lybs.ru
Для того чтобы уметь видеть истинное лицо великанов, людям, которые могут сталкиваться с ними, - надо хоть немного подняться до их уровня. / Елена Телига


Книга: Иосиф Кобів Античный мастер биографического жанра (1991)


Иосиф Кобів Античный мастер биографического жанра (1991)

© И. Кобив, 1991

Источник: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. К.: Днепр, 1991. 448 с. С.: 378-382.

Сканирование и корректура: Aerius (), 2004

Наверное, мало кто из тех, что с удовольствием зачитываются произведениями о жизни и деятельности выдающихся людей, задумывается над вопросом о происхождении биографического жанра - где и когда он возник. А появился он, как и подавляющее большинство современных литературных родов и жанров, в далекой греческо-римской древности. Потому что уже в античной литературе выкристаллизовались определенные его разновидности, языково-стилистические особенности, была разработана и соответствующая теория этого жанра. Как и нас, античных читателей интересовало жизнь и деятельность выдающихся полководцев, государственных деятелей, философов, писателей, ораторов, ученых. С широко развитой литературы этого рода сегодня наиболее известные произведения Плутарха, Непотому и Светонія. Из этих имен, бесспорно, наибольшей славы зажило имя Плутарха, автора знаменитых «Сравнительных жизнеописаний», которые уже в античности пользовались огромной популярностью, сохранили ее в течение многих последующих веков и еще и сегодня находят многочисленных читателей, желающих ознакомиться с жизнью знаменитых людей древнего мира - великого завоевателя Александра Македонского, прославленного римского полководца и политического деятеля Юлия Цезаря, знаменитых ораторов Демосфена и Цицерона, выдающегося государственного деятеля древних Афин Перикла и других.

Но что мы знаем о самого всемирно известного представителя биографического жанра в античной литературе?

Древнегреческий философ-моралист и выдающийся писатель Плутарх (ок. 46 - ок. 126 гг. н.э.) родился в Херонее, небольшом городе Беотии, одной из областей центральной Греции. Происходил он из знатной и богатой семьи, образование получил в Афинах, где изучал философию под руководством платоніка Аммония, а также риторику, математику и естественные науки, много путешествовал, не раз бывал в Риме, столице огромной Римской империи, где выступал публично и имел многочисленных друзей в кругах правящей верхушки, даже в лице императоров Траяна (98-117 гг. н.э.) и Адриана (117 - 138 гг. н.э.). Во времена Адриана Плутарх был прокуратором по управлению императорскими поместьями в Ахайе (такое название имела Греция, превращена в римскую провинцию). Как патриот родного города, Плутарх предпочитал проживать в Херонее; земляки очень уважали его, он принимал активное участие в общественной жизни города и даже основал философскую школу, что-то вроде филиала афинской Академии Платона. Когда писатель умер, ему сооружен на общественные средства памятник, надгробная надпись которого сохранился по сей день.

Плутарх был очень плодовитым и разносторонним писателем. Античный список его сочинений насчитывает двести двадцать семь названий; до наших дней дошли сто пятьдесят четыре произведения. Богатое литературное наследие Плутарха обычно разделяют на две большие группы: 1) моральные трактаты и 2) исторические биографии. Группа произведений, которая имеет общее название «Моралії» или «Моральные [378] трактаты» - это статьи небольшого размера на разные темы - философского, этического, религиозного, психологического, музыковедческого, литературоведческого содержания. В своих философских взглядах Плутарх, хоть формально причисляет себя к школе Платона, по сути - еклектик, который совмещал понятия, концепции, доктрины различных философских направлений (Платона, Эпикура, стоиков) . Плутарх - философ не абстрактный, а практический, поэтому в его «Мораліях» преобладает этическая тематика (например, любопытство, гнев, зависть, болтливость, дружбу, любовь к детям, братскую любовь, семейная жизнь и т.д.). Он любит изображать высокие моральные качества, строгую доброту, простоту нравов, героизм, патриотизм, вільнолюбність и др. Вопросом литературы посвящены такие его произведения, как «Сравнение Аристофана и Менандра», «Жизнеописания десяти ораторов», «О предвзятости Геродота», «Как слушать поэтов». Подавляющее большинство его трактатов имеет форму диалога, который благодаря Платону завоевал себе право гражданства в античной философской литературе. «Моралії» ценные многочисленными цитатами из древнегреческих поэтов и прозаиков классического периода, а также критическими высказываниями самого Плутарха.

Однако особую славу снискал Плутарх благодаря своим «Сравнительным жизнеописаниям» Это биографии пятидесяти прославленных деятелей античного мира. Названы они «сравнительными» или «параллельными» (как назвал их сам автор) потому, что жизнеописания знаменитых людей представлены попарно, то есть каждая пара состоит из двух биографий: одна - знаменитого грека, вторая - знаменитого римлянина. До наших дней дошли двадцать три пары таких биографий, то есть сорок шесть парных жизнеописаний и, кроме того, четыре одиночные биографии. Следовательно, всего сохранилось пятьдесят биографий. Отбор исторических фигур для сопоставления базируется на критерии одинаковой категории славы, например, полководческой (Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь), политической и ораторского (Демосфен и Цицерон), большого богатства (Нікій и Красс), законодательной деятельности (Ликург и Нума Помлілій), социальной перестройки (Агис и Клеомен; Тиберий и Гай Гракхи) и т.п. Пары биографий объединены, как правило, общей послесловием - итоговым сравнением схожих и отличительных черт, в котором раскрывается отношение автора к своим героям. Во многих случаях паре жизнеописаний предшествует еще и совместный вступление (например, к жизнеописаний Александра Македонского и Юлия Цезаря, Демосфена и Цицерона). Иногда образование парных биографий достаточно натянутое, искусственное (например, Перикла и Фабия Максима или Агесілая и Помпея).

Жизнеописания, что сохранились до наших дней, не составляют полного наследии Плутарха в биографическом жанре. Так, некоторые биографии, как, например, героя битвы при Термошлах Леонида, любимого героя Плутарха, фіванця Єпамінонда и других - всего 20 жизнеописаний - потерялись в потоке времени.

Биографический жанр не был изобретением Плутарха. Уже задолго до него александрийские ученые составляли жизнеописания выдающихся писателей и философов, культивировали этот жанр и перипатетики, то есть последователи Аристотеля, но Плутарх первым внедрил биографический жанр в историю. Биографы Плутарха - не научные исследования, а популярное изложение основных сведений о того или иного известного деятеля, заимствованных у других писателей, преимущественно историков (например, Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Ефора, [379] Теопомпа, Полибия, Тимея, Дионисия Галікарнаського - с греческих; Ливия, Саллюстія, Непотому, Цезаря и других - из римских) и из мемуарной литературы. Сам Плутарх, кстати, не считал себя историком. Цель автора биографий, по его мнению, отличная от задач историка. Свою задачу он сформулировал в биографии Александра Македонского следующим образом: «Мы пишем не историю, а жизнеописания; часто незначительный поступок, слово или шутка лучше раскрывают характер человека, чем битвы, в которых десятки тысяч убитых, чем руководство огромными армиями и осады городов. Подобно тому, как живописцы, мало обращая внимания на прочие части тела, добиваются сходства благодаря точному изображению лица и выражения глаз, в которых проявляется характер человека, так пусть и нам будет позволено составлять жизнеописания, проникая в то, что составляет духовный мир человека, оставив другим право на описания великих дел и сражений».

Итак, у Плутарха на'першому плане не достоверность исторических фактов, выявление их причин и закономерностей в историческом процессе; в центре его внимания стоит характер отдельной личности - того или иного деятеля, моральные качества того или иного героя, значительно меньше интересует его ход исторических событий. В своих биографиях Плутарх ставил перед собой задачи воспитательного характера, пытаясь показом исторических фигур, их пороков и добродетелей вызвать у читателя стремление к добродетели, преподнести его морально, предостеречь от злодеяний. Его жизнеописания должны вызвать желание подражать знаменитых людей, судьбы которых он описывал. «Не приносят пользы,- пишет Плутарх в жизнеописании Перикла,- такие произведения, которые не пробуждают стремление к подражанию: доблестными делами люди не только увлекаются, но и желают подражать тем, кто их осуществляет». Образы выдающихся людей он предлагает читателям как образцы для нравственного совершенствования, чтобы, «глядя в историю, словно в зеркало, каждый старался изменить к лучшему собственную жизнь и устроить его по примеру тех, о чьих доблести рассказывает автор («Умелой Павел», разд. И). Воплощением справедливости, человеколюбия, доброты показаны Аристид, Ликург, Перикл, Эвмен, Фокіон, образцами свободолюбия есть образы Катона, Кориолана, Тімолеона, Брута, братьев Гракхов. Подавляющее большинство персонажей Плутарха - это положительные герои, которые отличаются патриотизмом и отвагой, простотой нравов и скромностью. Плутарху повезло вылепить пластические образы выдающихся людей античности, образы, не похожие друг на друга. Он дал целую галерею таких образов, хотя исторически они не всегда достоверны, потому что созданы не ученым историком, а моралістом. Но как художественные образы исторических деятелей античности у Плутарха чрезвычайно рельефные, живые, изображены всесторонне, на фоне широкой панорамы общественно-политической жизни. С симпатией написан портрет романтического Александра Македонского, трогает трагическая фигура неутомимого борца за свободу Греции Демосфена, вызывают сочувствие образы античных революционеров, защитников прав трудового люда - спартанцев Агіса и Клеомена и римлян - братьев Тиберия и Гая Гракхов, величием дышит портрет вождя афинской демократии Перикла, некрасиво изображен богатый ростовщик Красс, который подавил восстание Спартака.

Античный биограф отдает должное и людям низкого социального положения. Так, вопреки римской историографии, он с симпатией изобразил фигуру вождя восставших рабов Спартака. Плутархів описание этого восстания [380] в нескольких разделах биографии Красса (разд. 8-11) имеет исключительную ценность для исторической науки.

Личность Плутарх понимает статически, как законченный в себе характер, поэтому, как правило, не показывает его в развитии и становлении. Главное внимание писателя направлено на период расцвета личности, когда характер человека уже сформировался, когда все ее качества уже сложились, поэтому Плутарх не интересуется детством и юностью своих героев.

Сквозь Плутархові жизнеописания пробивается признание исключительной роли великих людей в истории. Такой взгляд и индивидуализм характерны не только для него, но и для некоторых других писателей эпохи Империи. Да и как тут не прийти к такому выводу, когда видишь, что такие великие люди, как Александр Македонский или Юлий Гай Цезарь корне изменили карту Древнего мира, или когда деятельность Перикла настолько сказалась на истории Афин, что период его пребывания у руля власти называют «золотым веком Перикла»?

Поэтому, несмотря на субъективность «Сравнительных жизнеописаний», иногда произвольное обращение с историческими фактами, в целом они имеют большое значение для понимания истории Древней Греции и Рима.

Исходя из того взгляда, что целью его произведений не описание событий, а описания характеров, которые проявляются не только в блестящих подвигах, но и в незначительных поступках, метких выражениях, семейной жизни, Плутарх приводит всяческие анекдоты, много внимания посвящает частной жизни своих героев, их внешнему виду. Так, для характеристики Александра Македонского, по мнению Плутарха, важна его разговор с философом Диогеном, когда великий полководец во всеуслышание заявил, что он хотел бы стать Диогеном, если бы не был Александром.

Плутарх - талантливый рассказчик. Он умеет заинтересовать читателя и содержанию жизнеописаний, и колоритным изображением знаменитых греков и римлян, и меняющимся тоном своего повествования - то спокойно-размеренной, то взволнованно-драматическим. С неподдельным драматизмом описаны последние минуты жизни Демосфена, Цицерона, Помпея, Цезаря, Антония, разгром римской армии под командованием Красса в битве с парфянами у Карр («Красс», разд. 26-32), сцена прощания Брута с женой Порцией («Брут», разд. 13), волнует рассказ о том, как Клеопатра подняла в окно башни, в которой закрылась, умирающего Антония («Антоний», разд. 37).

Нашло выражение в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха и его суеверие: он не упускает случая рассказать о всевозможные чудеса и удивительные знамения, вроде бы связанные с определенными историческими событиями, пересказывает множество различных примет, доверяет провозвестием оракулов.

«Сравнительные жизнеописания» Плутарха - вершина античного биографического жанра - пользовались неизменным успехом на протяжении многих веков благодаря интересному содержанию, живой характеристике героев, духу гуманности, высокому гражданскому звучанию, глубокой эрудиции автора, простоте и ясности изложения. Большую популярность они получили, как и его сочинения на моральные и педагогические темы, в эпоху Возрождения. их высоко ценили такие гуманисты, как Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень. Последний писал в «Очерках»: «С любой точки зрения Плутарх - мой автор; это философ, который учит добродетели». Уважали Плутарха гуманисты, а также руководители Реформации как врага аскетизма, человеколюбивому моралиста. Из биографий [381] Плутарха черпал материал для своих римских трагедий («Кориолан», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра») Шекспир. С Плутархових жизнеописаний заимствовали сюжеты для своих драм Корнель («Цинна», «Серторій», «Смерть Помпея», «Агесілай») и Расин («Митридат»). Зачитывался Плутархом в юные годы Ж.-Ж. Руссо, как сам он об этом вспоминает в «Исповеди»; античный биограф был одним из любимых писателей Монтескье, Гете, Шиллера, Эмерсона. Деятели французской революции, а в России декабристы увлекались Плутар-ховими героями как воплощениями свободолюбия и гражданских добродетелей.

«Сравнительные жизнеописания» переведены на многие европейские языки. Некоторые народы, в том числе россияне, имеют несколько переводов этого произведения. На украинском языке биографии Плутарха до сих пор не переводились, только в руководстве «Античная литература. Хрестоматия», который упорядочил В. И. Белецкий (1968), помещено несколько разделов из жизнеописаний Солона и Ликурга, которые перевел Ю. Ф. Мушак. Нынешний перевод биографий [К.: Днепр, 1991] является первой попыткой восполнить серьезный пробел в нашей переводной литературе.

Иосиф КОБ1В

© Aerius, 2004




Текст с

Книга: Иосиф Кобів Античный мастер биографического жанра (1991)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Иосиф Кобів Античный мастер биографического жанра (1991)

На предыдущую