поставщика, получив об этом сообщение, учитывает такой аккредитив по дебету внебалансового счета № 9802 «Аккредитивы к оплате», отдельно от депонированных.

В дальнейшем, после отгрузки поставщиком продукции, товара, работ, услуг и представления відвантажуваних документов своему банку-исполнителю, осуществляются учетные операции оплаты и перечисления средств по методике и последовательности, как и при расчетах покрытыми аккредитивами, с депонированием средств покупателя в банке-эмитенте, что было рассмотрено выше.

При непредставлении гарантированного поручения к оплате в течение одного месяца со дня его выписки сумма этого поручения перечисляется с кредита счета № 2602 на дебет балансового счета № 2909 «Другая кредиторская задолженность по операциям с клиентами» и далее, после окончания срока исковой давности, банк совершающий с ней согласно с действующим законодательством Украины.

6.7. Расчеты платежными требованиями без акцепта плательщиков и бесспорное взыскание средств

Бесспорное взыскание и безакцептное списание средств осуществляется в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины: по результатам рассмотрения претензий арбитражного суда, за штрафами и пеней таможенной службы, при нарушениях ценообразования, несвоевременном проведении предприятиями расчетов за энергоносители и, особенно, за санкциями налоговой администрации.

Суммы финансовых санкций в соответствии с приказами, изданными Держкомрезвом Украины, и суммы недоимки в бюджет по налогам, налоговым кредитом, штрафы, начисленные государственными налоговыми администрациями, взимаются в бесспорном порядке инкассовыми поручениями (распоряжениями) по форме, приведенной в приложении 10.

Во всех других случаях бесспорное взыскание и безакцептное списание средств осуществляется на бланке платежного требования (приложение 11), которая с сопроводительным реестром подается взыскателем в банк, где обслуживается плательщик.

Как в инкассовых поручениях, так и в платежных требованиях в строке «Назначение платежа» указывается название законодательного акта, которым предусмотрено право бесспорного взыскания средств (его дата, номер и соответствующий пункт) и документ, на основании которого осуществляется взыскание.

Взыскатель также подает в учреждение банка расчетные и исполнительные документы (приказы арбитражных судов, исполнительные листы, выданные судами, и другие, определенные действующим законодательством). Эти документы на бесспорное и безакцептное списание средств принимаются банками независимо от их наличия на счетах предприятий. При их отсутствии эти документы учитываются на внебалансовом счете № 9803 «Расчетные документы, неоплаченные в срок из-за отсутствия средств у плательщиков» с которого их стоимость списывается по мере оплаты.

Контрольные вопросы

1. Назовите принципы организации денежного обращения.

2. Раскройте содержание и назначение договора на осуществление расчетно-кассового обслуживания.

3. Назовите документы, необходимые для открытия платежных счетов и их назначение.

4. С помощью каких инструментов банк предоставляет платежные услуги.

5. Характеристика платежных счетов и счетов группы «Средства в расчетах».

6. Формы безналичных расчетов в банках Украины.

7. Вспомните порядок документального оформления и отражения в учете при применении формы расчетов платежными поручениями.

8. Раскройте методику учетного отражения операций при применении формы расчетов платежными требованиями-поручениями.

9. Что Вам известно об учете операций при расчетах чеками?

10. Расскажите о методике учета операций при расчетах аккредитивами.

11. В чем заключается суть методики учета операций при расчетах гарантированными поручениями?

12. Раскройте особенности методики учета операций при расчетах платежными требованиями без акцепта плательщиков при бесспорном взыскании средств.

Упражнения для самостоятельной работы

Упражнение 1. От совхоза «Березанский» к Барышевского отделения банка АПК «Украина» 10 сентября поступило платежное поручение № 83 от 8 сентября на сумму 435 000 ден. ед. по перечислению с его расчетного счета на расчетный счет ремонтного завода в том же отделении за ремонт сеялки. Поручение принято к оплате. Того же дня от «Заготзерно» (ссудный счет №414301) поступило сводное платежное поручение № 57 на сумму 105 000 ден. ед. о перечислении средств за сданное зерно тем совхозам, которые обслуживаются в этом же отделении банка; совхоза «Березанский» - 35 000 ден. ед. за зерно, сданное 4 сентября (квитанции № 945, 946); свинокомплекса - 20 000 ден. ед. за продукцию, сданную 9 сентября (квитанции № 967, 968); совхоза «Барышевский» - 50 000 ден. ед. за продукцию, сданную 8 сентября (квитанции № 936, 937), МФО банка 322500.

• Составьте бухгалтерские проводки.

• Выпишите платежное поручение за одним из перечислений.

• Сколько экземпляров платежного поручения выписывает плательщик для расчетов с получателями средств, которые обслуживаются в том же отделении банка? Объясните назначение каждого экземпляра.

Упражнение 2. ОАО завод «Станков-автоматов» (расчетный счет № 26118 в Октябрьском отделении Проминвестбанка г. Киева, МФО 322605) отгрузил продукцию на сумму 98 500 ден. ед. Завода «Газприлад» (расчетный счет № 26313 в городском отделении Укрсоцбанка г. Виннице, МФО 322713) (отправка железной дорогой, накладная № 33127 от 10 ноября) согласно договору № 81 от 3 мая. 13 ноября завод «Газприлад» подал требование-поручение в свой банк с согласованием на оплату.

• В скольких экземплярах подается в банк платежное требование-поручение?

• Составьте платежное требование-поручение от имени поставщика.

• Составьте бухгалтерские проводки.

Упражнение 3. Харьковское отделение Укрсоцбанка г. Киева 3 октября акцептувало платежное поручение № 46 Радиозавода № 5 на сумму 75 000 ден. ед. для расчетов с отделением связи № 13 по преданию средств отдельным гражданам. Отделение связи подало 10 октября до Харьковского отделения Укрсоцбанка реестр акцептованных платежных поручений, принятых для оплаты переводов.

• Заполните платежное поручение.

• Составьте бухгалтерские проводки.

Упражнение 4. 4 апреля в отделение банка обратился завод «Арсенал» с просьбой о дополнительном лимите на книги на 500 ден. ед. в связи с наличием неиспользованных бланков в чековой книжке. 13 апреля заводом «Арсенал» использовано последний чек из лимитированной чековой книжки. На счете № 722 осталась неиспользованная сумма - 43 ден. ед. Завод подал платежное поручение на закрытие счета по учету лимитированной чековой книжки.

• Каким документом и как оформляется долімітування чековой книжки?

• Каким образом банк контролирует остаток лимита чековой книжки?

• Как оформляется возврат неиспользованного остатка лимита по лимитированной чековой книжке?

• Составьте бухгалтерские проводки.

Упражнение 5. От Шевченковского «Райплодоовочторгу» м. Киева 2 мая в Шевченковское отделение Проминвестбанка поступило заявление на выставление с его счета почтового аккредитива для расчетов с заводом «Торгмаш» г. Винницы, который обслуживается Проектным отделением Проминвестбанка, за оборудование на сумму 50 500 ден. ед. Срок закрытия аккредитива в банке поставщика - 19 мая. Условия оплаты аккредитива против реєстрахунків с акцептом уполномоченного В. С. Среды и транспортных документов, подтверждающих отгрузку оборудования. Аккредитив не использован, сумма аккредитива возвращена на расчетный счет Шевченковского «Райплодоовочторгу». Аккредитив открыт в банке поставщика.

• Составьте бухгалтерские проводки в банке акредитиводавця и акредитивоотримувача.

• Определите срок закрытия аккредитива в банке покупателя, если почтовый пробег между отделениями банков - 2 дня.

• Как ведется аналитический учет по балансовому счету № 720?

Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович
2. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
3. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
4. ГЛАВА 4 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНОГО КАПИТАЛА БАНКА
5. ГЛАВА 5 УЧЕТ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
6. ГЛАВА 6 ПЛАТЕЖНЫЕ СЧЕТА И УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ГЛАВА 7 УЧЕТ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
8. ГЛАВА 8 УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
9. ГЛАВА 9 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
10. ГЛАВА 10 УЧЕТ ДЕПОЗИТНЫХ И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
11. ГЛАВА 12 УЧЕТ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
12. ГЛАВА 13 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И МАТЕРИАЛОВ
13. ГЛАВА 14 УЧЕТ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
14. ГЛАВА 15 УЧЕТ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ
15. ГЛАВА 16 ОТЧЕТНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
16. ГЛАВА 17 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
17. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую