lybs.ru
Говорить плохое и промовчувати хорошо - одинаковое зло. / Григор Тютюнник


Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович


ГЛАВА 15 УЧЕТ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ

Цель изучения

После изучения главы 15 Вы должны знать:

1. Суть системы налогообложения в Украине.

2. Состав налогов, сборов и взносов в государственных и негосударственных фондов.

3. Законодательную и методическую базу для начисления всех видов налогов, сборов и взносов.

4. Методику учета начислений и уплаты всех видов налогов, сборов и взносов.

5. Состав и содержание отчетности о налоги, сборы и взносы.

6. Методика контроля и санкции за нарушения в учете.

15.1. Виды налогов, которые уплачивают коммерческие банки

Существующая система налогообложения сформирована на основании Закона Украины «О системе налогообложения», изменений и дополнений к нему и других законодательных актов, издаваемых в соответствии с этим законом. Система налогообложения основывается на принципах стабильности, обязательности, социальной справедливости при определении и содержании налогов, сборов и взносов.

Налоги - это обязательные платежи, удерживаемые государством с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты и внебюджетные фонды. В Украине введены такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с владельцев транспортных средств, налог с рекламы, коммунальный налог и др.

Собранием называют обязательные платежи юридических и физических лиц за предоставленные им услуги или на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию). К сборам относят акцизный сбор, рыночный сбор, сбор за ордер на квартиру, курортный сбор и др.

Взносы в государственные целевые фонды - это обязательные отчисления юридических и физических лиц на формирование государственных Целевых фондов. Взносы уплачивают в пенсионный фонд; в фонд содействия занятости населения; фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог; на формирование государственного инновационного фонда и др.

Контроль за соблюдением предприятиями и гражданами налогового законодательства осуществляет государственная налоговая служба, созданная при Кабинете Министров Украины в составе Главной государственной налоговой администрации Украины и государственных налоговых администраций в областях, районах, городах и районах в городах. Главной задачей государственной налоговой администрации является обеспечение соблюдения законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков и других обязательных платежей в бюджет, осуществления контроля и достижения правильности исчисления и уплаты этих платежей.

Важное значение в формировании информации о налогах и их уплате приобретает бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет налогов, сборов и взносов банки ведут на счетах № 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам» и № 3619 «Другая кредиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка».

На счете № 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам» открывают следующие аналитические счета по видам налогов:

1) налог на прибыль;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизный сбор;

4) подоходный налог;

5) налог на имущество;

6) налог с владельцев транспортных средств;

7) фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

8) фонд содействия занятости населения;

9) расчеты с пенсионным фондом за обязательные взносы на социальное страхование и за обязательные взносы с доходов граждан;

10) инновационный фонд;

11) отчисления на ремонт и строительство автомобильных дорог;

12) местные налоги и сборы (детализировано);

13) другие налоги, сборы и взносы в государственные целевые фонды (детализировано).

К счету № 3619 «Другая кредиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» открывают следующие субсчета для учета расчетов по необязательными, добровольными отчислениями в различные фонды:

1) расчеты по социальному страхованию:

2) расчеты по страхованию имущества;

3) расчеты с индивидуального страхования;

4) расчеты с фондом защиты инвалидов;

5) другие не обязательные местные налоги, сборы и взносы. Аналитический учет налогов, сборов и взносов в государственные

целевых фондов ведут в «Ведомости аналитического учета расчетов».

Главной задачей Такого учета являются:

1) точное определение видов обязательных платежей и сроков их уплаты юридическими и физическими лицами (юридические и физические лица уплачивают обязательные платежи, исходя из специфики и объемов своей предпринимательской деятельности);

2) правильное и своевременное определение базы для налогообложения и проведения расчетов обязательных платежей. Приступая к определению базы для налогообложения, необходимо основательно изучить методику расчета налога и, прежде всего, какие суммы подлежат налогообложению, а какие не подлежат. Сумму обязательного платежа определяют исходя из базы налогообложения, ставки налога и установленных льгот;

3) обеспечение в установленные сроки перечислений денежных средств, связанных с обязательными платежами, на счета Государственного и местных бюджетов, фондов и внебюджетные счета. Важно, чтобы не было опозданий при перечислении денежных сумм, потому что за каждый день просрочки платежей предусмотрены финансовые санкции;

4) соблюдение сроков подачи отчетности в государственную налоговую инспекцию и представительства государственных фондов на местах. Чаще всего подают отчетность с опозданием или вообще не подают предприятия, которые официально зарегистрированы, но по тем или иным причинам не выполняют уставных функций.

Таким образом, каждое из определенных выше задач учета актуален и за его соблюдением должен следить непосредственно главный (старший) бухгалтер по учету налогов.

15.2. Учет прямых налогов: на прибыль, за пользование землей, с владельцев транспортных средств, с граждан

К прямым налогам банков относят налог на прибыль предприятий и организаций, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, подоходный налог с граждан.

Учет налога на прибыль банков. Объектом налогообложения банковской деятельности является прибыль, которая определяется путем снижения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых расходов налогоплательщика и сумму амортизационных отчислений, предусмотренных Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 283/97-ВР от 22.05.97 г.

Валовой доход - это общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе, исключительной (морской), экономической зоне и за ее пределами. Структура и перечень видов валовых доходов регламентируется упомянутым выше законом.

Валовые расходы производства и обращения - это сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые могут быть приобретены этим налогоплательщиком для их дальнейшего использования. Виды расходов регламентируются указанным выше законом.

Прибыль от банковской деятельности облагается по ставке 30 % к объекту налогообложения.

Налог уплачивается в бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с представлением не позднее 25 числа месяца в налоговый орган декларации о прибыли за отчетный квартал по расчетам нарастающим итогом с начала отчетного финансового года.

В течение квартала банки уплачивают авансовые взносы в бюджет по итогам первого и второго месяцев квартала до 20 числа второго и третьего месяцев квартала соответственно, без налоговой декларации, исходя из отдельного расчета, который подается налоговому органу в указанный срок.

На сумму начисленных авансовых взносов осуществляется бухгалтерская запись:

Д-т счета

№ 790 «Налог на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

Сумма налога, которую надо уплатить, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

При уплате налога складывается такая корреспонденция счетов:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»:

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

После завершения года суммы налога на прибыль, отраженные на дебете счета № 790 «Уплата налога на прибыль», списываются на счет № 590 «Результат текущего года» бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 590 «Результат текущего года»;

К-т счета

№ 790 «Налог на прибыль».

Внесенные в бюджет излишние суммы налога зачисляются в счет следующих платежей или возвращаются плательщику согласно полученной от него письменного заявления.

В бухгалтерском учете возврат налогоплательщику суммы отражаются записью:

Д-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины»;

К-т счета

№ 790 «Налог на прибыль».

Суммы налога на прибыль могут, согласно действующих положений, засчитываться в определенных соотношениях к Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов.

Учет платы за землю. Плата за землю удерживается в виде земельного налога или арендной платы и определяется в зависимости от качества и местонахождения земельного участка по данным Государственного земельного кодекса.

Земельный налог уплачивают собственники земли и землепользователи, а арендную плату - арендаторы. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землепользователей и устанавливается в виде платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Средние ставки земельного налога утверждаются Верховной Радой Украины и могут уточняться при изменении кадастровой оценки земли.

Средние ставки земельного налога доводятся отдельно за 1 га пашни и многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и отдельно за 1 м2 земельных участков несельскохозяйственного назначения в населенных пунктах.

Сумму земельного налога юридические лица исчисляют самостоятельно по форме, установленной Главной государственной налоговой администрацией, и ежегодно (на 15 июля) подают ее районной (городской) государственной инспекции.

Регистрация плательщиков и начисление земельного налога осуществляется раз в год по состоянию на 1 мая. Налог уплачивается равными частями до 15 августа и 15 ноября.

Начисленная сумма налога отражается в учете:

Д-т счета

№ 741 «Уплата налогов и других обязательных платежей, кроме налога на прибыль», субсчет № 7411 «Налог на землю»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

При уплате земельного налога:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю определяются по договоренности сторон в договоре аренды. Размер арендной платы не может быть меньше размера налога за земельный участок, которая арендуется, а за аренду земель сельскохозяйственного назначения не может превышать этого налога.

На сумму начисленной арендной платы:

Д-т счета

№ 7422 «Арендные платежи»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

При уплате арендной платы за землю:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в частную собственность, в наследство, дарении и получении банковского кредита под залог применяется нормативная цена земли. Она определяется в сторазовому размере земельного налога на нее.

Учет налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов является одним из источников финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Плательщиками налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов являются отечественные и иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства, которые имеют собственные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу. Плательщиками являются также владельцы моторных лодок (катеров, яхт), мотосаней.

Ставки и порядок уплаты налога регламентируются местными Советами народных депутатов базового уровня.

№ п/п

Объекты налогообложения

Ставки налога на год, в минимальных заработных платах

1.

Автомобили легковые в зависимости от мощности двигателя:

а) с каждой лошадиной силы;

б) с каждого киловатта мощности:

0,01

0,015

2.

Автомобили грузовые грузоподъемностью до 7 т в зависимости от мощности двигателя:

а) с каждой лошадиной силы;

б) с каждого киловатта мощности

0,015

0,02

3.

4.

Грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 7 т и другие самоходные машины и механизмы, автобусы в зависимости от мощности двигателя:

а) с каждой лошадиной силы;

б) с каждого киловатта мощности;

0,02

0,03

Мотоциклы, мотороллеры и мотоблоки в зависимости от мощности двигателя:

а) с каждой лошадиной силы;

б) с каждого киловатта мощности

0,005

0,01

Налог не взимается с владельцев машин и механизмов на гусеничном ходу, а также зерноуборочных и специальных комбайнов с двигателями.

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов уплачивается по соответствующим ставкам на единицу мощности.

Транспортные средства иностранного производства, в том числе и стран СНГ, купленные за СКВ, облагаются налогом по ставке 2,4 минимальной заработной платы с каждой лошадиной силы мощности двигателя или в размере 3,5 минимальной заработной платы с каждого киловатта мощности двигателя. Транспортные средства производства СНГ, куплены за российские рубли, облагаются налогом по обычным ставкам.

От уплаты налога по повышенным ставкам освобождаются:

а) предприятия автомобильного транспорта общего пользования, занятые перевозкой пассажиров;

б) другие предприятия, которые имеют транспортные средства для перевозки пассажиров, автомобили специального назначения, технологические транспортные средства, приобретенные за СКВ;

в) транспортные средства иностранного производства, приобретенные по бартерным операциям (в случаях, когда предполагается обмен продукции на транспортные средства);

г) внесенные иностранными инвесторами в уставный фонд предприятия с участием иностранного капитала или подаренные.

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов исчисляется банками на основании отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года.

Расчет налога осуществляется по суммарной мощности каждого вида и марки транспортных средств по ставкам, определенным выше. Размер налога в связи с выбытием из эксплуатации или приобретением транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в течение года не пересчитывается.

На сумму начисленного налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов составляют следующую корреспонденцию:

Д-т счета

№ 7419 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

При уплате в бюджет налога с владельцев транспортных средств:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Расчеты суммы налога банки подают в государственных налоговых администраций по месту своего нахождения, на основании данных бухгалтерского учета, за порядком и сроками, определенными налоговыми органами, но не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

Граждане - владельцы транспортных средств уплачивают налог по тем же ставкам, что и предприятия. Однако стоит отметить, что в случае приобретения транспортных средств во втором полугодии граждане обязаны уплатить налог за приобретенное транспортное средство в половинном размере от указанной суммы.

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов уплачивается:

а) гражданами - владельцами транспортных средств - один раз перед ежегодным техническим осмотром, но не позднее первого полугодия года, в котором проводится технический осмотр;

б) банками - ежегодно (перед регистрацией, перерегистрацией или ежегодным техническим осмотром транспортных средств), но не позднее первого полугодия.

Учет подоходного налога с граждан. Плательщиками подоходного налога являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и те, что не имеют постоянного места проживания в Украине. К гражданам, имеющим постоянное местожительство в Украине, относятся граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Украине не Менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения граждан, имеющих постоянное местожительство в Украине, является совокупный доход за календарный год (состоящий из местных совокупных налогооблагаемых доходов), полученных из разных источников как на территории Украины, так и за ее пределами. Объектом налогообложения граждан, которые не имеют постоянного места жительства в Украине, является доход, полученный из источников в Украине.

К совокупному налогооблагаемому доходу относятся доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной форме (национальной или иностранной валюте). Доходы, полученные в натуральной форме, зачисляются в совокупный налогооблагаемый доход за календарный год по рыночным ценам.

Налог с доходов, полученных в иностранной валюте, уплачивается в национальной украинской валюте. Перерасчет доходов осуществляется по курсу валют, вводится Национальным банком Украины на дату получения дохода.

В совокупный налогооблагаемый доход не положено пособие по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности); суммы получаемых алиментов; государственные пенсии и дополнительные пенсии, выплачиваемые по условиям добровольного страхования пенсий; компенсационные выплаты; доходы граждан от продажи продукции сельского хозяйства и продуктов ее первичной переработки (при условии выработки продукции собственными силами); суммы, полученные гражданами по обязательному и добровольному страхованию и другие выплаты.

Совокупный налогооблагаемый доход уменьшается на сумму минимальной заработной платы (необлагаемого минимума). Налогооблагаемый доход уменьшается также в следующих случаях:

а) на одну минимальную заработную плату на каждого ребенка в возрасте до 16 лет; льгота предоставляется одному из родителей по месту основной работы при условии, что его (ее) совокупный месячный налогооблагаемый доход не превышает 10 минимальных заработных плат;

б) для граждан, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы и отнесены к первой и второй категориям, а также для инвалидов войны первой группы - 10 минимальных заработных плат (включая льготы пункта «а» и необлагаемый минимум). Льгота предоставляется по месту основной работы;

в) для участников Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите бывшего СССР; для военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, которые проходили службу в Афганистане и других странах, где велись боевые действия; для инвалидов с детства, инвалидов первой и второй групп (кроме инвалидов войны первой группы); для граждан, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы и отнесены к третьей и четвертой категорий - до 5 минимальных заработных плат (включая льготы пункта «а» и необлагаемый минимум).

Подоходный налог с совокупного налогооблагаемого дохода граждан по месту основной работы (службы, учебы) исчисляется в зависимости от месячного совокупного дохода, выраженный в необлагаемых минимумах (н. о. м.).

Ставки подоходного налога с доходов граждан в Украине приведены в таблице.

№ п/п

Месячный совокупный налогооблагаемый доход (в необлагаемых минимумах)

Ставки и размеры налога

1.

2.

3 дохода в размере 1 н. о. м. до 17 грн .

3 дохода в размере 1 н. о. м. + 1 грн. до 10 н. о. м.

Не облагается налогом 10 % от суммы дохода, превышающей размер 1 н. о. м.

3.

3 дохода в размере от 5 н. о. м. + 1 грн. до 10 н. о. м.

Налог с дохода в размере 5 н. о. м. + 15 % от суммы, превышающей доход в размере 5 н. о. м.

4.

3 дохода в размере от 10 н. о. м. + 1 грн. до 15 н. о. м.

Налог с дохода в размере 10 н. о. м. + 20 % от суммы, превышающей доход в размере 10 н. о. м.

5.

3 дохода в размере от 15 н. о. м. + 1 грн. до 25 н. о. м.

Налог с дохода в размере 15 н. о. м. + 30 % от суммы, превышающей доход в размере 15 н. о. м.

6.

3 дохода в размере свыше 25 н. о. м.

Налог с дохода в размере 25 н. о. м. + 40 % от суммы, превышающей доход в размере 25 н. о. м.

Из сумм доходов, получаемых гражданами не по месту основной Работы и гражданами, которые не имеют постоянного местожительства в Украине, налог начисляется к источникам выплаты по ставке 20 %. Начисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога юридические и физические лица осуществляют самостоятельно. На сумму начисленного подоходного налога складывается такая корреспонденция счетов:

Д-т счета

№ 3652 «Начисление работникам банка по заработной плате»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

При перечислении средств в бюджет:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

После окончания календарного года граждане, кроме тех, которые получали доходы только по месту основной работы, обязаны до 1 марта следующего за отчетным периодом года подать в налоговый орган по месту проживания декларацию о сумме совокупного дохода, полученного как по основному, так и по неосновному месту работы.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые проводят выплаты указанных доходов, обязаны не позднее чем через 30 дней после выплаты направить в налоговые органы сведения о выплаченных суммах доходов и суммах удержанного из них налога по форме № 2 «Справка о сумме выплаченного дохода и удержанного налога не по месту основной работы, в том числе по совместительству и гражданско-правовым договорам».

15.3. Учет косвенных налогов: налога на добавленную стоимость, акцизного и таможенных сборов

К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор, пошлина.

Налог на добавленную стоимость является частью вновь созданной стоимости и уплачивается в государственный бюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Плательщиками НДС являются субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся на территории Украины, а также объединения и иностранные юридические лица и граждане, которые осуществляют от своего имени производственную и иную предпринимательскую деятельность на территории Украины.

Объектами налогообложения является оборот по реализации товаров (работ, услуг).

Банки Украины не являются плательщиками НДС по основным видам сугубо банковских операций согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость», утвержденного Верховной Радой 03.04.97 г. № 168/97-ВР. Увольнению подлежат:

- операции по привлечению и размещению денежных средств по договорам займа, депозита, вклада, страхованию и доверенности;

- операции по предоставлению, управлению и переуступке финансовых кредитов, кредитных гарантий и банковских поручительств лицам, предоставившим такие кредиты, гарантии или поручительства;

- операции, связанные с обращением валюты, денег и банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением используемых с нумизматической целью), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и т.д.).

Услуги банков, не связанные с перечисленными выше операциями, подлежат налогообложению. Объектом налогообложения при реализации услуг является выручка, полученная от оказания:

- форфейтингових, факторинговых, трастовых операций;

- услуг по сдаче в аренду имущества;

- услуг по хранению документов и ценностей;

- услуг по транспортировке наличных денег, инкассации;

- услуг по автоматизированной обработки данных и информационного обеспечения (кроме услуг, связанных с операциями по счетам клиентов);

- услуг относительно поручительства, предоставления гарантий и выдач других обязательств за третьих лиц;

- услуг связи, кроме услуг, связанных с операциями по счетам клиентов;

- услуг по подготовке кадров и повышения квалификации;

- консультационных, правовых, аудиторских, экспертных, посреднических, брокерских услуг;

- услуг по реализации предметов залога, включая их передачу заставотримачу при невыполнении предусмотренного залогом обязательства;

- услуг населению по предоставлению в индивидуальное пользование сейфов, прием на хранение ценных бумаг и т.д.;

- услуг на сторону вневедомственной охраны. В облагаемый оборот включаются суммы, полученные от реализации хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и основных средств и нематериальных активов, а также денежные средства и иное имущество, которые получают банки в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, а также полученные бесплатно.

Ставка налога составляет 20 % от суммы объекта налогообложения.

В бухгалтерском учете начисление бюджету НДС отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 741 «Уплата налогов и других обязательных платежей, кроме налога на прибыль», субсчет № 7410 «Налог на добавленную стоимость»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

При уплате в бюджет начисленного НДС корреспондируют счета:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Ежемесячную уплату НДС осуществляют по установленным законодательством срокам.

По НДС предусмотрен ряд льгот, но в связи с тем, что их перечень постоянно пересматривается Кабинетом Министров Украины и Главной государственной налоговой администрацией Украины, они не представлены в учебнике.

Учет акцизного сбора. Акцизный сбор - это непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), который включается в цену этих товаров (продукции). Перечень товаров (продукции), которые устанавливается акцизный сбор, и его ставки утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности - производители подакцизных товаров (продукции), а также субъекты предпринимательской деятельности, которые импортируют подакцизные товары (продукцию).

Объектами налогообложения акцизным сбором являются:

а) обороты по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) путем их продажи, обмена и другие товары (продукцию), работы (услуги), бесплатной передачи товаров (продукции) или с частичной их оплатой;

б) обороты по реализации (передачи) товаров (продукции) для собственного потребления, промышленной переработки (кроме оборотов по реализации (передаче) для производства подакцизных товаров), а также для своих работников;

в) таможенная стоимость импортных товаров (продукции), приобретенных за иностранную валюту, кроме тех, с которых согласно таможенного тарифа удерживается пошлина.

Акцизный сбор определяется по ставкам в процентах к обороту с продажи товаров, исходя из их стоимости по рыночным (регулируемым) ценам, установленным с учетом акцизного сбора (без НДС). Свободная отпускная цена с включением акцизного сбора определяется предприятиями по формуле:

ВЦ = (С + П): (100 - СА) х 100,

где ВЦ - свободная отпускная цена; С - себестоимость производства; СА - ставка акцизного сбора в процентах.

При закупке импортных товаров (продукции) облагаемый оборот определяется исходя из их таможенной стоимости. Стоит помнить, Что для расчета данной стоимости иностранная валюта пересчитывается в национальную валюту Украины по курсу Национального банка Украины, которая действует на день представления таможенной декларации.

Исчисление акцизного сбора на импортные товары осуществляется по следующим формулам:

а) за товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной и таможенными сборами:

А = (В + М) х СА : 100;

б) за другие товары:

А = (В х СА) : 100,

где А - акцизный сбор; В - таможенная стоимость импортных товаров в национальной валюте Украины; М - пошлина и таможенные сборы; СА - ставка акцизного сбора.

Акцизный сбор не проводится при реализации подакцизных товаров (продукции) на экспорт за иностранную валюту.

Не подлежит налогообложению оборот по реализации легковых автомобилей специального назначения для инвалидов, стоимость которых оплачивают органы социального обеспечения, а также легковых автомобилей специального назначения (скорая медицинская помощь, милиция и т.п.) по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Суммы акцизного сбора, подлежащие уплате, определяются плательщиками самостоятельно, исходя из объемов реализованных подакцизных товаров (продукции) по установленным ставкам.

Начисление акцизного сбора отражают бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 7419 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

На уплату в бюджет акцизного сбора составляют бухгалтерскую проводку:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Учет таможенных сборов. Таможенный сбор - это обязательный денежный сбор, взимаемый с физических и юридических лиц за перевозки товаров (продукции) через государственную границу. Таможенные сборы удерживаются в иностранной валюте или валюте Украины до или в момент подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) и начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров или за финансовыми ставками.

При определении таможенной стоимости и уплаты сборов иностранная валюта пересчитывается в национальную валюту Украины по курсу, который действует на день представления ГТД.

Сумма таможенных пошлин, подлежащая уплате, зачисляется на депозитный и валютный счета таможни.

По заявлению предприятия и при наличии гарантий банка таможня имеет право отсрочить или кредитовать уплату таможенных сборов на срок, который не превышает одного месяца.

Введение льгот и изменение ставок сборов осуществляются Кабинетом Министров Украины.

Товары и другие предметы, за оформление которых не были уплачены таможенные пошлины или на уплату сборов не было предоставлено отсрочки пропусканию таможенными учреждениями не подлежат.

Пошлина на таможенные сборы за импортные товары относят на увеличение стоимости полученных товаров (продукции) бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 3400 «Хозяйственные материалы на складе»,

или

Д-т счета

№ 3410 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе»,

или

Д-т счета

№ 443 «Капитальные вложения в операционные основные средства» (например, в оборудование, требующее монтажа),

или

Д-т счета

№ 453 «Капитальные вложения в неоперационные основные средства» (например, в оборудование, требующее монтажа);

К-т счета

№ 361 «Кредиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» (соответствующий субсчет).

Сумма таможенной пошлины и таможенных сборов, перечисленная Государственном таможенном комитета Украины, отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 361 «Кредиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка» (соответствующий субсчет);

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

15.4. Учет взносов в государственных целевых фондов

К государственным целевым фондам относят: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; фонд содействия занятости населения; на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог; государственный инновационный фонд.

Учет взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Взносы в пенсионный фонд обязаны уплачивать все предприятия, которые используют наемный труд (в том числе с иностранными инвестициями), граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности и исключительно их труде, и адвокаты.

Для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности введен тариф обязательных взносов в пенсионный фонд в размере 32 %, а на социальное страхование - 4 % фонда оплаты труда и других выплат, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом (за небольшим исключением). Общественные организации пенсионеров и инвалидов; предприятия и учреждения, созданные за счет средств этих организаций с целью решения уставных задач; предприятия, где инвалиды составляют более половины от общей численности работающих, платят 5 % фонда оплаты труда.

В пенсионный фонд работающие граждане вносят 1 % начисленной им суммы оплаты труда; граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности и исключительно на их труде, а также адвокаты - 9 % от суммы дохода; предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности, объединения граждан-предпринимателей, которые используют наемный труд - в размере 33,3 % суммы вознаграждений, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера: граждане, которые желают засчитать в стаж работы, дающий право на пенсию, периоды трудовой деятельности, когда они не подлежали государственному социальному страхованию,- в размере 33,3 % суммы всех видов полученного и скорректированного заработка (дохода).

Взносы в пенсионный фонд исчисляются ежемесячно. Они уплачиваются одновременно с уплатой подоходного налога с граждан после окончания календарного месяца, но не позднее срока получения в учреждениях банка средств на выплату причитающихся гражданам сумм.

На некоторые виды оплаты труда и другие выплаты страховые взносы не начисляются. В частности, это компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении; компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных); стоимость бесплатно предоставленных некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или сумма средств для их возмещения; стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, моющих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания; суммы возмещения расходов и других компенсаций в связи с переводом, зачислением или направлению рабочих и служащих на работу в другую местность; доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа проходит в пути или имеет разъездной характер либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков; заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.п.), перечисляемая в соответствующий бюджет или с благотворительной целью; суммы возмещений причиненного работнику вреда увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями слушателям подготовительных отделений, студентам, аспирантам, направленным на обучение с отрывом от производства; помощь, которая выплачивается за счет предприятия, учреждения, организации молодым специалистам во время отпуска после окончания высшего или среднего специального заведения; на неоподатковану сумму материальной помощи; на компенсационные расходы, которые выплачиваются гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы (на оздоровление, при увольнении, на питание, вознаграждение за выслугу лет, различные виды пособий на Детей); на помощь семьям с детьми, выплачиваемой из Государственного и местных бюджетов; на выплаты из средств фонда социального страхования Украины и пенсионного фонда Украины (кроме средств, направленных на оплату труда).

Предприятия, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности и исключительно их труде;

адвокаты; граждане-предприниматели, использующие наемный труд, обязаны вести учет расчетов взносов в пенсионный фонда и расходования его средств.

На сумму удержаний обязательных страховых взносов с оплаты труда работающих граждан (1,9 или 33,3 %) осуществляется запись:

Д-т счета

№ 3652 «Начисление работникам банка по заработной плате»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

Суммы, которые отчисляют в пенсионный фонд (32 %) и фонд социального страхования (4 %) отражаются:

Д-т счета

№ 7401 «Взносы на государственное социальное страхование» (как расходы на содержание персонала);

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обов'язкоеими платежам» (соответствующие аналитические счета по расчетам с пенсионным фондом и фондом социального страхования). При перечислении средств указанных фондов операции в учете отражают как:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Учет взносов в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Фонд образуется за счет взносов предприятий и хозяйственных организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, в размере 5 % от фактических сумм расходов на оплату труда с отнесением уплаченных сумм на себестоимость продукции (работ, услуг):

Д-т затратных счетов (№ 740 и др.);

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам». При перечислении средств фонда осуществляют запись:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Уплата взносов осуществляется ежемесячно, не позднее даты выплаты заработной платы.

Учет взносов в фонд содействия занятости населения. Хозрасчетные предприятия, объединения, организации, являющиеся юридическими лицами и находящиеся на самостоятельном балансе, негоспрозрахункови кооперативы, учреждения и организации, получающие доходы от производственно-хозяйственной и финансово-коммерческой деятельности, а также лица, которые используют труд отдельных граждан по договорам обязаны ежемесячно уплачивать взносы в фонд занятости населения в размере 1,5% от фактических сумм расходов на оплату труда с отнесением уплаченных сумм на себестоимость продукции (работ, услуг):

Д-т затратных счетов (№ 740 и др.);

К-т счета

№ 3620 (отдельный субсчет фонда занятости населения).

Начисленные суммы средств в фонд содействия занятости населения перечисляют городским и районным центрам занятости:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Уплата взносов осуществляется ежемесячно, не позднее даты выплаты оплаты труда.

Учет взносов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и сбора на дорожные работы. Взносы осуществляются для реализации программ развития дорожного хозяйства. Банковские учреждения отчисляют с этой целью 1,2 % от суммы реализации. Отчисления банковских учреждений на строительство и ремонт автомобильных дорог включают в состав их расходов:

Д-т счета

№ 7419 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

Предприятия, объединения, организации, а также предприниматели независимо от форм собственности, которые реализуют потребителям автомобильный бензин, дизельное топливо, масла, сжиженный и сжатый газ для заправки автотранспорта, уплачивают сбор на дорожные работы в размере 7 % от объемов их реализации. Реализация указанных материалов предприятиям и населению осуществляется по ценам, увеличенным на сумму сбора от продажи горюче-смазочных материалов.

На сумму сбора дебетуют счет № 340 «Хозяйственные материалы» (по топливу) и кредитуют счет № 361 «Кредиторская задолженность за хозяйственной деятельностью банка». Зачисление средств на специальный счет облшляхобуду проводят следующими корреспонденциями:

Д-т счета № 361;

К-т счета № 1200.

Сбор на дорожные работы выплачивается ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Взносы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог перечисляются ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Учет взносов в государственный іноваціного фонда. Государственный инновационный фонд создан для финансирования и материально-технической поддержки мероприятий по обеспечению развития и использования достижений науки и техники в Украине.

Учреждения банков отчисляют в фонд средства в размере 1 % объема реализации работ, услуг, за исключением суммы НДС и акцизного сбора, с отнесением этих средств на себестоимость своих услуг бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№7419 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога па прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

Срок уплаты в государственный инновационного фонда - ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

15.5. Учет местных налогов и сборов

До основных местных налогов и сборов, которые могут платить банки, относятся: 1) гостиничный сбор; 2) сбор за парковку автомобилей; 3) рыночный сбор; 4) налог с рекламы; 5) сбор за право использования местной символики; 6) сбор за право проведения кино - и телесъемок; 7) сбор за проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей; 8) коммунальный налог; 9) сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу; 10) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли.

Гостиничный сбор начисляется в размере, не превышающем 20 % суточной стоимости наемного жилья (без дополнительных услуг) и удерживается из лиц, поселяющихся в гостиницу. Гостиничный сбор, внесенный за счет средств банков, относится на себестоимость работ, услуг:

Д-т счета

№ 7419 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

Сбор за парковку автотранспорта в специально оборудованных местах устанавливается в пределах 3 % минимальной заработной платы за каждый час парковки. Сбор на парковку автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам, относится на себестоимость банковских услуг.

Рыночный сбор удерживается с физических лиц в размере до 20 % минимальной заработной платы, а с юридических лиц - до 3 % минимальных заработных плат. Порядок отнесения затрат и корреспонденция счетов не отличаются от двух предыдущих сборов.

Налог с рекламы уплачивается физическими и юридическими лицами за установление и размещение рекламы. Предельный размер налога не может превышать 0,1% стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время. Юридические лица покрывают расходы на налог с рекламы за счет себестоимости банковских услуг:

Д-т счета

№ 7419 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

Сбор за право использования местной символики удерживается с физических и юридических лиц, которые используют местную символику с коммерческой целью. Предельный размер сбора с юридических лиц не может превышать 0,1 % стоимости произведенной продукции (работ, услуг) с использованием местной символики, а с физических лиц - 5 минимальных заработных плат. Расходы на сбор юридические лица относят на себестоимость банковских услуг.

Сбор за право кино - и телесъемок не может превышать фактических расходов на проведение указанных мероприятий. Расходы на сбор покрываются за счет налога, остающейся в распоряжении банков после уплаты обязательных платежей.

Сбор за проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей удерживается с физических и юридических лиц, имеющих разрешение:

- на проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей (сбор не может превышать 0,1 % стоимости выявленных товаров или суммы, на которую выпускается лотерея);

- на проведение лотерей (сбор с каждого участника не может превышать трех минимальных размеров заработных плат).

Расходы на сбор за проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты обязательных платежей.

Коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий. Его предельный размер не может превышать 10 % годового фонда оплаты труда, исчисленного исходя из минимального размера заработной платы. Расходы на уплату коммунального налога относят к других небанковских операционных расходов бухгалтерской проводкой:

Д-т счета

№ 7119 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, содержат:

- с физических и юридических лиц Украины (сумму в размере 0,5 минимальных заработных плат);

- с физических и юридических лиц других государств (сумму в размере от 5 до 50 долларов США в зависимости от марки и мощности автотранспорта).

Возмещение сбора юридическим лицам Украины осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты обязательных платежей.

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли удерживают в размере до 20 минимальных заработных плат для субъектов, которые постоянно занимаются торговлей, и до одной минимальной заработной платы - за одноразовую торговлю. Сбор относят на расходы банка.

- Других налогов, сборов, взносов в соответствии с действующим законодательством Украины относят отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование пресных водных ресурсов (плата за воду), плату за загрязнение окружающей среды, государственная пошлина. Из всех приведенных, банки платят только последний налог. Рассмотрим его учет.

Плательщиками государственной пошлины на территории Украины являются физические и юридические лица. Размеры ставок зависят от документов и действий, за которые взимается пошлина.

Государственная пошлина уплачивается по месту рассмотрения и оформления документов и зачисляется в местный бюджет (за исключением некоторых случаев).

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами, пошлинными марками или путем перечислений со счета плательщика.

При уплате:

Д-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам»;

К-т счета

№ 1001 «Банкноты и монета в кассе банка» или

К-т счета

№ 1200 «Корсчет в Национальном банке Украины».

Суммы уплаченной государственной пошлины относят на другие небанковские операционные расходы, как:

Д-т счета

№ 7419 «Уплата других налогов и обязательных платежей, кроме налога на прибыль»;

К-т счета

№ 3620 «Кредиторская задолженность по налогам и обязательным платежам».

15.6. Финансовые санкции и их учет

За несвоевременно уплаченные субъектами налогообложения суммы налогов и необлагаемых платежей предусмотрены финансовые санкции. После окончания установленных сроков уплаты соответствующих платежей не внесенная сумма считается недоимкой и удерживается с начислением пени (за небольшим исключением). Пеня начисляется с сумм недоимок за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размере, определенном законодательством по отдельным видам платежей, от 0,1 до 0,3 %. Исключение составляет только подоходный налог - 5 %.

Если законодательством в отношении отдельных видов платежей размер пени не установлен, начисление пени на сумму недоимки осуществляется в размере 0,3 % суммы недоимки.

При поступлении сумм для уплаты недоимки в первую очередь погашается недоимка, а затем - пеня. При содержании недоимки на основании решения суда в первую очередь покрываются расходы, связанные с содержанием.

Недоимка по налогам и необлагаемыми платежам и начисления пени могут определяться на основании актов проверок государственных налоговых инспекторов и работников соответствующих государственных целевых фондов.

На сумму дорахувань по результатам проверки сумм налогов и других платежей в бюджет предусмотрено двукратный штраф, а при повторном нарушении в течение года пятикратный. За непредставление или несвоевременное представление деклараций, расчетов и других документов для исчисления налогов, а также непредставление или несвоевременное представление учреждениям банков платежей поручений на уплату налогов, других платежей в бюджеты, взносов в государственных целевых фондов удерживается штраф в размере 10 % причитающихся к уплате сумм налогов и других платежей в бюджет, взносов в государственных целевых фондов.

Если банк в следующих балансах и отчетах, а также расчетах налогов, до проверки налоговой инспекцией, устранил ранее допущенные занижение прибыли (дохода) или иного объекта налогообложения и письменно сообщил об этом в государственную налоговую администрацию, то финансовые санкции в этом случае не применяются.

На исправление ошибок целесообразно оформлять бухгалтерские справки, где нужно обосновывать причины и необходимость изменений в бухгалтерских записях. Такой подход к организации учета способствует повышению его качества и росту авторитета бухгалтера как со стороны государственных налоговых инспекторов, так и со стороны коллег-бухгалтеров.

Государственные налоговые администрации имеют право наложения административных штрафов в размере 5-10 минимальных заработных плат на должностных лиц банков, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (необчисленні) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Несмотря на большую ответственность за правильность и своевременность уплаты налогов, сборов и взносов в государственных целевых фондов, главные бухгалтеры банков разрабатывают «Календарные уплаты основных налогов, сборов и взносов в государственных целевых фондов» на месяц, квартал, полугодие, год. По мере уплаты налогов, сборов и взносов даты уплаты можно закрашивать разными цветами (например, синим цветом - если оплата проведена своевременно, черным - если оплата произведена с опозданием).

В отдельных банках главные бухгалтеры составляют аналогичные календари для отчетности. По форме календаре отчетности мало чем отличаются от календарей уплаты налогов, сборов и взносов в государственных целевых фондов.

15.7. Отчетность по основным видам налогов, сборов и взносов

Отчетность из основных налогов, сборов и взносов в государственных целевых фондов подается каждого месяца квартала или полугодия.

Ежемесячно банки подают в государственную налоговую инспекцию по месту нахождения декларацию по НДС (до 15 числа месяца, следующего за отчетным), акцизного сбора (до 23 числа месяца, следующего за отчетным).

Ежеквартально подается отчетность в пенсионный фонд (до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января) по форме 4-ПФ «Отчет о начислении страховых взносов, других поступлений и расходовании средств пенсионного фонда».

В сроки квартальной и годовой отчетности представляют декларацию о прибыли, расчет взносов в фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения (15 апреля, 15 июля, 15 октября и 5 февраля).

Не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, банки подают расчет взносов в фонд содействия занятости населения, валютные ценности и иное имущество и доходы, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами; расчет коммунального налога; расчет по налогу с продаж импортных товаров.

Раз в полгода подается «Расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования» (форма № 4-ФСС). Срок ее подачи до профсоюзного органа за подчинением или в орган фонда социального страхования по месту регистрации - 15 июля (за первую половину года) и 15 января (за вторую половину года).

Местные налоги и сборы декларации (расчеты) представляются в сроки, определенные местными органами власти, кроме коммунального налога.

Расчет налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов подается ежегодно, не позднее 15 марта, а расчет оплаты за землю - ежегодно, не позднее 15 июля.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена экономическая необходимость налогов в государстве?

2. Что такое налоги, сборы и взносы в государственные целевые фонды?

3. Что входит в состав прямых налогов?

4. Что входит в состав косвенных налогов?

5. Как определяется прибыль для налогообложения?

6. Наведите порядок учетной начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль банка.

7. В чем заключается принцип исчисления налога на землю и учетное отражение начисления и уплаты его в бюджет?

8. В чем заключается принцип исчисления налога с владельцев транспортных средств и учетное отражение начисления и уплаты его в бюджет?

9. Как учитывается начисление налога с работников банка?

10. С каких видов операций банки платят НДС?

11. В чем заключается принцип учетной начисления НДС?

12. Охарактеризуйте учет начисления бюджет акцизного сбора.

13. Раскройте суть учетного отражения начисления взносов в пенсионный фонд.

14. Раскройте суть учетного отражения начисления взносов в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

15. Раскройте суть учетного отражения начисления целевых взносов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.

16. Вспомните методические принципы учетного отражения начисления основных местных налогов и сборов.

17. Перечислите основные принципы финансовых санкций к банкам за нарушение налогового законодательства.

18. Какие виды отчетности по основным налогам, сборам и взносам?

Упражнения для самостоятельной работы

Упражнение 1. Валовые доходы банка за 1 квартал отчетного года составили 700 000 грн.; валовые расходы - 400 000 грн.; сумма начисленной амортизации на основные средства - 50 000 грн.

• Определите размер прибыли.

• Начислите платежи с него в бюджет по ставке 30 %.

• Составьте бухгалтерские проводки.

Упражнение 2. Составьте бухгалтерские проводки по начисление и уплату в бюджет налога за пользование земельным участком в сумме 1500 грн.

Упражнение 3. Составьте бухгалтерские проводки на начисление и уплату в бюджет налога банком как владельцем транспортных средств в сумме 5000 грн.

Упражнение 4. За май месяц работникам банка начислена заработная плата в сумме 35 000 грн. Из нее, согласно действующему законодательству, удержан и перечислен в бюджет подоходный налог в сумме 7300 грн.

• Составьте бухгалтерские проводки.

Упражнение 5. Выручка от реализации автомобиля (основные фонды) составляет 5400 грн. при его балансовой стоимости 10 700 грн. и начисленному износе 6000 грн.

• Определите сумму, с которой начисляется НДС по ставке 20 % и составьте бухгалтерские проводки.

Упражнение 6. На сумму начисленной заработной платы в размере 35 000 грн. (см. упражнение 4) произведены отчисления в пенсионный фонд в размере 32 %, в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы - 5 % и в фонд содействия занятости населения -1,5 %.

• Сделайте расчеты отчисления в перечисленные фонды.

• Составьте бухгалтерские проводки как на перечисления в эти фонды, так и на перечисление средств со счета банка.

Упражнение 7. Объем выручки от реализации банковских услуг составляет 700 000 грн.

• Начислите платежи в целевой фонд строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог по установленной ставке 1,2 % от суммы выручки.

• Составьте бухгалтерские проводки по начислению и уплате указанных средств.

Упражнение 8. От объема выручки от реализации в сумме 700 000 грн. банк произвел отчисления в размере 0,1 % как налог для уплаты в местный бюджет за право пользования местной символикой (изображение герба города на деловой корреспонденции и рекламе).

• Составьте бухгалтерские проводки на начисление (за счет соответствующих фондов) и уплату этого налога.

Упражнение 9. За нарушение банком налогового законодательства (занижение налогооблагаемой прибыли, несвоевременную уплату налогов) государственной налоговой администрацией начислены штрафы в размере 3750 грн.
• Составьте бухгалтерские проводки на перечисление штрафов и отнесение этих расходов на соответствующие счета банка.

Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович
2. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
3. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
4. ГЛАВА 4 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНОГО КАПИТАЛА БАНКА
5. ГЛАВА 5 УЧЕТ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
6. ГЛАВА 6 ПЛАТЕЖНЫЕ СЧЕТА И УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ГЛАВА 7 УЧЕТ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
8. ГЛАВА 8 УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
9. ГЛАВА 9 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
10. ГЛАВА 10 УЧЕТ ДЕПОЗИТНЫХ И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
11. ГЛАВА 12 УЧЕТ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
12. ГЛАВА 13 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И МАТЕРИАЛОВ
13. ГЛАВА 14 УЧЕТ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
14. ГЛАВА 15 УЧЕТ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ
15. ГЛАВА 16 ОТЧЕТНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
16. ГЛАВА 17 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
17. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую