lybs.ru
Мертвые враги опаснее живых: они неуязвимы. / Владимир Канивец


Книга: Сборник научных трудов Харьковского Центра изучения организованной преступности. Выпуск первый. Харьков, 2000


3.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, УЧИНЮВАНИХ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реформирования всей экономической системы страны с необходимостью повлекло за собой изменения в качественных и количественных показателях состояния преступности в стране, привело к росту экономических преступлений. Мощнейшего удара испытала банковско-финансовая система Украины, и этому способствовали такие факторы, как профессиональный - замыкание всех финансовых потоков на банковских операциях (даже когда речь идет о "теневую" экономику, речь идет о вреде, нанесенном именно банковской системе); банковская система сама является выразителем и первым рядом экономики, что поддается реформированием; системный фактор - при смене системы появляется несколько узловых мест, которые теряют защиту всего. Иллюстрацией служит то, что в 1997 г. количество преступлений, совершенных непосредственно в банковской сфере, составляла 4, 7 тыс., в 1998 г. за 6 месяцев - около 4 тыс. [10].

Не ставя под сомнение вопрос о необходимости реформ банковской системы, мы отмечаем появление с ними преступных по-

сягань, при которых незаконное изъятие денег колеблется в порядке от десятков тысяч гривен и выше, характеризуясь профессиональным, быстрым выполнением, привлечением к этому деянию банковских служащих.

Основой разделения рассматриваемых преступлений на группы является способ их совершения. Безусловно, каждый из таких способов имеет иногда множество вариантов своего воплощения, но они не являются предметом нашего внимания. Итак, практика дает возможность разделить преступлениях, совершаемых в сфере банковской деятельности, на такие группы:

- преступления, связанные с предоставлением банковских кредитов, учи

нювані путем пол документов;

- преступления, связанные с предоставлением кредитов, учинювані за к

помощью предоставления неоправданных льгот и других послаблений;

- преступления, касающиеся получения права распоряжения

бюджетными средствами (по данным министра финансов Украины по

1998 г. выявлено незаконных расходов бюджетных средств на сумму

60 млн. грн. ).

При совершении преступного посягательства с помощью пол (фальсификации документов, представляемых для получения кредита используются при проведении банковской операции путем переадресации средств) для предотвращения финансовым мошенничествам достаточно было появления в. 1485 УК Украины, которая считала преступление содеянным с момента представления недостоверных сведений на получение средств (т.е. предоставление состав преступления формальный характер). В то же время при совершении рассматриваемого преступления определение такой начальной стадии совершения преступного посягательства и ее бесспорной доказательности является проблемным. Совершения преступления с помощью компьютера характеризуется своеобразной автономностью злоумышленника: ведь ему нужно напрямую выходить на работников банка с фальсифицированными документами, подкупать ответственных работников. В этом случае он не ограничен ни во времени, ни в возможностях; совершение преступления зависит только от его собственной инициативы.

Следовательно, преступления, совершенные в сфере банковской деятельности, кроме уже традиционного путем совершения пол учредительных и финансовых документов, имеют тенденцию к вчинюваності с помо-

щью вычислительной техники банковских учреждений (ее непосредственное использование и вход в компьютерную систему извне). Детерминантами такой ситуации выступают такие причины:

- распространение использования компьютеров в отношениях "банк

- банк" и "банк - клиент", введение кредитных карточек и элек

тронных денег при расчетах, которые производятся исключительно че

рез компьютеры, распространение использование сети Internet при

расчетах "купля - продажа". Недостаточная защищенность инфор

мации о таких операциях дает возможность преступникам считывать ее и

вносить изменения в свою пользу [25];

- неразработанность механизма защиты и контроля как в са

мому банка, так и со стороны контролирующих органов относительно предоставления

кредита, оценки коммерческого риска;

- распространение использования чеков, векселей, других обяза

зувальних документов, которые учитываются компьютером (прова

дится как подделка самого векселя, часто вызвана недоскона

лістю законодательства относительно механизма обращения и погашения вексе

лив, так и вносятся изменения в базы данных учета векселей в банке

[9]);

- использование компьютеров при таких преступлениях дает воз

возможность в значительной степени нейтрализовать появление "бумажного следа",

следовательно, и возможность проследить путь изъятых средств и гаран

тировать их безопасную конвертацию.

При обнаружении преступления возможность отыскания и возврата похищенных средств составляет отдельную проблему, по сложности ничем не простую от обнаружения самого преступления. В этом ряду мы можем выделить следующие типы преступных посягательств:

- преступления, совершаемые с помощью компьютерной техники

непосредственно кем-то из служащих банковского учреждения (при

например, работник вычислительного центра Ростовского Сбера

банка ввел программу, которая давала возможность открыть любой

безличный счет в любом отделении банка области [16]);

- преступления, совершаемые путем взлома и проникновения в компьютерную сеть банка посторонними лицами, непосредственно не связанными с данным учреждением, так называемыми "хакерами".

Для преступлений первой группы характерным является то, что основой их совершения являются полов и подделка бумажных документов, которые дают возможность получить кредит в банке или вообще снять средства в банке. Эти преступления в основном совершаются по схеме "получение кредита по поддельным документам - перевод средств на счета фирм-конвертация денежной массы". Анализ дел, возбужденных по данным преступлениям судами г. Киева, говорит о том, что основной причиной совершения последних является неразработанность механизма контроля внутри самого банка по предоставлению кредитов, отслеживание их использования и возврата [14]. На 01. 12. 1998 г., по данным Генеральной прокуратуры Украины, только сумма просроченных кредитов составляла более 80 млн. гривен [6].

Взглянем на проблему с другой стороны: банк, как правило, не заинтересован в скорейшем ознакомлении соответствующих органов с осуществлением сомнительных операций, поскольку проведение даже фальшивого авизо дает банку маржу за проведение такой операции, при больших средствах идет начисление еще и специального тарифа, за два-три дня обработки этих средств банк, использовав их на краткосрочные кредиты, зарабатывает на них сумму, соразмерную с ними. Поэтому для предотвращения таких преступлений является эффективным путь, которым пошли все разовьешь страны: усиление уголовной ответственности за проведение операций с зазнаки фиктивными фирмами и по зазнаки фиктивных документах, побуждение в законодательном порядке банков к усилению собственного механизма защиты от невозврата кредитов.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела возникает проблема установления фактов: имело ли место хищение средств, является невыполнение договорных обязательств, то есть вопрос должен решаться в гражданском порядке [26]. Как видно, для расследования данного вида преступлений следует создать механизм для сообщения в соответствующий срок банками через НБУ правоохранительных органов о невозвращенные в срок кредиты и о такие, что пролонгированные относительно даты возвращения для проведения предварительной проверки целесообразности такой пролонгации (на данном этапе задачей правоохранительных органов стояло бы выяснение конкретных лиц, которые получили кредит, и лиц, которые его на-

дали в банковском учреждении). Анализ практики такого рода дел в г. Киеве свидетельствует, что предоставление кредитов сопровождалось принятием документов без проверки их достоверности, а кое-где даже "невооруженным глазом" можно было обнаружить махинации [12, 13].

В то же время следователями недостаточно прорабатывается версия получения взятки кем-то из банковских служащих, хотя анализ документов в деле подчас не дает иного толкования содеянного, и теория таких преступлений говорит именно о таком способе получения кредитов при полу документов [21]. Примером для предотвращения таких злоупотреблений может служить механизм, который применяется во многих странах. Это создание службы внутренних расследований и аналогичных им структур: в Австрии создано Агентство по сбору отчетов о денежных операциях, которое фиксирует через соответствующее программное обеспечение операции с денежными средствами служащих с твердым окладом и сопоставляются с сомнительными финансовыми операциями; в США действует целая система контроля за финансовыми преступлениями; в Италии при получении данных о возможном участии лица в структуре мафиозного типа прокурор, начальник полиции имеют право назначить расследование финансового состояния лица и ее происхождения средств, средств его родственников и близких людей за последние 6 лет, а также других физических и юридических лиц, имуществом и средствами которых данное лицо могло пользоваться [1].

Следующая группа преступлений отличается от предыдущей масштабам привлеченных средств и вовлечением в них на место, которое занимали в предыдущих преступлениях банковские служащие, членов Правительства и работников министерств и ведомств, органов местной власти [11]. По данным Премьер-министра Украины, Правительством оплачено за 1998 г. 243, 5 млн. долл. США, за кредиты, полученные под гарантии Правительства, и только 6 млн. долл. - с предприятий, получивших эти кредиты [17].

Как видим, ситуация на данном этапе чревато катастрофическими последствиями, особенно если брать во внимание давление "теневой" экономики в стране. В период сращивания криминализованного капитала с государственными структурами вопрос существования государства именно как "согласия всех" ставится под угрозу. И единственным выходом из такой ситуации, по нашему мнению, является проведение неординарных, жестких и эффективных мер с целью взятия под контроль банковской преступности.

Что же должны понимать под организационным обеспечением? Это совокупность организационно-технических мероприятий, которые дают возможность осуществить фиксацию следов такого преступления, выявить лиц, причастных к его совершения, провести расследование с высокой эффективностью и принять превентивные меры в отношении таких преступных посягательств. Основными элементами организационного обеспечения считаем: реорганизацию органов, осуществляющих расследование этих преступлений, решения вопроса об источниках финансирования их деятельности, кадрового обеспечения, установка и обслуживание компьютерной аппаратуры и программного обеспечения. Именно наличие последних двух позиций заставило нас назвать эти меры организационно-техническими.

Для определения особенностей организационного обеспечения данных преступлений мы должны прежде всего определиться с особенностями совершения преступлений, то есть на том, что является детерминантой системы такого обеспечения. На наш взгляд, нужно отметить такие:

- прослеживается тенденция совершения посягательств преступными уг

рупованнями с четким распределением ролей и выработанным планом зло

действующего посягательства;

- растет удельный вес преступлений, совершаемых с помо

щью компьютерной техники (т.е. преступлений со всеми особливос

сознание, указанными нами выше);

- проведение незаконных банковских операций проходит с санкции и под прикрытием высших должностных лиц страны (прослеживается тенденция сращивания криминалитета с государственным аппаратом);

- при совершении единоличного посягательство органы, как пра

вило, имеют дело со специалистами или хорошо образованными в банков

ском механизме лицами интеллектуального склада (примером

может стать проникновение в сеть Винницкой областной дирекции

НБУ и перечисление на счета прибалтийских банков 80 млн.

грн. [8]);

- выявление преступного посягательства происходит с существенным

опозданием;

- до преступного посягательства часто привлекаются служащие

банка (некоторые правоведы считают их основной угрозой безопасности

банка [15]);

- преступления характеризуются как высокой латентностью (видо

мими становятся только 10-15% преступлений [4]), так и быстрым выполнен

ням, при чем суммы изъятых за короткий срок достигают средств

значительных размеров;

- полученные средства, как правило, обязательно записаны в элек

тронных финансовых документах, прослеживать их движение крайне проб

лематично: для этого следует привлекать высокотехнологичное обору

дования и высококвалифицированных специалистов по данному вопросу.

По нашему убеждению, при расследовании рассматриваемых преступлений необходимо избегать распыления в распределения полномочий между ведомствами и министерствами или другими органами (МВД, НБР, прокуратуры), ибо оно мешает эффективности проведения расследования из-за неподготовленности большинства следователей к такого рода дел, что приводит к неоправданному промедления и недостатков на отдельных стадиях следствия [22]. Как свидетельствуют специалисты, "специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью медленно совершенствуют свою деятельность и неподобающе повышают свой профессионализм.... Они систематически отвлекаются от выполнения своих прямых обязанностей, их силы и средства распыляются на выявление и расследование преступлений без признаков организованности и коррумпированности" [24]. Предлагаем закрепить проведения расследования банковских преступлений по единственной структурой, исходя из двух требований к ней - мобильность и достаточная техническая состоятельность при проведении расследования.

Национальное бюро расследований, созданное Указом Президента Украины [19], как нельзя лучше подошло бы для реализации идеи создания единого высокоэффективного центрального органа исполнительной власти, на который возложено проведение досудебного расследования и проведения аналитической работы по рассматриваемых преступлениях, в структуре органа должен быть отдельное подразделение по расследованию именно банковских преступлений. Это вновь созданный орган, поэтому воплощение в жизнь принципов формирования такого органа в соответствии с современными международными тенденциями (техническое обеспечение,

наладка внутренней структуры НБР, настройка связей с другими органами исполнительной власти) быстрее может гарантировать эффективность деятельности. В связи с этим мы не можем поддержать идею о переводе всех следователей Прокуратуры, МВД и других органов в структуру НБР; считаем, что для формирования данного органа по функциональному принципу деятельности более совершенным является секторный принцип, поскольку такой путь никак не повлияет на эффективность расследования, но предоставит дополнительных рычагов влияния на НБР со стороны государственных органов.

Первым элементом организационного обеспечения, на котором мы хотим остановиться, является кадровый состав соответствующих служб. Данный вопрос наряду с вопросом финансирования является важнейшим в создании и реорганизации структур по расследованию преступлений, совершенных в сфере банковской деятельности. К этому времени кадровое обеспечение вновь созданных служб решался путем перевода в них части специалистов из других аналогичных структур. О том, что такая практика как длительный процесс с крайне несовершенной, считаю, не стоит и напоминать. Для обеспечения эффективности деятельности как самого органа, так и расследования, мы должны исходить из необходимости комплексного решения кадровых вопросов, которое должно включать в себя:

1. Набор. В первую очередь требует разработки программа

по проведению селекционной работы среди высших учебных профиль

них заведений по выявлению лиц, которые являются потенциальными работниками

органа, и отслеживание их обучения в течение определенного периода,

предложение тем дипломных работ определенной структурой, которые бы

помогли выявить возможности развития аналитического склада

ума претендентов.

Представляется необходимым отказаться от проведения открытых конкурсов в трудоустройстве, что, в свою очередь, может обеспечить гарантирование безопасности будущих сотрудников, а также избежания давления на приемную комиссию или ее аналоги.

2. Квалификация. Для обеспечения кадрового состава нен

но отказаться от практики набора людей вне юридическим, бух

галтерсько-экономическим факультетами и факультетом программ

ирования. Формируя кадровый состав такой структуры, нужно

прежде всего исходить из соображений определения личности преступника в данной сфере - лица, которая прекрасно ознакомлена с механизмом движения денег в банке, обладает аналитическим складом ума, в совершенстве разрабатывает план преступного посягательства и сокрытия такого посягательства, и с учетом увеличения удельного веса преступных группировок в совершении данных преступлений [5].

3. Оплата. Как свидетельствует опыт многих стран, вопросы оп

латы труда лежит не только в плоскости собственно финансового обес

печение отдельного сотрудника, но и в плоскости гарантий соци

ального защиты. Для добросовестного выполнения своих обязанностей пение

рабочим аналогичных структур развитых стран не нужно

высокой платы как таковой, но они требуют обеспечения без

безопасности их труда, правовой защищенности и авторитетности органа,

работниками которого они являются. Видится целесообразным установление

зарплаты несколько выше средней в стране, но вместе с тем необ

ходимо принятие мер по устранению возможностей влияния преступных

группировок на сотрудника, его семью, их здоровья и жизни, и т.д.

4. Финансирования. Расследование указанных преступлений, особенно

во таких, которые совершаются с помощью компьютерной техники,

совершенных для "отмывания" незаконно полученных денег путем

проводки по банковским счетам, требует использования

высокотехнологичного и різнофункціонального оборудования.

Расследование таких преступлений (ущерб от совершения которых, как пра

вило, составляет миллионные суммы) состоит из двух этапов, это:

- препятствование проникновению в компьютерную сеть

отдельных банковских структур и проведение мероприятий по проявление

ления источника атаки (поддержание так называемого "обратного

связи") для его локализации;

- розыск похищенных средств и отслеживание их движения по

банковских счетах.

Относительно первого этапа специалисты по компьютерным системам всегда подчеркивают, что нет абсолютных программ для обеспечения полной безопасности компьютерной сети банка, то есть в своем большинстве все заключается в определенных характеристиках аппаратуры, привлеченной для взлома компьютерной сети (ее цена может доходить до десятков миллионов долларов) [7]. Поэтому для возможности фик-

вания действия такой аппаратуры и противодействия ей нужны умение владеть совершенной техникой, а также возможности ее обновления и обслуживания.

Объективно эффективным противопоставлением распространению таких преступных посягательств является разработка системы их предупреждения и защиты от них, которая должна объединять:

а) регистрацию каждого компьютера и данных о"

чения к сети Internet (сведения, например, могут нада

наться фирмами-провайдерами);

б) создание общегосударственной службы по фиксированию не

санкционированного проникновения в систему базы данных банков, роз

делание ею мер по избежанию вреда при этом, возмож

ности немедленного связи при фиксировании операции проникновения в

систему;

Относительно первого пункта, то он выглядит вполне возможным, учитывая то, что рынок компьютерных потребителей находится на стадии образования и роста, поэтому принятие мер по регистрации ЭВМ не должно вызывать каких-либо трудностей. Эту регистрацию не следует рассматривать как возможность проникновения в информационную собственность любого. Она должна только очерчивать определенный круг машин, которые будут подвергаться проверке при совершении преступления. И это прежде всего даст возможность отслеживать физических или юридических лиц, в собственности или в оперировании которых есть аппаратура, которая по своим техническим показателям предусматривает возможность совершения покушения на компьютерную сеть любого банка. При обнаружении такой ситуации фирма или лицо должны быть зарегистрированы.

Рассматривая проблему создания общегосударственной службы, необходимо опираться в первую очередь на опыт США и других стран с развитым компьютерным рынком потребления, где соответствующие службы уже действуют, ведь пеленгация ЭВМ, используется при проникновении в базу (отчасти это единственный путь пресечь преступление) данных требует применения большого количества аппаратуры, причем разнопланового направления, а именно:

а) аппаратуры, которая должна, при совершении посягательства, локализовать действие программ несанкционированного проникновения, відшукан-

ния в оперативной памяти несанкционированных программ с попытками взять под контроль систему компьютеров банка.

Программы такого сорта, как правило, характеризуются их неоднократным повторением, имеют некоторые неувязки с программами-оригиналами, привычно они высчитываются специалистами, которые отвечают за безопасность компьютерной системы банка и антивирусные профилактики. Запуск таких программ требуется частым использованием злоумышленниками автоматического включения программ с компьютерным вирусом для обеспечения уничтожения следов несанкционированного проникновения в систему банковского учреждения или шантажа кого-то из банковских служащих возможностью запуска вируса.

Запуск собственных программ по ограничению доступа к информации для несанкционированных программ: отключение компьютера, через который проводится "атака" от общей системы банка, блокирование доступа к компьютеру, в котором хранятся данные о кодах доступа к расчетных счетов, номера кредитных карт и другая информация, которая дает возможность пользоваться системой базы данных банка посредством проведения системы мероприятий, которая предлагается специалистами по компьютерной безопасности [18]. Это может быть разработка и автоматическая смена ключей, шифров и кодов для проникновения в систему базы данных или отпирания системы защиты базы. Указанные действия должны обезопасить как при выявлении продолжающегося посягательства, так и его повторения. Поскольку при приготовлении преступного посягательства на компьютерную сеть банка в узлы, через которые проходят пакеты данных, преступниками предварительно устанавливаются программы по сбору соответствующей информации.

б) аппаратуры, которая должна обеспечить поддержку обратной связи при исчислении источники "атаки" на данную компьютерную систему. Использование различного рода провайдеров для обеспечения возможности сохранять канал, по которому поступал сигнал несанкционированной программы. Известно, что прекращение действия атакующего в электронной сети приведет к потере возможности отследить источник сигнала, особенно, когда преступное посягательство осуществлялось извне имело определенные определенные цели, для реализации которых требуется минимум времени;

в) аппаратуры, которая способна, в свою очередь, блокировать выход источника "атаки" во внешние сети.

Схема совершения преступления в сфере банковской деятельности с применением компьютерной техники сводится к открытию доступа к определенному преступником расчетного счета или кода хранения и оперирования средствами, и их включенной на предварительно подготовленный счет для получения возможности их конвертации; причем, как свидетельствует опыт стран, где компьютеры используются на несколько порядков шире, чем в Украине, своевременно прекратить или локализовать содеянную "атаку" удается редко, указанные действия как всегда проявляются с запаздыванием относительно момента их совершения, если усилия не были напрасны, и средства оказались защищенными, все же какая-то их часть изымается со счетов, поэтому и набирает своей остроты проблема уменьшения количества средств, которые могут быть изъяты при таком посягательстве, отыскивание этих средств и их возврата.

То есть при успешном проведении мероприятий по поддержке канала связи с источником "атаки" является необходимым использование программы, которая могла бы отследить дальнейшее движение сигналов с данного источника (попытки перевода похищенных средств), по возможности блокировать выход данного компьютера на внешние системы или любые другие операции аналогичного направления; или хотя бы дать возможность отследить движение похищенных средств.

В отношении второго этапа - следует отметить, что для отыскания похищенных средств является прежде всего необходимостью для проведения поисковых действий в сотрудничестве с соответствующими структурами других стран и международными организациями. Командировки в другие страны для проведения большого объема аналитико-бухгалтерских действий становятся насущной необходимостью при расследовании дел по "отмыванию" денег. При этом следует отметить, что со многими странами, которые являются оффшорными зонами, Украина, к сожалению, не имеет на это время необходимых соглашений о соответствующем сотрудничестве и взаимопомощи. Это, в свою очередь, усложняет как сам процесс розыска средств, так и увеличение финансовых затрат на указанные действия.

Вместе с тем, на этом этапе набирает вес именно проблема конвертации, совершенного злоумышленником, везде призму обес-

чение возможностей ее предотвращению. Эта проблема должна скорее всего решаться комплексно, а именно: во-первых, как создание для банковских учреждений режима контроля и преследования в случае нарушения, при котором они сами повышали бы внутренний контроль за источником полученных средств и оборотом документов и введение новых норм в уголовное законодательство (опыт США, как страны, в которой наиболее развита эта отрасль законодательства [20], должен стать определяющим); во-вторых, как создание механизма (через соответствующую аппаратуру и специальные соглашения о сотрудничестве с сопредельными и международными правоохранительными организациями) для активного вмешательства в движение похищенных средств с целью заблокирования задействованных в преступной операции счетов.

Как отмечалось, при совершении такого рода преступлений, как правило, привлекаются служащие банка, потому что они либо наделены полномочиями по предоставлению кредитов при отсутствии надлежащего контроля со стороны управляющей структуры или лучше знают содержание и объем счетов и характеристики движения средств по ним, коды доступа к такой информации, на чем обычно строится преступное посягательство.

Преступное посягательство на средства банка, вчинюване с участием банковских работников в большинстве случаев оказывается с опозданием, конечно случайно, поэтому для предупреждения этого и совершенствование мероприятий реакции на появление подобных ситуаций необходимо обратиться к применению следующих мероприятий, а именно предложить банкам ввести (например):

- четкое расписание работников банка, имеющих доступ к

компьютеров, ознакомлены с кодами доступа, с указанием на воз

ливу градацию относительно способа доступа к компьютерам тех или иных

категорий работников;

- использование службой безопасности банка и органом розслі

моуправления преступных посягательств отслеживание психологических особен

стей поведения служащих, которые могут участвовать в таком

преступном посягательстве. В других странах аналогичные службы,

занимаются расследованием преступлений в сфере банковской деятельности

ности, разработали несколько психологических моментов, которыми могут

отмечаться лица, принимавшие участие в совершении такого посягательства:

появление в собственности таких лиц предметов, не отвечающие материальном статуса этого лица, проведение расходов, не совпадающих с движением средств на счете этого лица (получение товаров в рассрочку, когда данные выплаты начинают превышать 40 % от денежных средств, получаемых лицом согласно ее счетов в банке), внезапное нарушение вопрос о расчет, изменения в темпераментах исполнения лицом собственной работы;

- определенную систему, когда личные счета служащих банка должны находиться в этом же банке, если нет, то служащие должны предоставлять сведения о банках, где размещены их счета и счета их близких родственников.

Это мероприятие является распространенным в других странах, он обеспечивает как возможность контроля за собственными служащими, которые в повседневной работе пользуются особой информацией, разглашение которой или использование в корыстных целях приводит к причинению крупного ущерба банковскому учреждению.

Структура - с учетом вышесказанного, внутренняя структура специализированного органа должна представлять собой компромисс между полным обеспечением двух основных свойств: мобильности (способности быстро реагировать на совершение преступного посягательства в банковской сфере) и достаточной способности на соответствующие действия (проведение самого расследования и обеспечение избежания какого-либо влияния на процесс следствия). Наряду с этим, расследование преступлений, совершенных с помощью компьютерной техники, требуют параллельного проведения значительного количества следственных действий, а также непосредственного участия специалистов в компьютерных технологиях и следователей-практиков, поэтому представляется целесообразным создание следственных групп (психологически совместимых, будет определяться соответствующими исследованиями). Преимущественно этим путем идут ведущие страны, например, в Японии принято решение о создании специальных групп для борьбы с компьютерными хакерами [27].

Также на формирование структуры этих органов влияет тот фактор, что совершение преступлений в банковской сфере характеризуется тенденцией к совершению них преступными группировками, которые не редко поддерживаются государственными структурами, особенно

в преступлениях, связанных с "отмыванием" денег. Поэтому очень важными оказываются меры по обеспечению физической неприкосновенности и независимости такой службы и ее отдельных служащих и прежде всего для обеспечения эффективности проведения следствия. Речь идет о многомиллионных суммах (из Украины выведено и не возвращено около 40 % от годового оборота капитала [3]), их удаление, как правило, осуществляется мощными преступными группировками, и понятно, что для таких группировок (которые часто связаны с государственным исполнительным аппаратом, примером чего может быть дело о продаже за границу авиационного топлива, которое осуществлялось по указанию руководства Кабинета министров Украины [23]), влияние на следствие путем подкупа соответствующих лиц или совершение покушений на жизнь сотрудников органа и жизни членов их семей приобретает все больший размах, чему является подтверждением убийство В. Гетмана и убийства нескольких банкиров. Для обеспечения физической неприкосновенности, видится необходимым принятие мер по обеспечению кодирования кадрового состава органа в наружных и служебных документах органа; ограничение любой публичной деятельности высшего должностного состава органа; запрет обнаружения личного состава органа. Примером может стать ситуация с израильской службой Моссад, ознакомление с документами относительно которой имеет право исключительно премьер-министр Израиля с подпиской о неразглашении в течение двадцати пяти лет после окончания исполнения своих полномочий, а парламент Израиля утверждает суммы бюджета службы, исходя из средств, которые она запрашивает. Именно такой режим должен быть для документов и отношений должностных лиц, и это единственный возможный путь противостояния коррупции и криминальном давлении преступности. Режим персонала, который расследует указанные преступления ничем не должен отличаться от режима для сотрудников разведки и контрразведки страны. Было бы целесообразным создание отдельного подразделения в структуре НБР со всеми оговорками, о которых мы отметили как самого подразделения, так и к НБР в целом.

Аппаратура и программное обеспечение. Для эффективного расследования необходимо остановиться на такой проблеме как разработка лицензированных программ для ЭВМ, которые будут исполь-

наться при выявлении "взлома" компьютерной сети. Именно из этих соображений использование системы привентивних мероприятий по преступлениям, рассмотренных в нашем исследовании, являются первоочередными. Преступления такого вида, имеют характеристики "вирусных заболеваний, профилактика которых дает намного лучший результат, чем их лечение.

Отсутствие таких программ не будет гарантировать ни достоверности полученных результатов, ни принятия результатов их использования в качестве доказательств, поскольку фактор разоблачение программы-агрессора, которую выявлено, является существенным, как и уничтожение такой программы (а с ней и всех следов совершенного преступления) или активизация вируса, заложенного в такую программу. На важность такого фактора влияют несколько моментов:

а) выявление любой программы в компьютере возможно толь

ки с помощью других программ, которые несут изменения в информационный

содержание компьютера, таким образом недобросовестный следователь всегда имеет

возможность "найти в компьютере то, что ему нужно, а не специалист

- может уничтожить их" [2]. Этот вопрос должно охватывать создание,

сертификацию и внедрение необходимых программ по защите

информации, разработки ключей и паролей, их раздачи, контроля за

использованием, изменения и уничтожения.

б) учета того, что сбор 70% компьютеров, о

даются в Украине, отечественное и больше половины программ, ис

пользует даже государственными органами страны являются пиратскими, а,

следовательно, работа с ними требует исключительной осторожности. С одной стороны

это дает возможность контролировать их выработки, продажа и

пользования, с другой - лишает постоянной возможности

получение достоверной информации.

Именно такие особенности организационного обеспечения, которые являются системными, могут дать эффективный результат при условии одновременного решения всего комплекса представленных проблем и согласованности всех мероприятий при их введении.

Безусловно, что такие организационные меры должны сочетаться и підкріплюватись в уголовном и Уголовно-процессуальном законодательстве норм, регулирующих статус такого органа в досудебном расследовании и норм, которые охватывали бы весь спектр преступных посягательств в сфере банковской деятельности.

Список литературы:

1. Банковский бизнес в России: криминологические и уголов

но-правовые проблемы. -М., 1994. -С. 149-151.

2. Батурин Ю., Жодзинский А. Компьютерная преступность

и компьютерная безопасность. -М.: Юрид. лит., 1999. -С. 157.

3. Бондарева М. "Отмывание" денег: международные чт

но-правовые аспекты // Право Украины. -1999. -№1. -С. 95-99.

4. Вертузаєв М., Попов А. Предотвращения компьютерным зло

чинам и их расследования // Право Украины. -1998. -№1. -С. 101-

104.

5. Гавришко И. Компьютерная преступность // Служба безоп

пасности. -1997. -№1. -С. 18-21.

6. Ген. прокурор Украины М. Потебенько... // Факты и ко

ментарии. -1999. -28 янв. -С. 8.

7. Зайцева А. Новая атака на DES // Конфидент. -1996.

-№6. -С. 86, 87.

8. Заметка // Именем закона. -1998. -№47. -С. 1.

9. Арбуз А. Параллельное вексельное право // Закон и бизнес.

-1999. -№3. -С. 11.

10. Камлик М., Невмержицкий Есть. Экономически-криміноло

гічна характеристика коррупции в Украине // Закон и бизнес. -1998.

-№16.

11. Кривенко Т., Куранова Э. Квалификация посягательств

на целевые бюджетные средства // Законность. -1996. -№7. -С. 7-

12.

12. Уголовное дело по обвинению гр. К.: Дело

№1-428/97 // Архив Дарн. райсуда г. Киева.

13. Уголовное дело по обвинению гр. С.: Дело

№1-29/97 // Архив Ж. райсуда г. Киева.

14. Уголовное дело по обвинению гр. Т.: Дело

№20-1470/97 // архив Киев, гор. суда.

15. Орловский К. Сеансы с разоблачением компьютерных

преступлений // Конфидент. -1996. -№2. -С. 45-48.

16. Осужден электронный "медвежатник" // Контракт. -

1999. -№8. -С. 1.

17. По иностранным кредитам предприятиям платят нало

гоплательщики // Киев. ведом. -1998. -25 сент.

18. Попов В Безопасные технологии обработки документов в

компьютерных системах //Конфидент. -1996. -№3. -С. 34-43.

19. О Национальное бюро расследования. Указ Президента

Украины №815/98 от 23. 07. 98 (с изм. внес. указом №1078/98 от

30. 09. 98).

20. Савченко А. "Отмывание" денег: уголовно-правовой

и сравнительный аспекты //Право Украины. -1997. -№5.

-С. 38-42.

21. Тяжкие грехи - тяжелая расплата // Именем закона. -1999.

-№18. -С. 4.

22. Фридман И., Сушко Ю. Устранять недостатки на стадии приз

значения судебно-бухгалтерской экспертизы // Право Украины.

-1996. -№10. -С. 27-29.

23. Шумский П. Борьба с коррупцией начинает приносить

результаты // Право Украины. -1995. -№8. -С. 23, 24.

24. Шумский П. Пришко А Отдельные вопросы борьбы с

организованной преступностью // Право Украины. -1999. -№1. -С. 47-

50.

25. Эмери В. Как делать бизнес в Internet II Банк. техноло

гыы. -1996. -№4. -С. 24-41.

26. Яны П. Установление принципу хищения при неиспол

нении договорных обязательств // Рос. юстиция. -1995. -№7. -

С. 47, 48.

27. Японская полиция создает группы по борьбе с хакерами

// Контракт. -1998. -№53. -С. 1.

Книга: Сборник научных трудов Харьковского Центра изучения организованной преступности. Выпуск первый. Харьков, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сборник научных трудов Харьковского Центра изучения организованной преступности. Выпуск первый. Харьков, 2000
2. 1.2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ (В. П. Емельянов)
3. 1.3. НОВОЕ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (КОММЕНТАРИЙ К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ) (А. Ы. Перепелица)
4. 1.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ \"ЛЕГАЛИЗАЦИИ\" (\"ОТМЫВАНИЯ\") ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ (А. А. Чаричанский)
5. 2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ* (И. Н. Даньшин)
6. 2.2. ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ ВОЛІ1 И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (РАЗДЕЛ УЧЕБНИКА) (В. В. Голіна)
7. 2.3. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УКРАИНЕ (А. Г. Кулик)
8. 2.4. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (В. М. Попович)
9. 2.5. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И КОРЫСТНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ (В. Г. Кальман)
10. 2.6. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ: ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИТУАЦИИ (В. Ы. Бобырь)
11. 3.1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С УБИЙСТВАМИ ПО ЗАКАЗУ, СОВЕРШАЕМЫМИ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ (В. Е. Коновалова)
12. 3.2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ (Г. А. Матусовский)
13. 3.3. НАСИЛЬСТВЕННО-КОРЫСТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП: ТЕНДЕНЦИИ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (В. В. Петров)
14. 3.4. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ (C. B. Великанов)
15. 3.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, УЧИНЮВАНИХ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16. 4.1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ (Г. Г. Рябошапка)
17. 4.2. О ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ В УКРАИНЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ О БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (M. B. Буроменский)
18. 4.3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В США И УКРАИНЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР (Е. Ю. Шостко)

На предыдущую