lybs.ru
Народ, не знающий своей истории, есть народ сліпців. / Александр Довженко


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Труд и заработная плата в бюджетных учреждениях. Задачи учета.

2. Оперативный учет личного состава работников.

3. Учет использования рабочего времени и выработки.

4. Формы и виды оплаты труда в бюджетных учреждениях.

5. Порядок начисления заработной платы.

6. Удержания из заработной платы работников.

7. Начисление заработной платы по среднему заработку.

8. Учет расчетов по заработной плате.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Учет расчетов со стипендиатами и аспирантами.

Литература:

Основная: [1-5, 8, 13, 18-20, 43, 46, 47-51]

Дополнительная: [53, 54, 55, 58-61]

1. Труд и заработная плата в бюджетных учреждениях. Задачи учета

Конституция Украины гарантирует каждому гражданину право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается.

Под трудом мы понимаем процесс сознательной целесообразной деятельности людей, в которой они видоизменяют внешнюю природу или человека, опосредствуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собой и одновременно изменяют собственную природу.

Процесс приложения труда в нематериальной сфере имеет определенные особенности:

· так как отмечалось, услуги предоставляются не как вещь, а как деятельность, поэтому эта работа в основном умственная, хотя включает затраты физического труда;

· в нематериальной сфере преобладает живая работа в составе совокупных расходов: на сегодняшний день расходы на заработную плату составляют от 60 до 85 процентов;

· высокий уровень квалификации работающих в бюджетной сфере. В таких отраслях, как образование, здравоохранение, искусство, специалистов высочайшей квалификации около 50 % общей численности работников.

Как общая экономическая категория заработная плата - это денежное выражение стоимости и цены рабочей силы.

Более прикладное формулировки изложены в ст. 1 Закона Украины “Об оплате труда”: Заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

В бюджетных учреждениях финансирование выплат по заработной плате осуществляется по отдельной статьей, которая согласно Закону Украины “О Государственном бюджете Украины” является защищенной. Это означает, что выплаты по заработной плате осуществляются в первую очередь вместе с перечислением в фонды обязательных платежей.

Учет труда и расчетов по заработной плате является одним из важнейших направлений учетного процесса бюджетных учреждений. В задачи учета труда и его оплаты следует отнести:

· контроль за соблюдением штатной дисциплины и рациональным использованием рабочего времени;

· правильное исчисление затрат рабочего времени и учет труда;

· правильное исчисление заработной платы и удержания из нее;

· осуществление своевременных и достоверных расчетов по заработной плате;

· контроль за использованием фонда заработной платы;

· обеспечение потребителей информацией о работе и заработной плате.

2. Оперативный учет личного состава работников

Личный состав работающих определяется структурой работников бюджетного учреждения. По функциональному назначению персонал бюджетного учреждения разделяется на три группы:

· персонал основной деятельности;

· административно-управленческий персонал;

· вспомогательный обслуживающий персонал.

К персоналу основной деятельности относятся работники, на которых возложено выполнение главных функций в общей системе разделения труда соответствующего бюджетного учреждения (педагогический персонал, врачи).

Задачи административно-управленческого персонала состоит в обеспечении руководства и рационального функционирования учреждения.

Вспомогательный обслуживающий персонал выполняет функцию обслуживания работников двух предыдущих категорий и способствует, таким образом, лучшему выполнению функций, закрепленных за указанным учреждением или организацией (средний медицинский персонал, учебно-вспомогательный и иной персонал).

Работники, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате, согласно Закону Украины “О государственной службе” государственными служащими. При приеме на работу они принимают присягу государственного служащего и им присваивается соответствующий ранг в пределах категории.

Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины, а второй категории - Кабинетом Министров Украины.

Принятие на государственную службу на должности третьей-седьмой категории осуществляется на конкурсной основе, при этом ранги, соответствующие этим категориям, присваиваются руководителем государственного органа, в системе которого работает государственный служащий.

Общая численность работников бюджетного учреждения называется списковою численностью, или штатным составом.

Для выполнения работ на короткое время могут привлекаться лица, которые не находятся в штате учреждения и работающие по трудовому соглашению; такие работники относятся к нештатного (неспискового) состава.

Задачи по оперативному учету личного состава возложен на отдел кадров, который оформляет прием, переводы и увольнения работающих на основе различного рода документов, а именно: заявления работника, приказы о приеме на работу, о предоставлении отпуска, прекращении трудового договора. При приеме на работу работник отдела кадров подает оформленную соответствующим образом трудовую книжку, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, справку о присвоении идентификационного кода, заявление на имя руководителя, документ об образовании (при необходимости), справку о состоянии здоровья (при необходимости). Если лицо не работала до этого времени и не имеет трудовой книжки, отдел кадров выдает ей трудовую книжку.

Первичные документы используются не только отделом кадров для ведения личных карточек работников, но и другими отделами и службами. Так, в бухгалтерии на основании копий приказов открываются карточки-справки или лицевые счета на каждого работника, принятого на работу, выдаются расчетные книжки, заносится фамилия в табель. На руководящих, научных работников и ИТР дополнительно оформляется личный листок из отдела кадров, а на научных работников кроме этих двух документов заполняется и учетная карточка научного работника.

Впервые принятому на работу на срок более пяти дней выдается трудовая книжка, присваивается табельный номер, который приводится во всех документах по учету заработной платы. В случае перевода работника на другую работу или освобождении его табельный номер, как правило, не присваивается другому работнику 1-2 года. По данным карточек и первичных документов, которыми оформляется движение персонала, в учреждении организуется статистический учет численности и состава работников.

Принимая работника на работу с соответствующей записью в его трудовой книжке, администрация бюджетного учреждения вступает, таким образом, с ним в трудовые отношения, указанные Законом Украины “О труде”. Основным документом, регулирующим эти отношения, выступает трудовой договор или контракт.

Трудовой договор (в отношении бюджетного учреждения) - это соглашение между работником и администрацией бюджетного учреждения.

Контракт является разновидностью трудового договора, он заключается на определенный срок и применяется в отношении работников, которые трудоустраиваются на определенный срок или на время выполнения определенной работы. После заключения договора или контракта в отделе кадров заводится личная карточка, в которой фиксируются все сведения о трудовой деятельности принятого на работу.

3. Учет использования рабочего времени и выработки

В укреплении трудовой дисциплины и повышении производительности труда важную роль играют контроль своевременности явок на работу, учет отработанного времени и времени оставления работы.

В каждом бюджетном учреждении установлен определенный трудовой режим, включающий систему регистрации выхода и ухода с работы, распорядок трудового дня, регламентацию труда относительно выходных и рабочих дней и др.

Учет выхода на работу и ухода с работы в бюджетных учреждениях осуществляется по одной из систем регистрации:

· пропускная - работник, прибыв в учреждение, сдает свой пропуск, а по окончании рабочего дня получает ее;

· рапортно-ведомственная - контроль осуществляется с помощью рапортов;

· карточный - с помощью контрольных часов автоматически отражается время прибытия на работу в личной карточке работника;

· жетонна регистрация осуществляется с помощью жетонов, на каждом из которых проставлен табельный номер работника - владельца жетона.

Контроль за соблюдением распорядка трудового дня осуществляется с помощью табельного учета и формализуется в виде табеля учета использования рабочего времени. Табель - это именной список работников в разрезе соответствующих структурных подразделений. В нем фиксируются следующие данные:

· фамилия, имя и отчество работника;

· табельный номер;

· количество отработанных дней и часов.

Обязанности по ведению табельного учета возлагаются на работника структурного подразделения, назначенного приказом по учреждению. Указанное лицо в начале месяца заполняет необходимые реквизиты в соответствии с данными учета личного состава. В течение месяца в табеле в виде условных обозначений фиксируется информация о приходах и неявки на работу на основе соответствующих документов - справок о вызове в военкомат, суд, листов о временной нетрудоспособности и т.д.

Учет выхода на работу осуществляется методом непрерывной регистрации и методом с отклонениями. При системе оплаты труда с начислением авансовых выплат работникам табель заполняется дважды: за первую половину месяца для начисления авансовых платежей, за весь месяц - для расчета суммы заработной платы за месяц. В конце месяца в табеле подсчитывается общее количество отработанных и неотработанных дней. Заполненный соответствующим образом табель представляется в бухгалтерию, где производится начисление заработной платы.

Кроме табельного учета, в бюджетных учреждениях осуществляется нормирование работ в часах с помощью нормированных заданий. То есть для выполнения соответствующих функций и объема работ устанавливается норма обслуживания. Так, в высших учебных заведениях установлены нормы на проверку контрольных, курсовых работ, руководство дипломными проектами, диссертациями. В медицинских учреждениях существуют нормы приема больных врачами. Труд незначительной части работников научно-исследовательских учреждений измеряется количеством и качеством выработки - учет выработки ведется в нарядах на сдельную работу.

Относительно бюджетных учреждений существует государственная регламентация рабочей недели. Согласно Кодекса законов о труде в Украине (гл. 4) рабочая неделя не превышает 40 часов, при этом он может быть как пятидневной, так и шестидневной. Но существует определенная категория работников, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Сокращенное рабочее время установлено, например, для некоторых работников умственного труда, деятельность которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением. К ним, в частности, относятся преподаватели, учителя, врачи.

4. Формы и виды оплаты труда в бюджетных учреждениях

Под фондом оплаты труда бюджетных учреждений понимают объем средств, полученных как в виде финансирования из бюджета, так и от оказания платных услуг и т.п.., что запланированный согласно сметы доходов и расходов бюджетных учреждений для использования при расчетах по заработной плате с работниками.

При планировании и учете заработной платы, необходимо различать плановый и фактический фонд заработной платы.

Плановый фонд - это суммы ассигнований, предусмотренных сметой бюджетных учреждений.

Фактический фонд - это начисленная заработная плата работникам по расчетно-платежным ведомостям.

Согласно ст. 2 Закона Украины “Об оплате труда” фонд заработной платы включает такие составляющие:

· основная заработная плата;

· дополнительная заработная плата;

· другие поощрительные и компенсационные выплаты.

Основная заработная плата является вознаграждением за выполненную работу согласно установленным нормам труда. Она имеет форму сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов. В ее состав включают:

· заработную плату, начисленную за выполненную работу согласно установленным нормам труда (нормы времени, выработки, обслуживания) по сдельным расценкам, тарифным ставкам (окладам) работников и должностным окладам, независимо от форм и систем оплаты труда, принятых на предприятии;

· суммы процентных или комиссионных начислений в зависимости от объема доходов (прибыли), полученных от реализации продукции (работ, услуг), в случаях, если они являются основной заработной платой;

· суммы авторского гонорара работникам искусства, редакций газет и журналов, телеграфного агентства, издательств, радио, телевидения и др., а также оплату их труда, осуществляемая по ставкам авторского вознаграждения.

Дополнительная заработная плата представляет собой тоже вознаграждение, однако, в отличие от основной заработной платы, она выплачивается за труд сверх установленных норм за трудовые успехи, изобретательность, а также за особые условия труда. К фонду дополнительной заработной платы относят:

· доплаты и надбавки по тарифным ставкам и должностным окладам (за высокую квалификацию, персональные надбавки, за знание иностранных языков, за совмещение профессий (должностей), за работу в тяжелых, вредных условиях, за выслугу лет, стаж работы);

· гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством (оплата труда в выходные и праздничные дни, оплата ежегодных и дополнительных отпусков, суммы выплат, связанных с индексацией заработной платы, оплата учебных отпусков, оплата работникам-донорам дней обследования, сдачи крови и т.п.);

· премии, связанные с выполнением производственных заданий (выполнение и перевыполнение производственных заданий, выполнение аккордных заданий в установленные сроки, повышение производительности труда, улучшение конечных результатов хозяйственной деятельности структурного подразделения, экономия материальных ценностей и т.п.).

К другим поощрительным и компенсационным выплатам относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии за специальными системами и положениями, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные действующим законодательством или которые проводятся сверх установленных указанными актами нормы (оплата простоев не по вине работника, суммы, выплачиваемые работнику, находящемуся в вынужденном отпуске, с частичным сохранением заработной платы, вознаграждения за открытия, раціоналізаторство, изобретения, единовременные поощрения, материальная помощь, суммы предоставленных предприятием трудовых и социальных льгот работникам и т.п.).

Ответственность за правильное планирование и расходование фонда оплаты труда возлагается на руководителя учреждения и главного бухгалтера.

В бюджетных учреждениях основными формами оплаты труда являются:

· почасовая;

· сдельная.

Оплату труда, что зависит от качества, объема выполненной работы, а также расценок на эту работу, называют сдельной.

При повременной форме оплаты труда первоначальное значение для определения размера заработной платы имеют количество отработанного времени и квалификации работника.

В бюджетных учреждениях превалирует почасовая форма оплаты. Она делится на:

· штатно-окладную - за которой каждому работнику устанавливается месячный должностной оклад согласно штатному расписанию, должностью, образованием, ученой степенью, категорией;

· простую почасовую - построена на принципе почасовой оплаты: для работающих устанавливается твердая почасовая ставка;

· повременно-премиальную - за которой кроме заработка согласно должностного оклада, выплачивается премия за достижение соответствующих качественных и количественных показателей. Эта система оплаты труда является достаточно продуктивной и стимулирующей.

Сдельная форма оплаты труда имеет следующие системы:

· прямая сдельная;

· сдельно-прогрессивная;

· сдельно-премиальная;

· аккордная.

Сдельная форма оплаты труда применяется на видах работ, где есть:

· количественные показатели выработки продукции или выполненных работ, правильно отражающие затраты труда;

· возможности установления норм выработки и учета их выполнения;

· условия для точного учета изготовленной продукции или выполненных работ;

· производственные условия для увеличения работником выработки продукции по сравнению с установленными нормами и задачами.

При учете индивидуальной выработки каждого работника применяется индивидуально-сдельная оплата труда, а при учете работы, выполненной колективном, - бригадно-сдельная.

5. Порядок начисления заработной платы

Для выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений осуществляется ее начисления, включающий расчет заработка за месяц.

Начисление заработной платы осуществляется раз в месяц на основе распорядительных и первичных документов по учету отработанного рабочего времени и выработки, которые передаются в бухгалтерию соответствующими структурными подразделениями.

При расчете заработной платы необходимо принимать во внимание нормативные акты, регулирующие начисление заработной платы в бюджетных учреждениях различных профилей.

При почасовой оплате труда, которая, как отмечалось, является преобладающей в бюджетных учреждениях, начисления основной и дополнительной заработной платы осуществляется на основании штатного расписания, тарифной сетки, приказов о приеме на работу, о присвоении разрядов, о предоставлении отпуска, прекращении трудового договора, а также табеля учета использования рабочего времени.

При сдельной форме оплаты труда для начисления заработной платы необходимы данные об объеме выработки работника. Они подаются в виде актов о принятии выполненных работ, накладных на сдачу продукции, накопительной карточки выработки и заработной платы, нарядов на сдельную работу и т.д.

В бюджетных учреждениях часто встречаются случаи, когда работники из тех или иных обстоятельств вынуждены работать в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, а также в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра).

Согласно Кодексу Законов “О труде” оплата труда в условиях отклонения от нормы осуществляется таким образом:

· в сверхурочное время - в двойном размере часовой ставки при повременной оплате труда, при сдельной форме оплаты труда выплачивается доплата в размере 100 % тарифной ставки работника соответствующей квалификации, оплата труда которого осуществляется по почасовой системе;

· в ночное время в повышенном размере - от 20 % до 40 % часовой тарифной ставки, должностного оклада за каждый час работы в ночное время, если высший размер не определено законодательством;

· в праздничные и нерабочие дни - в двойном размере:

а) сдельщикам - по двойным сдельным расценкам;

б) работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, - в размере двойной часовой или дневной ставки;

в) работникам, получающим месячный оклад, - в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы.

Для госслужащих существует система надбавок, а именно:

· за степень ранга, присвоенный соответствующему служащему;

· за выслугу лет;

· за высокие достижения в труде и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и др.

При начислении заработной платы должностных лиц органов государственной налоговой службы значение приобретают доплаты в виде надбавок к должностных окладов за специальные звания.

Необходимо лишь заметить, что все доплаты и надбавки осуществляются по решению соответствующего совета в пределах утвержденного фонда оплаты труда работников аппарата соответствующего органа.

6. Удержания из заработной платы работников

Из заработной платы работников бюджетных учреждений осуществляются следующие обязательные удержания:

· подоходный налог;

· сбор в Пенсионный фонд;

· сбор в Фонд общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

· сбор в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

· по судебно-исполнительными листами.

Из заработной платы работников бюджетных учреждений осуществляются следующие необязательные содержания:

а) по решению администрации:

· плановые и внеплановые авансы;

· возвращенные своевременно подотчетные суммы;

· суммы нанесенных материальных убытков;

· штрафы, наложенные в административном порядке;

б) согласованные с работниками:

· профсоюзные взносы;

· уплата процентов по ссудам;

· уплата процентов за товары, проданные в кредит;

· индивидуальное страхование.

Подоходный налог. Объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное местожительство в Украине, является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год (состоящий из месячных совокупных налогооблагаемых доходов), полученный из разных источников как на территории Украины, так и за ее пределами.

Объектом налогообложения у граждан, не имеющих постоянного места жительства в Украине, является доход, полученный из источников на территории Украины.

Декретом Кабинета Министров Украины “О подоходном налоге с граждан” предусмотрена система льгот для граждан, имеющих на иждивении детей в возрасте до 16 лет; граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; инвалидов войны первой группы; участников Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите бывшего СССР; инвалидов детства и др.

Удержание подоходного налога по месту основной работы осуществляется по установленной шкале.

С сумм доходов, полученных гражданами не по месту основной работы, в том числе по совместительству, а также граждан, не проживающих постоянно на территории Украины, налог удерживается в размере 20 % суммы заработка. При этом из заработка этих граждан не исключается необлагаемый минимум доходов граждан и не предоставляются льготы.

Удержание сбора в Пенсионный фонд. Объектом налогообложения в этом случае является совокупный налогооблагаемый доход за месяц, но не более 2200 грн. Ставка сбора зависит от объекта налогообложения и составляет:

· 1 % - если совокупный налогооблагаемый доход не превышает 150 грн.;

· 2 % - если совокупный налогооблагаемый доход превышает 150 грн.

Для работников, имеющих статус государственного служащего или занимающих должности, работа на которых зачисляется в трудовой стаж, дающий право на получение пенсий в соответствии с Законами Украины “О государственной службе”, “О прокуратуре”, “О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов”, “О научной и научно-технической деятельности”, “О статусе народного депутата Украины”, “О Национальном банке Украины”, Таможенного Кодекса Украины, положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины, предусмотрены дифференцированные ставки удержаний сбора в Пенсионный фонд:

Совокупный налогооблагаемый доход, грн. Размер сбора

Совокупный налогооблагаемый доход, грн.

Размер сбора

До 150 грн.

1 % от суммы дохода

От 151 грн. до 250 грн.

1,50 + 2 % от суммы, превышающей 150 грн.

От 251 грн. до 350 грн.

3,50 + 3 % от суммы, превышающей 250 грн.

От 351 грн. до 500 грн.

6,50 + 4 % от суммы, превышающей 350 грн.

Свыше 500 грн.

12,50 + 5 % от суммы, превышающей 500 грн

Удержание сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением. Размер сбора зависит от размера объекта налогообложения, который состоит из суммы оплаты труда, включающей основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан, но не более 2200 грн.

Ставка сбора зависит от объекта налогообложения и составляет:

· 0,25 % - если совокупный налогооблагаемый доход не превышает 150 грн.;

· 0,5 % - если совокупный налогооблагаемый доход превышает 150 грн.

Удержание сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Ставка сбора - 0,5 % от объекта налогообложения, который идентичен объекту при обложении сбором в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

Удержание алиментов. Размер алиментов зависит от количества детей, а именно:

· 1 ребенок - 25 %;

· 2 ребенка - 33 %;

· 3 ребенка - 50 %.

Остальные удержаний (необязательных) проводится в порядке, определенном администрацией учреждения и за согласованностью работника организации.

Взносы в Пенсионный фонд, Фонды социального страхования перечисляют одновременно с перечислением подоходного налога не позднее дня получения в учреждении банка средств на выплату заработной платы.

Согласно Закону Украины “Об оплате труда” общая сумма удержаний не должна превышать 20 %, а в отдельных случаях - 50 % заработной платы. Не допускаются удержания из выходного пособия, компенсационных выплат и других выплат, которые определены законодательно.

7. Начисление заработной платы по среднему заработку

При начислении отдельных выплат исходят из средней заработной платы. Такие выплаты применяются в следующих случаях:

· предоставление работникам ежегодного отпуска и дополнительных отпусков;

· выполнения работниками государственных и общественных обязанностей;

· предоставления женщинам дополнительных перерывов для кормления ребенка;

· привлечение работников к выполнению воинских обязанностей;

· служебных командировок;

· временной потери трудоспособности;

· в других случаях.

При исчислении средней заработной платы с целью расчета пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, в расчет берется заработная плата за последние шесть месяцев работы, предшествующих случая, с которым связана соответствующая выплата.

Если работник работал менее шести календарных месяцев, средний заработок исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время.

Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является поданы в бухгалтерию листки нетрудоспособности (больничный листок), где и отображается количество дней болезни работника.

Больничные листы подшиваются в отдельную папку и нумеруются в хронологическом порядке с начала года, где на каждом больничном листке проставляется номер расчетно-платежной ведомости, в которую он включен для начисления.

На размер больничных, кроме средней заработной платы и дней болезни, влияет также страховой стаж, а именно:

· если страховой стаж лица до 5 лет, то оплачивается 60 % средней заработной платы;

· если страховой стаж лица от 5 до 8 лет, то оплачивается 80 % средней заработной платы;

· если страховой стаж лица более 8 лет, то оплачивается 100 % средней заработной платы.

Отсюда формулу для расчета больничных можно представить в таком виде:

СЛ = (ЗП / КД) х Рд х В,

где СЛ - сумма больничных;

ЗП - заработная плата за шесть предыдущих месяцев;

Рд - количество рабочих дней болезни;

В - процент оплаты в зависимости от страхового стажа работника.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным работникам за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности лишь начиная с шестого дня нетрудоспособности. А первые 5 дней оплачиваются за счет средств учреждения и относятся на расходы по коду экономической классификации “Начисления на заработную плату”.

Государственные гарантии права на отпуск установлен Конституцией Украины, Законом Украины “Об отпусках”, Кзот Украины и другими нормативно-правовыми актами. Основная ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 24 календарных дня с увеличением за каждые два отработанных года на два календарных дня, но не больше 28 календарных дней.

Руководителям, педагогическим, научно-педагогическим работникам образования и научным работникам предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56 календарных дней. Ежегодный дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам за работу с вредными условиями труда и за особый характер труда. Предусмотрены также дополнительные отпуска в связи с обучением и творческих отпусков.

При исчислении средней заработной платы для начисления выплат за время очередного, дополнительного (творческой) отпусков или компенсации за неиспользованный отпуск в расчет берется заработная плата за последние 12 месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Если работник работал на данном предприятии меньше года, то средний заработок исчисляется, исходя из выплат за фактическое время работы, т.е. с первого числа следующего месяца после оформления на работу до первого числа месяца, в котором предоставляется отпуск или выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

Основанием для начисления отпускных является заявление работника об отпуске, на основании которой с согласия руководителя оформляется приказ об отпуске того или иного лица.

Расчет отпускных производится по следующей формуле:

СВ = (ЗП / 365 - СН) х КВ,

где СВ - сумма отпускных;

ЗП - заработная плата за 12 предыдущих месяцев;

СН - количество праздничных и нерабочих дней, которые приняты законодательством;

КВ - количество календарных дней отпуска.

Если праздничные и нерабочие дни приходятся на период отпуска, то они в расчет продолжительности отпуска не включаются и не оплачиваются.

8. Учет расчетов по заработной плате

Главным расчетным документом, содержащим сводную информацию относительно расчетов по заработной плате, является расчетно-платежная ведомость (регистр аналитического учета расчетов по заработной плате). В нее заносятся:

· фамилия, имя и отчество работника;

· табельный номер;

· категория персонала, к которому относится работник;

· количество отработанных дней, часов;

· начисленная сумма по видам оплат;

· содержание;

· задолженность работника, если она есть;

· сумма к выдаче.

В некоторых учреждениях для начисления и выплаты заработной платы используются отдельные формы первичного учета, а именно: расчетная ведомость и платежная ведомость.

Основанием для составления расчетно-платежных ведомостей являются:

· приказы о зачислении, увольнении и перемещении работников согласно утвержденных штатов и ставок заработной платы;

· документы по учету отработанного времени и выработки (табели учета использования рабочего времени, наряды, карточки учета выработки);

· больничные листы;

· расчетно-платежные ведомости за прошлый месяц;

· исполнительные листы судебных органов;

· поручения-обязательства за товары, проданные в кредит;

· платежные ведомости на выдачу аванса и др.

При составлении этих сведений в бухгалтерии используются таблицы тарифных ставок, ставок налогов, справочники трудового законодательства и другие данные, облегчающие подсчет заработной платы и удержаний из нее.

При уходе работников в отпуск расчеты с ними производятся в записке-расчете, а причитающаяся им заработная плата выплачивается по платежной ведомости. Начисленные, удержанные и выплаченные суммы по этим сведениям включаются в расчетно-платежную ведомость за текущий месяц.

Как правило, заработная плата выплачивается два раза в месяц в виде аванса и оставшейся суммы заработной платы. Аванс - это часть заработной платы (как правило 50 %), выплачиваемая за первую половину месяца с учетом всех налогов и сборов, подлежащих удержанию. Изменение планового аванса происходит при условиях невыходов на работу в первой половине месяца: в бухгалтерию предоставляется справка об изменении планового аванса. Выплата аванса осуществляется по платежной відомостю.

Расчетно-платежные документы по начислению и выплате заработной платы составляются, подписываются и проверяются бухгалтером расчетного отдела. На документах платежного характера руководитель и главный бухгалтер своими подписями подтверждают разрешение на выплату заработной платы в соответствующем объеме и в установленные сроки.

Выплата заработной платы осуществляется в трехдневный срок (учитывая день получения денежных средств из банка), после чего кассир “закрывает” платежную ведомость, то есть напротив фамилий работников, не получивших заработную плату, он проставляет штемпелем или делает пометку от руки “Депонировано”. В конце ведомости кассир фиксирует суммы фактически выданной и неполученной заработной платы, сверяет эти цифры с общей суммой по ведомости и подтверждает предыдущие записи своей подписью. Задепонированных суммы заносят в реестр депонированных сумм и одновременно отражают их в книге учета депонентов.

После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в платежных и расчетно-платежных ведомостях, и подсчета выданных и депонированных сумм на выплаченные суммы заработной платы составляется расходный кассовый ордер, который оформляется в установленном порядке и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. На платежных и расчетно-платежных ведомостях проставляется дата и номер расходного кассового ордера, по которому произведено списание средств в кассе.

Сумма не полученной работниками заработной платы возвращаются на текущий (регистрационный) счет на следующий день после окончания срока выплаты заработной платы.

Аналитический учет депонированных сумм ведется в книге аналитического учета депонированной заработной платы, в которой открываются отдельные счета на каждого депонента.

Депонированная заработная плата выдается по расходным кассовым ордерам или депонентськими карточками.

Выплаты, по каким-либо причинам не совпадают со сроками выплаты заработной платы (это могут быть средства на отпуск, внеплановые авансы и т.п.), оформляются расходными кассовыми ордерами, в которых делается пометка “Разовый расчет по заработной плате”.

Синтетический учет расчетов по оплате труда ведется на счете 66 “Расчеты из оплаты труда”.

Аналитический учет по субсчету 661 “Расчеты по заработной плате” ведется в лицевых счетах (карточках-справках), которые открываются отдельно на каждого работника, где ежемесячно регистрируются данные о начисленной заработной плате и удержаниях по видам. На лицевой стороне лицевого счета приводятся данные о работнике: фамилия, имя, отчество, табельный номер, профессия, должность, размер оклада, год рождения, удержания из заработной платы, льготы по налогам и т.д.

На основе расчетно-платежных ведомостей составляется мемориальный ордер № 5, что является регистром синтетического учета расчетов по заработной плате при мемориально-ордерной форме учета. К мемориальному ордеру должны быть приложены все документы, на основании которых была начислена заработная плата (табель учета использования рабочего времени, приказы об увольнении и приеме на работу; больничные листки).

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую