lybs.ru
Государство - более партии, Нация превыше классы! / Симон Петлюра


Книга: Тит Лукреций Кар О природе вещей Перевод А.Содомори


Тит Лукреций Кар О природе вещей Перевод А.Содомори

© Lucretius

© А.Содомора (перевод), 1988

Источник: Лукреций. О природе вещей. К.: Днепр, 1988.

E-Text: Библиотека сайта Slovnyk.org.

Содержание

Книга первая

Книга вторая

Книга третья

Книга четвертая

Книга пятая

Книга шестая

Книга первая

1] Мать Энея и рода его, благодатная Венеро,

2] Втіхо людей и богов! Под созвездиями неба пливкого

3] Повниш повсеместно жизнью судноносні моря и урожайное

4] Лоно земли, благодаря-потому тебе. зародиться стремится

5] Всякое существо и, покинув тьму, взглянут на солнце.

6] Тихнуть, богиня, ветры, разбегаются тучи небесные

7] Еще до прихода твоего. Нежнейшие до ног тебе цветы

8] Стелет умелица щедрая - земля, улыбается море,

9] Небо власкавлене сияет-сверкает светом текучим.

10] Только пора весенняя заясніє во всей своей красе,

11] Только что, освободившись от пут, Фавон повеет животворно,-

12] Сперва небесные птицы твое появление, победную ходу

13] Славят, богиня, твоей мощью поражены в сердце.

14] Затем и звери, и стада пастбищем изобилуют богатым,

15] стремительные Реки проплывают, чтобы поспівать за тобой,

16] Видеть красоту твою, куда бы не вела ты, не звала.

17] Далее - по горам, морям, по бурливих потоках, дубравах,

18] Густозелених жилищах птиц и полях шафранових -

19] Всем ты проймаєш любовью сердца, поэтому все вокруг

20] Сладко умножает свой род под твоей, блаженная, рукой.

21] Ты ведь единственная природой правиш: без тебя и былинка

22] Не проросла бы, ясных берегов божественного света

23] Из тьмы ничто бы не тяглось, не было бы наслаждения ни в чем.

24] Тем-то жажду твоей подмоги, начав составлять

25] Стихи, в которых я хотел бы разъяснить природу вещей

26] Сыну Меммія нашем - потому что ты его постоянно

27] В славе, богатым на успехи видеть волиш, богиня.

28] Поэтому и словам моим непроминальну дай обольщении, всевишня.

29] Дай, чтобы тем временем, погруженная в сон, на морях, суходолах

30] Свирепая, виснажна война, втихомирившись, одпочивала.

31] Миром погожим одна из богов ты способна утешать

32] Смертных: строгим искусством войны зброєвладний руководит

33] Марс. Но и сам он, бывало, как только заятриться исконная

34] Рана любви, спешит к твоему прижаться лона -

35] И замирает лицом вверх: отклонив назад, словно точену,

36] Шею, тобой, богиня, насыщает жаждущий любви

37] Зрение свой и из уст перехватывает-пьет жадно твое дыхание.

38] Именно тогда, когда он лежит, над ним наклонившись,

39] Телом своим священным обними его и, ласковую язык

40] 3 уст проливая, мира, славная, випрошуй для римлян.

41] Так же как отчизна в беде, то ни нам до такого занятия,

42] Конечно, душа не лежит, ни Меммія славный потомок,

43] Пока беспокойство вокруг, от общественных дел не отступит. * * *

44] Ну, а теперь, наточив свой слух, проникновенным духом,

45] Свободным от различных забот, в истинное заглиблюйся учение,

46] Чтобы дарами, которые тебе сам готовил я так пристально,

47] Не отверг ты раньше, чем их до конца поймешь.

48] Потому что над самой сущностью неба и богов рассуждать

49] Сейчас начну, к начатков всех вещей пробиться хочу -

50] Тех, что природа и творит все из них, и множит, и питает,

51] И на которые она вновь по гибели все раскладывает.

52] Мы те начатки йменуєм: материя, родотворні

53] Тельца вещей; кроме того, семенами вещей очень часто

54] их называем; наконец, еще и другую употребляем название:

55] Первобытные тельца, от них-потому, первых, все возникает.

56] В то время, когда рода человеческой жизни, распростертый, лежал

57] Судьбы у всех на виду под гнетом религии извечным,

58] Что, выдвигая голову темную с безодняви неба,

59] Грозным лицом хилилась, лячна, к вмирущого люда,

60] среди эллинов зваживсь один против нее подняться

61] И направить свое зрение, хоть и смертных глаз,- против нее.

62] Поэтому ни слух о богах, ни угрожающий гром, ни мельканий

63] Стрел-молний не испугали его: воспалился еще больше

64] Духом своим, еще более страстно возжелавшего прорваться впервые,

65] Сбив на вратах природы замки, с вузин - на просторы.

66] Духа воодушевление живая доказала свою мощь: промайнувши

67] Ген за самые дальние края огороды огненной мира,

68] Мнение напрягши и дух, обвел глазами внимательно победитель

69] Всю безбрежность, и оттуда доносит нам, что родиться

70] Может на мир, а что - нет, какая конечная сила присуща

71] Каждой из вещей, которая суть ее, где ей начертано пределы.

72] Так вот религию, более людом была, в свою очередь

73] Взято под ноги, а нас - победа подняла к небу.

74] И расстраиваюсь, чтобы не подумал ты, что хочу,

75] К нечестивого учения склонив, на преступную тропу

76] Вывести, друг, тебя. Наоборот, это религия часто

77] К нечестивым, а то и до преступных приводила поступков.

78] Так было, говорят, в Авлиде, где Трівії Девы жертвенник

79] Первые данайцев вожди, которые считались украшением войска,

80] Кровью невинной Іфіанасси когда осквернили.

81] Вот уже стежки жертвенные, девичья волос вповивши,

82] По ее щекам и справа и слева всплыли равномерно.

83] Вот она увидела своего отца, что при алтаре грустно

84] Растаял, а рядом - слуги, видит, ножи скрыли;

85] Сограждане же, на нее задивлені, горько рыдают,-

86] И ей ноги подкосились, и упала, бледная, на колени.

87] Не помогло бесталанной в тот миг, что назваться отцом

88] Мог благодаря именно ей, своей первой ребенку, обладатель.

89] Пока дрожала всем телом, как лист, понесли злополучную

90] Деву к алтарю, только не с тем, чтобы после обряда

91] Оттуда вести ее, славя хором звонким Гименея -

92] Нет! Чтобы в расцвете лет, перед самым замужеством упала,

93] Чистая,- от рук нечестивых отца своего; жертва печалька

94] Ход кораблям, что застряли в порту, должна была дать счастлив.

95] Вот что такое предрассудок, и к чему склоняет человека!

96] когда и сам ты, возможно, наслушавшись, что пролепече

97] Вмілець пугать - вещун, відсахнутись от меня захочешь.

98] То уже такого тебе наговорит, таким бреду

99] Разум затмит, что у тебя жизнь наперекосяк пойти может

100] И скаламутитись внезапным ужасом все твое счастье.

101] И удивляться не стоит. Потому что, если бы люди осознали

102] То, что их беды имеют определенную грань,- сумели бы как-то

103] Вещим тем буркунам и религии противостоять.

104] Ныне же ни возможности, ни способа, как им опереться, нет:

105] Каждый боится, что вечно и после смерти будет караться.

106] Значит, природа души неизвестна: рожден с телом

107], когда родится кто-то, в его тело она проникает,

108] загибає одинаково с нами, разложенная смертью,

109] навіщає мрачного Орка и обширные заводи,

110] Или в какие-то другие по велению богов проскальзывает существа,

111] Как воспел это наш Энной когда, что с верхов Геликона

112] Впервые принес для венца своего листьев постоянно зеленый,

113] Среди всех итальянских племен себя славой укрыв.

114] Энной, кстати, и о том ведет речь в своих несмертельных

115] Стихах, что есть в Ахерусії млистій такое побережья,

116] Простор такой, куда души людей, ни тела не доходят,

117] Только изображения их - подобия, бледные, аж удивительно.

118] Там, уверяет певец, показавсь ему образ Гомера

119] В славе своей, что цветет веками, и, обильно пролив

120] Слезы горькие, стал природу вещей викладать ему стихотворением.

121] Итак, не только над тем, что за явления видим на небе,

122] Хорошо подумать следует: по каким законам бег свой

123] Луна и солнце вершат, что за сила глубинная руководит

124] Всем на земле,- первым делом следует чутким умом познать,

125] С чего душе, как и духа человеческого, природа предстала,

126] Что нас ужасает не раз, когда хворь подтачивает силы,

127] Или наяву, тогда, как в сон погружается человек:

128] Потому же и тогда словно слышим, видим тех, что давно уже

129] Смерть их взяла под косу, а землей - останки вповито.

130] Все же я сознаю, что затемненное греков учение

131] Будет нелегко по-нашему осветит, латинским стихом,

132] Особенно, когда придется прибегать к слов-новообразований:

133] Речь же убогая, к сожалению, а предмет - новизной богатый.

134] И благородство твое и надежду сладкого плода

135] Нашей дружбы меня побуждает любого взяться

136] Труд и ему посвятить себя, ночи проводя свете

137] В поисках слов, как и стихов, которыми бы мне повезло

138] Свет такое в твоем уме викресать, чтобы окинуть

139] самые Сокровенные мог ты при нем вещей всех глубины.

140] Значит, развеять страх, что в душе загніздився, должны

141] Не ясносяйного предвестники солнца - лучи-стрелы,

142] Не самый яркий день, а природа - весь строй ее, вид.

143] Вот что мы здесь берем за начало, за первую засаду:

144] По воле богов, из ничего ничто родиться не может.

145] Так, если страх в плену держит всех людей так крепко,-

146] Это из-за того, что, все время замечая явлений много

147] Как на земле, так на небе, они не могут понять

148] их причины и думают, что все это - веление бессмертных.

149] Итак, как следует осознав то, что из ничего никогда

150] Не возникает ничто, мы четче проследить сможем

151] Раздумий наших предмет: откуда каждая вещь взялась,

152] Как„ независимо от воли бессмертных, все протекает.

153] Пусть что-то могло бы из ничего появиться,- то все бы вперемешку

154] Из разнородных родилось вещей, без потребности в семенах:

155] Из моря человек пошла бы, из земли появлялись бы чешуйчатых

156] Рыб косяки, прямо в небе могло бы выводиться птицы;

157] Разные отары, стада и, между собой спарованные,

158] Звери всевозможных пород то поля, то пустыни занимали.

159] И дерева плод не был бы одинаковым: постоянно бы менялся;

160] Все тогда, взятое в частности, могло бы, следовательно, породить все.

161] Поэтому, если бы в каждой из вещей не было родовых тех телец,

162] То была бы у вещей тех родство, определенная их мать?

163] А когда все кругом из своего возникает семян,

164] То каждая вещь только там встает и всплывает к свету,

165] Где есть материя, вещи свойственна, и первобытные тельца.

166] Вот почему так не бывает, чтобы все возникало из всего -

167] В каждой из вещей, своя сила есть, то есть свойство отдельная.

168] Цветет, к примеру, весной роза; хлеба созревают -

169] Именно в знойные дни; виноград - осенью созревает.

170] не потому Ли, что семена вещей плодотворно слилось

171] Каждое - в свое время, есть у каждого вида ему лишь догідна

172] Для прорастания пора, когда мать - земля живодайна -

173] Вещи хрупкие безопасно выводит к горизонтам света?

174] А возникали бы те вещи из ничего, тогда бы и родились.

175] Как когда случится: то осенью, то весной, то летом,

176] Ибо не было бы тогда, значит, таких родотворних начатков,

177] Что недогідна пора от слияния их могла бы одхилити.

178] Впрочем, если вещи из ничего росли бы, то определенного времени,

179] Чтобы соединилось семена их развитие не требовал бы:

180] Едва появившись на свет, становились юношами бы сразу

181] Дети декабре; из-под земли бы мигом пробивались деревья.

182] Чуда такого никто еще не видел: все постепенно,-

183] Так и природа велит,- из своего вырастает семян

184] И сохраняет при том свой род. Следовательно, отсюда висновуй:

185] Все из своей растет материи и питается ею.

186] Взвесь и на то, что, если бы не дожди во время года умеренные,-

187] Не выдавала бы земля источника наших радостей - плода.

188] А без пищи никакое существо не только не способно

189] своего Рода сохранить, но и само существовать не годне.

190] Можно скорее такое предположить, что общих много

191] Тел есть в многих вещах, как в писанім слове, скажем,-

192] Букв, чем то, что без первоначал может что-то возникать.

193] Далее: почему не позаботилась природа, чтобы люди, к примеру,

194] такого Роста были, что могли бы и глубочайшие моря

195] Вброд переходить, и горы отвесные раздвигать руками,

196] И долговременным жизнью через ряд веков пробиваться?

197] Видно, вещам, чтобы могли они возникнут, данная лишь определенная

198] Количество материи; из нее и состоит все нарожденне.

199] Итак, согласись: из ничего ничто возникнуть не может:

200] Надо семени, что из него могли бы родиться вещи,

201] А родившись на свет,- протянуться до легкого воздуха.

202] в Конце, добавлю: если больше сил имеют оране земли,

203] Чем целина, если трудом рук урожай піднімаєм,

204] То очевидно, что содержит земля родотворні начатки.

205] их к жизни и понукаємо мы: прорезаем плугом

206] Первозданную твердь, за собой плодородную оставляя ломоть.

207] А не было бы у земли тех начатков,- без нашего труду

208] Значительно лучше становилось бы все со дня на день самовольно.

209] Впрочем, когда вещь какую-то уничтожает природа, она ее, конечно,

210] Не обращает в ничто - раскладывает на первобытные тельца.

211] Ибо, если бы каждая из вещей прирікалась на уничтожение полное,

212] У нас на глазах то что-то одно, то другое исчезало бы вдруг.

213] Никакой силы бы тогда не нужно было, чтобы на крошки

214] Вещь могла разъединить, расплести ее тела ткань.

215] Поэтому, когда абсолютно все вещи состоят из вечного семья,

216] То, пока сила не зрине такая, что встречным ударом

217] их разобьет или разрушит изнутри, в поры пробившись,-

218] Одной из вещей не позволит погибнуть творческая природа.

219] в Конце, когда все то, что исчезает с течением времени,

220] Не оставляло и дробинки материи, ни следа,

221] Как же Венера тогда из рода в род вызвала бы к свету

222] Разные твари, и откуда земля, несравненная мастерица,

223] еду бы черпала, чтобы их из рода в род кормить и растить?

224] Откуда до моря плыли бы, его повнячи, собственные источники

225] И реки отдаленные? Как бы в эфире звезды выпасали?

226] Все уже давно - если имеет в себе оно тело смерть -

227] Стало бы ничем, перетравлене давностью, тем бездонным.

228] И когда столько веков проплыло и не хватило ни разу

229] Тел, необходимых для того, чтобы полностью мир обновился,-

230] То несмертельной должен же быть начатков природа.

231] Уже когда есть в мире что-то, то ничем оно стать не может.

232] в конце концов, сила и причина одна каждую вещь без разницы

233] Уничтожила бы тут же, если бы не материя вечна: все вещи

234] Сцеплением большим или меньшим своим она вяжет воедино.

235] Прикосновение наименьший тогда к гибели бы мог приложить свои усилия,

236] Ибо не было бы вещей, с незнищимого тельца зарождающихся,

237] Чей щонайглибший связь только определенная бы возбудила сила.

238] Поэтому, когда первоначала всех вещей находятся

239] В разнообразных связях, когда везде есть материя вечна,-

240] Целость свою хранить вещи, пока не встретят

241] такой Силы, что сплетения их разорвать способна.

242] Ни одна, как видим, вещь в ничто обернуться не может:

243] С распадом вернется вновь к материи первобытных телец.

244] Вот пропадают дожди, когда отец-эфир заоблачный

245] Стремительно направляет их вниз-в лоно земли материнское.

246] Вруниться лестнице поле зато и зеленеют деревья

247] Пышными ветвями, разрастаются, гнутся от обильного плода.

248] Отсюда - и род наш человеческий, и животные черпают пищу,

249] Отсюда - и города богатеют, обновою радуются - детьми,

250] Буйнозелені звенят от певучего птиц дубравы.

251] Отсюда - и стада тучные, на траве сочной разлегшись,

252] Одпочивають себе. Молока белоснежная влага

253] Обильно с набухшего вымени идет; отсюда - игривый

254] По мураве выигрывает молодняк на шатких ножках еще,

255] Пусть-ка шумке молоко ему ударит в нежную головку.

256] Поэтому окончательно ничто, хотя исчезнет с глаз нам, не погибает,

257] Ибо друг из друга испокон веков обновляет природа:

258] Чтобы родить что-то,- иной вещи ей смерть необходима.

259] Сейчас, хотя и объяснил, что ни одна вещь из ничего

260] Не встает и в свое время в ничто обернуться не может,

261] И боясь, что мне из-за того лишь не йнятимеш веры,

262] Что мельчайших начатков вещей наш глаз не видит,

263] Мнение такое еще добавлю: в вещах - это уже должен признать -

264] Содержатся тельца, которые, хотя существуют, все же незаметны.

265] Ветер, во-первых, впадая в ярость, все море хлещет,

266] Судна крушит тяжелые, разгоняет, розшарпує тучи,

267] Вихрем иногда в поле промчится, огромные деревья,

268] Словно соломинки, кладет; на хребты небосяжні свалившись,

269] Дуновением сильным ломает леса - вот такая у него сила:

270] Грохотом, громоподобный, грозит нам, гудит, бесится.

271] Итак, ветры - тела, их зрением заметить невозможно.

272] Именно они, эти тела, сушу, и моря, и небесные

273] Облака секут, в порыве внезапном ними кружат.

274] их течение разрушительная - как вода, что волнует добро

275] В русле и вдруг, взбудоражена, хлынет, выходит далеко

276] Вне берега, когда ливни страшные ее полнят

277] И, падая с высоких гор, полноводные потоки,-

278] Что хмизняком, и ветками и целыми деревьями крутит.

279] Даже могучие мосты не одолеют опереться мощной

280] Силе стремительной воды: да поривно, дождями набухший,

281] На гигантские каменные опоры поток набегает.

282] С грохотом, треском разваливает все, перекочует в волны

283] Глыбы, подобные скал; что столкнется с ним,- падает тут же.

284] Так вот, хотя и незаметны, проносятся ветра порывы,

285] Языков непокорная река: как только по дороге наткнутся

286] На какую-то преграду,- налетают на нее раз за разом,

287] Пока таки не сметут. А бывает, заклубившись мгновенно,

288] Схватят что-нибудь и, крутя в вихре, мчатся дальше.

289] Значит, ветры - говорю еще раз и еще раз - тела, их глазом

290] Не помічаєм, если и приметам, и действиями похожие

291] К неугомонного течения реки, которая доступна для зрения.

292] И запахи разнообразных вещей мы сприймаєм, однако

293] Совсем не видим, как они попадают к нам ноздрей.

294] Глаз не уловит потоков тепла, ему нечего уздріти

295] Холода дыхание, да и слов, что в воздухе летят, не заметишь.

296] Все это в природе своей должен быть телесным, поскольку

297] На наши ощущения действует, касаясь их. А касаться

298] И поддаваться прикосновения - что бы могло еще, кроме тела?

299] Одежда, развешенная на побережье, где пенится волна,-

300] Промозглый, а спектаклей на солнце его - за минуту просохнет,

301] И не досмотреть, как оседает на нем влага,

302] Как - убегает, едва скользнут по ней лучи солнца.

303] Итак, вода на такие уже мелкие крошки распадается,

304] Что и найзіркіше никак их не сможет заметить глаз.

305] Так вот и перстень, когда его носишь на пальце постоянно,

306] Из года в год незаметно теряет что-то, делается тоньше.

307] Камень упрямая продовбує капля. Лемех, хоть железный,

308] Тоже постепенно мельчает-стирается, краючи землю.

309] Глянь на городскую дорогу: покрытие ее - тесаные плиты -

310] Вичовгав толпа человеческий. А правой в бронзовых статуй,

311] Что возле ворот возвышаются, словно похудели: до них раз от раза

312] Каждый, до города или из города уходя, приходится устами.

313] Поэтому очевидно, что все от трения становится меньше, однако

314] Не замечаем долек тех, что все время одпадають:

315] Словно позавидовав, видит того не дала нам природа.

316] Наконец, и того, что всем вещам день и природа понемногу,

317] Долю по доле дает, чтобы росли, развивались равномерно,-

318] Кто бы не напрягал острого зрения,- не увидев никогда.

319] Как и того, что с трухлявости старостью вещи теряют,-

320] Вот как тот берег скалистый, взгляни, что его упорно

321] Соль разъедает морская, понятно, никак не завважиш.

322] За те крохи, глазу не видимые, и действует природа.

323] И не подумай, что все теми крохами, теми тельцами

324] Плотно забито вокруг: в вещах пустота есть также.

325] Хорошо запомни себе: пригодится на каждом шагу,

326] Потому что ни блукать, ни раздумывать не будешь, ни снова и снова

327] Сути во всем искать, к моему недоверчивый слова.

328] Есть, говорю, свободный, пустой, нетронутый простор.

329] А не было бы его,- как же тогда должны были бы двигаться вещи?

330] Первая-потому что каждой вещи свойство - сопротивление оказывать

331] И на пути ставать - одновременно во всем о себе

332] Знать дала бы - и ничто и двинуться не имело бы возможности:

333] Никакая-ибо вещь, уступив, не стала бы началом движения,

334] Ты оглянись: на морях и на земле, и высоко в небе -

335] Сколько там разного движения вокруг! Описать неспромога -

336] Просто в глазах рябит. А если бы не было пустоты,

337] не только не могло бы двигаться все так суетливо,

338] А и появиться на свет не одолело бы: в куче сплошной

339] Так и лежала бы материя мертво, без всякого движения.

340] Вот что интересное, кроме того: какой бы нам вещь не казалась

341] Плотной, все же, как увидишь, и в ней должна быть пустота.

342] Вот в пещеру войди: на ее каменном своде

343] Вроде висіявсь пот, ручьями сбегает по стенам.

344] Что потребляет существо живое, то расходится в теле.

345] Так и деревья, вырастая мерно, в свое время плодоносят,

346] Потому допливає живительная влага, начав с корней,

347] Ген к верхушке - развесистыми ветвями, как и стволом целым.

348] Слышим звуки, свободно себе через стены проходят

349] И через двери тяжелые. Промерзаем До костей зимой.

350] То бывало ли бы такое, если бы в мире нигде не случалось

351] Свободного пространства, через который переходили бы тельца?

352] Наконец, почему по объему одинаковые и формой вещи -

353] Разные вполне за своим весом? Когда бы в клубку

354] Вовнянім столько же содержалось телец, что их оловянная

355] Шар вмещает, то столько бы и весили две эти вещи.

356] Ибо самое естественное свойство тела - вниз нажимать,

357] А пустота в природе своей, наоборот,- невесомая.

358] Поэтому, как одно что - то-легче от другого, хоть и не меньше,

359] Значит, пустоты, свободных промежутков,- больше в нем.

360] И наоборот: чем более весомая вещь, то - подсказывает мысль -

361] Больше в ней содержится телец, а свободного пространства - меньше.

362] Итак, мы достигли разумом чутким того, что присутствует

363] В смеси каждой из вещей, что йменуємо мы: "пустота".

364] Здесь я должен тебя предупредить, чтобы ты не поддался

365] Некоторым ложным утверждением, что в блуд завести тебя могут.

366] Вон, говорят, моря вода, пропуская чешуйчатые рыбы,

367] их по влаге ведет, потому что за ними остается свободное

368] Место, где снова, на мгновение одступивши, смыкается волна.

369] Так и все другие, мол, местами чередуясь, вещи

370] Могут в плотном пространстве движение попеременное.

371] Все это, однако, на шаткой, ложной опирающееся основе.

372] Действительно: как могли бы двигаться рыбы, если бы не давали

373] Места им воды пливкі? И наоборот: если рыбы не смогут

374] Двигаться,- как и куда течение б одступила прозрачная?

375] Так что или все, сколько есть их, тела вообще не способны

376] С места рухнутись, или же в вещах таки есть пустота,

377] Откуда и берет каждая вещь и начало, и возможность для движения.

378] Вот, допустим, столкнувшись, плоских двое тел с разгона

379] Тут же отскочат, то всю пустоту, которая образовалась

380] Между двумя телами, должен снова занять воздуха.

381] Все же не сразу оно,- хотя бы как его волны стрімливо

382] Не прорывались,- не одновременно все пространство собой

383] Восполнит, только постепенно: в первую очередь - ближайшее место,

384] Потом - соседний, а дальше - пробел всю заполонит.

385] Напрасно бы кто-то утверждал, что тела разошлись от того,

386] Что молниеносно згустилось воздуха. Ведь пустота

387] Там возникает, где раньше ее не было, и так же

388] То, что раньше было пустотой, делается плотным.

389] Нет. В такой способ никак не смогло бы згуститись воздуха.

390] И, если бы даже оно могло,- без пустоты, считаю,

391] Все же не згустилось бы так, не свела бы всех телец вместе.

392] Сколько бы мне не перечил ты, следовательно, и времени не терял,-

393] должен Признать, однако, что в вещах таки есть пустота.

394] Еще не один навести бы мог я доказательство, чтобы ты пересвідчивсь

395] В справедливости моих суждений, но и то, что я сказал,

396] Даст тебе возможность уйти пусть по еле заметному следу,

397] Чтобы и все остальное ты сам одшукати мог чутким умом.

398] Как у охотника собаки не раз, только след на тропинке

399] Обонянием уловлять тонким, вскоре в чаще находят

400] Жителя гор - хищника, укрылся в норе глубокой,

401] Так вот и ты шаг за шагом, одно проясняючи другим,

402] Сам здесь все постепенно поймешь: где-то в хранилище глубочайшем,

403] Мнение свернув туда, свою добычу ты виловиш - правду.

404] Ну, а если сомневаешься до сих пор ты все еще равнодушен,

405] Меммію мой, до тех поисков,- вот что тебе обещаю:

406] Так тогда широко речь моя благозвучный прольется,

407] Взяв начало от сердца моего, от таких полноводных,

408] Буйных источников, что боюсь: может старость холодная и вялая

409] В тело мое проскользнут и узлы життьові решить

410] Первое, чем я бы тебе успел всех доказательств уйму

411] По тому или по другому поводу выложить языке стихов.

412] Ну, но нечего. Подхватим вновь соображений наших нить.

413] Итак, природа, короче говоря,- это сочетание

414] Двух противоположных вещей: есть тела, но есть и пустота -

415] Пространство, где они могут помещаться и двигаться свободно.

416] То, что существуют тела,- ощущение, для созданий всех общие,

417] Утверждают. Не доверять им - значит себя же лишать

418] Возможности судить о вещи скрытые, так же очевидную

419] Виб'єм опору из-под ног, перечеркнем мысли средствам.

420] Далее. Если бы не было того пространства, свободного места,

421] то Есть пустоты,- где бы имели различные тела подиватись,

422] Как тогда передвигаться могли бы они в разных направлениях?

423] Выше я изложил тебе по этому четкую свое мнение.

424] Наконец, есть что-то такое, что от тела ты бы мог одділити

425] И от пустоты,- такое, что творить могло бы самостоятельно

426] Третью какую-то, от пустоты и тела отличное, природу?

427] Действительно: что уже существует, то должен же чем-то быть;

428] Пусть по объему оно и небольшое, пусть крохотное будет,-

429] Все же, когда можно его хоть слегка, хоть как-то коснуться,-

430] Тел всех количество приумножит оно, в их совокупность войдет.

431] А недоступным для осязания будет и сможет сквозь себя

432] Свободно любую вещь пропустить без сопротивления,- значит,

433] Это - незаполненное пространство, мы говорим здесь: "пустота".

434] Все, что существует, добавим, само по себе - непременно

435] Действует именно или действия какой-то подлежит посторонний;

436] в Конце,- и тем может быть, что вмещает все вещи подвижны.

437] Действовать и подвергаться действию - это свойство вещи,

438] Ну, а вмещать что - то-имеет способность одна пустота.

439] Итак, кроме тела и пустоты, в ряде вещей не бывает

440] Еще чего другого, третьего, что существовало бы отдельно

441] И независимо, само по себе, что могли бы мы воспринимать,

442] благодаря ощущениям, усилиями мысли понять.

443] Ибо, как увидишь,- все, что существует, что названо как-то,

444] Будет свойством двух начал или явлением будет.

445] Что невозможно от вещи віднять, отделит от нее,

446] Не разрушив при том ее,- имеет название "свойство":

447] Жар - от огня, от камней - бремя, от воды неотделим -

448] Плин, где - от тел, от пустоты - недотикальність.

449] И наоборот, как: рабство, нищета, богатство, свободу,

450] Войны и согласие - все, что приходит на свет время от времени,

451] Как и отходит, под названием "явления" здесь рассматриваем.

452] и время не существует отдельно: что случилось сейчас,

453] - в древности, когда должно произойти,- мы відчуваєм

454] Только в связи неразрывно-тесном с самими вещами.

455] должен Признать следующее: самого по себе, вне движения

456] И супокоєм вещей, мы не можем времени воспринимать.

457] Вот Тіндаріду, мол, когда-то похитили, и гордой Трои

458] Народ смиренен был... Не подумай, что все те события

459] Имеют свое отдельное, от вещей не зависящее продолжения:

460] Те поколения людей, без которых не было бы и явлений,

461] Ген отнесла уже сутки, что прозвучала безвозвратно.

462] Что произошло во времени, представляется то определенным явлением

463] Относительно людей и местности, где разворачивалось действие.

464] в Конце, когда бы ни материи ни одной вещи не имели,

465] Нет соответствующего пространства, места, где все бы происходило,

466] То Тіндаріди прекрасной очаровании раздута страсть,

467] Что проскользнула огнем в груди Александра-фригийца,

468] Не привела бы к боев знаменитых затяжной войны,

469] Ни тайком от троянцев полночь конь деревянный

470] Греками бы не розродивсь, что Пергам превратили в пепел.

471] Поэтому очевидно, что каждое событие нам следует рассматривать

472] Не как отдельное, независимым бытием наделено тело,

473] Не как порожняву, что, разумеется, имеет свою сущность,

474] А наоборот: называть ее можешь вполне справедливо

475] Явлением тела и места, где должно все происходить.

476] Далее. В телах различать нужно вещей всех начатки

477] И то, что уже сложилось в ходе слияния, сочетания начатков.

478] По начатков вещей, то ничто разрушить их не в силе:

479] Плотность их тела несокрушимого все преодолевает конце.

480] Трудно, правда, поверить в то, что существует в природе

481] непроникливе - тело без единой поры, щелочки:

482] не проходит сквозь толщу стены молния небесная,

483] Гам, слова? В огне распаляется даже железо.

484] От непомерной жары, случайно, рассаживаются скалы.

485] Золотая твердость, поддай лишь огня, вращается течением.

486] Тает льдинкой в пламени медная зеркальная пластинка.

487] Серебром тепло пробиваться может и пронизывающий холод:

488] Явно чувствуем одно и второе, когда по обряду

489] Чашу ум зашло, а у нее струмить росяниста влага.

490] Все словно утверждает: полной плотности в мире нет.

491] И, когда мысли правдивой ход и природа в нас будит

492] Сомнение,- не знехтуймо тем. Доказать тебе попробую кратко

493] То, что существует основа всего самая плотная и вечная -

494] Первопочатки вещей, как учили мы, их семена,

495] С чего и возникло все то, чем наполнена вселенная сегодня.

496] Поэтому, когда силой мысли мы научились различать

497] Пределы тех двух противоположных вещей, их двоякую природу -

498] Тела и пустоты, где разворачивается каждое событие,

499] Скажем, что и существовал бы они чистыми должны, отдельно.

500] Где-ибо в природе незанятое место, порожнява то есть,-

501] Там, следовательно, тела нет, и наоборот: где находится тело,-

502] Свободного пространства там - пустоты - бесполезно искать.

503] Первобытные тельца, висновуймо,- плотные все, без пустоты.

504] Далее. Если в нарожденних вещах порожнява,- значит,

505] Плотная материя должна ее отовсюду облегать.

506] С тем не согласится и ум трезвый, что какая-то вещь может

507] Глубоко в теле своем вмещать незанятый, свободный

508] Пространство, когда бы и его не держало что-то твердое и плотное.

509] Им может быть лишь материи плотность: вещей пустоту

510] 510 Только она, не что иное, держать внутри способна.

511] Итак, сама по себе, из мельчайших образована и плотных

512] Телец, материя - вечна; знищимі - сообщения разные.

513] Далее. Если, припустім, не случалось бы свободного места,-

514] Плотность сплошная была бы. А если бы, наоборот, не бывало

515] Первобытных телец, что пришлось бы какое-то место занимать,-

516] Лишь пустота вокруг была бы, незаполненное пространство.

517] Итак, повсюду незанятое место чередуется с телом,

518] Так же ни полной, сбитой плотности в мире нет,

519] Нет пустоты. Есть отдельные тела, что окружающее пространство

520] Делят все, отделяют: место пустое - полнотой.

521] их ни извне ни один удар не способен сокрушить,

522] Ни разрушить изнутри ни одна сила не годна,

523] Потому и не проникнет туда, и ничто иное схитнуть их не может.

524] Несколько ранее об этом я уже изложил тебе свое мнение.

525] Без пустоты, как видишь, ничто бы не могло ни развалиться,

526] Ни розламатись; под лезвием ничто бы не розскочилось пополам,

527] Сыростью бы не пронялось ничто, ни морозом чувствительным,

528] Ни сокрушительным не взялось бы огнем, что пронизывает вещи.

529] Надо добавить: чем больше пустоты вещь какая-то содержит,

530] То она будет быстрее разлагаться, поражена глубже.

531] Поэтому, когда первобытные тельца являются плотные все, без пустоты,

532] Как я выяснил раньше, то они должны быть вечными.

533] И, кроме того, если бы не длительная материя вечно,-

534] Все, что существует теперь, в ничто уже давно бы обернулось,

535] И наоборот: то, что видим, возникло бы из ничего.

536] Так, как не может из ничего ничто, повторю, возникать,

537] Нет, когда что-то родилось,- в ничто обращаться,-

538] Первоначатки вещей несмертельными быть должны,

539] Чтобы развязаться на них могло все в последний час,

540] Чтобы для обновы вещей материя была всегда свежая.

541] Итак, те первоначатки и простые должны быть одновременно,

542] И непроницаемые, потому что иначе никак не могли, пробыв еще

543] Ряд веков, от безграничного времени відновлювать вещи.

544] в Конце, если бы не позаботилась природа, чтобы вещи дробились

545] Лишь до какого-то предела, то материи первобытные тельца

546] Так бы скришились под действием времени, настолько измельчали бы,

547] Что, родившись из них, появившись в определенном времени,

548] Ни одна бы вещь не смогла до конца своего возраста достичь.

549] Все, как это можем видеть, скорее к распаду подвержено,

550] Чем до восстановления. Что в бесконечном чередовании дней

551] Давний, что уже истек, возраст непреодолимого времени походкой

552] В порох сотрет, прервав связи, разрушив до края,-

553] То не поправится уже, сколько бы веков не проходило.

554] Все же не до конца, а только до какой-то грани

555] Дробятся вещи, потому что все восстановимо, все имеет определенный

556] Срок, своего рода, начертанную четко

557] Пору, в которой может достичь роста, цветения жизни.

558] Стоит отметить и то, что при плотности якнайповнішій

559] Первобытных телец материи все же объяснить нетрудно,

560] Как встает с них воздух, вода, и земля, и всевозможные

561] Испарения - все, что мягкое, как существуют те вещи, поскольку

562] Примесь свободного пространства в каждом теле присутствует.

563] А допустим, и начатки вещей всех бывают мягкими,-

564] Откуда взялись бы тогда, поразмысли, неподатливі скалы?

565] Откуда бы железо взялось? Не могло бы тогда быть в природе

566] Никаких устоев заложенных, первоосновы устойчивой.

567] Первобытные тельца, как видим, плотные и простые должны быть.

568] Чем они ближе, теснее сплетаются, тем у предметов,

569] Что родились с ним, большее сопротивление, более мощная сила.

570] Далее. Если бы не было-таки в дрібненні никакой грани,

571] То от самых глубоких веков до сегодня для каждой вещи

572] Должны были бы ее тельца сохраниться, что, полностью свободные

573] От опасностей всяких, были бы неповрежденные, целые.

574] А, допустим, хрупкие они, слабые по природе своей,-

575] Как же тогда продлиться бы могли, не развалиться до основания

576] в Течение долгих веков, бесчисленных ударов потерпев?

577] Наконец, если какая-то определенная грань для каждого рода

578] Различных существ, какая-то черта выразительная, что им определяет

579] Рост и продолжительность жизни, если вечным законом природы

580] Твердо установлено, что они могут, что - нет, если изменению

581] Не подлежит ничто, и все то, что существует, настолько

582] Верное себе, что птицы из рода в род даже метки на перьях,

583] Даже окраска передают, их породе свойственно,-

584] Итак, без сомнения, первоначатки - материи тельца

585] Должны быть неизменными. Ибо если бы и они время от времени,

586] Силе поддавшись какой-то, перемен подвергались всяческим,-

587] Непонятно было бы, что на свет может появиться,

588] Поп - несостоятелен; затерлись бы пределы, которые определяют

589] глубочайшую Сущность вещей, отмеренное каждому из них силу.

590] Наконец, природа родителей, их обычаи, движение своеобразный,

591] Образ жизни - могли бы в дальних зринати потомках?

592] Далее. Если есть конечность в дрібненні, и тело настолько

593] Крошечным делается, что и ощущением его уже не воспринять,-

594] Значит, оно уже вполне неделимое, оно - на последнее

595] Ступени мельчанию. Само по себе такое тело никогда

596] Не существовало и век существовать не сможет отдельно,

597] Другого тела составляя единую, первоначальную долю;

598] Рядом - подобные становятся по порядку тесными рядами

599] И так, ущільняючись, делаются содержанием и сущностью тела.

600] Итак, когда в одиночку они пробовать неспособны,-

601] Должны настолько сплестись, что никак роз'єднать их нет сил.

602] Плотные является, следовательно, начатки вещей своей простотой:

603] Взбитые вместе они мельчайших частиц соединением,

604] Не разнородных, однако, что лишь нагромождением сильные,-

605] В простоте, им извечно свойственной,- вся их мощь.

606] Тем-то преуменьшить их, одійнять у них еще какую-то крошку

607] Не позволяет, чтобы семья вещей береглося, природа.

608] А не было бы малейшей малости, то, разумеется,

609] Что и мельчайшие тела из бесчисленных бы долей состояли,

610] Потому что половина все время будет иметь свою половину;

611] Так и продолжался бы, никогда границы не достигая, разделение.

612] Чем тогда вселенная различаться бы мог от малейшей доли?

613] Действительно нечем. Ибо, хотя и бесконечные просторы занимает

614] Весь неограниченный мир, но и крошечная доля так же,

615] Сколько ее не дробитимеш, пойдет в свою бесконечность.

616] Это противоречит здравому смыслу, да и представить

617] Нечего такое. Вот поэтому ты согласишься, как не упирайся,

618] С тем, что существует нечто очень малое, самое мелкое из всего,

619] Нечто неделимое вполне. А если уже такое нечто существует,-

620] Значит, и первобытные тельца, согласитесь,- плотны и вечны.

621] Наконец, если всех вещей изобретательница - творческая природа -

622] Привыкла все раскладывать на раз мельче частицы,-

623] Из них она снова на мир привести не одолела бы ничего.

624] И понятно: где никаких частиц уже не бывает,

625] Там и свойств материи нужны творческой,

626] искать: всяческих связей, веса, перемещений,

627] Толчков, столкновений,- без чего не возникнет ни одной вещи.

628] Именно поэтому от здравого смысла отходят далеко

629] Те, кто считал, что все вещи из огня встают, что в основе

630] Вселенной только огонь, и ничто больше быть не может.

631] В них Гераклит был вождем. Именно он завязал спор,

632] Славный затемненным словом своим среди греков, и больше -

633] Среди бездумных, чем тех, которые вдумчиво правды ищут.

634] Дураков-потому что всегда восхищает то, что видят немовбито

635] Где-то на дне невнятного высказывания; что благозвучное,

636] Что убаюкивает, ласкает им слух, то принимают за правду.

637] Откуда, спрошу их, то необъятное разнообразие вещей

638] Взяться могло, если только огонь всем был началом,

639] Чистый огонь? Пусть он становится тугіший, пусть родной,- от того

640] Никаких не произойдет изменений, если каждая мелкая его доля

641] Имеет постоянно такую же, как и целость огненная, природу.

642] Будут более плотные частицы огня - будет и пламя сильнее,

643] А розметай их, розсій - оно тут же ослабнет, поблідне.

644] Вот чего бы мы добились не большего,- с телом огненным

645] Так поступая. Что там говорить уже о разнообразии

646] Мира, который - не смех? - из огня бы однажды должен был появиться!

647] Еще заметим следующее: то гуще, то жиже делаться

648] Может огонь лишь тогда, когда в нем пустота присутствует.

649] Музы же тех мудрецов, то и дело попадая в беду,

650] Не признают и того, что порожнява везде должна быть.

651] Так, боячися высот, они теряют дорогу правдивую.

652] Нечего им понять, что, когда бы не было пустоты,

653] Все бы тогда сделалось плотным свалкой, стало бы единственным

654] Телом, и резко от него ничто бы не могло отделиться,

655] Как от огня жароносного - блеск его, пламень жгучий.

656] Следовательно, и огонь - это не скопление сбитых в целость частиц.

657] Ну, а если по другим их утверждению он и угасает,

658] И при наибольшей своей густоте изменяет тело,

659] То - когда уже до конца развивать эту мысль нелепой -

660] Должен был бы весь, без остатка, огонь в ничто обратиться,

661] А разнородный окружающий мир - возникать из ничего.

662] Потому что все то, что с границ своих, перемінившись, получается,

663] Каждый раз является смертью того, чем оно было только.

664] Поэтому и огонь должен иметь в себе нечто совершенно неистребимое:

665] В противном случае ничто бы оборачивались абсолютно все вещи,

666] да И возникать бы могли, какие разнообразные,- из ничего.

667] Итак, согласись: поскольку существуют четко обозначенные

668] Первобытные тельца, всегда сохраняют свою природу,

669] Что и своим уходом и приходом, и разным порядком

670] Различной делают природу вещей и обусловливают изменения,

671] То, как надо судить по всему,- они не огненные.

672] Потому как огненные были бы, то больше бы их, становилось бы

673] Меньше, другие бы к ним приобщались, вносили бы разные

674] Изменения в порядок свой - жар оставался бы в их природе,

675] то Есть огнем - не чем другим - было бы их образования каждое.

676] Здесь я стойку имею мнение: есть тельца, которые своим совпадением,

677] Движением, порядком, положением и своеобразием формы

678] Способны породить огонь; изменив порядок, меняют

679] Также природу свою в корне. К тому же не похожи

680] Ни на огонь, ни на вещь какую-то другую, которая может слать

681] Дольки нашим чутьем и на ощупь быть ощутимой.

682] А уверять, что вселенная - огонь и что настоящей вещи,

683] Кроме одного лишь огня, и тщетно искать в природе,

684] Как Гераклит был учинил - это венец безумия, думаю.

685] Потому, відштовхнувшися ед ощущений, против них восстает он,

686] Языков хочет то всколыхнуть, на чем стоит вероятность,

687] То, откуда определенное знание о тот же огонь мог достать.

688] Веря в то, что огонь чувствами воспринимаем действительно,

689] В том, что воспринимаем и другое, не менее очевидное,- не верит.

690] Мысль такая кажется мне и пуста, и сумасшедшая.

691] в Конце, куда же еще обратиться? Что для нас еще таким определенным

692] Быть могло бы, как чутье, когда отличаешь ложь от правды?

693] Впрочем, на какой же основе, одкинувши прочь все остальное,

694] Имели бы мы так почитать одну только огненную природу,

695] А не какую-то там другую стихию, огонь забросив?

696] Так или иначе - бессмыслица бы таки осталось безумием.

697] Вот почему те, кто говорил, что все вещи взяли свое начало

698] Только из огня и что мир необъятен из огня образовался,

699] И те, кто отстаивал мнение такое, что прозрачный воздух -

700] Творческое начало всего, как и те, кто думал, что влага

701] Вещи все творит сама, считал, что земля одинокая

702] Зроджує все, в свою очередь вращаясь во все вещи,-

703] Очень далеки от правды были и окольными путями бродили.

704] И еще добавь, кто двойными делает вещей всех начатки:

705] Лучить воздух с огнем, а с пливкою влажной - землю,

706] И тех, кто в основу всего возлагает четыре стихии:

707] Землю, и огонь, и воздушные порывы, и щедрую влагу.

708] их первейшим вдохновителем был Эмпедокл из Акраганта -

709] Он на трирогому острове вырос, о который отовсюду

710] Бьют ионийские размашистые волны: вода зеленоватая

711] В пене соленой шумкій раз набегает на берег

712] И неистовствует в тіснинах пролива, седыми бурлением

713] От итальянских границ островную отделяет землю.

714] Здесь - ненажерна Харибда, и здесь отзывается глухо

715] Этна огненная: угрожает снова, прорвавшися гневом,

716] Вивергнуть пламя из недра своего и снопом пламенным

717] Ген вплоть до неба шугнуть, багрянисті метая зблиски.

718] И хоть какие там чудеса, в той стране огромной, что манит

719] Глаз людей, хоть какой имеет огласку, учитывая достойная,

720] Славная достатками, уверена в силе могучий народа,-

721] Все же ей ничто не сделало такой большой чести,

722] таким Ценным и святым не было, как муж бесподобен.

723] Столько-потому что мудрости в его песни, что всплывает потоком

724] Из божественной груди, открытий в ней столько славных,

725] и сомневаюсь, действительно ли земной он, из рода человеческого.

726] Все-таки и он, как и упомянутые выше, помельче от него,

727] Что из многих соображений дорівнять ему, конечно, не могут,

728] Хоть и не раз, в великом вдохновленные ища правды,

729] Из сердца глубин, словно из храма, пророчества давали святее,

730] И понятнее, и более глубокие, чем те, что нестямна жрекиня

731] Пифия их выдавала с треножника под Фебовим лавром,-

732] Едва достигнув начатков вещей, терпели неудачу -

733] И тут же, мыслями высокие, с высот повалившися трудно,

734] Упали. Прежде всего потому, что им движение представляется возможным

735] Без пустоты в вещах: предполагая пористость, мягкость

736] Ветра, огня, влаги и земли, и твари, и плода,

737] В их телах для пустоты места, однако, не оставляли.

738] Далее. Схитнулись потому, что не видели ни одной грани

739] В разделении тел и мельчанию принимали за нечто бесконечное,

740] Не признавали в вещах малейшей, крайней доли,

741] Хотя, как это видно, словно шпиль щонайвищий во всем,

742] Вне который уже никакое чувство не способно достичь.

743] Можешь такое отсюда виснувать: что, так сказать,- крайний

744] Шпиль в невидимой теле, то - доля вещей малейшая.

745] Еще и над таким задумаемся: если бы мы считали мягкими

746] Первые начатки вещей, сами вещи, как видно по всему,

747] И возникают и гибнут, потому что наделены телом смертным,-

748] То уже давно целый мир непременно в ничто бы обернулся

749] И, возродившись с ничего, вбивався бы в силу.

750] Ты же пересвідчивсь: как одно и второе - далеки от правды.

751] Потом все те стихии в такой между собой несогласии,

752] Так себя травят взаимно, что тут же, сбившись в кучу,

753] Сгинут все или так разбегутся, словно во время бури

754] Дождь, и ветер, и молнии: сойдутся безумно - и наутек.

755] Наконец, если из четырех элементов все возникает

756] И разлагается снова на них, то почему же непременно

757] Только они должны быть начатками тел? Не могут

758] С.аме тела послужить для них родотворним семенами?

759] Потому и возникают друг из друга, и видом между собой,

760] Как и всей природой, привыкли в веках меняться.

761] Может, припустиш такое, что и в состоянии тесного единения

762] Тело огня, и воздух, и земля, и росяниста влага

763] Сходятся так, что не меняют совсем своей природы,-

764] Значит, никогда и ничто тогда с них родиться не сможет:

765] Ни сотворения какое-то, ни бездушное, как дерево, тело.

766] Потому что в той куче разрозненной, в смеси той свою удачу

767] Обнаружит каждая составляющая: в соединении с землей увидишь

768] Чистый воздух; огонь и в воде сам себе будет верен.

769] Итак, начало вещам давая, родотворне семян

770] должен Вносить свою - незаметную, скрытую сущность,

771] Чтобы ничто другое не брало там верх, чтобы могло проявлять

772] Всякое творение свое, что ему присуща, природу.

773] Еще и до небесных огней те мужи в мудрствовании достигают.

774] Говорят: огонь вращается сначала в воздушное дуновение;

775] Сеются из него дожди, прорастает земля из них спустя,

776] Ну, а тогда наоборот - от земли все берет свое начало:

777] Воды сначала, потом воздух и огонь после него,

778] И так, непрерывно чередуясь, все это кружится: от неба

779] Идет к земле, а от нее - аж до звезд, что на небе.

780] И для начатков вещей такие движения никак не свойственны.

781] что-То же должно оставаться неизменным: в противном случае

782] Все, вплоть до самого дна, в ничто бы обернулись вещи.

783] Потому что все то, что с границ своих, перемінившись, получается,

784] Каждый раз является смертью того, чем оно было только.

785] Так и те упомянутые выше стихии, которые одна в одну

786] Все переходят по очереди, в основе своей должны иметь

787] Другие, неизменные вполне элементы. Если бы не было их,

788] То непременно все вещи вокруг в ничто бы обратились.

789] Итак, скажи, не более вероятно, что действительно существуют

790] Тельца такой природы, что могут, огонь породив,

791] Увеличить количество свою или уменьшить, изменить

792] Движение и порядок и дать, скажем, начало воздуху,

793] И что одна какая-то вещь именно так вращается в другую?

794] Тут заметишь: "Но ведь очевидно, что все в воздух

795] Лезет из земли, что для роста своего в ней пищу находит.

796] Еще бы небо дождей не приносило в пору догідну,

797] И не вгиналося бы ветви от ливня шумкої, а солнце

798] Не поставляло бы тепла в свою очередь, не грело бы добро,

799] То не могли бы ни хлеба, ни деревья расти, ни тварь".

800] Действительно. Да и мы, если бы в пище твердой и сладком течении

801] Сил не черпали,- лишились бы тела: из всех наших мышц,

802] Как и с костей, отошли бы, не поддержаны, силы жизненные.

803] Нас-ибо одно что-то, я уверен, и поддерживает, и питает,

804] В других существ - и пища иная, для них соответствующая.

805] Это из-за того, что в вещах многих однородные есть, общие,

806] Других вещей многих неодинаково сплетенные тельца.

807] Следовательно, и не удивительно, что разные - по-разному питаются вещи.

808] Весит немало еще и то, в котором те первобытные тельца

809] Составе, в каком порядке они каждый раз выступают,

810] Движения которые им свойственны, в которых подвергаются извне.

811] Потому же небеса, и моря, и суша, и реки, и солнце -

812] Из тех же начатков, что разные плоды, и деревья, и животные,

813] Только связки их в каждом случае и движения - разные.

814] Так вот в стихе моем, смотри, есть немало букв

815] Общих для многих слов, однако, вполне очевидно,

816] Стихи и слова между собой и содержанию различаются и звучанием.

817] Вот что, изменив именно лишь размещение, буквы могут!

818] А родотворні начатки всех вещей? У них несравненно

819] Больше спромоги для того, чтобы вещи творит всякие.

820] Следует нам и в Анаксагорову вникнут гомеомерію -

821] Слово, внедренное греками; в родном языке для него

822] до сих Пор нет аналога: еще же она все-таки убогая.

823] Содержание же понятия того разъяснить не так уж и трудно.

824] Итак, в так называемую гомеомерію вещей тот мыслитель

825] Мнению вкладывает такую, что, скажем, кости постепенно

826] как Будто растут из мелких косточек; из крошечных мышц

827] Мышцы так же выводятся; кровь, которая телом кружит,

828] Из многих, что воедино слились, встает крапелинок.

829] Он считает, что и золото может вырасти из незаметных

830] Золотая крошек, что и земля с кусками земли может выйти,

831] 3 щепоток огненных - огонь, из крупинок влаги - влага;

832] Все, как на ум и воображение его,- именно так возникает.

833] Для пустоты в вещах не оставляет, однако, он места,

834] Как и в измельчении тел не видит никакой грани.

835] Две эти, как нам кажется, погрешности немаловажные

836] В Анаксагора и в тех, что раньше о них шла речь.

837] Взвесь и на то, что начатки вещей родотворні у него

838] Слишком слабые, если можно начатками то называть,

839] Что не отличается ничем от вещей, что страдает так же

840] И гибнуть должен, ничем не защищено от разрушения.

841] Что же так то с них бы могло уцелеть под мощным напором

842] И протривать под самыми зубами жестокой смерти?

843] Может, кости? Может, кровь? Может, ветер, огонь или влага?

844] Что с ним? Думаю, ничто. Ведь вещи все без разницы

845] Смертными будут в основе своей, как и все, что постоянно

846] Погибает на наших глазах, какой-то сокрушительной подвержено силе.

847] И - повторю здесь ранее доказанное - вещи не могут

848] Ни в полнейшее ничто вернуться, ни выйти из ничего.

849] Далее. Если от пищи растет наше тело и крепнет,

850] Значит, и жилы, и кровь, и кости наши все в свою очередь

851] Из чужеродных вещей - элементов - состоять должны.

852] Здесь могут возразить: мол, всякая пища

853] Смесь составляет, и в смеси той уже заложены тельца

854] Нервов, частицы сосудов и костей, даже капли крови.

855] Итак, пища, твердая или жидкая,- если так рассуждать,-

856] Должна была бы иметь в своем составе инородные частицы

857] В смеси: кровь, кровянистую влагу, кости и сосуды.

858] Впрочем, если все бесчисленные тела, из земли вырастают,

859] Содержатся в той же земле, поэтому и ей в свою очередь принадлежит

860] С чужеродным, что с нее встали, состоять частиц.

861] возьми что-то Другое - и можно до слов тебе прибегнуть таких же.

862] Вот, скажім, древесину: если пламя, дым она и пепел

863] Кроет в себе, то из частей чужеродных состоять должна.

864] Все, кроме того, тела, что земля их выращивает, питает...

865] Из чужеродных, что из древесины возникают, частиц.

866] Здесь остается, пусть и мизерная, для викруту возможность;

867] Анаксагор не упустил ее, потому утверждает: во всем

868] Содержится все, приховавшись в смеси, а выныривает

869] То, что в смеси той, так сказать, под рукой,

870] В первом ряду, что гуще отрядом своих элементов.

871] И очевидно, что и эта его мысль далека от правды.

872] Ибо, если так рассуждать, то и зерно, когда его дробит

873] Жернов тяжелое, мало бы камень суровый хоть где-то обозначить

874] Кровью или чем-то другим, что в нашем питается теле.

875] Так вот и зелень плотная, что ее розм'якшаємо часто,

876] Камень о камень тручи, постепенно бы вся краснела.

877] В чистой воде встречались бы также сладкие капли

878] Течения того, что им полнится вымя овец тонкорунных.

879] Даже пахарь замечал бы на ломте, одвернутій только,

880] Злаки мелкие всякого вида, и травы, и листочки,

881] Что притаїлися там, рассеяны, в лоне земном.

882] Наконец, колоду какую-то розчахнувши, доглянувшись хорошо,

883] Ты бы в ней пламя, пепел и дым непременно увидел.

884] Ясно как день, что этого не бывает. Висновую, итак:

885] Смесь такая - несовместима с вещами. Зато есть семена,

886] Общее для разных вещей, и оно, незаметное, таится

887] В разных вещах, между собой общаясь разнообразное.

888] "В горах высоких, однако,- возразить можешь,- бывает,

889] Под неугомонного ветра порывами розколихавшись,

890] Так уж сильно дерева соседние верховьями трутся,

891] забурлят вдруг их макушки цветом огненным".

892]. Но в дереве бесполезно искать огня как такового:

893] Есть жароносне семян; оно, позбивавшись вместе

894] Во время трения, вызывает в лесах случайную пожар.

895] Был бы готов огонь где-то в лесу, скрытый даже,-

896] Тут же бы дал знать о себе: пошло бы сушняками от него

897] Пламя; все кусты, все деревья бы вокруг попалило.

898] То ли не видишь теперь,- повторю, что я сказал недавно,-

899] Сколько это весит действительно: с какими и в каком строе

900] Те родотворні начатки соединяются каждый раз,

901] Движения которые им присущи, которых испытывают они извне,

902] Как, только немного меняя свой лад, то деревом быть

903] Могут они, то огнем? И в словах, переставив несколько

904] Буквы, можно те два неподобные получить понятие.

905] Поэтому, когда ты, созерцая вещи, достижимые для зрения,

906] Склонен думать, что все является таким лишь потому, что начатки -

907] Тельца материи - имеют сходную с вещами природу,-

908] Получится такое, что и они от громкого стрясаються смеха -

909] Как это бывает между людьми - и заливаются слезами горькими.

910] Далее идем, и что знать должны мы,- слушай внимательно.

911] Дело сдаю себе, в которую идем темень. И острым

912] Тирсом коснулось сердца моего на хвалу надежду,

913] И одновременно исполнились грудь любовью к вещих

914] Муз. Тем чутьем разогретый, наснажений силой мысли,

915] Меряю шагом поля Пієрід. Еще никто здесь раньше

916] Следа своего не оставил. Как то сладко впервые хилитись

917] До самых свежих источников! Как то сладко квит неизвестный

918] Рвать себе для сияющего венка, которым еще никогда

919] Ни одному человеку требовательны музы лба не венчали!

920] Это справедливо. Потому, прежде всего, за уважительные я взялся

921] Вещи: от оков предрассудка человеческие души хочу освободить.

922] Далее и потому, что этот темный предмет я задумал подать

923] Стихом прозрачным, в муз позаимствовав знади для него.

924] В том есть свой, как подумать, смысл: именно так чинят

925] И врачи. Пытаясь дать полынь горьких

926] Больному ребенку они, предусмотрительные, сначала намажут

927] Посуды венца пахучим, густым, словно золото, медом.

928] А легковерное дитя, пока мед солодит ему губки,

929] Каплю по капле до самого дна выпивает те лекарства -

930] Горчинкой известный полынь. И обман здесь не ловит ребенка

931] В сети свои, наоборот: покріпивши, ведет к здоровью.

932] Так вот и я: за то, что учение мое выдается

933] Для непосвященных слишком тяжелым, и потому, что от него

934] Тут же шарахается люд,- пієрійським стараюсь стихом

935] Солодкомовно представить тебе своих .роздумів сущность,

936] Как мусейського меда подлил я к ним, и потому-то

937] надеюсь, что, обольщен им, ты поймешь невольно,

938] Как возникают все вещи вокруг и какова их природа.

939] Выше я доказал, что тельца материи - это сама плотность

940] Непроницаема, что летают они безбережжями времени.

941] И поразмышляем сегодня над тем, какую-то грань имеет

942] их совокупность, или нет. В то же время, когда мы установили,

943] Что пустота существует - вещами заселен пространство,-

944] Стоит задуматься: имеет четкие он, обозначенные пределы

945] Или по сторонам одслоняє бескрайние, бездонные глубины.

946] Вселенной действительно в одном направлении ни одна граница

947] Не замыкает, иначе бы он должен был конец какой-то иметь.

948] Ну, а конец лишь тогда является концом, когда идет после него

949] Еще какое-то тело, словно какая-то грань, чтобы мы замечали:

950] Вот именно отсюда наше зрение не воспринимает уже вещи той.

951] Итак, когда вне вселенной - как осознаем - не существует

952] Больше ничего, то он бесконечный, бескрайний, неизмеримый.

953] Совсем не будет иметь значения, где бы ты в нем остановился:

954] Здесь себе стань или пойди куда-ген - доокіл равномерно

955] Стелиться будут такие же бесконечного мира просторы.

956] И предположим теперь, что протяженность вселенной имеет

957] Грани какие-то, что кому-то из людей повезло доскочить

958] Вплоть до кромка того, еще и копье, размахнувшись, метнуть.

959] Как ты думаешь: то копье полетит, как его направила

960] Сильная рука к далекой цели, тут же натолкнется

961] На препятствие какое-то, что ему на дороге встанет?

962] Третьего здесь, что могло бы с ним быть, согласись, нет.

963] Так или иначе - не видим выхода. Должен признать

964] То, что не имеет конца, в какую сторону бы не распространялся, вселенная.

965] Потому что, или на что-то наштовхнувшися, копье не будет возможности,

966] Наконец, домчаться до цели своей, чтобы там остановиться,

967] без помехи помчится,- не из последней черты взлетел он.

968] этим Доводом я тебя перестріну и тогда, как где-нибудь

969] Вселенной определишь край: "А ты копье метнул?" - спрошу.

970] Получится, что действительно нигде не найти тебе ни одной грани:

971] Цель перед копьем, хоть как тут изощряйся, всегда будет выскальзывать.

972] Впрочем, если бы вселенная очерченный был, если бы все, что есть в нем,

973] Мало устойчивы берега вокруг себя, если бы не безграничны

974] Просторы в нем были, то давно бы уже под весом

975] Плотных начатков материя вся, позбивавшись вместе,

976] Сгустком бы стала другом, и ничто бы не рухнулось под небом.

977] Неба тогда вообще бы не было, не светило бы солнце,

978] Потому что испокон веков, все время, оседая ниже и ниже,

979] Свалкой ныне материя вся незыблемое бы лежала.

980] Ну, а на самом деле покоя не ведают первобытные тельца -

981] Все суетятся, ведь не найти им никакого низа,

982] Где, поспливавшись, могли бы загніздитись в тихом месте.

983] Все возникает только в движении - постоянном, упрямом движении:

984] густым Роем отовсюду спеша,- верхние к нижним,-

985] Сыплют неустанно с безодняви тельца материи оживленные.

986] Наконец, окинь все взглядом: что-то одно отделено четко

987] Другим: воздух границу дает горам, а горы - воздуху;

988] Море - землей, она же, напротив, отделенная морем.

989] Горизонт на смену идет горизонта: крайнего - вселенная не знает.

990] Пространство настолько в природе своей невероятно обширный,

991] Что и молния, с каким бы бешеным разгоном не неслась

992] в Течение вечности, все же не одолела бы его ни пробежать,

993] Ни достичь того, чтобы хоть меньше ей жить осталось.

994] Вот какие бескрайние повсюду вещам одслоняє природа -

995] Границ им не найдешь, куда не обращай неусыпной мысли.

996] Впрочем, чтобы совокупность вещей себе какой степени не клала,

997] Заботится сама природа: пустота - телам является пределом,

998] А пустота - материя, тело перервною делает.

999] Вот и не знает завершения вселенная в том дежурстве.

1000] И, припустім, не дежурит природа пустыни с телами,-

1001] Все-таки из них что-то одно простелятися будет в бесконечности;

1002] Край какой-то был бы, скажем, в пустоты,- возможности не было бы

1003] Множества первоначатків вещей в себе помещать;

1004] Исчерпывающая количество было бы в начатков вещей родотворних,-

1005] Ни сушу, ни моря, ни неба яснозоре своды,

1006] Ни поколение людей, ни всевишніх тела несмертельные

1007] Не потривали бы не только часы - малейшего мгновения.

1008] Ибо, разорвав свои связи, ген по безграничной пустыне

1009] Вся разлетелась материя, вся бы она розпорошилась

1010] Или, правильнее сказать, не породила бы уже, соединившись,

1011] Ни одной вещи - не в силе была бы она снова сойтись.

1012] И не подумай, что первоначатки вещей между собой

1013] Порядок свой согласовали, что разместились так они умышленно,

1014] Что, предусмотрительны, и движения свои как положено заключили,-

1015] Нет. Свой порядок меняя в безмірах пространства и времени,

1016] Толчков различных раз то отсюда, то оттуда постоянно

1017] Испытывая, в разных движениях бувавши, размещениях различных,

1018] Вот на такие сочетания счастливы наткнулись, наконец,

1019] Что породили и составляют сегодня всех вещей совокупность.

1020] И, закрепившись в длинных веках, именно эти сочетания,

1021] подхваченные Движением именно таким,- сейчас делают возможным

1022] То, что, широкими волнами играя, в море жадливе

1023] Реки вливаются; то, что земля наша, солнцем согрета,

1024] дает Щедрые урожаи, цветут и множатся различные

1025] Виды созданий, кружатся огни непрестанно в эфире.

1026] Что же до сих пор осталось из того, если бы с безбережжя

1027] Не наплывало материи свежей вдоволь, гойно

1028] Потери могла бы заполнить все время и служить обнове?

1029] Так же, как всякое существо живое, лишь лишится пищи,

1030] С тела спадает, так же все вещи начнут заникати,

1031] Пусть лишь материи вдруг не хватит или, допустим,

1032] Руслом другим ее течение некая сила направит.

1033] Внешние толчки тоже не одолели бы сами хранить

1034] Суммы всех вещей в их разнообразных сочетаниях;

1035] Могут разве, почастішавши, удержать несколько времени,

1036] Пока новые не надлинуть, чтобы сумму пополнить, тельца.

1037] Должны, однако, столкнувшись, одскочити; зато другие

1038] Первоначатки вещей имеют достаточно пространства и времени,

1039] Чтобы, оторвавшись от сохранности, в просторах свободно парить -

1040] Все это начатков новых и новых требует постоянно.

1041] Даже чтобы их только для толчков не хватало,- в природе

1042] Действительно неизмеримые запасы материи быть должны.

1043] Здесь особенно любой, Меммію, пристальный: не думай, как другие,

1044] Что до середины вселенной всегда тяжать все вещи,

1045] Что именно так они кучи держатся, без помощи

1046] внешних Толчков. Тем-то, мол, не теряет ничего

1047] Мир наш ни сверху, ни снизу, потому что все здесь идет к ячейке

1048] (Вроде бы вещь какая-нибудь на себя же могла обіпертись),

1049] Что, на обратной стороне земли расположены, вещи

1050] Снизу на нее смотрят, давят своим весом

1051] (Как вот ту на плесе-вещей отображения бачим);

1052] Далее, руководствуясь тем, уверяют, что и разные существа

1053] Там ходят торчком, и не падают, землю оставив,

1054] В просторы нижние небес, как и наши тела в свою очередь

1055] К зореносних домов не могли бы самовольно взлететь;

1056] Вроде солнце им светит тогда, когда мы споглядаєм

1057] Звезды ночные, как будто и временами года чергуємось с ними,

1058] Мовбито в паре бок о бок идут наши дни и их ночи.

1059] Ошибка это, не что иное, а кое-кто ухватился за нее,

1060] Для обобщения класть на свои устои ложные.

1061] Ибо, когда мировые краю нет, то какая ячейка

1062] Можем в нем найти? И если бы даже был, то почему же то

1063] Все бы только к нему тянулось, а не наоборот: подальше

1064] Не розбігалось от него врассыпную - в простор бескрайний?

1065] Всякое-ибо место и пространство - мы говорим здесь: пустота -

1066] Всегда должна своим очагом ли не центром

1067] Вещи тяжелые, они мчатся сюда, или туда, пропускать.

1068] И места такого нет, где вес свою потеряло бы тело,

1069] Едва прибыв туда, и на простор пустынный оперлось.

1070] И пустота не может основанием для тела быть:

1071] Собственная природа побуждает ее всем уступать.

1072] Итак, свой строй и порядок поддерживают вещи, как видишь,

1073] Не из-за того, что тяжать они якобы до средоточия.

1074] Впрочем, на их взгляд, не все до середины тянутся вещи;

1075] К ячейке, гадают, земля рвется, воды,

1076] Как и все то, что как бы вмещается в теле земном:

1077] Моря влага и потоки, с гор, полноводные, всплывают.

1078] А легковійні воздушные порывы и пламенный жар -

1079] Так считают они - от середины мчатся подальше.

1080] И мерцают-высеваются зари в эфире

1081] И солнце в лазури небес выпасает свой пламень страстный,

1082] Что именно там поместился огонь, средоточие оставив.

1083] Не зеленели бы вершиной дерева, если бы равномерно

1084] Не напливала к ним с земли им нужна пища.

1085] В безвестность тогда, словно птицы вогнекрилі, выгнули бы стены

1086] Мироздания, рассеявшись ген в пустыне бескрайней.

1087] Дальше и все остальное за ними такой же претерпело бы руины:

1088] Неба своды грімке нам на головы бы тяжело грохнулось,

1089] Тут же из-под ног убежала бы и земля. В страшной круговерти

1090] Неба и земли, в мировой мешанине распались бы тут же

1091] Все без остатка тела, привело бы их в недра пустынные.

1092] Мгновение - и пропало бы все, даже след от той руины:

1093] Пространство остался бы и первобытные тельца, что зрение их не видит.

1094] Поэтому, если бы вдруг не хватило материи в месте каком-то,-

1095] Место то стало бы немедленно для вселенной врата смерти:

1096] Толпами хлынули бы прочь через нее все первобытные тельца.

1097] Так без больших усилий ты проникнешь во все тайны,

1098] Ибо, с ясувавщи одно, бросишь свет на другое, и до правды

1099] и в темноте сможешь дойти, до конца разгадать природу:

1100] Свет новое что это шаг будет тропу твою озарять.

Книга: Тит Лукреций Кар О природе вещей Перевод А.Содомори

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тит Лукреций Кар О природе вещей Перевод А.Содомори
2. Книга вторая 1] Сладко, бурю зустрінувши в уюте, на...
3. Книга третья 1] Ты, кто такое незахмарене свет из глубокой...
4. Книга четвертая 1] Передо мной - поля Пієрід. Кроме меня,...
5. Книга пятая 1] Кто бы имел в груди вдохновение такое, что сумел...
6. Книга шестая 1] Впервые занял плодоносящий несчастному рода...

На предыдущую