lybs.ru
Мир согревается сожженными мостами. / Андрей Коваль


Книга: Развитие налоговой системы в переходной экономике - Мельник


Раздел 2. Теоретическая модель налоговой системы в переходной экономике 2.1. НАЛОГ - ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

2.1. НАЛОГ - ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Экономические категории - это теоретическое отражение реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессы1, поэтому экономическая теория изучает налог как специфическую форму экономических отношений государства с субъектами хозяйствования, различными группами населения и фактически с каждым членом общества. Специфика этих отношений заключается в том, что государство является определяющей действующим лицом, а плательщик налога - исполнителем требований государства. Хотя налоги и механизм налогообложения строятся на определенном фундаменте правовых отношений, однако стороны не скрепляют эти отношения в форме определенного договора, контракта. Взыскание налога выступает односторонним процессом и имеет безвозмездный и обязательный характер для конкретного плательщика. Налоговые отношения имеют одностороннюю направленность - от плательщика к государству. Возврат переплат нельзя рассматривать как обратное движение, поскольку оно связано не с сущностью этих отношений, а с конкретным механизмом расчетов с бюджетом.

В.М. Федосов считает налоги специфической формой, подсистемой производственных отношений, отношений экономического базиса. Они выражают ту их часть, что возникает на стадии распределения в процессе расширенного воспроизводства и имеет вторичный, производный, перераспределительный характер”. Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают, по Б.Г. Болдыревым, специфической формой производственных отношений.

По мнению Д.Г. Черника, налоги как экономическая категория означают принудительное взыскание (присвоения) государством с физических и юридических лиц доли необходимого и прибавочного продукта в соответствии с действующими законів4. Категорию налогов характеризуют еще и таким образом: это отношения по поводу обязательных платежей, взимаемых центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц в связи с получением ими доходов, осуществлением хозяйственных операций, наличием и использования имущества в целях пополнения средств государственного и местных бюджетов.

Экономические категории более подвижные, более изменчивы, чем экономические законы, и это нашло свое отражение в эволюции определений налога.

Взимание государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов отражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных фінансів6. Независимо от объекта налогообложения общим источником налоговых поступлений является ВВП. Он формирует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной деятельности в национальном масштабе.

Процесс стоимостного распределения валового продукта не ограничивается образованием первичных денежных доходов. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов. То есть по своему экономическому содержанию налоги являются основным инструментом государственного перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Налоги как часть валового внутреннего продукта государства приобретают самостоятельного движения. Они отражают роль государства, степень его вмешательства в процесс перераспределения новой стоимости. Налоги как часть перераспределительных отношений функционируют также в процессе перераспределения национального дохода.

Источником налогов является новая стоимость национального дохода. Налоги мобилизуют значительную часть стоимости прибавочного продукта и часть стоимости необходимого продукта, которая предназначена на воспроизводство рабочей силы. Государственная доля национального дохода превращается в фонд денежных средств государства, который используется не только для достижения общегосударственной цели, но и для поддержки частного сектора. Эта мобилизация национального дохода через налоги осуществляется в сфере перераспределения и обмена. Присвоение государством части новой стоимости осуществляется не на основе объективно действующих экономических законов, а на основе юридических законов, путем принуждения. Государство становится собственником доли национального дохода не как участник процесса производства, а как орган, который обладает политической властью. Общественное содержание налогов дает политической власти возможность влияния на сферу экономических отношений общества.

Экономическая сущность налогов нашла соответствующее отражение в их определениях. Так, сегодня достаточно распространены такие: “Налог - обязательный денежный сбор, взимаемый органами власти с физических и юридических лиц”, “налог - обязательный взнос плательщиком денежных средств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в установленные сроки”, “налог - обязательный сбор, взимаемый государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке”. Нетрудно заметить, что в этих определениях подчеркиваются принудительность и безеквівалентність налогов. Следует отметить, что подобное понимание в определенной степени было основано классической школой в лице А. Смита и Д. Рикардо. Последний считал, что “налоги - та часть продукта земли и труда, которая поступает в распоряжение правительства”. А. Смит, придерживаясь теории о непродуктивности государственных услуг, одновременно считал налог справедливой ценой за оплату услуг державі11.

Теория коллективных потребностей существенно меняет взгляды на сущность налога. Так, по Ф. Нітті, налог есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам для удовлетворения коллективных потребностей”12. Среди российских ученых этой теории придерживались А. Буковецкий, А. Соколов и П. Микеладзе. Следует отметить, что именно эта теория используется как основа определения налога в современный период.

“Налоги - это порождение государства, необходимое условие осуществления ею своих функций. В налогах воплощено экономически отраженное существование государства”, - справедливо подчеркивал К. Маркс13. При этом следует учитывать необходимость широкого понятия налогов, которые “включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения”14. Адам Смит в своем классическом труде “Исследование природы и причин богатства народов” считал налоги объективной необходимостью, поскольку они обусловлены потребностями поступательного развития суспільства15. “Государство, точнее правительство, ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не делают для государства”, - утверждал основоположник российской финансовой науки Н.И. Тургенєв16. То есть налог - это плата общества за выполнение государством его функций, что имеет форму отчисление части стоимости валового национального продукта на общественные нужды.

С.В. Барулин, считает, что “налог является своеобразной ценой монополистической купли-продажи услуг государством при выполнении своих функций”17. Неординарным следует считать определение, которое дают К.Р. Макконелл и С.Л. Брю: “Налог - принудительная выплата правительству хозяйством или фирмой денежных средств (передача услуг и товаров), в обмен на которые хозяйства или фирма непосредственно не получают товары или услуги, при этом такая выплата не является штрафом, наложенный судом за незаконные действия”18.

А.В. Турчинов считает, что “налог представляет собой совокупность оформленных действующим законодательством отношений между государством в лице центральных и местных органов власти, с одной стороны, и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц, с другой стороны, по поводу принудительного отчуждения и присвоения государством части материальных ценностей налогоплательщиков (денег, товаров, услуг) для формирования доходных частей государственного и местного бюджетов и внебюджетных фондов целевого назначения”19. То есть в последних определениях вполне обоснованно подчеркивается необходимость налогов для обеспечения выполнения государством его функций и решения других социально-экономических задач.

Приведенные определения с большей или меньшей полнотой отражают наиболее характерные признаки налогов, указывают на их исторически древнейшую функцию: путем перераспределения доходов отдельных плательщиков обеспечивать финансовыми ресурсами потребности общества в целом. Однако нельзя признать обоснованным отсутствие в этих определениях отражение особой распределительной роли налогов в социально-экономических процессах, которая является продуктом периода развитой рыночной экономики, особенно в ХХ веке, а также способом эффективного удовлетворения общественных потребностей во все времена.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, экономическое содержание налогов наиболее полно можно отразить, характеризуя их как законодательно оформленную, принудительную форму получения государством части стоимости валового внутреннего продукта, финансовый гарант эффективного выполнения государством, прежде всего, ее общественных функций и инструмент регулирования экономического развития. В таком случае подчеркивается также единая природа налогов, что имеет решающее значение для объяснения возможности взаимозаменяемости многих из них.

Эволюция налоговых отношений нашла свое отражение в существовании различных форм налогов. Для выяснения места и роли каждого из них в общественном производстве важной является классификация, способна способствовать совершенному отражению специфических особенностей их отдельных групп.

Существует несколько подходов к классификации налогов. Основные критерии - это форма налогообложения, экономическое содержание объекта налогообложения, уровень государственных структур, которые устанавливают налоги, и способ взыскания (см. схему 2.1).

Классификация по форме налогообложения

По этой классификации налоги делятся на два вида: прямые и косвенные. Приведем некоторые характеристики прямых и косвенных налогов. Прямые налоги:

- платит и несет на себе одно лицо;

- включаются в цену на стадии производства у производителей;

- взимаемые по декларации и по кадастрами

- взимаются с производства ценностей: дохода и имущества.

Из этого следует, что прямые налоги - это налоги, которые взимаются в результате приобретения и накопления материальных благ и зависят от масштабов объекта налогообложения. Они распределяют налоговое бремя так, что те, кто имеет более высокие доходы, платят больше.

Косвенные налоги:

- уплачивает одно лицо, а несет другое;

- включаются в цену только на стадии реализации как надбавка к цене товара;

- взимаются по тарифам;

- взимаются с потребления ценностей: расходов и пользования вещами.

Следовательно, косвенные налоги - это налоги, которые не зависят от доходов или имущества отдельного плательщика, а определяются размером потребления. Косвенные налоги включаются в цены как надбавка, и их платит конечный потребитель. В большей степени их уплачивают плательщики, которые больше потребляют, то есть те, которые имеют большие доходы.

Классификация по экономическому содержанию объекта налогообложения

Согласно классификации по экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три вида: налоги на доходы, потребление и имущество. Налоги на доходы взимаются с совокупного дохода физических и юридических лиц, а их непосредственным объектом являются заработная плата граждан, их доходы и прибыль или валовой доход предприятий. Налоги на потребление взимаются при использовании дохода. Налоги на имущество устанавливаются в отношении движимого или недвижимого имущества. В отличие от налогов на потребление, которые уплачиваются только один раз - при покупке, налоги на имущество взимаются постоянно, пока имущество находится в собственности.

Классификация по уровню государственных структур,

которые устанавливают налоги

По этому критерию выделяют два вида налогов: государственные и местные.

Общегосударственные налоги устанавливают высшие органы власти (иногда - высшие органы управления). Их взыскания является обязательным на всей территории страны, независимо от того, к какому бюджета (государственного или местного) они зачисляются. Местные органы власти не имеют права (если это не предусмотрено соответствующими законодательными актами) отменять эти налоги или изменять их ставки. В соответствии с их распределением между звеньями бюджетной системы общегосударственные налоги делятся на три группы: доходы государственного (центрального) бюджета, доходы местных бюджетов и доходы, что распределяются между государственным и местными бюджетами. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы может иметь устойчивое нормативный характер, заранее установленный законодательными актами, а может происходить в форме бюджетного регулирования, когда отчисления в местные бюджеты проводятся с ежегодными дифференцированным нормативам в зависимости от потребностей того или иного местного бюджета.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления, при этом возможны различные варианты. Во-первых, в виде надбавок к общегосударственным налогам. Уровень надбавки определяют местные органы власти согласно установленных ограничений. Во-вторых, введение местных налогов по перечню, который устанавливается высшими органами власти. Выбор налогов осуществляется местными органами. При этом могут применяться как единые, так и дифференцированные ставки, которые устанавливаются каждым местным органом власти или управления отдельно. В-третьих, возможное внедрение местных налогов на усмотрение местных органов без каких-либо ограничений со стороны центральной власти. Характер установления местных налогов зависит от уровня развития местного самоуправления и самофинансирования, от того, какой принцип положен в основу построения бюджетной системы - единства или автономности (полной или ограниченной). Чем выше уровень развития общества, тем более полная автономность местных бюджетов и самофинансирования регионов.

Классификация по способу взимания

По способу взимания налоги подразделяются на раскладные и окладні. Первые сначала устанавливаются в общей сумме соответственно к потребностям государства в доходах, потом эту сумму раскладывают на отдельные части с территориальными единицами, а на низовом уровне - между плательщиками. Это исторически первая форма взимания налогов. Окладні налоги предусматривают установление сначала ставок, а следовательно, и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков. Конечно, государство прогнозирует общие поступления того или иного налога и в зависимости от потребности в доходах устанавливает соответствующую ставку. Но взыскание сначала идет от плательщика, от размера объекта налогообложения.

Наибольший интерес вызывает классификация налогов по критерию формы налогообложения. Она вмещает всю их совокупность, и на ее основе лучше всего раскрываются сущность и содержание этой экономической категории (схема 2.2). Наверное поэтому такое разделение в свое время применялся на практике при законодательном утверждении доходов от прямых и косвенных налогов с последующим их распределением на доходы от каждого налога, входящего в ту или иную группу. Это было основой для оперативного реагирования на финансовые трудности в особых ситуациях для обеспечения фискальных потребностей государства. В современной бюджетной практике это разделение не используется. Он сохранился в научной и учебной литературе. Объективные трудности при определении критериев такого разделения сдерживают масштабы его практического использования.

Разделение налогов на прямые и косвенные связывают с методом их встановлення20. В литературе утверждается, что именно этот раздел известен фактически с появлением научных исследований в области финансов и налогов, и, в то же время, сегодня не существует четких критериев такого разграничения. Так, например, Л.И. Якобсон считает, что прямые налоги непосредственно связаны с характеристиками плательщика: ими облагаются физические и юридические лица, а также их доходы, а косвенные - с деятельностью, которой занимается налогоплательщик, поэтому ими облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и послуги21. В то же время С.М. Никитин, М. п. Степанова, Е.С. Глазова подчеркивают принципиальное отличие прямых налогов, которые ориентированы на обложение доходов предпринимательства или населения, от косвенных, которые направлены на конечное споживання22.

Наиболее распространенной является мысль, что в основе деления налогов на прямые и косвенные лежит теоретическая возможность их переложения на потребителей. Конечным плательщиком прямых налогов выступает тот, кто получает прибыль является собственником имущества, а косвенных - потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Но это лишь теоретическое предположение, как утверждает Д.Г. Черник, поскольку на практике дело может обернуться інакше23. Прямые налоги при определенных условиях могут перекладываться на потребителя. Так, прямой по определению налог на прибыль, при условии переложения его на цены, становится косвенным. В свою очередь, косвенные налоги не всегда могут быть переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в полном объеме примет товар по завышенным ценам.

То есть граница между прямыми и косвенными налогами нередко бывает условным. Несмотря на эту условность, в экономической литературе отдельные автори24 предлагают отменить такое разделение, а в качестве критерия классификации налогов принять принцип, который позволяет оценить влияние каждого из них на мотивы экономического поведения производителя. Не подвергая сомнению необходимость и важность такой классификации налогов, следует отметить, что она имеет право на существование не вместо, а наряду с классификации на прямые и косвенные. С точки зрения фискальной направленности налогообложения, что имеет непереходный значение, деление налогов на прямые и косвенные не теряет своей актуальности.

Именно поэтому довольно распространены поиски дополнительных критериев деления налогов на прямые и косвенные. В частности, авторы учебника “Налоговая система Украины”25 дополняют этот раздел критерием учета платежеспособности плательщика. Следует, наверное, согласиться с таким мнением. Действительно, такой подход позволяет более четко определить их различия. И все же упомянутая условность продолжает иметь место, а значит, требует взвешенного отношения к рекомендациям, особенно категоричных, которые встречаются в экономической литературе, например, относительно полной отмены косвенных налогов. Следует учитывать, что условная именно классификация прямых и косвенных налогов, а не система прямого или косвенного налогообложения, которая реальна и постоянно действует на основе всей совокупности налогов. Это особенно важно учитывать при построении эффективной налоговой системы.

Исторически прямое налогообложение возникло раньше, чем косвенное. С ходом времени сложилось так, что прямые налоги поделились на три вида. Объектом первого вида является капитал, при этом налоги взимаются только с определенных видов доходов (налог на землю, налог на имущество, налог на наследство и дарения). Объектом второго вида является самостоятельная появление частного капитала, например, личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды). Объектом третьего вида налогов является совокупная деятельность материального, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, на промысел).

Прямые налоги делятся на две группы: личные и реальные. Разница между ними - в соотношении плательщика и объекта налогообложения. При личном налогообложении первичным является плательщик, и налоги устанавливаются персонально для него, а вторичным - объект обложения. При реальном обложении предполагается налогообложения имущества по внешним признакам, то есть первичным выступает объект обложения, а вторичным - плательщик.

Итак, личные налоги - это налоги, которые устанавливаются лично для конкретного плательщика в зависимости от его доходов. В современной практике налогообложения видами личных налогов является подушный, подоходный, имущественный, на наследство и дарение.

Реальные налоги - это налоги, которые предусматривают налогообложение имущества по внешним признакам; их плательщиками являются собственники имущества, независимо от доходов. К этим налогам относятся земельный, домовой, промышленный, на денежный капитал.

В современных условиях экономического развития прямые налоги являются базисом налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, потому что они имеют значительные преимущества по сравнению с косвенными. Можно выделить основные из них:

- прямое налогообложение дает возможность государству влиять на экономические процессы (инвестиционную активность, накопление капитала, совокупное потребление, деловую активность), например, налог на прибыль имеет сравнительно невысокую удельный вес в доходах бюджета-за низкой рентабельности, и существует возможность его широкого использования в качестве рычага регулирования экономики;

- прямые налоги дают возможность установления прямой зависимости между доходами плательщика и его отчислениями в бюджет, то есть реализуется принцип справедливости, но большое значение имеет установление подхода к градации ставок. Справедливость прямого налогообложения не является автоматически действующим аксиомой, она реализуется через шкалу;

- прямые налоги распределяют налоговое бремя так, что тот, кто имеет высокие доходы, платит в бюджет больше, чем тот, кто имеет более низкие доходы.

Таким образом, прямые налоги объективно в большей степени обладают стимулирующими возможностями относительно непосредственных товаропроизводителей. Их влияние на процессы воспроизводства осуществляется непосредственно, через уменьшение или увеличение прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщиков налогов. С точки зрения макроэкономики, регулируется как инвестиционный, так и потребительский спрос и предложение. Одновременно государство влияет на направления использования национального дохода. Прямые налоги при определенных условиях ( которые не ограничиваются уровнем налоговой ставки) способны полностью уничтожить стимулы к совершенствованию производства и накопления капиталов. Зато эффективно построена система прямого налогообложения, что обладает необходимой гибкостью, способна достичь четко поставленных целей или, наконец, смягчить недостатки, которые на данном отрезке времени трудно устранить или предотвратить. Объективно заложены в прямых налогах существенные стимулирующие возможности объясняют широкое использование и постоянное совершенствование их механизма в странах, поставивших целью достижения высокого уровня экономического развития на базе расширения и повышения эффективности общественного производства.

Схема 2.1.

Схема 2.2.

Ориентация на использование прямых налогов в качестве центрального элемента налоговой системы представляет собой важное направление построения цивилизованной налоговой системы. Такие тенденции характерны для ряда ведущих стран с развитой рыночной экономикой, в частности США и Японии, хотя каждая из них имеет свои особенности. Зато нельзя не отметить, что соотношение в мобилизации налоговых поступлений между прямыми и косвенными налогами в значительной степени определяется уровнем экономического развития и, соответственно, стабильностью роста накоплений, а также национальными особенностями. Именно поэтому перспективы использования всей совокупности налогов должны исходить из принципов целостности и системности налогообложения, а не механического сочетания прямых и косвенных налогов.

Главным среди прямых налогов выступает налог на прибыль (доход). Налогообложения прибыли, с одной стороны, обеспечивает зависимость государственного бюджета от процессов, которые происходят в материальном производстве, а с другой - предоставляет широкие возможности осуществления мероприятий по государственному регулированию экономики. Последнее имеет особое значение и, в то же время, требует особого внимания и осторожности. Поэтому чрезвычайно важно учитывать это, несмотря на тенденции, которые могут оказаться относительно значимости этого налога в доходах бюджета.

Специфика динамики прибыли, ее склонность к значительным колебаниям в зависимости от фаз экономической конъюнктуры и воспроизводственного цикла обусловливает более значительные колебания поступлений в государственный бюджет, чем в случае с НДС. Те процессы, которые происходят сейчас в экономике, не способствуют росту доходов хозяйствующих субъектов. Это накладывает существенный отпечаток на определение структуры налоговой системы в Украине и перспектив ее дальнейшего развития. Последние более реально связывать с ростом базы налогообложения. Кроме того, техническая сложность налога на прибыль, связана с необходимостью расчета себестоимости реализованной продукции и налогооблагаемой прибыли, также может быть одной из причин нецелесообразности односторонней направленности национальной налоговой системы на данный вид налога.

В системе прямых налогов, которые платят физические лица, ведущее место занимает подоходный налог. Переход к рынку создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере роста доходов взыскивать с них денежные средства в больших размерах. Сегодня доля налога на прибыль граждан в доходной части бюджета Украины ниже доли налога на прибыль предприятий, что не соответствует мировой практике. Однако это реалии, которые сложились в Украине. Постепенное изменение функционального распределения доходов в экономике в направлении повышения роли доходов населения будет способствовать совершенствованию структуры налоговой системы. Решение этих вопросов должно происходить через пересмотр всей политики заработной платы и доходов населения. Только в этом случае в перспективе можно будет повысить роль налога с доходов физических лиц в доходах бюджета.

Что касается недостатков, присущих прямым налогам, то они в значительной степени связаны с тем, что:

- прямая форма налогообложения требует сложного механизма бухгалтерского учета объекта налогообложения и взимания налогов, есть трудности с определением того, что относится к доходам;

- взимание прямых налогов требует высокого уровня контроля, расширения налогового аппарата, поскольку имеют место сокрытия доходов и уклонения от налогообложения;

- прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличие коммерческой тайны;

- прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, поскольку только в условиях реального рынка может сформироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальную прибыль. Последний является вероятной величиной - могут быть и убытки. То есть рыночные отношения не гарантируют получение прибыли, поэтому прямые налоги не могут стать стабильным источником доходов бюджета.

Решение этих проблем непосредственно связано с реализацией такой модели налогообложения, которая бы основывалась на органическом сочетании интересов государства и налогоплательщика.

Косвенные налоги играют значительную роль в формировании доходов государства и налоговом регулировании. Исторически основным видом косвенных налогов был акциз, при котором объектом налогообложения, как правило, выступала стоимость товаров, имевших определенную специфическую особенность (табак, алкогольные напитки, легковые автомобили) или уровень потребления которых значительно зависел от изменения цен. Сегодня в большинстве стран в подакцизные группы товаров включены: алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, легковые автомобили, драгоценности и другие предметы роскоши. Развитие косвенного налогообложения привело к появлению налога с оборота (своеобразного универсального акциза), который в некоторых странах трансформировался в налог с продаж или налог на добавленную стоимость.

Согласно мировой практике косвенные налоги, которые обычно называются налогами на потребление, включают три основных вида: налог с оборота, налог с продаж, которые использовались в практике развитых стран до 1950 года, а затем и налог на добавленную стоимость (НДС), который заменил во многих странах первые два вида и сегодня является ведущим косвенным налогом. В Западной Европе бюджет формируется наполовину из косвенных налогов. Сохраняя достоинства других налогов на потребление, НДС в значительной мере освобожден от их основных недостатков. Теоретически он представляет собой долю (%) от стоимости, добавленная на каждой стадии производства и обращения. Оставаясь многократным, НДС находится в прямой зависимости от реального вклада каждой стадии в стоимость конечного продукта, а следовательно, сохраняет возможности государства влиять на все стадии воспроизводства.

Общими чертами, выделяемых специалистами как основные и дают право на выделение этих налогов в особую группу налогов на потребление, является то, что все они направлены на конечное потребление, несут фискальную нагрузка без каких-либо дальнейших установок по использованию полученных сумм. Эти особенности имеют существенное значение при решении вопросов формирования налоговой системы в любой стране.

В зависимости от характера торговой деятельности, косвенные налоги делятся на три группы. Внутренняя торговля, связанная с использованием акцизов и фискальных монополий, в используется внешний пошлина на товары. Поскольку косвенные налоги реализуются в цене товаров, то налоговое бремя падает на те группы населения, которые характеризуются более высоким уровнем потребления. Их виды зависят от особенностей ценообразования, и отсюда следует, что распределение налогов.

Косвенные налоги являются одной из причин роста цен на потребительские товары и уплачиваются потребителями косвенно в виде более высокой платы за товары. То есть признаком косвенных налогов является завуалированная от настоящих плательщиков форма изъятия части их доходов.

По своему содержанию косвенные налоги имеют регрессивный характер: чем больше доход, тем меньше удельный вес косвенных налогов в доходе потребителя, и наоборот, чем меньше доход, тем больший удельный вес данных налогов. Таким образом, косвенные налоги являются наиболее социально несправедливыми.

Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к рыночной цене. Они характерны для систем рыночного ценообразования, при котором государство почти не вмешивается в этот процесс. Она устанавливает только надбавку к цене, что характеризует ее доход, который она забирает от объема реализации товаров. В зависимости от методики установления надбавки различают фиксированные и пропорциональные ставки акцизов.

Содержание фискальной монополии заключается в установлении государством такой цены, которая бы обеспечивала ей определенные поступления. Фискальная монополия выражает прибыль государства от реализации монопольных товаров. Она может быть полной или частичной. При частичной государство монополизирует только процесс ценообразования, или ценообразование и процесс производства определенных товаров, или ценообразование и реализацию. При полной монополии государство оставляет за собой исключительное право на производство и реализацию отдельных товаров по установленным ею ценам. Объектом фискальных монополий всегда были наиболее массовые потребительские товары: соль, алкогольные напитки, табак, спички и т.д.

Важным видом косвенных налогов является таможенная пошлина, которая устанавливается при ввозе и вывозе товаров через границу и перевозке товаров транзитом по территории страны. В практике налогообложения существуют различные формы пошлины: статистическое, фискальные, протекционистские, антидемпинговое, преференциальный, зрівнювальне.

Косвенные налоги имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные из них.

К преимуществам косвенных налогов относятся:

- скорость и регулярность поступлений в бюджет;

- увеличение доходов государства при росте населения и его благосостояния;

- выравнивание межрегионального распределения доходов, поскольку потребление почти равномерно в территориальном разрезе;

- осуществление сдерживающего влияния на потребления товаров, вредных для здоровья и нравственности населения;

- возможность влияния государства на развитие производства и сферы услуг;

- удобство, которое заключается в том, что они характеризуются близостью к месту внесения, отсутствием потери времени при внесении, не имеют принудительного характера, не требуют накопления определенных средств.

Наряду с этим, нельзя абстрагироваться и от тех недостатков, которые привносятся в налоговую систему необоснованным использованием косвенных налогов. Главный из них, что, в конечном счете, послужил одной из основных причин критики со стороны ученых и практиков, - это отсутствие непосредственной зависимости от размера доходов плательщиков, регрессивный характер. К. Маркс считал налоги на потребление налоги на бедных, а потому остро осуждал. Группы лиц с низким уровнем дохода в качестве налога в цене потребительских товаров платят большую долю своего дохода по сравнению с высокодоходными группами. Поэтому проблема обеспечения эффективности введения этих налогов должна учитывать величину дифференциации населения по уровню доходов и относительную долю низкооплачиваемых категорий населения.

Социальная несправедливость косвенных налогов в определенной степени может нейтрализоваться государством путем изъятия товаров первой необходимости из круга налогооблагаемых. Но возникает противоречие: ведь скорость поступления налогов, стабильность и равномерность обеспечиваются именно налогообложением товаров широкого потребления. Поэтому государству необходимо наиболее полно учесть интересы всех членов общества, прийти к компромиссному распределения налогового бремени.

В современных условиях влияние косвенных налогов на повышение цен, кроме негативности именно этого фактора, достаточно обоснованно считают источником развития инфляционных тенденций. На наш взгляд, не менее существенным недостатком косвенных налогов следует считать ограниченные возможности их использования для стимулирования производства. Некоторые возможности стимулирования заложены в косвенных налогах по регулированию структуры потребления, однако их реализация находится в непосредственной связи с отработкой механизма определения и взимания. Практика убедительно свидетельствует, что не всегда регулирования потребления путем косвенных налогов влечет за собой только положительные результаты.

Сочетание прямых и косвенных налогов - характерная черта налоговых систем современных государств. За счет их оптимальной структуры в значительной мере может быть решен то глубокое противоречие целевых установок, стоящих перед налоговой системой. Отличие заключается в их соотношении.

По исследованиям фахівців26, в последние два десятилетия общая картина прямого и косвенного налогообложения в развитых капиталистических странах имела такой вид:

- прямые налоги преобладают в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии; повышение их роли произошло в Великобритании, Германии, Финляндии, Канаде, Японии и США;

- косвенные налоги преобладают в Норвегии, Франции, Австралии, Италии, Ирландии, Греции, Испании; повышение их роли произошло в Австралии, Италии и особенно в Швеции;

- относительно уравновешенной структурой прямых и косвенных налогов характеризуются Норвегия, Италия, Финляндия и Швеция.

Анализ показывает, что средняя эластичность (зависимость роста (падения) поступлений от определенного вида налога, от роста (падения) ВВП в номинальном выражении) доходов от прямых налогов превышала 1, а от косвенных - была меньше 1. В целом она была больше 1, поэтому можно утверждать, что налоговые системы капиталистических стран характеризуются высокой эластичностью, которая обеспечивает им “автоматическое” рост налоговых доходов при росте ВВП.

Общие тенденции в налогообложении реализуются и в таком направлении: с ростом уровня налоговых поступлений доля косвенных налогов снижается. Так, средний показатель по странам Организации экономического сотрудничества и развития снизился с 33,7 в 1965 г. до 27,6 % в 1990 г., а по странам Европейского Сообщества - в соответствии с 35,6 до 29,5 %27.

Основной фактор, определяющий соотношение между прямыми и косвенными налогами, - это жизненный уровень основной массы населения. Низкий уровень объективно ограничивает масштабы прямых налоговых поступлений с доходов юридических и физических лиц. Такую закономерность особенно четко иллюстрируют приведенные ниже данные, рассчитанные группой российских вчених28 (табл. 2.1).

Вместе с тем, существует и другой фактор - национальные особенности отдельных стран, что обусловливает наличие различных стереотипов относительно тех или иных налогов. Так, в группе развитых стран четко выделяются такие, где доля косвенных налогов в общих налоговых поступлениях находится в пределах 28-35 % (Япония, США, Канада), и те, где эти величины достигают 45-55 % (Англия, Германия, Италия, Франция). Если, например, в Италии доля косвенных налогов снизилась в анализируемом периоде более чем на 13 %, то во Франции, где исторически предпочтение отдавалось косвенным налогам, такое сокращение составило лишь 9,3 %.

Таблица 2.1

Взаимосвязь доли косвенных налогов в общих налоговых поступлениях и размеров ВНП на душу населения

То есть соотношение между прямыми и косвенными налогами отличается не только относительно развитых стран и развивающихся стран, а также в отношении отдельных стран, которые входят в ту или иную группу.

Мировой опыт использования прямого и косвенного налогообложения приводит к выводу о недопустимости их противопоставления без основательного исследования социально-экономических условий, сложившихся в стране, этапов исторического развития, которые прошла налоговая система, в том числе таких ее составляющих, как налоговый контроль и налоговая сознание подавляющей части населения, и объективно присущих этим налогам функциональных рис. Еще А. Смитом и
Д. Рикардо была провозглашена мысль о целесообразности и необходимости сочетания прямых и косвенных налогов при формировании налоговой системы. Проблема заключается в нахождении пределов оптимального соотношения между этими двумя, крайне необходимыми структуроформуючими элементами налогообложения, и она должна решаться, исходя прежде всего из присущих этим налогам преимуществ и недостатков.

Книга: Развитие налоговой системы в переходной экономике - Мельник

СОДЕРЖАНИЕ

1. Развитие налоговой системы в переходной экономике - Мельник
2. 1.2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
3. 1.3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СТРУКТУРЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИК
4. Раздел 2. Теоретическая модель налоговой системы в переходной экономике 2.1. НАЛОГ - ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
5. 2.2. ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
6. 2.3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
7. 2.4. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ РЫЧАГОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
8. Раздел 3. Противоречия налоговой системы Украины 3.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ И ОЦЕНКА ЕЕ СТРУКТУРЫ
9. 3.2. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
10. 3.3. СБАЛАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ
11. 3.4. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИСТОЧНИК ПРОТИВОРЕЧИЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
12. Раздел 4. Рационализация налоговой системы 4.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ
13. 4.2. РЕШЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
14. 4.3. УКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
15. ЛИТЕРАТУРА
16. ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
17. ПЕРЕЧЕНЬ РИСУНКОВ И СХЕМ

На предыдущую