lybs.ru
Любого можно заставить быть добровольцем. / Александр Перлюк


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Понятие о смете. Виды смет.

2. Составление проектов смет.

3. Рассмотрение и утверждение смет.

4. Внесение изменений в сметы.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Составление отчетности об исполнении смет.

2. Порядок составления, рассмотрения и выполнения росписи Государственного бюджета Украины.

Литература:

Основная: [4, 10, 44, 45, 48, 49, 50]

Дополнительная: [47, 51, 58]

1. Понятие о смете. Виды смет

Учреждения и организации, которые содержатся за счет средств бюджетов, для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на них функций составляют и утверждают смету доходов и расходов в соответствии с бюджетными назначениями, которые установлены Законом Украины “О Государственном бюджете”.

Бюджетное назначение представляет собой полномочие, которое предоставляется главному распорядителю бюджетных средств Законом Украины “О Государственном бюджете”, постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым, решением местного совета о местном бюджете, которое имеет количественные и временные ограничения, которое позволяет Министерству финансов, Государственному казначейству или местному финансовому органу предоставлять бюджетные ассигнования для осуществления платежей на конкретные мероприятия за счет средств соответствующего бюджета.

Ассигнования - полномочия распорядителю бюджетных средств на взятие обязательств и расходования бюджетных средств на конкретную цель в процессе исполнения бюджета, предоставлено в соответствии с бюджетного назначения.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования относительно выполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений и организаций утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 09.01.2000 г. № 17.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, организации является основным плановым документом, который подтверждает полномочия относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения ею своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетным назначениям.

Существуют следующие виды смет:

· индивидуальные сметы - сметы, которые составляются бюджетными организациями. Причем независимо от того, ведет бюджетная организация учет самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией, индивидуальный смету и план ассигнований составляются по каждой выполняемой им функцией;

· сводные сметы - это свод показателей индивидуальных смет распорядителей средств бюджета низшего уровня по функциональной классификации, состоящие главным распорядителем, распорядителем высшего уровня для представления Министерству финансов Украины, Министерству финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органам. Сводные сметы не утверждаются;

· сметы на централизованные мероприятия - это сметы, в которые включаются ассигнования только в тех случаях, когда проведение таких мероприятий за счет средств бюджета разрешено законодательством Украины (централизованные мероприятия осуществляются главными распорядителями).

Смета имеет две составляющие:

· общий фонд, который содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением, организацией основных функций;

· специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета и их распределение по полной экономической классификации на осуществление расходов специального назначения, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.

Согласно Порядка № 17 учреждения и организации, которые содержатся за счет средств бюджета, имеют право принимать обязательства и расходовать средства из бюджета на цели и в пределах, установленных сметами и планами ассигнований.

План ассигнований из общего фонда бюджета учреждения - это помесячное распределение расходов, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации, который регламентирует взятие учреждением обязательств в течение года.

План ассигнований является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе со сметой.

2. Составление проектов смет

Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы доводят до главных распорядителей данные о предельных объемах расходов общего фонда проекта соответствующего бюджета на следующий год, что является основанием для составления проектов смет. Эти данные формируются исходя из плановых доходов государственного и местных бюджетов на следующий год.

Для правильной и своевременной организации работы, связанной с составлением проектов смет, главные распорядители, руководствуясь соответствующими указаниями Министерства финансов Украины, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов по составлению проектов соответствующих бюджетов на следующий год осуществляют следующие мероприятия:

· устанавливают для подведомственных учреждений предельные объемы расходов из общего фонда бюджета;

· обеспечивают подведомственные учреждения указаниями по составлению проектов смет;

· проводят совещания с руководителями подведомственных учреждений по вопросам составления проектов смет, соблюдения требований действующего законодательства, а также строгого режима экономии денежных средств и материальных ценностей;

· разрабатывают и сообщают подведомственным учреждениям соответствующие показатели, которых они должны придерживаться при составлении проектов смет и которые необходимы для правильного определения расходов;

· обеспечивают составление проектов смет на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно главными распорядителями;

· устанавливают для подведомственных учреждений сроки составления и представления проектов смет.

Главные распорядители рассматривают показатели проектов смет распорядителей низшего уровня с точки зрения законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов, правильности их распределения по экономической классификации, полноты поступления доходов, соблюдения ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов, а также других показателей в соответствии с законодательством.

На основе проектов сводных смет главные распорядители формируют бюджетные запросы, направляемые Министерством финансов Украины, Министерством финансов Автономной Республики Крым, местными финансовыми органами для включения в проекты соответствующих бюджетов в установленном ими порядке.

Срок рассмотрения показателей проектов смет распорядителей низшего уровня устанавливается главными распорядителями с таким расчетом, чтобы проекты сводных смет могли быть своевременно оформлены в бюджетные запросы.

Планирование доходной и расходной части сметы осуществляется с учетом следующих требований.

В доходной части проектов смет указываются плановые объемы ассигнований, которые предполагается направить на покрытие расходов учреждения из общего и специального фондов проектов соответствующих бюджетов.

Формирование доходной части общего фонда осуществляется исходя из плановых объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание этой организации. Данные о плановых объемах бюджетных ассигнований сообщаются учреждению непосредственно вышестоящей организацией.

В доходной части специального фонда указываются плановые объемы поступлений из других источников, получение которых предусмотрено соответствующими законодательно-нормативными документами. К таким поступлениям относятся средства, получаемые бюджетной организацией от оказания услуг, выполнения работ и реализации продукции или другой деятельности.

Порядком № 17 предусмотрено, что формирование доходной части специального фонда производится на основании расчетов, которые составляются по каждому запланированному на следующий год источники доходов.

При составлении этих расчетов учитываются следующие показатели:

· объем предоставленных тех или других платных услуг;

· размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с законодательством;

· другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования, другого имущества, сдаваемого в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т.п.);

· прогнозные поступления сборов (обязательных платежей) в специальный фонд бюджета.

На основании указанных показателей определяется сумма доходов на следующий год по каждому источнику поступления с учетом конкретных условий работы учреждения. Общая сумма плановых поступлений из специального фонда приводится в “Сведении показателей специального фонда сметы”, которая прилагается к смете. Форму Возведение утверждено приказом Министерства финансов Украины “Об утверждении документов, используемых в процессе исполнения бюджета” от 21.01.2000 г. № 10.

В основу построения Сводки и сметы положены одни и те же принципы, а именно:

· имеющиеся доходная и расходная части;

· расходы приведены в разрезе кодов экономической классификации.

Однако в отличие от сметы, где указывается только общая сумма поступлений по специальному фонду, в Сводке приводится расшифровка этих доходов по видам поступлений: специальные средства, другие собственные поступления и другие доходы, а также производится постатейное распределение поступлений по каждому источнику доходов.

Согласно Порядку № 17 при формировании показателей, на основании которых определяются доходы планового периода, учреждения должны учитывать уровень их фактического выполнения за последний отчетный год, а также ожидаемого выполнения за период, предшествующий плановому. При этом показатели должны приводиться в соответствии с объемом, указанным в расчете, и в полной мере соответствовать данным бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.

Специальный фонд проекта сметы предусматривает свод показателей по всем источникам поступления средств в этот фонд и соответствующим направлениям их использования.

Распределение расходов специального фонда проекта сметы производится в пределах поступлений, запланированных на эту цель в данном фонде.

В процессе составления и утверждения проектов смет остатки средств по специальному фонду не планируются.

В расходной части проекта сметы доходов и расходов учреждения определяется общая сумма расходов учреждения в разрезе кодов экономической классификации, а также с распределением расходов, которые планируется профинансировать за счет бюджетных ассигнований, и расходов, которые планируется осуществить за счет специального фонда.

При определении объемов расходов распорядителям низшего уровня главные распорядители, распорядители высшего уровня должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждения (количество классов, учеников в школах, коек в больницах, детей в дошкольных учреждениях и т.д.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Обязательным является выполнение требования относительно первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, а также на хозяйственное содержание учреждения. При определении расходов в проектах смет учреждения должен обеспечиваться строгий режим экономии средств и материальных ценностей. В сметы могут включаться только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения. Расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т.п., которые не являются первоочередными, могут предусматриваться только при условии обеспечения средствами неотложных расходов и отсутствия задолженности.

При этом расходы на заработную плату за счет специальных средств исчисляются в зависимости от объема деятельности, проводимой за счет этих средств, с применением норм, используемых учреждениями аналогичного профиля.

Показатели расходов, которые включаются в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации.

Если во время планирования учреждением специального фонда сметы плановые доходы превышают плановые расходы, рассчитанные на реализацию мероприятий специального назначения в соответствии с законодательством, учреждение должно предусмотреть направления указанных средств на приоритетные мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда. Поскольку такие расходы планируется осуществлять за счет поступлений из специального фонда, они предусматриваются в смете по специальным фондом.

Распределение расходов по общему фонду производится исходя из плановых поступлений бюджетных ассигнований, указанных в доходной части проекта сметы. При этом расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения и его фактического исполнения за предыдущие периоды.

Формирование расходной части по специальному фонду сметы осуществляется в пределах поступлений, запланированных на эти цели по данным фондом в проекте сметы.

Одновременно с проектом сметы подается штатное расписание бюджетного учреждения.

Составлены проекты смет доходов и расходов и планов ассигнований бюджетные учреждения представляют для рассмотрения и утверждения главным распорядителям в установленные сроки.

После утверждения соответствующих бюджетов проекты сводных смет приводятся в соответствие с показателями этих бюджетов.

3. Рассмотрение и утверждение смет

В недельный срок после опубликования Закона Украины о Государственном бюджете Украины, соответствующего решения Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы доводят до главных распорядителей лимитные справки.

В соответствии с указанными лимитными справками главные распорядители и распорядители высшего уровня уточняют распорядителям низшего уровня годовые объемы бюджетных ассигнований, проводят помесячное распределение ассигнований из общего фонда и доводят до них соответствующие лимитные справки.

Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях - это документ, содержащий утвержденные бюджетные назначения (установленные бюджетные ассигнования) и их помесячное распределение, а также другие показатели, которые в соответствии с законодательством должны быть определены на основе соответствующих нормативов.

Лимитная справка выдается соответственно Министерством финансов Украины, Министерством финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органом, распорядителем высшего уровня и приходится главным распорядителям, распорядителям низшего уровня для уточнения проектов смет и составления проектов планов ассигнований.

Форма лимитной справки утверждается Министерством финансов Украины.

Из приведенного выше следует, что эта справка является для бюджетных организаций своеобразным лимитом расходов, которые они могут осуществлять в течение года для выполнения основных функций и в пределах которых они имеют право брать на себя обязательства.

Распорядители бюджетных средств в соответствии с утвержденными для них объемов бюджетных ассигнований и других показателей, указанных в лимитной справке, приводят в соответствие с ними свои расходы. Для этого численность работников учреждения, предлагается к утверждению в штатном расписании, должна быть приведена в соответствие с определенного фонда оплаты труда, а другие расходы - в соответствии с иными установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение функций, возложенных на учреждение.

Следовательно, бюджетные учреждения на основании полученной от вышестоящей организации лимитной справки, в которой установлены бюджетные ассигнования, уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований, штатные расписания (расписания) и подают эти документы в вышестоящей организации в установленные сроки. При этом данные о расходах, перечисленные бюджетными учреждениями в проектах смет и планам ассигнований, должны соответствовать установленным для них лимитам бюджетных ассигнований.

Штатное расписание (расписание) - это документ, который определяет структуру учреждения, количество штатных единиц по каждому структурному подразделению и в целом по учреждению.

В штатном расписании указываются установленные штатном персонала должностные оклады, надбавки, доплаты, месячный фонд заработной платы, а также фонд заработной платы на год по данному учреждению.

Штатное расписание, подаваемого учреждением в высшей организации, составляется по форме, утвержденной приказом Министерству финансов Украины “Об утверждении документов, используемых в процессе исполнения бюджета” от 21.01.2000 г.

Проекты смет и планов ассигнований, направлены к высшей организации, должны рассматриваться при необходимости в присутствии руководителей соответствующих учреждений. При этом учреждения, что рассматривают проекты смет и планов ассигнований, должны:

· обеспечить строгое соблюдение требований действующего законодательства, а также указаний по составлению смет на следующий год;

· соблюдать режим экономии, не допускать включения в сметы расходов, не обусловленных производственной необходимостью;

· обеспечить в проектах смет и планам ассигнований соблюдение доведенных в лимитных справках годовых объемов ассигнований и объемов их помесячного распределения с учетом сроков проведения отдельных мероприятий и возможности осуществления соответствующих расходов в течение года;

· не допускать принятия в сметах сумм, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями.

Вышестоящие организации в течение трех недель после получения лимитных справок составляют и подают уточненные проекты сводных смет и проекты сводных планов ассигнований в Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов для составления и утверждения годовой росписи назначений соответствующих бюджетов (росписи годовых бюджетных назначений, утвержденных в соответствующем бюджете для общего и специального фондов в разрезе главных распорядителей, по полной экономической классификации, что соответствует возведению всех проектов смет) и помесячной росписи ассигнований общего фонда соответствующих бюджетов (росписи годовых бюджетных назначений, утвержденных в соответствующем бюджете для общего фонда в разрезе главных распорядителей, по сокращенной экономической классификации помесячно, что соответствует возведению всех планов ассигнований).

Уточненные проекты смет и составленные проекты планов ассигнований должны соответствовать определенным лимитным справкам.

Министерство финансов Украины направляет для регистрации, учета и исполнения утвержденный годовой роспись назначений государственного бюджета и помесячную роспись ассигнований общего фонда государственного бюджета Государственному казначейству, которое в трехдневный срок доводит до главных распорядителей извлечения из указанных документов, что является основанием для утверждения в установленном порядке смет и планов ассигнований всеми распорядителями.

Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы доводят до главных распорядителей выдержки из утвержденных годовой росписи назначений соответствующего бюджета и помесячной росписи ассигнований общего фонда соответствующего бюджета, что является основанием для утверждения в установленном порядке смет и планов ассигнований распорядителями.

Сметы, планы ассигнований и штатные расписания утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего организации в зависимости от того, в подчиненности которого органу исполнительной власти находится та или иная бюджетная организация, за исключением:

· министерств и других центральных органов исполнительной власти, сметы которых утверждают руководители соответствующих центральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Украины;

· областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, центральных органов управления государственными целевыми фондами, президиумов государственных академий наук, Лечебно-оздоровительного объединения при Кабинете Министров Украины, а также учреждений и заведений, которым непосредственно установлены назначения в государственном бюджете (кроме национальных учреждений образования), сметы которых утверждает Министерство финансов Украины, если иное не предусмотрено законодательством.

Сметы, планы ассигнований и штатные расписания органов исполнительной власти, подчиненных министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, утверждаются руководителями этих министерств, других центральных органов исполнительной власти;

· министерств и ведомств Автономной Республики Крым, управлений, отделов, других подразделений Киевской и Севастопольской городских, районных госадминистраций, сметы которых утверждает Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации после предварительной экспертизы в Министерстве финансов Автономной Республики Крым, областных, Киевском и Севастопольском финансовых управлениях;

· управлений, отделов, других подразделений районных госадминистраций, сметы которых утверждают районные госадминистрации после предварительной экспертизы в районных финансовых отделах;

· региональных отделений (служб) государственных целевых фондов, сметы которых утверждают вишестоящі учреждения;

· национальных учебных заведений, которым непосредственно установлены назначения в государственном бюджете, сметы которых утверждают руководители этих учреждений в пределах доведенных Министерством финансов Украины объемов бюджетных ассигнований и среднегодового количества ставок.

Сметы, планы ассигнований и штатные расписания учреждений, которые не имеют вышестоящей отраслевой организации (центральные районные, центральные городские больницы и т.п.) утверждаются районными администрациями или исполнительными органами соответствующих местных советов.

Сметы и планы ассигнований на проведение централизованных мероприятий утверждаются отдельно по каждому мероприятию руководителями министерств, других центральных органов исполнительной власти, госадминистраций и исполнительных органов местных советов, по планам которых будут проводиться указанные мероприятия. Такие сметы и планы ассигнований могут быть утверждены на общий объем расходов. При этом для осуществления каждого конкретного мероприятия не позднее чем за месяц составляется отдельная смета на основании календарных планов.

Смета утверждается по общему и специальному фондам на год без распределения по периодам года в объеме, который равен сумме этих фондов.

Сметы и планы ассигнований подписываются руководителем и главным (старшим) бухгалтером учреждения (централизованной бухгалтерии).

Утвержденные сметы, планы ассигнований и штатные расписания бюджетных учреждений скрепляются гербовой печатью и подписью руководителей организаций, уполномоченных утверждать такие документы, с указанием даты утверждения.

Одновременно со сметой на утверждение подается план ассигнований и штатное расписание учреждения, включая ее структурные подразделения, которые содержатся за счет собственных поступлений. Указанные документы утверждаются в двух экземплярах, один из которых возвращается учреждению, а второй остается в организации, которая их утвердила.

Учреждения, которые получают назначения из государственного бюджета и в соответствии с законодательством самостоятельно утверждают сметы, планы ассигнований и штатные расписания, в трехнедельный срок после утверждения бюджета подают Министерству финансов Украины утверждены сметы, расчеты к ним, календарные планы, планы ассигнований и штатные расписания.

Утверждение смет и планов ассигнований, а также осуществления расходов в суммах, превышающих утвержденные бюджетом ассигнования, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы ежегодно, в течение трех месяцев после утверждения соответствующих бюджетов, проверяют правильность составления и утверждения смет и планов ассигнований.

Сокращение излишних и завышенных ассигнований, выявленных в результате проверки правильности составления смет, производится Министерством финансов Украины, Министерством финансов Автономной Республики Крым, местными финансовыми органами на основании материалов проверок.

Высвобожденные ассигнования направляются на другие приоритетные мероприятия, которые планируются этим же распорядителем, по решению Министерства финансов Украины, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местного финансового органа на основании обоснованного представления главного распорядителя.

В указанных случаях в установленном порядке вносятся изменения смет и планов ассигнований.

4. Внесение изменений в сметы

Порядком № 17 предусмотрено, что бюджетные учреждения в процессе выполнения возложенных на них функций могут вносить изменения в сметы в случаях:

· необходимости перераспределения расходов по экономической классификации;

· принятие нормативного акта о передаче полномочий и бюджетных ассигнований от одного распорядителя другому;

· принятие решения по распределению централизованных нераспределенных бюджетных ассигнований между распорядителями;

· необходимость увеличения расходов специального фонда бюджета в результате превышения поступлений в этот фонд над предусмотренными (запланированными) в бюджете на соответствующий год;

· принятие решения по сокращению (ограничению) расходов общего фонда бюджета в целом на год.

В каждом случае внесения изменений в сметы и планы ассигнований составляются соответствующие справки, формы которых утверждены приказом Министерства финансов Украины “Об утверждении документов, используемых в процессе исполнения бюджета” от 21.01.2000 г. № 10. При этом переутверждения смет и планов ассигнований необязательно.

В случае внесения учреждением изменений в специальный фонд сметы справка утверждается руководителем учреждения, утвердившего смету.

Форма справки утверждается Министерством финансов Украины.

После просмотра годовых отчетов об исполнении смет за прошлый год уточняются показатели переходных контингентов по состоянию на 1 января текущего года исходя из фактического выполнения плана в отношении этих контингентов за прошлый год. По результатам проверок в случае выявления сумм излишних и завышенных ассигнований вносятся изменения смет и планов ассигнований путем уменьшения их объемов.

Право сокращения ассигнований предоставляется Министерству финансов Украины, Министерству финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органам.

Исполнение смет и планов ассигнований осуществляется нарастающим итогом с начала года.
Отчеты об исполнении смет и планов ассигнований представляются в порядке и по форме, установленными Государственным казначейством.

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую