lybs.ru
Первыми от политических импотентов отворачиваются политические проститутки. / Александр Перлюк


Книга: Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.


Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.

В течение последних лет ученые, которые занимались общими вопросами профессиональной подготовки, описывают учебно-воспитательный процесс вуза, систему профессиональной подготовки как особую знаковую модель соответствующих видов профессиональной деятельности. Подход к этой системе как опосредованной модели деятельности позволил выделить ряд противоречий, которые существенно влияют на качество ее функционирования. Среди них наиболее значимыми являются противоречия:

между необходимостью интеграции всех предметов относительно конечных целей учебно-воспитательного процесса в вузе и дифференциацией их реализации;

между абстрактністю каждой отдельной дисциплины и конкретностью задач профессиональной деятельности специалиста, в решении которых ему необходимо комплексно учитывать сведения из различных дисциплин;

между индивидуальным характером усвоения учебного материала и коллективным характером деятельности различных специалистов в процессе решения общей задачи в реальной ситуации;

между теоретическими, знаково-графическими формами реализации содержания учебного материала и предметно-практическим характером деятельности будущего специалиста.

Одним из главных противоречий высшей школы является нетождественность предметов учебной деятельности и будущей профессиональной. Преодолеть это противоречие можно реализацией знаково-контекстного типа обучения, при котором основной единицей работы преподавателей и студентов становится профессиональная ситуация в своей предметной и социальной определенности (А. А. Вербицкий). В ходе работы с соответствующими ситуациями деятельность студентов приобретает черты, которые отвечают особенностям и учебной, и профессиональной направленности. Следовательно, в оптимальном варианте контекстного обучения является профессионально ориентированным обучением, в котором все знания приобретаются только в контексте будущей профессиональной деятельности, а все, что не входит в него, изымается из содержания обучения.

Важной проблемой в учебно-воспитательном процессе вуза является личностная ориентация профессиональной подготовки будущих специалистов, направлена не только на усвоение студентами знаний, умений, навыков и форм поведения, но и на формирование определенной структуры личностных качеств. Важно, чтобы уже в процессе обучения студенты овладели системным видением будущей деятельности, воспринимали события как компоненты единой системы деятельности, которая включает связанные между собой направления работы. Это положение определяет актуальность поиска путей интеграции содержания и форм профессионального образования, благодаря которым обеспечивается формирование интегративных профессиональных качеств студентов - будущих специалистов.

Формирование практического и психологического компонентов привлечение студентов к профессиональной деятельности опирается на взаимообусловленные изменения в эмоционально-волевой, операционно-технической и интеллектуальной сферах личности, которые стимулируют развитие самосознания, что в свою очередь влияет на развитие всех других сфер, осуществляя регулятивную функцию процесса формирования личности и ее профессиональной компетентности. Профессиональная подготовка студентов поэтапно наполняется разным содержанием. На начальном этапе учебно-познавательной деятельности студентов ведущим является моральный компонент, а главным в профессиональной мотивации - начальный недифференцированный интерес к данному виду труда. На втором этапе необходимо формирование иерархии мотивов учебно-профессиональной деятельности, когда начальный познавательный интерес перерастает в профессиональный интерес к конкретному виду деятельности. На следующем, третьем, этапе главным является практическое привлечение студентов к профессиональной деятельности во время которого они получают и углубляют общие знания о профессии данной отрасли, базовые или специальные знания, умения и навыки; приобретают предыдущего опыта выполнения простых практических задач. Последние охватывают содержание труда всех профессиональных групп отрасли и минимально необходимый опыт работы по специальности, которая приобретается во время соответствующего допрофессионального обучения. Так, привлечение студентов к профессиональной деятельности может способствовать развитию интегрального личностного новообразования, включающего устойчивое стремление к труду в данной области, наличие специальных знаний, умений и навыков, а также комплекс индивидуально-психологических (волевых, эмоциональных, характерологических) качеств, которые обеспечивают высокую эффективность профессионального функционирования человека в этой области. Что касается профессионального самосознания, которая, как известно, является новообразованием юношеского возраста, то на этапе формирования специальных умений важными являются стремление к знанию психологической структуры своей личности, адекватная самооценка базовых знаний, умений, навыков, способность к профессиональному самообразованию и т.д.

Итак, через профессионально ориентированное обучение студентов (с привлечением их к практической деятельности) и формирования профессиональных ценностных ориентиров возможно обеспечение в дальнейшем развитии и совершенствовании профессиональных умений.

За традиционных форм изучения специальных дисциплин в деятельности студентов преобладают исполнительные функции, нет реальной самодеятельности, студенты лишены возможности проявлять свои способности, реализовывать личностные потребности. Их угнетает коллективный эгоизм, когда потребности человека почти или полностью игнорируются. Труд студентов традиционных форм ее организации имеет определенные признаки принуждения. Она сочетается с однообразными, упрощенными по содержанию учебными операциями, а поэтому не может пробудить ни новых, более значимых социальных мотивов, ни тяги к знаниям, ни проявления творчества. Следовательно, она является малоэффективным средством формирования профессиональных умений студентов - будущих преподавателей - и не всегда представляет собой рациональную форму организации их учебно-познавательной деятельности.

Следовательно, без совершенствования содержания и форм учебной деятельности студентов в процессе психолого-педагогической подготовки не могут формироваться те профессиональные качества, которые являются необходимыми и достаточными для эффективной деятельности будущего специалиста.

Книга: Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.
2. РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ
3. 1.1. Основные направления оптимизации учебного процесса в экономическом образовании
4. 1.1.1. Требования к специалисту и развитие человеческих ресурсов в современных условиях рынка труда
5. 1.1.2. Формирование профессиональных умений будущих специалистов: обучение через действие
6. 1.1.3. Уровне компетентности будущих специалистов и моделирование уровней усвоения знаний учебного предмета
7. 1.1.4. Технология обучения в модели профессиональной подготовки будущих специалистов
8. 1.2. Факторы активизации обучения в экономическом образовании
9. 1.2.1. Особенности взаимодействия как фактор активизации обучения
10. 1.2.2. Организация содержания обучения
11. 1.2.3. Совершенствование организационных форм обучения
12. 1.2.4. Факторы активизации дидактических процессов
13. 1.2.5. Особенности обучения взрослых в экономическом образовании
14. 1.2.6. Обучения экономике младших школьников
15. РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
16. 2.1. Лекционные и комбинированные занятия
17. 2.1.1. Мини-лекция
18. 2.1.2. Сводный изложение
19. 2.1.3. Комбинированный урок по экономике
20. 2.2. Практически-семинарские занятия
21. 2.2.1. Малые группы
22. 2.2.2. Дискуссия
23. 2.2.3. Мозговая атака (brain storming)
24. 2.2.4. Анализ конкретных ситуаций (case method)
25. 2.2.5. Метод случаев (incident method)
26. 2.2.7. Инсценировки (role playing)
27. 2.2.8. Дидактические игры
28. 2.2.9. Метаплан
29. 2.2.10. Тренинг
30. 2.3. Организация самостоятельной работы по экономическим дисциплинам 2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ 2.3.1. Самостоятельная работа студентов (срс)
31. 2.3.2. Дидактические тексты
32. 2.3.3. Экономические сказки
33. 2.3.4. Учебное проектирование
34. 2.4. Использование средств обучения в экономическом образовании
35. 2.4.1. Наглядные учебные пособия и технические средства обучения (тсо)
36. 2.4.2. Технические средства обучения
37. 2.4.3. Дидактическая целесообразность использования средств наглядности в процессе изучения экономики
38. 2.4.4. Использование информационных систем и технологий в изучении экономических дисциплин
39. 2.4.5. Работа с учебником по экономике
40. 2.5. Комплексная диагностика успешности обучения по экономике 2.5.1. Контроль успешности обучения
41. 2.5.2. Проверка учебных достижений (успеваемости) по экономике
42. 2.5.3. Тестовые задания
43. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На предыдущую