lybs.ru
Наша национальная проблема - недостаток чувства иерархии. / Евгений Маланюк


Книга: Сборник научных трудов Харьковского Центра изучения организованной преступности. Выпуск первый. Харьков, 2000


2.2. ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ ВОЛІ1 И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (РАЗДЕЛ УЧЕБНИКА) (В. В. Голіна)

1. 1. Понятие и криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы

Преступность в местах лишения свободы иногда именуется как "карна" преступность, то есть такая, которая имеет место во время отбывания наказаний, или как "пенитенциарная", что охватывает преступления, совершаемых в пенитенциарных учреждениях - местах лишения свободы. Этот вид преступности характеризуется такими признаками, как специфическое место совершения преступления (исправительно-трудовое учреждение, следственный изолятор временного содержания), своеобразный субъект преступления (только лицо, лишенное свободы), его направленность против других осужденных или против лиц административного персонала учреждения. Кроме этого, следует помнить, что она является составной частью рецидивной преступности.

Длительное время о преступности лиц, находящихся в местах лишения свободы, было мало что известно. Количество заключенных и число преступлений, ими совершенных, не подлежали разглашению. Научные исследования были, как правило, направлены на совершенствование исправительно-трудового законодательства, форм и методов воспитательного воздействия на осужденных. В связи с этим и понятие преступности лиц, лишенных свободы, в специальной литературе почти не изучалось.

В Украине действует 183 учреждения, где содержится свыше 205 тыс. человек, в том числе в 128 исправительно-трудовых учреждениях - более 155 тыс., в 11 воспитательно-трудовых - 3, 5 тыс. подростков, в 32 следственных изоляторах - более 43 тыс. заключенных, в 12 лечебно-трудовых профилакториях - 3, 8 тыс. человек, которые лечатся от алкоголізму2.

Следовательно, в местах лишения свободы в специфических условиях содержания и человеческих отношений находится значительное количество общественно опасного контингента, что обусловливает своеобразие преступности в сфере исправительно-трудовых отношений.

В течение 1998 г. в исправительно-трудовых учреждениях МВД Украины зарегистрировано 405 преступлений против 525, совершенных в 1997 г. и 560 - в 1996 г. Коэффициент преступности на 1 тыс. среднестатистической численности осужденных колеблется между 3, 5 и 3, 2 преступлений. Наибольшее количество преступлений регистрируется в исправительно-трудовых колониях строгого и усиленного режимов и колониях-поселениях (Винницкая, Донецкая, Днепропетровская, Луганская, Харьковская области). Анализируя преступность в местах лишения свободы, следует учитывать значительную латентность отдельных видов преступлений: оскорбление, клевета, побои и истязания, хулиганство, насильственное мужеложство и др.

Уголовно-правовая структура преступности в местах лишения свободы характеризуется относительной стабильностью. Основная масса преступлений приходится на ст. 183 Уголовного кодекса Украины (побег из места лишения свободы или из-под стражи) и на ст. 1833 УК Украины (злостное неповиновение требованиям администрации исправительно-трудового учреждения), в целом составляют более 60% всех совершенных в этих местах преступлений.

Как отмечается в литературе, среди заключенных существует своя "философия": наше (осужденных) дело убегать, если повезет, а ваше (администрации исправительно-трудовых учреждений) - предотвращать этом ли ловить, то есть каждый должен делать свое дело. Формы и способы побега бывают разные в зависимости от вида исправительно-трудовых учреждений: от самовольного оставления лицом, отбывающим наказание, места лишения свободы к подкопам и побегов сопряженных с насилием и использованием оружия, технических средств. Побеги бывают поодиночные, групповые и массовые во время массовых беспорядков в колониях. Но часто подготовка к побегу и сама бегство имеют или упрощенный, или ситуативный характер. Так, из 6-ти случаев побега из-под охраны в 1997 г. все они осуществлены или с помощью примитивных средств преодоления ограждения (веревка с кошкой и др. ), или путем использования недостатков средств охраны. Поэтому

динамика показателей побега во многом зависит от состояния и организации охраны того или иного учреждения.

Неповиновение администрации исправительно-трудовых учреждений возникает тогда, когда, по мнению заключенных, она нарушает их права или незаконными действиями лишает некоторых благ. Причем это мнение может быть как обоснованной, так и надуманной, когда лидеры осужденных делают попытку взять фактическое руководство в колонии в свои руки. В этих случаях необоснованное потакание требованиям "авторитетов" может полностью дезорганизовать работу исправительно-трудового учреждения.

Вторую по количественным показателям группу составляют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических или иных запрещенных веществ, предметов, оружия. Уровень таких преступлений повышается. Но и здесь надо принимать во внимание их значительную латентность. Незначительное их повышение (или снижение) свидетельствует о случайности показателей, а не о действительном состоянии этого вида преступлений. Вместе с тем повышение оборота в "зоне" наркотических веществ может свидетельствовать об усилении влияния криминальной субкультуры.

Третью, хоть и меньшую по количественным показателям, но опасную по видам, группу составляют насильственные преступления-умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, хулиганство, угроза убийством и др. Надо отметить неустановившуюся динамику этих преступлений. Так, если в 1996 г. было совершено 10 умышленных убийств, в 1997 г. - 3, то в 1998 г. - 4. Колеблется также уровень умышленных тяжких телесных повреждений, хулиганства, угроз и т.д.

За последние годы значительно снизился уровень таких преступлений, как действия, дезорганизующих работу исправительно-трудовых учреждений (ст. 691 УК), массовые беспорядки (ст. 71 УК), захват заложников (ст. 1231 УК Украины). В 1997-1998 pp. этих преступлений зарегистрировано не было.

Отдельную группу преступлений в местах лишения свободы составляют кражи, хищения, грабежи и разбои. Кражи государственного и частного имущества выявляются очень редко. Чаще воруют осужденные (в местах лишения свободы их называют "крысами") в других осужденных, и за это, как правило, наступает физическая расправа с традициями преступного мира. Нередко вещи и об-

дукты питания и передачи отбираются теми, кто занимает в колонии лидирующее положение. Эти факты, как свидетельствует практика, не известны администрации исправительно-трудовых учреждений, а если и становятся известными, то на них не реагируют или применяют меры дисциплинарного характера. Что касается грабежей и разбоев, то они не имеют распространенности в этих учреждениях.

Специфическим преступлением в местах лишения свободы, который имеет почти полностью латентный характер, является насильственное мужеложство (ст. 122 УК Украины). Эти факты, к сожалению, стали настолько обыденным явлением, что уже не воспринимаются как преступления, и поэтому регистрируются только тогда, когда этого требуют обстоятельства.

Очень высокая латентность преступности в местах лишения свободы связано с определенными недостатками в системе оценки показателей работы исправительно-трудовых учреждений. Положительно оценивается работа тех учреждений, в которых показатели преступности меньше. Отсюда и следствие: деятельность того учреждения, где больше, лучше и полнее выявляются и регистрируются преступления, оценивается отрицательно и наоборот.

По некоторым кримінологічними показателями структуры преступности в местах лишения свободы большинство преступлений совершается

в исправительно-трудовых колониях усиленного и строгого режимов, что объясняется составом контингента осужденных, видам совершенных преступлений, сроками наказания, наличием криминальной среды и т.п. Совершения преступлений происходит в жилых и производственных зонах учреждений, на выездных объектах. По времени совершения - от 6-ти до 18-ти ч., чаще - в рабочие дни недели. Например, с 525 преступлений, зарегистрированных в 1997 p., 328 учинено в жилых зонах учреждений, 181 - в производственных зонах, 1-в штрафном изоляторе, остальные - на выездных объектах. В 407 случаев преступления были совершены с 6-ти до 18-ти ч., в 90 - с 18-ти до 23-х ч., в 28 - с 23-х до 6-ти час. В рабочие дни совершено 504 преступления, в нерабочие и праздничные - 21 преступление.

Орудием совершения преступлений в местах лишения свободы, особенно насильственных и корыстно-насильственных, были кухонные ножи, металлические пластины, "заточки", шнуры и другие бытовые или приспособленные предметы.

Относительно динамики преступности с местах лишения свободы, то по официальным данным почти по всем количественно-качественными показателями она масс тенденцию к снижению. Так, за 1997 г. (в сравнении с предыдущими годами) не допущено действий, дезорганизующих работу исправительно-трудовых колониях, с 10-ти до 3-х случаев уменьшилось количество умышленных убийств, с 24-х до 20-ти случаев - умышленных тяжких телесных повреждений, из 126-ти до 112-ти случаев побегов осужденных. Факт снижения динамики тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья осужденных и сотрудников администрации учреждений связано: во-первых, с изменением динамики тяжкой насильственной преступности в Украине вообще; во-вторых, с противодействием преступной субкультуре в местах лишения свободы; в-третьих, с повышением уровня профилактической работы со злостными нарушителями режима в учреждениях исполнения наказаний.

Основные социально-демографические, уголовно-правовые и моральные черты, присущие лицам, которые совершили преступления в местах лишения свободы (насильственные преступления, неповиновение требованиям администрации, побег из-под стражи и др. ), при своей различия имеют и много общего. По данным некоторых исследований подавляющее большинство указанных лиц - мужчины (доля женщин в структуре преступлений составляет примерно 3, 5%), по возрасту - до 30-ти лет, за образованием - со средним или неполным средним образованием, служебным положением - преимущественно неквалифицированные рабочие или безработные. Основная масса тех, кто применил насилие, имела судимость за корыстные, корыстно-насильственные преступления, хулиганство, изнасилования; находилась на профилактическом учете; была нарушителями режима содержания и т.п. Например, с 525 совершенных в 1997 г. в местах лишения свободы преступлений в 142 случаях последние совершенные лицами, которые находились на профилактическом учете, в 287 случаях эти лица были нарушителями режима содержания, в 14 - розконвойованими осужденными, 20 преступлений совершено заключенными после употребления спиртных напитков, 1 - после наркотического опьянения.

Что касается моральных качеств, можно заметить, что большинство осужденных имеют узкий кругозор и соответствующую к нему примитивную структуру потребностей. Характернее для них - своя мо-

раль и свои обычаи, которые поддерживаются в местах лишения свободы определенными кругами заключенных. Значительное количество последних больные разнообразные соматические и психические заболевания (туберкулез, СПИД, язвы желудка и другие желудочные болезни, невротические отклонения, алкоголизм, психические аномалии и т.д.). Эти отклонения и болезни осложняют отбывания наказания, мешают адекватно оценивать конкретные жизненные ситуации, принимать меры исправительно-трудового характера. Исследования свидетельствуют о том, что эмоциональная нестабильность, неустойчивость, несдержанность, ограниченность возможности самообладание в криминогенных условиях, преобладание возбуждения над торможением, эмоций над разумом, конформизм, зависимость от других осужденных, невозможность по собственному желанию изменить окружающую среду, чрезмерная підозрюваність, пессимизм, скрытность, повышенная тревожность, упрямство, грубость, негативное отношение к труду и режиму отбывания наказания, безразличие к развитию конфликтных отношений, агрессия, принятие и поддержка преступной субкультуры, одобрение преступлений, которые противодействуют администрации, а также разный болезненное психическое состояние (стресс, фрустрация, аффект, истерия) - все это разрушает психологическое состояние личности, вызывает у него отторжение "официальных" ценностей. Но с и такие категории осужденных, которые вполне нормально чувствуют себя в местах лишения свободы, считают себя "авторитетами", "ворами в законе", лидерами, "паханами" и т.д.

По основным кримінологічними чертами жертва преступлений в местах лишения свободы мало чем отличается от преступника (это касается, разумеется, самих осужденных, а не представителей администрации). Однако особую группу, искусственно изолированную от других заключенных, образуют так называемые "опущенные". К ней относятся те осужденные, в отношении которых были приняты гомосексуальное насилие или которые добровольно вступили в гомосексуальные связи, а также те, которые пренебрегают личной гигиеной, дворушники, лица с женскими чертами лица и тела, дебилы, "крысы", вообще слабые по характеру и физически неспособны противостоять угрозам и насилию. Унизительное положение "опущенных" распространяется на весь срок отбытия наказания и сохраняется даже после выхода на

волю. Администрация, к сожалению, не всегда активная в предупреждении этих фактов. Часто она не в состоянии исправить положение, потому что за ним стоят преступники, которые его намеренно поддерживают. Это один из элементов уголовной субкультуры, кошмар для осужденных, с помощью которого преступные авторитеты заставляют других узников подчиняться их власти, принимать воровские традиции. Чувство страха, тревоги, угроза глума влияют на психику осужденных, побуждают часть из них підгримувати нечеловеческие обычаи, стимулируют преступное поведение.

1. 2. Криминогенные факторы преступности в местах лишения свободы

Криминогенные явления, которые детерминируют преступность осужденных в местах лишения свободы, связаны с рядом факторов.

1. Социально-экономические и идеологические факторы. Неблагоприятные социально-экономические и нравственно-психологические обстоятельства в Украине и ближнем зарубежье, коренное и порой болезненное реформирование всех сфер жизни вызывают в республике экономическую нестабильность, изменение на уровне государственной политики идеологических установок в отношении собственности, средств производства, личности, открытые и слишком корыстные побуждения значительной части новоявленных бизнесменов и даже частнособственнический экстремизм многих из них. Сформировалась значительная группа богатых людей, чьи доходы имеют отнюдь не законное происхождение. Ограниченность материальных ресурсов и намерение получить доступ к ним даже ценой жизни других становятся решительной доминантой стяжательства, насилия, жестокости. Резко изменился состав преступников, ухудшились их основные криминологические черты. По данным "Обзора состояния борьбы с преступностью в СИЗО (следственные изоляторы) МВД Украины за 1997 г. " (K., 1998. - С. 43) на уровень преступности существенно влияет криминогенный состав спецконтингента, среди которого на 1 января 1998 г. содержались: 4 осужденных и 1 арестован, которые считают себя "ворами в законе"; 17 авторитетов преступной среды; 24 лидеры преступных группировок; 118 лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за бандитизм; 17 наемных убийц; 2465 участников 607-мы организованных преступных группировок, в том числе 167 рэкетиров. И вся эта масса "закаленного винта-

них", самых опасных, жестоких и свирепых преступников попадает в места лишения свободы, создавая в них на долгие годы тяжелое криминогенный климат, провоцируя осужденных на совершение преступлений.

К своеобразным, так сказать, "идеологических" факторов, которые играют значительную, а иногда и решающую роль в причинном комплексе преступности в местах лишения свободы, относятся уголовные традиции и обычаи. По исследованиям некоторых ученых (А. И. Гурова, B. I. Быстрых, В. М. Анісімкова и др. ) в местах лишения свободы криминальная субкультура - неписаные нормы преступного мира, которые регулируют отношения как в целом, так и в небольших группах осужденных. Подавляющее большинство заключенных объединяются в малые неформальные группы по разным критериям. При этом заключенные не только поддерживают воровские традиции, но и заинтересованы в расширении своих рядов. Поэтому живучесть уголовно-воровских традиций и обычаев - объективное явление, обусловленное соответствующей реакцией антисуспільних элементов на законные требования правоохранительных органов и общества вообще. В исправительно-трудовых учреждениях и тюрьмах осужденные попадают под влияние профессиональных преступников, в результате чего многие из них усваивают определенные модели поведения, включаются в группы с антиобщественной ориентацией, налаживают связи с матерыми преступниками, которые часто поддерживают и после освобождения из мест лишения свободы. Главная опасность уголовно-воровских традиций на современном этапе заключается в постоянном их воздействии на сознание заключенных, что активизирует процесс стабилизации антисуспільних настановок с вытекающими из этого последствиями, в усилении ее императивности, то есть в приобретении криминальной субкультурой рис обязательности для многих категорий преступников, в проникновении ее элементов в быт людей и общественную жизнь. Итак, криминальная субкультура, безусловно, является мощным негативным фактором, который способствует совершению многих преступлений в местах лишения свободы.

2. Социально-правовые факторы. Суть наказания в виде лишения свободы заключается в изоляции лица от общества, в принудительном перемещении в однополые коллективы, в наличии определенных ограничений. Осужденный понесет определенные потери и страданий, пе-

редбачених действующим уголовным и исправительно-трудовым законодательством, выражающиеся в ограничении жизненного пространства, свободного общения с другими членами общества и вообще свободы поведения. Окружающая среда в местах лишения свободы очень усугубляет физические и нравственные страдания личности. Наказание в виде лишения свободы, с одной стороны, нередко выступает необходимым "толчком" ("катализатором") для значительной части осужденных, который побуждает человека к правильному восприятию мер исправительно-трудового воздействия, к самовоспитанию, искупления вины. А с другой - оно (особенно длительное и неоднократное), к сожалению, играет роль средства отчуждения от общества, во многих случаях травмирует личность, разрушает социальные, в том числе важные для лица семейные и родственные связи, что вызывает фрустрационные настроения, пессимистическое отношение к жизни, отчаяние, но в то же время формирует и питает криминогенные черты лица и вытекающие из них формы поведения - агрессивность, примитивность потребностей и способов их удовлетворения, откровенное неприятие наказания, требований администрации и вообще попрание социальных ценностей.

Принудительное однополую скопление на ограниченном пространстве большого количества не лучших представителей общества (будь то мужчины или женщины), навязывание нежелательных отношений, устоявшееся почву для возникновения конфликтных ситуаций, чувство незащищенности, вражду среду, проявление стадных инстинктов, потакание примитивным желанием, постоянное ожидание оскорбления, глумления, нападения, насилия со стороны тех, кто и до ареста решал свои проблемы с помощью силы, а также наличие возможности почти безнаказанно (что хорошо знают заключенные) осуществить те или иные формы насилия - все это толкает осужденных к совершению различных по мотивами и целями преступлений. Как видим, насилие является постоянным, обязательным спутником такой системы исполнения наказания.

Понятно, что физические и духовные ограничения по-разному влияют на осужденных. Это зависит, прежде всего, от личных качеств человека. Наиболее остро потерю свободы переживают заключенные в возрасте до 30-ти лет, а также те, которые имеют семью и детей. Исследованиями установлено, что существует плотная зависимость между уровнем пе-

реживання осужденным потери свободы и продолжительностью сроков наказания: чем длиннее срок наказания, тем значительнее психологические переживания ее потери. Это закономерно, поскольку длительность сроков лишения свободы в значительной мере перечеркивает жизненную перспективу личности.

Определенным образом влияют на поведение некоторых осужденных и материально-бытовые ограничения, что может вызвать повышенное желание улучшить свое материально-бытовое положение путем конфликта или нанесение себе телесных повреждений (глотание разнообразных предметов, ломание конечностей и т.д.).

Очевидно, что много негативных последствий лишения свободы зависит и от системы отбывания этого наказания, которая далека еще до соответствия таким международным актам, как "Всеобщая декларация прав человека" (1948 p. ), "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными" (1955 p. ), Конвенция ООН "Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" (1984 p. ). К примеру, в ст. 3 Приложения к рекомендации № 87/3 Европейских тюремных правил от 1987 г. провозглашено, что целью нормального обращения с заключенными лицами является поддержание их здоровья и чувства личного достоинства, а также (насколько это позволяет назначенный приговором срок лишения свободы) развитие у них чувства ответственности и тех способностей, которые помогут им вернуться в общество, жить с уважением к закону и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь после освобождения.

Между содержанием переживания заключенными наказания в первый период пребывания в исправительно-трудовых учреждениях и их антиобщественным поведением существует определенная связь. В этот период у осужденных чаще возникает эмоционально нестабильное состояние, стремление действовать под влиянием первого побуждения, постоянное чувство тревоги, напряженности, подавленности, несдержанность, агрессивность, подозрительное отношение к окружающим и др. В научной литературе разных лет неоднократно подчеркивалось, что осужденные в первую треть отбытия наказания за самыми незначительными предлогами совершают нарушения режима содержания, преступления и т.д. Особенно такие неадекватные реакции характерны для заключенных, имеющих дефекты психики.

3. Организационно-управленческие факторы. Они связаны с широким кругом недостатков и пороков всей системы отбывания наказания в виде лишения свободы. Научные исследования и практика служебных расследований свидетельствуют, что основными причинами и условиями совершения преступлений осужденными есть существенные упущения в организации режима, надзора и контроля за заключенными, работы администрации учреждений исполнения наказаний в отношении надлежащей охраны, конвоирования, проведения обысков, халатное отношение работников этих учреждений до служебных обязанностей по надзору за осужденными. К указанным факторам относятся также: а) переполнение мест лишения свободы заключенными сверх лимита (за последние 5 лет количество осужденных в местах лишения свободы растет ежегодно на 11 %, что, разумеется, обостряет вопрос их размещения); б) неукомплектованность администрации ваправно-трудовых учреждений кадрами; в) низкий уровень профессионализма работников этих учреждений; г) слабость оперативно-розыскной и предупредительной деятельности соответствующих подразделений мест лишения свободы; г) нарушения законности при условно-досрочном освобождении от наказания и во время перевода в других исправительных учреждений. Вопреки "Инструкции по организации надзора за осужденными, которые отбывают наказание в исправительно-трудовых колониях МВД Украины" от 29 декабря 1997 г. не приняты исчерпывающие меры по надежной изоляции осужденных, полного перекрытия каналов для приобретения ими запрещенных предметов и профилактики предубеждение запрещенных отношений работников этих учреждений с заключенными. Последние продолжают получать запрещенные предметы, а каналы поступления последних во многих случаях остаются неизвестными. Например, за 1997 г. работниками мест лишения свободы изъято: денег - свыше 50 тыс. грн., наркотических веществ - более 20 кг, колюще-режущих предметов - 966 единиц иностранной валюты - более 20 тыс. долларов США и почти 10 млн. российских руб. Для доставки в учреждения исполнения наказаний подобных предметов осужденные часто привлекают военнослужащих и работников учреждений. Так, в 1997 г. выявлено 314 случаев недозволенных отношений, что на 13% больше, чем в 1996 г., в том числе: начальственным составом - 92 случаи,

вольнонаемными работниками - 105, военнослужащими - 117 ("Обзор о состоянии преступности в ИТК МВД Украины за 1997 г. ").

Техническое несовершенство охранной сигнализации, инженерно-технического оборудования, систем круглосуточного надзора за осужденными, отсутствие необходимой аппаратуры для проверки посылок и передач, для осмотра автотранспорта, поездов - все это также способствует правонарушениям и совершению преступлений осужденными.

Существуют и другие факторы, обусловливающие преступность в местах лишения свободы. Взаимосвязь и взаимодействие всех перечисленных факторов порождают пенитенциарную преступность.

1. 3. Предупреждение преступности в местах лишения свободы

Преступность в местах лишения свободы - хотя и специфическая, но все же часть всей преступности. Поэтому ее предупреждение также должно осуществляться на двух уровнях - загальносоціальному и специально-кримінологічному.

Общесоциальное предупреждение преступности в местах лишения свободы - это, прежде всего, комплекс перспективных социально-экономических, организационно-управленческих, идеологических, культурно-воспитательных и других мероприятий, направленных на решение и сглаживание острых социальных проблем и неурядиц в стране, которые в местах лишения свободы проявляются уже в деформированном виде. Острота социальных противоречий отражается прежде всего на тех людях, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний, на распространении криминальной субкультуры, агрессивности и насилия. Уменьшение общественных противоречий в результате проведения гибкой и разумной социальной политики (что неоднократно доказано мировой историей) существенно снижает уровень и тяжесть насильственных и корыстно-насильственных проявлений в человеческой среде, в том числе и в местах лишения свободы, постепенно вытесняет криминогенные явления. Именно общесоциальное предупреждение преступности способно решить такие сложные проблемы, как труд, образование, жизненные условия, досуг заключенных в исправительно-трудовых учреждениях и после освобождения из них, которые должны быть направлены на позитивную перспективу ресоциализации лица (модернизация предприятий в местах лишения свободы, обучения необходимым профессиям,

что возможно лишь при повышении уровня образования и общей культуры, благоприятных жизненных условий, осмысленности досуга, повышение духовности и тому подобное). Итак, общесоциальное предупреждение преступности, в конечном итоге, меняет представление о роли и месте исправительно-трудовой системы в борьбе с преступностью.

Вполне справедливо отмечается в литературе, что исправительно-трудовым учреждениям следует возвращать обществу полноценную личность, а не окончательно калечить ее. Тем более, что согласно ст. 3 Конституции Украины практическая деятельность государства, его органов и должностных лиц должна гарантировать, утверждать и обеспечивать права и свободы человека.

Что касается специально-криминологического предупреждения преступности в местах лишения свободы, то его направления и мероприятия довольно разнообразны, имеют как общий, так и конкретный, цілеспрямованіш характер и опираются на богатый отечественный и мировой опыт. Часть из них находит отражение в программах борьбы с преступностью (например, Комплексная целевая программа борьбы с преступностью на 1996-2000 годы, разделы VIII - "Совершенствование уголовно-исполнительной системы").

Криминологическая профилактика. Это направление предупреждения преступности в исправительно-трудовых учреждениях может включать меры по вмешательству в кризисные ситуации, уменьшение практических возможностей для совершения преступлений, борьбу с криминальной субкультурой, привлечение общественности к профилактической работе, оказание помощи жертвам преступлений и т.д.

Известно, что вмешательство в кризисные ситуации представляет собой комплекс разнообразных мероприятий по сдержке преступных проявлений, что предполагает нейтрализацию и решения межличностных (групповых) конфликтов осужденных с помощью специфических для мест лишения свободы методов работы субъектов предупредительной деятельности. К ним можно отнести следующие мероприятия:

1) осуществление постоянного оперативного (в том числе и с помощью технических средств) контроля за криминогенными зонами в исправительно-трудовых учреждениях, где зачастую и в определенный период возникают типичные серьезные (и в то же время специфические для каждого учреждения отдельно) негативные явления, способствующие возникновению

и развития напряженных межличностных (групповых) конфликтов или особого психического состояния осужденных, что угрожает совершением преступлений. Например, в результате ненадлежащего надзора за заключенными, низкого качества обшукової работы, недостатков в воспитательной работе в течение 1997 г. совершено 3 умышленных убийства, зарегистрировано 18 случаев нанесения умышленных тяжких телесных повреждений, 6 побегов из-под стражи, 112 побегов из колоний-поселений и др. С целью усиления надзора и изоляции осужденных в местах лишения свободы в 1997 г. создана служба надзора и безопасности. В состав Главного управления исполнения наказаний было направлено более 7, 5 тыс. военнослужащих, передано значительную часть вооружения, спецсредств, инвентаря. Приказом МВД Украины № 908 от 29 декабря 1997 г. утверждена Инструкция по организации надзора за осужденными, которые отбывают наказание в исправительно-трудовых колониях МВД Украины;

2) проведение комплексных профилактических операций в

исправительно-трудовых учреждениях с участием всех подразделений зала

чения сил и средств других учреждений для решения насущных проб

лем. Анализ работы по обеспечению надзора и изоляции ув'язне

них в местах лишения свободы ГУВП МВД Украины за 1997 г.

показал, что неудовлетворительная организация надзора и безопасности, обшуко

ной работы, то есть ослабление мер вмешательства в кризисные

ситуации, стали причинами резкого увеличения употребления осужденных

ими спиртных напитков, наркотических средств, других запрещенных

предметов;

3) реализация мер противодействия профессионализации и консо

лідації преступников, особенно среди тех, кто отбывает наказание за

насильственные и корыстно-насильственные преступления, а также среди

женщин и молодежи. Оправдали себя в этом направлении такие меры,

как компьютерный учет информации о криминогенных лиц, розсі

касания группировок осужденных с преступной ориентацией, поддержки

ка и использование существующих группировок с положительной направленных

ностью, создание "режимных отрядов" с участием заключенных и др.;

4) обеспечение психологической поддержки осужденным,

прибывают в места лишения свободы (особенно в период пенітен

ціарної адаптации), ориентирование их на сознательный выбор положительного

пути отбывания наказания, своевременное блокирование неформальных отношений с осужденными с антиобщественной направленностью;

5) совершенствование постпенітенціарної практики, контроля,

в частности, создание специальной службы пробации по надзору за

лицами, которые освободились из мест лишения свободы, и оказания им

поддержки и помощи;

6) использование необходимых мероприятий по выявлению лиц, которые

требуют психологического, клинико-психиатрического или иного

обследование с целью предупреждения и устранения факторов, травмую

чих психику.

Принятие мер, которые максимально снижали бы практические возможности совершения преступлений в местах лишения свободы, предусматривает прежде всего устранение организационно-управленческих, контрольно-надзорных, информационных, оперативно-розыскных и некоторых других недостатков, способствующих совершению преступлений. Для этого необходимо внедрять такие меры, как: а) организация надлежащего оперативного обмена информацией между различными подразделениями исправительно-трудовых учреждений о группировке и элитные слои осужденных, которые являются потенциальными источниками негативного воздействия и агрессивных действий; б) недопущение превышения фактического контингента осужденных сверх лимита, расширение существующих и строительство новых исправительно-трудовых учреждений, которые отвечали бы современным международным стандартам; в) своевременное выявление участников конфликтов, профессиональный анализ их психологических механизмов и особенностей, поиск методов воздействия на конфликтные ситуации без использования дисциплинарных и карательных действий, гласное информирование заключенных о последствиях и санкциях, которые были применяемые к виновным; г) внедрение групповой профилактики преступлений, то есть создание направленного механизма саморегуляции в специально или стихийно созданных группах с целью управления развитием криминогенной ситуации путем групповой профилактики (групповая психотерапия, групповые занятия, соціогігієна, психогигиена, аутотренинг, проповеди, йога и т.п.); д) соціотехніка, т.е. проведение мероприятий по специальному управлению группами осужденных (разрушение малых групп, включение в группы осужденного, который может предотвратить развитие конфликта, сочетание разных по уста-

новками групп путем постановки общей цели, для достижения которой нужны совместные усилия, и др. ); е) переориентация субъектов криминогенной ситуации методом информирования о реальных обстоятельствах; е) разъединение участников криминогенной ситуации за помощью ограничения или полного устранения личных отношений; ж) использование информации оперативных аппаратов следственных изоляторов. Благодаря этому, например, в 1997 г. принятые меры позволили в 30-ти учреждениях не допустить совершения преступлений среди осужденных, предупредить 1291 преступление, в том числе 395 побегов, 21 нападение на охрану, 10 захватов заложников, 6 умышленных убийств, 138 тяжких телесных повреждений, 383 физические расправы, 338 других преступлений, а также 339 случаев самоубийства ("Обзор состояния борьбы с преступностью в СИЗО (тюрьмах) МВД Украины за 1997 г. ", - С. 43); с) повышение уровня и совершенствование методов проведения индивидуальной профилактики преступлений, особенно с осужденными, склонными к побегам, которые уже совершали преступления в местах лишения свободы, систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания, имеющих психические аномалии, с хроническими алкоголиками и наркоманами; к) завершение формирования служб надзора и безопасности, укомплектования их квалифицированными и опытными кадрами, обеспечение их специальными техническими средствами и оборудованием.

Администрации исправительно-трудовых учреждений предупреждать преступления чрезвычайно сложно через существующую среди осужденных круговую поруку и покорения заключенных воровским законам. Как уже отмечалось, воровские законы и традиции - это своеобразный неформальный регулятор "другой жизни". Характерно, что лица, которые никогда ранее не сталкивались с такими "правилами" поведения, начинают их усваивать с момента появления их в следственном изоляторе, проходят так называемую "прописку". Но и тогда, когда осужденные прибывают к исправительно-трудовых учреждений, продолжается их обработка профессиональными преступниками под разными предлогами. Так осуществляется постепенный переход к иному образу жизни и поведения неофициальной системе отношений. И этот процесс активно происходит не только в исправительно-трудовых учреждениях, но и вне их стен.

Следовательно, без разрушения криминальной субкультуры невозможно ни исправление осужденных, ни эффективная предупредительная деятельность в местах лишения свободы. Идеологии криминальной субкультуры надо противопоставить метод развенчания преступного мира, подрыв авторитета лидеров криминальной среды, формирования в общественном мнении негативного отношения к преступной субкультуры с целью уменьшения ее влияния на подростков и молодежь. Поэтому целесообразно принять в масштабе страны дискредитирующие меры по специально разработанной программе через средства массовой информации, кино, театр, литературу, эстраду, искусство и т.д.

Привлечение и консолидация усилий общественности в решении проблем уголовно-исполнительной системы, в том числе и в предупреждении преступности в учреждениях отбывания наказаний, предусматривает длительную и умело организованную работу по: а) созданию соответствующих общественных структур; б) распространению криминологической информации о состоянии преступности в местах лишения свободы, причины, условия и мотивы преступлений, о преступниках и потерпевших, условия отбывания наказания; в) налаживанию взаимодействия и координации между различными государственными, общественными и религиозными субъектами предупредительной деятельности в исправительно-трудовых учреждениях. Считается, что осведомлена и активная общественность является основной составляющей демократического общества.

В гл. 23 Исправительно-трудового кодекса Украины (ст. 122-127) регулируются основные формы участия общественности в исправлении осужденных и предупреждении преступности в местах лишения свободы. Таковыми являются: наблюдательные комиссии, службы по делам несовершеннолетних, шефство трудовых коллективов и общественных организаций над исправительно-трудовыми учреждениями. Могут существовать и другие формы участия общественности, не предусмотренные чинніш исправительно-трудовым законодательством. Указанные формы в целом оправдали себя, хотя во многом им не хватает настойчивости, знания действительного бытия осужденных, их взаимоотношений с администрацией исправительно-трудовых учреждений, ответственности и принципиальности в своей работе. Необходимо поднять их работу на новый уровень в соответствии с современными взглядами на роль пенитенциарной системы в цивилизованном обществе.

Определенное значение в предупреждении преступности в местах лишения свободы масс религия. Многие из осужденных - верующие люди. Церковь, религия с их основными постулатами ненасилия, милосердия, сострадания, терпения способны сформировать отношения, которые смогут помочь преодолеть духовный кризис, решить міжособистий или групповой конфликт, жизненную проблему и вообще постепенно подтачивать уголовную субкультуру. Кроме того, некоторые религиозные организации проводят добровольную работу среди осужденных, оказывают им материальную помощь.

Таким образом, активизация традиционных и внедрение новых форм участия общественности в деле улучшения воспитательной работы среди осужденных способствуют повышению уровня предупредительного потенциала в местах лишения свободы.

Требуют правового урегулирования и вопросы оказания помощи потерпевшим от преступлений в исправительно-трудовых учреждениях.

Предотвращение и пресечение преступлений. Предотвращение и пресечение преступлений переносятся на те стадии развития преступного поведения, которые характеризуются или возникновением намерения совершить преступление, или когда поведение некоторых лиц способна его вызвать, или когда преступление уже фактически начал применяться.

Предохранительная деятельность в местах лишения свободы может опираться на методы нейтрализации криминогенных явлений, деалкоголизации и девіктимізації, разрушение криминальной субкультуры, уголовно-правового удержание от совершения преступлений, медико-реабилитационного характера. Основными предупредительными комплексами являются:

1) переориентация антиобщественной установки лица или

группы лиц (целенаправленное воздействие на лиц, у которых, как стало

известно, возникла решимость совершить преступление или поведение которых в

условиях исправительно-трудовых учреждений создает повышенную вероятных

ность совершения в отношении них преступного посягательства, и др. );

2) активные контрмеры (оперативное вмешательство субъектов

предупреждение с целью предотвратить насилие, массовые волнения

шенням, побегам; создание условий, которые делают невозможным о

продолжении преступной деятельности; осмотр, обыск, перлюстрация ко-

респонденції; проверка посылок и передач; прослушивание телефонных переговоров осужденных: выявление криминогенных зон и группировок, их лидеров, авторитетов, "воров в законе" и внедрение соответствующих мер по уменьшению их влияния на других осужденных и др. );

3) организационно-превентивный направление прекращении зло

чинов (создание специальных подразделений по предупреждению най

более распространенных преступлений, пресечения распространения различной дезін

формации и слухов, которыми умело манипулирует определенная часть осуждение

жених для "восстановления справедливости" или оправдания своих

действий, и др. );

4) побудительный направление (целенаправленная работа админи

страції исправительно-трудовых колоний и общественных организаций

по схиленню осужденных к добровольному отказу от совершения

преступлений и вообще отказа от преступного образа жизни, срочно

ва изоляция отдельных осужденных, перевода в другой отряд

или в другое исправительно-трудовое учреждение и др. );

5) решительное противодействие развитию преступной деятельности и настан

ню более тяжелых ее последствий (задержание, арест, привлечение

к уголовной ответственности и др. ).

Литература к разделу 1

1. Гуров А. Ы. Профессиональная преступность: прошлое и

современность. - М.: Юрид. лит., 1990.

2. В поисках альтернатив тюремному наказанию: Матери

али международного симпозиума 15-16 января 1997 года. - К., 1997.

- Вып. 1.

3. Европейские стандарты содержания заключенных / Харьк. право-

защитная группа. - Харьков: Фолио, 1998.

4. Карпец И. Ы. Преступность: иллюзии и реальность. - М.:

Рос. право, 1992. - С. 281-290.

5. Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред.

А. Ы. Долговой. - М.: Изд. группа ИНФРА-М - Норма, 1997.

- Гл. 28.

1 Под местами лишения вол; следует понимать учреждения, названные в ст. 12 ОТК Украины, а также следственные изоляторы.

2 Тюремная реформа в посттоталитарных странах: Информ. бюл. о междунар. семинаре 10-12 ноября 1998 г. в Донецке. - Донецк, 1999. - С. 8.

Книга: Сборник научных трудов Харьковского Центра изучения организованной преступности. Выпуск первый. Харьков, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сборник научных трудов Харьковского Центра изучения организованной преступности. Выпуск первый. Харьков, 2000
2. 1.2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ (В. П. Емельянов)
3. 1.3. НОВОЕ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (КОММЕНТАРИЙ К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ) (А. Ы. Перепелица)
4. 1.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ \"ЛЕГАЛИЗАЦИИ\" (\"ОТМЫВАНИЯ\") ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ (А. А. Чаричанский)
5. 2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ* (И. Н. Даньшин)
6. 2.2. ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ ВОЛІ1 И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (РАЗДЕЛ УЧЕБНИКА) (В. В. Голіна)
7. 2.3. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УКРАИНЕ (А. Г. Кулик)
8. 2.4. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (В. М. Попович)
9. 2.5. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И КОРЫСТНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ (В. Г. Кальман)
10. 2.6. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ: ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИТУАЦИИ (В. Ы. Бобырь)
11. 3.1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С УБИЙСТВАМИ ПО ЗАКАЗУ, СОВЕРШАЕМЫМИ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ (В. Е. Коновалова)
12. 3.2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ (Г. А. Матусовский)
13. 3.3. НАСИЛЬСТВЕННО-КОРЫСТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП: ТЕНДЕНЦИИ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (В. В. Петров)
14. 3.4. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ (C. B. Великанов)
15. 3.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, УЧИНЮВАНИХ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16. 4.1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ (Г. Г. Рябошапка)
17. 4.2. О ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ В УКРАИНЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ О БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (M. B. Буроменский)
18. 4.3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В США И УКРАИНЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР (Е. Ю. Шостко)

На предыдущую