lybs.ru
В психике москалей один шаг от благочестия к атеизму, от любви до ненависти, от жалости к садизму. / Яков Гальчевский


Книга: Дмитрий Кузьменко Кельтский эпос


Дмитрий Кузьменко Кельтский эпос

© Дмитрий Кузьменко, 2003

Эл. текст: .

Содержание

Кельты

Родовой уклад Ирландии

Начало распада родового строя

Обычаи и быт ирландцев

Мифология и верования ирландцев

Ирландский эпос

Записи саг

Уладський цикл

Саги о Кухуліна

Образ Кухуліна

Цикл Финна

Саги о волшебных плавание

Другие фантастические саги

Литература

Под кельтским эпосом подразумеваются, как правило, ирландские саги или повести (скели). В Уэльсе (Уэльсе) - другой кельтской области - существовала не менее развитая литература чем в Ирландии. Однако сохранилась лишь богатая лирическая поэзия давньовалійських бардов, начиная с IV века. От валийского эпоса почти ничего не осталось. О нем можно судить лишь по аналогии с ирландского эпоса, а также за отражением валлийский сказаний во французских романах "бретонского цикла".

Кельты

В эпоху Раннего Средневековья, после распада Римской империи, из всех варварских народов кельты находились на наиболее архаической стадии развития. Задержка в общественном развитии была очень сильной, родовой уклад сохранялся в Шотландии еще до XVIII века, а в горных районах и до ХІХ века. Вальтер Скотт, сочиняя свои романы из истории Шотландии, опирался на собственные воспоминания этих архаических обычаев и быта. Род продолжал жить в сознании кельтских народов и позднее, уже после разрушения этого устройства англичанами.

Наиболее полно родовой строй сохранился в Ирландии, которая от заселения ее кельтами в VI веке до Р.Х., и до вторжения скандинавов в конце VIII века не знала чужеземных влияний, почти не имела внешней торговли и иных отношений с иностранцами и поэтому развивалась вполне самобытно.

Родовой уклад Ирландии

Ирландский героический эпос зарождался в III - VIII веках. В это время в Ирландии царили все те обычаи, характерные для родового строя - общинное землевладение, коллективная собственность, тенденции к кочевания, натуральное хозяйство, власть вождей и старейшин, которых называли "королями", народное собрание всех взрослых мужчин, парный брак, но с пережитками группового брака и матриархата, обычай усыновления, родовая месть (которая, однако, часто менялась выкупом), культ племенных богов, большого количества различных духов и природных сил, следы тотемизма и табу. Чрезвычайно большую роль в быту играли магия и заклинания.

В основе общественного строя лежало понятие кровного родства. Семьи объединялись в роды, роды в кланы, кланы в племена. Каждой из этих групп руководил старейшина или вождь. Существовали предания, что племена происходят от одного предка. Это, однако, не запрещало принимать в кланы или роды лиц совершенно посторонних. Делалось это с помощью обряда усыновления. В роде существовал институт круговой поруки - весь род отвечал за преступления одного из членов, платил его долги и т.д.

Если племя занимало достаточно большую территорию, его глава носил титул "підкороля", то есть князя, а племя называлось народом. Бывало, что в Ирландии одновременно существовало до 180 таких народов, хоть и не все они имели "підкоролів". Эти князья підчинялись власти королей областей (королевств) Ирландии, которых сначала было пять: Ульстер (Ulaid [Ulster]; на севере и северо-востоке), Коннахт (Connachta [Connaught];на западе), Восточный и Западный Мунстер (Mumu [Munster]; на юге и юго-западе, впоследствии сменился на Северный и Южный Мунстер), Лейнстер (Laigin [Leinster]; на юго-востоке). позже в центре страны была выделена область Мидео (Midhe [Meath]). Она принадлежала верховному королю Ирландии, живший в Темре (Тара; Temair, [Tara]) и которому подчинялись короли других областей. В результате получалась сложная система, которая сводилась к многочисленных налогов и повинностей. что часто не выполнялись. Власть королей над "підкоролями" основывалась на сильно развитом институте заложников, без которых не проходил ни один договор ты торговая сделка. Существовала также сложная правовая система.

Начало распада родового строя

Уже в эту эпоху заметны признаки разложения родового строя - имущественное и правовое неравенство различных слоев населения, захват земель в личное владение вождями и старейшинами. Однако к феодализму в полном смысле слова это не привело ни тогда, ни позже, после англо-норманнского завоевания.

Населения розпадалось на три класса: благородные, свободные (поделены на тех, кто имел собственность, и кто ее не имел) и рабы. Последние были главным образом из туземных племен, покоренных кельтами, и пополнялись военнопленными. Свободные имели определенные политические права, в частности раз на род происходили народные собрания, как правило, во время ярмарок. Здесь обсуждались различные вопросы и принимались законы. Однако их роль была только моральной, король или князь не мог принимать их решения.

Так же и христианизация не повлияла особо на уклады и обычаи давньоірландського общества. Ирландия была християнізована в V веке главным образом благодаря труду военнопленного валійця Патрика, которого прозвали "апостолом Ирландии". Язычная культура, сплетаясь с христианством часто порождало неожиданные сочетания, как нигде. В Ирландии, например, часто встречались придорожные кресты, покрытые языческими письменами с магическими заклинаниями. В миниатюрах англо-ирландских евангелий преобладает подвижный варварский орнамент - сложное и детализированное переплетения спиралей.

Книга: Дмитрий Кузьменко Кельтский эпос

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дмитрий Кузьменко Кельтский эпос
2. Обычаи и быт ирландцев Обычаи населения были очень...
3. Ирландский эпос В такой среде и возник и развивался...
4. Саги о Кухуліна Группа саг о Кухуліна начинается...
5. Образ Кухуліна Внешность и характер Кухуліна насыщенные...

На предыдущую