lybs.ru
Те грешат, которые обетов своих не выполняют. / Петр МОГИЛА


Книга: Плутарх Александр и Цезарь Перевод И. Кобова


Плутарх Александр и Цезарь Перевод И. Кобова

© Plutarch

© Й.Кобів (перевод), 1991

Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. К.: Днепр, 1991. 448 с. С.: 126-238.

Сканирование и корректура: Aerius (), 2004

Содержание

Александр

Цезарь

Примечания

АЛЕКСАНДР

1. Жизнеописания царя Александра и Цезаря, победителя Помпея, которые составляют содержание этой книги, насыщенные таким множеством событий, в предисловии нам выпадает только просить у читателя извинения, если мы не станем их перечислять все знаменитые подвиги этих личностей и не будем подробно рассматривать каждый из них в частности, а про все расскажем кратко. Мы-потому что пишем не историю, а жизнеописания, и часто незначительный поступок, слово или шутка лучше раскрывают характер человека, чем битвы с десятками тысяч убитых, командование огромными войсками и осады. Подобно тому, как живописцы, мало обращая внимания на прочие части тела, добиваются сходства благодаря точному изображению лица и выражения глаз, в которых проявляется характер человека, так и нам пусть будет позволено составлять жизнеописания, проникая в то, что составляет духовный мир человека, а другим оставим право на описания крупных событий и сражений.

2. Достоверно известно, что Александр со стороны отца выводил свой род от Карана (1), потомка Геракла, а со стороны матери Олимпиады - от Неоптолема, потомка Эака (2). Передают, что Филипп познакомился с Олимпиадой, когда его вместе с ней посвящали в Самофракійські таинства (3). Он был тогда еще юношей, а она девушкой - круглой сиротой. Влюбившись, Филипп женился на ней с согласия ее брата Арібба (4). Поэтому молодой в ночь, когда ее с молодым закрыли в свадебной комнате, приснилось, что ей в живот под грохот грома ударила молния и от этого удара вспыхнуло сильное пламя, языки которого разбежались по сторонам и погасли. Чуть позже Филиппу приснилось, что он приложил печать к животу жены, причем как ему казалось, на печати был изображен лев. Много прорицателей толковали это сновидение в том смысле, что Филипп должен пристально следить за поведением своей жены, но Арістандр из Тельмесса (5) заявил, что Олимпиада беременна, ибо ничего пустого не запечатывают, а плодом является парень, который будет отмечаться отважной, львиной натуре. А однажды якобы видели, что возле спящей Олимпиады лежал, растянувшись, змей. Этот случай, говорят, очень ослабил любовь и привязанность Филиппа к жене, вследствие чего он редко проводил с ней ночи. Возможно, он боялся каких-то чар со стороны жены, возможно, боялся яда, не желал сближения с женой, как с такой, которая имеет сношения с высшим существом. Но существует еще об этом другой рассказ. Женщины этой страны издавна участвуют в орфических таинствах и в оргиях в честь бога Диониса под названием клодонок и мімаллонок (6), причем их поведение напоминает поведение едонянок (7) или фракіянок, которые населяют подножия Гемосу (8) и от которых, видимо, пошло слово «фрескеуейн» (9), что означает разгульные, истошные священнодействия. Сама же Олимпиада старалась больше других дойти до беспамятства и неистовствовала не хуже от варварок; на праздничные процессии она брала с собой больших прирученных змей, которые часто, выползая из-под плюща или из священных корзин и окутывая опилок (10) и венки женщин, наводили ужас на мужчин.

3. После этого сновидения Филипп отправил в Дельфы Херона из Мегалополя, который якобы привез ему в ответ приказ Аполлона приносить жертвы Аммону (11) и чтить этого бога. Говорят также, что Филипп потерял именно тот глаз, которым он через щель в двери подглядывал, как с его женой спал бог в облике змея (12). А Олимпиада, как рассказывает Эратосфен (13), провожая Александра в поход, ему одному открыла тайну его прихода в мир и приказала ему быть достойным своего рождения. Другие писатели, наоборот, утверждают, что Олимпиада отрицала эти слухи и говорила: «Когда же наконец Александр перестанет оговаривать меня перед Герой?»

Родился Александр в начале месяца гекатомбеона (14), который в Македонии имеет название лой, а точнее шестого дня этого месяца, в тот самый день, когда сгорел храм Артемиды Эфесской (15). По этому поводу Гегесій из Магнесии (16) сострил, который своим холодом мог бы погасить ту знаменитую пожар. «Нет ничего удивительного,- сказал он,- что храм этот должен был сгореть, раз Артемида была занята, как повитуха при родах Александра». А все маги, которые в то время находились в Эфесе, в один голос признали несчастье, которое постигло храм, предвістям другого горя. Они бегали по городу, били себя по лицу и кричали, что этот день родил великое бедствие и погибель для Азии. До Филиппа, который именно тогда захватил Потидеи (17), подоспели три сообщения; первое, что Парменион в большой битве победил иллирийцев (18), второе, что его скаковая лошадь одержал победу на Олимпийских играх, и третье - о рождении Александра. От всего этого он, понятное дело, преисполнился великой радости. Прорицатели еще и усилили ее, заявляя, что его сын, рождение которого совпало с тремя победами, будет непобедим.

4. Внешний вид Александра достоверно передают статуи, выполненные Лісіппом (19). Это был единственный скульптор,; которого царь считал достойным творить его изображение. Этот художник сумел точно воспроизвести то, что впоследствии подражало, многие из преемников и друзей Александра - легкий наклон шеи влево и кротость взгляда. Апеллес (20), рисуя Александра в образе громовержца, не сумел передать цвета его кожи, потому предоставил ей более темного оттенка, смуглявішого, чем она была на самом деле. Как сообщают, Александр имел ясную кожу, которая переходила, особенно на груди и лице, в розовую. Кожа Александра очень приятно пахла, и с его уст и всего тела исходили такие ароматы, что даже его одежда был ими пропитан,- такое я вычитал в «Воспоминаниях» Арістоксена (21). Причиной этого был состав его тела, которое имело в себе много тепла и огня, ибо, по мнению Теофраста (22), приятный запах возникает вследствие испарения влаги под воздействием тепла. Вот почему больше всего благовоний, к тому же приятных приходится на сухие и жаркие страны, потому что солнце вытягивает с поверхности тела влагу, которая вызывает загнивание. Этой теплотой тела, наверное, объясняется склонность Александра к пьянства и гнева.

Еще мальчиком Александр проявил большую сдержанность: хоть и имел он зажигательную и непогамовну нрав, но был равнодушен к телесным утехам и предавался им весьма умеренно. Честолюбністю Александра объясняется то, что мыслил он не на свой возраст чинно и благородно. Не гонялся он за любой славой и не искал ее где попало, в отличие от Филиппа, который, словно софист, кичился своим талантом красноречия и на монетах увековечивал победы своих колесниц на гонках в Олимпии. Тем-то Александр, когда друзья спросили его, не хочет ли он принять участие в соревнованиях по бегу на Олимпийских играх (а бегал он быстро), ответил: «Да, если только моими соперниками будут цари». Вообще, Александр не любил атлетов. И хотя он нередко устраивал состязания трагических поэтов, флейтистов, кифареда и рапсодів, а еще чаще разного рода охота и бои на палках, однако не проявлял ніякогісінького интерес к кулачных боев.

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли персидские послы, принимал их и угощал Александр. Находясь в их обществе, он привлек их к себе своей приветливостью, так и тем, что не задавал им детских или бессодержательных вопросов, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе, его отношение к врагам, о вооруженные силы и могущество Персии. Послы удивлялись его рассудительности и пришли к выводу, что прославленная доблесть Филиппа - это ничто в сравнении с пламенным духом и жаждой великих подвигов этого юношу. И действительно, каждый раз, когда приходило сообщение о том, что Филипп завоевал какой-то известный город или одержал крупную победу, Александр слушал это без радости, а перед своими ровесниками даже сетовал: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что не оставит мне с вами никакой возможности осуществить большой и блестящий подвиг». Он мечтал не о радости и богатстве, а о доблести и славе и считал, что чем больше получит от отца в наследство, тем меньше останется сделать ему самому. Убежден, что с ростом могущества македонской становится все меньше для него возможностей проявить себя великими деяниями, он хотел унаследовать царство, исполненное не богатства, роскоши и удовольствия, а битв, войн и борьбы за славу.

Образованием Александра занималось много воспитателей, наставников и учителей, во главе которых стоял родственник Олимпиады Леонид, человек строгих нравов. Сам Леонид не чурался названия воспитателя, считая это звание прекрасным и почетным. Но другие из уважения к нему и с внимания на его родственные связи с царским домом называли его руководителем и наставником Александра. В конце концов, роль и звание воспитателя присваивал себе и Лисимах из Акарнании(23), человек не очень образованный, но из-за того, что он сам себя называл Фениксом, Александра - Ахиллом, а Филиппа - Пелеем, его высоко ценили, и среди воспитателей он занимал второе место.

6. Однажды какой-то фессалієць Філонік привел Филиппу коня Букефала (24), чтобы продать его за тринадцать талантов (25). Вышли на открытое поле, чтобы испытать коня, но он оказался неукротимым и вообще непригодным для езды. Он не позволял никому сесть на себя верхом, не слушал голоса никого из свиты Филиппа и перед всеми становился дыбом. Разгневанный Филипп велел забрать Букефала как коня дикого и необъезженного. Тогда присутствующий там Александр заорал: «Какого замечательного коня теряют эти люди, которые за свою беспомощность и трусость не могут его обуздать!» На это Филипп сперва молчал, и когда Александр еще несколько раз повторил то же самое и дальше выражал свое недовольство, говоря: «Ты ставишь в укор старшим, вроде больше разбираешься в верховой езде и лучше умеешь обращаться с конем».- «С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой»,- ответил Александр. «А если не дашь совета, то какую кару ты согласен принять за свою самоуверенность?» - спросил Филипп. «Клянусь Зевсом,- сказал Александр,- я заплачу цену коня». Все заливались смехом, потом отец с сыном побились об заклад на деньги, равные цене коня. Александр мигом подбежал к коню, схватил его за уздечку и повернул мордой к солнцу. Он, очевидно, заметил, что конь полошився, видя перед собой свою собственную тень, которая ложилась на землю и качалась. Некоторое время Александр бежал рядом с конем и гладил его рукой, а когда увидел, что тот перестал бояться и дышит полной грудью, спокойно скинул с себя плащ, вскочил на коня и уверенно сел. Сначала слегка натянул повод и без ударов и крика сдерживал еще минутку на месте. Заметив, что конь успокоился и рвется бежать, Александр отпустил вожжи и помчался вперед, поощряя его голосом и ударами ног. Филипп и его свита сначала молчали, охваченные тревогой, и когда юноша умело повернул коня и подъехал на нем к ним, гордый и счастливый, все приветствовали его радостными возгласами, а Филипп, говорят, расплакался от радости. Когда Александр спрыгнул с коня, отец поцеловал его в голову и сказал: «Сын мой, ищи царства более подходящего тебе, Македония для тебя слишком мала».

7. Присматриваясь к упорной и неподдающейся на любое насилие нрава сына, Филипп заметил, что с ним легче договориться с помощью умного слова, чем прибегать к принуждению, поэтому сам старался больше убеждать его, чем приказывать ему. Филипп не желал доверять обучение и надзор за сыном самым только учителям музыки и других предметов общего образования, считая, что это дело очень сложное и, как говорит Софокл:

Руль нужно здесь и уздечка не одна (26).

Тем-то царь пригласил к себе знаменитого и найвченішого греческих философов - Аристотеля (27), а за обучение вознаградил его способ самый лучший и достойный величия этого ученого. Филипп отстроил родной город Аристотеля Стагіру ав, которое когда-то сам разрушил, и вернул туда жителей, которые бежали оттуда или находились в рабстве. Для занятий и бесед Филипп назначил Аристотелю и Александру рощу около Мгези (29), посвященный нимфам, где и до сих пор показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель, и тенистые места для прогулок. Александр, очевидно, изучал у него не только науку о морали и государство, но и познакомился с менее доступными и более глубокими основами знания, которые философы называли «устными» и «спрятанными» зд и не разглашали их. Отправившись с войском в Азию, Александр узнал, что Аристотель некоторые отрасли науки опубликовал в книгах, и тогда написал ему письмо, смело выступая в защиту философии. Смысл письма такой: «Александр Аристотелю шлет привет! Ты поступил неправильно, опубликовав несколько из наук, предназначенных только для устного преподавания. Чем тогда мы будем отличаться от остальных людей, если те самые науки, на которых мы воспитывались, станут доступными всем без разницы? Я хотел бы превосходить других не столько властью и могуществом, сколько знанием того, что в жизни лучше всего. Будь здоров!» Успокаивая оскорбленное честолюбие Александра, Аристотель оправдывает себя, что эти науки и изданы, и не изданы. И в самом деле, его метафизические исследования были с самого начала предназначены исключительно для ученых и совсем не годятся ни для преподавания, ни для самостоятельного изучения.

8. Мне кажется, что и любовь к медицине привил Александру не кто иной, как Аристотель(31). Потому Александр интересовался не только теорией этой науки, а даже, как можно заключать из его писем, помогал больным друзьям, назначал им различные способы лечения и питания. Кроме того, он от природы любил литературу и много читал. Он считал и говорил, что чтение «Илиады» - это средство воспитания в себе воинской доблести. Экземпляр издания, исправленного Аристотелем и известный под названием «Илиада в ящике» (32)гАлександр, по словам Онесікріта (33), всегда имел при себе и клал вместе с кинжалом под подушку. Поскольку в глубине Азии он не имел под рукой никаких книг, то велел Гарпалу (34) прислать их ему. Тогда тот послал ему произведения Філіста (35), немало трагедий Еврипида, Софокла и Эсхила, а также дифирамбы Телеста и Філоксена . Александр сначала восхищался Аристотелем и даже любил его не меньше, чем своего отца, потому, как сам говорил, в одном он обязан своей жизнью, а втором - ощущением красоты жизни. Позже, однако, царь относился к философу с недоверием, правда, не настолько, чтобы ему вредить, но нехватка того теплого чувства, которым полны были начальные взаимоотношения Александра с учителем, был явным доказательством отчуждения, что возникло потом между ними. Однако врожденный и привитый ему с ранних лет пыл и тяга к философии не погасли в душе Александра. На это указывают уважение, которое он чувствовал к Анаксарха (37), пятьдесят талантов, высланных Ксенократу (38), а также почести, обнаружены Дандаміду и Калану (39).

9. Когда Филипп отправлялся в поход против византийцев, Александрове исполнилось всего шестнадцать лет. Несмотря на это, отец оставил его правителем Македонии и передал ему руководство государственными делами и печать. Тогда Александр покорил медов (40), которые восстали против македонян, захватил их город и, выгнав оттуда его обитателей и заселив переселенцами из разных городов, назвал Александрополем. Принимал он участие и в битве при Херонее (41) против греков и первый, как говорят, напал на священный отряд фиванцев. Еще и до сих пор показывают старый дуб у реки Кефиса (42), называемый дубом Александра, под которым тогда стоял его шатер. Неподалеку находятся могилы погибших македонян. За все это Филипп, разумеется, очень любил сына и даже радовался, когда македоняне называли Александра своим царем, а Филиппа полководцем.

Но размолвки в царской семье, вызванные бракосочетаниями и любовными похождениями Филиппа, лихорадили не только женскую часть его дома, а и само государство; это приводило к многочисленным жалобам и острых распрей, которые усиливались крутым нравом Олимпиады, женщины ревнивой и склонной к гневу. Она-потому что не смолкая подстрекала сына против отца. Самое яркое проявление нашли эти семейные недоразумения по вине Аттала (43) на свадьбе Клеопатры (44). С этой молодой девушкой Филипп задумал жениться, влюбившись в нее, несмотря на свой немолодой уже возраст. Итак Аттал, дядя Клеопатры, навеселе во время пира призвал македонян просить богов, чтобы от брака Филиппа с Клеопатрой родился законный наследник престола. Скипівши гневом, Александр закричал: «А я что, проклятый негодяй, по-твоему, незаконнорожденный?» - и швырнул в Аттала чару. Тогда Филипп бросился на сына с обнаженным мечом, но на счастье обоих царь от опьянения и гнева споткнулся и упал. Александр, издеваясь над отца, сказал: «Вот вам, люди добрые, человек, который хотел переправиться с войском из Европы в Азию, распластался на полу, переправляясь от кровати до кровати». После этой пьяной ссоры Александр забрал Олимпиаду и завез ее в Эпир (45), а сам жил в Иллирии (46). В это время к Филиппу приехал корінфянин Демарат, друг дома, который пользовался правом говорить правду царю. После первых приветствий и выражений приязненных чувств Филипп спросил его, дружно живут между собой греки. «Как раз тебе, Филиппе, менее всего подобает беспокоиться о Греции, тебе, что в собственный дом внес столько раздора и беды». Эти слова заставили Филиппа опомниться, он послал за Александра и за посредничеством Демарата уговорил его вернуться домой.

10. Піксодар, сатрап Карии (47), пытаясь заключить военный союз с Филиппом, задумал породниться с ним. С этой целью он хотел выдать свою старшую дочь замуж за Філіппового сына Арридея (48) и послал по этому делу в Македонию Арістокріта. Тогда снова появились сплетни; друзья и мать возводили перед Александром клевету на отца, мол, Филипп с помощью блестящего бракосочетания и огромного богатства надумал обеспечить Аррідею престол. Обеспокоенный этим, Александр выслал в Карию трагического актера Фессала с поручением убедить Піксодара, чтобы он отказал незаконнорожденному и недоумкуватому Аррідею, а вместо него породнився с Александром. Этот замысел понравился Піксодару куда больше, чем предыдущий. Узнав об этом, Филипп вошел в комнату Александра вместе с одним из его любимых друзей - Філотом, сыном Пармениона. Набросившись на сына с грубой бранью, царь порицал его, называл человеком без чести, недостойным своего высокого положения, если ему по душе стать зятем карійця, варвара, слуги персидского царя. Корінфянам Филипп написал, чтобы они прислали ему Фессала, закованного в кандалы, а из других друзей Александра он изгнал из Македонии Гарпала, Неарха , а также Ерігія и Птолемея. Затем Александр возвратил их и не жалел им всяческих почестей.

Павсаний (50), крайне обиженный по вине Аттала и Клеопатры, не добившись справедливости у Филиппа, убил его. В этом убийстве больше всего обвиняли Олимпиаду, мол, она подстрекала и даже поощряла разъяренного юношу. Но Александра не обошло стороной обвинения. Говорят, что, когда Павсаний после нанесенного ему оскорбления случайно встретил Александра и сетовал на злую судьбу, тот ответил ему строкой из «Медеи»:

Мсти всем: вітцю, и дочери, и зятю(51).

Однако он не только приказал разыскать участников заговора и наказать их, а и возмущался тем, что Олимпиада в его отсутствие жестоко расправилась с Клеопатрой.

11. Итак, на двадцатом году жизни(52) Александр принял царскую власть, над которой через сильную зависть и страшную ненависть соседей нависла смертельная опасность. Дело в том, что после смерти Филиппа соседние варварские племена не хотели впредь терпеть неволю, а пытались восстановить власть своих собственных царей. Что же до Греции, то Филипп, покорив ее силой оружия, не было времени полностью ее захомутать и приучить к новому положению вещей. Он только ввел там всякие изменения и тем самым вызвал большое смятение, в результате чего покинул страну в полном расстройстве, готовую к бунту, потому что люди . еще не успели привыкнуть к новым порядкам. Македоняне боялись этой удобной для их врагов случаю сбросить македонское иго и считали, что Александр должен отказаться от Греции и не применять к ней силы, а негреческие племена, которые взбунтовались против македонян, надо привести к покорности кроткими средствами и стараться подавлять попытки мятежа в зародыше. Сам Александр был противоположного мнения, готов заверить государству безопасность и нерушимость границ решительностью и смелостью действий, считая, что достаточно врагам в чем уступить, как они все вместе бросятся на него. Тем-то волнения среди варварских племен и войнам, которые угрожали оттуда, он положил конец, быстро продвинувшись вплоть до Истра (53). Здесь в большом сражении он разгромил царя трібаллів Сірма (54). Узнав, что фи-ванці восстали и заключили союз с афинянами, Александр немедленно отправился туда, поведя войско через Термопилы, причем сказал, что Демосфен (55) назвал его мальчиком, когда он воевал с иллирийцами и трібаллами, но в Фессалии он уже стал юношей, а теперь хочет под стенами Афин показать себя зрелым мужчиной. Подойдя к Фивам, Александр дал жителям города возможность раскаяться в том, что они совершили, и требовал только выдать Феніка и Протіта (56), кроме того, он обещал полную безопасность тем, кто перейдет на его сторону. Фіван-эти, в свою очередь, потребовали от него выдачи филота и Антипатра и призвали всех, кому дорога свобода Греции, вместе с ними стать к борьбе. Тогда Александр приказал македонскому войску начать бой. Фиванцы мужественно и отчаянно свыше свои скромные силы сражались с врагом, который во много раз был многочисленнее от них. Когда же македонский гарнизон, которая находилась в Кадмеи, вышла из замка и напала на них сзади, фиванцы были окружены и почти все погибли на поле боя. Македоняне захватили город, разграбили и дотла разрушили его. Александр рассчитывал, что греки, ошеломленные таким несчастьем, из страха поведут в будущем себя спокойно. Кроме того, он говорил в свое оправдание, что сделал это по требованию своих союзников, потому фокейці и платейці (58) выступали с жалобами на фиванцев. Помиловал ресниц только жрецов, граждан, связанных с македонянами узами гостеприимства (59), потомков Пиндара (60), а также тех, кто голосовал против восстания, всех остальных продано в рабство, и было их более тридцати тысяч. Убитых было более шести тысяч. 12. В разгар несчастий и ужасов, свалившихся на город, ватага фракийцев ворвалась в дом Тімоклеї, женщины почитаемой и чеснотливої. Пока фракийцы грабили ее имущество, их предводитель изнасиловал женщину, а потом спросил ее, не имеет ли она скрытого где-золота и серебра. Тімоклея ответила утвердительно и повела его в сад, где был колодец. Она сказала, что положила сюда свои драгоценности, когда в город ворвались войска Александра. Фракиец наклонился и взглянул вниз. Тімоклея, которая стояла сзади, толкнула его в колодец и убила, бросая туда камень за камнем. Фракийцы связали его и привели к Александра. По ее осанке и походке сразу было видно, что это женщина знатная и большой души - так бесстрашно и спокойно она шла за фракийцами, что вели ее. Когда царь спросил ее, кто она такая, Тімоклея ответила, что она сестра полководца Феагена (61), того, который сражался против Филиппа за свободу Греции и погиб под Херонеєю как полководец. Пораженный ее ответом и поступком, Александр приказал отпустить ее вместе с детьми.

13. С афинянами Александр заключил мир, хоть они чрезмерно сочувствовали несчастной судьбы Фив, ибо, справляя таинства (62), прервали в знак траура праздник и оказывали всестороннюю помощь беглецам из Фив, которые искали убежища в Афинах. А он повел себя так либо потому, что удовлетворил свой гнев, словно лев кровью свою жажду, или потому, что хотел противопоставить страшной и бесчеловечной действия мести какой-то человечный поступок; так или иначе, он не только простил афинянам все их вины, но и приказал им внимательно следить за положением в стране. По его замыслу, Афины имели править Грецией на случай, если бы с ним случилось какое-то несчастье. Говорят, в конце концов, что потом он чувствовал сожаление по поводу расправы над фиванцами и обращался со многими из них добро. Вообще, как убийство Кліта (63), совершенное им в состоянии опьянения, так и трусость македонян во время похода против индейцев, которое не дало ему возможности довести поход до конца и приуменьшило его славу, он приписывал гневу и мстительности Диониса (64). Никто из фиванцев, оставшихся в живых и приходили к нему что-то просить, не получил отказа. Столько о Фивы.

14. Греки, собравшись на совещание на Истме (65) и приняв идти войной вместе с Александром, на персов, выбрали его своим вождем. Тогда к нему приходило много государственных деятелей и философов с поздравлениями. Александр надеялся, что так же сделает и Диоген из Синопы (66), который в это время проживал у Коринфа. Но Диоген, нисколько не обращая внимания на Александра, не двигался с Кранія (67). Поэтому царь сам отправился к нему. Диоген лежал и грелся на солнце. При приближении стольких людей философ слегка привстал и посмотрел на Александра. Царь поздоровался с Диогену и спросил, не имеет ли он к нему какой-либо просьбе. На это мудрец ответил: «Отойди чуть в сторону, не заслоняй мне солнца». Этот ответ, говорят, произвела на Александра глубокое впечатление. Он был поражен гордостью и величием духа этого человека, который его так пренебрег. Отходя, Александр сказал своим спутникам, что смеялись и насмехались над философа: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». Желая получить оракул бога Аполлона относительно своего похода, Александр прибыл в Дельфы. Как-то так получилось, что тогда выпали «несчастные» дни, в которые было запрещено давать предсказания. Сначала Александр послал по пророчицю, чтобы она явилась к нему. Поскольку она отказывалась прийти, ссылаясь на закон, Александр пошел по ней сам и силой доставил ее в храм. Тогда жрица, подчиняясь настойчивости царя, воскликнула: «Ты непобедим, сын мой!» Услышав такое, Александр сказал, что ему более не нужны предсказания, потому что уже получил желаемый оракул.

Когда Александр отправился в поход, божество послало ему немало призвісток, среди которых была такая странная: в местности Лібетра статуя Орфея (69), выполнена из кипарисового дерева, покрылась в те дни густым потом. Все боялись этого знамения, но Арістандр(70) успокаивал их, заявляя, что Александр совершит блестящие и достойные воспевания подвиги, за которые придется поэтам и музыкантам изрядно попотеть и потрудиться.

15. Количество войска Александра составляла, согласно данным тех, что подают наименьшее число, тридцать тысяч пехотинцев и четыре тысячи всадников, а по данным тех, что подают самое высокое число, составляла сорок три тысячи пехотинцев и пять тысяч всадников. На содержание своего войска Александр имел, как сообщает Аристобул (71), не более семидесяти талантов, а по сообщению Дуріда (72), еды у него было только на тринадцать дней, к тому же, по утверждению Онесікріта, он задолжал двести талантов. Несмотря на то, что Александр выбрался в поход скромными средствами, он не взошел на корабль, пока не рассмотрел имущественные дела своих друзей: кому подарил земельный имение, кому - село, кому - прибыли с какого-нибудь поселения или гавани. Когда таким образом все царское имущество было распределено и роздано, Пердикка (73) спросил Александра: «А что ты, царь, оставляешь себе?» - «Надежду»,- ответил на это Александр. «В таком случае,- сказал Пердикка,- позволь и нам, кто отправляется с тобой, пристать к ней». И когда Пердикка отказался от подаренного ему имущества, его примеру сделали то же самое некоторые из друзей Александра. А тем, кто просил и принимал его добродетельности, он давал очень радушно и таким образом пораздавал почти все, что ему принадлежало в Македонии.

С такой решимостью и с таким настроением Александр переправился через Геллеспонт и остановился возле Илиона (74). Здесь он принес жертвы Афине и устроил возлияния в честь погибших героев. Возле надгробного памятника Ахилла он, согласно обычаю, помазал тело маслом и нагой состязался с друзьями в беге, затем возложил венок на могилу и назвал Ахилла счастливым, потому что при жизни он имел преданного друга, а после смерти великого певца своей славы (75). Когда царь ходил по Іліону и осматривал его знаменитые достопримечательности, кто-то спросил его, не хочет ли он увидеть лиру Александра (76). Царь ответил, что она его не интересует, но он ищет лиру Ахилла, под звуки которой тот воспевал славу и подвиги богатырей.

16. Тем временем полководцы Дария (77) собрали большое войско и построили его у переправы через реку Граник (78). Здесь, как будто перед воротами Азии, пришлось бороться за право входа в нее и начало похода. Большинство в войске Александра боялась как глубины реки, так и крутого берега на противоположной стороне, на который надо было взбираться и одновременно драться. А еще кое-кто доказывал, что следует остерегаться месяца десія (79), который считался неблагоприятным, потому что в этом месяце македонские цари имели привычку не отправляться в военные походы. Однако Александр устранил это препятствие, приказав называть этот месяц вторым артемісієм. Парменион (80) не советовал рисковать с внимания на позднюю пору дня, но Александр ответил, что ему будет стыдно перед Геллеспонтом, если после переправы через морской пролив он побоится Граника. И сам первым бросился в реку с тринадцатью отделами конницы. Он вел войско на вражеские стрелы и копья, на отвесные скалы, доверху заполненные пехотой и конницей врага, через бурную реку, которая несла и топила лошадей и людей. Казалось, что войско ведет скорее кто-то безумен, чем человек со здравым смыслом. Несмотря ни на что, Александр упорно продолжал переправу и ценой невероятных усилий достиг противоположного берега, мокрый и грязный, потому что дно реки было глинясте. Здесь он сразу вынужден был вступить в беспорядочный бой, воины в одиночку шли в рукопашную с наступающим врагом, пока наконец Александру удалось выстроить войско в сякой-такой строй. Враг с криком наступал, направляя конница против конницы, всадники сражались копьями, а когда копья сломались, пустили в ход мечи. Целая толпа персов двинулась на Александра. Он отличался щитом и шлемом с султаном: с обеих сторон султана было по перу удивительной белья и величины. Брошенный в царя копье, поразил его в крепления панциря, но не ранил. На Александра напали одновременно персидские полководцы Ресак и Спітрідат. От одного удара царь успел увернуться, а в Ресака метнул копье, но копье от удара в панцирь сломался, и Александр взялся за меч. Когда между ними начался бой, Спітрідат повернул коня чуть в сторону и ударил царя персидской саблей. При этом он сбил ему султан вместе с одним пером. Шлем едва выдержал удар, острие коснулось даже волосы Александра. Спітрідат замахнулся еще раз, но его опередил Клит, по прозвищу Черный, который проткнул перса насквозь копьем. Одновременно погиб и Ресак, пораженный мечом Александра.

Пока конница вела неравный бой, через реку переправилась македонская фаланга и столкнулась с персидскими пехотинцами. Те оказали слабое и непродолжительное сопротивление и вскоре бросились наутек, за исключением греческих наемников. Последние сомкнутыми рядами стояли у подножия какого-то холма и хотели сдаться Александру при условии, что он дарит им жизнь. Однако Александр, руководствуясь скорее гневом, чем разумом, первым напал на них и при этом потерял коня, которому пробили сторону (это был не Букефал, а другой конь). Именно в этой битве погибла или была ранена большинство македонян,, потому что им пришлось биться с закаленными в бою и доведенными до отчаяния воинами. Говорят, что персы потеряли там убитыми двадцать тысяч пехотинцев и две с половиной тысячи кавалеристов. По утверждению Арістобула, потери Александра составляли всего тридцать четыре человека, в том числе девять пехотинцев (81). Александр велел поставить бронзовые статуи погибших, а выполнил их Лісіпп (82). Желая показать победу как общую для македонян и греков, Александр выбрал отдельно и послал афинянам триста захваченных у врага щитов, а на остальное добычи приказал поместить такой честолюбивый надпись: «Александр, сын Филиппа, и эллины, кроме лакедемонян, получили у варваров, населяющих Азию». Бокалы, пурпурные ткани и другие вещи подобного рода, захваченные у персов, почти все он отправил матери.

17. Эта битва сразу изменила положение на пользу Александра. Он занял Сарды (83), сопротивления персидского господства на море, другие же города сдались ему добровольно. Только Галикарнас и Милет (84) оказали ему сильное сопротивление, но и ими он завладел и покорил окрестные земли. Теперь он колебался, что ему делать дальше: то хотел идти против Дария и решить все в одном бою, то склонялся к мысли, что сначала следует воспользоваться богатствами приморских стран и только тогда, укрепившись, двинуться против царя.

В Ликии вблизи города Ксанта (85) есть источник, который, говорят, в то время само собой начало бить, сильнее, разлилось и выбросило со дна бронзовую плиту с древним надписью. А он извещал, что персидскому государству придет конец, и уничтожат ее греки. Ободренный этим пророчеством, Александр постановил чем скорее очистить от врага морское побережье вплоть по Киликию и Финикию. Скорее продвижение македонян через Памфилию (86) дало многим историкам красочный материал для неправдоподобных выдумок и рассказов о чудесных событиях. Да, они болтают, будто море по божественному повелению отступило перед Александром, хотя конечно оно с ревом гнал свои волны на берег, лишь изредка відслонюючи небольшие утесы, которые выступали из воды под отвесным, изрезанным ущельями горным хребтом. Бесспорно, именно этот невероятный рассказ имел в виду Менандр, когда в одной из своих комедий говорил такое:

Как это на Александра похоже: когда кого-то

Найти я хочу, он немедленно находится, если

Мне нужно море перейти, дорогу даст мне оно (87).

Сам Александр, однако, в своих письмах и словом не обмолвился о каких чудеса такого рода. Пишет только, что продвигался вдоль горы называемой Лестницей (88) и прошел ее счастливо, отправившись с Фаселіди (89). В этом городе он провел несколько дней и увидел там статую Теодекта (90), которую ему поставили на рыночной площади, потому что он был родом из Фаселіди. После обеда Александр, уже навеселе, в сопровождении веселого группы направился к статуе и положил у ее подножия кучу венков. Таким образом среди веселья он отдал честь мужу, с которым познакомился благодаря Аристотелю и занятиям философией.

18. Дальше он покорил населения Пісідії (91), которое оказывало ему сопротивление, и занял Фригию(92) по городу Гордеем, который, говорят, был столицей легендарного царя Мидаса. Александр увидел знаменитую колесницу с узлом из коры терна и услышал предание, которому фригийцы верили, а говорилось в нем о том, кто этот узел развяжет, тот станет властелином мира. Большинство писателей рассказывает, что концы узла были скрыты, а сам узел настолько запутан, что Александр, который никак не мог его развязать, разрубил его мечом. Тогда из разрезанного узла показалось много концов сплетений. Аристобул, наоборот, рассказывает, что царь очень легко развязал узел благодаря тому, что вынул из дышла стержень, которым был прикреплен ремень и таким образом потом снял и именно иго.

Затем Александр подчинил себе Каппадокию и Пафлагонію (93). Когда до него дошла молва о смерти Мемнона, который, возглавляя персидский флот, хвастался тем, что сможет больше других персидских полководцев нанести Александру хлопот и впектися ему, Александр еще сильнее утвердился в своем намерении двинуться с войском в глубь Азии.

В это время Дарий вышел из Суз (94) навстречу Александру, возлагая надежды на численное превосходство своего войска (вел он шестьсот тысяч воинов). К тому же его подбадривало сновидения, которое маги истолковали в его пользу, более желая угодить ему, чем раскрыть его истинное значение. Снилось ему, что македонская фаланга вся охвачена пламенем, а Александр служит ему, причем Александр в одежде, которую когда-то он, Дарий, носил, еще будучи царским гонцом, затем Александр вошел в храм Бела (95) и исчез бесследно. Божество, вероятно, с помощью этого сновидения предвещало, что македоняне вславляться блестящими подвигами и что Александр завладеет Азией, подобно тому, как в свое время ею завладел Дарий, который с гонца стал царем, но македонянин вскоре в славе закончит жизнь.

19. Дарий набрался еще большей уверенности, когда долгое пребывание Александра в Киликии воспринял как признак его трусости. На самом же деле, причиной задержки была болезнь Александра, вызванная, по мнению одних, истощением, по мнению других - простудой после купания в холодной воде реки Кціна (96). Никто из врачей не решался помочь ему, считая его здоровье безнадежным. Врачи боялись, что если им не удастся вылечить Александра, то они навлекут на себя со стороны македонян обвинения в злонамеренном вредительстве. Только Филипп, акарнанець (97), хотя видел опасное состояние здоровья больного, но верил в дружбу, которая объединяла его с Александром, да и совесть не позволяло ему не разделить опасность с Александром и побудило прибегнуть к крайней попытки спасения, пусть и подвергая опасности себя самого. Он приготовил лекарство и уговорил царя поверить в их действие и выпить, когда хочет поскорее выздороветь и вести войну дальше. В это же время Парменион отправил из лагеря письмо царю, в котором советовал остерегаться Филиппа, мол, Дарий подкупил его большими подарками и обещанием вступить в брак с его дочерью, если тот избавит Александра жизнь. Александр прочитал письмо и, не показывая его никому, спрятал под подушку. В назначенный час появился Филипп в сопровождении друзей царя, неся лекарства в чаре. Александр подал ему письмо, а сам доверчиво и охотно взял у него лекарства. Это было огромное напряжение, драматическое зрелище, когда Филипп читал письмо, а Александр пил лекарство. Потом оба разом взглянули друг на друга, но с разным чувством: на погідному и улыбающемся лице Александра можно было прочитать доброжелательность и доверие к Филиппу, а тот, возмущенный безосновательной клеветой, то призывал богов в свидетели своей невиновности и возносил руки к небу, то бросался к кровати Александра, умоляя быть доброй мысли и иметь к нему полное доверие. Потому что лекарства сначала сильно подействовали на больного и, так сказать, загнали вглубь его жизненные силы, так что Александр потерял язык, потерял сознание и подавал лишь слабые признаки жизни. Скоро, однако, благодаря Филиппу он пришел в себя и, подкрепившись, показался македонянам. А они все время были подавлены, пока увидели своего царя.

20. В войске Дария был Аминта, беглец из Македонии, который прекрасно знал нрав Александра. Теперь, видя, что Дарий, отправившись в поход против Александра, намеревающегося войти в узкие горные проходы, Аминта советовал ему оставаться на месте и дать бой на обширных и открытых равнинах, где можно бы развернуть большое войско против незначительных сил противника. На это Дарий ответил, что он боится, чтобы враг не вырвался из его "рук и Александр не убежал от него. «Относительно этого, царь, ты можешь быть спокоен,- сказал Аминта,- он наверняка пойдет против тебя и, возможно, уже идет». Однако доказательства Аминта не убедили Дария, и он, свернув лагерь, двинулся против Александра в Киликию. Тем временем Александр также шел ему навстречу, направляясь в Сирию. Темной ночью они разминулись и потом оба повернули назад. Александр, рад счастливой возможности, старался как можно скорее заскочить противника в горных тіснинах, а Дарий пытался вывести свое войско из расщелин и вернуться на равнину, где перед этим стоял лагерем. Наконец он понял, что допустил ошибку, вступив во вред себе в местность, замкнутую морем, горами и рекой Пинар, которая текла посередине. Поэтому эта местность не годилась для использования конницы, к тому же войско было разорвано на части, зато для действий немногочисленных сил врага здесь было очень удобно. Это место для битвы подарила Александрове счастливая судьба, но к победе привел не столько счастливый случай, сколько полководческий талант царя - Ибо хоть персы численности намного превосходили его войско, он не дал окружить себя, мало того, сам обошел со своим правым крылом левое крыло вражеского войска, ударил С на персов сбоку и заставил их бежать. Александр сражался в первых рядах и был ранен мечом в бедро. Ранил его, по словам Харета (98), сам Дарий, ибо между ними завязался рукопашный бой. Однако Александр в письме к Антипатру, описывая эту битву, не называет того, кто его ранил. Написал только, что был ранен кинжалом в бедро, но рана не была опасна.

Александр одержал блестящую победу (99), перебив более ста десяти тысяч врагов, но самого Дария захватить ему не повезло. Потому что тот опередил его на четыре или пять стадіїв. И колесница и лук Дария стали добычей Александра, и он вернулся к своим. Тут он увидел, что македоняне выносили из персидского лагеря ценные вещи, которых было там вдоволь, хоть большую часть своего обоза персы оставили в Дамаске (100) и до места битвы пришли налегке. Палатки самого Дария македонские воины не трогали и оставили его Александрове. А было в нем полно челяди полно дорогой посуды и денег. Александр немедленно сбросил с себя оружие и прежде всего пошел в баню со словами: «Пойдем, смоем после битвы с себя пот в бане Дария». На это кто-то из друзей Александра заорал: «Не Дария уже, а Александра. Ведь собственность побежденных должна принадлежать победителям и называться их именем».

Когда Александр увидел разную посуду - дзбани, тазы, флаконы, причем все мастерски выполнено из чистого золота, когда услышал душистые благовония, когда, наконец, зашел в главный шатер, который поражал своими размерами и высотой, превосходными кроватями, столами, столовым прибором,- царь посмотрел на своих друзей и сказал: «Вот это я понимаю, вот значит царствовать».

21. Александр уже собирался обедать, когда ему сообщили, что между пленными есть мать, жена и две незамужние дочери Дария (101), которые, увидев Дарию колесницу и лук, завопили и били себя в грудь, убеждены, что царь погиб. На некоторое время Александр впал в задумчивость, взволнован больше их недолей, чем своим счастьем. Затем он послал к ним Леонната (102) с поручением передать, что Дарий не погиб и им нечего бояться его, Александра, потому что войну за власть он ведет только с Дарием, а в их распоряжении будет все, чем они пользовались за господство Дария. Слова эти показались женщинам доброжелательными и благородными, а еще более человечными показались им его поступки. Он разрешил им похоронить погибших персов, всех, кого они желали, использовав для этого одеяния и украшения из военной добычи. Александр не лишил семью Дарья почестей, которые она имела раньше, не уменьшил количества слуг, а средства на их содержание даже увеличил. Крупнейшим и самым прекрасным добродетельностью со стороны Александра они считали то, что им, женщинам знатным и целомудренным, а теперь пленницам, не пришлось ни слышать дурного слова, ни что-то подозревать, ни бояться чего-то оскорбительного. Можно было подумать, что они находятся во враждебном лагере, а в какой-то священной и неприступном доме, вдали от людских глаз, под надежной защитой. Если верить рассказам, жена Дария была самой большой красавицей среди женщин, как и Дарий был самым красивым и самым высоким ростом среди мужчин; а дочери их были похожи на родителей. Однако Александр, очевидно, считая, что царь более к лицу владеть самим собой, чем побеждать врагов, не коснулся ни одной из них, и вообще не знал до женитьбы другой женщины, кроме Барсіни (103). Барсіна, которая после смерти Мемнона стала вдовой, попала в плен под Дамаском. Она получила греческую образование, имела приятную нрав. Отец ее был потомком Артабаза (104), который был сыном царской дочери. Как рассказывает Аристобул, Парменион подговорил Александра сблизиться с этой красивой и благородной женщиной. Глядя на других красивых и статных пленниц, Александр в шутку говорил, что вид персиянок - это мучение для глаз. Противопоставляя их привлекательной внешности красоту своего самообладания и сдержанности, он проходил мимо них равнодушно, словно мимо красоты неживых статуй.

22. Однажды Філоксен(105), который стоял во главе прибрежных войск, написал Александру, что некий Федор, тарентинець, имеет на продажу двух парней необычной красоты и спрашивает царя, не хочет ли он их купить. Александр был крайне возмущен содержанием этого письма и не раз сетовал перед друзьями, спрашивая, действительно Філоксен такого плохого мнения о нем, что так бесцеремонно предлагает ему такую гадость. Самого Філоксена он остро обругал в письме и приказал отправить к черту того Федора вместе с его товаром. Так же здорово попало от него Гагнону (106), который написал, намеревающегося купить и доставить ему знаменитого в Коринфе парня Кробіла. Когда Александру стало известно, что македоняне Дамон и Тимофей, которые служили в войске под началом Пармениона, обесчестили женщин каких-то наемников, он письменно приказал Парменіонові, чтобы тот, когда это окажется правдой, расправился с ними как с дикими зверями, порожденными на погибель людям. В этом же письме он писал и о себе такими словами: «Никто не может утверждать, что я или видел жену Дария, или хотел ее видеть, мало того, я даже не позволял никому говорить о ее красоте».

Он также повторял, что сон и любовная страсть особенно убеждают его в том, что он смертный, ибо чувство усталости и любовная жажда происходят от той слабости человеческой природы.

Александрове была свойственна сдержанность в еде. Доказательством этого является, между прочим, его послание Ады (107), которую он назвал своей матерью и назначил царицей Карии. Из привязанности к нему она ежедневно посылала ему отборные блюда и печенья, а впоследствии и своих лучших поваров и пекарей. Александр ответил ей, что они ему не нужны, потому что он имеет непревзойденных поваров и пекарей, которых ему подарил его воспитатель Леонид, а именно: для завтрака - ночная прогулка, для обеда - скромный завтрак. «Этот воспитатель,- говорил он,- частенько приходил ко мне, открывал сундуки с моей постелью и одеждой, проверяя, случайно, мать не положила туда какие-то лакомства или еще какой-то хлам».

23. Да и вина его тянуло меньше, чем это некоторым казалось. А сложилось такое мнение потому, что он любил сидеть на учтах, однако не столько пил, сколько развлекался разговором, к тому же за каждой чарой удовольствием произносил длинную речь. Добавим, что это бывало тогда, когда он имел достаточно свободного времени. Но когда его звали дела, то не могли его задержать, как это имело место в других полководцев, ни вино, ни сон, ни развлечения, ни свадьбы, ни театральные представления. Доказательством этого служит его жизни, которое, хоть и длилось недолго, но было заполнено многими выдающимися подвигами. В свободное время, только-только проснувшись, он прежде всего приносил жертвы богам, потом завтракал сидя; остаток дня проводил на охоте, рассматривал судебные дела, давал распоряжения для войска или читал. Во время похода, когда не надо было спешить, он управлялся в стрельбе из лука или выскакивал на ходу в колесницу или соскакивал с нее. Часто для развлечения он охотился на лис или птиц, как это можно узнать из его дневника. Остановившись где-нибудь, он купался или намащував тело, одновременно расспрашивая тех, что распоряжались поварами и пекарями, все ли приготовлено как следует до обеда. Обедать он начинал поздно, когда уже смеркалось. Удивления достойна была его заботу и внимание, которое он уделял стола, да и заботился он о том, чтобы всех угощали одинаково и ничем не пренебрегать. Как было уже сказано, за свою болтливость он имел привычку засиживаться за чарой вина. Вообще, он был самый мягкий из всех царей и полон особой привлекательности, но за банкетным столом делался неприятным за свою чванькуватість и становился похожим на простого воина, причем и сам не знал меры в самовихвалянні и любил слушать слова облесників. За то самые крупные из гостей оказывались в неловком положении, потому что соперничать с підлесниками им было не по душе, а отставать от них в похвалах не хотелось: первое казалось унизительным, второе пахло опасностью. После выпивки Александр шел в баню, потом спал до полудня, а бывало, что не просыпался и целый день.

Он не был падок на изысканные блюда: даже очень редкие фрукты или рыбу, привезенные из-за моря, раздавал друзьям, часто ничего себе не оставляя. Но обеды у него были замечательные, и соответственно к его успехам росли и расходы на них, которые в конце концов достигли десяти тысяч драхм. Вне этот рубеж они не вышли; на столько же были определены затраты для тех, кто принимал Александра в себя.

24. После битвы у Исса Александр отправил войско в Дамаск и захватил деньги, состояние, женщин и детей персов. Больше всего на этом нажились фессалійські всадники, которые в этой битве отличились особым мужеством. Александр нарочно выслал их туда, чтобы они, воспользовавшись случаем, могли обогатиться. Правда, и остальные его войска сумела в то время вдоволь нажиться. Здесь македоняне впервые вволю насытились персидским золотом и серебром, опробовали в женщинах и персидском образе жизни и, словно собаки, что вынюхивают след, бросились на поиски персидских богатств. Но Александр пока что ставил перед собой в качестве первоочередной задачи укрепить свое положение в приморских странах. Скоро к нему прибыли цари Кипра, готовы признать его превосходство. Подчинилась ему вся Финикия, за исключением Тира (108). Осада этого города очень затянулась: она длилась уже семь месяцев, несмотря на то, что были насыпаны валы, применен осадные машины, а двести кораблей заперли город со стороны моря. Тогда-то Александру приснился Геракл, который приветствовал его со стен города и звал к себе; А многим жителям Тира явился во сне Аполлон, который сказал, что уходит к Александра, потому что ему не нравится то, что происходит в городе. Тогда тірійці огромную статую бога, словно человека, пойманную с поличным при попытке перебежать к врагу, обмотали веревками и пригвоздили к цоколю, обзывая Аполлона «александристом». Приснился Александру еще другой сон: ему явился сатир (109), который издали манил его к себе, а когда царь пытался его поймать, сатир ловко вихоплювався и убегал от него. Наконец после долгой беготни и уговоров сатир дал себя поймать. Шаман, разделив слово «сатир» на две части: «са» - твой и Тир, остроумно объяснили Александру, что Тир будет его. Еще и до сих пор показывают источник, возле которого вроде бы Александр увидел во сне сатира.

Во время осады Александр отправился в поход против арабов, живших в горах Антилівану по. Там он оказался в большой опасности из-за своего воспитателя Лисимаха. Этот воспитатель сопровождал Александра, доказывая, что он не является ни слабее, ни старшим от Феникса (111). Подойдя к горам, Александр оставил лошадей на месте и дальше шел пешком. Некоторые уже далеко загнався вперед, а он не хотел покинуть на произвол судьбы Лисимаха, который выбился из сил и еле волочил ноги, к тому же уже западали сумерки, и поблизости были враги. Подбадривая и поддерживая старика, Александр с горсткой воинов невольно отстал от войска. Наступила холодная ночь, и их ждал ночлег в опасном месте. Вдали повсюду горели костры, разожженные врагами. Александр в трудном положении всегда умел собственным примером ободрить македонян. Поэтому, полагаясь на свои резвые ноги, он подбежал к арабам, что сидели вокруг ближайшего костра, двух из них убил мечом и, выхватив из костра головню, вернулся к своим. Македоняне разожгли огромный костер. Часть арабов, налякавшись, убежала, а других, которые пробовали подойти ближе, македоняне прогнали. Остаток ночи они провели спокойно. Об этом случае рассказывает Харет.

25. Конец осады Тира был такой. После длительных изнурительных боев Александр дал большей части своего войска отдых, но, чтобы противник не сделал того самого, оставил под стенами Тира небольшое количество воинов. В это время Ари-стандр, принося жертву из животных и рассматривая знамение на их внутренностях, смело заверил присутствующих, что Тир в этом месяце будет взят. Эти слова все встретили со смехом и насмешкой, потому что уже шел последний день месяца. Александр, который постоянно беспокоился об уважении к предсказаний, увидев растерянность волхва, приказал считать этот день не тридцатым, а двадцать восьмым. Затем на знак, данный трубой, начался штурм стен Тира с далеко большим размахом, чем Александр задумывал вначале. Приступ был такой навальный, что даже воины, которые остались в лагере, не могли сдержаться, чтобы не поспешить на помощь тем, что штурмовали город. Тірійці сдались, и город был взят еще того самого дня (112).

Чуть позже Александр осадил Газа, крупнейший город в Сирии. Тогда на его плечо упала ком земли, которую выпустил птица, что пролетал в вышине. Потом этот лтах сел на одну из осадных машин и вдруг запутался в сплетении сухожилий, употребляемых для натягивания канатов. Тогда исполнилось пророчество Арістандра: Александр был ранен в плечо, но город все-таки взял. Значительную долю захваченной добычи он отправил матери, Клеопатре (113) и друзьям. Воспитателю Леониду он послал пятьсот талантов ладана и сто талантов мира, вспомнив одну свою детскую мечту. Потому что давно, когда Александр во время жертоприношення набрал обеими пригоршнями ладана и сжег его в честь богов, Леонид сделал ему такой упрек: «Александре, когда ты заволодієш страной, богатой на благовония, то тогда и будешь так щедро жертвовать богам ладан. А пока что должен ссудо употреблять то, что имеешь». Теперь Александр написал ему: «Я послал тебе вдоволь ладана и мира, чтобы ты перестал скупиться перед богами».

26. Когда Александру принесли шкатулку, ценного от которой ничего не было найдено среди драгоценностей и вещей Дария, он спросил своих друзей, какую ценность следует, по их мнению, положить в эту шкатулку. Друзья советовали по-разному, тогда он сам сказал, что будет хранить в ней «Илиаду», и сразу ее туда положил. Это подтверждает много писателей, которые заслуживают доверия. Если правдой является то, что сообщают, ссылаясь на Гераклида (114) , александрийские ученые, то Гомер был для Александра действительно полезным и неотступным спутником в его походах. Рассказывают, между прочим, что Александр после завоевания Египта задумал построить там большой и многолюдный греческий город и назвать его своим именем. По совету строителей он уже отмерил и огородил место для будущего города, вдруг ночью увидел странный сон. Ему приснился почтенный, седовласый старик, который подошел к нему и произнес такие стихотворные строки:

Остров там есть небольшой в вічнобурхливому море,

Перед самым Египтом он лежит, а зовут его Фарос (115).

Проснувшись, Александр немедленно отправился на Фарос, который тогда еще был островом, расположенным чуть севернее от Канобського устья Нила (116). Сегодня он соединен с материком насыпью. Александр осмотрел местность и оценил ее очень выгодные данные. Остров представлял собой полосу земли, похожую на достаточно широкую косу; он отделял большое озеро от моря, которое образует здесь удобную гавань. Александр заявил, что Гомер достойный удивления в любом отношении, а кроме того, он еще и мудрый строитель. Царь немедленно приказал начертить план города, учитывая особенности местности. Поскольку под рукой не было мела, строители набрали муки и наметили ним на черной земле равнины вид города. Царь был доволен планировкой, вдруг с реки и озера облаком снялась бесчисленное количество птиц разных пород и разной величины, налетела на это место и видзьобала всю муку. Александр расстроился, расценивая это как зловещее знамение. Но шаман успокоили его, объясняя, что основанное им (117) город будет процветать и кормить людей разных стран . Александр приказал руководителям строительства начать работу, а сам выбрался в далекую дорогу к храму Аммона. Поездка была очень долгая, тяжелая и изнурительная. Она была опасна по двум причинам: во-первых, из-за нехватки воды, потому что на протяжении многих дней пришлось идти пустыней, во-вторых, путников среди бескрайних и глубоких песков мог бы заскочить бешеный южный ветер. Говорят, что когда-то давно этот ветер налетел на войско Камбиса и, подняв и гоня перед собой массы песка, засыпал тогда и похоронил пятьдесят тысяч человек. Все эти трудности почти каждый принимал во внимание, но Александра невозможно было отказать от раз принятого решения. Ибо судьба, которая способствовала его стремлением, выработала в нем упрямство. Его жажда подвигов, усиленная честолюбием, сделала его непобедимым на войне с врагами и помогала ему преодолевать пространство и время.

27. Счастливый исход путешествия вопреки невероятным трудностям в большей степени укрепил в людях веру в божественную заботу о Александра чем все более поздние предсказания. Более того, именно благодаря этому убеждению выросла вера в правдомовність оракулов. Прежде всего пошел обильный и продолжительный дождь, который освободил участников похода от страха перед муками жажды. Вследствие дождя раскаленный песок сделался влажным и вязким, воздух стал чище, легче стало дышать. Потом, когда вехи, расставленные для проводников, исчезли и путники начали беспорядочно блуждать, не зная дороги, вдруг появились вороны и принялись вести поход. Они то быстрее летели вперед, когда люди успевали идти вслед за ними, то сповільняли полет, ожидая тех, что отставали. Но самое удивительное в этом всем, по рассказу Каллисфена (119), было то, что эти вороны даже ночью звали людей, что заблудились, и своим карканьем выводили их на правильную дорогу.

Когда Александр счастливо прошел через песчаную пустыню и достиг цели своего путешествия, жрец Аммона поздравил его, поздравляя от имени бога, как будто сына. Александр спросил, не избежал казни кто-то из убийц его отца. Но жрец посоветовал ему не блюзнити, потому что отец его не из числа смертных. Тогда Александр иначе выразил свой вопрос и поинтересовался, всех ли убийц Филиппа бог наказал. Далее спросил про свою власть: ему суждено стать обладателем всех людей. Бог ответил, что это ему предназначено и что за Филиппа полностью отомстили. Александр вознес богу замечательные дары, а людей щедро наделил деньгами.

Так пишет о эти ответы бога Аммона подавляющее большинство писателей. Сам Александр в письме к матери писал, что получил некоторые тайные пророчества, о которых расскажет ей одной, когда приедет. Некоторые же сообщает, будто жрец, чтобы подчеркнуть свою приверженность Александра, хотел поздравить его по-гречески: «О, пайдіон!» («О, дитя!»). Но вследствие чужеземной речи, заменив конечный звук «н» на «с» сказал: «О, пайдіос!» («О, сын Зевса!»). Александру пришлась по нраву эта ошибка, и отсюда распространилась молва о том, что бог приветствовал его как сына Зевса. Говорят также, что Александр слушал в Египте философа Псаммона (120) и из его изложения он больше всего полюбил утверждение о том, что всеми людьми правит бог, ибо заложена в каждом человеке способность управлять и властвовать есть божественного происхождения. Сам Александр рассуждал по этому поводу глубже и говорил, что бог - это общий отец всех людей, но прежде всего своими детьми он считает лучших из них.

28. Вообще, к негреків Александр относился свысока и вел себя с ними так, словно был уверен, что он происходит от богов и является сыном бога, а перед греками умеренно и осторожно выдавал самого себя за бога. Только в письме к афинян в деле Самосу (121) он так писал: «Я ни за что не отдал бы вам это вільнолюбне и славный город, но владейте им, если получили его от тогдашнего вашего властелина, которого звали отцом моим». А имел он в виду Филиппа. Однако, позже, когда, раненный стрелой, он терпел мучения, то сказал: «Вот, мои друзья, течет обычная кровь, а не Течение, что в жилах плывет в блаженных богов бессмертных (122)».

Однажды, когда сильно загремело и все испугались, присутствует там софист Анаксарх сказал ему Александра: «Очевидно, ты не способен сделать что-то такое, сын Зевса?» Александр в ответ на это рассмеялся и сказал: «да я И не хочу наводить ужас на своих друзей, как ты мне советуешь. Ведь тебе не нравятся мои обеды, потому что ты видишь на столах рыбу, а не головы сатрапов». И действительно, Анаксарх, говорят, когда однажды Александр послал Гефестиону риса, высказался подобным образом, насмехаясь и издеваясь над тем, кто ради славы подвергает свою жизнь опасности и не жалеет для этого усилий, а утех и наслаждений испытывает не больше обычных людей. Из сказанного ясно следует, что Александр не верил в свое божественное происхождение и не кичился им, но пользовался этим вымыслом как средством для порабощения других народов.

29. После возвращения из Египта в Финикию Александр принес жертвы богам и устроил в их честь торжества с процессиями и состязаниями дифірамбічних и трагических хоров, примечательны не только внешним великолепием, но и тем, что хорегами выступали здесь цари Кипра, как в Афинах выбранные жеребьевкой граждане с каждой округа (123). Они соревновались между собой с достойным удивления честолюбием. А уже с наибольшим рвением боролись за первенство саламінець Нікокреонт и еолієць Пасікрат (124). им-потому что по жребию достались самые знаменитые актеры, а именно: Пасікратові - Афінодор, а Нікокреонту - Фессал (125), к которому благосклонным был сам Александр. Но он не обнаружил своей приверженности этому актеру, пока на основе голосования победителем был объявлен Афінодор. Тогда, уже выходя из театра, Александр отметил, что одобряет решение судей, но сам охотно отдал бы часть своего царства, чтобы только не видеть Фессала побежденным. В конце концов, когда афиняне наложили на Афінодара денежное взыскание за то, что он не явился на спектакль во время Дионисий , и тот просил царя вступиться за него перед афинянами, Александр этого не сделал, но заплатил за него сколько требовалось. Так же, когда Лик вон с Скарфеї (127), который с большим успехом выступал в театре, вставил в какую-то комедию строка, в котором содержалась просьба о десять талантов, Александр засмеялся и дал ему эту сумму.

Книга: Плутарх Александр и Цезарь Перевод И. Кобова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Плутарх Александр и Цезарь Перевод И. Кобова
2. Тем временем Дарий прислал к Александра своих доверенных с письмом, в...
3. Александр, подойдя к Дария, не мог скрыть своего глубокого...
4. 60. Александр сам в своих письмах описал, как произошла его битва с...
5. ЦЕЗАРЬ (1) 1. Придя к власти, Сулла (2)...
6. В Африке люди Сціпіона (38) завладели кораблем, на котором был...
7. 33. С восторгом Аріміна широко отворились ворота войны на всех...
8. 52. После битвы при Фарсалі Катон и Сципионы бежали в Африку и там...
9. 68. Когда распечатали духовное завещание Цезаря, оказалось, что он завещал...

На предыдущую