lybs.ru
Создание вредны тогда, когда не умеешь их использовать. / Георгий Конисский


Книга: Публий Вергилий Марон Эклоги (Буколики) Перевод Н. Зерова, М.Борецького, А.Цісика, В.Маслюка


Публий Вергилий Марон Эклоги (Буколики) Перевод Н. Зерова, М.Борецького, А.Цісика, В.Маслюка

© Vergilius

© М.Зеров, (1 и 4 эклоги), 1966; М.Борецький (3 эклога), 1970, А.Цісик (5 эклога), 1977, В.Маслюк (8 эклога), 2000

Источники: Античная литература: Хрестоматия. Составитель А.и.билецький. К.: Советская школа, 1968 (2-е издание). 612 с. С.: 428-433 (Эклога 1, Элоха 4). Древняя римская поэзия в украинских переводах и переспівах. Л.: Мир, 2000. 328 с. - С.: 42-57 (Эклога 3, Эклога 5, Эклога 8).

Сканирование и корректура: Aerius, SK () 2004

Содержание

О Вергилия

Первая эклога

Эклога вторая

Эклога третья

Эклога четвертая

Пятая эклога

Эклога шестая

Седьмая эклога

Эклога восьмая

Эклога девятая

Эклога десятая

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. есть.) - едва ли не самый популярный из всех античных поэтов в новой Европе. Вергилий родился в деревне Анды около Мантуи (в северной Италии) в семье мелкого земельного собственника. Учился в соседней Кремоне, затем в Милане, а около 52 г. - в Риме. Готовился стать ритором, учась одновременно и философии в епікурейського философа Сірона и сочиняя стихи модным в то время стилем александрийской поэзии. Стихи эти затем были собраны в книге «Каталептон» («мелочей»). В Риме образовались у него дружеские отношения с поэтами того времени, большинство которых, как и молодой Вергилий, мало интересовалась политическими событиями своих бурных времен - времен установления военной диктатуры, которая шла на смену сенатсько-аристократической республике.

В 45 году до н. есть. (когда республиканская партия убила Юлия Цезаря) Вергилий вернулся к своим родителям; но его жизнь дома было возбуждено конфискацией поместья времен распределения земель триумвирам между ветеранами армии Цезаря. Пользуясь своими знакомствами в Риме, Вергилий стремился вернуть себе имение, но сделать это ему не повезло. Родители его умерли во время разрухи; на Вертія как раз обратил внимание личный друг императора Октавиана - Меценат, неофіціальний соправитель будущего Императора, что очень любил поэзии. Он взял под свою защиту Вергилия:' поэту подарили дом в Риме и землю в Кампании у Нолы.

Первые выдающиеся произведения Вергилия создавались в обстановке восемнадцатилетней гражданской войны (с 48-30 гг. до н. есть.). Такое произведение, как «Буколики или эклоги» -10 поэм, начатые Вергилием, примерно в 41 г., был закончен, наверное, в 39 году. В этих сельских поэмах Вергилий подражал Теокріта, ведя себя порой с произведениями греческого поэта так же, как Плавт с греческими комедиями. Но пастухи Вергилия не подобные Теокрітових: на фоне условного пейзажа мы видим условных пастухов, соревнующихся в песнях, изысканно разговаривают, жалуются на измену любовниц, спорят; «запах земли» не обижают обоняния великосветской аудитории, к которой обращается поэт. Большинство пастухов в этих поэмах - только маски, под которыми выступают на сцену реальные лица и прежде всего - сам поэт. Так, первая эклога целиком посвящена истории с отъемом и временным возвращением Вергілієві его имений. Тітір - это сам поэт, который недавно вернулся из Рима и полный благодарности «богу», который совершил его «молитву»: вернул ему его землю (то есть Октавіанові, будущему Августу). Четвертая эклога предвещает о возвращении на землю «Золотого возраста» из-за рождения какого чудесного ребенка. Кстати, более поздние христианские писатели по поводу этих стихов сделали из Вергилия будто пророка рождения Христа: понятно, что для этого нет никаких оснований, и речь идет, очевидно, о сыне Асінія Полліона, одного из временных защитников поэта. Однако интересна сама идея о последующем возрождении мира через появление мессии, спасителя, носителя этого возрождения. Вергілієві, как и многим из зажиточного римского плебейства, утомленного гражданскими войнами, таким мессией, источником мира, сытости и покоя казался военный диктатор Октавиан Август (31 г. после победы под Акціумом закончил гражданскую войну). Эту роль Августа осознал поэт еще перед 31 г.

Во Втором крупном произведении - поэме «Георгики» (полеводство) поэт выступает как пропагандист любимой Октавианом и его сторонниками идеи возвращения «к Земле», как к источнику существования и народного благосостояния. Выполняя предложение Мецената создать поэму, которая была бы прославлением земледелия и одновременно практическим учебником тем, кто впервые за это берется (ветеранам цезаріанських полков), Вергилий использовал, кроме личного опыта, греческих поэтов (Гесиода «Работы и дни» и др.) и решил задачу блестяще, хотя практического значения поэма не имела.

Во вступлении к 3-й книги «Георгики» автор обещал вскоре дать новое произведение - военно-героический эпос, который прославлял бы победу Августа над врагами. Но войны закончились: в Римском государстве началась «эра Августового мира». Первоначальный замысел поэмы в честь Августа меняется на замысел эпоса, который бы доказал связь нового строя с «живой стариной». Задумана поэма должна была быть одновременно и римской «Одиссеей» и римской «Илиадой». Это была «Энеида». Легенда о троянцев как о предках римского народа еще давно до Вергилия очень полюбилась римским руководящим кругам: даже Юлия Цезаря был объявлен потомком Энея, троянского царевича, а вследствие этого и богини Венеры, матери Энея. Темой «Энеиды» является приключения Энея, который, по указаниям богов, учреждает новую могущественную Римскую державу. Рядом с внешним сходством к поэмам Гомера, «Энеида» резко отличается от них своей определенной политической тенденцией, целью которой является показать историческую передвизначеність нового строя и прославить его как кульминационный пункт развития римской государственности.

В работе над «Энеидой», что требовала и большого чтения, и археологических разведок, и путешествия в Грецию и Малую Азию, прошли последние годы жизни поэта. Он не успел окончательно проработать своей поэмы: ее объявлен по приказу Августа уже после смерти поэта, возможно, 17 (юбилейном) году. Поэма долго была образцом героического эпоса» и в Риме, и в литературе новой Европы («Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Лузиады» португальца Камоэнса и другие образцы «искусственного эпоса»). Вместе с тем травестии «Энеиды» (в Италии 1633 г.- Джованни Баттиста Лалли; во Франции - в 1648 - 1652 гг.- Скаррон; в Германии - в 1784 г. - Блюмауер; в России-в XVIII в. Осипов и Котельницкий; в украинской литературе - Котляревский) были одним из путей, которыми пробивалась к господству реалистическая литература.

В истории литератур новой Европы интерес к Вергилия и влияние его были чрезвычайные. Средневековья составляло о нем сказки, которые изображали его в образе мудрого волшебника. Данте прославил Вергилия в своей «Комедии», как символ «земной мудрости». В XVIII ст. Вольтер считал, что наибольшей из заслуг Гомера является то, что его подражал Вергилий. В XIX в. увлечение искусством Вергилия находим во многих французских писателей - от Виктора Гюго до Анатоля Франса. [429]

Книга: Публий Вергилий Марон Эклоги (Буколики) Перевод Н. Зерова, М.Борецького, А.Цісика, В.Маслюка

СОДЕРЖАНИЕ

1. Публий Вергилий Марон Эклоги (Буколики) Перевод Н. Зерова, М.Борецького, А.Цісика, В.Маслюка
2. ПЕРВАЯ ЭКЛОГА Мелібей. Тітіре, ты в тени...
3. ТРЕТЬЯ ЭКЛОГА Меналк. Стадо, скажи-ка,...
4. ЧЕТВЕРТАЯ ЭКЛОГА Музы Сицилии! сейчас начнем поважнішої...
5. ВОСЬМАЯ ЭКЛОГА Дамон и Алфесібей Эта наша песня про музу и...

На предыдущую