lybs.ru
Малороссийство - это не политика и даже не тактика, только всегда априорная и тотальная капитуляция. / Леся Украинка


Книга: Вадим Пащенко Благородные герои Жюля Верна (1992)


Вадим Пащенко Благородные герои Жюля Верна (1992)

© В.Пащенко, 1992

Источник: Верн Ж. Таинственный остров. К.: Радуга, 1992. 528 с. С.: 523-527.

Сканирование и корректура: Aerius, SK (), 2004

Одну из своих книг, «Два года каникул» (1888), Жюль Верн заканчивает мудрым советом: «Пусть все молодые люди хорошо знают, что из самых сложных ситуаций им всегда помогут выйти мужество, усердие и дисциплина». Все его герои оказываются в самых невероятных ситуациях, но благодаря перечисленным качествам всегда выходят победителями. Именно такими предстают персонажи «Таинственного острова» (1875), последнего романа трилогии Жюля Верна, в которую вошли также «Дети капитана Гранта» (1868) и «Двадцать тысяч лье под водой» (1870). Их герои - это «робинзоны», которые или добровольно разорвали отношения с человеческим обществом, или стали ими благодаря совпадению злосчастных обстоятельств.

Еще до появления этих произведений имя Жюля Верна (1828-1905) было известно во многих странах мира. Однако до настоящего признание писателю пришлось пройти долгий и сложный путь. Сын нантского адвоката Пьера Верна, он окончил лицей, по настоянию отца учился на юридическом факультете, но мечтал стать литератором. Сначала он пишет пьесы (их было более двадцати), подавляющее большинство из них была поставлена на сцене различных театров. В этом ему иногда помогал Александр Дюма отец.

Однако эти первые пробы пера не удовлетворили молодого писателя, он настойчиво ищет свой путь в литературе. Прогресс науки, приключения отважных путешественников на разных континентах, первые полеты на воздушных шарах наталкивают его на мысль создать серию романов под общим названием «Необыкновенные путешествия». С этой целью Жюль Верн начинает внимательно следить за техническими изобретениями и усовершенствованиями, изучает географию, математику, астрономию, геологию, химию, биологию, баллистику, стенографию и лингвистику. Постепенно его знания приобретают энциклопедического характера. Свои наблюдения и новости из различных областей науки он заносит в специальную картотеку. На конец его жизни она насчитывала более двадцати тысяч тетрадей.

Некоторыми знаниями писатель обогатился во время шести путешествий на собственной яхте «Сен-Мишель» в сравнительно недалекие страны: Англию, Ирландию, Данию, Голландию, Швецию, Алжир и Тунис. В 1867 году он совершил свою самую дальнюю путешествие на трансатлантическом пароходе «Грейт-Истерн» до Северной Америки и Канады.

Даже сейчас во Франции делаются попытки отрицать научный характер произведений Жюля Верна. Однако его описания, научные наблюдения, проекты, занимают значительное место в романах, доказывают обратное.

Имя Жюля Верна, автора шестидесяти пяти научно-фантастических и приключенческих романов, давно стало символом смелой человеческой мечты, что намного опередила научную мысль его эпохи. Всю свою жизнь писатель-гуманист защищал благородные идеалы, выступал против порабощения народов и несправедливых войн. Не все его идеи были последовательными. Но главное - Жюль Верн хотел видеть человека разумным творцом и любознательным [523] исследователем, который отважно проникает в непознанные тайны природы, делает необычные открытия и собственноручно воплощает их в технические новинки. Конечной целью тех неутомимых исканий он ставил благо и счастье людей.

Несмотря на время, отделяющее нас, Жюль Верн за своими взглядами и мечтами и далее остается очень близким, понятным и на удивление актуальным. С большой проницательностью он увидел ту опасность, которая кроется в достижениях науки, если они попадают в руки дельцов и политиканов, которые стремятся использовать их в своих корыстных и эгоистических целях, обратить в орудие уничтожения или угнетения людей и народов. Один из его героев, Робур, не хочет отдавать людям свое изобретение - мощный летающий корабль, обещая сделать это тогда, когда люди станут достаточно разумными и нравственными, чтобы не использовать его для зла» («Робур-завоеватель», 1886). Чрезвычайно актуально звучит эта мысль в наше время, когда человечество прилагает огромные усилия, чтобы не только предотвратить ядерную катастрофу, но и ликвидировать все смертоносные арсеналы. Удивительное дарование Жюля Верна предусматривать путь дальнейшего развития науки и теперь поражает читателя. Самые интересные открытия и изобретения его суток сразу же становились в него основой нового фантастического произведения. Опережая прогресс науки, писатель своими произведениями иногда определял дальнейший путь исканий многих ученых и исследователей.

Сейчас самые смелые научно-технические прогнозы Жюля Верна давно уже осуществлены, а достижения современной науки кажутся фантастическими. И все же произведения выдающегося писателя не стареют, их читают с тем же увлечением и неослабевающим интересом.

В чем же причина долгой жизни творений Жюля Верна? Очевидно, в его героях. При жизни писателя главным в его романах были необычные картины научно-технического прогресса, к которому должно прийти человечество, и которые поражали воображение читателей. Привлекательные герои фантаста воспринимались только как носители научных идей. Но с течением времени восприятие стало несколько иным - на первый план вышли интересные и неординарные герои.

В романах Жюля Верна действуют прекрасные за своими духовными качествами персонажи, которые больше всего любят свободу и творческую работу. Они благородные, отважные и упорные в своих исканиях: выбрав цель, упорно идут к ней, преодолевают все трудности и опасности, лишь закаляют их волю и характер. им приходится выдерживать лютый холод арктических пространств и жары палящей пустыне, преодолевать пропасти и горы, опасные дебри джунглей, бороться с воздушными и морскими стихиями, отбивать нападения разбойников и хищных зверей. Однако они никогда не падают духом, а остаются жизнерадостными, бодрыми и с надеждой смотрят в будущее. «У Жюля Верна, - писал литературовед Пелен где Дісбах,- невозможно найти героя, который не был бы готов рисковать жизнью ради спасения другого. Действующее великодушие, стремление прославить человека, что обязывает его направлять усилия на благо общества, - вот великие традиции, которые характеризуют творчество автора с точки зрения морали». Герои лишены эгоизма и лицемерия, корыстолюбия и жестокости, [524] коварстве и лживости. Честные, прямодушні, высоконравственные, всегда готовы подать руку помощи, они как бы представляют собой идеальных героев. Одновременно это настолько живые и реальные люди, что читатель, покоренный их привлекательности, начинает даже верить в их существование.

Подобные герои действуют и в «Таинственном острове». Это пятеро американцев, которые совершили смелый побег из плена на воздушном шаре и, преодолев огромное расстояние, случайно оказавшихся на необитаемом острове. История этих людей необычная из-за того, что, в отличие от многочисленных других «робинзонов», которые использовали материалы, запасы и снаряжение погибших кораблей, им, по словам автора, «надо будет из ничего создать все». Вооруженные знаниями, активные и трудолюбивые, они собственными руками добывают себе все необходимое для существования.

Особенно выделяется среди них участник войны за освобождение негров, талантливый инженер Сайрес Смит, энциклопедические знания, смелая мысль и неиссякаемая энергия которого способствуют решению всех проблем, стоящих перед островитянами. Он становится их мозгом, генератором идей, которые благодаря своим умелым рукам, воплощает в жизнь вместе с товарищами. Его авторитет и слово среди них неоспоримы. Какие бы сложные ситуации или проблемы не возникали, все с надеждой смотрят на Смита. Моряк Пенкроф, которого трудно чем-то удивить, просто обожает инженера, считая, что для него нет ничего невозможного. Подобный Смита и его друг, талантливый журналист Гедеон Спілет, который также знал очень много, - этого требовал его специальность. Мужественный путешественник, воин и охотник, он владел многими профессиями, был всегда неутомимый и деятельный. Упоминавшийся уже опытный и добродушный моряк Пенкроф, который плавал почти во всех морях и океанах, также очень любил труд. И даже его юный воспитанник Герберт Браун, что был влюблен в природу и знал ее, старательно вносил свою лепту в коллективный труд. Трудолюбивым и беззаветно преданным Смиту и товарищам изображен ласкового и ретивого негра Наба, которого в свое время инженер освободил из рабства. Всем этим людям автор дает краткую, но исчерпывающую характеристику. И особенно он подчеркивает их трудолюбие, труд становится необходимостью для каждого из них, принося им глубокое удовлетворение.

Во французской литературе второй половины XIX в. трудно найти подобное произведение, в котором с такой страстностью и силой прозвучала бы тема труда. А если ее и разрабатывали отдельные писатели, то она, как правило, вставала со страниц произведения утомительной и безрадостной, была лишь причиной страдания. Авторы подобных произведений были совершенно правы - это был период становления капиталистического общества, что сопровождалось безжалостной эксплуатацией людей. В «Таинственном острове» звучит настоящий гимн свободной творческой работы, в основе которой лежит коллективная воля людей. Начав с огня, добытого с помощью солнечных лучей, двух ножей, сделанных из собачьего ошейника, лука со стрелами для охоты, островитяне переходят к более сложному: построения печи для обжига гончарных изделий, а затем и обжига железной руды и [525] других металлов. Обеспечив себя металлическими орудиями труда, они изготавливают мебель для своего Гранитного дворца, строят загоны для скота, помещения для домашней птицы, небольшой, но крепкий корабль. Использовав силу воды, островитяне конструируют подъемник, машину для обработки шерсти, мельница. Они выращивают хлеб и разные овощи, приручают диких животных и выполняют множество других работ. Их трудовая деятельность многогранна и разнообразна. Они возводят мосты, осушают болота, ставят научные опыты на построенном заводе, пользуются стационарным телефоном, медленно превращают остров в маленький цивилизованный мир. Наряду с благородными героями, преданными своему долгу во имя людей, в романах Жюля Верна действуют еще и отрицательные персонажи. Среди них можно встретить и напівбожевільних ученых, готовых уничтожить человечество, предателей, разбойников и пиратов, просто преступников. Однако писатель-гуманист доказывает, что не все они навсегда потеряны для общества, в некоторых из них еще можно разбудить совесть и вывести их на честный путь. Одним из таких является Айртон. Как правило, на этот образ исследователи мало обращали внимания - мол, что интересного может быть в разбойнику, который покаялся? На самом же деле образ Айртона сложный и интересный, к тому же автор заложил в него глубокий смысл. В романе «Дети капитана Гранта» Айртон, закоренелый преступник и главарь разбойничьей шайки, под именем Бена Джойса нагоняет ужас на округу, едва не губит экспедицию лорда Гленарвана и в конце попадает в плен. Он сам выбирает себе наказание одиночеством, и его высаживают на остров Табор, на котором нашел спасение капитан Грант. Но в отличие от героя Даниэля Дефо - Робинзона Крузо - Айртон, которого терзают угрызения совести, быстро теряет человеческий облик и превращается в животное. Не случайно Сайрес Смит говорит: и Горе тому, кто одинок, друзья мои, и надо полагать, что одиночество быстро доводит человека до безумия». Это его мнение впоследствии подтверждает Немо, который слишком поздно понял свою ошибку: «Одиночество, оторванность от общества других людей - печальная и тяжелая судьба. Не каждый может выдержать ее... Лично я умираю потому, что вообразил, будто способен жить в одиночестве!..» Только время и внимание островитян, их тактичность постепенно возвращают Айртонові язык и ум. В свое время он отказался отвечать капитану Гранту и лорду Гленарвану, людям выше от него по социальному положению, от которых зависел. Сайрес Смит держится с ним просто, как равный, - и, главное, не осуждает его, считает своим другом. Бывший разбойник становится честным и благородным, верным помощником островитян. Не случайно именно ему они обязаны своим спасением и богатством.

Особую роль в судьбе островитян играет Немо, их таинственный покровитель. Это - лучший образ из созданной писателем огромной галерее положительных героев. Гениальный ученый и изобретатель, обладатель океанской бездны, защитник угнетенных народов, капитан Немо борется с тиранией и социальным злом во всех странах. Не случайно критик Жорж Фурнье свою статью «Вечно живой Немо» начинает словами: «Капитан Немо будет жить до тех пор, пока надо будет защищать обездоленных и бороться [526] с несправедливостью». Вот почему в его кабинете на подводном корабле на почетном месте висят портреты выдающихся исторических деятелей, борцов за независимость разных народов: поляка Тадеуша Костюшко, американцев Джона Брауна, Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна, грека Маркоса Боцариса, итальянца Даниэле Манина и других.

Ненависть к угнетателям сочетается в Немо с трогательной любовью и состраданием к угнетенных. По своей натуре он чрезвычайно гуманный и великодушный. Лишь сила обстоятельств порой делает его беспощадным мстителем. Наблюдая самоотверженный труд пятерых смельчаков на острове, которых не сломили тяжелые и драматические испытания, выпавшие на их долю, Немо испытывает к ним искреннюю симпатию, поскольку именно такие люди способны замирити его с человечеством».

Роман заканчивается трагически - морская стихия врывается в недра вулкана, и остров Линкольна взрывается. Вместе с ним погибают все живые существа, населяющие его. Уничтожено и все технические сооружения, плоды неутомимых рук островитян. Подобный финал не был случайным. Во многих романах Жюля Верна разрушительные катастрофы - землетрясения, извержения вулканов, страшные наводнения и тайфуны, взрывы различного характера - уничтожают достижения цивилизации. В этом проявилась глубокая тревога писателя за судьбу и будущее человечества, его культуры. Ведь он жил в период, когда технический прогресс уже начал свою разрушительную! деятельность в промышленных городах. Колониальные агрессии в Африке и Азии, подобные природных катастроф, также уничтожали цивилизации различных народов. За то образами катастроф писатель стремится предупредить человечество о возможных искусственные потрясения, в том числе и социальные, которые также могут поставить его на край гибели. Вот почему в романах Жюля Верна этим опасным и разрушительным силам противостоят отважные и мудрые смельчаки, способные на бескомпромиссную борьбу с ними и в то же время на помощь другим. Среди них автор всегда определяет сильнейшего (и физически, и умственно) героя, который возглавляет товарищей и направляет их усилия на благородную цель. Говоря о Жюля Верна, часто забывают, что он был не только научным фантастом, но и не менее талантливым художником, мастером прозаического повествования, настоящим романтиком. Органическое сочетание реального и романтического дает возможность писателю глубоко раскрыть богатый внутренний мир героев, благородство их помыслов и стремлений.

В статьях современных французских писателей постоянно подчеркивается, что Жюль Верн и в наше время морально «устарел» и своими творениями и дальше воспитывает молодежь. Он, как и раньше, остается любимым романистом том, что поэзия человеческой мечты и отваги, которая питает его произведения, не теряет своей життєстверджувальної силы. Неисчерпаемым остается и дух благородной приключения, что наполняет его романы.

Вадим Пащенко

© Aerius, 2004




Текст с

Книга: Вадим Пащенко Благородные герои Жюля Верна (1992)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вадим Пащенко Благородные герои Жюля Верна (1992)

На предыдущую