lybs.ru
Там потерь не бывает, где жертва - добытый в огне бастион! / Олег Ольжич


Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)


ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Понятие об отчетности бюджетных учреждений.

2. Виды отчетности.

3. Порядок составления баланса.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Состав и содержание отдельных видов отчетности.

Литература:

Основная: [4, 18-20, 38, 47, 48, 49, 50, 51, 52]

Дополнительная: [53, 54, 55, 58, 59, 60, 61]

1. Понятие об отчетности бюджетных учреждений

Составление отчетности в бюджетных учреждениях завершает полный цикл бухгалтерской обработки данных, которые накапливаются в учетных реестрах.

Особенности бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях:

· обязательность и государственное регламентуванння, что вытекает из характера утверждения бюджета. Государство через Министерство финансов строго регламентирует состав и порядок составления отчетности, сроки ее представления, рассмотрения и утверждения. Все бюджетные организации, учреждения должны придерживаться правил и сроков составления отчетности, представлять ее в установленном объеме;

· единство формы и содержания, что дает возможность статистического группирования и сведение ее показателей;

· методологическое единство показателей, которая предусматривает единые методы расчетов одинаковых отчетных показателей, их обязательное согласование с соответствующими показателями, утвержденными сметами и штатными расписаниями. Это необходимо для контроля за исполнением сметы доходов и расходов;

· достоверность отчетных показателей, которая вытекает из самой природы утверждения бюджетов всех уровней, что также необходима для успешного выполнения показателей бюджета, как по доходам, так и расходам, для своевременного реагирования на отклонения. Достоверность означает, что бухгалтерская отчетность должна давать верное и полное представление об имущественном и финансовом состоянии организации, а также результаты ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная с учетом правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования;

· простота, понятность, доступность и прозрачность отчетности, которые необходимы для широкого привлечения всех работников к управлению, активизация человеческого фактора. Простота и ясность необходимы еще и для того, чтобы не завуальовувались недостатки деятельности отдельных руководителей;

· целостность - требование, связанное с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, которые осуществляются организацией как юридическим лицом в целом;

· последовательность, что закрепляет на практике поэтапность процесса составления бухгалтерской отчетности, то есть необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса и пояснений от одного отчетного периода к другому.

Отчетность об исполнении бюджета - это метод обобщения плановых и отчетных показателей, приведенных в такую систему, которая характеризует исполнение бюджета, обязательств, утвержденных сметами за соответствующий отчетный период.

Отчетность об исполнении сметы доходов и расходов - это система показателей, которая характеризует исполнение бюджета и помогает регулированию деятельности организации и учреждения за соответствующий отчетный период времени.

2. Виды отчетности

Отчетность, которую предоставляют учреждения и организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов, можно условно поделить на такие виды:

· по составу:

а) месячная;

б) квартальная;

в) годовая;

· по объему:

а) сводная;

б) вышестоящая организация;

в) органы Государственного казначейства;

· по месту представления:

а) отчетность, которая подается Счетной палате;

б) отчетность, которая подается в органы налоговой службы;

в) отчетность, которая подается в органы статистики;

г) отчетность, которая подается в другие органы.

· в зависимости от использования средств

а) отчетность по бюджетным средствам;

б) отчетность по специальным средствам;

в) отчетность по суммам по поручениям и за другими внебюджетными средствами.

Годовые отчеты составляются за отчетный год, которым считается период с 1 января до 31 декабря включительно.

Формы отчетности заполняются в гривнях, а сводные отчеты главных распорядителей - в тысячах гривен с одним десятичным знаком. В формах бухгалтерских отчетов приводятся все предусмотренные показатели. В случаях незаполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия активов, пассивов, операций эта статья прочеркивается.

До представления годового бухгалтерского отчета на основании утвержденных руководителем учреждения предложений постоянно действующих инвентаризационных комиссий по урегулированию расхождений фактического наличия ценностей соответствующие записи должны быть внесены в реестры и счетов бухгалтерского учета. Суммы статей баланса по средствам на счетах в банках, банковским займам, данные о движении финансирование из бюджета и внебюджетных фондов должны соответствовать сведениям, указанным в выписках банков. Отражение в балансе сумм по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, которые взаимно не согласованы, не допускается.

Бухгалтерские отчеты подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения, в централизованных бухгалтериях - руководитель этого органа управления учреждения, при котором она образована, и главный бухгалтер. Кроме того, отчеты о выполнении плана по штатам и контингентам в министерствах, ведомствах, управлениях (отделах) госадминистраций подписывает руководитель финансовой службы.

В бухгалтерских отчетах не должно быть никаких подчисток и помарок. Исправление ошибок в отчетах осуществляется с соблюдением требований, установленных закнодавством.

Формы годового отчета должны быть пронумерованы, прошнурованы, сброшюрованные в отдельную папку, составлен перечень форм, включенных в годовой отчет.

Сроки представления годовых отчетов учреждениями устанавливаются организациями, к которым подаются эти отчеты.

Каждый бухгалтерский отчет учреждения до подачи его в определенные органы рассматривается и утверждается в порядке, установленном законодательством и учредительными документами организации.

Годовые бухгалтерские отчеты представляются:

· высшей учреждении;

· органа Государственного казначейства - при получении ассигнований из бюджета;

· органу Государственной статистики - при отдельных указаниях.

Сводные годовые отчеты министерств, других центральных органов исполнительной власти подаются в Управление бухгалтерского учета и отчетности Главного управления Государственного казначейства Украины руководителями бухгалтерских служб этих учреждений после проверки данных об ассигнованиях Управлением оперативно-кассового планирования расходов Главного управления Государственного казначейства Украины и проверки формы № 3 “Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам” отраслевыми управлениями Министерства финансов Украины.

Информационность годового отчета должна быть дополнена пояснительной запиской, которая является обязательным приложением к годовому отчету. Ее объем и содержание не регламентированы, хотя вряд ли целесообразно перегружать записку исчислению показателей, которые непосредственно читаются по формам отчетности. Вместе с тем, в пояснительной записке приводятся объяснения основных факторов, которые повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы учреждения, освещается ее финансовое и имущественное состояние. Кроме того, здесь находят свое отражение сведения о намерении учреждения изменить на будущий год методологию подачи отдельных хозяйственных и имущественных операций, денежных средств и расчетов, а также подачу информацию о дебиторов, имеющих наибольшую просроченную задолженность, с указанием суммы долга.

В пояснениях к отчету все учреждения приводят курс, по которому при составлении годового бухгалтерского отчета был осуществлен пересчет активов и пассивов в иностранной валюте, в денежную единицу, которая действует на территории Украины, а также объясняют причины изменений вступительного баланса на начало года.

3. Порядок составления баланса

Для руководства бюджетным учреждением нужно иметь достоверную и исчерпывающую информацию о общий объем использования, источники образования, состояние и размещение средств. Такие данные получают с помощью одного из элементов метода бухгалтерского учета - бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения - это метод отражения и группировки на определенную дату, как правило на 1-е число, средств бюджетного учреждения по видам, размещением, использованием и источникам их образования в денежной оценке.

Средства бюджетного учреждения и источники их образования в балансе показываются по статьям.

Статья баланса - это составляющая актива и пассива, которая характеризует группу экономически однородных хозяйственных средств и источников их образования.

Статьи баланса, в свою очередь, объединяются в экономически однородные группы - разделы баланса.

Актив баланса бюджетного учреждения состоит из трех разделов:

И. Необоротные активы.

II. Оборотные активы.

III. Расходы.

В пассиве баланса отражаются источники образования средств. Основным источником образования хозяйственных средств бюджетного учреждения являются ассигнования из бюджета.

Пассив баланса бюджетного учреждения состоит из трех разделов:

И. Собственный капитал.

II. Обязательства.

III. Доходы.

Структура баланса бюджетного учреждения существенно отличается от баланса хозрасчетной.

Баланс составляется на основании сверенных данных синтетического и аналитического учета на конец отчетного периода. Остатки на счетах учета на начало года должны быть тождественны соответствующим данным на конец года в балансе за предыдущий период.

Учреждения составляют единый баланс по всем средствам общего и специального фондов.
Каждое учреждение заполняет в балансе только те строки, которые относятся к ее деятельности.

Книга: Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы учета в бюджетных организациях и учреждениях - конспект лекций (УДПСУ)
2. ТЕМА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3. ТЕМА 2. СМЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ТЕМА 3. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
5. ТЕМА 4. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
6. ТЕМА 5. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕМА 7. УЧЕТ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
9. ТЕМА 8. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. ТЕМА 9. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА
11. ТЕМА 10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

На предыдущую