lybs.ru
Если коварства не будет края, то придется драться. / Богдан Хмельницкий


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Характеристика деятельности бюджетных учреждений и правовые основы их деятельности.

2. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

3. План счетов бюджетных учреждений и его структура.

4. Мемориальные ордера: их виды и применение.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Первичные бухгалтерские документы, их значение, порядок оформления и хранения.

2. Права и обязанности главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий и бюджетных учреждений.

Литература:

Основная: [1-4, 15, 16, 18-22, 46, 47, 48, 49, 50, 51]

Дополнительная: [53, 54, 58, 59, 60, 61]

1. Характеристика деятельности бюджетных учреждений и правовые основы их деятельности

Бюджетные организации - это организации, которые созданы органами местного самоуправления, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств государственного или местного бюджетов.

Сфера бюджетных учреждений является весьма разнообразной по функциональным признакам. Условно их можно поделить на три группы:

· учреждения, выполняющие законодательные функции, функции управления, охраны, контроля - учреждения законодательной и исполнительной власти; министерства, ведомства, управления, то есть аппарат органов государственного и хозяйственного управления, общественных и других организаций; финансовые органы, органы казначейства, налоговая инспекция, таможенная служба, армия, органы милиции, судебные органы, органы прокуратуры и др.;

· учреждения социально-культурного комплекса - учреждения образования всех уровней, медицинские учреждения, детские воспитательные учреждения, учреждения культуры, библиотеки, научные организации и др.;

· социальные фонды и службы, а также другие бюджетные учреждения.

Предложенный разделение отражает горизонтальные связи, которые сложились в сфере бюджетных учреждений. Учитывая же сложившуюся на сегодняшний день систему бюджетных отношений, а именно иерархическую систему вертикальных связей, бюджетные учреждения разделяют на:

· главных распорядителей средств;

· распорядителей средств второго уровня;

· распорядителей средств третьего уровня.

Самой весомой составляющей в предложенной схеме являются учреждения социально-культурного комплекса, сфера деятельности которых достаточно разнообразна. Однако, несмотря на это, возможно определить главные общие особенности их деятельности, выделяют эту сферу не только в бюджетной сфере, но и среди других составляющих экономики Украины в целом. К ним следует отнести следующие важные моменты:

· основным результатом деятельности таких учреждений является услуга;

· показатель эффективности труда в этой сфере следует рассматривать в экономическом и социальном аспектах, причем второй, как правило, имеет приоритетное значение;

· в сфере нематериального производства зачастую происходит совпадение двух фаз движения и реализации непроизводственной услуги, то есть традиционная схема “производство - распределение - обмен - потребление” приобретает сокращенного вида, а именно “производство - потребление”;

· услуги невозможно делать “про запас”, невозможно транспортировать (транспортирование услуги возможно лишь как изменение места нахождения исполнителя), невозможно употреблять в большем, чем нужно, количестве. Эта особенность продукта сферы нематериального производства обусловливает необходимость предварительного индивидуального или общественного спроса на определенные виды деятельности;

· отсутствует понятие “брак” в традиционном его понимании: поскольку услуга является нематериальным результатом, трудно оценить ее стоимость; в научной сфере вообще отрицательный результат не классифицируется как некачественно выполненная работа, разработка, потому что в науке отрицательный результат - это тоже результат;

· бюджетные учреждения существуют на основе государственной формы собственности, что автоматически вносит коррективы в права бюджетных организаций как юридических лиц - ограничение относительно реализации и передачи ценностей; отсутствие понятия “банкрот” относительно финансового состояния любого бюджетного учреждения.

Для бюджетных учреждений основным финансовым документом является смета доходов и расходов, который подтверждает полномочия на получение доходов и осуществление расходов и который определяет объем и направления средств для выполнения соответствующих функций.

Основным документом, который определяет правовые принципы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, является Закон Украины “Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине” от 16.07.99 № 996-ХІV.

Бюджетные учреждения относятся к одной из разновидностей организаций некоммерческого характера, для которых получение прибыли не является их основной целью.

Организации, заведения и учреждения, для которых получение прибыли не является основной целью их деятельности, относятся к группе организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Основой для них является деятельность по предоставлению просветительских, культурных, научных, образовательных и других подобных услуг для общественного потребления, услуг по созданию системы социального самообеспечения граждан и осуществления других целей, предусмотренных уставными документами.

Государственная регистрация бюджетных организаций проводится в исполнительном комитете городского, районного совета, районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по их местонахождению в соответствии с требованиями Закона Украины “О предпринимательстве”.

Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании положения (устава), утверждается уполномоченным органом (как правило, органом, принявшим решение об их создании). Такие организации признаются юридическим лицом со дня регистрации положения (устава) и с этого момента могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязательства, быть истцами в суде, арбитражном или третейском суде.

Несмотря на то, что основная деятельность бюджетных учреждений не связана с ведением предпринимательской деятельности, а следовательно, и получением от него доходов (хотя они и могут получать доходы от предоставления отдельных услуг, выполнению работ в случаях, предусмотренных законодательством), таким организациям необходимо подтвердить свой статус неприбыльных.

Имеется в виду необходимость включения их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, создается и ведется Государственной налоговой администрацией Украины.

Реестр неприбыльных учреждений и организаций представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления и обработки данных о неприбыльных организациях и учреждениях, которые в соответствии с Законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Учреждения и организации, которые содержатся за счет средств бюджета, подлежат обязательной регистрации в:

· органах налоговой службы;

· Пенсионном фонде;

· органах Фонда социального страхования;

· органах Государственной службы занятости.

Ликвидация бюджетных организаций

Ликвидация учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств бюджета, осуществляется органами, по решению которых они были созданы, а именно: органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Орган, принявший решение о ликвидации бюджетной организации, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации.

Ликвидация бюджетных организаций осуществляется ликвидационной комиссией, созданной по решению уполномоченного органа в общепринятом порядке.

Согласно Закона Украины “О предприятиях” ликвидационная комиссия или другой орган, проводящий ликвидацию предприятия, помещает в официальной печати по месту нахождения предприятия публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках заявлений кредиторами претензий. Ликвидационная комиссия проводит работу по возврату дебиторской задолженности и удовлетворения претензий кредиторов, составляет ликвидационный баланс и представляет его в орган, который назначил ликвидационную комиссию.

Смена государственной регистрации юридического лица осуществляется органом государственной регистрации по заявлению собственника или уполномоченного им органа после проведения ликвидационной комиссией мероприятий по ликвидации и представление в орган государственной регистрации следующих документов:

· заявления (решения) собственника или уполномоченного им органа или решения арбитражного суда в случаях, предусмотренных законодательством;

· акта ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденным органом, который назначил ликвидационную комиссию;

· справки аудитора, если это необходимо;

· справки учреждений банков о закрытии счетов;

· справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета;

· подтверждение опубликования в печатных средствах массовой информации объявление о ликвидации юридического лица;

· справки архива о приеме документов, которые подлежат долгосрочному хранению;

· справки органов внутренних дел о приеме печатей и штампов;

· оригиналов учредительных документов (устава, положения, учредительного договора).

После ликвидации бюджетной организации необходимо сняться с учета в органах налоговой службы, в Пенсионном фонде, в Фонде социального страхования и в Фонде занятости.

Юридическое лицо считается ликвидированным с момента исключения ее из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ).

2. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств бюджета, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов, который принято называть бюджетным учетом.

Предметом бюджетного учета является процесс исполнения бюджета.

Объектом бюджетного учета является:

· доходы и расходы бюджета;

· фонды и резервы, которые создаются в бюджете в процессе его исполнения;

· расходы на содержание бюджетных учреждений;

· материальные ценности бюджетных организаций;

· денежные средства в кассе и на счетах.

Сущность бюджетного учета наиболее полно проявляется в его функциях:

· функция надзора используется в процессе создания и использования денежных средств государства - бюджета как по доходам, так и расходам;

· функция отображения базируется на том, что все операции, которые выполняются за счет бюджетных средств, отражаются в соответствующих документах, на счетах и др.;

· функция обобщения проводится при осуществлении всех операций по расчетам, результатом которых является баланс доходов и расходов как бухгалтерский отчет;

· функция контроля проявляет себя при проведении бюджетного учета поступлений доходов по их видам и учетом исполнения расходной части бюджета в соответствующих отраслях, учреждениях и организациях, которые финансируются из бюджета;

· функция управления и руководства процессом исполнения бюджета и обеспечение планирования бюджета;

· функция обеспечения сохранности средств бюджета в качестве государственной собственности.

Указанные функции детализируются в виде соответствующих задач.

Задачами бухгалтерского учета бюджетных учреждений являются:

1) обеспечить правильную организацию учета, точность и своевременность отражения всех хозяйственных операций по исполнению смет (учет финансирования, денежных средств, расходов, расчетов, материальных ценностей, фондов и т.д.);

2) обеспечить рациональное и эффективное использование средств бюджетного учреждения по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой;

3) обеспечить полноту и своевременность проведения инвентаризации материальных ценностей, денежных средств и расчетов;

4) обеспечить полноту и достоверность составления отчетности;

5) обеспечить контроль за выполнением обязательств, наличием и движением имущества, использованием материальных и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;

6) своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

7) формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми, статистическими и банковскими учреждениями и другими заинтересованными органами и организациями.

В Украине осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Согласно ст. 6 Закона о бухгалтерском учете порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об исполнении смет бюджетных учреждений регулируется Главным управлением Государственного казначейства Украины (ГУГКУ). Оно разрабатывает План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, инструкции по учету наличия и использования бюджетных и внебюджетных средств, валютных операций, основных средств. Такая строгая регламентация методологии учета обеспечивает его единство, сопоставимость показателей учреждений различных отраслей непроизводственной сферы, возможность получения сводных показателей для контроля за выполнением смет и бюджетов.

Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, которые разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Украины, на бюджетные учреждения не распространяются.

Ведение бухгалтерского учета, осуществление контроля за исполнением смет, а также составление отчетности в бюджетных учреждениях возлагается на бухгалтерию, которая является, как правило, самостоятельной службой и имеет свою структуру. Существуют две организационные формы учета в бюджетных учреждениях: бухгалтерии при отдельных учреждениях и централизованные бухгалтерии. Самостоятельные бухгалтерии имеют большие учреждения: высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, больницы и т.д.

Централизованные бухгалтерии - наиболее распространенная форма организации учета. Они создаются по ведомственной или межведомственной признаками при территориальных и районных медицинских объединениях, министерствах, ведомствах и их управлениях, управлениях местных государственных администраций и выполняют функции по учету и отчетности бюджетных учреждений, которые они обслуживают.

Процесс создания централизованных бухгалтерий начался в 60-е годы, в настоящее время ими обслуживается более 90 % бюджетных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов.

Централизация оказала положительное влияние на бухгалтерский учет и отчетность: улучшилось функциональное распределение обязанностей между работниками, получили распространение прогрессивные формы и методы учета, сократились расходы на содержание аппарата управления, появилась возможность сравнивать и обобщать результаты анализа и контроля исполнения смет однотипных учреждений, использовать современную вычислительную технику. ООО “Парус” разрабатывает и внедряет в Украине пакеты прикладных программ по комплексной автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях с выходом на баланс и другие формы отчетности.

Автоматизация обработки учетно-экономической информации является решающим фактором повышения оперативности, аналитичности и достоверности данных бухгалтерского учета.

3. План счетов бюджетных учреждений и его структура

Законом Украины “Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине” функцию установления правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по исполнению смет бюджетных учреждений закреплено за Государственным казначейством Украины. Исходя из этого его Главным управлением был разработан новый План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. В декабре 1999 года он был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины и с 1 января 2000 года вступил в силу.

План счетов - это систематизированный перечень счетов текущего учета, предназначенных для отражения хозяйственных операций.

В основу нового Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений положены Международные стандарты бухгалтерского учета, а также План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций с учетом особенностей исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

План счетов должен обеспечить точное и достоверное отражение в учете и отчетности хозяйственных операций бюджетных учреждений, а также решения таких конкретных задач:

· возможность систематического контроля за ходом исполнения сметы учреждения;

· прозрачность учета с целью соблюдения экономии и целевого использования бюджетных средств в соответствии с требованиями бюджетной классификации Украины;

· представление полной информации, необходимой для составления отчета о выполнении государственного и местного бюджетов, а также осуществления анализа в соответствии с требованиями ежегодного Закона Украины “О Государственном бюджете Украины”.

План счетов насчитывает 8 классов балансовых счетов и один класс внебалансовых счетов:

1 класс - “Необотні активы”;

2 класс - “Запасы”;

3 класс - “Средства, расчеты и прочие активы”;

4 класс - “Собственный капитал”;

5 класс - “Долгосрочные обязательства”;

6 класс - “Текущие обязательства”;

7 класс - “Доходы”;

8 класс - “Расходы”;

0 класс - Забалансовые счета.

Класс 1 “Необоротные активы” объединяет счета, предназначенные для учета материальных и нематериальных активов, полученные для длительного использования и не предназначенные для реализации или расходования в течение одного года. На счетах этого класса учитываются основные средства бюджетных учреждений, другие необоротные материальные активы и нематериальные активы, а также износ необоротных активов.

Класс 2 “Запасы” объединяет группу счетов для учета оборотных материальных активов, принадлежащих бюджетным учреждениям, реализация или использование которых предполагается в течение одного бюджетного года.

На счетах класса 2 учитывают:

· оборудование, которое подлежит установке на объектах, которые строятся или реконструируются, строительные материалы, конструкции, детали и другие материальные ценности, приобретенные за счет средств, выделенных на капитальное строительство, материалы для научно-исследовательских работ, а также специальное оборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам;

· все виды животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери и семьи пчел;

· МБП, находящиеся на складе и в эксплуатации, срок использования которых не превышает одного года;

· материалы и продукты питания;

· готовые изделия, произведенные в производственных (учебных) мастерских, а также готовая печатная продукция;

· продукция подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств.

Класс 3 “Средства, расчеты и прочие активы” включает счета, предназначенные для отражения текущих финансовых активов: денежных средств в кассе, на счетах в учреждениях банков или в органах Государственного казначейства Украины, в расчетах с дебиторами.

На счетах класса 3 учитывают:

· движение денежных средств в кассе учреждения или централизованной бухгалтерии;

· средства на текущих счетах в учреждениях банков распорядителей средств местных бюджетов и только тех распорядителей средств государственного бюджета, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами Президента Украины или Кабинета Министров Украины не переведены на казначейское обслуживание смет доходов и расходов;

· движение средств на регистрационных счетах в органах Государственного казначейства Украины распорядителей средств, находящихся на государственном бюджете, которые согласно нормативно-правовых актов Президента Украины или Кабинета Министров Украины переведены на обслуживание в органы Государственного казначейства Украины;

· движение средств, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, оплаченных талонах на бензин, мазут, питание, оплаченных путевках в дома отдыха, санатории, на туристические базы, в сообщениях на почтовые переводы, таможенных марках, в бланках трудовых книжек и вкладышах к ним, а также в других денежных документах;

· краткосрочные векселя, полученные учреждением в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Украины;

· расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, условия договоров по которым предусматривают предварительную оплату (авансовые платежи);

· расчеты учреждения с поставщиками в порядке плановых платежей, то есть расчеты с поставщиками, осуществляемые не по каждой отдельной сделке, а путем периодического перечисления средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами; расчеты с подотчетными лицами по расходам, которые не могут быть осуществлены путем безналичных расчетов; суммы недостач и хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей, отнесенные за счет виновных лиц, и другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке;

· расчеты с различными организациями-дебиторами по авансовым платежам за материальные ценности, работы и услуги и т.д.

Класс 4 “Собственный капитал” объединяет счета, предназначенные для учета вложений в фонды бюджетных учреждений и определения результатов выполнения сметы бюджетного учреждения, а также сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетов за текущий год.

В фонды бюджетного учреждения относятся:

· фонд в необоротных активах;

· фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах.

Класс 5 “Долгосрочные обязательства” предназначен для учета долгосрочных обязательств, которые не являются характерными для деятельности данного бюджетного учреждения, не связанных с использованием бюджетных средств и погашение которых будет осуществляться в последующие бюджетные годы.

Класс 6 “Текущие обязательства” объединяет счета, предназначенные для учета обязательств учреждения, возникающие в процессе ее деятельности и погашение которых ожидается в течение одного бюджетного года.

К текущим обязательствам бюджетного учреждения относятся:

· задолженность по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с заработной платы;

· задолженность из заработной платы штатного и нештатного персонала, с пособия по временной нетрудоспособности; по стипендиям аспирантам и учащимся;

· задолженность по отчислениям в Пенсионный фонд, на социальное страхование и индивидуальное страхование работников;

· авансовые платежи, полученные от физических и юридических лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг;

· кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги.

Следует учесть, что обязательства, связанные с расходами, которые возникают в процессе нормального операционного цикла (в результате приобретения материалов для предоставления государственных услуг, начисление коммунальных платежей, выплаты заработной платы персоналу и т.д.), являются текущими даже тогда, когда срок их погашения наступает после 12-ти месяцев от даты баланса. Вместе с тем обязательства, прямо не связанные с операционной деятельностью учреждения, являются текущими при условии, что они будут погашены в течение одного бюджетного года.

Класс 7 “Доходы” предназначен для учета поступлений денежных средств (доходов), получаемых учреждениями за счет общего и специального фондов, а также сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетов.

Общий фонд сметы распорядителей бюджетных средств объединяет доходы учреждения (ассигнования), поступающих в фонд из общих ресурсов бюджета, которые не имеют при поступлении в бюджет определенной цели.

В состав специального фонда входят внебюджетные средства учреждения - специальные средства, суммы по поручениям, другие внебюджетные средства под названием “собственные поступления учреждения”, доходы, имеют целевую направленность.

Класс 8 “Расходы” объединяет группы субсчетов для учета фактических расходов и расходов бюджетных учреждений, а также кассовых расходов сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетов, которые осуществляются в течение бюджетного года.

На счетах класса 8 учитывают:

· расходы по общему фонду (фактические расходы, произведенные учреждениями за счет средств государственного и местного бюджетов на содержание учреждения и другие мероприятия, предусмотренные сметой данного учреждения; кассовые расходы в централизованных бухгалтериях сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов);

· расходы по специальному фонду (фактические расходы специального фонда по сметам доходов и расходов в разрезе специальных средств учреждений, других поступлений и других средств специального фонда);

· производственные затраты (на выпуск готовых изделий в производственных (учебных) мастерских, издание печатной продукции и предоставления услуг; затраты подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств; расходы на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ по договорам с предприятиями и учреждениями; расходы на изготовление различных экспериментальных устройств для проведения научных экспериментов по работам, выполняемым за счет средств государственного бюджета; расходы на операции по заготовке и переработке материалов хозяйственным способом).

На забалансовых счетах учитываются материальные ценности, иные активы и обязательства, не принадлежащие организации или находящиеся во временном ее распоряжении. Для учета указанных ценностей применяются следующие забалансовые счета:

01 “Арендованные необоротные активы”;

02 “Активы на ответственном хранении”;

03 “Незавершенное капитальное строительство”;

04 “Непредвиденные активы и обязательства”;

05 “Гарантии и обеспечения”;

07 “Списанные активы и обязательства”;

08 “Бланки строгого учета”;

09 “Назначение и обязательства”.

4. Мемориальные ордера: их виды и применение

Исходя из основных требований Закона Украины “Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине”, целью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности является формирование полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движения денежных средств организации.

Одним из средств выполнения этой задачи является выбор формы бухгалтерского учета.

Под формой бухгалтерского учета понимают совокупность учетных регистров, используемых в определенной последовательности и взаимодействии для ведения учета с применением принципа двойной записи.

Для отражения операций о выполнении смет предусмотрены следующие формы бухгалтерского учета:

· журнал-главная, которая используется в учреждениях с небольшим объемом учетной работы, которые ведут учет самостоятельно;

· журнально-ордерная, которая используется в учреждениях с большим объемом учетной работы, которые ведут учет самостоятельно;

· мемориально-ордерная, которая используется в учреждениях с большим объемом работы, учет которых централизован;

· автоматизированная.

Наиболее распространенной формой ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений является мемориально-ордерная форма учета.

Мемориально-ордерная форма учета получила название от мемориального ордера, составлением которого завершается обработка документов.

Основными принципами мемориально-ордерной формы учета являются:

· оформление бухгалтерских проводок мемориальными ордерами;

· распределение синтетического учета на хронологический и систематический;

· ведение аналитического учета на карточках;

· особое строение Главной книги, которая раскрывает корреспонденцию счетов, что повышает возможности анализа и контроля за правильностью записей.

С целью обеспечения единства бухгалтерского учета приказом Государственного казначейства Украины от 27.07.2000 года № 68 утверждена Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядок их составления.

При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам проведения операций и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера:

· мемориальный ордер 1 - накопительная ведомость по кассовым операциям (ф. 380);

· мемориальный ордер 2 - накопительная ведомость движения денежных средств общего фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков) (ф. 381);

· мемориальный ордер 3 - накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков) (ф. 382);

· мемориальный ордер 4 - накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами (ф. 408);

· мемориальный ордер 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям (ф. 405);

· мемориальный ордер 6 - накопительная ведомость по расчетам с прочими кредиторами (ф. 409);

· мемориальный ордер 7 - накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей (ф. 410);

· мемориальный ордер 8 - накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами (ф. 386);

· мемориальный ордер 9 - накопительная ведомость по перемещению и выбытию необоротных активов (ф. 438);

· мемориальный ордер 10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. 439);

· мемориальный ордер 11 - свод накопительных ведомостей о поступлении продуктов питания (ф. 398);

· мемориальный ордер 12 - свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания (ф. 411);

· мемориальный ордер 13 - накопительная ведомость расходования материалов (ф. 396);

· мемориальный ордер 14 - накопительная ведомость начисления доходов специального фонда бюджетных учреждений (ф. 409);

· мемориальный ордер 15 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей (ф. 406).

Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах с 1 по 15, а также для операций, в отношении которых нет необходимости составлять накопительные ведомости и сводки (например, в учреждении с небольшим объемом операций), используется мемориальный ордер ф. № 274.

Записи в мемориальном ордере ф. № 274 осуществляются как на основании отдельных первичных документов, так и по группам однородных документов. Корреспонденция субсчетов в этом мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операции таким образом: по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов или, наоборот, по кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов. Таким мемориальным ордерам присваиваются номера , начиная с 16 за каждый месяц отдельно.

Мемориальные ордера подписываются исполнителем, лицом, проверила записи в мемориальном ордере, и главным бухгалтером.

Все мемориальные ордера подлежат регистрации в книге “Журнал-главная” ф. 308. Учет в книге “Журнал-главная”, как правило, ведется по субсчетам. В отдельных бюджетных учреждениях и централизованных бухгалтериях по решению главного бухгалтера учет может осуществляться на счетах второго, третьего и т.д. порядка.

Книга “Журнал-главная” открывается ежегодно записями сумм остатков на счетах на начало года согласно баланса и остатками на счетах за прошлый год. Записи в ней при ведении учреждениях отдельных мемориальных ордеров осуществляются по мере их составления, но не позднее следующего дня, а при составлении мемориальных ордеров - накопительных ведомостей один раз в месяц. Сумма мемориального ордера переносится сначала в графу “Сумма оборотов по мемориальному ордеру”, а затем - к дебету и кредиту соответствующих корреспондирующих счетов.

В конце месяца проверяется правильность записей по счетам синтетического учета в книге “Журнал-главная”. Для этого подсчитываются обороты по каждому субсчету и выводятся остатки на конец месяца в строке “Всего”. При этом сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы “Сумма оборотов по мемориальному ордеру”.

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях и др.).

Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости форм 44, 285, 326 по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Итоги оборотов и остатки по каждому аналитическому счету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги “Журнал-главная” ф. 308.

Основанием для отражения записей в учетных регистрах являются надлежащим образом оформленные первичные документы. Документы, являющиеся основанием для отражения записей в регистрах бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота.

Первичные документы, поступившие в бухгалтерию, подлежат проверке по форме и содержанию, т.е. контролируется наличие в документах обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции требованиям действующего законодательства, логическая связь отдельных показателей.

Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения хозяйственных операций (в хронологическом порядке) в учетных реестрах.

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую