lybs.ru
Мертвеца не рассмешишь, глупака не научить. / Даниил Заточник


Книга: Вадим Пащенко Большой мечтатель (1989)


Вадим Пащенко Большой мечтатель (1989)

© В.Пащенко, 1989

Источник: Ж.Верн. Дети капитана Гранта. К.: Радуга, 1989. 560 с.

Сканирование и корректура: SK ()

Путь Жюля Верна (1828-1905) в литературу был долгим и сложным. Его имя стало известным только после выхода первого романа «Пять недель на воздушном шаре» (1863), когда автору было уже тридцать шесть лет. А до того он изучал адвокатуре, биржевое дело, пробовал себя в поэзии и в драматическом искусстве (написал несколько пьес, некоторые из них ставились в театрах, но успеха не имели). - Писал Жюль Верн также оперные либретто, новеллы, научно-популярные статьи. В то же время он пристально следил за развитием науки, техническими открытиями, изучал географию, геологию, астрономию, химию, биологию, баллистику, математику, лингвистику, этнографию. Постепенно его знания приобрела энциклопедического характера. Свои наблюдения и сведения из различных отраслей наук Жюль Верн заносил в специальную картотеку. Под конец его жизни она насчитывала более двадцати тысяч тетрадей.

На собственной яхте «Сен-Мишель» Жюль Верн совершил путешествия в Англии, Ирландии, Дании, Голландии, Швеции, Испании, Алжира и Туниса. в 1867 г. он отправился на трансатлантическом пароходе «Грейт-Истерн» в Северную Америку, затем посетил Нью-Йорк, побывал в Канаде, возле Ниагарского водопада.

Имя Жюля Верна, автора шестидесяти пяти научно-фантастических романов (серия «Необыкновенные путешествия») давно уже стало символом отважной человеческой мечты, которая намного опередила научную мысль того времени. Всю свою жизнь писатель-гуманист защищал благородные идеалы, выступал против угнетения народов, несправедливых войн и колониальных авантюр.

Все творчество Жюля Верна обозначена глубоким оптимизмом. По своим взглядам писатель нам очень близок и понятен. С незаурядной проницательностью он увидел ту опасность, которая кроется в достижениях науки, когда они попадают в руки дельцов и политиканов, которые применяют их в своих корыстолюбивых и эгоистичных целях, превращают в орудие уничтожения и порабощения людей и целых народов. Наиболее негативными чертами наделяет Жюль Верн мракобіса и людиноненависника Шульце, который с помощью новейших технических достижений пытается покорить [550] «латинскую расу» («Пятьсот миллионов Бегуми», 1879). Один из его героев - Робур - не хочет передавать людям своего изобретения - могучего летучего корабля, - ибо человечество еще не созрело для общего братского союза». Однако он обещает, что откроет свою тайну людям, когда те станут достаточно разумными и нравственными, чтобы не применять ее злой целью» («Робур-завоеватель», 1885). Как актуально звучит эта мысль в наше время, когда прогрессивное человечество во главе с Советским Союзом прилагает все усилия, чтобы предотвратить ядерную войну, полностью уничтожить все смертельные арсеналы!

Удивительный дар Жюля Верна предвидеть пути дальнейшего развития науки еще и теперь поражает читателя. Все изобретения и научные открытия сразу становились в него основой какого-либо нового фантастического романа. Смелый полет его фантазии определял поиски ученых. Создатель подводной лодки американец Саймон Лейк писал, что идея построить такой лодка была навеяна ему Жюлем Верном. К. Е. Циолковский утверждал, что писатель своим математическим обоснованием идеи космических полетов вызвал у него «работу мозга в этом направлении», что он позаимствовал у великого фантаста идею температурного управления дирижаблем. Академик В. П. Обручев признавался, что стал путешественником и исследователем Азии благодаря романам Жюля Верна.

Уже много написано о том, что научные прогнозы в романах этого писателя - его совершенны в техническом плане аппараты и машины воспринимались современниками как абсолютное фантастические и несбыточные. Однако безудержная научно-фантастическая мысль Жюля Верна никогда не отрывалась от жизни, поскольку всегда опиралась на достижения техники тех времен.

Однако сам Жюль Верн прекрасно понимал, что совершенная сегодня техника завтра уже устареет. В беседе с корреспондентом одного технического журнала писатель сказал: «Пройдет еще немного времени - и наши телефоны и телеграфы покажутся смешными, а железной дороги - слишком грохочущими и ужасно медленными».

Жюль Верн - создатель качественно нового жанра научной и социальной фантастики, традиции которой существовали во Франции уже давно. «Я глубоко убежден,- писал советский космонавт Олег Макаров,- что без великого мечтателя Жюля Верна не было бы и современной фантастики. Не было бы той фантастики, в которой драмы идей возвышены до уровня искусства, в которой наука и искусство обогащают одне. одно».

В наше время все научно-технические прогнозы Жюля Верна, [551] за некоторыми исключениями (например, его замечательный подводный корабль «Наутилус») давно уже осуществлены; достижения современной науки кажутся фантастическими. И все же произведения выдающегося французского писателя не стареют, их с восторгом, с неослабевающим интересом читают и дети, и молодежь, и люди зрелого или пожилого возраста.

В чем же причина такого долголетия романов Жюля Верна? Очевидно, в его героях. При жизни писателя основным в его романах были необычные картины научно-технического прогресса, к которому должно прийти человечество; эти картины действовали на воображение читателя. Привлекательные герои писателя - носители этих идей, но воспринимались они почему-то как второстепенные - главное внимание сосредотачивалось или на их исключительных проектах, или же на таких же необычных путешествиях и приключениях в далеких, мало исследованных странах. Однако со временем подход к произведениям Жюля Верна стал немного другим - на видное место вышли его по-настоящему интересные герои. Это - прекрасные за своими духовными качествами люди, которые больше всего любят свободу и творческую работу. Они наделены глубокими чувствами благородства и доброты, смелые и настойчивые в своих исканиях. Выбрав цель, они идут к ней, преодолевая все преграды и небезпеки. им приходится испытывать холод арктических пространств и зной раскаленных пустынь, пробираться через горы и сквозь джунгли, бороться с розбурханою морской или воздушной стихиями, отражать нападения недобрых людей и хищных зверей. Однако их воля не слабеет, никто из них не жалуется на нечеловеческие испытания. Они спят под открытым небом, питаются тем, что дает им окружающая природа, голодают и страдают от жажды, но никогда не падают духом, всегда остаются бодрыми, жизнерадостными и с надеждой смотрят в будущее. «У Жюля Верна,- писал современный французский исследовательских Гіслен где Дісбах,- не найдешь героя, который не был бы готов рисковать жизнью ради спасения другого. Активная великодушие, стремление прославить человека, что обязывает его направлять свои усилия на благо общества,- вот те большие тенденции, характеризующие творчество Жюля Верна с точки зрения морали».

Герои лишены эгоизма и лицемерия, жестокости и корыстолюбия, коварства и лживости. Честные, прямодушні, высоконравственные, они предстают как бы идеальными людьми. Но они такие живые и реальные, что читатель начинает верить в их существование.

Жюль Верн был республиканцем, он ненавидел социальную несправедливость, захватнические и колониальные войны, беззакония [552] буржуазного общества. Убеждение писателя сложились в период революции 1848 года и в дни декабрьского переворота Луи Бонапарта (1851), отменил Вторую республику и установил империю. К нему Жюль Верн относился резко отрицательно. Впоследствии такое же отвращение и возмущение он будет чувствовать к Третьей республики, в правителях которой увидит лишь эгоизм, стремление к легкой наживе, аморализм и жестокость.

Глубоко веря в человеческий разум, Жюль Верн считал его способным на большие свершения. Его герои нередко наделены убеждениями самого автора, становятся своеобразным рупором его идей. В романе «Пятьсот миллионов Бегуми» писатель создал замечательный образ ученого-гуманиста Серазена, который борется против жестокого и коварного ученого-преступника Шульце. Запоминающийся участник революционных событий 1848 года, борец за независимость родины Матиас Шандор из одноименного романа. Не могут оставить читателя равнодушным и смелые астронавты Фергюсон и его друзья Кеннеди и Джо, которые во имя науки осуществляют полет над девственными землями и лесами Африки («Пять недель на воздушном шаре»). Или американцы Барбікен и Школьных, француз Ардан, которые ради науки полетели в пушечном снаряде на Луну («С Земли на Луну», «Вокруг Луны»). Или юный Дик Сэнд, который спасает людей в джунглях «черного континента», чувствуя себя ответственным за их жизнь («Пятнадцатилетний капитан»). Подобные герои действуют в романе «Таинственный остров». Талантливый инженер, участник борьбы за освобождение негров Сайрес Смит и три его верных товарищи и мальчик осуществляют смелый побег из плена и попадают на необитаемый остров, где «из ничего создают все». Этот роман завершает трилогию, в которой рядом с вольнолюбивыми героями появляется фигура загадочного и могущественного защитника обиженных, инженера и ученого - капитана Немо.

Начинается трилогия романом «Дети капитана Гранта» (1868); за ним появился второй - «Двадцать тысяч лье под водой (1870). План первого романа Жюль Бера рассказывал своему издателю и другу Пьеру-Жану Етцелю: «Дети отправляются на поиски отца, который пропал - без вести. Шотландский патриот, он не желал смириться с тем, что Англия поработила Шотландию... Он решил основать шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Подобрал команду и отплыл исследовать эти острова... Лорд Гленарван, единомышленник капитана, находит документ, [553] объясняет его исчезновение. Поврежденный водой документ поведет их по фальшивому следу. Появится ученый-усезнайка...»

Итак, с самого начала Жюль Верн подчеркивает, что действия капитана Гранта обусловлены его мировоззрением патриота и представляют собой политический протест. С развитием сюжета произведения писатель неоднократно касаться актуальных проблем своего времени. Путешественники ищут Гранта в Южной Америке, в Австралии, в Новой Зеландии. Подробно рассказывая о флоре и фауне этих стран, Жюль Верн не забывал напомнить о порабощении туземных племен белыми войовниками-колонизаторами, жестокие репрессии, рабское существование. В основном он использует для этого огромную эрудицию Жака Паганеля.

Этот персонаж играет в романе одну из важнейших ролей. Ученый-энциклопедист, он становится для всех путешественников неисчерпаемым источником интересных сведений. В этом он похож на самого Жюля Верна - ведь оба получили знания не из длительных путешествий по всем континентам, а из книг. Но знания эти такие глубокие, что создается впечатление: и Жюль Верн, и Паганель долгое время находились в странах, которые рисуют. Стремление ученого проникнуть в суть явлений природы, их наблюдает, даже когда они приобретают катастрофический характер, приводит к необычной бесстрашия Паганеля. Философ по складу характера, он никогда не жалуется на неудобства путешествия, считая, что это уменьшает потребности людей и делает их счастливыми. Поэтому он всегда спокойный и жизнерадостный. Правда, есть у него недостаток, с которой постоянно шутят товарищи: Паганель очень невнимательный. Именно за эту его черту путешественникам пришлось совершить кругосветное путешествие.

Среди других персонажей романа - лорда Гленарвана, майора Мак-Наббса, капитана яхты «Дункан» Джона Манглса - настоящим героем становится Роберт Грант. Это двенадцатилетний мальчуган, решительный и смелый на удачу. Длительное путешествие и связанные с ней тяготы закаляют Роберта. Процесс возмужания этого парня, который во всем пытается подражать старшим, происходит достаточно быстро. В конце романа Роберт почти теряет детские черты. Личное горе, тяжелые испытания и преодолены препятствия делают его смелым юношей, который прекрасно понимает и свои обязанности в отношении сестры Мэри, и свой будущий путь. Не случайно он напоминает сестре слова отца: настоящий мужчина должен ковать свою судьбу собственными руками.

Во многих романах Жюля Верна читатель не встретит ни одного женского образа. Писатель думал, что женщины мешают [554] его героям в выполнении особо важных целей. А в произведениях, где женщины участвуют в приключениях рядом с мужчинами, они наделены почти идеальными чертами. Умные, энергичные, но в то же время нежные и трогательные, они делят с мужьями все трудности и опасности. Леди Гленарван, дочь отважного путешественника, предлагает мужчине начать поиски капитана Гранта. Во время путешествия, и она, и Мэри Грант проявляют незаурядное мужество и волю.

Мэри и Джон полюбили друг друга. Однако Жюль Верн едва касается их чувств. Это - не случайность. Ведь главное в его романах - борьба человека с природой, 8 некими злыми силами, борьба за осуществление своих смелых и благородных намерений.

Про Жюля Верна обычно говорят как о фантасте, предсказателя научного прогресса и часто не обращают внимания на то, что он был талантливым художником, мастером повествования, овеянной романтическим чувством. Писатель не только подает портретную характеристику своих героев, но и раскрывает их психологию, показывает богатство внутреннего мира, чистоту стремлений и замыслов. Особое место в его романах занимает пейзаж, всегда красочный и точный, картины природы тех стран, в которых писателю не посчастливилось побывать, но которые он, подобно своему герою Паганеля, прекрасно знал.

Свои произведения Жюль Верн назначал подросткам и молодежи, о чем не раз писал и говорил. В разговоре с итальянским детским писателем Едмондо где Амічісом он сказал: «Причина популярности моих книг... в том, что я готов пожертвовать искусством, но не напишу ни одной страницы, ни одной фразы, что их не смогли бы прочитать дети, для которых я творю и которых очень люблю».

Слава Жюля Верна почти сразу распространилась за пределы Франции, его романы начали перекладываться в многих странах. Однако на родине отношение к нему было противоречивым. Возникла даже легенда, что Жюля Верна как реального автора многочисленных произведений не существует, а под его именем скрывается анонимная группа писателей. Большинство известных буржуазных литературоведов игнорировали его. Даже в наши дни наблюдаются попытки дискредитировать его, свести до уровня недалекого, ограниченного буржуа-обывателя. Поэтому прогрессивным силам Франции еще и теперь приходится отстаивать славное имя Жюля Верна - так же, как они борются за наследство Рабле, Вольтера, Бомарше, Мопассана, Барбюса.

В России произведения Жюля Верна начали появляться почти сразу [555] после выхода во французских издательствах, а иногда одновременно с ними. Огромная заслуга в этом принадлежит известной российской и украинской писательницы Марко Вовчок. Лично знакома с Этцелем - издателем произведений фантаста (а возможно, и с самим Жюлем Верном,- она переводила русском языке много его романов.

В трудах современных прогрессивных писателей Франции неизменно подчеркивается, что творчество Жюля Верна актуальна и в наше время. В статье «Детская литература и гуманизм» Пьер Гамарра писал: «Его, как и раньше, любят, потому что поэзия человеческой мечты и отваги, которая питает его творения, не теряет своей жизнерадостной силы... Это реальность современного и будущего, которая захватывает молодых людей и которую мы должны сохранить... Жюль Верн поэтому навсегда остался с нами, что он верил в счастливое будущее человечества».

ВАДИМ ПАЩЕНКО, кандидат филологических наук, профессор

© Aerius, 2004




Текст с

Книга: Вадим Пащенко Большой мечтатель (1989)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вадим Пащенко Большой мечтатель (1989)

На предыдущую