Книга: Сборник научных трудов Харьковского Центра изучения организованной преступности. Выпуск первый. Харьков, 2000
2.5. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И КОРЫСТНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ (В. Г. Кальман)
Сфера хозяйственной деятельности всегда занимает главное место в жизни любого общества. Украинское общество, разумеется, не с исключением. Для нашей страны, которая переживает сложный период глобальных социальных преобразований, реформирования отношений собственности, эта деятельность имеет решающее значение для достижения целей демократизации общества, обеспечения прав и свобод граждан, построения правового социально ориентированного государства. Основные принципы новой системы хозяйствования были сформированы в Конституции Украины (1996 p. ), согласно которой признаются и одинаково защищаются все формы собственности - частная, коллективная, государственная, гарантируются свобода предпринимательской деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансов. Однако сложности перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйствования породили в стране дестабилизацию социально-политической и экономической ситуации, которую не преминули использовать в своих корыстных целях организованные преступные группировки. Экономика реформируется, сразу же стала сферой приоритетных интересов организованной преступности, которая постоянно пытается захватить в рыночной хозяйственной системе ключевые позиции, монополизировать не только сферу незаконного предпринимательства, но и важнейшие секторы легального бизнеса, установить контроль над принятием важнейших решений в сфере экономической политики государства, проникнуть во властные структуры или использовать ее представителей в своих целях. Поэтому противодействие этой преступление-
ности должно быть надлежащим образом организованной на всех уровнях профилактической деятельности с учетом региональных аспектов ее проявлений.
Организованная преступность в сфере экономики - один из наиболее опасных разновидностей преступности. Последствия ее деятельности крайне негативно влияют практически на все сферы жизни общества и государства, угрожают национальной и экономической безопасности.
Проблема борьбы с организованной преступностью в сфере экономической деятельности приобрело в последние годы международного характера. Организованные преступные формирования не только активно влияют на различные сферы жизнедеятельности государства, но и все активнее пересекают границы, создают, по сути, аналогии транснациональных компаний, занятых преступным бизнесом.
Удельный вес преступлений, совершенных организованными группами в Украине, в общем количестве групповых преступлений, начиная с 1990 г., неуклонно растет: если в 1990 г. она составляла 4, 7%. то в 1995 г. - 5, 6%, в 1996 г. - 8, 0%, в 1997 г. - 9, 9%, в 1998 г. - 11, 6%, удельный вес выявленных лиц, совершивших преступления в составе организованных преступных групп, в общем количестве выявленных лиц, совершивших преступления в группе, в 1995 г. составляла 2, 8%, в 1996 г. -4, 3%, в 1997 г. - 4, 5%, в 1998 г. - 4, 8%.
В 1998 г. выявлено организованных преступных групп на 7, 2% больше по сравнению с 1997 p., которыми было совершено на 24, 7% преступлений больше. По статистическим данным отмечается рост выявления таких преступлений в различных сферах хозяйствования. В финансово-кредитной системе рост преступлений, совершенных организованными группами, в 1998 г. по сравнению с 1997 г. и составило 07, 8%, из них в банковской сфере - 140, 5%, в сфере приватизации - 59, 5%, в коммерческих структурах - 74, 2%. По данным статистики органов внутренних дел организованными преступными группировками в финансово-кредитной сфере в 1996 г. было совершено 244 преступления, в 1997 г. - 361, в 1998 г. - 750, из них в банковской сфере, соответственно, 91 262 и 630 преступлений; во внешнеэкономической деятельности в 1996 г. было зарегистрировано 64 таких преступления, а в 1997 г. - 184, в 1998 г. - 133; в коммерческих структурах в 1996 г. - 187, в 1997 г. - 329, в 1998 г. - 573.
Следует отметить и активный процесс сращивания представителей криминального бизнеса с должностными лицами разного уровня. По данным криминологических исследований, около 2/3 уголовных преступных группировок пользовались протекцией должностных лиц различных рангов. От 10% до 15% от стоимости реализованных товаров идет на дачу взяток должностным лицам. Проведенный нами опрос общественного мнения показал, что 56, 7% опрошенных давали взятки должностным лицам, а представители коммерческих структур заявили, что ни один вопрос невозможно решить в государственных структурах без дачи взятки. Из этого можно сделать вывод, что уровень латентности взяточничества в отношении сферы хозяйственной деятельности многократно превышает уровень в других сферах деятельности должностных лиц.
В структуре лиц, совершивших хозяйственные и служебные корыстные преступления, следует отметить примерно равное их соотношение по полу (50, 6% - женщины и 49, 4% - мужчины), что соответствует общему соотношению распределения населения страны. Среди лиц, которые совершили все виды преступлений, соотношение между женщинами и мужчинами составляет 1: 12. Равновесие полового соотношения в экономической преступности обусловлена тем, что женщины традиционно чаще занимают должности, связанные с выполнением учетно-бухгалтерских функций, обслуживанием товарно-материальных ценностей, в торговле, сфере бытового обслуживания. По данным судебной статистики динамика преступности среди женщин с отдельных видов преступлений неуклонно растет: если в 1993 г. за контрабанду не было осуждено ни женщины, то в 1994 г. удельный вес осужденных за это деяние женщин составила 6, 7%, в 1995 г. - 12, 9%, в 1996 г. - 16, 2%. За нарушение правил о валютных операциях 1993-1994 годах не было осуждено ни одной женщины, а в 1995 г. удельный вес женщин составил 26, 3%, в 1996 г. - 33, 0%. За хищение государственного или коллективного имущества путем злоупотребления служебным положением, в 1993 г. было осуждено 25% женщин, в 1996 г. -30, 9%.
В условиях дестабилизации социально-политической и экономической ситуации в стране, постоянного роста кризисного состояния в народном хозяйстве получили распространение преступления v сфере экономичес-
ной деятельности, прежде всего, хозяйственные и служебные корыстные преступления. Ярким свидетельством этого является уголовное законодательство Украины, которое с начала 90-х годов претерпело наибольшие изменения в части, касающейся установления уголовной ответственности за общественно опасные посягательства на отношения в сфере хозяйственной деятельности. Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, взяточничество, уклонение от уплаты налогов, мошенничество с финансовыми ресурсами и других поразили практически все отрасли народного хозяйства. Наиболее значительный рост преступных проявлений произошло в тех сферах хозяйствования, которые заняты удовлетворением первоочередных, жизненно необходимых потребностей населения (в торговле и бытовом обслуживании, на транспорте, в сфере креднтнофінансових отношений, строительстве, внешнеэкономической деятельности, в коммерческих структурах хозяйствования, в сфере приватизации).
Но, как свидетельствуют данные публикаций, посвященных проблемам борьбы с экономической преступностью, эти преступления почти полностью выпадают из объекта исследования. Анализируются хищения, контрабанда, нарушение правил о валютных операциях, сокрытие валютной выручки и т.д. А среди 34-х составов хозяйственных преступлений внимание обращается лишь на один - уклонение от уплаты налогов, как будто другие и не имеют особой общественной опасности и не влекут за собой значительных материальных убытков государству. Такая оценка, как представляется, является ошибочной. В своей совокупности хозяйственные и корыстные должностные преступления составляют не меньшую общественную опасность, наносят значительный материальный ущерб, чем другие экономические преступления, особенно, если они совершаются организованными преступными группировками или по предварительному сговору группой лиц. А возможностей для совершения таких преступлений в сфере хозяйствования достаточно, поскольку сама эта деятельность по своей сути имеет коллективный, организованный характер.
Такое положение, считаем, сложилось еще и потому, что ни статистика органов внутренних дел, ни судебная статистика в своих показателях не дают полной постатейної характеристики хозяйственным преступлениям, содеянным по предварительному сговору группой
лиц или организованной группой. Групповой характер преступления предусмотрено в составах 11-ти статей (32, 3%) гл. VI УК Украины, и в 6-ти из них квалифицирующим признаком является совершение преступления организованной группой. Это такие преступления, как нарушение порядка выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг (ч. 4 ст. 1488), спекуляция (ч. 3 ст. 154), искусственное повышение и поддержание высоких цен на товары народного потребления и услуги для населения (ч. 2 ст. 1555), незаконная торговая деятельность (ч. Из ст. 1556), сговор о фиксировании цен (ч. Из ст. 1557), противодействие законной предпринимательской деятельности (ч. Из ст. 1558). Проведенное выборочное исследование уголовных дел о хозяйственных преступлениях, рассмотренные судами г. Харькова в 1992-1997 годах, показало, что в 88, 9% дел они были совершены единолично и только в 11, 1% имели место несколько преступных эпизодов. По данным судебной статистики в Харьковской области группой лиц было совершено хозяйственных преступлений в 1993 г. - 14, 2%, в 1994 г. - 9, 9%, в 1998 г. - 14, 1%. Однако в 1997 г. судами Харьковской области не было рассмотрено ни одного уголовного дела о хозяйственных преступлениях, совершенных организованной группой, а в 1998 г. -только одна; осуждено 5 лиц по ч. 3 ст. 1556 (незаконная торговая деятельность).
Итак, мы можем констатировать следующее: а) в отношении хозяйственных преступлений как одной из разновидностей экономических вывод об их преимущественно групповой характер не подтверждается; б) статистические данные дают крайне ограниченную информацию для криминологического анализа; в) недостатки выявления этих преступлений и, как следствие, отсутствие уголовных дел свидетельствуют о высоком уровне их латентности.
Но интенсивность преступных проявлений организованных преступных групп в Харьковской области достаточно высокая. Выявленными 49-мя организованными преступными группами в 1997 г. было совершено 875 преступлений, в 1998 г. - 54-мя организованными преступными группами было совершено 844 преступления. Более высокие показатели были зафиксированы только в Днепропетровской и Донецкой областях.
Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что хозяйственные преступления, совершенные организованными преступными группами, не находят своего отражения ни в показателях статистических органов
внутренних дел, ни прокуратуры, ни судебной уголовной статистики. В статистических отчетах этих органов дается характеристика лишь самых опасных преступлений, совершенных организованными группами, таких, как бандитизм, убийство, разбой, грабеж, воровство, взяточничество. А это составляет только 42, 3% от общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных организованными группами в Харьковской области в 1997 p., и 27, 6% - в 1998 г. Такое положение мешает полноценному научному анализу него разновидности преступности и, по нашему мнению, требует своего разрешения в направлении более полного отражения в статистических отчетах преступлений, совершенных организованными группами.
А вообще, из приведенных фактов напрашивается вывод, что действующая система уголовной ответственности за хозяйственные преступления, совершенные организованными группами, не соответствует существующим реалиям социально-экономического развития государства и насущным потребностям противодействия преступности в сфере хозяйствования. Глава VI действующего Уголовного кодекса Украины нуждается в коренном пересмотре, поскольку 66% ее статей вообще не применяется в практической деятельности правоохранительных органов. Это обстоятельство значительно сужает возможности криминологической профилактики хозяйственных преступлений и расширяет возможности для деятельности организованных преступных группировок в сфере хозяйствования.
Анализ криминологической характеристики хозяйственных и корыстных должностных преступлений дает основания сделать такие выводы:
1. Уровень преступности в сфере экономики стал угрожать
национальной безопасности Украины, существованию украинского общества
ва, и эта проблема превратилась из общесоциальной на политическую.
2. Динамика развития этой преступности являет из года в год
неуклонную общую тенденцию к росту. Характер динамики
(тенденции) свидетельствует о росте социальной опасности и запо
діяної вреда отдельными преступниками или преступными угрупован
ниями.
3. Экономическая преступность все более приобретает характер между
народной экономической преступности.
4. В структуре экономической преступности по размеру заподі
деревянной вреда доминируют преступления в банковской сфере, в сфере междуна
родных экономических отношений.
5. Статистическая картина экономической преступности не воспроизводит
общих процессов, которые в ней происходят, вследствие ее значительной
неполноты.
6. Возмещение ущерба государству по результатам дея
ности правоохранительных органов по выявлению этих преступлений ни в коей
мере не компенсирует затраты на их содержание.
7. Причины неуклонного роста преступлений в сфере эконо
мики обусловлены прежде всего глобальной социально-экономической
и политическим кризисом в государстве и отсутствием реальной политической
воли у лидеров государства противодействовать им.
8. Организация эффективной системы противодействия экономической
преступности возможна только на основе единства загальносоціаль
них, социально-криминологических и уголовно-правовых мер.
Организованная преступность в сфере экономической деятельности в большинстве стран мира с переходной экономикой традиционно занимает одно из первых мест и является самым распространенным явлением, которое затмевает даже традиционную загальнокримінальну преступность. Существует она и в экономически развитых странах, но сдерживается надежной системой противодействия.
Системный кризис, охвативший страну в переходный период от административно-командной экономики к рыночной, вызвала бурное развитие преступности, что вконец подорвало экономику Украины. Быстрый рост удельного веса посягательств на экономику в структуре всей преступности привело к тому, что в ближайшем будущем статистическая картина экономической преступности в Украине будет мало чем отличаться от западноевропейского или американского аналогов.
Результаты проведенного сектором изучения причин преступности Научно-исследовательского института изучения проблем преступности Академии правовых наук Украины в 1997-1998 годах исследования "Криминологическая характеристика и предупреждение хозяйственных и корыстных должностных преступлений в Украине", а также показатели исследования проблем борьбы с экономической преступление-
ностью других научных учреждений (например, Донецкого института экономико-правовых исследований Национальной академии наук Украины) свидетельствуют, что на сегодня в государстве сформировалась экономика, которую us нельзя назвать ни плановой, ни рыночной, ни социально ориентированной. "Тенизация" экономической деятельности составляет более 50% от общей экономической. Сформировалось такое социально-экономическую и политическую среду в обществе, которое, несомненно, молений назвать полукриминальной коррумпированной социально-экономической политической "теневой" системе. При этом из года в год (начиная с 90-х годов) прослеживается неуклонная тенденция к ее расширению.
Особенно бурно этот процесс стал развиваться в 1994-1995 годах с началом процессов приватизации государственного имущества. Правоохранительная система не была готова к этому и не смогла противостоять нашествию организованной экономической преступности, несмотря на то, что численность работников, которые ведут борьбу с экономической преступностью, за этот период увеличилась более чем в 7 раз. По нашему мнению, это произошло потому, что созданная в советское время система правоохранительных органов и формы ее деятельности были приспособлены к условиям работы в административно-командной экономике, а ноге социально-экономические условия требовали и кардинально новых подходов к организации ее функционирования. Но своевременно этого сделано не было. Неоднократные призывы к совершенствованию ее деятельности ни к чему не привели. В результате время было потеряно, и мы сейчас имеем дело с качественно новой ситуацией, что требует коренного реформирования всей системы правоохранительных органов, которые ведут борьбу с организованной экономической преступностью на основе новых подходов к оценке эффективности их деятельности, построения и функционирования.
Следует подчеркнуть и такую негативную тенденцию, как сращивание преступной деятельности представителей криминальной экономики с коррумпированными работниками правоохранительных органов. Мало какая из современных бизнес-структур не имеет "крыши" в системе правоохранительных органов различных уровней. Как свидетельствуют криминологические исследования, в службах безопасности различных коммерческих структур работает много бывших сотрудников правоохранительных органов и Службы
безопасности, разведки, Министерства внутренних дел, спецподразделений, опыт правоохранительной деятельности которых широко используется различными коммерческими структурами с криминальным окрасом. В сфере криминальной экономики сложился патологический симбиоз, особая инфраструктура, куда входят представители органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов, с одной стороны, и представителей мафиозных структур - с другой. Все это значительно усложняет организацию эффективности системы противодействия организованной экономической преступности.
Сейчас средств борьбы с экономической преступностью, что использовались ранее, явно недостаточно. Следует находить другие решения уже в более сложной ситуации, нужны дополнительные меры, поскольку украинская "мафия", как неоднократно подчеркивал Президент Украины, стала одной из силовых структур государства. Дальнейшее промедление в сфере борьбы с экономической преступностью может привести к созданию невиданной ранее уголовно-теневой экономической системы, к разрушению государственности. Ведь сформировалась патологическая экономика, которую уже должны исследовать не экономисты, а криминалисты. И это не отдельные хозяйственные преступления, а целая уголовно-теневая система, что значительно потеснила легальную экономику. В западной литературе эта система получила название "дикий западный капитализм".
Факторы, детермінуючі организованную преступность в сфере экономической деятельности, находятся, прежде всего, в экономических отношениях любой социальной системы, в ее противоречиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономического планирования, а также в господствующей системе распределительных отношений.
В советской криминологии долгое время господствовала точка зрения, согласно которой экономические отношения социализма назывались гораздо совершеннее другие общественно-экономические формации и поэтому считалось, что сами по себе они не порождают преступность вообще и экономической в частности, а причины ее заключаются в дрібнобуржуазній идеологии отдельных лиц, вымогательстве, корысти и др. И лишь в период перестройки, гласности советская криминология обратила более пристальное внимание на недостатки, существующие в системе экономичес-
них отношений.
Экономические отношения разные. Прежде всего это и отношения в сферах производства, обмена и распределения материальных благ между субъектами предпринимательской деятельности, так и между гражданами. Очевиден и их объективный характер. Но нельзя при этом игнорировать ту политическую оболочку, в которой протекает действие их объективных закономерностей и которая направлена осуществлять обратное влияние на их развитие. Социалистическая система экономических отношений вкладывает в эти закономерности свой смысл, рыночная экономика-другой. Но и в той, и в другой существует экономическая преступность независимо от того, находится развитие экономики на подъеме или в упадке и стагнации. Здесь речь может идти только о большие или меньшие размеры этой преступности. Поэтому всякая система экономических отношений независимо от ее политико-юридической природы, и в силу развития имманентно присущего ей противоречия, способна порождать экономическую преступность, поскольку обусловливает неравные возможности в удовлетворении жизненно важных потребностей людей и их интересов.
Рыночные экономические отношения еще в большей степени способны воспроизводить экономическую преступность, потому что с самого начала они запрограммированы на экономическое неравенство, безработица, получение прибыли любой ценой и в крупнейших размерах. Таким образом, экономическая преступность детерминируется всей системой социальных дисфункций развития государства, а не только дисфункциями ее экономического развития.
Поэтому анализ уголовных факторов, детерминирующих экономическую преступность, требует системно-структурного подхода к их изучению на разных уровнях общественной жизни. Сюда входит анализ: а) экономических отношений в обществе; б) системы социальных отношений, которая сложилась; в) политико-идеологических отношений; г) системы морально-психологических ценностей общества; д) условий формирования экономико-правового сознания человека; е) конкретных ситуации и мотивов экономических преступлений. Условно все обстоятельства, способствующие антисоціальній поведении в сфере экономических отношений, можно разделить на три группы: государственно-политические, организационно-хозяйственные и социальные-психологические.
Первая группа обстоятельств касается экономической политики государства в сложный переходный период от административно-команд-
них к рыночным отношениям. Выбранный путь рыночных преобразований осуществлялся непоследовательно, сопровождался принятием непродуманных и поспешных решений. Этот процесс вообще проходил стихийно, решения часто принимались исключительно на потребу интересам отдельных социальных групп, псевдорыночных формирований под "мудрым" руководством зарубежных экспертов и международных финансовых кругов. Государственные структуры на первых порах почти не контролировали развитие экономической ситуации в стране с надеждой на то, что рынок сам все расставит на свои места. Но, как свидетельствует мировой опыт, переход к рыночным отношениям невозможен без регулирующего воздействия государства. В результате такого регулирования социалистическую систему было уничтожено, а нового не построено. Все это привело к полному расстройству экономической инфраструктуры государства, остановка производства, безработица, невыплаты заработной платы, непродуманной налоговой политики, отставание правового регулирования.
Вторая группа обстоятельств связана с тем, что в условиях коренной ломки ранее действующей социально-экономической структуры не было обеспечено надлежащего контроля над процессом реформу-
ния со стороны государственных распорядительно-управленческих структур и прежде всего правоохранительных органов. Практически исчезли учет и отчетность, текущий контроль над развитием экономической ситуации, процессами приватизации государственного имущества, реорганизации государственных предприятий, сферой внешнеэкономических связей предприятий, банковской сферой, сферой торгово-посреднических отношений, деятельностью частных предпринимательских структур с участием иностранного капитала и др. Этим и объясняется создание благоприятных условий для массового разворовывания государственных ресурсов, сырья и материалов и как результат - полная дестабилизация экономики и превращение Украины в одну из самых отсталых стран мира.
Третья группа обстоятельств охватывает собой неподготовленность населения к навязанным ему реформ в сфере экономики. Так, по данным нашего исследования, резко отрицательное отношение к внедрению экономических реформ выразили 78% граждан, 67% считают организационно-хозяйственную перестройку форм собственности
"уголовным" и "директорской", 87% имеют серьезные трудности при решении своих личных проблем по обеспечению надлежащих условий существования для себя и собственной семьи.
Однако не только население, но и управленческие структуры самых разных рангов прежней административно-командной системы оказались неспособными и неподготовленными к работе в рациональной структуре рыночных отношений. Поэтому свой феодально-социалистический статус в системе экономико-политических отношений они пытались воплотить в новую экономическую систему существования через лично семейную приватизации государственного имущества при сохранении ранее существующих форм руководства экономикой государства. А перевалена большинство населения с самого начала не восприняла такого пути реформирования экономики, породил в общественном сознании устойчивый правовой нигилизм.
Степень влияния названных трех групп обстоятельств на уровень, динамику, структуру организованной экономической преступности разный. Они не детерминируют различные формы экономической преступности изолированно, а в реальной действительности тесно переплетаются, создавая общий фон для развития экономической преступности.
Итак, главная и самая сложная проблема - это организация устойчивой и эффективной системы противодействия и предупреждения проявлений преступлений со стороны организованных преступных группировок. Ее решение кроется прежде всего в многоаспектных факторах детерминации рассматриваемых преступлений - политических, экономических, идеологических, социальных, правовых, организационно-управленческих и социально-психологических факторах, которые не поддаются алгоритмовому расчета и вычислению.
Предупреждение преступности в сфере экономической деятельности касается прежде всего решения проблем реализации экономической политики государства, его стратегических направлений и тактических мероприятий. Как одно из важнейших направлений социального управления, эта деятельность требует создания системы политических, правовых, воспитательных мер, направленных на нейтрализацию, снижения, предотвращения, прекращения действия обстоятельств, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности.
С учетом перечисленных обстоятельств можно сделать вывод, что важнейшее значение для предупреждения названного вида преступного поведения приобретают меры общесоциального предупреждения. Они должны быть направлены на: а) четкое определение функций государства в регулировании экономических отношений; б) формирование ее экономико-правовой политики; в) распределения полномочий между центральными и местными органами в регулировании экономических процессов; г) создание соответствующих условий для надлежащего правового поведения субъектов экономической деятельности; д) обеспечение равной правовой защиты государственного и негосударственного секторов экономики; е) создание такой рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы равные возможности для реализации творческого потенциала различных субъектов предпринимательской деятельности; и) налаживание демократических принципов контроля за деятельностью предпринимательских структур и т.д.
На современном этапе решение проблем борьбы с организованной преступностью в сфере хозяйственной деятельности может быть осуществлен только при решении таких задач, как: а) нормализация условий хозяйственной и коммерческой деятельности; б) уменьшение налогового давления на производителей; в) усиление уголовной ответственности за наиболее опасные преступления в сфере хозяйствования; г) надежное правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности; д) налаживание эффективной системы статистического учета и информирования соответствующих контролирующих органов о таких преступлениях.
Список литературы
1. Преступность в Украине// Государственный Комитет статистики
Украины: Стат. зб. -К., 1998. -С. 41, 42.
2. Вестник Верховного Суда Украины. 1999. - №2(12). -С. 27.
3. Статистический бюллетень за январь 1999 p., №2) // Дер
ственный Комитет статистики Украины: Стат. зб. -К., 1999. -С. 135,
136.
4. Литвак В Г. Преступность в Украине: состояние, тенденции, захо
ди противодействия (1992-1995. ): Автореф. дис. какд юрид. наук-Хар
ков, 1997. -С. 17.
5. Теневая экономика: опыт криминологического исследо
вания. -Луганск: РИО ЛИВД МВД Украины, 1997. -С. 64.
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|