lybs.ru
Это страшно, когда прижизненная слава и обожествлення становятся посмертной позором. / Василий Симоненко


Книга: Конспект лекций Биржевое право


4. Правовая основа торгово-биржевой деятельности

Правовая основа торгово-биржевой деятельности, как вида хозяйственной деятельности, включает такие источники хозяйственного права как нормативно-правовой акт, правовой обычай и нормативный договор.

Нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт представляет собой официально принят компетентными органами правотворческий документ, с помощью которого, во-первых, в систему хозяйственного права (законодательства) вводятся хозяйственно-правовые нормы, во-вторых, содержит именно эти нормы. Согласно ст. 7 ГК Украины отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.

Торгово-биржевая деятельность представляет собой сложный комплексный предмет правового регулирования, регулируется как общими, так и специальными нормами различных нормативно-правовых актов.

Особое место в регулировании торгово-биржевой деятельности занимают нормы ГК Украины. В частности, ч. 2 ст. 178 ГК Украины предусматривает, что правовые условия создания и деятельности товарных бирж, а также основные правила осуществления торгово-биржевой деятельности определяются настоящим кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативно-правовыми актами. Учитывая, что торгово-биржевая деятельность носит некоммерческий характер следует обратиться к ст. 54 ГК Украины, определяет общие требования по регулированию некоммерческой хозяйственной деятельности. В частности, эта норма предусматривает, что на субъектов хозяйствования, которые осуществляют некоммерческую хозяйственную деятельность, распространяются общие требования по регулированию хозяйственной деятельности с учетом особенностей ее осуществления различными субъектами хозяйствования, которые определяются ГК и другими законодательными актами.

К общему относятся нормы Законов Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О собственности», «О налогообложении прибыли предприятий», «О защите экономической конкуренции» и много других, устанавливающих общие положения хозяйствования. Это также отдельные правовые институты Гражданского процессуального кодекса Украины, в частности обязательственного права, исковой давности, представительства и некоторые другие (в той части, в которой они распространяются на всех субъектов хозяйствования, а значит и на деятельность товарных бирж).

В специальных норм, прежде всего, следует отнести положения Закона Украины «О товарной бирже», принятого в 1991 году и который является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность товарной биржи.

Аналогичные законы есть и в ряде других стран, в частности в России, Беларуси, Армении и других странах СНГ. Нормы таких законов регулируют основные вопросы деятельности товарной биржи, в частности: организацию торгов, заключения сделок, правовой статус участников биржевых торгов и др. В течение нескольких лет биржевая деятельность в России и Украине не была урегулирована специальным законом, но осуществлялась, и даже успешно. Так, на момент введения в силу Закона, в Украине уже было зарегистрировано 50 товарных бирж.

Наряду с законами, значительную роль в регулировании торгово-биржевой деятельности играют подзаконные нормативно-правовые акты: Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины и др. Так, Указ Президента Украины «О мерах по обеспечению формирования и функционирования аграрного рынка» от 6 июня 2001 г., стал правовой основой целого ряда мер по развитию биржевой торговли сельскохозяйственной продукции. В некоторых странах СНГ (Молдова, Казахстан и др.) регулирование деятельности товарных бирж осуществляется на уровне указов Президента при отсутствии специальных законов.

Важная роль принадлежит постановлениям и распоряжениям правительства. Так, основные направления развития биржевого рынка сельскохозяйственной продукции изложены в постановлении Кабинета Министров Украины от 20 июля 2000 г., №1148 «О мерах по совершенствованию регулирования рынка зерна».

Кроме этого есть и ряд ведомственных нормативно-правовых актов, принятых различными министерствами и комитетами. Например, Типовые правила биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, утвержденные совместным приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины, Министерством экономики Украины и Министерством финансов Украины №103/44/62 от 3 апреля 1996 г. Этот нормативно-правовой акт имеет важное значение, как при разработке и утверждении товарной биржей собственных Правил биржевой торговли, так и при определении общих подходов к организации и регулирования биржевых торгов.

Существенная роль в регулировании биржевой-торгово-биржевой деятельности уделяется таким локальным нормативным актам, как Правила биржевой торговли и Устав биржи, которые утверждаются конкретной товарной биржей. Стоит обратить внимание, что значение локальных нормативных актов как источников права, регулирующих торгово-биржевую деятельность во многом определяется историческими традициями. Так, А. Штиллих указывает, что обращаясь к организации российских бирж, необходимо, прежде всего, отметить, что они производились и продолжают производиться частью в порядке общего торгового законодательства, частью в порядке утверждения уставов отдельных бирж. Организация российских бирж может быть выяснена при таких условиях только при параллельном изучении биржевого законодательства и уставов [4, с 285].

Это в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня. Согласно ст. 17 Закона Правила биржевой торговли разрабатываются в соответствии с действующим законодательством и является основным документом, который регламентирует порядок осуществления биржевых операций, ведения биржевой торговли и решения споров по этим вопросам.

Правовой обычай. Правовой обычай, как источник права, представляет собой исторически сложившееся правило поведения, которое получило официальное признание и обеспеченность государственным принуждением. Исследование зарубежного опыта позволяет утверждать, что отношение государства к правовому обычаю как источнику права в современных условиях хозяйствования (в т.ч. и в биржевой торговле) радикально изменилось. От полного отрицания обычая до признания его в качестве субсидиарного, а в это время в некоторых странах и как основного источника права равного закона - такая эволюция взглядов в западном правоведении на его роль и место [5, с 41].

В контексте данного вопроса следует обратить внимание на то, что законодательство Украины, а именно ст.7 Гражданского кодекса Украины, принятого в 2003 г. (далее - ГК Украины), вводит официальное понятие обычая как источника права. Согласно ГК Украины обычай определяется как правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но является устоявшимся в определенной сфере гражданских отношений. Обычай может быть зафиксирован в соответствующем документе.

Разновидностью правового обычая является обычай деловой практики, занимает особое место в регулировании биржевой деятельности. В сфере деятельности товарных бирж обычаи делового оборота имеют достаточно широкое распространение, основанные на исторических традициях. О. Штиллих пишет, что там, где Биржевой закон не имеет применения, товарные биржи подчиненные праву обычаев, развившимся на почве торговых нужд. Главная его составная часть - это узанції (узанція - торговый порядок, дополняющий в некоторых отношениях условия договора). Они распределяются на общепринятые местные обычаи и биржевые обычаи и устанавливаются и почитаются местными купцами по свободным согласием. Итак, биржевые узанції опираются на загальноторгівельні обычаи. Узанції - высшая сила коммерческого обычая, который развился между контрагентами, отпечатанные обычно на обороте контрактов, или последние составлены так, что в тексте оговорено применение общепринятых обычаев, например, словами «в Соответствии с общепринятыми гамбургских обычаев для торговли кофе» [4, с. 85].

До основных признаков, характеризующих обычай деловой практики как регулятор торгово-биржевой деятельности следует отнести: продолжительность существования, постоянность соблюдения, определенность, не противоречия законодательству.

Совокупность вышеуказанных признаков позволяет определить обычай деловой практики как источник права в сфере деятельности товарных бирж, а также разграничить обычай деловой практики от делового обычая, что применяется в сфере торгово-биржевой деятельности [6, с 99].

Под торговым обычаем следует понимать правила, фактически установленные между участниками договора. При этом, если обычаи являются источником права, то привычности ими не признаются и выступают только как способ толкования договора, исходя из предыдущего поведения участников договорных отношений. Кроме этого торговый обычай применяется только при условии, что это правило нашло свое отражение в сделке в виде прямой отсылки или условия, что допускается. Примером торгового обычая использования в практике биржевой торговли являются Правила ИНКОТЕРМС - 2000.

Нормативный договор. Как источник права, нормативный договор представляет собой соглашение двух или нескольких субъектов, которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее для неопределенного круга субъектов [3, с 48]. Нормативный договор как источник регулирования биржевой-торгово-биржевой деятельности находит свое проявление в типовых договорах, утверждаемых товарной биржей в соответствии с Законом и ГК Украины. Использование при заключении биржевых контрактов таких унифицированных средств, как типовые контракты, позволяет обеспечить единый подход к определению общих правил поведения участников биржевой торговли, на будущее.

Особенностью нормативного договора как источника права в сфере торгово-биржевой деятельности является стандартизация условий сделки, которую заключают между собой участники биржевой торговли.

Таким образом, типичный биржевой договор можно рассматривать как нормативный договор, как источник права, выполняет правовое регулирование хозяйственных отношений в биржевой торговле вследствие недостаточного регулирования их актами высшей юридической силы. Кроме этого стоит подчеркнуть, что типичный биржевой договор, предполагающий непосредственную трансформацию норм правил биржевой торговли в договорные условия, дает возможность товарной биржи как органу, который утвердил типовой договор, осуществлять контроль сложной договорной практики.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правовая основа осуществления торгово-биржевой деятельности представлена совокупностью различных нормативно-правовых и других актов, имеющих как общий, так и специальный характер, их множество, а также наличие однородных общественных отношений, складывающихся в процессе организации и осуществления торгово-биржевой деятельности позволяет утверждать, что сформировалось законодательство о торгово-биржевую деятельность как правовой институт хозяйственного законодательства, в котором с одной стороны присущи все основные характеристики такого законодательства, с другой стороны - собственные характеристики, отражающие особенности деятельности товарных бирж как одного из видов хозяйственной деятельности. Еще в начале XX ст. О. Штиллих исследуя биржевое законодательство Германии, России и других стран отмечал, что как в старину из гражданского права выделилось особое торговое, так в новейшее время с торгового права развилось особое биржевое право [4, с 221].

В то же время следует отметить, что действующий Закон во многом не соответствует современным требованиям развития торгово-биржевой деятельности. Нерешенными остаются вопросы повышения надежности и обеспечения гарантий исполнения биржевых контрактов, создание и внедрение расчетных и клиринговых систем и многое другое. С учетом этого, на сегодня, Верховная Рада Украины рассматривает ряд законопроектов относительно изменений и дополнений настоящего Закона.

5. История становления и развития торгово-биржевой деятельности в Украине и других странах

Развитие торгово-биржевой деятельности, как в Украине, так и в других странах постоянно меняется, поэтому целесообразно проанализировать ее изменения такой деятельности в историческом аспекте.

Будучи закономерным результатом эволюции форм оптовой торговли и способов торгов, товарные биржи возникли в эпоху накопления первоначального капитала. По данным американской энциклопедии их предшественником была контора при дворе Франции, основана в 1138 г. К числу первых бирж относят возникшую в 1531 г. биржу в Антверпене. Эта биржа имела собственное помещение, над входом в которое была установлена надпись на латыни «для торговых людей всех народов и языков». Немного позже товарные биржи возникают в Лионе (1549 г.), в Тулузе (1549 г.), в Лондоне (1556 г.).

В истории торгово-биржевой деятельности большое значение имела Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1608 г. На Амстердамской бирже впервые была введена торговля по образцам и пробам товаров, а в дальнейшем установлены средние качественные нормы для товаров, что позволило вести торговлю без представления самой продукции на биржу.

Первая биржа в Японии для торговли рисом «Дояма» появилась в 1730 г. Считается, что именно на этой бирже была заключена первая сделка на реальный товар с его поставкой в определенный срок в будущем, получившая название «заблаговременная контрактация». Через сто лет в Чикаго (1848 г.) появляется первая зерновая биржа.

Развитие бирж в XVIII веке шел довольно медленно, и в основном они располагались в портах, через которые шли большие потоки международной торговли. Биржи первоначального периода были биржами реального товара, обслуживающие потребности торговли.

В конце XIX и начале XX века в различных странах мира количество товарных и фондовых бирж увеличивается. Формируется круг биржевых товаров, широко котируются и вводятся контракты на мясо, зерно, серебро, кофе, нефть, золото, лес и др. Во второй половине XIX века стали возникать новые виды бирж - фьючерсные биржи или биржи срочных контрактов.

Настоящей революцией в биржевой торговле стало введение в оборот фьючерсных контрактов. В конце 80-х годов XX века количество фьючерсных товарных рынков выросло до 200. Ведущими международными центрами биржевой торговли являются США, Великобритания и Япония. В последнее время в связи с введением в биржевую практику финансовых фьючерсов, которыми активно торгуют в Лондоне, Париже, Франкфурте на Майне, объемы общеевропейского оборота фьючерсных бирж утроились, в Азии удвоились. За период 1985 - 1990 г. доля фьючерсной торговли за пределами США увеличилась с 12,8% до 46,8%. Это дает основание исследователям считать, что европейские и азиатские фьючерсные рынки стали конкурентами традиционным рынкам США.

Деятельность товарных бирж в России и Украине развивалась значительно медленнее, чем в других странах. По указу Петра i в 1703 г. в Санкт-Петербурге создается первая товарная биржа. Только после промышленного переворота в 80-90 годах XIX столетия в России происходит настоящий биржевой бум: возникает Одесская биржа (1796 г.), Кременчугская (1834 г.), Рибинськая (1842 г.), Московская (1837 г.). В конце века в Российской империи насчитывалось уже 114 бирж.

Характерен экономический подъем и расширение товарно-денежных отношений был обусловлен реформами 60-х годов. Но далеко не всегда созданы биржи достаточно успешно функционировали. Интересен следующий факт, который приводит в работах О. Штиллиха. Открытая в 1811 г. в г. Рибинське биржа оказалась организацией в полном смысле мертворожденной, потому что биржу никто не посещал. В 1842 г. биржу открывают снова, но и после этого купечество предпочитает внебиржевым собранию, вследствие чего приходилось гнать его на биржу, используя для этого пожарные трубы [4, с 281].

Примерно в этот период товарные биржи создаются во всех торговых центрах Украины: г. Киев (1869 г.), м. Николаев (1885 г.), м. Харьков (1876 г.) и др. В начале XX века в Украине осуществляли свою деятельность 11 товарных бирж. Как правило, это были специализированные биржи по торговле отдельными видами продукции, а именно хлебные, фруктовые, мясные, винные. Наибольшие обороты имела Киевская товарная биржа, Николаевская хлебная и Одесская зерновая биржи.

Начало первой мировой войны, а затем события 1917 г. привели к полному прекращению деятельности товарных бирж в т.ч. и в Украине. Однако в период новой экономической политики Советской республики отмечается возобновление деятельности товарных бирж. Уже в 1925 г. биржи, которые действовали до 1917 p., возобновили свою деятельность. Условием этого процесса стала внутренняя экономическая политика, которая оказалась в оживлении капитала и предпринимательства. Однако, несмотря на определенные успехи и значение биржевой торговли, в СССР начинается компания по сворачиванию деятельности товарных бирж. Так, в постановлении ЦИК СССР от 21.01.1927 г. указывалось, что чрезмерное развитие биржевой сети в стране затрудняет контроль за ее деятельностью со стороны государственных органов. Это привело к тому, что уже в конце 1928 г. все биржи прекратили свою деятельность.

Переход к рыночной экономике стал объективным фактором, обусловившим появление в странах бывшего СССР большого количества товарных бирж. Так, уже на начало 1992 г. в России было зарегистрировано около 800 бирж. По состоянию на апрель 1992 г. в Украине действовало уже около 70 товарных бирж, товарооборот которых составил около 10 млрд. руб. (1,81 млн. долл. США).

Следует отметить, что биржи создавались в условиях экономической нестабильности, спаде производства, отсутствия соответствующей законодательной базы, ограничения и запреты использования капиталов частных лиц. Биржи, созданные в этот период, были чем-то средним между ярмаркой, торговым домом и собственно биржей. Главной целью учредителей бирж была быстрая окупаемость внесенных средств с высокой доходностью первоначальных капиталовложений. При этом явно недостаточным, а иногда и просто низким были классность и качество услуг самих участников этих бирж, к тому же изначально назначали непомерно высокую плату за свои услуги.

Как следствие в течение 1992-1994 годов наблюдается спад активности биржевой деятельности и уменьшается количество реальная действующих бирж. В 1995 году правительство Украины принимает ряд мер экономического и правового характера, направленных на развитие биржевого рынка. Благодаря комплексному подходу создаются необходимые условия для дальнейшего развития деятельности товарных бирж, способных выполнять макроэкономические функции. В 1997 г. осуществляли торгово-биржевую деятельность уже 95 товарных бирж в т.ч. биржи недвижимости - 15, универсальные товарные и товарно-сырьевые - 51 специализированные - 14, агропромышленные-15.

В дальнейшем общее количество товарных бирж продолжает расти. Уже на 1 января 2000 г. количество товарных бирж составляла 365, а на 1 января 2002 г. в Украине было зарегистрировано 493 бирже. Размещено такие биржи почти во всех областных центрах, отдельные из них имеют филиалы. Только на территории Донецкой области по состоянию на 1 октября 2004 г. осуществляли практическую деятельность 31 биржа, в то время как в 2003 г. такое количество составило 19 бирж. При этом товарные биржи находятся практически во всех крупных городах Донецкой области: Донецк (17), Мариуполь (6), Макеевка (1), Селидово (1), Ясиноватая (1), Красноармейск (1), Дружковка (1), Славянск (3), Краматорск (1), Амвросиевка (1), Горловка (1).

Таким образом, можно констатировать факт, что по количеству товарных бирж Украина превосходит многие развитые страны мира в т. ч. и США, однако результаты их деятельности не сопоставимы. Так, показатели результатов деятельности товарных бирж в разных регионах Украины довольно сильно отличаются. С более чем 400 товарных бирж, зарегистрированных на территории Украины, основной удельный вес в общей стоимости заключенных сделок приходится на 15-20 бирж. Так, по данным Донецкого областного управления статистики в 2004 г. на долю 5 крупнейших бирж приходится 94,6% областного биржевого товарооборота. Соответственно остальные 28 товарные биржи в совокупности составляют всего 5,4 % биржевого товарооборота области [8].

По состоянию на 10 июля 2004 г. в Украине осуществляли практическую деятельность 274 товарные биржи, что составляет 61% от общего количества зарегистрированных - 449. Таким образом, общая динамика биржевого оборота в Украине и количество товарных бирж не совпадают (см. диаграмму).

Из этого видно, что большой количественный показатель бирж в Украине скорее свидетельствует не об эффективности торгово-биржевой деятельности, а о наличии целого ряда проблем экономического и правового характера.

Незначительные объемы биржевой торговли на большинстве товарных бирж Украины в течение ряда лет стали следствием потери ее приоритетов при закупке или реализации продукции и материально-технических ресурсов. Как результат - субъекты хозяйствования потеряли интерес к биржевых структур, и в это время «биржевой бум» за короткий период трансформировался в проблему эффективности деятельности.

В настоящее время товарные биржи Украины находятся в определенном кризисе, поэтому современное состояние торгово-биржевой деятельности в Украине можно определить как фазу поиска новых форм торгово-биржевой деятельности, необходимости перехода от торговли реальным товаром к биржевой торговле срочными контактами. Это в свою очередь требует соответствующего правового обеспечения торгово-биржевой деятельности, что предполагает разработку новой правовой модели отношений в этой сфере хозяйствования.

Книга: Конспект лекций Биржевое право

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конспект лекций Биржевое право
2. 1. Торгово-биржевая деятельность: понятие, цели, признаки.
3. 2. Условия осуществления торгово-биржевой деятельности
4. 3. Методы и принципы регулирования торгово - биржевой деятельности
5. 4. Правовая основа торгово-биржевой деятельности
6. Раздел 2. Правовой статус товарной биржи Глава 2. Правовой статус товарной биржи 1. Понятие и виды товарных бирж
7. 2. Организационно-правовая форма товарной биржи.
8. 3. Порядок создания и регистрации товарной биржи.
9. 4. Функции, права и обязанности товарной биржи
10. 5. Имущественная основа деятельности товарной биржи.
11. Раздел 3. Управление торгово-биржевой деятельностью Раздел 3. Управление торгово-биржевой деятельностью 1. Правовая основа и формы управления торгово-биржевой деятельностью.
12. 2. Организационная структура товарной биржи.
13. 3. Компетенция органов управления товарной биржи.
14. 4. Управление торгово-биржевой деятельностью в других странах.
15. Раздел 4. Биржевая торговля. Раздел 4. Биржевая торговля. 1. Понятие и формы биржевой торговли. Правила биржевой торговли.
16. 2. Биржевые торги: понятие, принципы, порядок проведения.
17. 3. Правовой статус участников биржевой торговли
18. 4. Правовой режим электронной биржевой торговли.
19. Раздел 5. Биржевые сделки. Раздел 5. Биржевые сделки. 1. Биржевые сделки.
20. 2. Виды биржевых сделок.
21. 3. Заключения биржевых сделок.
22. 4. Форма биржевых сделок и их регистрация.

На предыдущую