lybs.ru
Больше всего достигают цели и большого успеха те, кто пытаются найти верного и доброго друга. / Касиян Сакович


Книга: Кира Шахова Эдгар По: Наброски к портрету (1992)


Кира Шахова Эдгар По: Наброски к портрету (1992)

© К.О. Шахова, 1992

Источник: Е.А. По. Черный кот: Рассказы. К.: Днепр, 2001. 368 с. - С.: 5-24.

Сканирование и корректура: Aerius (), 2004

Эдгар Аллан По написал относительно немного. Все созданное им в области поэзии ты прозы можно объединить в двух томах: in quarto - стихи, in folio - рассказы. Но под обложками этих книг удивление много шедевров мирового уровня. Время уже отобрал лучшее из наследия писателя, и мы до сих пор удивляемся величия и необычности таланта Па Произведения «Ворон», «Аннабел Ли», «Улялюм», «Эльдорадо», «Падение дома Ашерів», «Маска Красной Смерти», «Черный кот», «Золотой жук» живут в памяти поколений читателей как ослепительный образный и чувственный вспышка. Музыка и краски этих произведений, как все необычное, новаторское, дерзкое, запечатлеваются в сознание навсегда. Однако время сглаживает необычность, новаторство тиражируется и становится нормой, дерзкое в искусстве прошлого уже никого не раздражает. Тем удивительнее, что творчество американского художника и в наши дни, почти через полтора века после его смерти, привлекает свежестью и силой, очаровывает художественной неповторимостью, глубоким оригинальностью.

Эта оригинальность заметна на фоне мирового романтизма, и в частности американского. Эдгар По - романтик в самом полном, даже абсолютном значении этого слова. Все его творчество насквозь романтична. Не менее романтичны и все взлеты и падения его человеческой судьбы от самой колыбели до могилы. Его литературный портрет, созданный далекими от объективности современниками,- типичный для романтика. Особенно знаменательно, что и воображаемый автопортрет, написанный его пером, тоже романтический. Характерно, что в обоих вымышленное заступает настоящее, фантазия торжествует над реальностью, карикатура или идеализация заменяют истинный образ.

Все это только подтверждает тот бесспорный факт, что американский классик жил и писал по законам романтизма. Одним из этих законов еще со времен немецких романтиков,- Новалиса, братьев Шлегелів или Тика,- то есть с 90-х годов XVIII века, было созидание собственной личности по определенному канону. Они теоретически обосновали необходимость воспитания своих чувств, собственноручного плетения жизненной канвы и шитье узоров на ней за определенным образцом.

В своем очерке о поэзии Эдгара По русский американіст О. Зверев пишет: «Это была характерная свойство романтического сознания, выражение тоски по идеалу, которая вызвала к жизни самый романтизм. Сложился особый тип поведения, возникал тщательно продуманный образ скептика, бунтовщика, извечного бурлаки, полного пренебрежения к окружающей убожества, измученного разочарованием, унынием и недовольна жаждой деяния, которое призвано заменить весь существующий порядок вещей». С Эдгаром По случилось так, что созданный им образ романтического поэта превратился в своеобразную маску, и маска приросла ему в лицо, миф автора «Лігейї» для многих стал убедительнее и живее, чем сама реальность его характера и жизни. [5]

Каким было лицо писателя - это «зеркало души»? К счастью, сохранилось несколько портретов По, автопортрет и очень выразительный дагерротип (1849 г.), который чаще всего репродуцируют в изданиях его произведений. Первое, что бросается в глаза - очень высокий широкий лоб, светлый лоб мыслителя, окруженный легким, волнистыми русыми волосами. В ясных больших глазах внимание, усталость и грусть. Красивые прямые, длинные брови. Большой нос отнюдь не классической формы и малые, тонкие, крепко зажатые, скорбные уста. Это лицо незаурядной и несчастливого человека. На нем проступает воля и малодушие, упрямство и капризность.

А вот как характеризует писателя благосклонна к нему близкая знакомая писательница Фрэнсис Осгуд: «Я всегда считала его образцом изящества, благородства и великодушия... Его красивая надменная голова, темные глаза, которые блестели сияние избранности, сияние чувства и мысли, его манеры - все это было сочетанием неизъяснимого величия и нежности... Особенно величественной казалась мне простой и поэтическая душа Эдгара По. Он был веселый, искренний, остроумный, то сдержанный, то привередлив, как разбалованный ребенок, но даже во время самого тяжелого литературного труда он находил ласковое слово, добрую улыбку к кроткой, молодой и обожаемой супруги и всех гостей относился внимательно и любезно. Бесконечные часы он проводил за столом... всегда старательный, терпеливый, записывая своим прекрасным письмом замечательные фантазии, которые непрерывно порождал его блестящий и острый ум».

Но есть и совсем другие характеристики, которые рисуют неприглядную, а порой отталкивающую фигуру. Наделяя чертами По в лучшем случае демона, а в худшем - просто негодяя, люди, которые по тем или иным причинам не любили писателя, шли навстречу пожеланиям публики. Известно же, что и в наше время массовый потребитель культуры обожает творить кумиры и сбрасывать их с пьедесталов, захлебывается от радости, сплетничая о известных художников. Во времена По самое писатели, их личность, их частную жизнь привлекали внимание, выполняли в обществе ту роль, которую сейчас играют звезды кино и эстрады.

По жизни американского мастера необычность его натуры и некоторая эксцентричность поведения вызывали у многих современников одновременно и отрицание, и болезненный интерес. После его смерти над созданием ложного образа писателя старательно поработал первый биограф По, его недоброжелательный исполнитель завещания Руфус Грісуолд. Как оказалось впоследствии, для своего «мемуары», следовательно, для литературного портрета По, этот литератор просто «одолжил» черты персонажа из романа «Кекстони» англичанина Бульвера-Литтона, переписав характеристику бульверівського романтического злодея Френсиса Вів'єна. И читатели поверили злой выдумке Грисуолда, потому хотели видеть именно такую типичную литературно-романтическую личность.

Эдгар По был художником новой эпохи, то есть, как почти каждый литератор буржуазного мира, зарабатывал на существование собственным пером, что было неизвестно большинству его предшественников еще в конце XVIII столетия. Его безжалостно эксплуатировали издатели, часто он сидел без цента в кармане, из-за материальных трудностей впадал в отчаяние. Его каждодневным трудом была не только высокое творчество, но и журналистское, редакторское гарування.

Писатель родился и почти безвыездно прожил всю жизнь в Соединенных Штатах - молодой стране, где тон задавала победоносная буржуазия новой формации, полна задора, силы, подвижности. Экономика страны семимильными [6] шагами продвигалась по пути научно-технического прогресса. США гордились республиканским способом правления, демократическими институтами, а также молодостью и перспективами на будущность. Однако и за демократического строя возникали острые социальные, национальные и культурные проблемы, привлекали к себе внимание как внутри страны, так и за ее пределами (вспомним хотя бы то, что писал про Америку после своей поездки за океан Чарлз Диккенс).

Будучи сыном своего времени и своей страны, а кроме того, уязвимым художником, Эдгар По и в личной жизни, и в творчестве известной мере отражало то, что его окружало, порой остро и гиперболизированы. Оригинальность его творчества и личности многим европейцам казалась несовместимой с господствующим представлением о унормованість, пуританство, обывательскую бесцветность американского общества, его рационализм и прагматизм, бездуховности, враждебности всему интеллектуальному. Отсюда пошло не раз повторенное утверждение о чуждости По духу Соединенных Штатов. Лаконично это выразил Бернард Шоу: «Как мог появиться в Америке этот самый утонченный художник, настоящий аристократ литературы?» В этом утверждении только доля правды. Когда за пределами Соединенных Штатов стали лучше известны произведения писателей и мыслителей эпохи По, их сложные духовные искания, когда раскрылся весь массив американского романтизма как своеобразного и красочного явления, автор «Падение дома Ашерів» или «Маски Красной Смерти», «Ворона» или «Колоколов» уже не казался странным исключением, а наоборот, хорошо вписывался в общую картину литературного процесса США тридцатых-сороковых годов прошлого столетия и становился рядом с такими выдающимися художниками, как Мелвилл или Торо, Эмерсон или Дикинсон, был самым значительным из них.

Действие многих произведений По происходит или в Европе, или в условной экзотической стране. Героям присущи общечеловеческие, а не конкретно-исторические или национальные черты. Писатель иногда даже может выдаваться позанаціональним, особенно в сравнении с таким чисто американским писателем, как автор «Приключений Тома Сойера» и «Приключений Гекльберри Финна». Правда, стертость национальных черт, космополитическая универсальность вообще свойственны некоторым романтическим произведениям (не менее, кстати, как ярко выраженный национальный характер - другим). И даже не воссоздав в реалистических образах национальное жизни американцев, По очень американский художник. Как продолжатель прозаической традиции своего старшего современника Вашингтона Ирвинга и оппонент поэтов-трансценденталістів, предтеча Уитмена, Марка Твена, Брет-Гарта и т.д., как художник, что отзывался на нужды американских читателей, писал о том, что интересовало и волновало именно его соотечественников, и, наконец, как автор сатир на американскую деловитость, безоговорочный оптимизм и хвастливость, на прессу и литературу США он был бесспорно национальным художником. Характерные особенности жизни родины отразились в интеллектуальной своеобразия многих его рассказов, в культе рацио, в научно-фантастической тематике, особом интересе к техническим изобретениям, воспевании ученого, путника, пионера новых земель.

Федор Михайлович Достоевский, современник, один из его внимательных читателей в России, прозірливо отметил именно «американистость» этого художника. Он писал: «В Пое если и есть фантастичность, то какая-то материальная, если только [7] можно так сказать. Видно, что он вполне американец, даже в самых фантастических своих произведениях».

В стиле многих рассказов По уходит от молодой американской юмористической традиции, от фольклора, конечно, глубоко их трансформируя. В конечном счете даже ориентация на Европу, на культурные традиции Старого Мира (прежде всего Англии) - это, как ни парадоксально, казалось бы, звучит такое утверждение, тоже исторически обусловлена американская традиция, которая тянется до первых десятилетий XX в.

Надо добавить, что именно Эдгар По стал первым поэтом и прозаиком Соединенных Штатов, который снискал всемирную славу и, главное, оказал значительное и длительное влияние на многочисленных художников в разных странах. Конечно, его соотечественник и современник Фенимор Купер рассказал в своих некогда чрезвычайно популярных романах читателям Европы значительно больше о природе Северной Америки, ее историю, кровавую борьбу аборигенов-индейцев и белых пришельцев. И его проза лишена той художественной и интеллектуальной силы, которая присуща произведениям По. Романы Купера с течением времени изменили свою жанровую признак, стали восприниматься как приключенческо-развлекательная беллетристика, лектура для детей и юношества. Как поэт По еще долгое время не имел на континенте равного себе и остался в сознании читателей за пределами Соединенных Штатов выдающимся американским лириком XIX века.

Именно лирический герой стихов талантливого американца, а также рассказчик в его многочисленных новеллах стали источником самых больших недоразумений, связанных с личностью автора. Черты этих литературных персонажей без каких-либо оговорок переносили на автора, добавляя и все необычное и грозное, что находили в фигурах героев его рассказов. По считали не просто экзальтированным, но и сумасшедшим, рассказывали о его алкоголизм, склонность к наркотикам, грубость во взаимоотношениях с близкими людьми, цинизм, скандальность и т.д. Грісуолд утверждал, что По развратник, безбожник, наглец, желчный человеконенавистник, который обожал только себя самого. Весь этот грязь лили так долго, что По жизни стало походить на отвратительный миф.

Сам писатель, как уже упоминалось, тоже виноват в том, что его образ приобрел мифических рис. В небольших автобиографических заметках, так называемом «Меморандуме», он придумал отдельные подробности своей биографии, например, дедов - адмирала и генерала - или путешествие в Россию; в которой, как теперь окончательно доказано, он никогда не совершал. (Кстати, исследования этого вопроса нанесло хлопот нашим отечественным литературоведам: очень уж хотелось иметь убедительные показания о пребывании в Петербурге). Как почти каждый лирик, он часто влюблялся (без этого не было бы лучших жемчужин мировой поэзии вообще). Но иногда эти короткие и безобидные всплески нежных чувств, которые дают поэту такое необходимое творческое вдохновение, зафиксированы во многих стихах, посвященных женщинам или названных вымышленными поэтическими женскими именами, обеспечили ему плохую славу соблазнителя несчастных женщин. Поэт женился на своей юной двоюродной сестрой, которую обожал, и это дало повод обвинять его в кровосмешении.

Эдгар По был нервной удачи, непокорный и непоседливый, враг всего банального и низменного, он часто менял жилье и работу, расходился с приятелями, высказывал категорические, язвительные утверждение в своих [8] литературно-критических выступлениях, руководствуясь очень высокими, иногда субъективными критериями в оценке произведений коллег-писателей. Он часто конфликтовал с издателями, не принимал притворства и фарисейства «унормованого» жизнь состоятельных обывателей, не покорялся перед пуританскими принципами своих сограждан. Он хотел быть свободным человеком в обществе рабов морали, религиозных предрассудков, сословных и расовых предубеждений. Это осложняло его жизнь, добавляло переживаний, приводило к нервным срывам и депрессиям.

От рассвета этой жизни добрые феи не дарили парню Эдгару ни покоя или уюта, ни родительской любви. Мать и отец были странствующими акторами. их сын родился в Бостоне 19 января 1809 года. Эдгару еще не исполнилось и двух лет, когда он потерял обоих, сначала отца, а затем мать. Мальчика взяла на воспитание богатая семья ричмондского купца Джона Аллана (от него вторая фамилия писателя). В этой семье он прожил 18 лет. Супруги дали парню хорошее образование. Несколько лет он прожил в Англии, где Эдгар учился в закрытых пансионах. Атмосферу своих первых школьных лет он в определенной степени воспроизвел в рассказе «Вильям Вилсон». Конечно, не все учителя парня были одаренными педагогами, не все предметы увлекали юного школьника, но прочный культурный фундамент По был заложен уже в древних стенах этих школ. После возвращения Алланів до Соединенных Штатов Эдгар учился в школах Ричмонда, а затем короткое время в Виргинском университете. В целом По получил серьезную филологическое образование. Он знал классические языки, свободно владел французским, читал и писал на немецком, итальянском и т.д. Хорошо ориентировался в древней и новейшей истории. И, конечно, был всесторонне осведомлен с мировой и отечественной литературой. Как многие из его коллег-современников, он уделял внимание изучению философии от античности до своей эпохи. Литературу он знал так глубоко и тонко, что впоследствии в своих произведениях свободно и непринужденно пародировал сюжеты, стиль европейских и американских писателей и, кстати, и библейскую прозу, исторические исследования, труды путешественников или ученых-географов.

Вопреки воле приемного отца Эдгар покинул университет. После смерти миссис Аллан, которая любила и защищала парня, ничто уже не связывало Эдгара по строгим воспитателем мистером Джоном, с домом, где он провел детство и юность. Аллан отказался материально помогать непокірливому питомцу. В 20 лет начал самостоятельную жизнь. Перед окончательным разрывом была еще попытка пойти на военную службу. В Бостоне По добровольно вступил в ряды войска. Почти все время своего пребывания в армии юноша служил в составе артиллерийской батареи, которая была расположена в форте Моултрі на Селівановому острове, так пластично змальованому По в его замечательном рассказе «Золотой жук». Служба в артиллерии имела еще один положительный для дальнейшего творчества По момент. Знание математики всегда было обязательным для артиллериста. По один из немногих поэтов, кто был хорошо знаком с математикой, физикой и другими точными науками.

Когда По стал солдатом, вышла в свет его первая книга стихов «Тамерлан и другие стихотворения». Автор не решился поставить на титульном листе свое имя. Анонимная книга, куда вошли ранние и в основном незрелые произведения, осталась незамеченной. [9]

В 1829 году в Балтиморе По выдает новую сборку «Аль Араф, Тамерлан и мелкие стихотворения». После увольнение из армии начинается тяжелый и путаный период в жизни юноши. Он переезжает с места на место, не имеет ни постоянной работы, ни жилья, ни средств к существованию. Делает попытку учиться в военной академии Уэст-Пойнт, и его исключают из скандалом за недисциплинированность. Однако в неблагоприятных условиях он и дальше пишет стихи, и в 1831 году они выходят под скромным названием «Стихотворения». Поэт находит приют у своей тетки по отцу Марии Клемм в Балтиморе, где живет с 1831 по 1835 год. После успеха на конкурсе филадельфийского журнала «Сетерді курієр», куда По прислал свои первые попытки в области прозы, молодой автор рьяно берется за рассказ. Первые пять было напечатано в том же филадельфийском журнале. После этого новеллы писателя печатают и перепечатывают газеты и журналы разных городов, и заработка это не обеспечивает. О литературные гонорары, характер полемики между различными изданиями, «объективность» критики и другие проблемы американской журналистики По написал в сатирическом рассказе 1844 г. «Литературная жизнь Я квас Тама эсквайра». Гипербола и гротеск - оружие сатиры, но желчные преувеличения и злая карикатура в этом произведении не кажутся плодом воспаленного фантазии, писатель просто писал с натуры. Впоследствии Марк Твен в своих произведениях не раз подтвердит справедливость наблюдений талантливого предшественника. В упомянутом рассказе есть и своеобразная самоирония. Собственный опыт уже зрелого писателя словно диктовал ему строки о молодой ненасытное жажду похвал, о готовности Тома Лает (томагавка) громить своих коллег-конкурентов найвойовничішим способом. Не случайно его герой становится редактором журнала и процветает на этой ниве. В биографии По тоже приходит время, когда он в Ричмонде редактирует журнал «Сатерн літерері мессенджер» (1835 - начало 1837 гг.), в котором были напечатаны его многочисленные произведения. Наступает определенная материальная стабильность. 1836 года Эдгар По женился на своей двоюродной сестрой Виргинией. Писатель горячо любил жену, очаровательную женщину с кротким нравом и романтической красотой. Она вдохновляла его на прекрасные лирические стихи, полны утонченной красоты и музыкальности. Первые годы, прожитые с Виргинией, были самыми счастливыми и плодотворными в жизни По. В Филадельфии, где поселилась семья, По работает редактором различных журналов, пишет критические статьи, имели большой резонанс. в 1839 году выходит двухтомный сборник его рассказов «Гротески и арабески», в которую вошло 25 произведений. За рассказ «Золотой жук» По летом 1843 года получает литературную премию. Состоялся переезд в Нью-Йорк, где писателя снова ждали редакторское гарування и вдохновенный труд над стихами и прозой. В январе 1845 года в газете «Ивнинг миррор» впервые напечатано найуславленіший произведение По - поэму «Ворон», а летом появляются в свет «Рассказы», чуть позже - сборник стихов «Ворон и другие стихотворения». Наконец до Эдгара По приходит широкое признание. И творческий успех омрачается личной драмой, тяжело болеет Виргиния, чахотка подтачивают ее слабый организм, и в январе 1847 жена писателя умирает.

Как будто убегая от тоски и одиночества, По в последние годы и месяцы жизни много путешествует. Он выступает с лекциями, посвященными теме «Поэтический принцип», читает собственные стихи, пишет и новые. Несмотря на тоску и отчаяние, пытается строить планы личной жизни, нового творчества. Но ни тем, ни другим не суждено было осуществиться. [10]

27 сентября на корабле отплыл из Ричмонда в Балтимор. Третьего октября его нашли в Балтиморе на улице без сознания и в очень тяжелом состоянии, а седьмого он умер в госпитале.

Обстоятельства его смерти остались невыясненные, и эту тайну тщетно пытаются решить специалисты и дилетанты до наших дней. Версий хватает, нет убедительных фактов и доказательств.

Теперь, почти через полтора века от смерти великого американского романтика, мы яснее, чем современники, видим его принадлежность к всемирному братству художников первой половины XIX века, духовным родственником или даже духовным отцом, образцом и наставником которых был Байрон. Всех этих художников из разных стран мира объединяет общность творческих принципов и общность основных черт характера. Даже жизнь во всех знаменитых романтиков слишком коротка. Шелли, Китс, Леопарди, Мицкевич, Еспронседа, Маха, Лєрмонтов, Бараташвили, Петефи и многие другие умерли преждевременно. Почти никто из них не достиг за грань пятидесяти лет, а большинство умер или трагически погиб, не дожив и до тридцати. И как ни мистически это звучит, в короткой и трагической судьбы романтических художников чувствуется какая-то фатальная закономерность. Не стала исключением и судьба Эдгара По.

У Эдгара По есть меткая характеристика собственной повествовательной манеры. В одном из писем он писал свои ранние произведения, которые должны войти в сборник «Рассказы Фолио-клуба»: «Вы спрашиваете меня, в чем заключаются их характерные особенности. В бессмыслицах, доведенных до гротеска, в страшном, которому предоставлено оттенок ужасного; в остроумии, возвышенной степени бурлеска, в необычном, превращенном на странное и таинственное». Подтверждение этих слов можно найти не только в ранних рассказах, те же характерны для романтического стиля черты находим и в самых совершенных прославленных произведениях писателя.

Рассказы По отличаются друг от друга сюжетом, настроением, самим тоном так, что, кажется, трудно найти для них общий стилистический знаменатель (по которым мы узнаем руку того или иного мастера). По содержанию и формальным признакам можно условно выделить следующие группы рассказов: психологические целиком или такие, где преобладает психологизм; пародийные и юмористические; сенсационные с ироническим привкусом или без него; приключенческие; мистические, в которых изобилует мрачная фантазия и пугают читателей готические ужасы; лирически-романтические, напоминающие стихи в прозе; философские диалоги; рассказы о путешествиях; логические или детективные, научно-фантастические (две последние группы проложили путь новым литературным жанрам). Возможны и переходные формы, в которых сочетаются юмор и трагедия, поэтичность и научность, создавая причудливую и странную единство. И хотя разнообразие, богатство звучания новеллистики По поражает, стилистический знаменатель у нее безусловно есть - это романтизм со всей щедрой и красочной палитрой его приемов. Это и необычность сюжетов, экстравагантных и bizarre (странных), как любил подчеркивать сам автор, и ослепительная яркость, напряженность загадочных, таинственных образов. Они часто гротескные и почти всегда гиперболизированные во всех своих чертах и качествах - от гигантских размеров до порожденного ими поразительного эмоционального воздействия. Острые контрасты красок, небывалые, невиданные масштабы и формы, безумные страсти и крайне напряженные чувства - все это течет в прозе По в русле романтизма. Вот, например, описание [11] того, что испытывали мореплаватели во время бури: «Порой мы задыхались, вздымаясь выше, чем обычно летают альбатросы, а порой и с головокружительной скоростью неслись вниз в огромную воронку - настоящее водяное ад, где замирал любое движение воздуха». А вот как выглядят в том же рассказе «Рукопись, найденная в бутылке» матросы корабля-призрака: «Коленки у них дрожали от хилости, бессилие согнуло и покорчило им спины; обвисшей морщинистой кожей гремел ветер, а голоса у них были глухие, трепетные и прерывистые; в глазах сверкал старческий ревматизм, седые волосы теліпалося от страшных порывов бури». Подобные образные гиперболы встречаем во многих рассказах приключенческого, мистического или., пародийного характера.

Контрасты, как и гиперболы,- важная составляющая часть романтического образного мира писателя. Они придают особой яркости его палитре, усиливают краски, вызывают стилевую напряжение. Эта склонность подчеркивать контрасты в целом приводит к совмещению в одном рассказе ужасного и смешного или объединение в одной прозе сборнике произведений с совершенно отличным эмоциональным звучанием. Уже в первой задуманной По книге «Рассказы Фолио-клуба» должны стоять рядом мрачный «Метценгерштайн» и юмористический «Герцог де л'Омлет», анекдотическое «На стенах иерусалимских» и остросатирический «Без дыхания», шуточный «Бон-Бон» и устрашающий «Рукопись, найденная в бутылке», притворно трагическое «Свидание», отвратительно-ужасная «Береника» и фарсовые «Страницы из жизни знаменитости» и т.д. Впоследствии эти рассказы, а также много других вошли в прижизненные издания прозы По, заключенные по тем же контрастным принципу.

Еще один из приемов, характерных для романтизма и любимых По,- нагромождение образов и тропов, их нарастание вплоть до излишества. Красочные экзотические описания становятся вроде бы самодостаточными, тормозят действие, экспозиция некоторых рассказов кажется рассчитанной на значительно более долгий сюжет. Но такая диспропорция между пространным, детализированным, пышным вступлением и кратким описанием событий характерна только для менее вданих ранних рассказов. В зрелом периоде творчества писателя все части произведений более взвешенные, строение рассказов гармоничнее, что не исключает образной великолепия, разнообразия красок, буйство невероятного.

Никто не будет отрицать, что богатство и огромная творческая сила странной и причудливые фантазии Е. По - самая яркая черта его таланта. Как могучая фата-моргана, она порождает все новые удивительные картины. Призрачные, они кажутся полными жизни - красок, ароматов, блеска и теней. Достоевский так характеризовал воображение: «В его способности воображения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей... В повестях Пое вы до такой степени ярко видите все подробности нарисованного им образа или события, что наконец как будто убеждаетесь в его возможности, действительности, тогда как это событие или совсем невозможно или еще никогда не происходила на свете».

Образы и картины По конструируются (если этот технический термин подходит для описания акта рождения творения фантазии, интуиции, мысли) на основе органического сочетания полной выдуманности общего и скрупулезной точности, предметности всех деталей. Это придает пластической и даже технической убедительности маловероятном или просто невероятном. [12] Прием сочетание фантастической идеи или принципа и тщательно выписанных, вполне вероятных подробностей их воплощения стал ведущим в последователей По в сфере «сайенс фикшн» - Жюля Берна, Герберта Уэллса и сотен других писателей-фантастов уже нашего времени. Этом же приема в подчиненное и широкое применение вымышленных фамилий великих ученых и изобретателей в ряду настоящих имен, частые указания на конкретные даты, названия стран и местностей, географические широты и долготы, время и место придуманных автором событий. Все это имеет одну цель - убедить читателя в реальности нереального.

С другой стороны, писатель умышленно подчеркивает выдуманность определенных ситуаций и персонажей, создает карикатуры, капризные гротески, вращает описание событий на буффонаду и фарс. Это случается в юмористических, сатирических произведениях, пародиях, которых много в По.

Одна из чаще всего применяемых красок на палитре мастера новеллистики - ирония. В портрете, диалоге, ситуации, в главной идее произведения, как в подробностях описания, звучит ироничный тон - открыто или в подтексте, весело или язвительно. Кроме того, в некоторых строках прозы По чувствуется и самоирония, весьма остроумный и колкий. Иронии По борется против всемирного зла и будничного, обывательского, против псевдонауки и псевдокультуры, против страха и беспомощности. Ирония в него может быть всеобъемлющей, сокрушительной, а может вызвать просто смех, развлекать как один из способов юмора.

Сатирические, юмористические, пародийные рассказы в новелістичній наследстве По составляют самую многочисленную группу. А если добавить к ним те произведения, где причудливо смешаны шутку и ужас, можно было бы утверждать, что писатель - юморист par excellence. Правда, довольно мрачный, а порой и жестокий, но юморист. И в памяти читателей остаются, прежде всего, его трагические рассказы с их зловещей атмосферой, мистикой, страхами, тайнами, темными и болезненными страстями. «Маска Красной Смерти», «Уильям Уилсон», «Черный кот», «Лягушка» и другие подобные им рассказы запечатлеваются в наше сознание, становятся своеобразной приметой прозы По. Конечно, это и свидетельство их художественной силы, оригинальности, эмоциональной вдохновения.

Однако было бы несправедливо недооценивать и іроніко-юмористический талант рассказчика «Человека, которого изрубили на куски», «Короля Чумы», «Воротилы», «Системы доктора Смолла и профессора Піріа», «Трагического положения» и многих других сатирических и пародийных шедевров.

В названных произведениях крепко слито в выразительную, яркую целостность страшное и жалкое, драматическое и смешное. Рассказы часто имеют двойное дно, как, например, «Система доктора Смолла и профессора Піріа».

Это один из лучших рассказов Е. По. В нем вроде бы сконцентрировано все самое примечательное для стиля, тематики и галереи образов автора. Произведение отличается стремительным действием, в нем нет лишних подробностей, но уже с самого начала возникает атмосфера загадочности, чему способствует небудничное место событий. Наивный и доверчивый рассказчик "попадает через свою заинтересованность наукой (в этот раз медициной) до старого полуразрушенного замка, где находится частная клиника для сумасшедших. Во время роскошного ужина гость знакомится с довольно странной компанией приятелей и подруг хозяина - владельца и главного врача клиники. Перед ним целая кунсткамера чудаков и монстров, к тому же в непривычной одежде (вспомним описание [13] участников пира в «Короли Чумы» или гостей маскарада в «Жабке» и др.), что еще больше усиливает гротескность их поведения.

Иронический эффект не в последнюю очередь возникает от того, что читатель догадывается о правде раньше наивного рассказчика. Оказывается, что эти принаряженные гости - пациенты дурдома во главе с врачом, который тоже сошел с ума. Они захватили власть в больнице, посадили сторожей на хлеб и воду, предварительно скачав их в смоле и перьях, а сами радуются жизнью, пьянствуют и дают волю своим маниям. Мысль о том, что грань между психическим здоровьем и безумием неосязаемо тонкая, случается в По не раз. И рассказы глубже только этой поучительной идеи. Миром правит низменное безумие, которое считает себя единственной формой здоровье,- так тоже можно прочитать скрытый смысл произведения, в котором смешное и страшное смешанное в самый капризный способ.

Чистый юмор, шутливость без особой глубины, без сатирической колкости - главное в написанных причудливо и игриво рассказах «Четыре звери в одном», «Почему французик носит руку на перевязи», «Не закладайся с чертом на собственную голову», «Три воскресенья на одной неделе», «Мошенничество как точная наука», «Очки», «Как было набрано одну газетную заметку» и т.д. Эти веселые и остроумные произведения - еще одна грань многообразного новеллистики По, светлые, радужные краски его палитры. И в этих рассказах писатель обнаруживает свою щедрую фантазию, склонность к преувеличениям, гротеска, изобретательность и эрудицию. Некоторые из юморесок и пародий тесно связаны с реалиями американской жизни, в них звучит острая критика определенных проявлений общественной жизни Соединенных Штатов: в погоне за деньгами, культа успеха любой ценой или таких институтов, как пресса, рекламное дело и др. В окрашенной юмором и иронией новеллистике По находим ростки многих тем, которые впоследствии будут шире освещены в творчестве Марка Твена и других писателей США от о'генри до Вуди Аллена.

Одна из характерных особенностей произведений По - таинственность. Он словно чарами создает настроение загадочности, недосказанности, намеками описывает непостижимое, то, что не поддается логическому толкованию, изображает странные последствия, не называя причин. Он использует для этого весь арсенал приемов романтизма и готики. Средневековые замки с мрачными галереями и переходами, влажными подвалами, щербатими узкими лестницами и запліснявілими стенами, ужасные застенки, погруженные в темноту улочки портового города, где на каждом шагу таится опасность, царят преступление, болезнь, грех,- в его произведениях не только фон, но и элементы действия. Среди этих декораций страдают и причиняют страдания другим таинственные демонические персонажи, что над ними тяготеет фатум - чаще всего сумасшествия или какой-то неназванный извращения, борются с насильственной смертью несчастные жертвы, которые неизвестно за какие вины оказались в лапах своих могущественных врагов. Появляются грозные незнакомцы, сея вокруг себя жуткий ужас - смерть во всевозможных масках, вездесущем и неумолимую. Нашествие проходит сквозь стены, ее нельзя остановить, против нее нет лекарств. Для зла не существует дверей и замков, ничто не помешает его победном шествии. Человек действует на беду себе, над ее душой имеет власть «чертик противоречия», прихоть анти-логики, разрушительный внутренний хаос.

Уже упоминалось, что По любит точность, пространные описания подробностей там, где хочет создать иллюзию реальности нереальных событий и явлений. В то же время [14] он «хитро» и «коварно» прибегает к умолчаний именно тогда, когда читатель стремится найти разгадку тайны, докопаться до истины. Прием заманивания читателя в лабиринт таинственного, откуда нет выхода,- один из самых сильных в эмоциональном плане. Он вызывает острое чувство недовольства, разочарования, побуждает к размышлениям, поиски разгадки на собственную руку, оставляет по себе беспокойство и напряжение. Например, в наше время к нему не раз уже прибегал выдающийся писатель-фантаст и ироничный мистификатор Станислав Лем (романы «Расследование», «Насморк»).

В некоторых таинственных сюжетах По загадка, вокруг которой облаком скапливается непостижимый страх, решается весьма материалистически, хотя и не просто. Такова, например, расшифровка загадочных фактов в «Продолговатом ящике», «Сфінксі», «Черном коте» или ужасного призрака, который мучил героя в «Погребенных заживо». Интересно, что рассказы с материалистическим ключом к тайне по времени создания стоят наряду с такими сложными философско-мистическими произведениями, как «Месмеричне откровение», «Повесть скалистых гор», «Ангел чудесного», где материалистического объяснения нет или, как кажется, и не может быть. Перед нами типичное для По парадоксальное сочетание противоположностей. С одной стороны, он в обоих типах повествования мистифицирует читателя (таинственное оказывается достаточно обычным или же не проясняется, оставаясь совершенно загадочным), а с другой - логика авторских рассуждений везде одинакова. Тайна для него - это то, что пока непознанное, а не то, чего познать нельзя.

Слово мистификация уже не раз появлялось на этих страницах. И не случайно. У Эдгара По есть даже рассказ под таким названием. Что касается самого приема, то писатель просто-таки виртуоз самых разнообразных мистификаций. Одна из них вошла в анналы нью-йоркской прессы. Рассказ «История с воздушным шаром» было напечатано в виде специального приложения к газете «Сан»,- там обычно печатали сенсационные сообщения о реальных событиях. Можно себе представить, какой взрыв чувств вызвала на заре воздухоплавания рассказ о успешный перелет через Атлантический океан, сдобренная множеством науковоподібних ссылок, фамилий исследователей и ученых, убедительных вплоть до осязаемости на ощупь подробностей. Пока вышел следующий выпуск газеты, в котором мистификацию было дезавуировано, толпа любопытных штурмовал редакцию, жаждая новых известий. Интересна и другая мистификация - рассказ «Фон Кемпелен и его открытие», где серьезным научным тоном По пишет о превращении свинца в золото. Он так блестяще пародирует стиль научного сообщения, что ему просто невозможно не поверить. Писатель сам объяснял, что этой мистификацией хотел сбить волну массовых выездов в Калифорнии, где были открыты залежи золота. И это ему в определенной степени удалось.

Как гипербола или гротеск, ирония или таинственность, мистификация появляется в По на разных уровнях текста. Она может быть сюжетной, как в приведенном выше примере, стилевой, как в откровенных или скрытых пародиях, выступать даже в отдельных словах-реалиях, например, в фамилиях авторитетных ученых, которых писатель придумал, или в названиях так же порожденных его фантазией научных произведений. Мистификация через самоиронию оказывается в рассказе «Как писать Блеквудську статью» или в его продолжении «Трагическое положение». Дерзко смеясь над сенсационным прозой популярного журнала, По высмеивает и определенные ситуации и образы классных произведений, [15], написанных в том же духе. Так что произведение «гениальной писательницы» Псіхеї Зенобії (или точнее Психи Сноб), написанный по рекомендациям редактора «Блэквуда», подозрительно напоминает (конечно, в сниженном плане) такие рассказы самого По, как «Лігейя», «Черт на колокольне» или, самое большее, «Пропасть и маятник».

Некоторые из рассказов По производят двойственное впечатление. Написаны вполне серьезно, в мрачно-мистическом духе, они уже самим сгущением готических ужасов вроде подсказывают, что автор мистифицирует, обманывает читателя. Кажется, перед нами пародия на популярные произведения подобного характера, которые с особым рвением печатали американские журналы. Зная из других рассказов писателя, каким научным, строго логичным был его ум, трудно избавиться от подозрения в иронической мистификации. Склонность создателя «Короля Чумы» или «Человека, которого изрубили на куски» до жесточайшей сатиры, к всеобъемлющей иронии, до откровенной насмешки над тем, что он считает нужным подвергать критике, еще сильнее усиливает это подозрение. Двойное дно рассказов, подобных «Метценгерштайна», «Свидание», «Береники», «Правды об истории с мистером Вальдемаром» и т.д., вызвало противоречия в их оценке среди исследователей творчества По. Они по-разному толковали их жанровую природу, скрытый смысл. Например, такое ультраромантичне рассказы, как «Свидание» с его удивительно прекрасными героями-любовниками, трагически погибают через свою греховную любовь, загадочным и роскошным венецианским антуражем, кое-кто был склонен считать «шутливой пародией на Байрона, графиню Терезу Гвиччиоли и ее старого мужа», а в образе рассказчика видеть друга Байрона, английского поэта Томаса Мура, что посетил Байрона в Венеции.

Романтические персонажи серьезных рассказов По наделенные неслыханной красотой или невиданной омерзительно, они страдают от странных болезней, находящихся в редких физических и психических состояниях, становятся жертвами безумных страстей, что испепеляют не только их, но и объект их любви или ненависти. Это чаще всего самотники, погруженные в мир собственного воображения, очень далеки от реальности, или мономани, чей разум болезненно сконцентрирован на одной идее или одном чувстве. Часто их отличие от других людей граничит с патологией, с безумием или переходит грань между психическим здоровьем и болезнью, разрушает личность. Они могут быть или добродетельными и светлыми душой, как ангелы, или греховными и преступными, как дьяволы.

В портретах сатирически изображенных персонажей преобладают приемы карикатуры с назойливым подчеркиванием какой-либо черты лица или части тела, которая, как нос гоголевского майора Ковалева, приобретает особую жизненность и дерзкой самостоятельности, заступая своего владельца («Король Чума»).

Иногда в характеристиках серьезных героев По проступают сознательно или подсознательно предоставленные этим персонажам определенные черты собственного нрава писателя. Например, в «Дневник Джулиуса Родмена» есть такие строки: «Фактов он никогда не преувеличивает, и его впечатление от этих фактов могут показаться преувеличенными. И в этих перебільшеннях нет никакой фальши. Все дело в чувстве, которое вызывают у него увиденные предметы. Колорит, который может показаться пестрым, для него был единственно верным».

А в рассказе «Элеонора» герой так говорит о себе: «Я из тех, [16] кому известные буйные фантазии и безумные страсти. Меня называли сумасшедшим, но кто его знает, может, безумие - это высший разум и почти все славные деяния и каждая глубокая мысль порожденные болезненным состоянием - определенным настроением духа, что вознесся счет сумасшествие. Те, кто грезит днем, знают гораздо больше, чем те, кто только ночью видит сны». Примеров таких черт собственного нрава писателя, преданных его персонажам, можно привести больше. А некоторым он дарит моменты своей биографии, подробности личной жизни.

Психологизм - одна из самых характерных свойств прозы Эдгара По. Его романтические герои могут быть кем угодно, только не рядовыми людцями, а состояния, в которых они находятся, слишком далеки от нормальных. Именно поэтому с таким интересом мы читаем тонко нюансирующие описания их переживаний, следим за часто парадоксальными переходами из одного психологического состояния в другое. По раскрывает диалектику души в предельных ситуациях, следит за малейшими звивами мысли и эмоций. В рассказе «Пропасть и маятник» он создает целую симфонию эмоциональных состояний, показывает рождение безумной надежды вопреки очевидному, раскрывает способность человеческой души бороться до конца против неминуемой гибели. В «Барильці амонтильядо» или «Черном коте» освещает изнутри механизм такого разрушительного чувства, как ревность и жажда мести. В том же «Черном коте», «Вильяме Уилсоне», «Сердце стало не таким» и некоторых других рассказах дает почти клиническую картину маниакального состояния, которое приводит к преступлению и вспышки буйного безумия. Есть у него и анализ всепобеждающего чувства любви, которое растворяет волю и личность влюбленного в воле любимого, есть рассказ, как любовь перерождается в ненависть и даже желание убить некогда обожаемую женщину. Страх смерти, нарастание этого невідступного чувства, медленное разложение личности под влиянием ужаса, так же как трагическое влияние одиночества на человека («Уильям Уилсон», «Человек толпы») - вот лишь некоторые из психологических тем в произведениях писателя. Он - один из первых, кто глубоко раскрыл болезненную психику, то, о чем впоследствии так много писали разные художники от Золя до Фолкнера. В этом По близок к своего гениального современника Николая Гоголя, автора «Записок сумасшедшего», «Нос», «Портрета» и др. Е. По привлекали психологические парадоксы, немотивированные чувства и поступки. Недаром он написал своеобразную разведку «Чертик противоречия» об особом влечение человека к нелепых и гибельных действий. В нашем столетии психологическая проза достигла необычайного расцвета, и можно утверждать, что писатели разных направлений - от реалистов до экзистенциалистов - могли использовать и использовали психологические находки американского мастера.

Эдгар По отмечался интеллектуальной утонченностью, небуденністю мышления, поразительной силой интуиции, позволявшей ему воображением заглядывать в будущее. Вспомним рассуждения следователя Дюпена о логике математического ума и логику мышления вообще или в конкретных областях науки или творчества. Дюпен говорил об ограниченности чисто математического ума и о его бесконечность, если он окрыленный поэзией. В характере самого писателя состоялся этот редкий синтез холодного, острого, скептического ума, который все подвергает анализу и безжалостной критике, и тончайшей поэтической чувствительности, что выходила за пределы обычных человеческих [17] чувств. Эмоциональная насыщенность поэзии По, как и многих прозаических произведений, кажется усиленной тем обстоятельством, что в душе автора «Город среди моря», «Анне», «Аннабел Ли» постоянно звучат слова «memento mori», напоминая о преходящесть человеческого существования, о близости могилы.

К тем, которые в целом творчества По разнообразной случаются слишком часто, а иногда приобретают причепливості, объединяя ряд произведений, принадлежит прежде всего тема смерти. Смерть, естественная и насильственная, выступает у писателя в десятках лиц. Это и гибель от таинственной неизлечимой болезни, ужасной напасти не менее ужасной мести, медленное умирание, картина которого холодно и точно подается с откровенной натуралистичностью, как медицинский описание. Такое же умирание может змальовуватись поэтично (особенно когда речь идет о гибели молодых привлекательных женщин). Это ужасная смерть в муках от руки убийцы или мстителя с садистскими наклонностями, таинственная гибель от вмешательства неземных сил среди раскатов грома и вспышек молний, грозной ярости разбушевавшихся стихий. Поэтизация и обнажение акта смерти идут в писателя рядом. Его интересует именно момент перехода в небытие. Он пишет о сон, летаргию, гипнотические состояния, похожие на смерть, о потрясающие случаи погребения заживо, когда люди просыпаются в могиле и тщетно пытаются выйти из гроба. В конце концов, его интересует такой модный в начале прошлого столетия месмеризмом, то есть учение австрийского врача Месмера о «животном магнетизме», гипноз, который даже может остановить трупный расписание. Все это не просто изображена в нескольких рассказах, а почти научно проанализировано. Такой повышенный интерес к теме смерти объяснялся разными причинами - и личными, и философско-научными и религиозными. За свою довольно короткую жизнь По потерял почти всех близких людей - родных и приемных родителей, свою первую любимую, любимую жену, многих знакомых. Страдания от разлуки, мечта о воссоединении в другом мире побудили интересоваться темой метемпсихозу - переселение душ, их новым воплощением. Был тогда в Соединенных Штатах и особый влечение ко всему сенсационному, как преступления, убийства, воскрешение умерших с помощью гипноза или гальванизации, метемпсихоз или месмеризмом. И это тоже диктовала писателю его сюжеты. Кроме того, и романтизма присущи тяга к меланхолии и интерес к душевным расстройствам также склоняли к трагическому и смерти.

Смерть как самое тяжелое страдание, завершение трагедии притягивает романтика, мысли о гибели мучают По - нервную, впечатлительную человека, представление о смерти как «всего лишь мучительное превращение» не раз обращается По-философ. Как и его персонажи, он думает, что «наше нынешнее воплощение преходящее, предварительное, временное. А будущее - совершенное, завершенное, нетленное. Будущее жизни является осуществлением того, что нам суждено» («Месмеричне откровение»). Пожалуй, в творчестве он пытался освободиться от комплекса смерти, предоставляя героям собственные противоречивые мысли, фиксируя их на бумаге. Это одно из возможных толкований. И, вероятно, не единственное. По вкладывал в уста своих персонажей слова об «ужасном состояние, которое испытывают нервные люди, когда чувства живут, а силы разума спят» («Тень»), или о том, что «нематериальности не существует. Это просто слово. Нематериального не существует вообще, если только не отождествлять предмет с его свойствами». Это мнение не о торжестве материального, [18] а про духовность как форму материи: «Есть ступени преобразования материи, о которых человеку ничего не известно; более простые и примитивные пробуждают тонкие и изящные... Эти ступени поднимаются все выше, теряя в то же время плотность и плотность, пока наконец мы достигаем материи, уже совершенно лишенной предметности, неделимой и единой...» («Месмеричне откровение») .

Некоторые философско-мистические размышления персонажей По советская критика или замалчивали, или рассматривала как плод некритически воспринятых псевдонаучных идей тогдашней эпохи, отвергнутых материалистической наукой. В наши дни сквозь формулы и терминологию прошлого века мы с удивлением видим такое, что очень близко поискам многих наших современных ученых. Они говорят о душе как о реальности, о жизни после смерти, используя для доказательства своих гипотез достижения квантовой физики, представления о лептоны или лептонні газы как носители наших мыслей и чувств во времени и пространстве и т.д. В этих гипотезах идет речь о шестой орган чувств - душа, который не имеет своего конкретного материального воплощения и который особенно развит в эмоциональных людей - поэтов, художников. Известны специальные исследования о том, что чувствовали и видели люди, которые пережили состояние клинической смерти. Кстати, некоторые из них в этом состоянии видели, как из их тела улетает душа.

Рассказы По, в которых люди проявляют свои подсознательные мысли и чувства под влиянием месмеричного гипноза, приподнимающих завесу над тайной состояния, промежуточного между жизнью и смертью, долгое время казались лишь произведениями богатой фантазии автора. В наши дни сеансы гипноза широко используются для различных практических целей, и люди с неслыханной точностью рассказывают о том, чего в состоянии сознания они не помнят или не знают.

Это не означает, что все философско-теоретические рассуждения Эдгара По имеют научное обоснование. Но считать его размышления о жизни и смерти тела и души, о материи и духе, о подсознание лишь безосновательными мистическими фантазиями - тоже неправильно.

Об умении По заглядывать в будущее, опережать мыслью своих образованных современников писалось уже не раз. Интересные соображения по этому поводу Александра Блока: «Тот факт, что По жил в первой половине XIX века, не менее странный, чем тот, что испанский художник Гойя жил в конце XVIII столетия. Сочинения По написаны как будто в наше время». Фантазия По в отличие от творчества предыдущего поколения романтиков часто имеет сопротивления, серьезное основание в научных знаниях тогдашней эпохи, в смелых гипотезах, которые впоследствии были подтверждены. И это обстоятельство делает его, с одной стороны, близким к просветительства XVIII века, а с другой - до современных писателей, создателей научной фантастики. Это же определяет и своеобразие американского художника среди других романтиков.

Математика воспитала в склонность к абстрактному и логическому мышлению. Он интересовался астрономией, теориями возникновения вселенной. Кроме того, хорошо играл в шахматы (писал про эту игру), занимался теорией игр, знал принципы дешифровки. Став одним из самых влиятельных основателей новейшей научной фантастики, По в отличие от фантастов-предшественников отмечал не на чистом вымысле, а на научных предсказаниях [19] и прогнозах. У него самого есть поразительные догадки, интуитивное прозирання будущего, как, например, в рассказе «Разговор Ира и Харміони». В этом произведении писатель обрисовал страшную картину гибели мира от столкновения Земли с огромной кометой. И это описание удивительно напоминает картину атомного или водородного взрыва: «мгновение неистово полыхало свет, пронимая каждый закутень... Тогда раздался гром, раскатился по всем углам... и вся масса эфира, в которой мы существовали, моментально занялась таким пламенем, что для его ослепительной яркости и палящего жара нет слов даже у ангелов, что живут в высоком небе чистых знаний. Вот так все и кончилось!»

По не раз с пластическими подробностями описывал летательные аппараты легче воздуха, которые не просто двигались над морями и континентами, но и преодолевали космические просторы. «Необыкновенное приключение Ганса Пфааля», «История с воздушным шаром», «Mellonta tauta» опережали в этом романы Жюля Берна (например, «Из пушки на Луну») или научную фантастику Герберта Уэллса.

В юмористическом описании полета Ганса Пфааля на Луну есть серьезные рассуждения о самочувствии астронавта и вообще живых существ в космосе, и мы снова удивляемся прозірливості писателя, так же как и в рассказе «Mellonta tauta», где он пишет про железную дорогу будущего, и поезд преодолевает пространство со скоростью 300 миль в час. Как доказано исследователями, По сделал лишь два путешествия через океан, когда вместе с Алланами плыл в Англию и обратно. Он много ездил по Америке, и, кроме Англии, за границей не бывал. Тем более захватывают его живописные и точные описания чужих земель, его подробное знание морского дела. Интересно, что для рассказа «В плену Мальстрему» писатель воспользовался сведений Британской энциклопедии, а позже это издание в новых выпусках цитировало описание Мальстрему... по тексту По, так эффектно он изобразил это природное явление (когда читаешь этот текст, на ум приходят современные материалы о Бермудский треугольник. Опять По будто заглянул в будущие проблемы). Можно продолжать перечень профессиональных вопросов из различных наук, с которыми был знаком и которые оригинально воплотились в его художественном творчестве. Вспомним, что он был соавтором специального произведения о ракушки. Эта научно-популярная работа имела успех и переиздавалась несколько раз.

Эдгар По - один из немногих тогдашних и великих писателей, кто с таким интересом и восторгом следил за достижениями научной мысли, за техническими изобретениями, кто так тянулся до всего необычного, нового, только что открытого в мире природы. И в этом оказалась его «американистость» - характерная черта гражданина страны, где технический и научный прогресс был самой большой движущей силой развития. Об эту увлеченность свидетельствуют и публицистика, и художественная проза автора «Тысяча второй сказки Шехерезады». Это юмористическое повествование является развернутым повествованием жены султана о чудесах нашей земли. Своей реальной невероятностью они превосходят любую фантастику и вызывают сомнения и скепсис у султана, что для сказочницы заканчивается слишком грустно. По успешно использует прием, который в наше время с легкой руки Виктора Шкловского называют «эффектом "учуднение"». То есть показывает известное под новым углом зрения, раскрывает его странные, непривычные стороны. Описывая технические открытия,- пароход, паровоз, телеграф, воздушный шар и т.п., - Шехерезада описывает их с точки зрения человека средневековья. Это вызывает не [20] лишь «эффект "учуднение"», а веселый смех. Следовательно, и в этом Марк Твен подражает в своем романе «Янки при дворе короля Артура».

Бесконечный процесс познания мира казался писателю, как это следует из философского диалога «Сила слов», счастьем: «Ох, счастье не в самом знании, а в получении тех знаний. Вечно познавая, мы вечно блаженны... единственная цель бесконечной материи - создать множество источников, из которых душа может утолять всегда ненасытное в пределах материи жажду познания: ибо заглушить эту жажду означает уничтожить бытие души». Круг чтения Эдгара По, о чем свидетельствуют и его произведения, было очень широкое, и удивительно разнообразное. Он следил за открытиями в областях различных наук, рецензировал специальные труды по философии, биологии, географии, истории, широко использовал полученные знания в своих художественных произведениях. Его увлекал процесс создания новых реальностей с помощью научных открытий, воплощения в жизнь величественных планов, приумножают блага мира, украшают его. С чисто американским практицизмом он предлагал немедленно внедрять в жизнь научные теории, опережая художественным словом медленный, как ему казалось, прогресс. Его воздушные шары пересекали Атлантический океан или даже слетали в космос намного раньше, чем могли это сделать настоящие летательные аппараты, а исследователи возвращали жизнь умершим, останавливая с помощью месмеричних пасов смерть и разложение. Фантазия По дает иногда странные и одновременно рациональные плоды. Например, в рассказе «Муза Арнгейм» он излагает теорию парковой архитектуры как искусства не менее прекрасного, чем живопись, скульптура или музыка». Увлечение созданием поэтически прекрасных садов приобрело особый размах в XVIII веке во всех европейских странах. В США По первым воспел этот вид искусства, доказывая великолепие своего вымышленного парка до неслыханного и невиданного, превосходя мифические сады Семирамиды. Национальные парки страны и даже такая коммерческая организация, как знаменитый Диснейленд, пожалуй, являются далекими наследниками поэтических фантазий По.

Некоторые стихотворения и рассказы По тускло напоминают уже когда-то слышанное, знакомо. Когда это сходство подтверждается сопоставлением со стихами или прозой Кольриджа, Гофмана или Вашингтона Ирвинга, ясно, что здесь отчетливый отзвук знакомства с произведениями этих художников и его искреннего восхищения ими. Нельзя забывать и о поразительной стилистическую перейнятливість, которая делает такими эффектными пародии на разных литераторов («Герцог де л'Омлет», «Трагическое положение», «Черт на колокольне»).

И значительно больше моментов узнавания возникает при чтении книг литераторов, которые писали после По, то есть тех, на кого он сам оказал несомненное влияние. Это символисты, неоромантики, много писателей-декадентов, некоторые представители экспрессионизма и, как ни неожиданно это звучит, довольно многочисленный отряд реалистов.

Символисты разных стран, в том числе и отечественные, называли По своим предшественником и учителем. В общем, это так, хотя определенную рацию имел и Александр Блок, когда писал: «Мир его творчества настолько широк, что вряд ли справедливо считать его основоположником так называемого символизма». Талант По такой щедрый, что он беззаботно разбрасывал зерна новых идей и художественных форм, как будто не замечая собственного новаторства и в поэзии, и в прозе. [21]

Своей судьбой и творчеством По был близок к «проклятых поэтов», во многом предшествовал этим французским художникам. Не случайно на родине Рэмбо, Верлена его самое горячее и талантливым популяризатором стал Шарль Бодлер, во Франции По поняли глубже и тоньше, чем на родине. Известная статья Бодлера, посвященная американскому писателю, сохранила свое значение и до наших дней как одна из наиболее вдумчиво и хорошо написанных работ о По. Здесь, конечно, оказалась, если прибегнуть к выражению Гете, Wahlverwandschaft, родство избранных.

И в изобразительном искусстве Франции ощутимый выпил пластической поэзии и прозы По, в частности в картинах символистов Гюстава Моро или Оділона Редона, самых причудливых художников прошлого столетия. Однако это отдельная тема, которая требует серьезного изучения.

До последнего времени в трудах российских исследователей подчеркивалось, что символисты и декаденты мифологизировали фигура и творчество По, видели в нем лишь то, что хотели видеть. И если американские современники негативно относились к писателю за его «демонізм», тот самый демонізм автора «Ворона» захватывал Бодлера, Брюсова и Бальмонта. Это так. Творчества По действительно присущ определенный демонізм, хотя символисты и преувеличивали значение этого своеобразного байронизма американского писателя. Они были довольно односторонние, оставляли без внимания другие важные приметы литературной деятельности поэта, в частности его ироничный критицизм и юмор, забывали о его новаторство в создании литературных жанров и т.д.

По неоромантиків, то и их связи с По очевидны и многочисленны. Кроме тех, что лежат на поверхности,- склонность к экзотике дальних стран, драматических путешествий (особенно морских), описаний загадочных природных явлений и катаклизмов, создание трагически заостренного конфликта между героем и обществом, важным является сам выбор героя - одинокого, загадочного, психологически сложного, часто действительно демонического. И борение в душе этого героя добра и зла, великой духовности, таланта и мерзких грехов и извращений - тоже близки к подобных конфликтов в сознании героя многих рассказов По. Неоромантична завороженість смертью, преступлением, таинственность - тесно связаны с романтизмом американского писателя. Конечно, герои и неоромантиків, и По имеют общих предков - героев Байрона. Все они вроде бы одна семья, представленная несколькими поколениями. И каждое поколение вносит свои черты и передает их следующим. «Гены» По оказались очень сильными и передались многим из тех, кто творил после него.

Среди реалистов, которые учились в По, первым надо назвать Марка Твена. Его юмористические и сатирические рассказы по стилю и приемами часто близки к прозе По этому же расцветки Твенові гротескные преувеличения, накопления гипербол, избыточность подробностей, некая грубоватость тона, особенно в ранних произведениях, как и склонность разворачивать действие поздних повестей на фоне условно-европейских декораций с «немецким» колоритом - все это напоминает отличительные черты повествовательной манеры автора «Без дыхания» или «Черта на колокольне». Перекликаются и определенные характерные образы обоих писателей. Например, на дьявола похож По Твенів соблазнитель обывателей города Гедлиберг, или мистически-ужасный «Таинственный [22] незнакомый». И это лишь некоторые черты родства Марка Твена с его талантливым предшественником.

Родство существует между Эдгаром По и таким самобытным художником-реалистом следующей генерации, как Анатоль Франс. Кроме восхищения историческими и географическими реалиями, красочными, экзотическими, красивыми, редкими вещами, подробностями быта, архитектурными деталями и т.п., их сближает огромная эрудиция, глубокое знание мировой культуры. Блестящая филологическое образование, владение классическими и современными языками, широкая осведомленность с трудами историков, философов, географов, отличная память на имена и факты, ссылки на строки поэтических и прозаических произведений авторов разных эпох и стран - все это делает тексты обоих писателей к краю насыщенными сложной культурной информацией. Далеко не каждый современный читатель, даже ученый-специалист, может полностью понять мысль или образ или По Франса, не обращаясь к комментариев или примечаний. Десятилетия невнимания к классической филологической образования сделали нас беспомощными без костылей научного аппарата. Надо, однако, признать, что обоим писателям присуще определенное бахвальство собственной эрудицией, легкий научный снобизм, который составляет своеобразную примету их письма, особенность стиля. И в наше время в этом у них есть продолжатели,- вспомним хотя бы Карпентьєра или автора романа «Имя розы» Умберто Эко, не говоря уже о Джеймса Джойса.

Книга: Кира Шахова Эдгар По: Наброски к портрету (1992)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Кира Шахова Эдгар По: Наброски к портрету (1992)
2. Воспользуемся, кроме приведенных выше, еще одним сюжетно-образным...

На предыдущую