lybs.ru
Чтобы быть собой, надо себя знать. / Украинская народная мудрость


Книга: В.А. Моторный Славянские литературы эпохи Возрождения (1982)


В.А. Моторный Славянские литературы эпохи Возрождения (1982)

© В.А. Моторный, 1982

Источник: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Львов: "Высшая школа", 1982. 440 с. - С.: 386-432 (Раздел 8).

Сканирование и корректура: SK, Aerius (), 2004

Содержание

8.1. Общая характеристика

8.2. Гуманизм и Реформация в Чехии. Ян Гус. Ян Амос Коменєький

8.3. Литература Возрождения в Польше. Миколай Рей. Ян Кохановский

8.4. Возрождение в Хорватии (дубровницько-далматинська литература). Иван Гундулич

Контрольные вопросы

8.1. Общая характеристика

В своем развитии славянские литературы эпохи Возрождения опирались не только на идеи гуманизма и реформационное движение на его раннем этапе, но и на национальные литературные традиции, сложившиеся на протяжении веков в славянских странах.

Возникновения этих традиций связано с принятием христианства, с созданием письменности у славянских народов в IX в. и с деятельностью выдающихся просветителей - братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885), которые составили первую славянскую азбуку и ввели в обращение первую литературный язык славян - старославянский. «Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде»,- эти слова приписывают Кириллу, который вместе с Мефодием основал первую литературную школу на славянских землях - в Великоморавскому государству (просуществовала до X в.). Здесь Кириллом и Мефодием и их ближайшими учениками были созданы старейшие памятники славянской письменности на старославянском языке.

Несмотря на препятствия, которые чинила просветителям католическая церковь, преследуя Кирилла и Мефодия, дело, начатое ими, дала весомые результаты. После смерти братьев их ученики начали литературную деятельность в Болгарии (вторая половина IX-X вв.). Один из них - Константан Преславский (родился в середине IX в.) - талантливый литератор, автор сборника проповедей, первого болгарского летописи («Історикій»), в своем произведении «Проглас» («Пролог») защищал и прославлял грамоту - «слово буквенно», призвал славянские народы изучать грамоту, ибо «нази без книг народы» и «душа безбуквенна мертвая в человецех». Другое его произведение - «Азбучная молитва» - является настоящим гимном письменности, грамоте, учителям. Сам автор смысл своей жизни видел в продолжении великого дела учителей:

...Хочу доброе дело, начатое

В добрый час моими Учителями,

Завершить, хочу тайны Слова

Ознаймити родному народу...

(Перевод Г. Лубкивского)

Итак, у западных и южных славян первые литературные памятники были созданы на старославянском [386] языке под влиянием деятельности Кирилла и Мефодия. В дальнейшем эта речь плодотворно развивалась лишь в литературах южных славян, западнославянские народы после X в. приняли как письменный латинский язык, которая надолго вошла в их духовную жизнь.

В заключительной речи на фашистском судилище в Лейпциге (1933) Г. Димитров высоко оценил выдающуюся просветительскую деятельность Кирилла и Мефодия, подчеркнул древние, богатые и плодотворные традиции славянского письма: «Задолго до того времени, когда германский император Карл V говорил, что по-ни-мецьки он разговаривает только со своими лошадьми, а германские дворяне и образованные люди писали только по-латинськи и стеснялись немецкого языка, в «варварской» Болгарии Кирилл и Мефодий создали и распространили староболгарське словесность» (1).

(1) Димитров Г. Избр. произв.- София, 1960, с. 62.

Наряду с произведениями церковного характера (житийная литература, легенды, духовные песни) в средневековых славянских литературах особую популярность приобрели произведения на историческую тематику (хроники, летописи и др.). Среди этой группы произведений в Чехии по форме и по содержанию выделяется «Чешская хроника» Козьмы Пражского (около 1045-1125) В ней автор не только фиксирует события с древнейших времен (иногда и фантастического содержания) до начала XII в., а и приводит древние предания и легенды, которые имеют большую художественную ценность (легенды про Чеха, о вещую деву Лібушу и др.). «Чешская хроника» проникнута патриотическими идеями, верой в славное будущее чешского народа. В Польше подобная хроника Тбула создана автором, имя которого нам не известно, и поэтому носит название «Хроника» Галла Анонима (написана между 1112 - 1115 гг.). По идейному содержанию это произведение близко к произведению чешского хрониста. Обе хроники написаны на латинском языке. Широко известным является сербский «Летопись» попа Дуклянина (создан между 1149 - 1167 гг.), который донес до нас древние легенды народа. Все хроники отличаются эмоциональностью изложения, патриотическим характером, свидетельствуют о высоком мастерстве сказителей.

Жанр хроники развивался в славянских литературах и в последующие периоды («Хроники Винцента Кадлубка (1150-1223), Янко из Чарнкова (XIV ст.) в Польше, чешская стихотворная хроника - так называемая Далимілова (XIV ст.) и др.).

Со временем в славянских литературах начинается длительный процесс утверждения народного языка. Так, в западнославянских литературах наряду с латинским языком все шире в литературный процесс [387] проникает разговорная речь (в чешской литературе, например, с конца ВЕРХНОСТИ ст.). В литературах южных славян народные языки постепенно вытесняют традиционную старославянский.

Уже на то время установились связи средневековых славянских литератур с литературой других народов. Об этом свидетельствуют многочисленные переводы и оригинальные произведения, в которых использованы заимствованные сюжеты. Популярными в болгарском, чешском и других славянских литературах были произведения о Троянской войне, о походах Александра Македонского и др. (в чешской и болгарской литературах - роман «Алек-сандрія»).

Характерными для славянских литератур XIII - XIV вв. были лирические произведения (городская лирика в чешской литературе XIV в.), сатирическая и дидактическая литература.

Особой популярности эти жанры получили в чешской литературе. Следует отметить дидактические произведения Сміля Фляшки (погиб в 1402 г.) - автора «Нового совета» (1394), в которой он обращался даже с политическими советами до самого короля. В этот же период были написаны анонимные сатиры «Конюх и школьник», «Спор воды с вином» и др., в которых высмеивались пороки тогдашнего общества.

Как автор дидактических произведений в Чехии отмечался Томаш (Фома) Штітни (умер в начале XV в.), которому принадлежат философские и дидактические трактаты «О господина, госпожи и челядь», «три состояния: девичий, вдівський и семейный» и др. Творчество Т. Штитного сыграла значительную роль в развитии литературы на национальном языке. К - Маркс, оценивая вклад Т. Штитного в чешский литературный язык, писал, что на то время она была более развита, чем немецкая как раз благодаря творческой деятельности этого чешского писателя (1).

Развитие славянских литератур в IX-XIV вв. подготовил почву для восприятия идей гуманизма. Славянские страны в эпоху Возрождения играли заметную роль в становлении европейской ренессансной культуры. Литературы славянских народов были важным звеном общеевропейского литературного процесса XIV - начала XVII вв. По выражению Ф. Энгельса, «вся Западная и Центральная Европа, включая сюда и Польшу, развивалась теперь во взаимной связи...»(2).

(1) Архив К. Маркса и Ф. Знгельса.- М., 1939, т. 6, с. 213.

(2) Маркс К., Энгельс Ф. Произведения, т. 20, с. 467.

В орбиту новой культурной общности, которая зародилась в эпоху Возрождения, вошли и славянские страны Чехия, Польша, Хорватия. В силу ряда исторических [388] причин (в первую очередь, через турецкое иго, под которое попали южнославянские народы) в этот процесс не смогли включиться в полной мере литературы Болгарии, Сербии и некоторых других стран, их литературы были отрезаны от культурного мира, от гуманистических идей, и поэтому в эпоху Возрождения в них не наблюдалось тех важных изменений, которые происходили в чешской, польской, в дубровницько-далматинській (в Хорватии) литературах. Вместе с тем глубоко ошибочным было бы утверждать, что в культуре Болгарии, Сербии и некоторых других стран не произошло никаких изменений, литературы этих народов застыли в рамках средневековых идей и форм. Даже сложные условия, в которых они находились, не могли полностью затормозить в них тех процессов, которые постепенно развивались и свидетельствовали о зарождении новых художественных явлений в литературной жизни. Но расцвет этих литератур выходит за пределы эпохи Возрождения. Академик П. Зарев по этому поводу писал: «Болгарское Возрождение (начинается в XVIII в.- В. Г.) вобрало в себя и идеи Ренессанса, и идеи Просветительства» (1).

(1) Зарев П. Панорама болгарской литературьі.- М., 1976, с. 15.

Особенно ярко гуманистические идеи эпохи Возрождения проявились в чешской, польской и дубров-ницько-далматинській литературах. Развитие их в XIV - начале XVII в. свидетельствует о высоком уровне духовной жизни в странах. Лучшие достижения этих литератур вошли в общую литературную сокровищницу европейских народов, без их анализа картина развития ренессансной культуры в Европе будет неполной.

Книга: В.А. Моторный Славянские литературы эпохи Возрождения (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. В.А. Моторный Славянские литературы эпохи Возрождения (1982)
2. 8.2. Гуманизм и Реформация в Чехии. Ян Гус. Ян Амос...
3. 8.3. Литература Возрождения в Польше. Миколай Рей. Ян...
4. 8.4. Возрождение в Хорватии (дубровницько-далматинська...

На предыдущую