lybs.ru
Только сильным дано право на бессмертие... / Александр Довженко


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Основные принципы и порядок финансирования бюджетных учреждений.

2. Система распорядителей бюджетных средств.

3. Учет финансирования по ведомственной структуре.

4. Учет финансирования через органы Государственного казначейства.

5. Понятие бюджетной классификации и ее структура. Состав и классификация расходов.

6. Учет кассовых расходов.

7. Учет фактических расходов.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Контроль за формированием расходов.

Литература:

Основная: [9, 17, 18-20, 23, 24, 42, 45, 46-51]

Дополнительная: [53, 58, 59, 60, 61]

1. Основные принципы и порядок финансирования бюджетных учреждений

Основным источником средств бюджетных учреждений является государственный бюджет, который объединяет ряд самостоятельных бюджетов.

Бюджетные учреждения напрямую финансируются из государственного или местного бюджетов.

Бюджетное финансирование представляет собой выделение средств из бюджета (государственного или местного) в распоряжение руководителей учреждений и организаций на осуществление расходов, предусмотренных бюджетом.

Финансирование - это источник покрытия расходов бюджетных организаций в виде средств, полученных из бюджета в пределах утвержденных ассигнований, то есть в пределах плановых сумм, предусмотренных сметой, получаемые из бюджета.

Финансирование - это предоставление денежных средств бюджета или права их расходования в пределах утвержденных ассигнований на предусмотренные бюджетом мероприятия.

Предельные размеры финансирования из бюджета на год с разбивкой по кварталам предусматриваются в годовом росписи доходов и расходов соответствующего бюджета, в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений и называются бюджетными ассигнованиями.

Основные принципы бюджетного финансирования и направления расходования бюджетных средств изложены в Законе Украины “О бюджетной системе”.

Согласно ст. 18 этого Закона средства Государственного бюджета Украины тратятся исключительно на цели и в пределах, утвержденных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный год.

Согласно этого Закона из Государственного бюджета финансируются учреждения и организации в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения, имеющих общегосударственное значение.

Что касается средств, получаемых из местных бюджетов, то они используются только на цели и в пределах, утвержденных в соответствии местными советами народных депутатов.

Таким образом, в зависимости от того, в подчиненности которого органу исполнительной власти находится та или иная бюджетная организация, финансирование осуществляется за счет средств Государственного бюджета, или за счет средств местного бюджета.

Бюджетные организации при осуществлении своей деятельности могут получать в свое распоряжение средства не только из бюджета, но и из других источников. Средства, получаемые бюджетными организациями, кроме ассигнования из бюджета, называются внебюджетными (средствами специального фонда), и к ним относятся средства, полученные от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции или другой деятельности, не запрещенной действующим законодательством.

Финансирование бюджетных организаций осуществляется с соблюдением следующих принципов:

· Необратимость предоставления средств. Согласно этому принципу суммы, выделяемые из бюджета на содержание учреждений, имеющих безвозмездный характер, то есть возврату не подлежат;

· Связь между объемом финансирования и выполнением планов бюджетным учреждением. Сущность этого принципа заключается в том, что бюджетное учреждение получает средства не под план, а соответственно до фактического исполнения плана. При этом на очередную сумму поступлений денежных средств непосредственно влияет качество использования предварительно предоставленных средств и соблюдение учреждением финансовой дисциплины;

· Финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных сметой. Этот принцип означает, что выделение средств из бюджета на содержание бюджетных организаций осуществляется только при наличии сметы доходов и расходов бюджетных учреждений и в пределах асигунвань, утвержденных сметой.

Следует иметь в виду, что осуществление расходов, не предусмотренных сметой, не допускается, поскольку утвержденная смета бюджетного учреждения представляет собой предельный уровень расходов, которые может осуществлять учреждение по той или иной статье за счет бюджетных средств. Согласно п. 43 Порядка № 17 осуществление расходов без утвержденных в установленном порядке смет и плана ассигнований приостанавливается через 30 календарных дней после утверждения летнего расписания назначений и помесячного расписания ассигнований соответствующего бюджета. После окончания этого срока органы Государственного казначейства и финансовые органы осуществляют финансирование только в соответствии с утвержденными сметами и планами ассигнований;

· Целевое назначение. Согласно этому принципу использования выделенных из бюджета средств производится только на цели, предусмотренные в соответствующей статье сметы и в пределах полученных сумм.

Это означает, что бюджетные учреждения должны использовать средства, полученные, например, для выплаты заработной платы, исключительно на эти цели, а не потратить на покупку материалов или канцелярских принадлежностей.

Следует иметь в виду, что должностные лица бюджетных организаций за нарушение порядка использования бюджетных средств несут уголовную ответственность согласно Уголовного кодекса Украины;

· Контроль за использованием предоставленных средств. Этот принцип означает, что контроль за использованием средств осуществляется на всех этапах хозяйственной деятельности бюджетных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета.

2. Система распорядителей бюджетных средств

Финансирование учреждений и организаций, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов, осуществляется непосредственно через распорядителей бюджетных средств.

Распорядителями бюджетных средств выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым предоставлено право распределять бюджетные средства.

Распорядителями бюджетных средств являются непосредственно руководители министерств, ведомств и учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетным ассигнованиям, выделенным на проведение соответствующих мероприятий.

В зависимости от степени подчиненности и от объема предоставленных прав, полномочий, ответственности и обязанностей они подразделяются на:

· главных распорядителей бюджетных средств;

· распорядителей бюджетных средств низшего уровня (ниже распорядители).

До главных распорядителей бюджетных средств относятся:

· министры и руководители других центральных органов исполнительной власти, которые осуществляют финансирование в соответствии с государственным бюджетом;

· руководители отделов областных, городских, районных госадминистраций, а также органов местного самоуправления, которые осуществляют финансирование согласно с местными бюджетами.

Распорядителями бюджетов низшего уровня являются распорядители, которые в своей деятельности подчинены соответствующему главному распорядителю, распорядителю высшего уровня и/или деятельность которых координируется через него.

До нижестоящих распорядителей бюджетных средств относятся руководители учреждений и организаций, имеющих подведомственные учреждения и получают средства из бюджета на осуществление расходов своего учреждения и также на расходы подведомственных учреждений.

Исходя из этого ниже распорядители средств в зависимости от объема предоставленных им прав подразделяются на:

· распорядителей бюджетных средств второй степени;

· распорядителей бюджетных средств третьей степени.

Распорядителями бюджетных средств второй степени являются руководители учреждений, которые одержуть средства от главных распорядителей на осуществление расходов этого учреждения и для распределения между подведомственными учреждениями и организациями.

Распорядителями бюджетных средств третьей степени являются руководители учреждений, которые одержуть бюджетные средства только на расходы данного учреждения.

Главные распорядители в сравнении с нижестоящими распорядителями наделены наибольшими правами, обязанностями и соответственно несут большую ответственность:

· рассматривают и утверждают сметы и планы ассигнований подведомственного им учреждения;

· составляют сводные сметы в целом по министерству, ведомству, управлению, отдела;

· осуществляют в установленном порядке перераспределение полученных ассигнований между распорядителями средств низшего уровня;

· осуществляют постоянную проверку законности и эффективности использования бюджетных средств подведомственными им учреждениями;

· несут ответственность за выполнение сметы не только ведомства в целом, но и всех подведомственных им учреждений;

· осуществляют контроль за эффективностью использования бюджетных средств и состоянием учета и отчетности в этих учреждениях.

Ниже распорядители второй степени, имеющих подведомственную сеть, получают бюджетные средства от главных распорядителей как на осуществление расходов по своем учреждении, так и для перевода подведомственным учреждениям. Они несут ответственность за использование бюджетных ассигнований перед главным распорядителем.

Что касается распорядителей третьей степени, которые не имеют в своем подчинении подведомственных учреждений, они получают бюджетные средства от вышестоящего распорядителя только на содержание своего учреждения. Они не пользуются правом последующего перераспределения бюджетных средств.

3. Учет финансирования по ведомственной структуре

На сегодняшний день в связи с тем, что не все бюджетные учреждения перешли на казначейское обслуживание, финансирование осуществляется как по ведомственной структуре, так и через органы Государственного казначейства.

По ведомственной структуре финансируются учреждения, которые содержатся за счет местных бюджетов, и другие распорядители средств, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины по согласованию Министерства финансов Украины.

При финансировании по ведомственной структуре Главное управление Государственного казначейства перечисляет бюджетные средства на текущие бюджетные счета главных распорядителей средств на основании представленных ими распределений бюджетных средств (2 экземпляра). Один экземпляр распределения остается у главного распорядителя средств и регистрируется в журнале регистрации распределения средств, а второй передается Главному управлению Государственного казначейства.

Управление оперативно-кассового планирования расходов на основании предоставленного распределения составляет в 2-х экземплярах распоряжение на перечисление средств с единого казначейского счета, которое регистрируется в журнале регистрации распоряжений, подписывается начальником управления и утверждается заместителем министра финансов - начальником Главного управления Государственного казначейства.

Первый экземпляр распоряжения передается в управление бухгалтерского учета и отчетности, где осуществляется сверка суммы финансирования с остатками неиспользованных ассигнований, после чего передается оперативно-контрольному управлению для перечисления средств по назначению. Второй экземпляр распоряжения остается в управлении оперативно-кассового планирования расходов.

Перечисление бюджетных средств с единого казначейского счета осуществляется платежным поручением, которое подается в уполномоченный банк в виде электронных расчетных документов по каналам связи в системе “клиент-банк”. Получив от уполномоченного банка выписки с единого казначейского счета, управление бухгалтерского учета и отчетности Главного управления Государственного казначейства проверяет полноту проведенных платежей, а управление оперативно-кассового планирования расходов отражает сумму проведенного финансирования главного распорядителя средств в карточке учета ассигнований. Дальнейшее движение финансирование осуществляется по схеме: главный распорядитель средств распорядитель средств второй степени распорядитель средств третьей степени.

Главным распорядителям средств в уполномоченных учреждениях банков открываются следующие текущие счета:

· на расходы учреждения;

· для перевода подведомственным учреждениям.

Для учета наличия и движения бюджетных средств предназначены два субсчета счета 31 “Счета в банках”: 311 “Текущие счета на расходы учреждения” и 312 “Текущие счета для перевода подведомственным учреждениям”.

Субсчет 311 “Текущие счета на расходы учреждения” ведется распорядителями средств всех уровней.

На субсчета 312 “Текущие счета для перевода подведомственным учреждениям” главные распорядители средств и распорядители средств второй степени учитывают средства, предназначенные для переводов подведомственным учреждениям.

Записи по дебету субсчета 311 “Текущие счета на расходы учреждения”, а также по дебету и кредиту субсчета 312 “Текущие счета для перевода подведомственным учреждениям” осуществляются на основании выписок из текущих счетов, которые выдаются в сроки, согласованные с бюджетными учреждениями, и обязательно на 1-е число месяца. К выпискам прилагаются соответствующие первичные документы, которыми оформляется движение средств на счетах в банке и на основании которых составлены выписки. Формы выписок с текущих счетов могут быть различными в зависимости от применяемых технических средств, но общими для них являются следующие реквизиты: дата совершения операции, номер документа, на основании которого сделана запись, номер корреспондирующего счета, вид операции, символ статистической отчетности банка.

Движение бюджетных средств на текущих счетах осуществляется во взаимосвязи с изменениями источников финансирования, которыми являются доходы общего фонда.

Для учета доходов по общему фонду и внутренних расчетов, возникающих в процессе исполнения смет между высшими распорядителями средств и подведомственными им учреждениями, предназначен счет 70 “Доходы общего фонда” и субсчет 681 “Внутренние расчеты по общему фонду”.

В кредит счета 70 “Доходы общего фонда” записываются:

· суммы бюджетных средств, поступивших на расходы, предусмотренные сметой, в соответствии с утвержденным бюджетом;

· суммы выявленных излишков материалов и денег в кассе, а также безвозмездно полученные материалы.

В дебет счета 70 “Доходы общего фонда” записываются:

· суммы отозванных средств;

· суммы фактических расходов, которые списываются в конце года на основании годовых отчетов;

· суммы списанных недостач материалов и безнадежных к получению долгов.

Кредитовое сальдо этого счета в течение года показывает сумму ассигнований из бюджета нарастающим итогом с начала года (за минусом недостач материалов и безнадежных к получению долгов). Сальдо на 1-е января следующего года показывает сумму неиспользованных ассигнований из государственного и местных бюджетов, т.е. остаток денежных средств на текущих счетах в банке, а также суммы тех расходов, которые остались в остатках на материальных и расчетных счетах бухгалтерского учета.

Субсчет 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” в зависимости от того, в распорядителя средств степени он применяется, может быть активным, пассивным и активно-пассивным.

У главного распорядителя средств субсчет 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” всегда является активным и предназначен для учета расчетов с подведомственными учреждениями по суммам произведенного перечисления им из общего фонда.

Сальдо субсчета 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” в течение года отражает сумму ассигнований подведомственных учреждений. Поскольку последние должны отчитаться перед главным распорядителем средств в отношении рационального использования полученных ассигнований в соответствии с утвержденными сметами, то это сальдо следует рассматривать как дебиторскую задолженность. После списания в кредит этого субсчета расходов, осуществленных подведомственными учреждениями на основании их годовых отчетов, сальдо субсчета 681 “Внутренние расчеты по общему фонду на конец года показывает сумму неиспользованного подведомственными учреждениями ассигнования по общему фонду. Из характера внутренних расчетов, возникающих в процессе исполнения смет, следует, что сумма дебетового остатка субсчета 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” у главного распорядителя средств равна сумме кредитовых остатков на субсчетах 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” всех подведомственных учреждений. При составлении сводного баланса эти остатки взаимно исключаются.

В нижестоящих распорядителей средств, не имеющие подведомственных учреждений, субсчет 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” пассивный и используется для учета сумм общего фонда, полученных от вышестоящего распорядителя средств.

Сальдо нарастающим итогом в течение года показывает полученные суммы общего фонда, а сальдо на конец года - сумму неиспользованных средств общего фонда.

У нижестоящих распорядителей бюджетных средств, имеющих подведомственные учреждения, субсчет 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” активно-пассивный. Он предназначен для учета сумм, полученных от вышестоящих распорядителей средств (пассивный субсчет), и для учета сумм проведенного перечисления из общего фонда подведомственным учреждениям. Структура этого субсчета и содержание его сальдо совпадают со структурой и содержанием активного сальдо субсчета 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” у главного распорядителя средств и пассивного субсчета 681 “Внутренние расчеты по общему фонду” у распорядителя средств третьей степени, то есть записи по этому субсчету осуществляются по принципу активного и пассивного счетов.

Бухгалтерские записи отражаются в ежемесячных накопительных ведомостях, объединенных с мемориальным ордером № 2, которые составляются по каждому субсчету счета 31 “Счета в банках”.

Аналитический учет поступления денежных средств ведется по каждому субсчету в разрезе кодов функциональной классификации на карточках аналитического учета денежных средств.

4. Учет финансирования через органы Государственного казначейства

Бюджетные учреждения, которые содержатся за счет средств Государственного бюджета, финансируются по второй форме - через органы Государственного казначейства, которым в учреждениях Национального банка и уполномоченных учреждениях коммерческих банков, определенных Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины, открываются единые казначейские счета в соответствии с приказом Главного управления Государственного казначейства Украины. В перспективе органы Государственного казначейства будут выполнять функции бюджетного банка.

Единый казначейский счет - это система бюджетных счетов органов Государственного казначейства в учреждениях банков, на которые зачисляются налоги, сборы и другие обязательные платежи государственного бюджета и с которых органами Государственного казначейства осуществляются платежи непосредственно в пользу субъектов хозяйственной деятельности, которые выполнили или предоставили услуги распорядителям бюджетных средств, и оплачиваются другие расходы бюджетных учреждений как в безналичном порядке, так и наличными.

При финансировании распорядителей бюджетных средств через территориальные органы Государственного казначейства на текущие счета бюджетных учреждений в уполномоченных банках закрываются и в свою очередь им в органах Государственного казначейства открываются регистрационные счета, количество которых у конкретного распорядителя средств зависит от степени детализации контроля за использованием бюджетных средств согласно бюджетной классификации.

Регистрационные счета по многим признакам отличаются от текущих счетов:

Сравнительная характеристика текущих и регистрационных счетов

Признак

Текущий счет

Регистрационный счет

Сфера применения

В учреждениях, содержащихся за счет местных бюджетов

В учреждениях, содержащихся за счет государственного бюджета

Регламентация порядка открытия

Инструкция НБУ

Инструкция ГУДКУ

Место открытия

Учреждение уполномоченного банка

Орган Государственного казначейства

Срок действия

Постоянно

Бюджетный год

Функциональное назначение

Расчетно-кассовое обслуживание

Расчетно-кассовое обслуживание, контроль за кассовыми расходами учреждения

Регистрационный счет - это счет, открытый в органах Государственного казначейства распорядителям средств для учета их расходов.

Для открытия регистрационных счетов в органах Государственного казначейства на каждого распорядителя средств заводятся личные дела. Распорядители средств подают в органы Государственного казначейства следующие документы:

· заявление на открытие счета в системе органов Государственного казначейства, подписанную руководителем учреждения и главным бухгалтером;

· справку внесения к Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины с указанием идентификационного кода;

· копию утвержденного положения или устава об учреждении, предприятии, организации, заверенную вышестоящей организацией или нотариусом;

· доведенный до распорядителя средств поквартальный объем ассигнований, предусмотренный в бюджете Украины, с распределением по разделам, главам, параграфам и статьям бюджетной классификации;

· утверждена смета доходов и расходов с поквартальным распределением;

· карточку с образцами подписей лиц, которые имеют юридическое право распоряжаться средствами, находящимися на счете учреждения, и подписывать платежные и иные расчетные документы, а также с образцом оттиска печати;

· отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждения на дату закрытия финансирования на текущие бюджетные счета в учреждении уполномоченного банка.

При открытии регистрационных счетов каждому счету присваивается соответствующий номер, в котором первые шесть знаков - код функциональной классификации расходов, следующие три знака - код ведомственной классификации расходов, а следующие пять знаков - код получателя бюджетных средств.

Через дробную черту проставляется код средств:

· 0 - средства общего фонда государственного бюджета;

· 1 - специальные средства;

· 2 - средства за выполнение отдельных поручений;

· 3 - депозитные суммы;

· 4 - другие собственные поступления;

· 5 - субвенции, полученные из бюджетов других уровней;

· 6 - прочие средства специального фонда, поступающих в связи с распределением высших распорядителей средств;

· 7 - другие средства специального фонда, зачислены непосредственно на счета учреждения.

В случае изменения адреса учреждения и органа Государственного казначейства распорядитель средств предоставляет выдержку из его личной карточки.

Открытие регистрационных счетов предшествует заключение договоров, регулирующих отношения между органами государственного казначейства и распорядителем средств. Договор имеет стандартную форму и содержит следующие разделы: предмет договора; права и обязанности сторон; порядок разрешения спорных вопросов; сроки действия договора, порядок его изменения и прекращения; прочие условия; юридические адреса.

Регистрационные счета открываются в разрезе разделов бюджетной классификации на один бюджетный год и ежегодно обновляются. Открытие регистрационных счетов становится свершившимся фактом после письменного уведомления об этом распорядителя средств.

При изменении юридического адреса распорядитель средств должен в течение одной недели уведомить об указанных изменениях в соответствующие органы Государственного казначейства. В случае, если меняется и административно-территориальная подчиненность распорядителя средств, регистрационный счет в органах Государственного казначейства по старому месту нахождения закрывается. При этом распорядителю средств предоставляется выписка из личной карточки, в котором фиксируется информация относительно итогового результата проведенных бюджетным учреждением расходов. Извлечение подается в органы Государственного казначейства по новому адресу, после чего между распорядителем средств и органом Государственного казначейства заключается договор на расчетное обслуживание.

Оплата расходов распорядителей бюджетных средств осуществляется органами Государственного казначейства Украины из регистрационных, специальных регистрационных счетов распорядителей путем проведения платежей с этих счетов, открытых в органах Государственного казначейства Украины.

Оплата счетов распорядителей средств бюджета осуществляется только при наличии в учете органов Государственного казначейства их обязательств и (или) финансовых обязательств и остатков средств на счетах распорядителей.

Основанием для оплаты расходов являются платежные поручения распорядителей средств и документы, подтверждающие целевое направление средств (счета, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ).

Органы Государственного казначейства принимают от распорядителей бюджетных средств платежные поручения и подтверждающие документы:

· по общему фонду - соответственно сметных назначений, помесячных планов ассигнований, зарегистрированных обязательств и в пределах остатка средств на счете по определенным кодом экономической классификации расходов;

· по специальному фонду - в пределах общего остатка средств на специальном регистрационном счете по всем кодам экономической классификации расходов, остатков сметных назначений и зарегистрированных обязательств.

Платежные поручения представляются в органы Государственного казначейства Украины в двух экземплярах, на первом из которых ставятся оттиск печати и подписи ответственных лиц учреждения. Дата платежного поручения должна соответствовать дате его фактического представления или дате следующего дня, если документы поступили после операционного времени.

С целью обеспечения предварительного контроля за расходованием средств государственного бюджета документы, подтверждающие необходимость проведения оплаты счета, проверяются относительно целесообразности и эффективности расходов. Суммы, подлежащие перечислению, сверяются со сметой доходов и расходов учреждения, с остатками неиспользованных ассигнований по кодам экономической классификации.

Оформление расчетных документов на оплату осуществляется соответствующим управлением (отделом) Государственного казначейства в день их поступления.

Отметка о разрешении на проведение оплаты ставится на первом экземпляре принятых платежных поручений в виде оттиска штампа казначея. В случаях, когда целесообразность проведения оплаты счета вызывает сомнение, срок предоставления разрешения на оплату может быть продлен. Расчетные документы, подтверждающие необходимость оплаты счетов, до осуществления оплаты остаются в органе Государственного казначейства. Подготовленные платежные поручения предоставляются в уполномоченный банк в виде электронных расчетных документов в системе “клиент-банк”.

Движение средств учреждения на регистрационных счетах в органах Государственного казначейства ведется на счете 32 “Счета в казначействе”.

Зачисление средств на счета отражается по дебету счета 32 “Счета в казначействе”, а перечисление - по кредиту.

Учет операций по движению средств на регистрационных счетах ведется в мемориальном ордере № 2.

Аналитический учет полученных ассигнований ведется в карточке аналитического учета полученных ассигнований и в книге учета ассигнований и принятых обязательств.

5. Понятие бюджетной классификации и ее структура. Состав и классификация расходов

Расходы бюджетных учреждений, которые они осуществляют в процессе оказания нематериальных услуг, по экономическому содержанию отличаются от затрат хозрасчетных предприятий и организаций.

Под расходами понимают государственные платежи, которые не подлежат возврату (то есть не создают и не компенсируют финансовые требования). Расходы могут быть возмездным, то есть такими, которые обмениваются на товар или услугу, или неоплатными.

Расходы - это суммы средств, потраченных бюджетными учреждениями в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, установленных сметой.

Расходы имеют достаточно сложную структуру, а потому представлены в виде классификации.

Бюджетная классификация - это пересчет и научно обоснованное группировка доходов и расходов бюджета, приведенных в определенную систему. Она обеспечивает единство аналитического учета во всех звеньях, упрощает как учет, так и составление отчетности - в этом заключается ее значение для бухгалтерского учета.

Бюджетная классификация расходов многоуровневая и представляет собой разграничение расходов по экономическим признакам. То есть классификационным признаком выступают единые экономические категории.

Особенностью новой бюджетной классификации является четкое разграничение расходов по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам (заработная плата, начисления на фонд оплаты труда и тому подобное).

Именно такое распределение дает возможность выделить защищенные статьи бюджета и обеспечивает единый подход ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Кроме того, новая классификация расходов дает возможность оперировать понятием “расходы” не только на микроэкономическом уровне в отношении бюджетных учреждений как хозяйственных единиц, но и на уровне общих государственных расходов, то есть на макроэкономическом уровне.

Бюджетная классификация состоит из следующих разделов:

· классификация доходов бюджета;

· классификация расходов бюджета;

· классификация финансирования бюджета;

· классификация долга.

В свою очередь, расходы бюджета классифицируются по:

· функциональному признаку;

· ведомственному признаку;

· экономическому признаку.

Функциональная классификация характеризует состав расходов бюджета по отраслям народного хозяйства (государственное управление, судебная власть, национальная оборона, образование, социальную защиту и социальное обеспечение, охрана здоровья, культура и искусство, физическая культура и спорт и др.).

Ведомственная классификация представлена в виде перечня главных распорядителей бюджетных средств (министерства, управления, ведомства, комитеты, службы и др.).

Экономическая классификация соответствует классификации доходов и состоит из:

· текущих расходов, которые связаны с оплатой товаров и услуг, субсидий и текущих трансфертов;

· капитальных расходов, связанных с приобретением основного капитала (приобретением предметов и оборудования сроком службы более года, капитальное строительство и капитальный ремонт), созданием государственных запасов и резервов, приобретением земли и нематериальных активов, капитальных трансфертов.

В зависимости от источников покрытия расходы подразделяются на:

· расходы общего фонда;

· расходы специального фонда.

В зависимости от этапа движения бюджетных средств расходы подразделяются на:

· кассовые;

· фактические.

6. Учет кассовых расходов

При учете исполнения сметы расходы подразделяются на кассовые и фактические.

Кассовые расходы - это средства, перечисленные Государственным казначейством или финансовыми органами и выданные безналичным путем или наличными министерствам, ведомствам, учреждениям.

Под кассовыми расходами понимают суммы, полученные учреждениями регистрационных или текущих счетов для использования.

Как пример кассовых расходов можно привести следующие операции: получение наличных в кассу на выплату заработной платы, средств на командировку, для приобретения материальных ценностей через подотчетных лиц, перечисленные поставщикам и т.д.

Учет кассовых расходов позволяет контролировать общее состояние выполнения бюджета и сравнение с фактическими расходами показывает ход исполнения бюджета по расходам.

Учет кассовых расходов ведется на синтетических счетах 31 “Счета в банках” и 32 “Счета в казначействе” в разрезе соответствующих субсчетов. По дебету фиксируются суммы денежных средств, полученные в виде финансирования и платы за некоторые услуги, по кредиту фиксируются факты использования указанных денежных средств или возврата платы, то есть осуществлены кассовые расходы.

Учет операций по движению денежных средств при мемориально-ордерной форме учета ведется в мемориальном ордере № 2. В случае, когда учреждение имеет незначительный объем операций по указанным счетам, учет ведется на карточках ф. 292-а или в книге ф. 292.

В кассовых расходов относятся также суммы денежных средств, переведенных из текущих или регистрационных счетов для последующих расчетов с поставщиками аккредитивами или чеками из лимитированных чековых книжек.

Бухгалтерские записи по увеличению или восстановление кассовых расходов делаются на основании выписок из текущих или регистрационных счетов и приложенных к ним документов в мемориальных ордерах. Синтетический учет кассовых расходов ведется в тех же регистрах, что и синтетический учет движения денежных средств на текущих или регистрационных счетах.

Аналитический учет кассовых расходов ведется по каждому текущем или регистрационном счете в разрезе кодов функциональной и экономической классификации.

7. Учет фактических расходов

Фактические расходы - это расходы, произведенные за счет бюджета тем или иным учреждениям. В них включаются расходы, которые произведены, но не оплачены из-за отсутствия средств, и такие, которые учитываются по месту проведения расходов. Фактические расходы дают полное представление о расходную часть бюджета.

Под фактическими расходами понимают действительные расходы учреждений для выполнения сметы. Эти расходы должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Примерами фактических расходов являются: начислена заработная плата работникам; затраты на продукты питания; утвержден авансовый отчет по расходам на командировки и др.

Фактические расходы учитываются на счете 80 “Расходы из общего фонда”, а также на счета 81 “Расходы специального фонда”.

Оба счета являются активными. По дебету фиксируются суммы фактических расходов, произведенных в течение года, по кредиту в конце года происходит списание сумм фактических расходов за счет источников их финансирования.

Аналитический учет фактических расходов по счету 80 “Расходы из общего фонда” в учреждениях, осуществляющих учет исполнения сметы самостоятельно, ведется по каждому субсчету в книге расходов по кодам экономической классификации расходов. В централизованных бухгалтериях аналитический учет фактических расходов бюджетных учреждений ведется в книге учета фактических расходов в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджета за всеми учреждениями комплексно, с выделением в графах расходов каждого отдельного учреждения.

Аналитический учет фактических расходов по счету 81 “Расходы специального фонда” ведется в разрезе видов специальных средств и кодов экономической классификации в книге учета специальных средств. В централизованных бухгалтериях учет этих расходов ведется и по каждому обслуживаемому учреждению.

Кассовые и фактические расходы на практике в основном не совпадают во времени, потому что в их основу положены различные принципы записи бухгалтерских операций: кассовый метлд (когда запись доходов и расходов осуществляется в момент получения средств независимо от периода, к которому они принадлежат) и метод начислений (по которому запись операций происходит в момент их осуществления).

В тех случаях, когда часть денежных средств на счетах в банке или в казначействе вращается на пополнение запасов материалов, считается в расчетах (дебиторская задолженность), остается неизрасходованной в виде подотчетных сумм и наличных в кассе или используется на погашение кредиторской задолженности, возникшей ранее, фактические расходы меньше кассовых. Если учреждение имеет в своем распоряжении запасы материалов, то фактические расходы на осуществление планового объема работ могут превышать кассовые, поскольку расход материалов не вызывает уменьшение денежных средств на счетах.
Если кассовые и фактические расходы совпадают во времени, они называются прямыми расходами. Например, если средства, полученные из банка или казначейства, потрачены по прямому назначению согласно смете (расходы за электроэнергию, газ, воду, телефон, текущий ремонт и другие услуги), то фактические расходы совпадают с кассовыми.

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую