lybs.ru
Как не верить в Богов, если ты - их избранник! / Андрей Коваль


Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник


Организация работы с налогообложения у налогоплательщиков

2. Налоговый учет у налогоплательщиков: организация и требования. Налоговая отчетность.

3. Минимизация налоговых платежей. Планирование и прогнозирование сумм налогов, причитающихся к уплате.

4. Юридическая защита прав налогоплательщиков.

1. Налоговая работа хозяйствующих субъектов основывается на законодательно определенных правах и обязанностях налогоплательщиков.

На основе Закона Украины “О системе налогообложения” плательщики налогов и сборов обязаны:

а) вести бухгалтерский и налоговый учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее хранение в сроки, установленные законом;

б) представлять в государственных налоговых органов и других государственных органов в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов,

в) уплачивать надлежащие суммы налогов и сборов в установленные законами сроки;

г) допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов.

Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц и физические лица во время проверки, которая проводится государственными налоговыми органами, обязаны давать объяснения по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных законами, выполнять требования государственных налоговых органов относительно устранения выявленных нарушений законодательства о налогообложении и подписать акт о проведении проверки.

Плательщики налогов и сборов имеют право:

1) представлять государственным налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогообложению;

2) получать и знакомиться с актами проверок, проведенных государственными налоговыми органами;

3) обжаловать в установленном законом порядке решения государственных налоговых органов и действия их должностных лиц.

2. С развитием рыночных отношений налоговый учет становится одним из основных видов учета в государстве. Довольно долгое время он существовал в составе бухгалтерского учета, но с 1998 года был выделен как обязательный для ведения всеми субъектами хозяйствования. В основном он базируется на законодательстве о налогообложении прибыли и о налоге на добавленную стоимость. Этими двумя законами установлены правила ведения налогового учета.

В основном налоговый учет пользуется теми же первичными документами и реестрами, что и бухгалтерский, но в то же время имеет существенные отличия, которые заключаются в необходимости ведения таких документов, как налоговые накладные, и таких реестров, как книга учета продажи товаров и книга учета приобретения товаров. Кроме того, с целью упрощения учета налога на прибыль субъектам хозяйствования рекомендовано вести книгу учета валовых доходов и книгу учета валовых расходов. В системе же бухгалтерского учета названные документы не применяются.

Налоговый учет регулируется не только законодательством, а также подзаконными актами ГНА Украины и Министерства финансов. Однако каждому субъекту хозяйствования следует помнить, что нормативные акты, изданные ГНА Украины или Министерством финансов и не зарегистрированы в Министерстве юстиции, не имеют юридической силы, то есть носят пояснительный характер и не должны приниматься во внимание судами при рассмотрении дел относительно споров между плательщиками и налоговыми органами.

Налоговый учет существует не только в Украине. Его необходимость заключается в обеспечении условий для проведения государственного контроля за соблюдением налогового законодательства субъектами хозяйствования.

Основные правила налогового учета в Украине изложены в законодательстве о налогообложении прибыли и налога на добавленную стоимость (порядок учета других налогов совпадает с бухгалтерским). Они касаются установления таких параметров:

• налоговых периодов (квартал, год);

• даты увеличения валовых доходов, валовых расходов, налоговых обязательств, налогового кредита;

• правил оформления и предоставления налоговых накладных:

• правил ведения реестров учета.

Двойная запись в налоговом учете в отличие от бухгалтерского, осуществляется не всегда.

По данным налогового учета субъекты хозяйствования составляют налоговую отчетность, которую подают в низовых органов государственной налоговой службы.

В налоговой отчетности отражается база, объекты налогообложения, пользования льготами, суммы начисленных и уплаченных налогов по каждому из их видов.

Различают налоговую отчетность 2 видов:

1) налоговые декларации;

2) расчеты налогов и сборов.

Юридические лица составляют налоговые декларации с 2 налогов: НДС и налога на прибыль. Физические лица, когда не являются плательщиками НДС, составляют одну декларацию о доходах физических лиц.

Время и порядок представления налоговой отчетности налоговое законодательство жестко регламентирует. По составу форм налоговой отчетности, ее конкретной формы и конкретного объема данных, то эти вопросы регламентируются нормативными актами ГНА и Министерством финансов.

Также на законодательном уровне определяется ответственность плательщиков за непредставление или несвоевременное представление ими налоговой отчетности. Это предусматривает применение финансовых санкций к субъектам хозяйствования и административных штрафов к должностным лицам.

3. В условиях рыночной экономики каждый субъект хозяйствования заинтересован в уменьшении сумм налогов, уплачиваемых государству. Проблема минимизации налоговых платежей в значительной степени решается посредством формирования эффективной налоговой политики предприятия.

Налоговая политика предприятия представляет собой выбор наиболее эффективного варианта уплаты налоговых платежей при альтернативных направлениях его хозяйственной деятельности. В отдельных случаях разработанная налоговая политика сама может быть критерием корректировки хозяйственной деятельности предприятия.

Формирование эффективной налоговой политики предприятия базируется на следующих основных принципах:

- строгом соблюдении действующего налогового законодательства:

- поиске и использовании наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения;

- целенаправленном воздействии на различные элементы базы налогообложения в зависимости от групп налогов по источникам их уплаты;

- оперативном учете изменений в действующей налоговой системе;

- плановом определении сумм предстоящих налоговых платежей.

1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Реализация этого принципа обусловливает исключение возможностей уклонения от налогов, которые должны быть уплачены согласно реальных результатов хозяйственной деятельности. Ни одна из форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальной прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка платежей) не может быть использована предприятием, которое заботится о своей высокой репутации.

2. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения. В процессе реализации общей стратегии своего экономического развития предприятие в своих тактических хозяйственных решениях должно широко использовать возможности минимизации налоговой базы в соответствии с действующей налоговой системы, прежде всего, установленную систему прямых и косвенных налоговых льгот и преференций (исключительных льгот по определенным видам хозяйственных операций).

3. Целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в зависимости от групп налогов по источникам их уплаты. Это определяет необходимость дифференцированного подхода к управлению выплатой налогов за счет цены продукции, себестоимости и прибыли предприятия.

4. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная предприятием налоговая политика не является неизменной и должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения (появлением новых видов налогов, пошлин; изменением ставок налогообложения; предоставлением предприятиям новых налоговых льгот и отменой действующих). В таком случае должна корректироваться не только налоговая политика, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях - и направления хозяйственной деятельности предприятия.

5. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должна быть положена сумма прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также предполагаемый объем его хозяйственной деятельности.

Разработка эффективной налоговой политики предприятия требует высокой квалификации исполнителей и комплексного участия различных служб предприятия-плановой, финансовой, юридической, бухгалтерской.

По источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи подразделяются на три основные группы:

1) налоговые платежи, включаемые в цену продукции (основное место среди них занимают налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и таможенные пошлины);

2) налоговые платежи, относимые на себестоимость продукции (основное место среди них занимают сборы на пенсионное и социальное страхование, в том числе страхования на случай безработицы);

3) налоговые платежи, уплачиваемые за счет прибыли (основное место среди них занимает налог на прибыль).

Все указанные налоговые платежи, на какой бы стадии хозяйственной деятельности предприятия они не взимались, в конечном итоге уменьшают размер чистой прибыли предприятия и возможности формирования за счет этого источника собственных финансовых ресурсов, направляемых на производственное развитие. Поэтому каждым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить повышение темпов своего экономического развития.

Эффективная налоговая политика предприятия должна осуществляться по следующим этапам:

- определение направлений хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок и объектов налогообложения;

- выявление возможностей уменьшения базы налогообложения за счет прямых налоговых льгот;

- учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики;

- учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия;

- планирование суммы налоговых платежей в предстоящем периоде, исходя из суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия.

1. Определение направлений хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок и объектов налогообложения.

Так, например, валовой доход от страховой деятельности облагается по ставке 3 % и не подлежит налогообложению налогом на прибыль. А суммы доходов нерезидентов, полученные в виде страховых взносов (платежей, премий), облагаются налогом по ставке 10 % у источника их выплаты за счет таких выплат.

2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения предприятия за счет прямых налоговых льгот.

Налоговые льготы предоставляются обычно в следующих основных формах: а) уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставки); б) предоставление налогового кредита; в) полное освобождение от уплаты отдельных налогов.

При использовании предприятием прямых налоговых льгот нужно учесть, что все они носят целевой характер. Согласно цели их предоставления и использования при формировании налоговой политики все налоговые льготы рекомендуется подразделять на три группы:

1) налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям предприятий. К их составу относятся льготы, предоставляемые предприятиям общественных организаций инвалидов. Так, полностью освобождаются от налогообложения прибыли предприятия, основанные Всеукраинской общественной организацией инвалидов;

2) налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственных операций. В их состав, например, относятся льготы, связанные с реализацией инновационного продукта. В этом случае прибыль, полученная от реализации инновационного продукта, облагается налогом по ставке 50 % от базовой ставки (30 %);

3) налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов продукции. К их составу относятся льготы по уплате: налога на добавленную стоимость, акцизного сбора (он установлен лишь по отдельным группам товаров) и пошлины.

Согласно такому группировка прямых налоговых льгот предприятия могут на альтернативной основе формировать свою налоговую политику, соответствующим образом диверсифицируя организационные формы своих филиалов (дочерних предприятий), корректируя хозяйственные и финансовые операции, ассортимент продукции.

3. Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия.

Состав косвенных налоговых льгот определяется всеми возможностями уменьшения базы налогообложения в разрезе отдельных групп налогов. По группе налогов, относящихся на себестоимость продукции, такие возможности достигаются прежде всего за счет уменьшения фонда потребления (фонда оплаты труда). с группой налогов, включаемых в цену товара, основные резервы заключаются в искусном маневрировании ценами реализации и ассортименту продукции. По группе налогов, уплачиваемых за счет прибыли, основные возможности заключаются в скорейшем списании отдельных расходов, например, путем ускоренной амортизации основных фондов.

За счет искусного использования непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятие может значительно уменьшить налогооблагаемую базу, а соответственно, и сумму налоговых платежей.

4. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия.

Формирование эффективной налоговой политики отдельных предприятий непосредственно связано с региональной диверсификацией их деятельности, что позволяет использовать налоговые преимущества отдельных территорий.

При формировании налоговой политики предприятий выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:

1) специальные (свободные) экономические зоны своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный правовой режим хозяйственной деятельности и специальный порядок установления налогового режима;

2) страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной диверсификации деятельности предприятий в том случае, если с ними установлены широкие хозяйственные связи и действует льготный таможенный режим. Для наших предприятий объектом такой региональной диверсификации является, как правило, страны СНГ и другие пограничные государства;

3) оффшорные территории. Термин “оффшор” означает, что учредители создают свои предприятия вне территории страны, в которой они проживают (являются резидентами). Как правило, для этого выбираются территории с очень низким уровнем налогообложения (а иногда и безналоговые территории).

При осуществлении региональной диверсификации деятельности выбор конкретной оффшорной территории зависит от конкретной цели хозяйственной деятельности предприятия, налогового режима, развитости коммерческой и финансовой инфраструктуры, стоимости инкорпорирования и ряда других условий. Привлекательность открытия оффшорных предприятий заключается не только в возможностях легального уменьшения налоговых платежей, но и в других возможностях - обеспечении визовой поддержки государства регистрации, открытия за рубежом валютного счета и т.д.

5. Планирование суммы налоговых платежей на будущий период, исходя из суммы чистой прибыли.

При планировании суммы налоговых платежей, исходя из суммы чистой прибыли, предварительно рассчитываются следующие показатели: а) валовая прибыль от реализации продукции; б) фонд оплаты труда.

Плановые расчеты общей суммы налоговых платежей проводятся по следующим основным видам налогов и сборов.

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

в) акцизный сбор;

г) сбор на обязательное государственное социальное страхование, в том числе социальное страхование на случай безработицы;

д) сбор на обязательное пенсионное страхование.

Плановые расчеты осуществляются в следующей последовательности.

На первом этапе определяется сумма налоговых платежей от фонда оплаты труда. Учитывая, что налоговые платежи, указанные в пунктах “г”, “д”, рассчитываются по единой базе (фонд оплаты труда), в процессе расчетов ставки этих взносов суммируются с целью использования единой ставки отчислений. Расчет этой суммы налоговых платежей осуществляется по формуле:

Пф = (ФОТ ґ Сф) / 100,

где Пф - плановая сумма налоговых платежей, рассчитанная по сумме фонда оплаты труда;

ФОТ - плановая сумма фонда оплаты труда;

Уф - сводная ставка налоговых платежей от фонда оплаты труда.

На втором этапе определяется сумма налоговых платежей, входящих в цену реализуемой продукции. При этом по данным соответствующего периода предварительно рассчитываются и суммируются средние ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора (а на предприятиях с большим объемом внешне-экономической деятельности - еще и средний размер пошлины). Расчет этой суммы налоговых платежей осуществляется по формуле:

Пц = (ВД Сц) / 100,

где Пц - плановая сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции;

ВД - плановый размер валового дохода, исходя из целевой суммы прибыли от реализации продукции;

Сц - сводная ставка налоговых платежей, входящих в цену продукции.

На третьем этапе определяется сумма налога на прибыль. Расчет производится по формуле:

Пп = (ЧПц 100) / (100 - Сп) - ЧПц,

где Пп - плановая сумма налога на прибыль;

ЧПц - плановая сумма чистой прибыли;

Сп - ставка налога на прибыль.

На четвертом этапе определяется общая плановая сумма налоговых платежей предприятия Расчет осуществляется по формуле:

По = Пф + Пц + гПп,

где По - общая плановая сумма налоговых платежей предприятия, исходя из суммы чистой прибыли.

Этот расчет можно скорректировать на удельный вес сумм рассмотренных налоговых платежей в общей сумме всех налоговых платежей предприятия в отчетном периоде.

6. Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия.

Разработанная предприятием налоговая политика требует оценки ее эффективности. Такая оценка осуществляется с помощью системы соответствующих показателей, основными из которых являются:

а) коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику эффективности выбранного варианта налоговой политики и показывает, как соотносятся между собой показатели чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей. Расчет осуществляется по формуле:

Ео = ЧП / По,

где Ео - коэффициент эффективности налогообложения,

ЧП - плановая сумма чистой прибыли,

Пз - общая плановая сумма налоговых платежей;

б) налоговая вместимость реализации продукции. Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции. Расчет осуществляется по формуле:

Пм = По / ОР,

где Пм - плановая налоговая вместимость реализации продукции,

Пз - общая плановая сумма налоговых платежей;

ОР - плановый объем реализации продукции;

в) коэффициент льготного налогообложения. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по всем налоговым платежам в целом (или по отдельным видам налогов). При расчете этого показателя используется следующая формула.

Кпо = (∑ПП / (∑ПП + Пз)),

где Кпо - коэффициент льготного налогообложения;

∑ПП - общая сумма налоговых льгот, используемых предприятием;

Пз - общая плановая сумма налоговых платежей.

Эта система общих показателей может быть дополнена системой отдельных показателей, характеризующие долю отдельных групп налоговых платежей в себестоимости продукции, в цене продукции, в полученных прибылях.

С помощью приведенных выше показателей оцениваются альтернативные варианты налоговой политики предприятия, их сравнение позволяет выбрать для реализации наиболее эффективный вариант политики.

Дополнительные возможности оптимизации налогообложения имеют субъекты малого предпринимательства за счет применения упрощенной системы налогообложения. Но применение этого направления связано с законодательными ограничениями. Во-первых, упрощенной системе налогообложения имеют право пользоваться только предприятия, объем выручки которых не превышает 1 млн. грн.; во-вторых, среднесписочная численность работающих на таком предприятии не должна превышать 50 человек. Для определения оптимального налогообложения при данном ограничении важно установить, каков порядок налогообложения целесообразно применять на малом предприятии - упрощенный или общий. Для этого следует сравнить прогнозируемые суммы платежей за этими порядками.

4. Права налогоплательщиков определены законодательством “О системе налогообложения” (а в будущем - Налоговым кодексом). В стабильных налоговых системах они есть так же неприкосновенны, как и права частной собственности. Поскольку осуществление государственного контроля в сфере налогообложения производится отдельными служащими, то не исключена возможность субъективного взгляда на вопросы налогообложения и в связи с этим превышение служебных полномочий и нарушение прав плательщика. В каждой стране предполагается свой механизм защиты прав налогоплательщиков. В Украине этот механизм предусматривает следующие звенья:

1) именно законодательное закрепление прав;

2) разработку непосредственного порядка защиты прав налогоплательщиков.

В Украине принят такой порядок:

1. Плательщик в случае нарушения его прав обращается в ГНИ, которая рассматривает жалобу и по результатам рассмотрения готовит решение о признании недействительными результатов проверок, отмена финансовых санкций и административных штрафов, возврат незаконно взысканных сумм в бюджет, административное наказание виновных служащих. Жалобы на некорректные и неправильные действия должностных лиц, поданные в ГНИ, регистрируются в органах налоговой службы и в течение трех суток направляются вместе с необходимыми документами в вищчу налоговую администрацию вместе со всеми документами, которые касаются дела.

2. Если по результатам рассмотрения жалобы плательщика ГНИ дает отрицательный ответ, то плательщик имеет право обратиться с иском в суд.

Кроме того, в Украине существует ряд общественных организаций, которые на консультативных началах оказывают помощь плательщикам по защите их прав: ассоциация защиты налогоплательщиков, лига налогоплательщиков.

Существует целый ряд частных адвокатских контор и аудиторских фирм, которые имеют в своем штате соответствующих служащих.

Если плательщик считает, что к нему необоснованно применены финансовые санкции по результатам плановой документальной проверки, то, согласно действующему порядку, он в течение 10 дней со дня окончания проверки представляет в налоговую инспекцию обоснованные возражения. ГНИ готовит ответ на них и производится согласование отдельных положений акта. Если согласия не достигнуто, то ГНИ должна обратиться в суд. Решение суда будет узгоджуючим фактором и вступает в законную силу непосредственно после принятия и подлежит обязательному исполнению. Если плательщик не согласен с данным решением, то он обращается к высшему судебному органу. Согласно поданному заявлению, указанное решение временно прекращается.

Иск в высший судебный орган подается в письменной форме и подписывается следующими лицами:

- для юридических лиц: руководителем предприятия или другим лицом, полномочия которого определены законодательством или учредительными документами (например, главным бухгалтером);

- для физических лиц: гражданином-предпринимателем или его представителем.

Заявление-иск содержит следующие данные:

- наименование учреждения арбитражного суда;

- наименование сторон (истца и ответчика), их почтовые адреса;

- документы, подтверждающие за гражданином статус субъекта предпринимательской деятельности;

- стоимость иска, если он подлежит денежной оценке;

- исковые требования;

- обстоятельства, на которых основываются исковые требования;

- доказательства, которые подтверждают иск;

- обоснованный расчет суммы иска;

- перечень нормативно-правовых актов, на основании которых подается иск;

- перечень документов, прилагаемых к иску, и других доказательств.

До заявления-иска прилагаются документы, подтверждающие:

- решение предыдущего суда;

- обстоятельства, обосновывающие исковые требования;

- направление ответчику (органа налоговой службы) копии искового заявления и приложенных к нему документов, отсутствующих у ответчика;

- уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

К заявлению прилагается также копия акта оспаривается.

В определенных случаях суд имеет право принять одно из следующих решений:

- отложить рассмотрение дела или объявить перерыв в заседании;

- приостановить производство по делу;

- прекратить производство по делу;

- оставить иск без рассмотрения.

Решения суда могут быть пересмотрены в порядке надзора. Просмотр осуществляется по протесту прокурора. Генеральный прокурор уполномочен вынести протест в Высший арбитражный суд Украины, арбитражный суд Автономной Республики Крым, арбитражные суды областей, городов Киева и Севастополя. Прокурор Автономной Республики Крым, прокуроры областей и городов Киева и Севастополя - соответственно в арбитражные суды Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя.

Истец, кроме возврата ему незаконно или необоснованно взысканных денежных средств, может также требовать в судебном порядке компенсации морального ущерба, нанесенных неправильными действиями должностных лиц налоговой службы.

Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник

СОДЕРЖАНИЕ

1. Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник
2. Содержание курса
3. Задания для самостоятельной и индивидуальной работы студента
4. Вступление
5. Взаимосвязь налоговой политики с налоговым менеджментом субъектов хозяйствования
6. Организация работы с налогообложения у налогоплательщиков
7. Экономический анализ в системе управления податкоспроможністю субъектов хозяйствования
8. Изучение состояния рынка продукции как внешнего фактора налогоспособности субъектов хозяйствования
9. Оценка уровня затрат субъектов хозяйствования как фактора налогоспособности
10. Оценка финансовых результатов и рентабельности как факторов налогоспособности
11. Финансовое состояние субъектов хозяйствования и их налогоспособность
12. Управленческие решения микроуровня по налогоспособности
13. Планы семинарских занятий
14. Рекомендуемые задания для тестового контроля знаний (правильные ответы выделены)
15. Словарь основных терминов
16. Литература

На предыдущую