lybs.ru
Иду на вы. / Святослав I ХРАБРЫЙ, Великий князь киевский


Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник


Оценка финансовых результатов и рентабельности как факторов налогоспособности

2. Анализ прибылей предприятий в контексте налогоспособности.

3. Анализ рентабельности как фактора налогоспособности субъектов хозяйствования.

1. В процессе исследования финансово-экономического состояния предприятия необходимо также изучить изменение объемов реализации продукции. От нее зависят и финансовые результаты, и размеры обязательств предприятий из косвенных налогов. Анализ реализации рекомендуется проводить каждый месяц, квартал, полугодие, год. В ходе его выполнения фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютные отклонения от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютные значения одного процента прироста.

На объемы реализации продукции влияют следующие факторы:

- изменение остатков готовой продукции на складах на начало и конец периода;

- стоимость выпуска товарной продукции;

- изменение остатков отгруженной продукции, не оплаченной покупателями, на начало и конец периода.

Влияние названных факторов рассчитывается простым сравнением фактических их уровней с плановыми и подсчетом приростов каждого из них. Объем абсолютного прироста и является объемом влияния. Для изучения этого влияния составляется баланс товарной продукции.

Анализируя реализацию продукции, следует изучить выполнение договорных обязательств по поставкам. Невыполнение договоров влечет за собой штрафные санкции и потерю рынков сбыта продукции. Необходимо определить выполнение плана поставок в разрезе покупателей и видов продукции. Рассчитывается коэффициент выполнения договорных обязательств:

Кд = [(общий плановый объем отгрузки по договорам) - (невыполнение поставок по отдельным договорам)] / (общий плановый объем отгрузки по договорам).

Показатели в плановых оптовых ценах предприятия

Сумма, тыс. грн.

План

Фактически

Отклонение (+;-)

1. Остаток готовой продукции на начало года

2. Выпуск товарной продукции

3 . Остаток готовой продукции на конец года

4. Отгрузка продукции за год (п.1 + п. 2 - п. 3)

5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:

5.1. на начало года

5.2. на конец года

6 . Реализация продукции

(п. 4 + п. 5.1 - п. 5.2)

2. При анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

Налогооблагаемая прибыль - это разница между валовыми доходами и валовыми расходами и амортизацией.

Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. Изучение структуры балансовой прибыли означает расчет удельного веса каждой его составляющей (прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, внереализационных финансовых результатов) в общей сумме. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Далее в ходе анализа изучают каждую составляющую балансовой прибыли отдельно.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика и выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом на предприятии зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низькорентабельної или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, грн.

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизного сбора)

95 250

96 600

99 935

Полная себестоимость реализованной продукции

77 350

78 322

80 639

Прибыль от реализации продукции

17 900

18 278

19 296

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1 396 грн. (19 296 - 17 900).

Если сравнить суммы прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет влияния изменения объема и структуры реализованной продукции:

18 278 - 17 900 = + 378 (грн.).

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделить на 100. Затем определить влияние структурного фактора (378 минус полученный результат с расчета влияния объема продаж).

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли определяют сравнением плановой суммы затрат, пересчитанной на фактический объем продаж, с фактической суммой затрат:

78 322 - 80 639 = -2 317 (грн.).

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

99 935 - 96600 = + 3 335 (грн.)

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = Vрпi (ЦІ - СІ),

где VРПI - объем реализации продукции;

Эти - середньореалізаційні цены единицы продукции;

Сі - себестоимость единицы продукции.

Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок заключается в следующем:

1) рассчитывается плановая прибыль: Ппл = Vрппл (Цпл - Спл);

2) рассчитывается условная величина 1, которая означает размер прибыли при фактическом объеме реализации, но при плановых ценах и плановой себестоимости единицы продукции: Пум1 = Vрпф (Цпл - Спл);

3) рассчитывается условная величина 2, которая означает размер прибыли при фактическом объеме реализации, фактическом уровне цен единицы продукции, но плановой себестоимости: Пум2 = Vрпф (Цф - Спл);

4) рассчитывается фактическая прибыль: Пф = Vрпф (Цф - Сф);

5) рассчитываются общий прирост (сокращение) прибыли по сравнению с планом: ∆ Пзаг = Пф - Ппл;

6) рассчитывается влияние факторов на прирост (снижение) прибыли:

а) влияние объема реализации: ∆ Пvрп = Пум1 - Ппл;

б) влияние изменения среднереализационных цен: ∆ Пц = Пум2 - Пум1;

в) влияние изменения себестоимости: ∆ Пс = Пф - П ум2.

То же самое можно рассчитать, используя способ абсолютных разниц. Алгоритм расчета будет таким:

а) влияние объема реализации: ∆ Пvрп = (Vрпф - Vрппл)(Цпл - Спл);

б) влияние изменения цен: ∆ Пц = (Цф - Цпл) Vрпф;

в) влияние изменения себестоимости: ∆ Пс = - (Сф - Спл) Vрпф.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цен и себестоимости по каждому виду продукции.

Середньореалізаційна цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние такие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества можно определить таким образом:

∆Цяк = (Цн - Цс)Vрпн / Vрпзаг ,

где Цн и Цс - соответственно цена изделия нового и старого качества;

Vрпн - объем реализации продукции нового качества;

Vрпзаг - общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.

В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравнивается сумма выручки от общего объема фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе. Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества. Алгоритм этого расчета можно представить в таком виде:

1) рассчитывается выручка при фактической сортности:

ВР1=∑(Vрпзаг.ф. ПВфі)Цплі ,

где Vрпзаг.ф. - фактический общий (всех сортов) объем реализации;

ПВфі - фактический удельный вес реализации продукции отдельных сортов в общем объеме реализации;

Цплі - плановая цена продукции i-го сорта;

2) рассчитывается условная величина, что означает выручку при плановой сортности:

ВРум1=∑ (Vрпзаг.ф. ПВплі) Цплі ,

где ПВплі - плановая удельный вес реализации продукции отдельных сортов в общем объеме реализации;

3) рассчитывается влияние сортности на изменение средней цены:

∆Ц = (ВР1 - ВРум) / Vрпзаг.ф.

В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножается на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируют и делят на 100:

∆Ц = (∑ (ПВфі - ПВплі) Цплі) / 100.

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (но при этом используются объемы реализации в разрезе сортов, а в разрезе рынков, а также рассчитывается удельный вес реализации на отдельных рынках в общем объеме реализации (в отличие от удельного веса сортов в предыдущем случае).

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то ее влияние на средний уровень отпускных цен рассчитывается следующим образом: изменение цены по каждому виду продукции умножается на натуральный объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

Результаты анализа изменения цен, проведенного по видам продукции, обобщаются.

Выполнение плана балансовой прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств: полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций и т. д.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия за отношением к ним. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, на которых учет и контроль за состоянием расчетов не соответствуют требованиям. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания требуют доходы за ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями, сертификатами и др.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают доходы в виде дивидендов и процентов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. Устанавливаются темпы роста или снижение названных показателей.

Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политикой государства, уровнем процентной ставки за кредит и т. д. При оценке результатов финансовой деятельности большое значение имеют межхозяйственные сравнения, изучения опыта работы других предприятий на рынке ценных бумаг.

По результатам анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Задачей анализа является также подсчет резервов увеличения суммы прибыли. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества, реализация на рынках с более выгодными условиями сбыта и др.

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объемов реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется так: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются. Полученная таким образом изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли.

Проанализировав таким образом выполнение плана прибыли и ее динамику, можно сделать выводы об основной источник финансирования выполнения некоторых обязательств (в том числе и из состава налоговых). Необходимо рассчитать удельный вес налогов в доходах и ее изменение. По аналогии с другими расчетами, способом цепных подстановок можно установить как на последний показатель повлияло изменение прибылей изменение налогов. Ведь известно, что при сокращении доходности даже неизменные налоги становятся более обременительными. Подробно следует выяснить причины сокращения доходности (для чего используют анализ рентабельности).

Далее во время расчетов исследуют влияние прямых налогов на динамику прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Необходимо рассчитать темпы прироста балансовой прибыли (Тсп), прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия (Тпр), и налогов, уплаченных из прибыли (Тп). Если Тсп > Тпр и при этом Тп растет, то это дает основания сделать вывод о росте налогового давления на предприятие. Когда это произошло не в результате изменений в налоговом законодательстве, аналитик должен разработать рекомендации по оптимизации внутренней финансово-налоговой политики предприятия, в том числе за счет использования охарактеризованных ранее методов “легального уклонения”.

3. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования. Их величина показывает соотношение эффекта с имеющимися или использованными ресурсами. Последнее дает возможность точнее оценить финансовую состоятельность предприятия.

Существует несколько видов показателей рентабельности: показатели рентабельности (окупаемости) издержек производства и инвестиционных проектов; показатели рентабельности продаж; показатели доходности капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли (балансовой, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли).

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или изготовленной продукцией. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная сумма прибыли от проекта делится на сумму инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Этот показатель характеризует сумму прибыли с гривны продаж. Он рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.

Рентабельность капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его составляющих: собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного и т. д. При этом могут использоваться показатели балансовой, валовой, чистой прибыли.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по ним и провести сравнения с предприятиями-конкурентами.

После этого необходимо проанализировать факторы, повлиявшие на изменение уровня рентабельности.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию зависит от четырех основных факторов первого порядка: изменения объема реализации, структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок в следующей последовательности:

1) рассчитывается уровень рентабельности, исходя из плановых показателей прибыли и затрат (Rпл);

2) рассчитывается условная величина рентабельности 1 (Rум1). Для этого условный доход (при фактических объемах реализации, но плановых структуре продукции, ценах и себестоимости единицы продукции) делят на условные затраты (при фактических объемах реализации, плановой структуре продукции, плановой себестоимости);

3) рассчитывается условная величина рентабельности 2 (Rум2). Для этого условный доход (при фактических объемах реализации, фактической структуре продукции, но плановых ценах и себестоимости единицы продукции) делят на условные затраты (при фактических объемах реализации, фактической структуре продукции, но плановой себестоимости);

4) рассчитывается условная величина рентабельности 3 (Rумз). Для этого условный доход (при фактических объемах реализации, фактической структуре продукции, в фактических ценах, но плановой себестоимости единицы продукции) делят на условные затраты (при фактических объемах реализации, фактической структуре продукции, но плановой себестоимости);

5) рассчитывается фактический уровень рентабельности (Rф);

6) находится изменение рентабельности (Rф - Rпл);

7) определяется влияние факторов на изменение рентабельности:

а) влияние объема реализации: (Rум1 - Rпл);

б) влияние структуры продукции: (Rум2 - Rум1);

в) влияние цен: (Rум3 - Rум2);

г) влияние себестоимости: (Rф - Rум3).

После этого следует провести факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. Влияние этих факторов рассчитывается способом цепных подстановок. Алгоритм расчета следующий:

1) рассчитывается рентабельность на основе плановых показателей средних цен и себестоимости (Rпл);

2) определяется условная рентабельность (Rум) (прибыль, рассчитанный исходя из фактических цен и плановой себестоимости, делится на плановые затраты);

3) рассчитывается фактическая рентабельность (Rф) и определяется ее изменение по сравнению с плановым уровнем;

4) рассчитывается влияние факторов на изменение уровня рентабельности:

а) влияние изменения цен: (Rум - Rпл);

б) влияние изменения себестоимости: (Rф - Rум).

Далее необходимо более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Также нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты проводятся по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу предприятия и выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности продаж. Только вместо показателя затрат при расчетах используется показатель выручки от реализации.

Подобно и осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала (последняя представляет собой отношение балансовой прибыли к сумме инвестированного основного и оборотного капитала). Балансовая прибыль зависит от объема реализованной продукции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг. Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать следующим образом:

R = [БП = f (Vрпзаг, Пви, Эти, Си, ПФР)] / [∑К =

= f (Vрпзаг, Пви, Коб)],

где БП - балансовая прибыль;

Vрпзаг - общий объем реализации продукции;

Пви - структура реализации;

Эти - середньореалізаційні цены;

Сі - себестоимость единицы продукции;

ПФР - внереализационные финансовые результаты;

К - инвестированный капитал;

Коб - коэффициент оборачиваемости капитала.

Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности используют способ цепных подстановок по алгоритму, аналогичному приведенному выше анализа рентабельности производственной деятельности. Отличие заключается в количестве условных величин, что, исходя из количества факторов, составит 5.

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов. Среди них и косвенные налоги.

Анализируют также рентабельность производственного капитала, которую исчисляют как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и среднегодовых остатков материальных оборотных фондов.

Заключительным этапом анализа является расчет резервов повышения уровня рентабельности.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов следует рассчитать возможную рентабельность (при условии использования резервов роста объемов реализации продукции и прибыли от реализации, а также резервов снижения себестоимости продукции) и отнять от нее показатель фактической рентабельности.

Резерв повышения уровня рентабельности инвестированного капитала может быть подсчитан аналогично. При этом показатель “возможной рентабельности” рассчитывается при условии использования резервов увеличения балансовой прибыли и сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости.

Книга: Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник

СОДЕРЖАНИЕ

1. Управление податкоспроможністю субъектов хозяйствования - Мельник
2. Содержание курса
3. Задания для самостоятельной и индивидуальной работы студента
4. Вступление
5. Взаимосвязь налоговой политики с налоговым менеджментом субъектов хозяйствования
6. Организация работы с налогообложения у налогоплательщиков
7. Экономический анализ в системе управления податкоспроможністю субъектов хозяйствования
8. Изучение состояния рынка продукции как внешнего фактора налогоспособности субъектов хозяйствования
9. Оценка уровня затрат субъектов хозяйствования как фактора налогоспособности
10. Оценка финансовых результатов и рентабельности как факторов налогоспособности
11. Финансовое состояние субъектов хозяйствования и их налогоспособность
12. Управленческие решения микроуровня по налогоспособности
13. Планы семинарских занятий
14. Рекомендуемые задания для тестового контроля знаний (правильные ответы выделены)
15. Словарь основных терминов
16. Литература

На предыдущую