lybs.ru
Кто бы знал, что ты дурак, если бы ты не был известным человеком? / Александр Перлюк


Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович


ГЛАВА 13 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И МАТЕРИАЛОВ

Цель изучения

После изучения главы 13 Вы должны знать:

1. Экономическое содержание основных средств, нематериальных активов, малоценных предметов и хозяйственных материалов относительно передачи их стоимости и затраты банков.

2. Методику учета поступления, выбытия, передачи в аренду и под залог основных средств и нематериальных активов.

3. Порядок отражения в учете малоценных предметов и хозяйственных материалов.

4. Порядок отражения в учете результатов индексации и инвентаризации всех видов материальных ценностей и нематериальных активов.

5. Методику отражения всех видов материальных ценностей и нематериальных активов в отчетности.

13.1. Документальное обеспечение учета

Основные средства - это материально-имущественные ценности, действующие в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере, сохраняют первоначальный внешний вид (форму) и постепенно изнашиваются в течение длительного периода.

К основным средствам относятся предметы со сроком службы более одного года, стоимость которых определена правительством Украины. Предельная стоимость предметов, не относящихся к основным средствам, может регулироваться Министерством финансов Украины.

По функциональному назначению различают операционные основные средства, которые принимают непосредственно участие в банковской деятельности или способствуют его осуществлению (здания, сооружения, силовые машины, оборудование, рабочие машины и оборудование и т.п., действующих в сфере материального производства) и неоперационные основные средства, которые не принимают непосредственно или опосредованно участия в банковской деятельности и предназначены в основном для обслуживания коммунальных, культурно-бытовых нужд работников банка (здания, сооружения, оборудование, машины и аппараты и т.п., которые используются в непроизводственной сфере).

Независимо от стоимости и срока службы к основным средствам относятся библиотечные фонды, а также оружие и средства охранно-пожарной сигнализации.

Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, и погашение их стоимости осуществляется ежемесячно путем начисления амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов.

Амортизация не начисляется на библиотечные фонды. Приобретение библиотечных фондов осуществляется за счет соответствующих источников финансирования.

Целью учета основных средств и нематериальных активов являются:

- правильное и своевременное документирование и отражение операций по движению основных средств;

- контроль за сохранностью основных средств;

- правильное и своевременное начисление амортизации (износа).

На практике приказом руководителя учреждения банка назначается лицо, ответственное за сохранность основных средств, с которой заключается соглашение о материальной ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Каждому инвентарному объекту, независимо от того, находится он в эксплуатации или в запасе, присваивается соответствующий инвентарный номер, который проставляется на предмете и в инвентарной карточке (приложение 28), или в книге учета основных средств и нематериальных активов (приложение 29), если количество объектов незначительна (несколько десятков наименований).

Карточки размещаются в картотеке по группам однородных предметов. Предоставленные номера сохраняются за объектом на весь период его нахождения в определенном учреждении. Инвентарные номера объектов, которые выбыли, не могут быть переданы другим объектам.

Инвентарные номера основных средств должны быть отличные от инвентарных номеров малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Рекомендуется при предоставлении предмета инвентарного номера включать в него номер балансового счета.

Учет основных средств в инвентарных карточках, а также в инвентарной книге учета основных средств и нематериальных активов называется аналитическим.

Записи в инвентарной книге осуществляются на каждый объект отдельно. Допускается ведение инвентарных карточек на группу однородных объектов, одновременно приобретенных и одинаковой стоимости.

Карточки объектов основных средств, которые не эксплуатируются, группируются отдельно.

Учет оружия ведется в отдельной инвентарной книге. Ведение инвентарной книги и инвентарных карточек может осуществляться автоматизировано или вручную. При этом любая форма ведения данных регистров должна обеспечить наличие всех необходимых реквизитов и сверку аналитического учета с синтетическим на любую дату.

При ведении учета в автоматизированном режиме осуществляется распечатка материалов сверки данных аналитического учета с синтетическим на первое число каждого месяца.

Изменение первоначальной стоимости допускается лишь в случае достройки, дооборудования, реконструкции, завершенного капитального ремонта, частично ликвидации объектов, а также индексации, проведенной по решению правительства Украины.

Проиндексированные объекты основных средств согласно «Ведомости индексации балансовой стоимости основных фондов и их износа» (приложение 30) записываются по восстановительной стоимости в разделе карточки «Достраивания, доустаткування, модернизация, индексация».

Инвентарная книга учета основных средств в конце года не закрывается, и записи в ней продолжаются в новом году.

После завершения отчетного года в книге делается отметка о сверке аналитического учета с синтетическим по состоянию на 1 января года, которая подтверждается подписью главного бухгалтера или другим ответственным лицом.

Учет объектов основных средств по месту эксплуатации (нахождения) осуществляется в инвентарном списке (приложение 31). Данные пообъектного учета основных средств по месту нахождения должны соответствовать записям в инвентарных карточках (книгах).

Для получения аналитических данных о наличии и движении основных средств по их классификационным признакам по итоговым данным записей в отчетном месяце в инвентарных карточках (книгах) заполняется «Карточка учета движения основных средств» определенной формы (приложение 32). Эти карточки ведутся отдельно по каждой отраслевой группе и признаком использования основных средств, а также по отраслевой группой основной деятельности, кроме этого, по видам основных средств.

Приобретены, смонтированы, заново построены и бесплатно полученные объекты основных средств приходуются на основании актов приемки-передачи основных средств по форме, приведенной в приложении 33, которые составляются на каждый объект отдельно.

Составление акта на несколько объектов основных средств допускается в случае, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, принимаются одновременно под ответственность одного лица.

Акт является единственным первичным бухгалтерским документом, в котором приводится состав комиссии, подробная характеристика объекта, источник приобретения (ввода), год постройки или выпуска заводом, дата ввода в эксплуатацию краткая техническая характеристика, соответствие техническим условиям, итог комиссии. Указывается также, кто принял, необходимые сведения для начисления износа. В случае, если в учреждение поступают основные средства, бывшие в эксплуатации, в акте приемки-передачи указывают сумму износа.

Акт утверждается руководителем учреждения и хранится вместе с технической документацией в бухгалтерских документах дня.

При введении в действие некоторых объектов, требующих специальных актов государственной приемки, вышеуказанный акт не составляется.

Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, что осуществляется путем капитальных вложений, увеличивает его балансовую стоимость, оформляется «Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» произвольной формы.

На основании этих документов открывается инвентарная карточка объекта, присваивается порядковый номер, который затем проставляется в акте приема-передачи. Инвентарные карточки являются основанием для ведения аналитического пообъектного учета основных средств.

Основные средства могут выбывать вследствие бесплатной передачи юридическому или физическому лицу оборудования или инвентаря, истечения срока их службы, полного износа объекта учета, реализации через нецелесообразности дальнейшего использования, в результате морального износа, а также вследствие кражи или разрушения из-за аварии, стихийные бедствия и т.п. Записи в бухгалтерском учете по выбытием основных средств осуществляются на основании акта выбытия.

Для списания с баланса основных средств создается постоянно действующая комиссия в составе: заместителя руководителя (председатель комиссии), главного бухгалтера или его заместителя, кладовщика и других лиц.

Постоянно действующая комиссия:

- осуществляет непосредственный осмотр основных средств, подлежащих списанию, используя при этом необходимую техническую документацию (паспорт) и прочее, а также данные бухгалтерского учета, и определяет возможность его дальнейшего использования;

- выявляет причины списания основных средств (износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и т.п.). Если потеря имущества оказалась следствием бесхозяйственности, бесконтрольности, комиссия вносит предложения о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законом;

- определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта, и осуществляет их оценку;

- составляет акт на списание. При осмотре объектов, списываются, и составлении актов на их списание используется необходимая техническая документация. Акты составляются по формам, которые приведены в приложениях 34, 35;

- осуществляет контроль за изъятием из основных средств, списываются, пригодных для использования узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов (по данным паспортов), определяет их количество, вес и контролирует задачи под материальную ответственность определенных лиц.

В актах на списание указываются основные данные, характеризующие объект: год изготовления или постройки, дата его поступления в учреждение банка, период (время) ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта (для проиндексированных - восстановлена), сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество капитальных ремонтов и другие данные. Подробно освещаются также причины выбытия объекта основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля и дается техническая характеристика основных агрегатов и деталей, возможность их дальнейшего использования.

При списании с баланса основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту на списание прилагается копия акта об аварии, а также приводятся причины, вызвавшие аварию, и меры, принятые в отношении виновных лиц.

Составленные постоянно действующей комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем учреждения или его заместителем в течение 10 дней.

Непригодные детали машин, полностью непригодные машины и другие предметы, инвентарь, полученные при разборке зданий, сооружений, оборудования, вычислительной техники, списанных с баланса за не пригодностью, если они могут быть использованы как лом, топливо и т.п., учитываются внесистемно. При этом в книге внесистемного учета указывается инвентарный номер, балансовая стоимость списанных предметов, стоимость предметов по ценам возможного использования, сумма, полученная от реализации лома. Лицо, которому поручено хранение имущества, списанного с баланса (кладовщик или механик), расписывается в акте о приемки. После использования или реализации предметов, учитываемых внесистемно, их списывают в установленном порядке.

Списание с баланса автомобилей осуществляется после снятия их с учета в местном органе Госавтоинспекции.

При уничтожении списанных основных средств составляется акт об их уничтожении произвольной формы.

Для выявления и приведения в соответствие данных бухгалтерского учета с фактическим наличием основных средств в банках не менее одного раза в год, перед составлением годового отчета проводится инвентаризация основных средств и нематериальных активов.

Инвентаризация также требуется в случае смены материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей; в случае пожара или стихийного бедствия; реорганизации или ликвидации учреждения банка.

Для проведения инвентаризации основных средств создается инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждается приказом руководителя.

В случае неполного состава инвентаризационных комиссий и отсутствия материально ответственных лиц инвентаризация не проводится.

Наличие основных средств регистрируется в инвентаризационной описи, форма которого приведена в приложении 36. После сверки данных в описи с данными учета выявляются расхождения, причиняких выясняются.

Члены инвентаризационной комиссии несут ответственность за внесение в описи неправильных данных о инвентаризованы объекты.

К описанию запрещается вносить данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета, но без проверки их фактического наличия.

Во время инвентаризации основных средств устанавливается не только их наличие, но и фактическое состояние (степень износа), правильность отнесения к соответствующей группе активов учреждения (основных средств или малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Если в процессе инвентаризации выявлены факты отнесения основных средств к разряду малоценных и быстроизнашивающихся предметов или наоборот, а также наличие предметов, по которым нет записей в учетных регистрах, то комиссия выясняет, когда и по чьему распоряжению построено (приобретено, оплачено) такие объекты (работы), за счет каких источников списаны соответствующие затраты, с отражением этих данных в протоколе заседания комиссии и предложением о внесении изменений в учетных данных. Дооценка объектов, выявленных инвентаризацией как не взятых на учет, осуществляется в соответствии с современной стоимости их воспроизводства, а износ соответственно определяется по техническому состоянию с оформлением акта оценки их срабатывания.

Основные средства, находящиеся в аренде, в ремонте и т.д., заносятся в инвентаризационную опись на основании актов, накладных, квитанций и других документов, удостоверяющих прием указанного имущества ремонтными, обслуживающими и другими предприятиями. На основные средства, не пригодные для использования, инвентаризационные комиссии составляют акты на списание.

Основные средства, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносятся в отдельную инвентаризационную опись.

При длительной инвентаризации, в исключительных случаях, материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Такие ценности относят в отдельную инвентаризационную опись.

При инвентаризации основных средств устанавливается, когда и по чьему распоряжению приняты неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации, за счет каких источников списаны затраты на их приобретение, с отражением этих данных в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Протокол инвентаризационной комиссии должен быть в пятидневный срок рассмотрен и утвержден руководителем учреждения банка.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация.

13.2. Учет поступления, переоценки и текущего ремонта основных средств

Приобретение объектов основных средств за деньги. В их стоимость входит и налог на добавленную стоимость (НДС), который согласно действующему законодательству не возмещается банкам из бюджета, как это осуществляется для торговли и производственных предприятий, а покрывается за счет собственной прибыли. Рассмотрим эти операции на конкретном примере.

Банк приобрел мебель для операционного зала. В счете-фактуре указано, что:

Отпускная цена - 10 000 грн.

Расходы на доставку - 1000 грн.

Итого к оплате-11 000 грн.

На приобретение в учете отражают:

а) осуществление поставщику предварительной оплаты, согласно договору, например, за мебель:

Д-т счета

№ 3511 «Дебиторская задолженность по приобретению нематериальных активов и основных средств» 11 000 грн.

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины» 11 000 грн.

б) при поступлении от поставщика компьютерного оборудования, согласно счету-фактуре или накладной, стоимость которого включает и налог на добавленную стоимость:

Д-т счетов:

№ 4430 «Капитальные вложения за незавершенным строительством и за не введенными в эксплуатацию основными операционными средствами» 1 000 грн.

или

№ 4530 «Капитальные вложения за незавершенным строительством и за не введенными в эксплуатацию неопераційнилш основными средствами» 11 000 грн.

К-т счета

№ 3511 «Дебиторская задолженность по приобретению нематериальных активов и основных средств» 11 000 грн.

в) оборудование вводится в эксплуатацию и зачисляется в состав основных средств:

Д-т счетов:

№ 4400 «Операционные основные средства» 11 000 грн.

или

№ 1500 «Неоперационные основные средства» И 000 грн.

К-т счетов:

№ 4430 «Капитальные вложения за незавершенным строительством и за не введенными в эксплуатацию основными операционными средствами» 11 000 грн.

или

№ 4530 «Капитальные вложения за незавершенным строительством и за не введенными в эксплуатацию неопераційними основными средствами» 11 000 грн.

Выполнение работ по капитальному строительству, реконструкции, модернизации, достройки и капитального ремонта подрядным или хозяйственным сопсобом отображается в той же последовательности и тех же бухгалтерских счетах раздела 4 «Долгосрочные вложения, основные средства и нематериальные активы», на которых мы выше отразили приобретение объекта, только с дополнительным использованием счетов на использованные строительные материалы, оплату труда и начисления на нее в различные бюджетные и внебюджетные фонды, которые списываются с кредитов этих счетов в дебет счета № 4430 «Капитальные вложения за незавершенным строительством и за не введенными в эксплуатацию основными операционными средствами» или счета № 4530 «Капитальные вложения за незавершенным строительством и за не введенными в эксплуатацию неопераційними основными средствами».

Учет текущего ремонта. Расходы на выполнение текущего ремонта операционных основных средств относятся на себестоимость банковских услуг. Если с подрядчиком заключен договор на выполнение текущего ремонта основных средств сметной стоимостью 7000 грн., то банк составляет следующие проводки:

а) на предоплату:

Д-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» 7000 грн.

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины» 7000 грн.

б) на выполненные работы согласно акту приемки-передачи работ:

Д-т счета

№ 7420 «Расходы на содержание собственных основных средств и нематериальных активов» 7000 грн.

К-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» 7000 грн.

Если подрядно осуществлен текущий ремонт операционных основных средств, то его стоимость относится за счет собственной прибыли (спецфондов) банка, остающиеся в его распоряжении.

Безвозмездное получение основных средств. Основные средства могут поступать безвозмездно (в качестве дара) от физических и юридических лиц. Безвозмездно полученные основные средства учитываются по ценам, определенным экспертным путем, или по документам приемкипередачи.

На основании акта приема-передачи стоимость бесплатно полученных основных средств отражается проводкой:

Д-т счета

№ 4400 «Операционные основные средства»

К-т счета

№ 6490 «Позитивный результат от продажи основных средств»

или

Д-т счета

№ 4500 «Неоперационные основные средства»;

К-т счета

№ 6490 «Позитивный результат от продажи основных средств».

При получении основных средств по ценам, определенным экспертным путем, проводки по износу не осуществляются.

Операции по бесплатному получению основных средств облагаются налогом в соответствии с действующим законодательством.

Отражение в учете результатов переоценки основных средств. С целью приведения балансовой стоимости основных средств в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства банки имеют право осуществлять их переоценку.

Рыночная стоимость основных средств определяется экспертным путем. При этом балансовая стоимость объекта может увеличиваться (дооценка) или уменьшаться (уценка).

В случае дооценки составляют бухгалтерскую проводку:

Д-т счетов:

№ 4400 «Операционные основные средства»;

№ 4500 «Неоперационные основные средства».

К-т счета

№ 5] 00 «Результаты переоценки основных средств».

В случае уценки она осуществляется за счет дооценки по данному объекту, а при недостатке последней - за счет расходов банка с отражением бухгалтерской проводкой:

Д-т счетов:

№ 5100 «Результаты переоценки основных средств»;

№ 7499 «Другие небанковские операционные расходы», субсчет «Переоценка основных средств».

К-т счетов:

№ 1100 «Операционные основные средства»;

№ 4500 «Неоперационные основные средства».

Если же во время следующей переоценки стоимость основных средств возрастает, то величина дооценки учитывается в составе доходов в размере ранее отнесенной на расходы суммы оценки конкретного объекта, а разница - на кредит счета № 5100 «Результаты переоценки основных средств». В дальнейшем за объектами, которые полностью самортизированы или реализуются, указанная разница дооценки зачисляется в состав доходов бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 5100 «Результаты переоценки основных средств»;

К-т счета

№ 5030 «Прибыли прошлых лет».

13.3. Учет износа основных средств

Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом основных средств. Поэтому их стоимость следует систематически и рационально распределять в течение срока полезного использования (его банк определяет самостоятельно) на расходы путем ежемесячного начисления амортизации.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:

АВ = ЦП-Л В ,

N

где АО - амортизационные отчисления; ЦП - цена приобретения (или строительства) объекта; ЛС - ликвидационная стоимость (сумма, которую банк планирует получить в конце срока использования, за вычетом ожидаемых затрат на демонтаж, передачу или продажу); N - срок полезного использования в месяцах.

На начисление амортизации по объектам производственного назначения составляется бухгалтерская проводка:

Д-т счета

№ 742 «Расходы па содержание собственных основных средств и нематериальных активов», счет четвертого порядка

№ 7423 «Амортизация»;

К-т счета

№ 4409 «Износ операционных основных средств».

Начисление амортизации по объектам непроизводственного назначения относится за счет собственной прибыли, остающейся в распоряжении банка:

Д-т счета

№ 5020 «Общие резервы»;

К-т счета

№ 4509 «Износ операционных основных средств».

13.4. Учет выбытия объектов основных средств: ликвидация, реализация, безвозмездная передача

Учет ликвидации основных средств. На их списание с баланса составляют бухгалтерские проводки:

а) на сумму износа:

Д-т счета

№ 4409 «Износ операционных основных средств»:

К-т счета

№ 4400 «Операционные основные средства»,

или

Д-т счета

№ 4509 «Износ операционных основных средств»;

К-т счета

№ 4500 «Неоперационные основные средства».

б) на балансовую стоимость:

Д-т счетов:

№ 7490 «Отрицательный результат от продажи основных средств»

или

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка»;

К-т счетов:

№ 4400 «Операционные основные средства»;

№ 4500 «Не операционные основные средства».

Полученные от ликвидации разные виды материалов или запчастей учитываются за балансом, а при их реализации выручка зачисляется в непредвиденных доходов бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины»;

К-т счета

№ 6800 «Непредвиденные доходы».

В процессе деятельности банка основные средства могут выбывать в результате ликвидации по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации или реализации или безвозмездной передачи.

Учет реализации основных средств. Во время реализации может возникать разница между балансовой стоимостью и ценой реализации основных средств.

В случае превышения выручки над балансовой стоимостью объекта сумма превышения зачисляется в кредит счета № 6490 «Позитивный результат от продажи основных средств», а при превышении балансовой стоимости над выручкой разница относится на дебет счета № 7490 «Отрицательный результат от продажи основных средств». Рассмотрим это на примерах.

1. Случай превышения выручки от реализации над балансовой стоимостью объектов. На реализацию автомобиля за 15 000 грн. при его первоначальной стоимости 10 000 грн. и износе 2 000 грн. составляют бухгалтерские проводки:

а) на списание износа автомобиля, подлежащего реализации:

Д-т счета

№ 4409 «Износ операционных основных средств» 2000 грн.

К-т счета

№ 1100 «Операционные основные средства» 2000 грн.

б) исходя из остаточной (балансовой) стоимости объекта основных средств (10 000 - 2000 = 8000 грн.) и цены реализации дебитора-покупателя (15 000 грн.), определяется сумма превышения реализации и отражается по кредиту счета № 6490 «Позитивный результат от продажи основных средств»:

Д-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» 15 000 грн.

К-т счетов:

№ 1100 «Операционные основные средства» 8000 грн.

№ 6490 «Позитивный результат от продажи основных средств» 7000 грн.

в) поступления денег от дебитора-покупателя:

Д-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины» 15 000 грн.

К-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» 15 000 грн.

При превышении балансовой стоимости над выручкой от реализации объекта разница относится на счет № 7490 такой бухгалтерской проводкой:

Д-т счетов:

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины» 10 000 грн.

№ 4409 «Износ операционных основных средств» (или

№ 4509 «Износ операционных основных средств») 1000 грн.

№ 7490 «Отрицательный результат от продажи основных средств» 1000 грн.

К-т счетов:

№ 4400 «Операционные основные средства» (или

№ 4500 «Неоперационные основные средства») 15 000 грн.

Безвозмездная передача основных средств отражается такими бухгалтерскими проводками, как и их реализация.

13.5. Учет оперативного лизинга

Оперативный лизинг предусматривает передачу (без списания с баланса) в аренду за плату, что является доходом, объекта основных средств на определенный период времени с возвратом лизингодателю, тогда как при финансовом лизинге объект передается с целью выкупа лизингополучателем после окончания срока пользования, определяемого соглашением. Последний учитывает полученный объект на внебалансовых счетах и осуществляет оплату за его пользование, которая состоит из суммы амортизации, вознаграждения и налога на добавленную стоимость, которые включаются в состав

расходов.

Рассмотрим учет указанных операций на примере передачи в оперативный лизинг объекта операционных основных средств.

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма,грн.

Дебет

Кредит

1.

Передача объекта в аренду

У лизингодателя

5000

№4400 «Операционные основные средства», субсчет «Оперативный лизинг»

№ 4400 «Операционные основные средства», субсчет «Собственные основные средства»

2.

Ежемесячное начисление амортизации и отнесение на расходы банка

№ 7423 «Расходы на содержание основных средств и нематериальных активов», субсчет «Амортизация»

№ 4409 «Износ операционных основных средств», субсчет «Оперативный лизинг»

100

3.

Получение с арендатора:

а) амортизация + вознаграждение

б) НДС

№ 3578 «Другие начисленные доходы»

№ 6395 «Доходы от оперативного лизинга»

№6395 «Доходы от оперативного лизинга»

№3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»

120

24

4.

Поступления арендной платы

№ 1200 «Корреспондентский счет»

№ 3578 «Другие начисленные доходы»

144

5.

Перечисление НДС в бюджет с арендной платы

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»

№ 1200 «Корреспондентский счет»

21

6.

Возврате арендатором основных средств после окончания срока аренды

№ 4400 «Операционные основные средства», субсчет «Собственные основные средства»

№ 4400 «Операционные основные средства», субсчет «Оперативный лизинг»

5000

У лизингополучателя

1.

Зачисление на внебалансовые счета принятых в аренду основных средств

№ 9840 «Арендованные основные средства»

№ 9910 «Контр-счета для счетов разделов 96-98»

5000

2.

Отражение арендной платы в соответствии с соглашением

№ 7395 «Расходы на оперативный лизинг»

№ 3679 «Прочие начисленные расходы»

144

3.

Перечисление арендных платежей Одновременно на внебалансовых счетах

№ 3678 «Прочие начисленные расходы»

№ 9910 «Контрсчета для счетов разделов 96-98»

№1200 «Корреспондентский счет»

№9819 «Другие ценности и документы», субсчет «Обязательства по основным средствам, используемым

на правах оперативного лизинга»

144

144

4.

Накопление затрат на капитальный ремонт, достройку, реконструкцию объекта на счете № 1138 из него через амортизацию списывания на расходы

№ 7423 (расходы) «Амортизация», субсчет «Капитальные вложения по основным средствам, принятым в оперативный лизинг»

№4438 «Завершены капитальные вложения за операционными основными средствами, принятыми в оперативный лизинг»

1000

5.

Передача лизингодателю объекта после окончания срока лизинга

№ 9910 «Контрсчета для счетов разделов 96-98»

№ 9840

«Арендованные основные средства»

5000

13.6. Учет основных средств, принятых банком под залог предоставленного кредита

Согласно Закона Украины «О залоге» от 02.10.92 г. Банки могут предоставлять кредиты под залог имущества. Введение Закона должно обеспечивать своевременный возврат предоставленных банками кредитов.

Предметом залога могут быть собственные основные средства и нематериальные активы.

Независимо от того, находится заложенное имущество у залогодателя или залогодержателя, эксплуатируется или хранится до момента реализации залога учет и начисление амортизации (износа) осуществляется залогодателем.

Рассмотрим методику учета полученных и переданных под залог основных средств.

Полученное на хранение имущество под залог банк-залогодержатель учитывает на забалансовых счетах бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 9900 «Контрсчета для счетов разделов 90 - 95» 500 000 грн.

К-т счета

№ 9501 «Застава, при которой предмет залога передается банку» 50 000 грн.

Выдан краткосрочный кредит залогодателю под заложенное им имущество:

Д-т счета

«Ссудный счет залогодателя» 50 000 грн.

К-т счета

«Кредиторский счет в Национальном банке Украины», текущий счет залогодателя 50 000 грн.

В случае неплатежеспособности залогодателя погасить кредит, банк-залогодержатель имущества реализует его, отражая операцию поступления денег и погашения выданного кредита бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

«Корсчет в Национальном банке Украины» 45 000 грн.

К-т счета

«Ссудный счет залогодателя» 45 000 грн.

Недостаточно вырученная сумма от продажи имущества может быть компенсирована реализацией прочего имущества должника. Разница может быть также списана за счет специальных резервов бухгалтерской проводкой:

Д-т счетов:

№ 1590 «Резервы под задолженность других банков» (или № 2400 «Резервы под задолженность по кредитам, которые предоставлены клиентам») 5 000 грн.

К-т счета

«Ссудный счет (клиента)» 5 000 грн.

После этого с забалансового учета списывается стоимость объекта, полученного под залог:

Д-т счета

№ 9501 «Застава, при которой предмет залога передается банку» 50 000 грн.

К-т счета

№ 9900 «Контрсчета для счетов разделов 90-95» 50 000 грн.

Если заложенное имущество согласно договору переходит в собственность банка-залогодержателя по рыночной цене, то в учете эту операцию отражают следующим образом:

Д-т счетов:

№ 4400 «Операционные основные средства» (или № 1500 «Неоперационные основные средства»).

К-т счетов:

«Ссудный счет клиента»;

«Процентные доходы банка».

И одновременно:

Д-т счетов

№ 9500 «Застава, при которой предмет залога остается у залогодателя» (или № 9501 «Застава, при которой предмет залога передается банку»).

К-т счета

№ 9900 «Контрсчета для счетов разделов 90 - 95».

Передача банком основных средств под залог отражается бухгалтерскими проводками:

1) на передачу в залог:

Д-т счета

№ 4400 «Операционные основные средства» (или № 4500 «Неоперационные основные средства»), субсчет «Предоставлена застава».

К-т счета

№ 4400 «Операционные основные средства» (или № 4500 «Неопераціині основные средства»);

2) одновременно сумма залога отражается на внебалансовых счетах:

Д-т счета

№ 9510 «Предоставлена застава».

К-т счета

№ 9900 «Контрсчета для счетов разделов 90 - 95».

Если задолженность за полученный кредит банком погашена, то выше приведенные проводки составляются в обратном направлении.

Если операции залога осуществляются с нематериальными активами, то в учете они отражаются на тех же методических принципах, что и с основными средствами, которые рассмотрены выше.

Расходы, связанные с хранением, ремонтом, реализацией заложенного имущества, относятся на операционные расходы залогодержателя.

13.7. Отражение в учете результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов

При инвентаризации могут быть выявлены как излишки, так и недостачи основных средств.

Основные средства, выявленные как излишки подлежат оприходованию по ценам, определенным инвентаризационной комиссией банка. Для их зачисления на баланс составляется бухгалтерская проводка:

Д-т счетов:

№ 4400 «Операционные основные средства»;

№ 4500 «Неоперационные основные средства»;

№ 4300 «Нематериальные активы».

К-т счета

№ 6800 «Непредвиденные доходы».

1. Для списания с баланса выявленной недостачи, ее относят, за минусом износа, на счет № 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка» с целью возмещения ущерба материально ответственными лицами бухгалтерскими проводками:

Д-т счетов:

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка»;

№ 4309 «Износ нематериальных активов»;

№ 1109 «Износ операционных основных средств»;

№ 4509 «Износ операционных основных средств».

К-т счетов:

№ 4300 «Нематериальные активы»;

№ 4400 «Операционные основные средства»;

№ 4500 «Неоперационные основные средства».

На возмещение недостатка:

Д-т счета

«Корреспондентский счет, счет наличных средств»;

К-т счета

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка». При отсутствии виновных или отказа судом:

Д-т счета

№ 7800 «Непредвиденные расходы»;

К-т счета

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка».

Д-т счета

№ 6499 «Другие небанковские операционные доходы»;

К-т счета

№ 4400 «Операционные основные средства " (соответствующий субсчет)».

б) как износ по вибутку:

Д-т счета

№ 4409 «Износ операционных основных средств»;

К-т счета

№ 6499 «Другие небанковские операционные доходы».

в) как отнесения на отдельный счет остаточной стоимости недостачи:

Д-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» (отдельный аналитический счет «Недостачи товарно-материальных ценностей»);

К-т счета

№ 6499 «Другие небанковские операционные доходы».

2. Сумму недостачи основных средств с отдельного счета переносят на конкретные счета материально ответственных лиц:

Д-т счета

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка»;

К-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» (отдельный аналитический счет «Недостачи товарноматериальных ценностей».

3. Дополнительно возлагается на виновного в недостаче разница между учетными и розничными ценами:

Д-т счета

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка»;

К-т счета

№ 6199 «Другие небанковские операционные доходы».

4. Дополнительно на виновных начисляется налог на добавленную стоимость на разницу между учетными и розничными ценами для возмещения недостатка:

Д-т счета

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

5. Удержанная сумма всех видов начислений по выявленной недостачей с виновных лиц:

Д-т счета

№ 1001 «Банкноты и монеты в кассе банка» (или счет № 120 «Корсчет в Национальном банке Украины»);

К-т счета

№ 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка».

В случаях, если конкретные виновные лица не установлены или в удержании с них отказано судом, выявленные недостачи основных средств списываются за счет собственной прибыли, остающейся в распоряжении банка (его фонда развития или других спецфондов):

Д-т счета

№ 502 «Общие резервы банка (за счет фонда развития или других спецфондов);

К-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» (отдельный аналитический счет «Недостачи товарно-материальных ценностей»).

13.8. Учет нематериальных активов

В соответствии с «Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине», утвержденным постановлением Кабинета Министров за № 250 от 3,04 .93 г., в составе нематериальных активов отражаются приобретенные банком права пользования землей, водой, другими природными ресурсами, местом на фондовой бирже, объектами интеллектуальной собственности на другие подобные имущественные права, программное обеспечение ЭВМ и т.д.

Характерной особенностью объектов нематериальных активов является длительный период их использования и постепенная передача стоимости через начисление износа на расходы банка по нормам, определенным банком экспертным путем, учитывая срок их использования. Если этот срок определить невозможно, то нормы износа вводятся из расчета на десять лет (но не более срока деятельности учреждения банка). Для их учета предусмотрен активный счет № 4300 «Нематериальные активы».

Аналитический учет ведется в книге пообъектного учета нематериальных активов относительно показателей: первоначальной стоимости, срока полезного использования, суммы ежемесячно причисляемого износа и остаточной стоимости объекта.

Нематериальные активы могут приобретаться, получаться бесплатно, а также безвозмездно передаваться и реализовываться, что в учете отражается соответствующими бухгалтерскими проводками. Рассмотрим их.

Приобретение объектов нематериальных активов. В их стоимость входит и налог на добавленную стоимость, который согласно действующему законодательству не возмещается банкам, как это осуществляется для торговли и производственных предприятий, из бюджета, а покрывается за счет собственной прибыли. Поэтому:

- если это объект производственного назначения, то на его величину уменьшается стоимость объекта включается в состав основных средств, чтобы не завышать в дальнейшем начисление износа, которые относят на себестоимость банковских услуг;

- если это объект непроизводственного характера, предназначенный для культурно-бытового и социального обслуживания работников банка, то НДС включается в стоимость объекта этих основных средств. При этом нараховувана в дальнейшем амортизация будет отнесена за счет собственной прибыли (ФЭС). Приобретение в учете отражают следующим образом:

а) например, продавцу осуществлена предварительная оплата согласно договору за программное обеспечение ЭВМ:

Д-т счета

№3511 «Дебиторская задолженность по приобретению нематериальных активов и основных средств»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины»;

б) при поступлении от продавца программного обеспечения ЭВМ в соответствии со счетом-фактурой или накладной, стоимость которого включает в себя и налог на добавленную стоимость:

Д-т счета

№ 4310 «Капитальные вложения за не введенными в эксплуатацию нематериальными активами»;

К-т счета

№ 3511 «Дебиторская задолженность по приобретению нематериальных активов и основных средств»;

в) программное обеспечение вводится в эксплуатацию и зачисляется в состав нематериальных активов (оприходование в пределах основных средств):

Д-т счета

№ 4300 «Нематериальные активы»;

К-т счета

№ 4310 «Капитальные вложения по введенным в эксплуатацию нематериальным активам».

Безвозмездное приобретение нематериальных активов. Нематериальные активы могут поступать в виде подарка от физических и юридических лиц. Безвозмездное получение их учитывается по ценам, определенным экспертным путем или по данным документов приемки-передачи.

На основании акта приема-передачи стоимость бесплатно полученных нематериальных активов отражается проводкой:

Д-т счета

№ 4300 «Нематериальные активы» (соответствующий субсчет);

К-т счета

№ 6490 «Позитивный результат от продажи основных средств» (и нематериальных активов).

Учет износа нематериальных активов в системе счетов бухгалтерского учета. В течение срока эксплуатации объектов нематериальных активов банк ежемесячно рассчитывает сумму их амортизации (износа) и относит ее на расходы банка. Начисление износа не прекращается, если объекты находятся в запасе. Для расчета износа должна быть известна стоимость объектов определена для нее норма в процентах. Начисление износа прекращается при достижении ее уровня к балансовой стоимости объекта нематериальных активов. Для начисления износа составляют проводку:

Д-т счета

№ 742 «Расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и нематериальных активов», субсчет № 7423 «Амортизация»;

К-т счета

№ 4309 «Износ нематериальных активов».

Учет выбытия объектов нематериальных активов. Выбывает полностью амортизирован (изношенный) объект, размер износ которого достиг балансовой стоимости объекта:

К-т счета

№ 4300 «Нематериальные активы» (соответствующий субсчет).

Списание с баланса не полностью изношенного объекта нематериальных активов (например, здания производственного назначения):

а) на сумму износа:

Д-т счета

№ 4309 «Износ нематериальных активов»;

К-т счета

№ 4300 «Нематериальные активы»;

б) на балансовую стоимость:

Д-т счета

№ 7490 «Отрицательный результат от продажи основных средств» (и нематериальных активов)

или № 3552 «Недостачи и другие начисления на работников банка»;

К-т счета

№ 4300 «Нематериальные активы».

Реализация нематериальных активов. Здесь может возникать разница между балансовой стоимостью и ценой реализации на превышение выручки (как доход). Например, реализован объект за 1500 грн. при балансовой стоимости 1000 грн. и износе 200 грн., составляется бухгалтерская проводка:

а) на сумму износа:

Д-т счета

№ 4309 «Износ нематериальных активов» 200 грн.

К-т счета

№ 4300 «Нематериальные активы» 200 грн.

б) на сумму превышения:

Д-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» 1 500 грн.

К-т счетов:

№ 4300 «Нематериальные активы» 800 грн.

№ 6490 «Позитивный результат от продажи основных средств» (и нематериальных активов) 700 грн.

в) на поступления оплаты:

Д-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном бачке Украины» 1 500 грн.

К-т счета

№ 3519 «Прочая дебиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» 1 500 грн.

Если же выручка ниже балансовой стоимости, то она отражается на счете № 7490 «Отрицательный результат от продажи основных средств». Например, если балансовая стоимость объекта составляет 1 500 грн., износ - 400 грн., а выручка - 1 000 грн., то составляется бухгалтерская проводка такого содержания:

Д-т счетов:

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины» 1 000 грн.,

№ 4309 «Износ нематериальных активов» 400 грн.,

№ 7490 «Отрицательный результат от продажи основных средств» (и нематериальных активов) 100 грн.

К-т счета:

№ 4300 «Нематериальные активы» 1 500 грн.

Безвозмездная передача нематериальных активов отражается такими бухгалтерскими проводками, как и их реализация.

При безвозмездной передаче нематериальных активов операции отражаются через реализацию с начислением, согласно действующему законодательству, налога на добавленную стоимость с остаточной стоимости.

При инвентаризации нематериальных активов как таковых, не имеющие материально-физических признаков, их наличие устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, а также по документам, которыми подтверждаются имущественные права. Программное обеспечение вычислительной техники проверяется по наличию соответствующих носителей, объяснений и инструкций по их применению, а также эксплуатационным испытаниям в работе. За всеми нематериальными активами инвентаризационной комиссией устанавливается наличие распорядительного документа руководителя учреждения об утверждении сроков использования нематериальных активов и нормы их износа (амортизации).

Принципы методического отражения в учете результатов инвентаризации нематериальных активов аналогичны методике с основными средствами (см. п. 13.7).

13.9. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов и хозяйственных материалов

Малоценными считаются предметы, стоимость которых за единицу составляет 15 необлагаемых минимумов заработной платы (17 грн.), то есть 255 грн., независимо от срока службы. К быстроизнашивающимся относятся предметы, срок службы которых не превышает одного года независимо от стоимости. Они учитываются на счете № 341 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (МБП), к которому рекомендуем открыть следующие субсчета:

«МБП на складе»;

«МБП в эксплуатации»;

«МБП у подотчетных лиц и в переработке»;

«МБП в пути»;

«Результаты переоценки стоимости МБП»;

«Износ МБП».

Аналитический учет осуществляется по указанным субсчетам, по месту их нахождения и материально-ответственных лиц, которые входят в состав каждой группы МБП (в соответствии с номенклатурными номерами).

Приказом Министерства статистики Украины № 145 от 22.05.96 г. «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов» предусмотрены следующие формы:

МШ-1 «Ведомость на пополнение (изъятие) постоянного запаса инструментов (приспособлений)»;

МШ-2 «Карточка учета МБП»;

МШ-3 «Заказ на ремонт или заточку инструментов (приспособлений)»;

МШ-4 «Акт выбытия МБП»;

МШ-5 «Акт на списание инструментов (приспособлений) и обмен их на пригодные»;

МШ-6 «Личная карточка № - учета спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений»;

МШ-7 «Ведомость учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений»;

МШ-8 «Акт на списание МБП».

В учреждении банка необходимо обеспечить контроль за сохранностью малоценных и быстроизнашивающихся предметов путем учета их наличия и движения по местам хранения и использования - на складе, в кладовых у материально-ответственных лиц.

Карточка учета МБП (форма № МШ-2) применяется для учета МБП (инструмента, спецодежды, спецобуви), выданных под расписку работнику или бригадиру из кладовой для длительного пользования. Она заполняется в одном экземпляре на каждого работника, получившего эти предметы.

Учет переданного в эксплуатацию инвентаря осуществляется в «Відомісті учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений» (форма № МШ-7) путем описания этого инвентаря по каждому лицу, которое отвечает за сохранение малоценного инвентаря.

Рассмотрим методику отражения в бухгалтерском учете основных хозяйственных операций по поступлению от поставщиков бесплатно, в качестве излишков при инвентаризации, эксплуатации и выбытия (на реализацию, бесплатно и выявленных недостач при инвентаризации) МБП.

1. Поступление МБП отражается в регистрах бухгалтерского учета по цене приобретения, к которой добавляются расходы по доставке их в учреждение банка.

В бухгалтерском учете операции с оплатой, поступлением МБП и их оприходованием на склад отражаются следующим образом.

Осуществлен предварительную оплату поставщику за МБП:

Д-т счета

№3510 «Дебиторская задолженность по приобретению хозяйственных материалов и МБП»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Аналогичной бухгалтерской проводкой отражается также оплата услуг за доставку закупленных у поставщика МБП.

Полученные МБП приходуются на склад (вместе с расходами на доставку):

Д-т счета

№ 3410 «МБП на складе»;

К-т счета

№ 3510 «Дебиторская задолженность по приобретению хозяйственных материалов и МБП».

Поскольку в соответствии с действующим законодательством банки освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость с выручки от реализации своих услуг, то с оплаченной поставщиками стоимости МБП также не возмещается размер этого налога, что входит в стоимость оплаченных материалов. Это означает, что банки приходуют и списывают на свои расходы стоимость приобретенных МБП вместе с налогом на добавленную стоимость.

2. На бесплатное получение МБП увеличиваются фонды банка бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 3410 «МБП па складе»;

К-т счета

№ 6800 «Непредвиденные доходы».

3. На дооценка МБП на складе, которая может осуществляться в соответствии с действующими нормативными документами Кабинета Министров Украины, в учете составляют бухгалтерскую запись:

Д-т счета

№ 3410 «МБП на складе»;

К-т счета

№ 3408 «Результаты переоценки стоимости хозяйственных материалов».

4. В банковской системе, по действующей методике Минфина Украины, при передаче МБП в эксплуатацию их стоимость сразу начисляется износ в размере 100 % их учетной стоимости с отнесением на себестоимость банковских услуг (если это связано с основной деятельностью учреждения), или за счет прибыли, остающейся в распоряжении учреждения, или средств спецфондов, если МБП предназначены для обеспечения культурных и социально-бытовых нужд работников банка. Рассмотрим это на примере бухгалтерских проводок.

Пример 1. Переданы в эксплуатацию МБП для основной деятельности:

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дебет

Кредит

1.

Переданы МБП со склада в эксплуатацию

341 (в эксплуатации)

3410 (на складе)

1000

2.

Начислен износ МБП в размере 100 % стоимости и отнесены на хозяйственные расходы

7431 (хозяйственные расходы)

341 (износ МБП)

1000

3.

Списано с баланса МБП за непригодности для эксплуатации

3419 (износ МБП)

341 (в эксплуатации)

1000

4.

Оприходованы хозяйственные материалы по цене возможного использования (металлолом, вторсырье и т.д.)

3400 (хозяйственные материалы)

341 (в эксплуатации)

150

5.

Одновременно методом «сторно» уменьшена хозяйственные расходы на стоимость оприходованных материалов

7431 (хозяйственные расходы)

341 (МБП в эксплуатации)

150

Пример 2. Переданы в эксплуатацию МБП для обеспечения социально-бытовых и культурных потребностей работников банка:

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дебет

Кредит

1.

Переданы МБП со склада в эксплуатацию собственной соцкультбыт-сфере

341 (в эксплуатации)

3410 (на складе)

500

2.

Начислен износ МБП при передаче в размере 100 % их стоимости (за счет спецфондов)

7493 (расходы на неоперационные подразделения банка)

341 (износ МБП)

500

3.

Списаны МБП в связи с непригодностью для дальнейшего использования

3419 (износ МБП)

341 (МБП вексплуатації)

500

4.

Оприходованы товарно-материальные ценности по цене возможного использования (металлолом, вторсырье и т.д.)

3400 (хозяйственные материалы)

341 (МБП в эксплуатации)

80

5.

Одновременно методом «сторно» уменьшены расходы, отнесенные ранее (см. операцию 2) за счет спецфондов банка

7493 (расходы на неоперационные под разделы банка)

341 (МБП в эксплуатации)

80

5. При возврате МБП после эксплуатации на склад они прибутковуються по ценам возможного использования или реализации, например, на 400 грн., по сравнению с переданными с начальной стоимостью 1000 грн. При этом на сумму оприходования уменьшаются расходы по соответствующим счетам, на которые ранее была списана стоимость МБП. Эта операция отражается в бухгалтерском учете такой записью.

На оприходование возвращенных на склад МБП на сумму 400 грн.:

Д-т счета

№ 3410 «МБП на складе» 400 грн.

К-т счета

№ 743 «Прочие эксплуатационные расходы» субсчет

№ 7431 «Хозяйственные расходы» 400 грн.

На уменьшение МБП, которые учитываются еще как в эксплуатации, но уже возвращенных на склад с начальной стоимостью и начисленным при этом 100 % износом в сумме 1000 грн.:

Д-т счета

№ 341, субсчет «Износ МБП» 1 000 грн.

К-т счета

№ 341, субсчет «МБП в эксплуатации» И 000 грн.

6. Бесплатная передача МБП, бывших в эксплуатации, отражается следующими бухгалтерскими проводками:

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дебет

Кредит

1.

Оприходование на склад МБП из эксплуатации по цене возможной реализации или другой (учетная цена передачи в эксплуатацию 800 грн, оцинкова - 600 грн.

3410 (МБП на складе)

7431 расходы

600

2.

Уменьшение учетной стоимости МБП в составе эксплуатационных и начисления износа

341 Субсчет «Износ»

341 субсчет в эксплуатации

800

3.

Бесплатная передача МБП, бывших в эксплуатации, за счет собственной прибыли (спецфондов)

5020 (общие резервы)

3410 на складе

600

7. При реализации излишков МБП для определения финансового результата от таких операций используют счет № 6499 «Другие небанковские операционные доходы». Рассмотрим это на примере реализации покупателю МБП по договорной цене 5000 грн., если на балансе банка они учитывались в 3000 грн.:

а) списана на реализацию МБП по их учетной стоимости (фактической себестоимости):

Д-т счета

№ 6499 «Другие небанковские операционные доходы» 3 000 грн.

К-т счета

№ 3410 «МБП па складе» 3 000 грн.;

б) начисляется для оплаты покупателем по договорной цене:

Д-т счета

№ 3510 «Дебиторская задолженность по приобретению хозяйственных материалов и МБП»5 000 грн.

К-т счета

№ 6499 «Другие небанковские операционные доходы» 5 000 грн.;

в) поступление оплаты от дебитора по МБП:

Д-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины» 5 000 грн.

К-т счета

№3510 «Дебиторская задолженность по приобретению хозяйственных материалов и МБП»5 000 грн.

8. Инвентаризация МБП осуществляется по месту их поступления.

Выявленные излишки приходуются бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 341 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», субсчета:

«МБП на складе»;

«МБП в эксплуатации»;

«МБП у подотчетных лиц».

К-т счета

№ 6800 «Непредвиденные доходы», подлежащих налогообложению, согласно действующему законодательству, налогом на прибыль по ставке 30 %.

Выявленные недостачи относят на отдельный счет недостач в составе дебиторской задолженности и возмещаются полностью или частично) с виновных или списываются согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. за счет собственной прибыли (спецфондов), которая остается в распоряжении банковского учреждения.

Во время инвентаризации товарно-материальных ценностей выясняют, что ряд объектов основных средств по своей балансовой стоимости подлежащих переводу в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Перевод отражают следующими бухгалтерскими проводками:

а) на балансовую стоимость МБП, которые изымаются из разряда основных средств:

Д-т счета

№ 341 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (соответствующий субсчет);

К-т счетов:

№ 4400 «Операционные основные средства» (соответствующий субсчет);

или

№ 4500 «Неоперационные основные средства»;

б) перевод суммы износа, начисленной на МБП, которые исключаются из состава основных средств:

Д-т счетов:

№ 4409 «Износ операционных основных средств»;

№ 4509 «Износ операционных основных средств».

К-т счета

№ 341 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», субсчет «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;

в) на сумму износа, что доначисляется по МБП (бывших основные средства):

Д-т счета

№ 5020 «Общие резервы» (за счет спецфондов банка);

К-т счета

№ 341 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», субсчет «Износ МБП»;

г) на сумму износа излишне начисленного по МБП (бывших основные средства):

Д-т счета

№ 341 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», субсчет «Износ МБП»;

К-т счета

№ 6800 «Непредвиденные доходы».

Учет хозяйственных материалов. Необходимые для деятельности учреждений банка материалы (горючее, смазочные материалы, материалы для текущего ремонта помещений и инвентаря, запасные части к автомобилям, спецодежда, канцелярские принадлежности, инкассаторские сумки для сбора денежной выручки, упаковочный материал для денег) учитываются на счете третьего порядка № 340 «Хозяйственные материалы» (на соответствующих субсчетах - на складе, в подотчете, в дороге).

Строительные и другие материалы для капитальных вложений и капитального ремонта также учитываются на счете № 340. Аналитический учет материалов осуществляется в бухгалтерии на ЭВМ в обиходном ведомости количественно-суммарного учета по группам: на складе у подотчетных лиц; в ремонте или переработке; временные приспособления и оборудование на стройке; в дороге.

На складе ведется сортовой количественный учет в карточках или в книге складского учета.

Приказом руководителя банка назначается материально ответственное лицо (заведующий складом, заведующий хозяйством, заместитель руководителя банка по хозяйственной деятельности и т.д.), которая отвечает за сохранность материалов.

Материалы выдаются со склада по требованиями или накладными, которые выписываются в трех экземплярах, за подписями лиц, уполномоченных на это руководителем банка. Первый экземпляр с отметкой заведующего склада о выдаче и распиской о получении поступает в бухгалтерию, второй - остается у завскладом, а третий - выдается получателю. В бухгалтерии изданы материалы расцениваются, и стоимость их списывается по кредиту счета № 340 «Хозяйственные материалы» (соответствующий субсчет) и дебету соответствующего счета (по направлению использования материалов).

В учреждениях банка, где запасы хозяйственных материалов небольшие и передаются на хранение лицам, которые их используют, складской учет не ведется и требования на выдачу материалов не складываются. Вместо этого отпуск материалов ежемесячно учитывается оперативно по ведомости, на основе которой стоимость израсходованных материалов списывают в дебет счетов по направлениям их использования и кредит счета № 340 «Хозяйственные материалы» (по соответствующему субсчету).

Сохранение материалов периодически проверяется на складе и в других местах хранения, исходя из фактических остатков и данных учета. Так, бухгалтер, который осуществляет контроль за учетом материалов на складе, ежеквартально сверяет их количественные остатки на складе по картонках с данным остатков оборотных ведомости, которая составляется и ведется в бухгалтерии банка. Фактические остатки некоторых наиболее дефицитных материалов проверяются ежеквартально.

Периодически или в случае смены материально ответственных лиц, при кражах, пожарах и обязательно состоянию на конец отчетного года на складе проводится инвентаризация материалов.

В системе счетов учет поступления и использования хозяйственных материалов отражают следующим образом:

На приобретение хозяйственных материалов:

а) на осуществление предварительной оплаты поставщику:

Д-т счета

№ 3510 «Дебиторская задолженность по приобретению хозяйственных материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины»;

б) на оприходование материалов от поставщика (вместе с налогом на добавленную стоимость):

Д-т счета

№ 340 «Хозяйственные материалы» (соответствующий субсчет);

К-т счета

№ 3510 «Дебиторская задолженность по приобретению хозяйственных материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов».

2. На бесплатное получение и оприходование излишков, выявленных при инвентаризации:

Д-т счета

№ 340 «Хозяйственные материалы» (соответствующий субсчет);

К-т счета

№ 6800 «Непредвиденные доходы».

3. Дооценку материалов фиксируют бухгалтерскими записями:

Д-т счета

№ 340 «Хозяйственные материалы» (соответствующий субсчет);

К-т счета

№ 3408 «Результаты переоценки стоимости хозяйственных материалов».

4. На списание материалов, запасных частей, топлива, на выполнение работ и различные хозяйственные расходы (вместе с налогом на добавленную стоимость) :

Д-т счетов:

№ 742 «Расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и нематериальных активов» (соответствующий субсчет);

№ 743 «Прочие эксплуатационные расходы» (соответствующий субсчет);

№ 350 «Расходы будущих периодов»;

К-т счета

№ 340 «Хозяйственные материалы» (соответствующий субсчет).

Методика отражения в бухгалтерском учете операций по реализации хозяйственных материалов, а также результатов их инвентаризации подобная методики с малоценными и быстроизнашивающимися предметами рассмотренной выше в этом же параграфе.

Контрольные вопросы

1. В чем суть основных средств товарно-материальных ценностей досрочного пользования?

2. В чем суть нематериальных активов?

3. В чем суть малоценных и быстроизнашивающихся предметов как товарно-материальных ценностей длительного пользования?

4. В чем суть хозяйственных материалов относительно передачи их стоимости на расходы банка?

5. По какой стоимости все виды товарно-материальных ценностей отражаются в балансе банка?

6. Что такое объект затрат? Привести пример.

7. Приведите принцип составления бухгалтерских проводок на отнесение амортизации к расходам банка.

8. В чем методические принципы учетной отнесения к расходам банка малоценных и быстроизнашивающихся предметов?

9. Вспомните методику учетного отражения использования различных хозяйственных материалов.

10. За счет каких источников списываются результаты от реализации или ликвидации основных средств и нематериальных активов?

11. Какие бухгалтерские проводки составляются в случае выявления при инвентаризации излишков основных средств, так и нематериальных активов? Является ли это объектом налогообложения?

12. В чем заключаются особенности отражения в учете выявленных инвентаризацией излишков малооцінки и хозяйственных материалов?

13. Приведите методику учетного отражения недостач всех видов товарно-материальных ценностей.

Упражнения для самостоятельной работы

Общие требования: Составить бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям банка.

№ п/п

Содержание операций

Сумма ден. ед.

Упражнение 1. Учет приобретения и бесплатного получения основных средств

1 Оплачено поставщику за комплект ЭВМ и 150,0

оргтехники

2 Получен комплект ЭВМ и оргтехники 150,0

3 Начислено подрядчику за монтаж и установку 50,0

указанного оборудования

4 ЭВМ и оргтехника вводятся в эксплуатацию и зачисляются в

основных средств

5 3 целью финансирования отражается источник 200,0

приобретение основных средств

6 На основе акта приемки-передачи основных 100,0

средств (или на основании акта экспертной оценки)

получено бесплатно компьютеры на сумму

Упражнение 2. Учет результатов переоценки основных средств

7 в Соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины осуществлено:

7.1 Дооценку:

а) основных средств 420,0

б) незавершенных капвложений 60,0

7.2 Уценку:

а) основных средств 80,0

б) незавершенных капвложений 10,0

Упражнение 3. Учет износа и выбытия

8 Начислена амортизация по объектам основных средств 5000,0

9 Отражается в учете износа основных средств 5000,0

10 Выбывают полностью амортизированные основные средства 3000,0

11 Выбывают полностью амортизированные основные средства с балансовой стоимостью

100,0 ден. ед. И износом на 90 ден. ед.:

а) на сумму износа 90,0

б) на недоамортизированную часть 10,0

12 Реализованы ненужные основные средства балансовой стоимостью 200 ден. ед.

плюс 20 % НДС, с износом 150 ден. ед.:

а) на сумму выручки от реализации 240,0

б) на НДС 40,0

в) на списание с баланса в пределах износа 150,0

г) на остаточную стоимость 50,0

Упражнение 4. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

13 Осуществлено предварительную оплату поставщику за МБП 320,0

14 Получены от поставщика и оприходованы на склад МБП 320,0

15 Переданы в эксплуатацию МБП свыше установленной нормой стоимости за единицу:

а) передача на сумму 140,0

б) начислен износ в размере 50 % 70,0

в) списывается через год на расходы по акту выбытия еще 50 % с учетом оприходования годных материалов:

- оприходованы материалы, полученные при ликвидации 10,0

- доначислен износ 60,0

- списана с баланса МБП, которые еще учтенные на 130,0

счета № 942

Упражнение 5. Учет материалов

16 Осуществлено предварительную оплату поставщику 250,0

17 Оприходованы полученные от поставщика материалы

18 Израсходовано и списано на текущие ремонты помещений 250,0

банка разные виды материалов 170,0

Упражнение 6. Отражение в учете результатов инвентаризации

19 обнаруженные излишки Приходуются: 80,0

а) основных средств 30,0

б) материалов 40,0

в) МБП 50,0

20 Выявленные недостачи материалов отражаются в системе счетов учета всего в т. ч.

а) в пределах естественных норм затрат 10,0

б) по вине материально ответственных лиц 40,0

Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович
2. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
3. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
4. ГЛАВА 4 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНОГО КАПИТАЛА БАНКА
5. ГЛАВА 5 УЧЕТ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
6. ГЛАВА 6 ПЛАТЕЖНЫЕ СЧЕТА И УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ГЛАВА 7 УЧЕТ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
8. ГЛАВА 8 УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
9. ГЛАВА 9 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
10. ГЛАВА 10 УЧЕТ ДЕПОЗИТНЫХ И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
11. ГЛАВА 12 УЧЕТ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
12. ГЛАВА 13 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И МАТЕРИАЛОВ
13. ГЛАВА 14 УЧЕТ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
14. ГЛАВА 15 УЧЕТ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ
15. ГЛАВА 16 ОТЧЕТНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
16. ГЛАВА 17 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
17. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую