lybs.ru
Наша национальная проблема - недостаток чувства иерархии. / Евгений Маланюк


Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник


Взаимосвязь налоговой политики с налоговым менеджментом субъектов хозяйствования

2. Правовое регламентирование взыскания налогов и налогового регулирования.

3. Взаимосвязь и соотношение налоговой политики и налогового менеджмента.

1. Понимание понятия “налоговое бремя” и умение его анализировать во многом определяет налоговую работу налогоплательщиков и их налоговый менеджмент.

Некоторые экономисты предлагают понимать под налоговым бременем величину налоговой суммы, которая зависит от размеров прибыли. То есть под этим термином понимают долю прибыли, которая идет на уплату налогов.

Но данный метод расчета является несовершенным, ведь он учитывает только налоги, которые платятся с прибыли, и не дает реальной оценки состояния дел в налогообложении, а значит - не может быть использован для детального анализа. Объемы производства, а значит и объемы прибылей, зависят не только от прямых налогов, источником уплаты которых является прибыль, но и от косвенных, перекладываются на потребителя и сокращают потенциальный спрос. Они приводят к свертыванию потенциальных объемов производства и сокращение совокупных потенциально возможных доходов предприятий. Аналогично действуют и налоги с населения, различные сборы, применяемые в Украине.

Для оценки налогового бремени в Украине целесообразно использовать анализ, основанный на применении показателя уровня налогообложения юридических и физических лиц.

Уровень налогообложения зависит от жесткости шкалы налогообложения, которая определяется как средневзвешенное нагрузку с основных налогов (д).

Также он зависит от уровня сбора этих налогов, который оценивается суммарной долей основных налогов в ВВП (t).

То есть уровень налогообложения можно рассчитать по формуле:

r = g / t.

Средневзвешенное нагрузки p основных налогов, формирующих доходы бюджета, можно рассчитать по формуле:

g =∑i(Bi Ai / Hi),

где Аи - объемы отдельных видов налогов в доходах сводного бюджета;

Ві - доля отдельного вида налога в суммарном объеме основных налогов, формирующих доходы бюджета в определенном году;

Ни - базовые показатели для начисления соответствующего налога.

Долю налогов, формирующих доходную часть бюджета в ВВП можно рассчитать по формуле:

t = ∑i(Ai / Wi),

где Wi - объем ВВП за соответствующий год.

Используют еще один метод расчета налогового давления на плательщиков. Это определение показателя уровня налогообложения на основе добавленной стоимости. Это аргументируется тем, что источником всех налогов является именно добавленная стоимость. Так, ее частью является заработная плата, из которой исчисляется подоходный налог и на которую начисляются сборы на обязательное пенсионное. Последние включаются производителями в себестоимость продукции, переводятся в ценах товаров на потребителя и оплачиваются им из собственных доходов. Другой частью является прибыль, которая облагается налогом на прибыль предприятий. Кроме того, из общей величины добавленной стоимости, созданной предприятием, взимается НДС.

Следовательно, величина уровня налогообложения может быть определена последовательным уменьшением добавленной стоимости пропорционально налоговым ставкам:

Н = [1 - (1 - Пд) (1 - Пп) / (1 + Пф)] / (1 - Ун),

где Н - уровень налогообложения в стране;

Пд - средняя величина ставки НДС;

Пп - средняя величина ставки подоходных налогов;

Пф - средняя величина ставки сборов на обязательное пенсионное, социальное страхование и в Фонд Чернобыля;

Ун - удельный вес косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений.

Все составляющие формулы используют в долях единицы. Средние ставки налогов и сборов нужно рассчитывать путем деления суммы поступлений соответствующих налогов на базовый показатель для их начисления.

Чтобы больше приблизить анализ к реальной действительности, следует провести его на основе показателей микроуровня. То есть можно рассчитывать налоговое давление на отдельные предприятия как отношение начисленных за период (год) налогов и сборов в произведенной добавленной стоимости (суммы прибыли и расходов на оплату труда).

2. Законодательное регламентирование установления и взимания налогов является основой налоговой работы и налогового менеджмента как плательщиков, так и налоговой службы. Налоговые отношения в обществе могут существовать и развиваться только на базе принятия и полного соблюдения соответствующих законов. Без наличия таких законов или в условиях их нечеткой определенности налоговая работа теряет ориентиры.

Функцию принятия законодательных актов в налоговой сфере, как и других законов, в Украине осуществляет высший орган государственной власти - Верховный Совет. Подготовка проектов соответствующих законов возложена на Кабинет Министров и непосредственно в Государственную налоговую администрацию Украины. Проекты могут также вноситься отдельными народными депутатами. Поскольку налогообложение - довольно специфическая сфера, то к подготовке проектов законов широко привлекаются специалисты. Проект рассматривается профильным комитетом Верховной Рады, по выводам которого рекомендуется к рассмотрению сессии.

Правовое регламентирование в сфере налогообложения начинается с установления состава налоговой системы. На сегодня это регулируется законом “О системе налогообложения”. Он определяет принципы системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, направления их зачисления, объекты налогообложения, права налогоплательщиков и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Определив принципы построения и состав налоговой системы, необходимо законодательно отрегулировать взимания налогов путем принятия отдельных законов по каждому из них. Эта работа тоже возлагается на Верховную Раду. В условиях расширенных полномочий правительства в 1992 - 1993 гг. законодательное регламентирование по отдельным налогам осуществлялось путем принятия соответствующих декретов Кабинета Министров Украины. Вопросы налогообложения, не урегулированные на законодательном уровне, могут регулироваться указами Президента (до принятия соответствующих законов).

Для лучшей организации налоговой работы планируется возведение всех законов по вопросам налогообложения в единый кодекс.

Законы и другие законодательные акты являются отправной точкой, но еще не достаточным условием организации налоговой работы. Они устанавливают основные принципы и объекты налогообложения, плательщиков налогов, ставки, льготы, порядок и формы расчетов только в обобщенном виде, тогда как для четкой организации налоговой работы нужны документы, которые детально определяют порядок взимания налогов (за исключением законов прямого действия). Роль таких документов в правовом регламентировании работы налоговой играют инструкции, методические рекомендации и письма Государственной налоговой администрации. Они должны конкретизировать законодательный акт. Но обязательными для исполнения плательщиком лишь при условии регистрации Министерством юстиции Украины.

3. Становление в Украине рыночных отношений требует распространения на все субъекты хозяйствования, включая и государственный сектор экономики, некоммерческие и коммерческие организации, менеджерской практики управления финансовыми потоками. Налоговый менеджмент - это совокупность специфических форм и методов осуществления управления (планирования, организации, контроля) процессом налогообложения предприятия.

Основными задачами налогового менеджмента являются:

1. Прогнозирование объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения экономических оборотов;

2. Выбор наиболее выгодных вариантов налогообложения.

Исходя из сказанного, некоторые авторы называют налоговый менеджмент субъектов хозяйствования налоговой политикой предприятий (внутренней налоговой политикой хозяйствующих субъектов).

Рациональную систему налогового менеджмента позволяют организовать нормы налогового права. То есть налоговый менеджмент регулируется законами и подзаконными актами и зависит от целого круга законодательных требований.

Налоговая политика в широком понимании представляет собой систему мероприятий государства в области налогообложения, направленных на реализацию поставленных перед обществом задач развития.

Основными ее задачами являются:

• создание оптимальной системы налогообложения, которая бы не сдерживала развитие предпринимательства;

• обеспечение доходной части бюджета, достаточного для удовлетворения государственных нужд.
Следовательно, налоговая политика является понятием гораздо шире и весомее, на основе которого необходимо осуществлять налоговый менеджмент. Последнее одновременно доказывает тесную связь между этими понятиями. Поэтому, осуществляя процесс управления налогообложением на предприятии, налоговый менеджмент должен исходить из тех границ, которые определены налоговым законодательством.

Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник

СОДЕРЖАНИЕ

1. Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник
2. Содержание курса
3. Задания для самостоятельной и индивидуальной работы студента
4. Вступление
5. Взаимосвязь налоговой политики с налоговым менеджментом субъектов хозяйствования
6. Организация работы с налогообложения у налогоплательщиков
7. Экономический анализ в системе управления податкоспроможністю субъектов хозяйствования
8. Изучение состояния рынка продукции как внешнего фактора налогоспособности субъектов хозяйствования
9. Оценка уровня затрат субъектов хозяйствования как фактора налогоспособности
10. Оценка финансовых результатов и рентабельности как факторов налогоспособности
11. Финансовое состояние субъектов хозяйствования и их налогоспособность
12. Управленческие решения микроуровня по налогоспособности
13. Планы семинарских занятий
14. Рекомендуемые задания для тестового контроля знаний (правильные ответы выделены)
15. Словарь основных терминов
16. Литература

На предыдущую