lybs.ru
Чем больше заботимся о животных, тем они вкуснее. / Владимир Голобородько


Книга: Децім Магн Авсоний Поэзия Перевод Н. Зерова, В.Маслюка


Децім Магн Авсоний Поэзия Перевод Н. Зерова, В.Маслюка

© Ausonius

© М.Зеров, 1966; В.Маслюк ("Эпиграмма на Афродиту..."), 2000

Источники: Античная литература: Хрестоматия. Составитель А.и.билецький. К.: Советская школа, 1968 (2-е издание). 612 с. С.: 576-578; Древняя римская поэзия в украинских переводах и переспівах. Л.: Мир, 2000. 328 с. - С.: 293.

Сканирование и корректура: Aerius () 2004

Содержание

О Авсонія

Имя на мраморе

Цветение роз

Эпиграмма на "Афродиту" Праксітеля

Эпиграмма на Венеру в оружия

Децім Магн Авсоний (около 310-395 гг.) родился в Бурдігалі (современный Бордо), где получил университетское образование и позже стал здесь профессором грамматики и риторики, которые с большим успехом преподавал в течение тридцати лет. Затем в течение двадцати лет, находясь то в одной, то в другой провинции Рима, занимал высокие должности в императора Валентиниана и его сына Грациана. После убийства последнего в 383 г. вернулся на родину, где до конца жизни отдавал свое время литературным занятиям.

Как и творчество большинства поздних римских поэтов, творчество Авсонія содержанием интимная и ограничена, он будто избегает широких общественных горизонтов. Небольшая эпическая поэма «Мозелла» имеет панегирический характер: город Трир на реке Мозель любили императоры Валентинівн и Грациан, и Авсоний воспевает ландшафт местности, по которой эта река течет, восхваляет чистоту воды Мозеле и многочисленные ее виды рыб. Так же не определяются ширью и глубиной содержания циклы стихов, посвященные то ученическим занятием в течение дня («Ефемеріда»), то родственникам, учителям и коллегам, то родному городу. В своих епіграмах, эпитафиях и других малых видах поэзии Авсоний часто варьирует греческие образцы, проявляя большое версифікаторське искусство. Он виртуозно владеет всеми віршовими формами, прибегая даже к штукарству - центону («лоскутного произведения»).

Однако некоторые стихотворения Авсонія проникнуты лирической теплотой и нежностью и словно озаренные светом вечерней зари античности.

ИМЯ НА МРАМОРЕ

Буква только единственная блестит и две точки по ней:

«Люций!» - читаем мы собственно имя мертвеца.

Далее нарезанное «М», но «М» не вполне сохранилось,

Камень упал и вверху букву ту пощербив.

И не угадает никто из остатка нуждающимся - Марий,

Марцій или, может, Метелл здесь под землей погиб.

Расселись на порох все перепутаны осколки,-

Как уложить теперь фамилия с них родовое?

Или же удивляться смерти людей? Не убежит от смерти

Камень могилы твердый, имени слава звонка.

ЦВЕТЕНИЕ РОЗ

Утром было весной и холодом слегка колючей,

В мир вернувшись вновь, дул шафрановый день.

Повел свежий, слегка тянул перед лошадьми Авроры,

Звал зажить утех перед удушьем дня.

По перекрестных тропинкам бродил я в росянім саде,

Чтобы подпитать себя свежестью ранних часов.

Видел, как росы студеные, как наморозь седая, лежали

Здесь по зеленых грядках, там - на пожелтевшей траве.

Как по широком стебле выигрывали капли округлые,

Трудно долляті ночью опадом синих небес.

Видел, как, Пестуму цвет, улыбались гордые розы

Ранний блестящей Звезды, юной спутницы рус;

Как на замерзших кустах рассыпались жемчуг преходящие

(Умереть суждено им с первыми сияниями дня!).

Кто расскажет, Заря с того цвета червец перенимает,

Или впитывает цветки в краску розовую сама?

Барва и сама, и росы, и утреннее время цветения,

Мать и сама в них - обладательница утех очаровательная.

Благовония совместные, наверное... Но где они, зрение ароматы?

Благоухание цветов земных - ближе человеческим чувством.

Обладательница Сафу велела цветкам и заре своей ранней

Из тех же багровых тканей иметь плаща на себе.

Я разглядывал, как нежные бутоны роз отекали,

Чтобы развернуться в цвет быстро одна за одной.

Эта еще зеленая замкнулась вся в укрытии листвяному,

В той сквозь листья тонкие уже проступает багрець.

Эта развернула зеленый вершок гострокутої шапки

И показала оттуда румяное личико свое.

И поскидала ранее обслони все неуместны,

Чтобы похвастаться поскорей счету своих лепестков.

ей не терпится: з'явити бы красоту своих венцов веселых,

Темнобарвисту глубь пламенных осередь.

Эта же, которая первое руділа в кудрях радостных, бледнеет

И осыпает в дол вялые свои лепестки.

Я удивился, как же скоро то время-рабівник набегает:

Едва раскрылись цветки, старость уже поступила.

Пока я молвил, в землю осыпались жар и пурпур,

Вся от опавших цветков уже огневіє земля.

Сколько цветов, сколько рождений и оттенков сколько -

Все процвіло за сутки и за сутки одійшло!

Имеем сожалению, в Природо, к тебе: ты такая минутная,

Чуть покажешь свой дар - уже забираешь его.

Сколько длится сутки, столько и возраста короткого цветам,

С юностью где-то в плечо старощі их идут.

Утренняя восходит заря и рождения розы приветствует,

Вечером звівшися вновь, видит гибель ее.

Пусть же и коротко им одмірено дни прудкобіжні,-

Цвет осыпают они, жить красивые хотят.

Рви же, а девушка, розы, собирай, пока молодость играет,

Не забывай: и твое быстро жизнь пробежит.

ЭПИГРАММА НА "АФРОДИТУ" ПРАКСІТЕЛЯ

Кнідську Кіпріду Венера, увидев раз, заявила:

"Голой, знаю, меня видел, Праксителю, ты".

"Нет, я не видел, да и грех, а железом мы творим скульптуры,

Марса же Градіву над ним власть принадлежит вся".

Знает железный резец, что Арею Кіпріда сладкая,

Поэтому и такой ее точно для него сделал.

ЭПИГРАММА НА ВЕНЕРУ В ОРУЖИЯ

Как-то у оружия Венеру увидела Дева-Паллада;

"Мы за Париса теперь можем биться", - рекла.

"Как же ты смеешь, дерзкая, бороться со мной, что в оружии,

Как когда, гола вполне, я победила тебя?"

© Aerius, 2004




Текст с

Книга: Децім Магн Авсоний Поэзия Перевод Н. Зерова, В.Маслюка

СОДЕРЖАНИЕ

1. Децім Магн Авсоний Поэзия Перевод Н. Зерова, В.Маслюка

На предыдущую