lybs.ru
Спасайтеся законом отецьким. / Иван Вышенский


Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник


Изучение состояния рынка продукции как внешнего фактора налогоспособности субъектов хозяйствования

2. Определение безубыточных объемов продаж и зоны безопасности предприятий.

3. Оценка решений о возможности принятия заказов по цене ниже себестоимости, их влияние на налогоспособность.

1. Состояние рынка в странах, где применяются экономические методы регулирования оказывает решающее влияние на финансовое состояние и налогоспособность юридических и физических лиц. Даже самая прогрессивная, с теоретической точки зрения, налоговая политика (государства или предприятия) будет иметь неудачные последствия, если ее применили без соответствующего анализа рыночной среды. Следует всегда помнить, что определяющим сигналом для развития производственной и в целом экономической активности является спрос. От его объемов и эластичности зависят объемы производства.

Эластичность спроса - изменение спроса под влиянием ряда факторов.

Количественное значение эластичности выражается коэффициентом эластичности, который показывает, на сколько процентов изменяется спрос на данный товар при изменении на 1% определенного фактора.

Различают эластичность по доходам и по цене. Ценовая эластичность показывает, на сколько изменится величина спроса на определенный товар при изменении его цены:

Эр = ((Q2 - Q1,) / (Q1 + Q2)) / ((P2 - Р1) / (Р1 + Р2)).

Следует лишь заметить, что величина спроса изменяется в направлении, противоположном изменению цены (об этом свидетельствует и наклон кривой спроса - вспомните с микро-, макроэкономики). В связи с этим при уменьшении цен по данной формуле мы получим отрицательное значение результата. Поэтому следует использовать распространенную практику “опускания” знака “минус” при анализе эластичности спроса по цене.

Эластичность по доходам показывает изменение спроса при изменении уровня доходов населения:

Эр = ((Q2 - Q1) / (Q2 + Q1)) / ((Y2 - Y1) / (Y2 + Y1)).

Если Е > 1 - спрос эластичный; Е < 1 - спрос неэластичен; Е = 1 - спрос единичной эластичности.

Перекрестная эластичность - это отношение изменения спроса на товар к изменению в цене товаров-заменителей или товаров-доповнювачів.

Если по результатам анализа мы получаем значение коэффициента Ер > 1, то есть имеем эластичный спрос (например, по цене), то это означает, что снижение цен на 1% дает предприятиям увеличение выручки более чем на 1%, то есть приводит к увеличению валовых доходов.

Именно поэтому детальному анализу подлежат изменение объемов спроса и его эластичности. Такой анализ следует проводить как на макроуровне, так и в разрезе региональных и локальных рынков. Определяя предложение, спрос через равновесные цены влияет на объемы доходов субъектов хозяйствования на финансовые результаты их деятельности, финансовое состояние в целом. Таким образом, спрос, как определяющая рыночная категория, оказывает влияние на способность субъектов хозяйствования уплатить налоги, предусмотренные государственным законодательством. Но не следует забывать и об обратной связи между налогообложением и состоянием рынка. Не только спрос, как основная составляющая системы формирования доходов предприятий, влияет на их налогоспособность, но и сами налоги (прежде всего переложены на население) способны влиять на объем платежеспособного спроса. То есть для любой системы налогообложения характерно наличие двух різнонапрямлених факторов:

1. Спрос определяет состояние рынка и влияет на налогоспособность предприятий.

2. Прямые налоги с населения и все косвенные налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос.

Но характерным признаком обоих этих факторов является то, что их действие имеет одинаковый результат: в обоих случаях определяется конечная возможность предприятий уплатить наложенные на них налоги.

Анализируя спрос и состояние рынка в целом, следует, прежде всего, учитывать, что такой анализ осуществляется через исследование изменения средних цен. их уровень и его изменение (в том числе под влиянием косвенного налогообложения) определяет платежеспособность покупателей, а значит - определяет объемы платежеспособного спроса и возможные объемы предложения на рынке. От этого зависят и доходы предприятий, которые являются основной базой налогообложения.

В случае проведения анализа на микроуровне также необходимо учитывать, что на новые изделия предприятие может оказывать влияние на формирование цен и спроса. Одним из основных средств воздействия на формирование спроса является реклама.

2. В зарубежной практике наибольшее внимание, в отличие от стран СНГ, уделяется не ретроспективном, а перспективному анализу. Предприятию важно знать, какие варианты деятельности возможны в будущем и возможные результаты этой деятельности. Именно поэтому значительное внимание уделяется прогнозированию будущих объемов продаж, обеспечивающих безубыточное функционирование предприятия.

Но этот вопрос имеет чрезвычайно большое значение и для налогообложения, ведь от объемов продаж зависит уплата косвенных налогов, а от уровней безубыточности и прибыльности зависит уплата прямых налогов. Поэтому, прогнозируя объем продаж, можно сделать выводы о предстоящем финансовом состоянии субъекта хозяйствования и его способность платить установленные налоги в определенных размерах.

Для прогнозирования объемов продаж, прежде всего, необходимо правильно обосновать производственную мощность предприятия и выяснить, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких оно не будет приносить прибыли. С этой целью рассчитывают:

1) безубыточный объем продаж, который обеспечивает полное возмещение постоянных издержек предприятия;

2) объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли;

3) зону безопасности предприятия или запас финансовой устойчивости.

Для определения этих показателей можно использовать как графические, так и аналитические методы. При определении безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия наиболее удобным является аналитический метод. При этом используется ряд показателей маржинального анализа:

1) маржинальный доход. Может быть определен разными способами:

а) постоянные затраты + прибыль;

б) выручка от реализации - переменные затраты;

2) точка критического объема продаж в денежном отношении:

а) (ґ выручка постоянные затраты) / маржинальный доход;

б) постоянные затраты / удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации;

3) безубыточный объем продаж в натуральных единицах:

Тв = количество проданной продукции в натуральных единицах ґ постоянные расходы / маржинальный доход.

Для определения точки критического продажи можно также использовать показатель ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции:

(сумма маржинального дохода / количество реализованной продукции в натуральных единицах).

Рассчитывают также точку критического объема реализации в процентах к максимальному объему. При этом максимальный объем берется за 100 %:

Т = (постоянные затраты / маржинальный доход) ґ 100 %.

Ставка маржинального дохода также может быть определена как разница между ценой единицы продукции и переменными расходами на единицу продукции (удельными переменными затратами). Учитывая это, точка критического объема продаж может быть рассчитана также по формуле:

Т = постоянные затраты / (цена единицы продукции - удельные переменные затраты).

Определить объем реализации продукции, при котором будет получено заданную сумму прибыли, по формуле:

(постоянные затраты + прибыль) / (цена единицы продукции - удельные переменные затраты).

В случае выпуска многономенклатурной продукции рассчитывают сумму выручки, которая обеспечит заданную сумму прибыли, таким образом:

((постоянные затраты + прибыль) / удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации).

Зона безопасности предприятия определяется следующим образом:

(Выручка - Тб) / Выручка.

Эта величина показывает разницу между фактическим и критическим объемами продаж.

Поскольку за такими расчетами можно определить будущие объемы продаж и прибыли, то, применив действующие ставки налогов, можно выяснить, какие средства предприятие должно уплатить в бюджет по результатам деятельности. Но такой прогноз еще не дает возможности определить, позволяет ли финансовое состояние предприятия своевременно рассчитаться. Зато владельцы и администрация получают нужную информацию для последующего сопоставления с финансовыми возможностями.

3. Необходимость принятия решения о реализации продукции по цене ниже себестоимости, как правило, возникает в условиях спада производства или у тех предприятий, заказчики которых по каким-либо причинам отказались закупать большую партию продукции. В таких случаях возникает затоваренность складов. Не каждая продукция поддается долгосрочному хранению. Кроме того, даже если это продукция с большим сроком годности, во время длительного хранения она может морально устареть. На хранение такой продукции еще и дополнительно нужно затрачивать средства в связи с арендой складов, оплатой услуг по охране и складирования и др. Поэтому предприятия-производители заинтересованы в минимизации таких расходов.

В таких случаях ими может быть принято решение о реализации продукции по ценам ниже себестоимости. Принимая такое решение, предприятия сравнивают убытки от реализации с теми затратами, которые необходимы для дальнейшего хранения продукции. Если эти убытки ниже, чем затраты по хранению вместе с неявными расходами, связанными с моральным износом продукции, то производитель принимает решение о реализации по ценам ниже себестоимости. Кроме того, обоснование может производиться на основе расчета изменения удельного веса постоянных затрат в выручке. Если объемы продаж сокращаются, то постоянные затраты в сумме выручки относительно растут и всегда наступает такой момент, когда дальнейшие убытки становятся непосильными для предприятия. В таких случаях также принимается решение о реализации по сниженным ценам.

Но характерным признаком является то, что снижать цены предприятия могут лишь до определенного уровня. Если же цена реализации не превышает даже постоянных затрат, то дальнейшая продажа продукции является абсолютно бесперспективным.

Снижение цены ниже себестоимости может осуществляться также в рекламных целях. Проведенная таким образом реклама приводит к увеличению объемов продаж и валовые доходы предприятий не сокращаются. Это позволяет в кризисной ситуации сохранить объемы производства.

Но вопрос реализации продукции по цене ниже себестоимости всегда должны быть согласованы с действующим механизмом налогообложения.

Налоговое законодательство большинства стран предусматривает, что в случае реализации по ценам ниже себестоимости с целью налогообложения учитывается не фактическая выручка, а выручка, рассчитанная или по средним рыночным ценам, по себестоимости. Таким образом, принимая решение о реализации в убыток, предприятие должно быть готовым к тому, чтобы оплатить дополнительные налоги сверх полученных сумм.

Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник

СОДЕРЖАНИЕ

1. Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник
2. Содержание курса
3. Задания для самостоятельной и индивидуальной работы студента
4. Вступление
5. Взаимосвязь налоговой политики с налоговым менеджментом субъектов хозяйствования
6. Организация работы с налогообложения у налогоплательщиков
7. Экономический анализ в системе управления податкоспроможністю субъектов хозяйствования
8. Изучение состояния рынка продукции как внешнего фактора налогоспособности субъектов хозяйствования
9. Оценка уровня затрат субъектов хозяйствования как фактора налогоспособности
10. Оценка финансовых результатов и рентабельности как факторов налогоспособности
11. Финансовое состояние субъектов хозяйствования и их налогоспособность
12. Управленческие решения микроуровня по налогоспособности
13. Планы семинарских занятий
14. Рекомендуемые задания для тестового контроля знаний (правильные ответы выделены)
15. Словарь основных терминов
16. Литература

На предыдущую