Книга: Тарас ШЕВЧЕНКО / “КОБЗАРЬ”
Тарас ШЕВЧЕНКО / “КОБЗАРЬ”
Шевченко родился в селе Моринцы Киевской губ., в семье крестьянина-крепостного. Рано потеряв мать, а затем и отца, он с детства испытал много горя и издевательств. Работая и учась в дьяков, Шевченко ознакомился с некоторыми произведениями украинской литературы, а чувствуя большое влечение к рисованию, уже тогда делал первые попытки начать обучение у маляра. Когда Шевченко прошло 14 лет, его сделали дворовым слугой помещика П. Энгельгардта в имении Ольшане. С осени 1828 года до начала 1831 года Шевченко побывал со своим господином в Вильне, где, возможно, посещал лекции рисования у профессора Виленского Университета И. Рустемаса. В Свободные Шевченко был очевидцем революционных событий и мог читать патриотические прокламации повстанцев. С этого периода сохранился рисунок Шевченко «Бюст женщины», что свидетельствует о почти профессиональное владение карандашом.
Переехав в Петербург в 1831 г., Энгельгардт взял с собой Шевченко, а чтобы иметь дворового маляра, отдал его в науку на 4 года до живописца В. Ширяева. По ночам, в свободное от работы время, Шевченко ходил к Летнему саду, срисовывал статуи, тогда же впервые начал писать стихи. Летом 1836 года он познакомился со своим земляком - художником И. Сошенко, а через него-с Есть. Гребенкой, В. Григоровичем и А. Венециановым, которые вместе с К. Брюлловым и В. Жуковским весной 1838 выкупили молодого поэта из крепостничества. Перед Шевченко открылась дверь в широкий мир науки и искусства. Оформившись студентом Академии искусств, Шевченко стал любимым учеником Брюллова. Будучи уже незаурядным портретистом, он овладел также искусство гравюры и проявил выдающиеся способности как график и иллюстратор. Одновременно Шевченко упорно работал над пополнением своего образования, жадно читал произведения классиков мировой литературы и увлекался историей и философией. Под впечатлением известия о смерти автора «Энеиды» Шевченко написал стихотворение «На вечную память Котляревскому», который вместе с четырьмя другими его стихами увидел свет в альманахе Гребенки «Ласточка» (1841). Первый сборник своих поэтических произведений Шевченко выдал 1840 под названием «Кобзарь». В нее вошло 8 стихов: «Думы мои», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка», «К Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь». Отдельными изданиями вышли поэмы «Гайдамаки» (1841) и «Гамалия» (1844). Стихи Шевченко произвели на украинское общество большое впечатление, однако российская богема в целом отрицательно отнеслась к молодого поэта, обвинив его главным образом в том, что он пишет «мужицкой языке». Летом 1842, использовав сюжет поэмы «Катерина», Шевченко нарисовал масляными красками одноименную картину, которая стала одним из самых популярных произведений украинской живописи.
Тарас Шевченко в своем творчестве отобразил именно те мысли и настроения, которые были важными в жизни украинцев его времени. О том, что его творчество нашло отклик в сердцах людей, свидетельствует то, что во второй половине XIX и в начале XX в. едва ли не единственной книгой в большинстве сельских домов Украины был «Кобзарь», стихи из него учили наизусть, по ним учились читать. На то время произведения Шевченко объединили украинской народ, особенно жителей Левобережной Украины. За отношением человека к творчеству Шевченко сразу становится видно, насколько человек знаком и как относится к жизни украинского народа XIX ст.
В историческом развитии Украины Шевченко - явление необычное как своей одаренностью, так и местом в литературе, искусстве, культуре. Происхождением, положением и популярностью Шевченко - исключительное явление также в мировой литературе. Из 47 лет жизни поэт пробыл 24 года в крепостничестве, 10 в ссылке, а остальные - под надзором жандармов. Трагически тяжелый путь Шевченко до творческих высот определил в образной форме. Франко: «Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа. Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой и указал новые, свежие и свободные пути профессорам и книжным ученым». Революционное творчество Шевченко было одним из главных факторов формирования национально-политического сознания народных масс Украины. Влияние Шевченко на разные стороны духовно-национальной жизни нации ощущаются сегодня.
Творчество Шевченко - многогранна, как его талант. Он был и глубоким лириком, и создателем эпических поэм, и выдающимся драматургом и разносторонне одаренным художником. Литературное наследие Шевченко занимает большой сборник поэтических произведений («Кобзарь»), драму «Назар Стодоля» и 2 отрывки из других пьес; 9 повестей, дневник и автобиографию, написанные на русском языке, записки историко-археологического характера («Археологические заметки»), 4 статьи и более 250 листов. Из художественного наследия Шевченко сохранилось 835 произведений живописи и графики, которые дошли до нас в оригиналах и частично в гравюрах и копиях. Ее дополняют данные о более 270 потерянных и до сих пор не найденных художественных произведений. Зато в литературе о его художественное наследие безосновательно приписувано ему немало произведений живописи и графики других авторов (до сих пор зарегистрировано 263 такие произведения).
Уже с первого периода литературной деятельности (1837 - 1843) Шевченко написал много высокохудожественных поэтических произведений, в которых рядом версифікаційних и стилистических средств народно-песенной поэтики - было и немало новых, оригинальных черт, которыми поэт значительно расширил и обогатил выразительные возможности украинского стихотворения (сложная и гибкая ритмика, употребление неточных, асонансних и внутренних рим, использования цезуры и перенос (анжамбеман), мастерство аллитераций, звуковой инструментации и поэтической интонации, астрофічна строение стиха и т.п.). Приметное Новаторство и для Его эпитетов, сравнений, метафор, символов и олицетворений. Руководствуясь собственным художественным чутьем и не оглядываясь на господствующие тогда литературные каноны, Шевченко находил подходящую поэтическую форму для воплощения новых тем и идей, которые подсказывала ему тогдашняя действительность.
К раннему творчеству Шевченко принадлежат баллады «Причинная» (1837), «Тополь» (1839) и «Утопленница» (1841), имеющих выразительное романтическую окраску. Своей фантастикой и основными мотивами они близки к народной поэзии. Поэтическим вступлением к «Кобзаря» (1840) было стихотворение «Думы мои, думы мои», в котором, выражая свои взгляды на отношение поэзии к действительности, Шевченко подчеркнул неразрывное единство поэта со своим народом. С этим стихотворением тематически родственная поэзия «Перебендя», в которой отразились мысли молодого Шевченко о месте поэта в обществе. Особое место среди ранних произведений Шевченко занимает социально-бытовая поэма «Катерина» - волнующий рассказ о трагической судьбе украинской девушки, которую обесчестил московский офицер. В развитии событий этот лиро-эпическое произведение отличается высокой драматической напряженностью. Освободительная борьба украинского народа против захватчиков и поработителей является основным мотивом в таких ранних произведениях Шевченко, как «Тарасова ночь» (1838), «Иван Подкова» (1839), «Гайдамаки» (1841), «Гамалия» (1842). В поэмах «Иван Подкова» и «Гамалия» Шевченко воспел героические походы украинского казачества против турок. Поэмы «Тарасова ночь» и «Гайдамаки» изображают различные моменты борьбы украинского народа против польского господства. Историко-героическая поэма «Гайдамаки» является вершиной революционного романтизма Шевченко.
Драма «Назар Стодоля», созданная на рубеже первого и второго периода творчества Шевченко, является новым явлением в украинской драматургии. Изображенные в ней события происходят в 17 веке возле Чигирина. Развитие действия представлены в романтическом духе, однако в пьесе преобладают черты реалистического воспроизведения действительности. Этнографически-бытовые картины подчеркивают исторический колорит. Сценические качества драмы обеспечили ей большой успех, и она до сих пор входит в репертуар украинских трупп. На тему Шевченко пьесы Константин Данькевич написал одноименную оперу (1960).
По-новому звучат мотивы революционной борьбы в произведениях Шевченко периода «Трех лет» (1843-1845). Проведя 8 месяцев в Украине, Шевченко понял свою историческую задачу и свой долг перед родиной как прямой путь бескомпромиссной революционной борьбы. Переход Шевченко к новому периоду литературной деятельности отразилось в поэмах «Разрытая могила» (1843), «Чигрине, Чигрине» (1844) и «Сон» (1844). Поэт написал эти произведения под непосредственным впечатлением от тогдашней действительности в Украине. В сатирическом произведении «Сон» («У всякого своя доля») автор с едким сарказмом изобразил произвол и жестокость российского царизма и призывал к уничтожению этой деспотической системы. Поэма «Сон» считается одним из самых выдающихся образцов мировой сатиры. Она имеет много общих типологических черт с поэмами «Дзяды» А. Мицкевича, «Германия. Зимняя сказка» Г. Гейне и частью «Божественной комедии» Данте «Ад». Сатирические признаки также заметны в политических поэмах Шевченко «Большой погреб», «Кавказ», «И мертвым, и живым...» и стихотворении «Холодный Яр» (1845).
В поэме-мистерии «Великий льох», состоящий из трех частей («Три души», «Три вороны», «Три лирники») и эпилога («Стоит в селе Субботове»), Шевченко воплотил свои размышления об исторической судьбе Украины в аллегорических образах, подвергшихся в литературоведении особенно тенденциозной интерпретации (Шевченко насквозь отрицательная оценка Переяславского соглашения резко противоречит так называемым «Тезисам о 300-летия воссоединения Украины с Россией»). В произведении «Кавказ», сочетающая жанровые признаки лирико-сатирической поэмы, политической медитации и героической оды, Шевченко с сарказмом выступил против угнетающей политики царской России и призвал угнетенные народы к революционной борьбе. Эта поэма Шевченко оказала значительное влияние на развитие самосознания не только в Украине. Шевченково послание «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим...» - вдумчивый поэтический анализ тогдашнего общественно-политического и национально-культурной жизни в Украине, которая должна была служить ориентиром на пути национального, социального и культурного возрождения украинского народа. В поэзии «Холодный Яр» Шевченко отверг негативный взгляд историка А. Скальковского на гайдамацкое движение и, назвав Николая И «февралем Нероном», остро бичевал ту часть украинского панства, что покорно ползала перед российским царизмом.
В декабре 1845 Шевченко написал цикл стихов под названием «псалмы» - первая его попытка перепева и осовременивание библейских текстов. Умело зашифрованной форме псалмов поэт осуждал тогдашний строй, предоставляя ветхозаветным текстам понятную для читателя политическую направленность. В стихотворении «Три лета», что дал название альбомной коллекции автографов поэта, Шевченко изображает процесс своего «прозрівання» и говорит об изменениях, которые произошли за это время в его мировоззрении и творчестве. Характерным для нового периода творчества Шевченко является также стихотворение «Проходят дни, проходят ночи». В нем поэт страстно осуждает общественное бездействие и пассивность и призывает к действию и борьбе. Цикл «Три лета» завершается «Завещанием», одним из самых совершенных образцов мировой политической лирики.
Среди произведений периода «Трех лет» на исторические темы особое место занимает поэма «Иван Гус» («Еретик»), написанная осенью 1845 с поэтическим посвящением П. Шафарикові. Сочетая исторический сюжет (осуждение и сожжение чешского реформатора Гуса в Констанце в 1415 году) с действительностью своего времени, Шевченко создал поэму, которая была воспринята читателями как аллюзия на адрес российского царизма. В исторически-бытовой поэме «Слепой» («Невольник») Шевченко гневно осудил Екатерину II за разрушение Запорожской Сечи и закрепощение украинского крестьянства. В сборник «Три лета» включено также социально-бытовые поэмы «Сова» (1844) и «Наймичка» (1845). В поэме «Сова» нарисован трагическую судьбу матери-вдовы, у которой забрали в солдаты единственного сына. Изображения нового аспекта морально-психологической драмы матери-покрытки обратился Шевченко в поэме «Наймичка». Эта тема волновала поэта на протяжении всей творческой деятельности. К ней он обращался в ранней поэме «Катерина», а впоследствии - в поэмах «Ведьма» (1847), «Марина» (1848) и других. Тему трагической судьбы покрытки Шевченко разрабатывал также в отличных друг от друга балладах «Лилея» и «Русалка» (обе 1846).
Зарисовка Тарасом Шевченко Красного корпуса Киевского университета в 1846 г.
Цикл «В каземате», написанный весной 1847 в условиях заключения и допросов в Петербурге, отмечается глубоким идейным содержанием и высоким художественным мастерством. Он открывает один из самых тяжелых периодов в жизни и творчестве Шевченко, период ареста и ссылки (1847 - 57). Ожидая в тюрьме приговора, поэт болеет не за себя, за свою судьбу, его волнует судьба «окраденої» и замученной московским господством Украины. С потрясаючою силой обнаружена любовь к Украине в частности в стихотворениях «Мне все равно», «В неволе тяжко» и «мы еще сойдемся снова», завершается словами:
Свою Украину любите.
Любите ее... во время лютое,
В остатню, тяжкую минуту
За нее Господа молите!
Поэт начал свое творчество в ссылке поэзией «Думы мои, думы мои» (1847), что открывается теми же словами, что и запев к «Кобзаря» (1840). Этим Шевченко подчеркнул неизменность своей идейно-поэтической программы и неразрывность своей связи с родным краем и народом. Шевченкова лирика времен ссылки имеет широкий тематически-жанровый диапазон. В ней все увеличивается и богатство фоніки, и количество оригинальных тропов, и эмоциональная многогранность лирических реакций поэта. Тематически можно выделить такие группы стихотворений этого периода: автобиографическая, пейзажная, бытовая, политическая, философская лирика.
Собор св. Александра в Киеве (бумагу. акварель, 1846).
В лирических произведений автобиографического характера, в которых Шевченко обрисовал свои собственные чувства, настроения и переживания, принадлежат стихотворения «Мені тринадцятий минало», «А. О. Козачковскому», «И вырос я на чужбине», «самому написать», «И золотой и дорогой», «Лічу в неволе дни и ночи» и другие. Но и в пейзажной лирике поэт, описывая пейзажи местностей, где отбывал ссылку, часто выражает личные настроения, мысли и воспоминания («Солнце заходит, горы чернеют», «И небо невмите, и заспанные волны» и другие). Автобиографические мотивы встречаются и в таких стихах общественно-политического звучания, как «Сон» («Горы мои високії») и «Если бы вы знали, панычи». Богатством мотивов отмечается бытовая лирика времен ссылки. Здесь звучат мотивы девичьих песен и бодрых юношеских шуток, материнства и женского обездоленность (так называемой женщины лирика Шевченко), поиски судьбы и нарекания на нее, грусти, разлуки и одиночества. Поэт часто прибегает к жанру народной песни и песенной образности, но обиходно-социальный аспект изображения во многих случаях перерастает в политические обобщения. Поэтический стиль этих произведений отличается простотой выражения, конкретной образностью и метафоричністю. Изображаемый в них мир персонифицированный (ветер шепчет, судьба бродит, думы спят, беда смеется). Процесс обработки фольклорного материала совершенствуется, обогащается новыми формами и методами. Фольклорные мотивы и образы вступают в Шевченко признаков нового художественного качества. Некоторые стихи Шевченко еще при его жизни перешли в народно-песенный репертуар и стали жить самостоятельной жизнью, подчиняясь законам фольклорных произведений.
Поэт и в ссылке продолжал порочить в своих произведениях самодержавно-крепостнический строй и порабощения порабощенных Москвой народов. Свою политическую актуальность по сей день сохранил призыв Шевченко в стихотворении «Полякам» («когда мы были казаками», 1847) до согласия и братства украинского и польского народов как равный с равным. В небольшой поэме «У Бога за дверью лежала сокира» (1848) Шевченко использовал казахскую легенду о святом дерево, чтобы играть в аллегорических образах тяжелую судьбу угнетенного казахского народа. Откликом поэта на революционные события в Западной Европе была сатира «Цари», одна из самых значительных политических стихотворений Шевченко времен ссылки (есть 2 редакции произведения: 1848 и 1858). Удачно сочетая элементы пониженного бурлескного стиля с пародийным использованием торжественно-патетичної лексики, автор создал поэму, которая содержала в себе призыв к революционному свержению царизма:
Хотя палачи их срубили,
Тех царей, палачей человеческих!
Своеобразное продолжение мотивам поэмы «Цари» видим в стихотворении «Саул» (1860).
В ссылке Шевченко написал и несколько лирико-эпических поэм, отмечаются новыми формами изображения событий и свидетельствуют о творческом развитии поэта. Героиня поэмы «Княжна» - это украинская Беатриче Ченчі, трагическая жертва кровомісного преступления отца. Образ дочери, збезчещеної родным отцом, случался уже в произведениях Шелли, Стендаля, Дюма-отца и Словацкого, но и у Шевченко в поэме «Ведьма», первую редакцию которой поэт написал еще перед арестом под названием «Осина». Новый образ крепостной-мстительницы Шевченко дал в поэме «Марина» (1848). Героиня поэмы, став жертвой господского произвола, отомстила за пренебрежение. В небольшой поэме «Если бы тебе пришлось» (1849) поэт превозносит мужество парня-крепостного, который вступился за честь девушки и убил господина-насильника. Образ обиженного крепостного, который становится народным мстителем, Шевченко вывел в поэме «Варнак» (1848). Некоторые исследователи связывают этот образ с лицом Устима Кармалюка. Поэма написана в своеобразной форме исповеди героя, в ней чувствуется некоторое влияние байронизма. Морально-этические проблемы Шевченко нарушил также в поэмах «Иржавец» (1847), «Монах» (1847), «Москалева криниця» (1847 и 1857), «Титарівна» (1848), «Сотник» (1849) и «Петрусь» (1850). В этих произведениях исторические рефлексии поэта перекликаются с его субъективными настроениями политического ссыльного. И больше всего беспокоило и мучило Шевченко страдания порабощенного родного народа.
Повести, что их Шевченко написал в ссылке на русском языке (до нас дошло 9), не равны своим художественным качеством его поэтическим произведениям и при жизни поэта не печатались. Они связаны с традициями сатирически-обличительной прозы М. Гоголя, но в них значительное место занимают позасюжетні элементы (экскурсы в прошлое, вставные эпизоды, авторские рефлексии, воспоминания, комментарии). Щедрое использование в их языке украинизмов придает этим произведениям украинского национального колорита. Мемуарно-публицистический характер имеет и дневник («Журнал») Шевченко, в котором день за днем на протяжении почти года зафиксированы основные события в жизни поэта, его впечатления, наблюдения, размышления, намерения и воспоминания. Дневник Шевченко имеет большое значение для изучения биографии и творчества поэта. Он также очень ценный для характеристики революционных общественно-политических, философских и эстетических взглядов поэта-мыслителя и свидетельствует о его широкую эрудицию.
Десятилетняя ссылка вимучило Шевченко физически, но не сломило его морально. После возвращения поэта на свободу начинается последний этап его творчества (1857 - 61). Начинает его поэма «Неофиты», написанная в декабре 1857 в Нижнем Новгороде. По историческим сюжетом поэмы (преследования христиан римским императором Нероном) спрятано актуальный сюжет жестокой расправы русских царей с борцами за национальное и социальное освобождение (аналогию Николая И - Нерона Шевченко использовал еще до ссылки в стихотворении «Холодный Яр»). Неоконченная поэма «Юродивый» (1857) - острая политическая сатира, направленная против российского самодержавия в лице Николая i И его сатрапов на Украине. Осмотрев пройден до тех пор жизненный путь, Шевченко написал лирический триптих «Доля», «Муза» «Слава» (1858). Тема цикла - осознание поэтом своего творчества.
Вернувшись в Петербург, возмужавший и закаленный поэт, в стихотворении «Подражание 11 псалму», афористично провозглашает лозунг всей своей творчества:
... Возвеличу
Малых тех рабов немых!
Я на сторожі коло їх
Поставлю слово.
Шевченко и далее подчинял идейное направление своей политической и личной лирики целью пробуждения национального и социального сознания народных масс Украины. Используя характеристическую для его творчества художественную форму «подражанія», поэт изрекает в стихотворении «Осии глава XIV» (1859) неизбежность будущей революционной расправы над угнетателями Украины - русскими царями. Поэма «Мария» (1859) посвящена одной из основных тем творчества шевченко - теме о страдницьке жизни женщины-матери. Образ Марии в поэме Шевченко не имеет много общего с богословским образам Богородицы. Библейский сюжет служит лишь внешним поводом для вполне самостоятельных высказываний поэта. В поэме Шевченко мать воспитала своего сына борцом за правду, отдала его людям для их освобождения, а сама «под забором», «в бурьяне умерла с голоду». И. Франко считал эту поэму «вершиной в создании Шевченко идеала женщины-матери». В конце жизни Шевченко начал переводить «Слово о полку Игореве» (1860), и успел перевести только два отрывка - «Плач Ярославны» (2 редакции) и «С передсвіта до вечера». Свой последний поэтическое произведение, стихотворение «не покинут нам, милая», Шевченко закончил за 10 дней до смерти. Написан с мужественной самоиронией в форме обращения к музе, этот стих звучит как поэтический эпилог творчества Шевченко и отличается неповторимой лирической своеобразием.
Памятник Кобзарю в Киеве.
В духовной истории Украины Шевченко занял и до сих пор безоговорочно занимает исключительное место. Значение его творческого наследия для украинской культуры трудно переоценить. Его «Кобзарь» начал новый этап в развитии украинской литературы и языка, а его живописная и граверська творчество стало выдающимся явлением не только украинского, но и мирового искусства. Поэзия Шевченко, при всем связи с устным народным творчеством, предыдущей украинской и европейской литературой, была явлением насквозь оригинальным и новаторским. Литературовед А. Белецкий, редактор академических изданий произведений Шевченко, справедливо подчеркнул в него особый тип художественного познания, не повторенный никем и не повторяющий никого во всей истории мировой литературы. Творчество великого поэта внесла в украинскую литературу неизвестное богатство тем, жанров и формальных особенностей. Выведя украинскую литературу на пути, которыми шло развитие крупных европейских литератур, Шевченко предоставил ей общеевропейского, а вместе с тем и мирового значения.
Соединив в своих поэтических произведениях живую разговорную речь со словесно-выразительными средствами книжной речи, Шевченко поднес украинский литературный язык на новый, качественно более высокую ступень. В поэтических произведениях Шевченко украинский язык получил необыкновенного богатства красок и оттенков, а также возможностей передачи не только тончайших настроений, чувств и мыслей, но и глубоких философских и политико-общественных обобщений. Широко пользуясь лексикой различных областей науки и искусства, Шевченко заложил основы термінологізації украинской лексики, поднимая этим самым украинский литературный язык до уровня самых развитых языков мира.
Ведущим мотивом творчества Шевченко, что пронизывает также весь его жизненный путь, была самоотверженная любовь к Украине и неразрывно связанная с ней ненависть к ее угнетателям. Его революционный призыв «... вставайте, цепи разорвите и вражьей злой кровью волю окропите» был совсем новым словом не только в украинской литературе. В развитии национального и социального самосознания украинского народа творчество Шевченко сыграла огромную роль.
Источник: тексты страниц
Веб-графика Владимира Котовича (http://members.tripod.com/~svitiaz/)
Книга: Тарас ШЕВЧЕНКО / “КОБЗАРЬ”
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|