lybs.ru
Родина - не территория, а сумма подвигов. / Дмитрий КОРЧИНСКИЙ


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА

1. Собственные средства бюджетных учреждений, их состав и назначение. Задачи учета средств специального фонда.

2. Учет специальных средств.

3. Учет сумм по поручениям.

4. Учет депозитных сумм.

5. Учет собственных поступлений.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Учет расходов на научно-исследовательские работы по договорам.

Литература

Основная: [4, 18-20, 25, 26, 27, 28, 29, 30-33, 46, 47, 48, 49, 50, 51]

Дополнительная: [53, 58, 59, 60, 61]

1. Собственные средства бюджетных учреждений, их состав и назначение. Задачи учета средств специального фонда

Бюджетные учреждения в процессе своей деятельности получают средства как из бюджета, так и из других источников.

Средства, которые бюджетные учреждения и организации получают более ассигнования, выделяемые им из государственного и/или местных бюджетов, называются внебюджетными средствами.

Понятие “внебюджетные средства” сохранилось только в Инструкции о порядке использования и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений и отчетности о них № 63. В других нормативных документах эти средства имеют название “средства специального фонда”.

Внебюджетные средства (средства специального фонда) разделяются по принципу происхождения и использования на:

· специальные средства;

· суммы по поручениям;

· депозитные средства;

· другие собственные поступления (другие внебюджетные средства).

Они используются строго по целевому назначению.

Специальные средства - это доходы бюджетных учреждений и организаций, которые они получают от предоставления платных услуг, выполнения работ, реализации продукции или другой деятельности, которая осуществляется в соответствии с утвержденными нормативно-правовых актов, и используют по целевому назначению согласно смете доходов и расходов учреждения.

Суммы по поручениям - это средства, которые бюджетные учреждения и организации получают от предприятий, организаций, физических лиц и благотворительных фондов для выполнения определенных поручений и/или использования по целевому назначению, которое определено стороной, которая предоставляет эти средства.

Депозитные суммы - это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и организаций и с наступлением соответствующих условий подлежат возврату.

Другие собственные поступления - это собственные поступления, которые не входят в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм.

Основная деятельность бюджетных учреждений и организаций - это деятельность в соответствии с потребностями общества, что осуществляется в общегосударственных интересах.

Внебюджетная деятельность бюджетных учреждений и организаций - это предоставление платных услуг, выполнения работ или осуществления другой деятельности, связанной с основной деятельностью учреждений и организаций, доходы от которой направлены на осуществление расходов, предусмотренных в смете доходов и расходов, и не имеет целью получение прибыли.

Специальный фонд сметы состоит из:

· собственных поступлений:

а) специальные средства;

б) суммы по поручениям (средства на выполнение отдельных поручений);

в) другие собственные поступления;

· субвенций, полученных из бюджета другого уровня;

· прочих доходов.

Еще существуют депозитные суммы. Депозитные суммы не считают средствами специального фонда.

Для хранения внебюджетных средств и проведения операций с ними учреждениям открываются текущие счета только в тех учреждениях уполномоченных банков, в которых им открыты бюджетные счета или счета на Едином казначейском счете соответствующего органа Государственного казначейства (за исключением дипломатических представительств Украины за рубежом, все средства которых хранятся на текущих банковских счетах страны пребывания этих учреждений).

Для учета внебюджетных средств бюджетным учреждениям, которые переводятся на казначейское обслуживание внебюджетных средств в органах Государственного казначейства на имя учреждений и организаций открываются один или несколько (но не больше четырех) специальных регистрационных счетов по всем видам внебюджетных средств. То есть при необходимости на имя бюджетного учреждения может быть открыто четыре специальных регистрационных счета:

· для учета специальных средств;

· для учета сумм по поручениям;

· для учета депозитных сумм;

· для учета других собственных поступлений.

Решение о направлении внебюджетных средств на бюджетные расходы и их возмещение принимаются распорядителем внебюджетных средств самостоятельно и оформляется приказом по учреждению. Об этом распорядитель средств обязан письменно уведомить соответствующий орган Государственного казначейства или местный финансовый орган, на территории которого он находится.

Право иметь специальные средства предоставляется при условии, если отсутствует возможность организовать на началах хозяйственного расчета и реализацию продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности, а также, если расходы, связанные с осуществлением указанной деятельности, полностью обеспечиваются получаемыми доходами.

Доходы специальных средств учреждения на отчетный год состоят из остатка средств соответствующего вида на начало года и их поступления в плановом периоде. За основу расчетов берутся показатели, которые характеризуют объемы плановых платных услуг, а также другие расчетные показатели (площадь помещений, стоимость оборудования или другого имущества, которое сдается в аренду, количество посещений музеев, выставок и т.п.) и стоимость единицы показателя, который должен устанавливаться в соответствии с действующим законодательством Украины по вопросам ценообразования. На основании указанных показателей определяется сумма доходов на плановый период в разрезе каждого источника доходов. Во время формирования плановых показателей обязательно учитываются уровень фактического поступления доходов за последний отчетный год и ожидаемый уровень за период, предшествующий плановому. Расчеты показателей производятся на основании данных бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды, с учетом изменений в налоговом законодательстве, инфляции, других факторов.

Расходование специальных средств производится в строгом соответствии их целям. Из специальных средств, не указанных в смете, расходы проводить не разрешается, кроме временного направления средств на покрытие дефицита бюджетных ассигнований.

Если фактические поступления в специальный фонд превысили запланированные поступления на соответствующий год, то необходимо изменить смету. Для этого необходимо составить справки, которые утверждают и выполняют в том же порядке, что и сметы. Утверждает справку руководитель того же учреждения, что и утверждал смету (переутверждать сам смету не нужно). О каждые внесены изменения сообщают главному распорядителю, который проводит их анализ и готовит сводки показателей этих справок. Такие операции проводить обязательно. Потому что можно быть оштрафованным за использование служебным лицом бюджетных средств в крупных размерах (крупным размером бюджетных средств в соответствии с Уголовного кодекса считается сумма, которая в 1000 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан) вопреки их целевому назначению или в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов (а также несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета) на сумму от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Поскольку средства специального фонда включают в понятие “бюджетные средства”, то все это касается и расходования специальных средств, сумм по поручениям, других собственных поступлений, субвенций.

Удельный вес внебюджетных средств в смете доходов и расходов отдельных бюджетных учреждений достаточно велика (достигает более 50 %), а поэтому большое значение имеет правильно организованный учет. Поэтому задачами учета внебюджетных средств (средств специального фонда) являются:

· контроль за полным и своевременным поступлением средств специального фонда;

· обеспечение контроля за расходованием средств специального фонда согласно утвержденных смет доходов и расходов;

· обеспечение всех уровней управления информацией о движении и использовании средств специального фонда.

2. Учет специальных средств

К специальным средствам относятся доходы от внебюджетной деятельности учреждений (оказание платных услуг), получение которых предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности:

· арендная плата;

· квартирная плата;

· доходы от домов, которые принадлежат учреждениям;

· доходы от эксплуатации транспорта учреждений;

· доходы от лекций, вечеров, концертов;

· плата за обучение на контрактной основе в учебных заведениях всех уровней аккредитации;

· входная плата в музеи и выставки;

· доходы от подсобных нехозяйственных предприятий;

· оплата за обучение учеников в кружках при школах;

· другие средства от оказания услуг, выполнения работ, выполнения другой деятельности.

Для хранения специальных средств в учреждениях уполномоченных банков открывается отдельный текущий счет для всех видов специальных средств учреждения, а в условиях казначейского облуживания внебюджетных средств - специальный регистрационный счет для учета специальных средств в органах Государственного казначейства.

Открытия специальных регистрационных счетов для хранения специальных средств осуществляется на основании следующих документов:

· заявления на открытие счета установленного образца;

· копии нормативно-правовых актов, являющихся основанием для зачисления и использования специальных средств;

· карточки с образцами подписей лиц, которым законодательно предоставлено право распоряжения счетом и подписи расчетных документов. В карточку также заносится образец оттиска печати;

· отчет о внебюджетных средствах;

· отчет об исполнении сметы по специальным средствам;

· разрешение на открытие специального регистрационного счета.

Открытие счетов для хранения специальных средств осуществляется на основании следующих документов:

· заявления на открытие счета установленного образца, которая подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером;

· копии справки о внесении в государственный реестр отчетных статистических единиц Украины, которая также удостоверяется нотариально или органом, который выдал соответствующую справку;

· копии зарегистрированного устава (положения), заверенной нотариально. Учреждение банка ставит отметку об открытии счета на том экземпляре устава (положения), на котором стоит оригинал отметки налогового органа о регистрации предприятия в налоговом органе. Этот экземпляр возвращается владельцу счета;

· копии документа, подтверждающего взятие предприятия на налоговый учет;

· карточки с образцами подписей лиц, которым законодательно предоставлено право распоряжения счетом и подписи расчетных документов. В карточку также заносится образец оттиска печати;

· копии документа о регистрации предприятия в органах Пенсионного фонда Украины.

К указанным документам прилагается справка об утвержденных объемах доходов и расходов по специальным средствам.

Справки составляются на один календарный год по установленной форме и с соблюдением следующих правил:

· каждому учреждению, независимо от количества видов специальных средств, выдается одна справка;

· в справке учреждения, обслуживаемого централизованной бухгалтерией, указываются общие суммы доходов и расходов по специальным средствам всех подчиненных ей учреждений;

· продление срока действия счетов на новый год осуществляется на основании справок об утверждении объемов специальных средств на этот год;

· учреждения, находящиеся на государственном бюджете, сообщают об открытии текущих счетов по специальным средствам соответствующий орган Государственного казначейства.

Справки об утвержденных объемах специальных средств выдаются следующими органами:

· Министерством финансов Украины - относительно главных распорядителей средств;

· органами, которые утвердили сметы доходов и расходов по учреждениям - по распорядителей средств второго и третьего степеней, которые содержатся за счет государственного бюджета;

· местными финансовыми органами - в отношении учреждений, которые содержатся за счет местных бюджетов.

Последний срок представления справок о утверждены объемы специальных средств для продления срока действия открытого текущего счета по специальным средствам наступает не позднее, чем через месяц после установленного действующим законодательством срока для утверждения соответствующего учреждения сметы доходов и расходов.

В случае изменения направлений и сумм расходования специальных средств, утвержденных в смете, представляется новая справка.

Зачисление специальных средств на счета осуществляется путем безналичных расчетов либо путем внесения платежей наличными.

Наличная выручка за специальными средствами, поступившая в кассу учреждения, сдается на текущий счет по специальным средствам. Использование этих средств без предварительного зачисления на счет запрещается.

Операции на счетах по специальным средствам производятся в общеустановленном порядке и в пределах остатка средств на этих счетах.

Оплате расходов со специальных регистрационных счетов для учета специальных средств предшествует предварительный контроль органов Государственного казначейства на основании платежных поручений, к которым прилагаются оправдательные документы (счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные, трудовые соглашения, договоры на выполнение работ, акты выполненных работ) в пределах наличия средств по определенному коду экономической классификации расходов.

Выдача наличных средств со специальных регистрационных счетов для учета специальных средств на все нужды (заработная плата, хозяйственные расходы, командировки) осуществляется на основании поданного в орган Государственного казначейства заявки. Другие документы, подтверждающие необходимость получения наличных, не требуются.

Синтетический учет денежных средств, хранящихся на счете по специальным средствам, ведется на субсчетах 313 “Текущие счета для учета средств, полученных как плата за услуги” и 323 “Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных как плата за услуги”. По дебету записывается поступление денежных средств, по кредиту - использование денежных средств.

Операции по движению средств на текущем (регистрационном) счета по специальным средствам отражаются в мемориальном ордере № 3.

Синтетический учет доходов по специальным средствам ведется на субсчете 711 “Доходы по средствам, полученным как плата за услуги”. По кредиту записывают начисленные и полученные доходы по специальным средствам. По дебету в течение года записывают уменьшение доходов, а 31-го декабря (в конце дня) по дебету записывается общая сумма произведенных за год расходов по специальным средствам с субсчета 811 “Расходы по средствам, полученным как плата за услуги”. Сальдо кредитовое показывает сумму полученных с начала года доходов по специальным средствам. Сальдо на первое января показывает превышение доходов над расходами.

Синтетический учет расходов по специальным средствам ведется на субсчете 811 “Расходы по средствам, полученным как плата за услуги”. По дебету записывают проведенные расходы по специальным средствам. По кредиту в течение года записывают неправильные и излишне произведенные расходы, а 31-го декабря (в конце дня) по кредиту списывается общая сумма произведенных за год фактических расходов по специальным средствам и относится на субрахунокк 711 “Доходы по средствам, полученным как плата за услуги”. Сальдо дебетовое показывает сумму проведенных с начала года расходов по специальным средствам.

Для учета расчетов за обучение учеников в кружках при школах и для учета средств за содержание детей в школах-интернатах используется активный субсчет 674 “Расчеты по специальным видам платежей”.

Для учета платы за обучение в высших учебных заведениях, средств, полученных за аренду помещений, квартирной платы, средств, полученных за услуги транспорта и других платных услуг используется активный субсчет 364 “Расчеты с разными дебиторами”.

Аналитический учет доходов и расходов по специальным средствам ведется в Книге учета доходов и расходов по специальным средствам (доходов и расходов по средствам, полученным как плата за услуги).

3. Учет сумм по поручениям

Суммами по поручениям считаются средства, полученные учреждениями для выполнения определенных поручений, в частности:

· для проведения расчетов с молодыми специалистами; на выплату студентам стипендий, материальной помощи и доплат к государственным стипендиям за счет средств заказчиков; для приобретения методической литературы и учебных пособий для студентов заочной формы обучения;

· на приобретение заказанных централизованным порядком бланков документации по бухгалтерскому учету, отчетности, статистики;

· на приобретение путевок;

· средства, согласно решения Правительства поступившие на имя учреждения для выполнения определенных поручений;

· добровольные компенсации больных за предоставленные им медицинские услуги ліукувально - и санаторно-профилактическими учреждениями;

· средства, полученные на медицинское обслуживание граждан по договорам добровольного медицинского страхования;

· другие средства, которые учреждения получают от предприятий, учреждений, организаций и частных лиц для выполнения определенных поручений.

Средства, которые поступают как благотворительные и спонсорские взносы, также относятся к суммам по поручениям. Такие поступления должны иметь письменное подтверждение цели взносов (письмо, заявление или соответствующие записи спонсора на расчетных документах и т.п.).

Суммы по поручениям хранятся на отдельном текущем (регистрационном) счете, открытом на основании документов, необходимых для открытия счета, и разрешений органа Государственного казначейства, в котором учреждение обслуживается (для учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета), или финансового органа (для учреждений, содержащихся за счет местного бюджета).

Разрешение выдается на основании заявления распорядителя средств.

В разрешениях на открытие счетов “Суммы по поручениям” указываются:

· источник поступления средств;

· цели, на которые они используются;

· номера и даты решений Правительства Украины, местных органов исполнительной власти или других нормативно-правовых актов, согласно которым учреждениям предоставлено право получать средства для выполнения соответствующих поручений.

За средствами, которые поступают как благотворительные и спонсорские взносы, приводить нормативно-правовые акты не требуется.

Разрешения подписываются вышестоящим учреждением и органом, выдающим разрешение. Разрешения на открытие счетов “Суммы по поручениям” выдаются на период, необходимый для выполнения соответствующих операций на счете, и действуют в течение срока, указанного в разрешениях. Для всех видов сумм по поручениям открывается один счет. При необходимости выполнения учреждениями операций, не предусмотренных в разрешениях на открытие счета “Суммы по поручениям”, или продление срока действия того или иного вида сумм по поручениям дается дополнительное разрешение. В дополнение к разрешениям по некоторым видам сумм по поручениям с различными сроками их действия указывается срок действия каждого вида сумм.

Денежные суммы, которые зачисляются на текущие (регистрационные) счета “Суммы по поручениям”, расходуются учреждениями строго по назначению, указанному в соответствующем поручении.

Синтетический учет денежных средств, хранящихся на счете “Суммы по поручениям”, ведется на субсчетах 314 “Текущие счета для учета средств, полученных по другим источникам собственных поступлений” и 324 “Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных по другим источникам собственных поступлений”. По дебету записывается поступление денежных средств для исполнения поручений. По кредиту записывается использования средств при исполнении поручения и возврата денежных средств на суммы невыполненных поручений.

Операции по движению средств на текущем (регистрационном) счета по специальным средствам отражаются в мемориальном ордере № 3.

Синтетический учет расчетов по суммам, полученным на расходы по поручениям, ведется на субсчете 673 “Расчеты по средствам, полученным по другим источникам собственных поступлений”. По кредиту записывается возникновения расчетов с организациями, дали поручение. По дебету записывается погашения задолженности на суммы выполненных поручений и при возврате сумм, на которые поручения остались не выполнены. Сальдо кредитовое показывает непогашенную задолженность бюджетного учреждения перед другими предприятиями, учреждениями и организациями по суммам по поручениям.

Аналитический учет ведется по отдельным видам сумм по поручениям на карточках ф. 292-а или в книгах ф. 292 в разрезе учреждений, от которых получены средства.

4. Учет депозитных сумм

Депозитные суммы - это средства, поступающие в бюджетное учреждение для временного хранения (средства больных, находящихся в лечебных учреждениях; залога; средства по нерешенным судебным делам; суммы невыданной заработной платы работникам т.п.). Эти средства не разрешается использовать, они сохраняются, а позже возвращаются владельцу.

Сохранение депозитных сумм ограничивается сроками, установленными действующими актами Украины. Так, срок хранения сумм, которые принадлежат физическим и юридическим лицам, составляет три года. Суммы, подлежащие передаче бюджетным учреждениям, хранятся до 31 декабря того года, в котором они были внесены. После окончания этих сроков суммы с баланса списываются и перечисляются в доход того бюджета, за счет которого финансируется учреждение.

Депозитные суммы хранятся на отдельном счете.

Средства со счетов по депозитным суммам выдаваемых учреждениями по именным чекам или перечисляются платежными поручениями на имя тех лиц или организаций, которые их получают.

Ответственность за правильность перечисления и выдачи депозитных сумм возлагается на руководителя учреждения.

Порядок хранения и использования учреждениями депозитных сумм в иностранной валюте, находящихся как на территории Украины, так и за рубежом, устанавливается соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Украины.

Синтетический учет депозитных сумм ведется на субсчетах 315 “Текущие счета для учета депозитных сумм” и 325 “Специальные регистрационные счета для учета депозитных сумм”. По дебету записывается поступление депозитных сумм. По кредиту записывается возврат депозитных усм владельцу и перечисления этих сумм в бюджет, если заканчивается срок хранения. Сальдо дебетовое показывает наличие депозитных сумм на счете.

Операции по движению депозитных сумм отражаются в мемориальном ордере 3.

Синтетический учет расчетов по депозитным суммам ведется на субсчете 672 “Расчеты по депозитным суммам”. По кредиту записывается возникновения расчетов с владельцами депозитных сумм при их поступлении. По дебету записывается погашения задолженности по депозитным суммам при возвращении их собственнику и списания с баланса задолженности по депозитным суммам, по которым истек срок хранения. Сальдо кредитовое показывает непогашенную задолженность бюджетного учреждения перед собственником депозитных сумм.

Аналитический учет депозитных сумм ведется по каждому получателем на карточках ф. 292-а (в книге ф. 292).

5. Учет собственных поступлений

К другим собственным поступлениям относятся:

· плата за содержание детей в дошкольных учреждениях;

· плата за обучение в государственных школах эстетического воспитания детей;

· средства, получаемые за питание детей в интернатах при школах и в группах продленного дня;

· плата за проживание в общежитиях учебных заведений и заведений последипломного образования;

· средства, поступившие на счет профессионально-технического учебного заведения или остаются учебному заведению от сумм, поступивших за работы, выполненные учащимися в соответствии с законодательством;

· средства работников за питание, получаемое по месту работы;

· средства, поступающие как частичная компенсация стоимости спортивной формы, которую выдают в соответствии с действующим законодательством спортсменам, учащимся спортивных учреждений;

· отчисления от заработка или иного дохода спецконтингента за питание, вещевое имущество, коммунально-бытовые услуги и иные предоставленные им услуги;

· средства, получаемые учреждениями от реализации путіовк на туристские и спортивные базы, пансионаты, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха;

· отчисления от хозрасчетных учреждений и организаций, находящихся в ведении учреждений, если это предусмотрено действующим законодательством;

· средства, поступающие от деятельности заведений общественного питания, которые принадлежат бюджетным учреждениям и организациям;

· отчисления от стоимости строительства на содержание служб заказчика в соответствии с законодательством;

· средства, полученные на договорных началах за предоставление лечебно-профилактической помощи работникам государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и физическим лицам.

Синтетический учет собственных поступлений ведется на субсчетах 316 “Текущие счета для учета других поступлений специального фонда” и 326 “Специальные регистрационные счета для учета других поступлений специального фонда”. По дебету записывается поступление других собственных поступлений, по кредиту - перечисление.

Операции по движению других собственных поступлений отражаются в мемориальном ордере № 3.

Синтетический учет расчетов по суммам, полученных на расходы по других средств специального фонда, ведется на субсчете 674 “Расчеты по специальным видам платежей”. По кредиту записывается возникновения расчетов, по дебету - погашение этих расчетов.
Расчеты с родителями за содержание детей в дошкольных учреждениях учитываются на субсчетах № 674 “Расчеты по специальным видам платежей” и 714 “Средства родителей за предоставленные услуги”. Начисление родительской платы за содержание детей производится в Ведомости по расчету с родителями”, на основании которой составляется мемориальный ордер № 15.

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую