lybs.ru
Ничто так не вредит зубам, как длинный язык. / Александр Сухомлин


Книга: Семейное воспитание и его влияние на личностное развитие...


Семейное воспитание и его влияние на личностное развитие ребенка

Автор - Криницкая Руслана Ярославовна, магистрантка специа

"Каждой семье - педагогическую культуру" - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Тот минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требованиям современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждых родителей. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

Изучение семейного общения является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости этой проблемы свидетельствует тот факт, что много психологических теорий не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Теоретические основы по теме исследования выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения С.В. Ковалев, Н.Д.Соловйов, М.И. Лисина и другие.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение взрослых, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей.

Много молодых родителей понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет, укреплять контакты с ней. Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одна из существенных причин - недостаточная педагогическая культура родителей. Им часто не хватает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важных практических умений.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Как научить этому родителей и матерей...

В дошкольных учреждениях создаются условия для развития у детей коммуникативности, воспитанности, социальных навыков общения. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья имеет большие возможности для социального развития ребенка.

Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут влиять на ее чувства, закладывают основу положительного отношения к тех или иных сторон действительности.

Все социокультурные нормы, правила, традиции эффективнее и усваиваются ребенком только при непосредственном общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка к себе , вызвать у него потребность и желание общаться.

В семье есть все возможности для создания таких условий, где бы гармонично развивались социальные навыки ребенка, потому что именно семейное общение является самой первой и самой яркой моделью социальных отношений, которую усваивает ребенок.

В дошкільніих учебных заведениях широко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальные формы работы.

Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители не всегда просматривают консультации на стендах, в силу большого объема сухо представленной информации и маленького промежутка времени, что отводится на эти цели родителями.

Поэтому, по нашему мнению, работа с родителями по повышению педагогической культуры, должно проводится так, чтобы каждые родители имели возможность принять непосредственное участие в этой просветительской работе.

Наиболее эффективной формой работы, на наш взгляд, является психолого-педагогическое просвещение родителей по поводу коррекции неадекватных типов воспитания с помощью тренинговых занятий.

Нами было осуществлено диагностическую работу, цель которой заключалась в выявлении стилей семейного воспитания, выяснения причин отклонений в семейном воспитании и выявлении уровня социального развития детей.

Из полученных нами данных мы сделали вывод о том, что самые высокие показатели социального развития наблюдаются в семьях с демократическим стилем воспитания.

Самыми низкими показателями социального развития отличились дети в семьях которых царит неустойчивый стиль семейного воспитания.

Авторитарный, либеральный и потуральний воспитательные стили не дают ребенку всех возможностей для гармоничного развития, у детей воспитывающихся в этих стилях выявлены низкие и средние показатели социального развития.

Значение данного этапа исследования состояла в том, что полученные результаты диагностической работы дали возможность помочь родителям не только выявить проблемы в воспитании детей, осознать и признать необходимость изменения их семейных отношений, но и сформировать понимание необходимости осуществления сложной и кропотливой деятельности, направленной на самоизменения, преодоление собственных нежелательных стереотипов поведения. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выделить основные проблемы в сфере семейного воспитания, которые имеют негативное влияние на социализацию ребенка и разработать программу профілактико-коррекционной работы.

Основной задачей проведенного нами формирующего эксперимента было осуществление профилактики и коррекции в семейных отношениях. Основным методом данного этапа исследования были тренинговые занятия, которые проводились нами в течение 10 дней.

Комплекс проведенных коррекционных занятий на тему: «Преодоление типов неадекватного воспитания» включал 5 коррекционных занятий на темы родительской любви, повышение родительской эффективности в отношениях с детьми, популяризации концепции осознанного родительства как условия благоприятного развития ребенка.

Цель профілактико-коррекционной программы:

1) осуществить коррекцию типов неадекватного воспитания;

2) сформировать у родителей правильное, адекватное отношение к детям в процессе воспитания.

Для подтверждения эффективности коррекционной работы родителям еще раз был предложен опросник диагностики типов неадекватного воспитания, чтобы мы имели возможность сравнить их с начальными данными, полученными по результатам констатирующего эксперимента.

Количество семей, в которых наблюдалась гіперпротекція не изменилась по сравнению с начальными показателями, осталась на 13,34%.

Количество семей с таким нарушением воспитание как попустительство осталась такой же как и в начале эксперимента и составляет 6,67 %.

В начале эксперимента было 33,35 % семей с избыточностью требований к ребенку. После проведения коррекционной работы с этими семьями показатель был уменьшен на 20,01 % и на данном этапе он составляет 13,34 %.

По окончанию коррекционной программы такое нарушение семейного воспитания как недостаточность требований-запретов было уменьшено до 0% от начальных 6,67 %.

Минимальность санкций по результатам констатирующего этапа составляла 20,01%, а по результатам контрольного этапа снизилась на 13,34% и составляет 6,67 %.

Количество семей, в которых наблюдалась неустойчивость стиля воспитания не уменьшилась до 0 % по сравнению с исходными показателями в 6,67 %.

Анализ результатов данного этапа исследования, показал, что, основанное на полученном в процессе коррекционных занятий коммуникативном и эмоциональном опыте общения с детьми, у родителей наблюдалась тенденция к уменьшению уровня, использование типов неадекватного воспитания, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Для налаживания общения с детьми родителям следует знать и стараться соблюдать «Заповеди семейного воспитания», которые сформулировал В.А.Сухомлинский:

1. Не унижай.

2. Не угрожай.

3. Не требуй обещания.

4. Не моралізуй.

5. Не лишай ребенка возможности быть самой собой.

6. Не навреди.

7. Не бойся признать свою ошибку.

8. Начинай воспитание с себя.

9. Верь в своего ребенка.

10. Помоги ребенку поверить в себя.

Выполнение этих простых вещей может в значительной степени улучшить атмосферу семейных отношений, поможет наладить взаимопонимание между родителями и детьми.

Итак контрольный эксперимент показал, что коррекционные занятия имели положительное влияние на родителей и помогли им осознать, что к детям нужен особый подход, который бы не вредил их физическому и психическому здоровью, не искажал развитие детской личности и положительно влиял на социальное развитие.

Было доказано, что тренинг является одним из эффективных средств помощи семье, поскольку он обеспечивает высокий уровень внимания родителей, дает возможность для адекватного самовыражения и познания детской личности, психологической разгрузки внутреннего напряжения. Результаты контрольного эксперимента показали существенные изменения во взглядах родителей.

По нашему мнению предложенный вид работы по формированию педагогической культуры можно использовать в любом детском саду.

Книга: Семейное воспитание и его влияние на личностное развитие...

СОДЕРЖАНИЕ

1. Семейное воспитание и его влияние на личностное развитие...

На предыдущую