lybs.ru
Если твоя правда не возмущает твоих врагов, она ничего не стоит. / Андрей Коваль


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Характеристика, классификация и оценка запасов бюджетных учреждений. Задачи учета запасов.

2. Документальное оформление поступления и выбытия запасов.

3. Складской учет запасов.

4. Синтетический и аналитический учет запасов.

5. Методы учета запасов.

6. Учет МБП.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Особенности учета медикаментов и продуктов питания в бюджетных учреждениях.

2. Порядок проведения инвентаризации запасов и отражение ее результатов в учете.

Литература:

Основная: [4, 18-20, 38, 39, 40, 46, 47-51]

Дополнительная: [53, 58-61]

1. Характеристика, классификация и оценка запасов бюджетных учреждений. Задачи учета запасов

В процессе осуществления своей деятельности бюджетные организации и учреждения, как и все другие предприятия, организации и учреждения, систематически приобретают и используют различные материальные ценности.

Запасы - это оборотные активы в материальной форме, которые принадлежат учреждению и обеспечивают его функционирование (или находятся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг) и будут использованы, как ожидается, в течение одного года.

Срок ожидаемой эксплуатации запасов учреждения устанавливается центральным органом исполнительной власти по ведомственной подчиненности или (если такие нормативные документы отсутствуют) учреждением самостоятельно в момент приобретения запаса.

В составе запасов учитываются:

· сырье и материалы;

· строительные материалы;

· оборудование, конструкции и детали к установке;

· спецоборудование для научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам;

· молодняк животных на выращивании, животные на откорме, птица, звери, кролики, семьи пчел;

· взрослый скот, отбракованный из основного стада, скот, принятый для реализации;

· малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

· материалы для учебных, научных и других целей;

· запасные части к машинам и оборудованию (которые не могут относиться к основным средствам);

· продукты питания;

· медикаменты и перевязочные средства;

· хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности;

· тара;

· материалы в пути;

· готовая продукция;

· другие материальные ресурсы учреждения, которые предполагается использовать в течение одного года.

Запасы учреждений распределены на группы:

· производственные запасы;

· животные на выращивании и откорме;

· малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

· материалы и продукты питания;

· готовая продукция;

· продукция сельскохозяйственного производства.

Кроме классификации по функциональному признаку, с целью отражения всех видов запасов используется более детализированное их группировка в разрезе подгрупп, субпідгруп, наименований, сортов и т.п. Каждому наименованию, сорту, размеру материалов присваивают соответствующий номенклатурный номер - постоянно действующее сокращенное условное обозначение.

Номенклатурный номер - это условный числовой код учета, который присваивается группе предметов одного наименования, качества и цены.

Номенклатурный номер имеет семь знаков: первые три знака обозначают субсчет, четвертый - подгруппу, последние три - порядковый номер предмета в подгруппе.

Номенклатурный номер фиксируется в специальном реестре - номенклатуре-ценнике, то есть систематизированном перечне материалов учреждения применяется как справочник всех служб и подразделений учреждения. Кроме номенклатурного номера, в ценнике отражаются:

· учетная цена;

· единица измерения;

· сорт;

· размер;

· наименование материала.

Важным моментом учета запасов является их оценка.

Различают методы оценки для:

· оприходование поступления запасов;

· отпуска материалов в использование.

Это особенно актуально в современных условиях хозяйствования, то есть в рыночных условиях, когда на один и тот же вид запасов могут быть разные цены у разных поставщиков и разные цены в разные периоды приобретение от одного и того поставщика.

Оценка запасов для оприходования. В бухгалтерском учете учреждений запасы, в т.ч. полученные и переданные безвозмездно в установленном действующим законодательством порядке, оцениваются по балансовой стоимости, которая делится на:

· первоначальную стоимость;

· справедливую стоимость;

· восстановительную стоимость.

Балансовая стоимость - это стоимость запасов, по которой они отражаются в балансе.

Первоначальная стоимость - это стоимость приобретения, получения, изготовления запасов.

Справедливая стоимость - это первоначальная стоимость запасов, полученных учреждением безвозмездно.

Восстановительная стоимость - это измененная первоначальная стоимость запасов после проведения их переоценки.

Изменение первоначальной стоимости запасов не является дополнительным доходом учреждения и не относится к доходам.

Оценка запасов для отпуска. Отпуск запасов в использование, продажу или иное выбытие осуществляется по:

· балансовой стоимостью (т.е. первоначальной, справедливой или восстановительной);

· средневзвешенной себестоимости, которая применяется в случае наличия в учреждении значительного количества однотипных запасов, приобретенных по разным ценам.

Средневзвешенная себестоимость определяется по каждому виду подобных запасов путем деления суммарной стоимости остатка запасов на начало отчетного периода и стоимости полученных в отчетном периоде запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного периода и полученных в отчетном периоде запасов.

Метод средневзвешенной себестоимости исчисляется на периодической основе или при каждой полученной партии запасов.

При оценке запасов следует помнить, что:

· транспортные расходы по перевозке запасов не увеличивают стоимость запасов, а относятся на расходы учреждения по соответствующим кодам экономической классификации расходов, предусмотренных в смете;

· суммы НДС, уплаченные на приобретение запасов, не увеличивают стоимость запасов, а относятся на фактические расходы учреждения по соответствующим кодам экономической классификации расходов по смете (отображаются как налоговый кредит, если учреждение зарегистрировано как плательщик НДС);

· суммы, полученные от реализации непригодных запасов, остаются в распоряжении учреждения (если иное не предусмотрено действующим законодательством Украины).

Переоценка запасов. Переоценка запасов может проводиться в следующих случаях:

· по решению правительства в соответствии с соответствующими нормативно-правовыми актами;

· по решению руководителя учреждения, если: запасы морально устарели; длительное время находились на хранении в бюджетном учреждении; их первоначальная стоимость значительно отличается от стоимости запасов, приобретенных позже.

Для проведения переоценки и установления восстановительной стоимости запасов по приказу руководителя предприятия создается комиссия в составе:

· заместителя руководителя учреждения (как правило, председатель комиссии);

· главного бухгалтера и его заместителя;

· работников бухгалтерии, которые ведут учет материальных ценностей;

· материально ответственных лиц;

· других должностных лиц (на усмотрение руководителя).

Ответственность за организацию работы комиссии возложена на руководителя учреждения, а за объективность определения реальной стоимости запасов - на руководителя учреждения и председателя комиссии.

Переоценка и установление новой цены осуществляется по каждой отдельной единице запасов, а на однотипные предметы устанавливаются одинаковые цены в пределах одного учреждения.

Документы, подтверждающие новую цену, не нужны.

По результатам переоценки комиссия составляет акт произвольной формы об изменении стоимости запасов. В акте необходимо указать:

· наименование переоцененных запасов;

· их количество;

· стоимость по данным учета;

· новую цену за единицу после дооценки;

· сумму разницы, которая должна быть отражена в бухгалтерском учете.

Акт утверждает руководитель учреждения.

Учет запасов способствует выполнению ряда задач хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Главными задачами учета запасов являются:

· правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению, движению и выбытию запасов;

· контроль за хранением и движением запасов на складе;

· контроль за рациональным использованием запасов и соблюдением норм их использования.

2. Документальное оформление поступления и выбытия запасов

В процессе хозяйственной деятельности бюджетных учреждений осуществляется движение запасов, который включает последовательные операции: поступление, передача в пределах учреждения и расходования (или реализация). Указанные операции отражаются в учете с помощью первичных документов, оформленных надлежащим образом.

Запасы поступают бюджетных учреждений путем:

· непосредственного получения от поставщиков, от подразделений учреждения;

· в порядке гуманитарной помощи;

· в порядке централизованного снабжения;

· через подотчетных лиц.

Основными документами по поступлению запасов выступают:

· счета-фактуры;

· приходные накладные;

· акты приемки материалов и т.д.

В этих документах фиксируются следующие сведения:

· от кого поступили материалы или продукты питания;

· наименование;

· сорт;

· количество (вес);

· цена;

· сумма;

· дата поступления;

· подпись материально ответственного лица, получившего запасы.

Для получения материальных ценностей со склада поставщика уполномоченному лицу выдается доверенность на получение ценностей.

Материальные ценности, поступающие на склад бюджетного учреждения, проверяются на соответствие их ассортимента, количества, указанных в сопроводительных документах.

Прием материалов осуществляется комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации.

Обязательным условием при оприходовании запасов является отметка материально ответственного лица о принятии материалов на ответственное хранение (ставится подпись).

При централизованной поставке, если запасы приобретены за счет средств специального фонда сметы доходов и расходов, в документах на оприходование ценностей ставится печать учреждения.

Если материалы получают непосредственно на складе поставщика, то выписывается товарно-транспортная накладная на отпущенные материалы. Документы поступают в отдел снабжения, где они регистрируются в журнале учета поступивших грузов, и передаются в бухгалтерию. Бухгалтерия осуществляет проверку документов поставщика и передает их на склад для контроля при принятии груза. Но роль бухгалтерии не ограничивается проверкой документов, она обязана установить: целесообразность той или иной поставки материалов, удовлетворяет поставка нужды учреждения и не приведет ли она к образованию сверхурочных запасов.

Если при приеме материалов на склад не выявлено расхождений между их фактическим наличием и документальным количеством, материалы могут быть оприходованы без выписки дополнительных документов.

Если при оприходовании выявлены повреждения или потери материалов вследствие транспортировки, бюджетные учреждения составляют коммерческий акт, который передается транспортной организации, выполнявшей доставку материалов.

Если расхождения выявлены при оприходовании материалов на складе, составляется акт приемки, в котором фиксируются наименования материалов, единица измерения, шифр субсчета, номенклатурный номер, фактическое количество и сумма. Акт в двух экземплярах составляется приемной комиссией с обязательным участием заведующего складом и представителя от поставщика или сторонней организации. Один экземпляр акта используется для учета принятых материальных ценностей, другой - для направления претензионного письма поставщику.

На основании указанных документов делается запись операций по поступлению материалов в соответствующие учетные регистры.

Поступление материалов от заготовки и переработки (заготовка топлива, переработка овощей) оформляется актом, который утверждает руководитель учреждения.

Материальные ценности, поступившие до бюджетного учреждения в порядке гуманитарной помощи, принимаются созданной приказом руководителя учреждения комиссией с обязательным участием работника бухгалтерии и представителя вышестоящей организации. Прием ценностей путем их пересчета, взвешивания в присутствии материально ответственного лица, которому передаются эти ценности на хранение. На принятые материальные ценности комиссия составляет акт, который подписывается членами комиссии.

Материалы, принятые на склад, приходуются, т.е. берутся на учет, на основании оправдательных документов тем числом, когда получены ценности.

Заслуживает внимания практика бюджетных учреждений, которые приходуют материалы, поступившие непосредственно по документам поставщиков путем проставления на них штампа и заполнения его реквизитов (количество принятых материалов, номенклатурный номер, подпись материально ответственного лица).

В процессе осуществления своей деятельности в бюджетных учреждениях происходит выбытие запасов, которое включает следующие операции:

· передачу внутри учреждения от одного материально ответственного лица к другому;

· расходование;

· реализацию залежавшихся или излишних запасов;

· безвозмездную передачу в пределах ведомства.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит от того, какие материалы расходуются и на какие цели, а также от периодичности их использования.

Выдача материалов со склада производится по документам, утвержденным руководителем учреждения. Для этого нужны:

· накладная (требование) - предназначена для оформления поступления запасов на склад и выдачи запасов со склада. Может применяться при перемещении запасов в учреждении. Накладная (требование) выписывается в двух экземплярах;

· меню-требование на выдачу продуктов питания - предназначена для выдачи продуктов питания со склада. Меню-требование составляется ежедневно на основании данных о количестве людей, которые питаются, и натуральных норм раскладки продуктов питания. Меню-требование с подписью лиц о выдаче и получении продуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота, но не реже 5 раз в месяц. Принимая меню-требование бухгалтерия обязательно проводит сверку количества лиц, которые питались согласно данных меню-требования, с фактическим наличием на определенную дату лиц, которым назначено питания;

· заборная карта - предназначена для оформления материальных ценностей, выдаваемых систематически в течение месяца. Заборная карта выписывается на каждого получателя на несколько наименований ценностей. Эта карта выписывается в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя хранится на складе, второй - у получателя. При ежедневном отпуске запасов заборная карта выписывается сроком на 15 дней, а при периодическом отпуске - сроком на месяц. В пределах установленного лимита запасы выдаются при предъявлении получателем своего экземпляра заборной карты. Отпуск запасов сверх установленного лимита производится по накладной (требованию). Исходя из плановой потребности в запасах и норм расходов, лимиты устанавливаются центральным органом исполнительной власти по ведомственной подчиненности, а при отсутствии таких документов учреждением самостоятельно;

· путевой лист является основанием для списания в расход автомобильного бензина. Бензин списывается по фактическим расходам, но не выше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей;

· ведомость на выдачу материалов на нужды учреждения - используется для выдачи хозяйственных материалов, материалов для учебных и других целей в течение месяца. Записи в ведомости следует делать не в хронологическом порядке, а для каждого вида материалов - оставлять определенное количество строк, чтобы в конце месяца по каждому виду можно было сделать общий итог;

· раздаточные ведомости - при проведении ремонта;

· акты на списание ценностей - при передаче в эксплуатацию МБП стоимостью до 10 грн.;

· журнал регистрации битой посуды, а ежемесячно или ежеквартально - акт о списании разбитой посуды.

Расходные документы по составу и назначению можно объединить в две группы:

· разовые сведения - накладная (требование), меню-требование, путевой лист;

· накопительные ведомости - ведомость выдачи материалов на нужды учреждения, заборная карточка.

3. Складской учет запасов

Ответственность за прием, хранение и отпуск материальных ценностей возлагается на материально ответственных лиц. Материальная ответственность рабочих и служащих наступает в соответствии с действующим турдовим законодательством. С материально ответственными лицами заключают письменный договор о полной материальной ответственности на основании одноименного типового договора. В бюджетных учреждениях письменные договоры о полной материальной ответственности должны заключаться с заведующим хозяйства, рабочими, выполняющими работы по приему (выдаче) материальных ценностей работникам учреждения.

Администрация учреждения обязана:

· создать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности материальных ценностей;

· ознакомить с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, нанесенный учреждению, а также действующими инструкциями, нормативами и правилами хранения, приемки, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства переданных ему материальных ценностей;

· проводить в установленном порядке инвентаризацию материальных ценностей.

Материалы должны храниться в специально приспособленных помещениях (складах, кладовых), оснащенных весоизмерительными приборами, обеспечивающими точность подсчета количества принятых и отпущенных материалов. Если в учреждении есть несколько хранилищ (в отделениях, филиалах), то за каждым из них закрепляется группа материалов. Хранилищу присваивается номер (шифр), который проставляется во всех приходных и расходных документах. Для обеспечения быстрого приема и выдачи, а также проведение инвентаризации материалы размещают на стеллажах, в ячейках, поддонах с обязательными материальными ярлыками. В ярлыках обозначают наименование материала, его марку, сорт, размер, номер, единицу измерения, цену, норму запаса.

Поступление материалов оформляется распиской материально ответственного лица на документах поставщика (счете, акте, товарно-транспортной накладной). При централизованной поставке материальных ценностей приемки подтверждается не только подписью материально ответственного лица в сопроводительном документе поставщика, но и штампом (печатью) бюджетного учреждения.

Оформление отпуска материалов со складов учреждения осуществляется на основе документов, утвержденных руководителем учреждения.

4. Синтетический и аналитический учет запасов

Для отражения в бухгалтерском учете информации о оборотные материальные активы, принадлежащие учреждению, реализацию и расходование которых планируется осуществить в течение года, назначен класс 2 “Запасы” плана счетов. Класс 2 “Запасы” объединяет следующие синтетические счета:

22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”;

23 “Материалы и продукты питания”.

Для учета запасов, которые предназначены для выполнения научно-исследовательских работ, для использования в производстве и капитальном строительстве предусмотрен счет 20 “Производственные запасы”.

При мемориально-ордерной форме учет поступления материалов отражается в разных мемориальных ордерах, в частности № 6, № 8 и др.

Синтетический учет расходования материалов на различные нужды отражается в мемориальном ордере № 13. До мемориального ордера заносятся данные из первичных документов о расходовании материалов (накладных (требований), заборных карт и др.). записи по дебету субсчетов, корреспондируют с материальными субсчетам, осуществляются в разрезе кодов экономической классификации расходов.

Аналитический учет материалов по субсчетам 231, 234-239 в бухгалтериях бюджетных учреждений ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточках ф. № С-7 (в книге ф. № С-6).

Аналитический учет запасов, приобретенных за счет средств специального фонда, ведется за теми же учетными реестрами, но отдельно от операций за счет средств общего фонда.

5. Методы учета запасов

Учет материалов на складах обеспечивает получение оперативных и точных данных об остатках ценностей по каждому наименованию материалов в разрезе отдельных их видов и сортов.

Количественно-сортовой учет материалов ведется на складе материально ответственным лицом только по количеству. Эта информация фиксируется в книге складского учета материалов ф. М-17. До начала записей в книге должны быть пронумерованы все страницы, а их количество заверенная подписями руководителя учреждения и главного бухгалтера и скреплена печатью.

Записи в книгу складского учета ведут материально ответственные лица на основании приходно-расходных документов. После каждой записи выводится остаток материалов.

На основании записей в книге складского учета материально ответственные лица обязаны своевременно сообщать в службу снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм и об остатках материалов, находящихся без движения и не используются в учреждении.

Согласно графика первичные документы по поступлению, выбытию и движения материалов передаются со склада в бухгалтерию при реестре сдачи документов, который составляется в двух экземплярах. В реестре указываются номенклатурные номера материалов, количество и номера первичных документов, фамилии того, кто сдал и принял.

Количественно-сортовой учет материалов - сложная и трудоемкая участок учетной работы, поэтому важно выбрать наиболее рациональный метод их учета.

В бюджетных учреждениях применяются следующие методы сортового учета:

· количественно-суммовой (параллельный);

· оперативно-бухгалтерский (сальдовый);

· метод машинной картотеки.

Количественно-суммовой метод. По этому методу на складе ведется книга складского учета материалов ф. № М-17, а в бухгалтерии - книга количественно-суммового учета материалов. Аналитический учет в бухгалтерии ведется по номенклатурным номерам в разрезе материально ответственных лиц и обслуживаемых учреждений. Вместо книги могут вестись карточки. По данным этих реестров ежемесячно составляются сортовые оборотные ведомости, итоги которых сверяются с данными синтетического учета.

В случае большой номенклатуры материалов метод количественно-суммового учета материалов является громоздким, трудоемким и недостаточно оперативным. В нем дублируются аналитические данные в бухгалтерии и на складе, показатели складского учета сверяются с данными бухгалтерии один раз в месяц и в основном с опозданием, что лишает учреждение оперативных и точных данных для контроля за состоянием запасов.

В учреждениях с небольшой номенклатурой запасов применяется упрощенный вариант этого метода. Материально ответственные лица ежемесячно сдают материальный отчет вместе с первичными документами, тщательно проверяется, таксуеться, после чего становится регистром аналитического учета.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод. В научных учреждениях НАНУ, которые имеют большую номенклатуру материалов, и в централизованных бухгалтериях применяется оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. Его суть сводится к тому, что на складе ведется количественно-сортовой учет материалов в книгах или карточках, которые открываются в бухгалтерии и передаются на склад под расписку в реестре выдачи карточек. При этом осуществляется систематический контроль за правильностью ведения складского учета, который становится составной частью бухгалтерского учета. С этой целью бухгалтерия учреждения систематически, но не реже одного раза в неделю, декаду проводит непосредственно на складах в присутствии материально ответственных лиц проверка своевременности, правильности и полноты оформления складских операций, записей в карточки складского учета, а также выборочную проверку остатков материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. Правильность записей в складской картотеке работник бухгалтерии подтверждает своей подписью в карточках складского учета.

В бухгалтерии учет ведется только в денежном выражении в ведомости прибытия и выбытия материалов по субсчетам и материально ответственными лицами.

Взаимосвязь между количественно-сортовым учетом на складе и синтетическим учетом в бухгалтерии осуществляется с помощью “Книги остатков материалов” (сальдовой книги или сведения), которая открывается на год и ведется в разрезе материально ответственных лиц.

Номенклатура материалов в книге размещается по синтетическим счетам, субсчетам или группам материалов. В эту книгу заведующий складом (кладовщик) ежемесячно переносит количественные остатки на конец месяца из книги или карточек складского учета.

В бухгалтерии таксуются эти остатки по каждому номенклатурному номеру и подсчитываются итоги по субсчетам материалов, группами, материально ответственными лицами. Полученные результаты сверяются в бухгалтерии по данным ведомости движения материалов в денежном выражении. Тождественность полученных данных подтверждает правильность ведения складского (аналитического) учета материалов.

Сальдовый метод учета материалов уменьшает объем учетных работ, обеспечивает лучший контроль за наличием и сохранностью материалов, освобождает учетных работников от ведения трудоемкого аналитического учета и составления сортовых оборотных ведомостей, упрощает сверку аналитического учета с синтетическим. К этому и сводится преимущество такого метода перед другими.

Метод машинной картотеки. В условиях применения ПЭВМ трудоемкость учетных работ теряет свою актуальность, а потому на машинах получают машинограммы - оборотные ведомости в разрезе каждого первичного документа, сводные оборотные ведомости в разрезе номенклатурных номеров материалов. Есть опыт использования метода машинной картотеки, по которым вся информация о складской и бухгалтерский учет материалов сосредотачивается в памяти машин, а бухгалтерия и места хранения материалов оборудованы терминальными устройствами, к которым имеют доступ материально ответственные лица с индивидуальными ключами.

6. Учет МБП

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - это предметы, срок полезной эксплуатации которых составляет менее одного года.

К МБП в бюджетных учреждениях относятся:

· орудия лова (тралы, неводы, сети и др.);

· пилы, сучкорезы, тросы для сплава;

· специальные инструменты и специальные приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуальных заказов;

· предметы производственного назначения; оборудование, способствующее охране труда; предметы технического назначения, которые не могут быть отнесены к необоротных активов;

· хозяйственный инвентарь - предметы конторского и хозяйственного обустройства, столовый, кухонный и другой хозяйственный инвентарь, предметы противопожарного назначения;

· сценически-постановочные средства стоимостью до 10 гривен за единицу (комплект);

· другие предметы, срок полезной эксплуатации которых, как ожидается, не превышает один год.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы разделяют на две группы: одна их часть принадлежит запасов и отражается во втором разделе актива баланса “Оборотные активы”, а вторая - входит в состав малоценных необоротных материальных активов”, которые, в свою очередь, отражаются в первом разделе актива баланса “Необоротные активы”.

На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые относятся к запасам, не начисляется износ, а стоимость переданных в эксплуатацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов исключается из состава активов (списывается с баланса на расходы бюджета) с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока фактического использования этих предметов.

С целью усиления контроля за сохранностью малоценных и быстроизнашивающихся предметов производится их маркировка, которое осуществляют краской, клеймением, прикреплением жетонов.

Поступление малоценных и быстроизнашивающихся предметов на склад оформлюєтся накладной (требованием), которая составляется в двух экземплярах, а в случаях выявления расхождений между данными первичных документов и фактическим наличием ценностей составляется акт приемки материалов.

В бухгалтерском учете стоимость приобретенных малоценных и быстроизнашивающихся предметов отражается по первоначальной стоимости.

Порядок учета операций с малоценными и быстроизнашивающимися предметами имеет определенные особенности.

Так, при приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учет которых ведется на счете 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, бюджетные учреждения создают фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах, учет которого ведется на счете 41 “Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах”.

В зависимости от источника приобретения суммы НДС относятся:

· на расходы учреждения - при приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов за счет средств общего фонда;

· в состав налогового кредита - при приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов за счет средств специального фонда. При этом суммы НДС, уплаченные при приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, бюджетное учреждение относит в состав налогового кредита только в том случае, если она зарегистрирована как плательщик НДС. Если же она не является плательщиком НДС, то такие суммы относятся на расходы учреждения.

Передача МБП в эксплуатацию. В бюджетных учреждениях существуют особенности отражения операций по передаче малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию.

При передаче в эксплуатацию МБП стоимостью до 10 гривен за единицу (комплект) включая такие предметы исключаются из состава запасов учреждения (то есть списываются со счета 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметіи”) и их стоимость относится на уменьшение фонда в малоценных и быстроизнашивающихся предметах.

В отношении МБП стоимостью до 10 гривен, материально ответственное лицо на складе осуществляет оперативный учет в книге складского учета запасов по наименованиям и количеству.

В эксплуатации такие предметы (кроме изготовленных из пластмассы, картона и бумаги) находятся на хранении лиц, которые відовідають за их сохранность и ведут их учет в книгах количественного учета.

Иной порядок отражения в бухгалтерском учете установлен для МБП, стоимость которых превышает 10 гривен за единицу, а именно - передача в эксплуатацию таких предметов отражается записью:

Дт 221/2 “МБП в эксплуатации”

Кт 221/1 “МБП на складе”.

Списание МБП. Списание МБП производится при их полной изношенности на основании акта списания.

Для определения непригодности малоценных предметов к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание указанных предметов в учреждении создаются постоянно действующие комиссии, которые:

· осуществляют осмотр предметов, подлежащих списанию;

· устанавливают невозможность их восстановления и дальнейшего использования;

· определяют возможность использования или реализации материалов, остающихся от списываемого предметов, и осуществляют их оценку;

· составляют акты на списание.

В актах на списание указываются данные, характеризующие запасы: наименование, описание (марка, сорт и т.п.), срок нахождения в эксплуатации, количество, цена за единицу и сумма. Подробно указываются причины списания и способ уничтожения непригодных запасов (если реализация их невозможна).

Акт списания составляется комиссией в двух экземплярах и затвержується руководителем учреждения. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

Если после ликвидации МБП остались различные материальные ценности, то они поступают в распоряжение учреждения и могут быть использованы для проведения ремонта и других хозяйственных нужд учреждения (если иное не предусмотрено действующим законодательством).

Такие материальные ценности обязательно должны быть зачислены в состав запасов учреждения.

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся на складе, материально ответственными лицами ведется по наименованиям предметов и количеству в книге складского учета ф. № М-17. Выдача этих предметов со склада производится по накладной (требованию). При выдаче со склада на предметах ставится маркірувальний штамп с указанием наименования учреждения, отделения, года и места выдачи их в эксплуатацию. Все малоценные и быстроизнашивающиеся предметы должны находиться на хранении у лиц, ответственных за их правильную эксплуатацию и хранение.
Учет операций по выбытию и перемещению малоценных и шіидкозношуваних предметов ведется в мемориальном ордере № 10.

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую