lybs.ru
Любовь к родине цветет кровью на флагах Отечества. / Лев Силенко


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1. Суть расчетов, причины их возникновения. Задачи учета расчетов.

2. Учет расчетов с подотчетными лицами.

3. Учет расчетов за выполненные работы и оказанные услуги.

4. Учет расчетов по страхованию.

5. Учет расчетов по налогам и платежам.

6. Учет расчетов с разными дебиторами.

7. Учет расчетов с разными кредиторами.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Формы безналичных расчетов.

2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

3. Учет внутренних расчетов.

Литература:

Основная: [4, 6, 7, 11, 12, 18-20, 23, 47-51]

Дополнительная: [53, 54, 55, 58-61]

1. Суть расчетов, причины их возникновения. Задачи учета расчетов

В процессе исполнения сметы доходов и расходов учреждения вступают в денежные отношения, которые осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме.

Наличная форма расчетов применяется преимущественно для расчетов с физическими лицами, но и юридические лица имеют право рассчитываться между собой за материальные ценности наличными, полученной из собственных счетов в пределах имеющихся средств.

Наличные расчеты:

· расчеты по заработной плате;

· расчеты со стипендиатами;

· расчеты с депонентами;

· расчеты с подотчетными лицами;

· расчеты по специальным видам платежей;

· расчеты по возмещению причиненных убытков.

Безналичные расчеты:

· расчеты по налогам и платежам;

· расчеты с покупателями и заказчиками;

· расчеты в порядке плановых платежей;

· расчеты по страхованию;

· расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям;

· расчеты с прочими дебиторами и кредиторами.

В бюджетных учреждениях отдается предпочтение безналичным расчетам.

Безналичные расчеты - это расчеты, которые осуществляются без участия наличных денег, путем списания средств с текущего, регистрационного счета плательщика и зачисления их на счет получателя.

Безналичные расчеты осуществляются на основе следующих принципов:

· обязательное хранение учреждениями средств на регистрационном или текущем счетах банков (кроме переходящих остатков в кассе);

· отсутствие права выбора учреждения банка для открытия счета, так как перечень уполномоченных банков, обслуживающих бюджетные учреждения, ограничен постановлением НБУ. Кроме того, регистрационные счета открываются не в учреждениях банков, а в органах Государственного казначейства;

· самостоятельность выбора бюджетным учреждением форм безналичных расчетов. Учреждения банков могут только рекомендовать, какую форму расчетов использовать;

· срочность осуществления платежей;

· списание средств со счетов учреждения осуществляется только по распоряжению владельца;

· проведение платежей в пределах остатков средств на счетах плательщика.

Основные задачи учета расчетных операций в бюджетных учреждениях:

· своевременное отражение наличия и движения (поступления и выбытия) денежных средств на счетах бюджетных учреждений;

· обеспечение контроля за рациональным использованием средств на регистрационных и текущих счетах бюджетных учреждений;

· правильность отражения расчетных операций;

· обеспечение контроля за своевременностью платежей и соблюдением установленного порядка расчетов;

· обеспечение своевременного проведения инвентаризации расчетов и достоверного отражения в отчетности состояния расчетов.

2. Учет расчетов с подотчетными лицами

Большинство расчетов бюджетных учреждений осуществляется в безналичной форме, а значительная их часть - наличными через подотчетных лиц.

Подотчетные лица - это работники данного учреждения, которые получили денежные суммы в подотчет для будущих расходов согласно приказа руководителя.

Подотчетные суммы в бюджетных учреждениях выдаются на следующие цели:

· на хозяйственные расходы;

· на служебные командировки;

· на научные экспедиции.

Через подотчетных лиц также может выплачиваться заработная плата в учреждениях, в которых по штату не предусмотрена должность кассира, или если из-за отдаленности обслуживаемого учреждения платежная или расчетно-платежная ведомости не могут быть возвращены доверенным лицом в кассу централизованной бухгалтерии по истечении трех рабочих дней.

Перечень подотчетных лиц утверждается распоряжением руководителя учреждения. Для получения денег под отчет подотчетное лицо обращается с заявлением на имя руководителя учреждения и если за ней не числится задолженности по предыдущему авансу, то руководитель учреждения дает разрешение на выдачу денег под отчет.

Работники, получившие наличные деньги в подотчет, обязаны представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах, к которому должны быть приложены все виправдовуючі документы: акт закупки, чеки, квитанции, счета магазинов, гостиниц, железнодорожные, авиационные и другие проездные билеты. Обязательным реквизитом авансового отчета является резолюция руководителя или уполномоченного им лица об утверждении указанной суммы расходов и его подпись.

Сроки, в течение которых подотчетные лица обязаны сдать в бухгалтерию неиспользованную наличность и авансовый отчет:

· в течение трех рабочих дней после возвращения из командировки, если деньги были выданы на командировочные расходы;

· в течение десяти рабочих дней со дня выдачи наличных денег в подотчет на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома;

· следующего рабочего дня после выдачи на все другие производственные (хозяйственные) нужды.

Расходы на научные экспедиции осуществляются через подотчетных лиц в соответствии с определенными инструкциями АН Украины. Первоначальные затраты начальников экспедиций выдается аванс наличными согласно утвержденной сметы, масштабов и условий работы экспедиций. Подотчетные суммы на экспедиционные исследования выдаются на:

· выплату заработной платы;

· оплату проезда сотрудников до места работы экспедиций и обратно;

· оплату суточных;

· оплату квартирных;

· осуществление арендной платы за пользование транспортной техники;

· наем кладовых, лабораторий, жилья;

· приобретение горюче-смазочных материалов;

· почтово-телеграфные расходы;

· другие расходы.

Основная масса авансов выдается под отчет на служебные командировки в пределах сумм, необходимых командированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных и расходов на наем жилого помещения.

Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.

Выбытия в служебную командировку - обязанность работника. Отказ без уважительных причин признаются дисциплинарным проступком. Женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет, можно направить в командировку только с их согласия (ст. 177 Кзот), а беременных женщин или женщин, имеющих детей до 3-х лет, - направлять в командировки запрещено.

Направление работников в командировку осуществляется руководителем учреждения с оформлением приказа, в котором указывается:

· пункт назначения;

· название предприятия или организации, куда отправляется работник;

· срок и цель командировки.

Приказ о направлении работника в командировку является основанием для выдачи ему соответствующего удостоверения.

Командировочное удостоверение - это документ, который выдается работнику на основании приказа (распоряжения) руководителя для выполнения служебного поручения вне постоянного места работы, т.е. в командировке.

Сумму аванса на командировку, выдается в подотчет, определяют на основании предварительного расчета.

Учреждение, командирующее работника, осуществляет регистрацию удостоверений в специальном журнале.

Срок командировки не может превышать:

· в пределах Украины - 30-ти календарных дней;

· за границу - 60 календарных дней.

Государственным служащим, а также другим лицам, которые отправляются в командировку в пределах Украины и за границу предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, при наличии подтверждающих документов возмещаются затраты:

· по найму жилого помещения в пределах норм возмещения расходов с учетом бытовых услуг (стирка, чистка, ремонт обуви, гладильные услуги), предоставляемые в гостиницах, - в размере не более 10 % норм суточных расходов за все дни проживания;

· транспортные расходы, то есть расходы на проезд до места назначения и во время командировки с учетом страховых платежей;

· расходы на служебные телефонные переговоры в размерах, согласованных с руководителем учреждения;

· расходы на питание, стоимость которого включается в стоимость проживания в отеле, при одноразовом питании - не более 20 %, при двукратном - не более 45 %, при трехкратном - не более 65 % нормы суточных расходов;

· расходы на оформление загранпаспортов, разрешения на въезд, суммы комиссионных (при обмене валюты).

Возмещение же расходов на проживание сверх установленной нормы и оплата расходов на провоз 30 кг багажа осуществляется при наличии соответствующих документов в оригинале и только с разрешения руководителя учреждения.

За каждый день (включая день отъезда и приезда) пребывания работника в командировке, учитывая выходные, праздничные, нерабочие дни и время пребывания в дороге, ему выплачиваются суточные в пределах норм.

Суточные расходы - это расходы на хурчування и финансирование других собственных нужд физического лица.

Суточные расходы не требуют документального подтверждения, но Кабинет Министров Украины устанавливает предельные нормы суточных расходов за каждый полный день командировки, включая день отъезда и приезда:

· 18 грн. - в случае, если в счета гостиниц не включены расходы на питание;

· 14 грн. 40 коп. - в случае, если в счета гостиниц включены расходы на одноразовое питание;

· 10 грн. 80 коп. - в случае, если в счета гостиниц включены расходы на двухразовое питание;

· 7 грн. 20 коп. - в случае, если в счета гостиниц включены расходы на трехразовое питание.

Предельные нормы суточных расходов на командировку за границу, грн.:

· 280 грн. - в случае, если в счета гостиниц не включены расходы на питание;

· 224 грн. - в случае, если в счета гостиниц включены расходы на одноразовое питание;

· 154 грн. - в случае, если в счета гостиниц включены расходы на двухразовое питание;

· 98 грн. - в случае, если в счета гостиниц включены расходы на трехразовое питание.

Для государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировки учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджета:

· нормы суточных расходов установлены в долларах США;

· дан перечень отдельных категорий сотрудников, которым предусмотрены надбавки к нормам суточных, и размеры этих надбавок;

· указано, в каком случае работник, получивший прибавку, будет платить с превышения подоходный налог.

Определение количества дней командировки для выплаты суточных производится с учетом дня выбытия в командировку и день возвращения к месту постоянной работы, которые засчитываются как 2 дня. Фактическое время пребывания в командировке определяется по отметкам в удостоверении о командировке, заверенные печатью. При отсутствия в удостоверении отметок о командировках суточные не выплачиваются.

При командировке сроком на один день или в такую местность, откуда работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные возмещаются как за полные сутки.

Начиная с 20 июля 2002 года, для пересчета в иностранную валюту предельных норм, установленных в гривнях, используют не прогнозный официальный обменный курс, а применяют официальный курс НБУ, действующей на день получения средств из кассы уполномоченного банка.

Командировочные расходы (кроме суточных) возмещаются только при наличии подтверждающих документов.

Предприятия, учреждения и организации, направляющие работников в командировку за границу, обеспечивают их средствами в национальной валюте страны, в которой он выезжает, или в свободно конвертируемой валюте. Размер аванса должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить реальные потребности командированного.

Бухгалтер должен ознакомить работника со справкой-расчетом на выданный аванс и с действующими положениями о предоставлении отчета за полученный аванс.

После возвращения из командировки работник обязан в течение трех рабочих дней представить авансовый отчет о средствах, израсходованных в командировке. Остаток неизрасходованной суммы возвращают в кассу в денежных единицах, в которых был выдан аванс, но не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки.

Вместе с авансовым отчетом подают документы (в оригинале), подтверждающие стоимость оплаченных расходов, с указанием формы их оплаты (наличностью, чеком, кредитной карточкой, безналичным перерасчетом). К отчету добавляют ксерокопия отметок в заграничном паспорте, заверенная отделом кадров или руководителем предприятия.

За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные и возмещают такие расходы:

· на проезд как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки;

· по найму жилого помещения;

· на оплату телефонных счетов;

· комиссионные (при обмене валютных средств), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, включая любые сборы и налоги, которые подлежат уплате в связи с осуществлением таких расходов.

Перечисленные расходы обязательно подтверждаются документами в оригинале.

Если подотчетное лицо не предоставило отчеты и необходимые виправдовуючі документы в установленные сроки или не возвратило в кассу остатки неиспользованных сумм авансов, бухгалтерия вправе удержать такую задолженность по начисленной заработной платы в порядке, установленном действующим законодательством.

К учету принимаются авансовые отчеты, проверенные арифметически, по содержанию (по необходимости расходов и соответствия назначению аванса) и утвержденные руководителем. Бухгалтер обрабатывает авансовый отчет, проставляя на документах и на отчете корреспондирующие счета, отвечающие назначению аванса.

Подчистки, помарки, неоговоренные исправления, искажения дат в командировочном удостоверении и авансовом отчете не допускаются. Авансовый отчет обязательно подписывается подотчетным лицом.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном субсчете 362 “Расчеты с подотчетными лицами”. По дебету этого субсчета отражаются денежные суммы, выданные под отчет из кассы, а также суммы перерасхода, возмещаются подотчетному лицу. По кредиту субсчета 362 “Расчеты с подотчетными лицами” отражаются суммы, которые подтверждены соответствующими отчетами и документами, а также внесена в кассу наличные деньги в погашение неиспользованных авансов.

Аналитический учет ведется в разрезе физических лиц, получивших деньги под отчет.

Сальдо на субсчете 362 “Расчеты с подотчетными лицами” может быть как дебетовым, так и кредитовым.

Дебетовое сальдо показывает остатки полученных под отчет авансов, по которым не предоставлены авансовые отчеты.

Кредитовое сальдо отражает величину перерасходу по авансовому отчету по сравнению с суммой, полученной под отчет.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется в мемориальном ордере 8.

3. Учет расчетов за выполненные работы и оказанные услуги

В результате осуществления своей деятельности, то есть при исполнении смет доходов и расходов, бюджетных учреждений возникают текущие обязательства.

Обязательства возникают через существующие долги учреждения относительно передачи определенных активов или предоставлению услуг другим организациям в будущем. Одним из видов текущих обязательств бюджетных учреждений является кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги.

Поставщики - это юридические или физические лица, осуществляющие поставки товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, топлива, строительных материалов, МБП), оказывающие услуги (подачу электроэнергии, газа, воды), выполняющих работы (текущий и капитальный ремонт и т.д.).

Подрядчики - это специализированные предприятия или физические лица, которые выполняют строительно-монтажные работы при сооружении объектов на основании договоров подряда на капитальное строительство.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги производятся на основании документов поставщиков:

· накладных;

· счетов-фактур;

· акты принятых работ, услуг;

· товарно-транспортных накладных и т.д.

В бюджетных учреждениях расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги по капитальному строительству, оказания услуг в научных бюджетных учреждениях, производственных мастерских и подсобных хозяйствах учитываются на счете 63 “Расчеты за выполненные работы”.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведут на карточках формы 292-а в разрезе каждого поставщика и подрядчика.

4. Учет расчетов по страхованию

Право работников на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности закрепленное Конституцией Украины и обеспечивается широким развитием сети социального страхования за счет государства.

Все бюджетные учреждения, в частности органы ГНС, которые используют труд наемных работников, являются плательщиками сбора на обязательное социальное страхование (в частности общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и общеобязательного государственного социального страхование с временной потери трудоспособности) и сбора на обязательное пенсионное страхование.

Объектом налогообложения являются фактические расходы на оплату труда работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, а также других поощрительных и компенсационных выплат.

До начислений на Фонд оплаты труда относятся:

· сбор в Пенсионный фонд;

· сбор на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

· сбор на общеобязательное государственное социальное страхование Украины на случай безработицы;

· сбор на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Учет расчетов по страхованию ведется на счете 65 “Расчеты по страхованию”.

По кредиту этого счета отражаются начисленные обязательства по страхованию, а также полученные от органов страхования средства, по дебету - погашение задолженности и расходование средств страхования на предприятии.

Счет 65 “Расчеты по страхованию” имеет такие субсчета:

· 651 “Расчеты по пенсионному обеспечению”;

· 652 “Расчеты по социальному страхованию”;

· 653 “Расчеты по страхованию на случай безработицы”;

· 654 “Расчеты по другим видам страхования”.

На субсчете 651 “Расчеты по пенсионному обеспечению” ведется учет расчетов с Пенсионным фондом Украины по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование. Ставка сбора - 32 % от фонда оплаты труда; 1-2 % из заработной платы каждого работника.

Для работников, имеющих статус государственного служащего или занимающих должности, работа на которых зачисляется в трудовой стаж, дающий право на получение пенсий в соответствии с Законами Украины “О государственной службе”, “О прокуратуре”, “О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов”, “О научной и научно-технической деятельности”, “О статусе народного депутата Украины”, “О Национальном банке Украины”, Таможенного Кодекса Украины, положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины, предусмотрены дифференцированные ставки удержаний сбора в Пенсионный фонд:

· 1 % - от суммы дохода, который не превышает 150 грн.;

· 2 % - от части дохода в пределах от 151 грн. до 250 грн.;

· 3 % - от части дохода в пределах от 251 грн. до 350 грн.;

· 4 % - от части дохода в пределах от 351 грн. до 500 грн.;

· 5 % - от суммы дохода, превышающей 501 грн.

Кроме того, бюджетные учреждения являются плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении таких операций:

· при покупке иностранной валюты (в размере 1 % от суммы в гривнах, потраченных на покупку валюты);

· при отчуждении легковых автомобилей (в размере 3 % стоимости легкового автомобиля, определенной согласно договорам купли-продажи, обмена, на основе справок-счетов торговых организаций, справок органов таможенной службы, актов экспертной оценки стоимости автомобиля и других документов, подтверждающих их стоимость);

· за пользование услугами мобильной связи (6 % стоимости услуг мобильной связи, уплаченная потребителями этих услуг оператору, который их предоставляет (в частности входящие и исходящие звонки, абонентская плата и другие услуги, указанные в счетах)).

Бюджетные учреждения при приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных средств от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование освобождаются.

На субсчете 652 “Расчеты по социальному страхованию” ведется учет расчетов с Фондом общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением. Ставка сбора - 2,9 % от фонда оплаты труда; 0,25 % или 0,5 % из заработной платы каждого работника.

На субсчете 653 “Расчеты по страхованию на случай безработицы” ведется учет расчетов с Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Ставка сбора - 2,1 % от фонда оплаты труда; 0,5 % из заработной платы каждого работника.

На субсчете 654 “Расчеты по другим видам страхования” ведется учет расчетов с Фондом общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Ставка сбора - от 0,2 % до 13,8 % от фонда оплаты труда.

Учет расчетов по страхованию ведется в мемориальном ордере № 5.

Страховые взносы уплачиваются одновременно с уплатой подоходного налога после окончания календарного месяца, не позднее срока получения в учреждениях банков средств на выплату заработной платы.

За счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением выплачивается помощь с:

· временной нетрудоспособности;

· беременности и родов;

· рождения ребенка;

· уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

· погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

· обеспечение одноразовых мероприятий (оплата путевок на санаторно-курортное лечение, содержание санаториев-профилакториев).

За счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы выплачивается помощь с:

· безработица (в том числе одноразовая ее выплата для организации безработным предпринимательской деятельности);

· профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;

· частичной безработицы;

· безработице и материальной помощи безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении;

· погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении.

Кроме того, за счет этого фонда предоставляются социальные услуги:

· профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и профориентации;

· поиска подходящей работы и содействие в трудоустройстве (создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных);

· финансирование организации оплачиваемых общественных работ для безработных.

Аналитический учет расчетов по страхованию ведется на багатографних карточках формы № 283 в разрезе фондов.

5. Учет расчетов по налогам и платежам

Бюджетные учреждения, получая доходы за счет ассигнований из государственного и местных бюджетов, являются плательщиками налогов и платежей в бюджет и имеют с ним постоянные расчеты.

Налоги и платежи за счет бюджетных учреждений:

· налог на прибыль;

· налог на добавленную стоимость;

· налог на землю;

· налог с владельцев транспортных средств;

· выручка от реализации зданий и сооружений;

· другие платежи.

Налоги и платежи физических лиц, удержанные через бухгалтерию бюджетного учреждения:

· подоходный налог;

· разница в ценах по недостачам материальных ценностей и иностранной валюты;

· другие платежи.

Расчеты с бюджетом учитываются на счете 64 “Расчеты за налогами и платежами”.

Порядок налогообложения прибыли бюджетных учреждений регламентировано Законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий”. Согласно Закону налог на прибыль, полученный от предпринимательской деятельности, уплачивают бюджетные учреждения, которые не относятся к неприбыльным, а неприбыльные организации платят налог на прибыль от неосновной деятельности.

Доходы неприбыльных организаций, в том числе учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет на содержание таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов по смете.

Законом предусмотрено, что в случае, когда доходы неприбыльных организаций, полученные в течение отчетного года из источников, определенных подпунктом 7.1.12 Закона (денежные средства или имущество, поступающие безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, пассивных доходах, в которые включается арендная плата, средства или имущество, которые поступают как компенсация стоимости полученных государственных услуг), на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 % от общих валовых доходов, полученных в течение отчетного года, то соответствующая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 % к сумме такого превышения. Сумма нераспределенной прибыли определяется по формуле:

(Д - Вз - Вк) - (Д*0,25) = Пн

где, Д - валовые доходы за отчетный год;

Вз - использованы на уставные цели за отчетный год;

Вк - использованы на уставные цели в i квартале следующего за отчетным годом;

Пн - неиспользованный доход, который подлежит налогообложению по ставке 30 %.

Законом Украины “О налоге на добавленную стоимость” предусмотрено, что НДС платят те учреждения, объем налогооблагаемых операций которых по продаже товаров, работ, услуг в течение 12 месяцев превышал 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан, а также те учреждения, которые осуществляют продажу за наличные. Согласно перечням, утвержденным Кабинетом Министров Украины, от обложения этим налогом освобождаются услуги высшего, среднего, профессионально-технического образования, предоставляемых учреждениями образования, а также платные услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, которые имеют соответствующие лицензии на предоставление таких услуг.

Законом Украины “О плате за землю” предусмотрено, что учреждения, которые пользуются льготами по земельному налогу, сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части другим субъектам предпринимательской деятельности, уплачивают налог на землю на общих основаниях. Плата за землю взимается в виде земельного налога и устанавливается в зависимости от денежной оценки земли.

Бюджетные учреждения уплачивают земельный налог за счет своей прибыли. Одновременно земельный налог включается в состав валовых расходов. Следовательно, он уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль.

Порядок исчисления и уплаты налога на транспортные средства регулируется Законом Украины “О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов”.

Согласно законодательству объектами налогообложения являются автомобили, колесные трактора, мотоциклы, яхты, суда парусные, лодки моторные и катера. Ставки налога определены из расчета на год: со 100 см3 мощности двигателя, с 1 кВт мощности двигателя, с 1 см длины транспортного средства. Налог исчисляется исходя из данных о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января текущего года и уплачивается перед регистрацией, перерегистрацией или техническим осмотром транспортного средства.

Операции по учету расчетов по платежам и налогам в бюджет отражается в разных мемориальных ордерах, на основании которых делаются записи в книгу Журнал-Главная.

Аналитический учет расчетов по налогам и платежам ведется отдельно по каждому виду налогов и платежей в карточках формы № 292-а (в книге ф. 292).

6. Учет расчетов с разными дебиторами

Бюджетное учреждение в соответствии с действующим законодательством не должна иметь никаких долговых обязательств. Однако в практической деятельности встречаются случаи образования дебиторской задолженности. Она возникает в связи с тем, что бюджетное учреждение имеет право перечислять деньги авансом.

Во дебиторами понимают предприятия, организации, физических лиц, которые имеют относительно данного учреждения дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность - это задолженность других организаций, физических лиц, предприятий перед данным учреждением.

Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях ведется на счете 36 “Расчеты с другими дебиторами”.

Основными видами дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях являются:

· расчеты в порядке плановых платежей;

· расчеты с подотчетными лицами;

· расчеты по возмещению причиненных убытков;

· расчеты с прочими дебиторами.

Расчеты в порядке плановых платежей

Расчеты в порядке плановых платежей в бюджетных учреждениях применяются при наличии постоянных хозяйственных связей с различными учреждениями и организациями за поставками материальных ценностей и оказанием услуг, например, при расчетах с продовольственными базами за продукты питания, с хозрасчетными аптеками за медикаменты, с организациями общественного питания за полученные талоны на питание учащихся, с автопредприятиями за услуги автотранспорта.

Расчеты с поставщиками в порядке плановых платежей осуществляются не по каждой отдельной сделке, связанной с отгрузкой товара или оказанием услуг, а путем периодического перечисления поставщику денежных средств с текущих или регистрационных счетов путем выписки платежных поручений в сроки и в размерах, заранее оговоренных сторонами.

Сумма каждого планового платежа и сроки перечисления устанавливаются сторонами на текущий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и из объема поставок, закупок или предоставления услуг по договорам или соглашениям или фактической поставки за прошедший месяц.

Ежемесячно поставщик и бухгалтерия плательщика уточняют состояние расчетов согласно стоимости фактически полученных материальных ценностей или оказанных услуг и производят перерасчет и соответствующий платеж в порядке, обусловленном в договоре или соглашении. Сверка расчетов оформляется актом и обеспечивает соответствие перечисленных плановыми платежами сумм стоимости полученных товаров или предоставленных услуг, предотвращает нарушения платежной и финансовой дисциплины.

Для учета расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей предусмотрен субсчет 361 “Расчеты в порядке плановых платежей”. По дебету этого субсчета записываются суммы перечисленных плановых платежей, по кредиту - записывается стоимость полученных материальных ценностей, принятых работ и услуг.

Аналитический учет расчетов по субсчету 361 “Расчеты в порядке плановых платежей” ведется в мемориальном ордере № 7, в котором для каждого поставщика отводится необходимое количество строк для отражения операций в течение месяца. Записи в ведомость производятся по каждому документу (платежное поручение, накладная, счет) по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после поступления документов в бухгалтерию.

Учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей может также вестись на карточках ф. № 292-а или в книгах ф. № 292.

Расчеты по возмещению причиненных убытков

В практической деятельности бюджетных учреждений имеют место случаи, когда в результате проверок, ревизий, инвентаризаций выявляются суммы недостач, хищения материальных ценностей, денежных средств, а также суммы от порчи материальных ценностей, которые должны быть возмещены за счет виновных лиц.

Учет расчетов по указанным суммам ведется на субсчете 363 “Расчеты по возмещению нанесенных убытков”. В дебет этого субсчета на основании оформленных надлежащим образом документов (актов проверки, ревизии, инвентаризационных описаний, сравнительных сведений) записывается сумма причиненных убытков; по кредиту - записываются суммы, поступившие в кассу или удержанные из заработной платы, стипендий на возмещение причиненных учреждению убытков.

Размер убытков от хищения, недостач, порчи материальных ценностей, включая мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, определяется по балансовой стоимости этих ценностей (с вычетом износа), но не ниже 50 % балансовой стоимости на момент установления такого факта с учетом индексов инфляции, которые ежемесячно определяет Госкомстат, соответствующего размера налога на добавленную стоимость и размера акцизного сбора по формуле:

Ру = [ (Бс - А) * Иинф + Асб + НДС] * 2

где Рз - размер убытков, грн.;

Бв - балансовая стоимость на момент установления факта хищения, недостачи, порчи материальных ценностей, грн.;

А - амортизационные отчисления (износ), грн.;

Иинф - общий индекс инфляции, который рассчитывается на основании определенных Госкомстатом индексов инфляции;

Асб - размер акцизного сбора, грн.;

НДС - размер налога на добавленную стоимость, грн.

Сумма убытков от недостачи иностранной валюты определяется в трехкратном размере в пересчете на денежную единицу Украины по курсу НБУ.

Выявленные недостачи относятся на виновных лиц в сумме, которая указана в акте проверки или ревизии. В течение пяти дней после установления недостач и хищений материалы должны быть поданы в следственные органы для предъявления гражданского иска. При получении решения суда суммы убытков, отнесены на материально ответственных лиц, должны быть уточнены согласно исполнительного листа судебного органа.

Операции по учету дебиторской задолженности по расчетам по возмещению причиненных убытков отражаются в разных мемориальных ордерах. Аналитический учет ведется на карточках ф. № 292-а (в книге ф. № 292) по каждому виновному лицу. В заголовке карты указывается задолженность, фамилия, имя, отчество виновного лица, дата возникновения задолженности и сумма убытков.

Расчеты с прочими дебиторами

Прочие дебиторы - это учреждения, организации, лица, кроме тех из них, расчеты с которыми учитывают на остальных субсчетов класса 3 “Средства, расчеты и другие активы”.

Для учета расчетов с другими дебиторами предназначен субсчет 364 “Расчеты с другими дебиторами”. По дебету этого субсчета записывается увеличение дебиторской задолженности, а по кредиту - ее погашение.

На субсчета 364 “Расчеты с другими дебиторами” учитываются расчеты с прочими дебиторами учреждения, а именно расчеты за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, по предъявленным счетам, расчеты по претензиям и долгами, а также расчеты со студентами и учащимися учебных заведений за пользование общежитием и постельными принадлежностями.

Учет расчетов с дебиторами ведут позиционным способом в мемориальном ордере № 4.

7. Учет расчетов с разными кредиторами

Кредиторы - это предприятия, организации, учреждения, физические лица, перед которыми данное предприятие имеет кредиторскую задолженность.

Кредиторская задолженность - это задолженность предприятия, организации, учреждения другим предприятиям, организациям и т.п.

Кредиторская задолженность в бюджетных учреждениях возникает чаще всего из-за невыполнения учреждениями своих обязательств.

Учет кредиторской задолженности бюджетных учреждений ведется на счетах класса 6 “Текущие обязательства”, который объединяет счета, предназначенные для учета обязательств учреждения, возникающие в процессе ее деятельности и погашение которых осуществляется в течение одного бюджетного года.

К текущим обязательствам бюджетного учреждения относятся:

· задолженность по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с заработной платы;

· задолженность из заработной платы штатного и нештатного персонала, с пособия по временной нетрудоспособности, по стипендиям аспирантам и учащимся;

· обязательства по отчислениям в Пенсионный фонд, на социальное страхование и индивидуальное страхование работников;

· авансовые платежи, полученные от физических и юридических лиц в счет последующих поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг;

· кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за материальные ценности, выполненные работы, полученные услуги.

Учет кредиторской задолженности ведется на счетах:

· 60 “Краткосрочные займы”;

· 61 “Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам”;

· 62 “Краткосрочные векселя выданные”;

· 63 “Расчеты за выполненные работы”;

· 64 “Расчеты за налогами и платежами”;

· 65 “Расчеты по страхованию”;

· 66 “Расчеты из оплаты труда”;

· 67 “Расчеты по другим операциям”.

На счете 60 “Краткосрочные займы” учитываются суммы краткосрочных займов, полученных в соответствии с действующим законодательством.

На счета 61 “Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам” учитывается текущая задолженность по обязательствам, срок уплаты по которым наступит в следующем году.

На счете 62 “Краткосрочные векселя выданные” ведется учет векселей, выданных учреждением в соответствии с нормативно-правовыми актами Украины, и срок уплаты которых установлен в течение текущего года.

На счете 67 “Расчеты за другими операциями” ведутся расчеты с депонентами, расчеты по депозитным суммам, суммам по поручениям, по специальным видам платежей, а именно: с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за обучение детей в музыкальных школах, с рабочими и служащими за форменную одежду, питание и расчеты с другими кредиторами.

Аналитический учет расчетов с прочими кредиторами ведется на субсчета 675 “Расчеты с другими кредиторами” позиционным способом в мемориальном ордере № 6, на карточках ф. № 292-а или в книге ф. № 292.

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую